БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 3. КАРМА-ЙОГА. СТИХ.31-35.
31.Те люди, которые регулярно выполняют эти вечные Мои предписания, наделенные верой, независтливые, и они освобождаются от оков кармической деятельности.
КОММЕНТАРИЙ.
Что такое кармическая деятельность? Она же деятельность материальная, деятельность неверующих людей, людей духовно неграмотных, невежественных? Об этом было уже сказано достаточно. Несомненно, это деятельность, не направленная на Бога, не посвящающая плоды деятельности Богу, не видящая Бога извечной причиной, дающей человеку и труд и его плоды, деятельность эгоистичная, направленная на личной обогащение, на личные нужды, не благодарящая Бога и не признающая Бога единственно распоряжающимся всем изначально. Такая кармическая деятельность считается греховной, ибо требует от человека качества изначально потребительские, эгоистичные, глубоко материалистичные, выражающиеся в привязанности к своей деятельности и ко всему, с чем она связана, влекущие за собой зависть, гнев, расчет, осуждение, самомнение, желание славы, влласти, материальных благ и пр. Такая деятельность, изначально греховная, несомненно является кабалой в материальном мире, где человек раб своего труда и посредством только труда уготавливает себе новые и новые рождения в круговороте сансары, где приходится отдавать долги, как и зарабатывать новые, ибо за любую свою греховную деятельность следует платить, дабы через страдания осознавать ошибки и отказываться от них, для чего предоставляется новое и новое рождение...
Таким образом, любая деятельность, если она не посвящена Богу, становится для человека оковами, причиной его страданий, причина круговорота рождений и смертей, причина материального существования, где господствуют рождение и смерть, старость, болезни, зависимость от страданий трех видов, как и от иллюзорных энергий Бога, не позволяющих невежественному человеку увидеть вещи, как они есть на самом деле.
В данном стихе Бог говорит о непременном условии, при котором человек может освободиться от последствий кармической деятельности. Это условие заключается в том, чтобы принять и следовать всем выше указанным предписаниям Бога в этой главе. В чем же они заключаются? Во-первых, неуклонно исполнять работу, ст.4-5, во-вторых, контролировать чувства и задействовать их в работе без привязанности, ст.7, в-третьих, исполнять именно предписанную работу, ст.8, в-четвертых, посвящать работу Ягйе, Самому Богу, как жертвоприношение, ст.9-12, в-пятых, принять цикл, согласно которому Бог вечно присутствует в актах жертвоприношений,ст.14-16, в-шестых, осознать, в каком случае можно сказать, что долг для человека не существует и связано ли это с непосредственным освобождением от долга, ст.17-18, в-седьмых, необходимо следовать условию непривязанности в любом виде деятельности, ст.20-21, в-восьмых, необходимо осознавать роль личного примера в труде для других, ст.21-24, в-девятых, надо знать, как будучи непривязанным в работе, вести себя по отношению к тем, кто привязан, ст.25-26, в-десятых, Бог показал, как практически происходит процесс вовлечения в работу через гунны материальной природы и это знание должно быть основным и направляющим. И в стихе 30 Бог дал настоятельное указание каждому посвятить Богу все виды своей деятельности, т.е. еще раз подчеркнул путь карма-йоги, как самый благоприятный, рекомендуемый Богом всем в Кали-йугу.
Все эти знания (как и последующие) есть на самом деле достаточно строгое предписание Бога каждому в пути духовного развития, и их исполнение, полное и неуклонное следование им непременно обеспечит освобождение от извечных уз работы, как и от порождаемых работой кармических последствий, удерживающих человека в материальном мире. Карма-йога на самом деле есть узаконенный, лучший путь за пределы материального мира, но путь для тех, кто, как сказал Бог в этом стихе, выделив основные качества таких людей, не желает очень многого и независтлив.
О таких людях в данном стихе Бог Говорит: "мучйанте те апи кармабхих". Здесь следует обратить внимание на "апи", что означает "также", а все выражение переводится: "И они также освобождаются от последствий кармической деятельности". Это очень существенное замечание и его надо понимать так, что указанный в этой главе преимущественно путь карма-йоги не единственный, иногда может быть не преимущественным, частично проявленным. Но знать сказанное в этой главе Богом необходимо каждому йогу и иметь такую практику настолько, как в его индивидуальном пути позволит Бог. Однако, достичь освобождение можно занимаясь и другими йогами. Каждый человек сам почувствует, что более привлекает его: или преимущественно духовные знания и изучение Вед, или любовное преданное служение Богу, или процесс медитационной йоги, или принятие саннйасы в том смысле, в котором понимал и Арджуна, как и современные духовные учителя. Каждого Бог ведет путем уникальным, ни в чем не повторимым, работая над каждым скрупулезно только для него подходящими методами и ведя через практику той йоги, которая на данном этапе развития максимально благоприятна. В этом и Милость Бога и легкость в пути, как и Сам Успех.
32. Но те, кто из большой зависти (желая очень многого), не регулярно выполняют эти Вечные Мои Предписания, они введены в заблуждение во всех видах знания. Знай, что все, что делается из другого понимания (материального), будет разрушено.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих относится к тем, кто не может полностью принять все выше сказанное Богом и следовать этому. "абхъясуйанто" - это люди, которые к очень многому устремлены в плане материальных благ, завистливы и, как следствие, непременно привязаны к своей работе, как и к ее плодам. О таких людях Бог Говорит, как о введенных в заблуждение во всех видах знания, а потому как о невежественных, заблуждающихся, имеющих неверное направление мысли, в результате чего все, что бы они не делали, не истинно, приходящее и не сможет принести им Высшего успеха, что есть духовное прозрение. Но почему такие люди во всех видах знания введены в заблуждение? Ведь, на основе материальных знаний, опять же, данных Богом, сделаны многие открытия, достигаются вполне реальные успехи во всех направлениях науки, очевиден технический прогресс, человек успешно использует энергию атома... Можно очень долго перечислять достижения человечества, но пока человек видит во всем причиной себя, пока все связывает с собой, с своей личной инициативой, пока во всем мнит причиной себя, как и наслаждающимся результатами, его знания будут оставаться далеко не полными, не объясняющими, не точными или достаточно иллюзорными. Этих знаний будет едва хватать, чтобы хоть как-то обустроить свою материальную жизнь, хоть как-то удовлетворить свои все возрастающие и ненасытные потребности, насладить свои чувства и прислуживать более менее сносно своему телу, но не хватит, чтобы объяснить даже самые простые вещи. Человек никогда не сможет понять, откуда берутся и куда уходят неизлечимые болезни, почему один богат, а другой беден, в чем смысл жизни умершего ребенка, почему страдания у одних идут чередой, а другие живут в относительном мире и благоприятных условиях, почему один всю жизнь болеет или рождается инвалидом, а другой никогда не жалуется на здоровье, почему родные люди предают друг друга и изменяют друг другу, почему смерть действует как бы избирательно и чем руководствуется убийца, избирая конкретную жертву... В разнобое мнений человек никогда не может выбрать универсальное, которое подошло бы к каждому конкретному случаю, которое могло бы ответить на все материальные вопросы, разрешить все проблемы и максимально предостеречь. Человек также не сможет понять, почему, когда строишь, долго вынашиваешь план, все учитываешь, продумываешь, взвешиваешь, но получается другое, непредвиденное, нежеланное, к чему не готов, что видится несправедливым. Сложно понять, почему часто добро возвращается злом, почему друг предает, а чужой человек может оказаться ближе самых близких, почему в человеке нежданно появляется зависть или гнев, почему невозможно простить, даже искренне желая этого, непонятно, что такое память, почему она то помогает, то предает? Откуда в человеке талант, склонности, трудолюбие, жестокость, милосердие? Почему мать может оставить своего ребенка или ребенок может убить своих родителей? Никакие открытия, никакой опыт, никакие материальные знания здесь не могут прийти на помощь. У каждого несчесть вопросов. И редкий ответ удовлетворит, но не надолго. Понимание человека нестабильно, не имеет четкой и безукоризненной основы, нет чувства независимости от страданий, которые то и дело шлет материальный мир, рождая страх и неуверенность в этом мире. Но только верующие, постигшие совершенные духовные знания, которые много выше всех материальных знаний вместе взятых, пребывающие в этих знаниях и утверждающиеся в них через преданное служение, через практику буддхи-йоги, в частности карма-йоги, знают ответы на все поставленные и еще не поставленные вопросы, ибо первое, с чего они начинают, это с видения Бога во всем и все - в Боге. Именно духовные совершенные знания позволяют увидеть себя в Планах Бога, увидеть себя извечной духовной частью Бога, а потому бессмертной, развивающейся, направляемой к Богу ценою всех материальных рождений, где от жизни к жизни живое существо развивает в себе, ведомое Богом, качества Божественные, совершенные, лучшие. И только эти качества и ничто другое становятся неотъемлемыми, именно их человек и может унаследовать в новой жизни, как честно заработанный своим трудом и с Богом свой багаж, чтобы и далее с Богом приумножить. Все остальное, достигнутые материальные блага, все результаты технического и культурного развития, остаются за спиной, во временное пользование тем, кто еще в них нуждается. Через совершенные знания человек начинает мыслить глубоко и всеобъемлюще, видя изначальное предназначение каждого, видя абсолютно смысл жизни, зная, что есть кармические долги, что есть круговорот сансары и Воля Бога, зная, по чьей Воле и каким образом строится Судьба, кто ведет живое существо, как и долг каждого перед Богом изначально. Такое понимание и мышление, углубляемое постоянно, дает человеку полное понимание обо всем, что происходит в его жизни, как и жизни других, не печалит и не радует, но делает его во всем сотрудничающим с Богом, подключающимся активно к процессу самовоспитания, делает его терпеливым, мудрым, знающим всему цену, и на все находящим ответы достаточно точные. Такой человек знает изнутри указания Бога, слышит Мнение Бога и разъяснения Бога в себе по любому вопросу, его мысль становится духовней и тоньше, а потому легко проникает и легко видит, и легко объясняет, как в материальном, так и духовном плане. А для этого необходимо также не желать многого, не идти на поводу своих желаний, контролировать чувства, ум, сами желания, не стремясь их удовлетворить в полном объеме, но разумно или с аскетизмом.
В этом стихе также говорится, что все, что делается с материальным сознанием, будет разрушено. По большому счету, в буквальном смысле это действительно так. Не секрет, что уходят с лица Земли и целые цивилизации и есть тому немало свидетельств, но где те люди, которые были в тех цивилизациях? А они, те люди, или, точнее, те души только между нами, среди нас или уже на духовном плане. Все : города, памятники культуры, научные открытия, многое- многое другое... - сравнялось с землей, но качества, достигнутые людьми, остались с тем чтобы преумножаться, совершенствоваться, одухотворяться, как и передаваться и вести за собой. Все оттуда, духовное, развивающееся, сам опыт, или несовершенные качества, едва затронутые в духовном направлении, - все живые существа нигде и никак не порастеряли, но бережно и в свое время получили от Бога вновь и работают и будут работать, совершенствуясь и одухотворяясь настолько, чтобы человек мог выйти за пределы рождений и смертей.
Здесь следует также понимать и другое. И материальные деяния человека универсальны, ибо созданы Богом, и они вносят свою толику в духовное развитие каждого, но делают это косвенным путем, иногда развивая духовные качества несколько окольным путем, минуя сознание, через материальные цели и устремления, принуждая человека через бытие лучше трудиться, быть ответственней, знать чувство долга и пр. Таким образом, хочет или нет человек, но, достигая дома, машины, славу, преумножая блага, он из всего этого по сути тленного и временного, чему суждено быть разрушенным, достигает терпение смирение, трудолюбие, другие положительные и отрицательные качества, но, становясь на духовную платформу, мысля духовно и осознавая цель своего пути, человек начинает активно работать над собой, направленно, отшлифовывая и отказываясь от качеств низших не в результате страданий, которые влекут материальные бесконечные желания, но нацеленного пути через практику избранной йоги, так очищая свое существование и делая свое духовное продвижение более быстрым, успешным, результативным, осмысленным, так более решительными и ускоренными темпами пополняя свой духовный багаж, так называемый нетленный запас, приобретенный сознательно, а потому более ценный и более вместимый, куда начинают входить качества высшие, такие, как непривязанность, аскетизм, контроль ума и чувств.
Но идущие материальным путем, не готовые принять предписания Бога, несомненно, тоже вовлекаются в процесс духовного развития, предусмотренный для тех, кто еще достаточно материально привязан, но идут в этом направлении медленно, создавая и преумножая то, что тленно, вечно связанные нуждами своего тела, как и желаний, а потому духовно слабы и обладают качествами, которые, увы, не могут помогать видеть вещи, как они есть и своим трудом создают то, что по сути перед Богом не столь ценно и не сохраняется в итоге.
33.Ученый пытается действовать в соответствии со своим пониманием, но все же ему приходится поступать в зависимости от гунн материальной природы. Все живые существа зависимы от гунн материальной природы. Что же даст неприятие этого?
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих не является прямым продолжением предыдущего, но имеет самое непосредственное отношение к поднятой теме: карма-йога, как путь достижения Всевышнего - путь отречения, посвящения Богу плодов своей деятельности - зависимость от гунн материальной природы - выполнение предписаний Бога. Данным стихом Бог поднимает еще один вопрос, крайне важный, многое разъясняющий в этом направлении, дающий элемент совершенного знания и тем, кто далек от мысли об осознанном духовном пути и не хочет или не может приложить в этом направлении необходимые усилия, чтобы помочь себе и начать таким образом сотрудничать с Богом. Речь идет о людях, абсолютно убежденных в силе материальных знаний, уверенных в свои возможностях, в своих планах, связывая их исполнение с собой, своими желаниями, своей волей и в зависимости от случайных предвиденных и непредвиденных стечений обстоятельств. В этом стихе Бог приводит в пример ученого-материалиста, который на самом деле, обладая большим багажом материальных знаний, пытается через них все увидеть и все объяснить, через них получать вожделенные результаты и планирует далее. Но и он, как говорится в стихе, зависим от гунн материальной природы. Но, не имея о них, как материалист, и малейшего представления или полностью игнорируя этот факт и все, что следует из него, часто бывает озадачен теми или иными событиями или препятствиями, которые, ну, никак, согласно его знаниям и пониманиям, не должны иметь место, происходящими как в его личной жизни, так и в науке. Как неверующий, он все успехи и неуспехи однозначно связывает с удачей и неудачей, с чужими ошибками и недоброжелательством или, напротив, покровительством, со своим личным вкладом, усердием, опытом, с завистью других, не зная, что, как ученый или политик, или руководитель, или деятель искусства, он находится всегда и неизменно под неослабным и непрекращающимся влиянием Божественной иллюзорной энергии, гунны страсти, а возможности тех, кто находится преимущественно под влиянием гунны страсти, весьма и весьма ограничены. Как бы человек не старался, как бы правильно не подсказывал ему ум, но результат, как и сами деяния, отпускаются ему в прямой зависимости от его плодов кармической деятельности как в этой, так и в предыдущих рождениях, где не на последнем месте благотворительность, аскетизм, чистота мышления, степень религиозности, привязанность, умение управлять своими желаниями и чувствами. Все это проявляется в качествах человека в каждом новом рождении, которые под влиянием материальной страсти, выражающейся в пристрастии, проявляются в далеко не лучших направлениях, которые и строят заслон всем порывам духовной сущности однозначно; качества человека (нерелигиозные) есть самые жесткие рамки, которые он воздвигает себе и своим планам. Таков Закон Бога, действующий в материальном мире всегда, закон, открывающий и закрывающий двери духовной душе во всех ее начинаниях и порывах, рождающий недоумение в человеке, который в невежестве своем не может дать себе объяснение, почему многое, что на уровне мысли так возможно и реально, обходит стороной, или достается другому, или имеет непредвиденные последствия. Но желающий славы, почета, уважения, денег, власти человек, будучи нерелигиозным, приписывающим все себе, следящий во всех своих деяниях греховными помыслами и качествами, не может отдать должное Богу и, не жертвует Богу ничем и только поэтому, будучи духовно нерадивым и пристрастным, лишает себя своими качествами союза с Богом в своем труде, лишает себя помощи Бога, как и Высшего благословения.
Так присваивающий, привязанный человек, рассчитывающий только на себя, проявляющий греховные качества, может получить временную материальную Милость Бога, за которой неизменно следует и забвение. А потому, пока человек будет идти путем невежества, пока будет подчинен своим собственным качествам, своей природе, он большего, удовлетворяющего чувства, то, что можно реально с собой унести и где можно найти мир в сердце, не получит ни при каких обстоятельствах. Ввиду своей учености, гордыни, самомнения, эго такой человек не согласится никогда с тем, что управляем материальной природой через гунны материальной природы, зависим от них, откликается своими качествами на их проявление, гармонично вписывается в них, этим связывая себя по рукам и ногам в своих делах и устремлениях, обуславливая через них себя, свои успехи и неуспехи.
Лишенный совершенный духовных знаний, он и будет так идти дальше, нарабатывать новые греховные качества, усиливая свои планы и желания и, обратно-пропорционально, суживая рамки своих возможностей реальных.
Во второй строке этого стиха Бог обобщает влияние материальной природы через гунны природы (иллюзорные энергии Бога) на все живые существа, поскольку эта зависимость всегда существовала независимо от желания человека и уровня его материальных знаний. Даже если человек категорически против такой зависимости, не возьмет это в толк, не согласен, никак не приемлет - "ну что это изменит?" Так заключает Бог в этом стихе.
34. Необходимо твердо установить пределы воздействия чувств на объекты чувств в привязанности и отрешенности. Тот, кто не пришел к необходимости такого контроля (чувств), они непременно становятся для него камнями преткновения (препятствиями на пути к духовному совершенству).
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих Бог адресует и к материалистам, пытающимся тщетно действовать в соответствии со своими пониманиями (стих 33), и к тем, кто не регулярно выполняет предписания Бога и завистливы, как и гневны (стих 32), и к тем, кто просто ленится понять свою суть (стих 29), и к начинающим йогам, делающим или желающим сделать первые усилия в своей духовной реализации. Этот стих есть обращение Бога к каждому, кто вначале духовного пути, но еще слабо управляет своими чувствами и желаниями, а также нерешителен и не знает, с чего точно начать. Здесь Бог задает само направление, дает первые уроки, как первые шаги, в принятии карма-йоги, которая также называется в более общем виде буддхи-йогой, где "буддхах" - обозначает "разум", а буддхи-йога обозначает разумный связующий процесс. Это непременно внутренний процесс, путь размышления, постоянного помятования своей цели и направления, путь обращения к Богу в себе, путь, непременно, самоконтроля, на самом деле путь через совершенные знания, дающие твердость и решительность. Это путь, который требует постоянность в любой деятельности, бдительность в любой деятельности, поскольку нигде и ни в чем нет такого раздолья чувствам в их самовыражении, нигде нет столько объектов чувств, на которые бы ни были направлены все чувства человека, как в работе, в любой деятельности. Чувства материального человека, человека невежественного, не имеют границ в своем проявлении, они постоянно задействованы максимальным образом, и человек по невежеству своему полагает, что такие реакции на окружающий мир естественны, целебны, помогают излить во вне все свои эмоциональные и психические состояния, и другое поведение может обернуться заболеваниями, продолжительными стрессами, безвыходностью. В некотором роде это так и есть, но для тех, кто еще находится на животной, очень низкой ступени своего понимания, под влиянием гунны тьмы или невежества, кому еще положено изживать эти чувства стихийно, отсутствуя умом, не прилагая усилий, что называется неосознанно. Но если человек уже в стадии "просыпания", если он начинает задумываться о своей духовной реализации, то такой путь, путь изживания проявления своих слишком эмоциональных чувств путем их постоянного проявления для него уже не годится. Более того, это путь греховный, влекущий последствия, запутывающий в сетях кармической деятельности, путь также не контролирующий тело, язык, речь... К более разумным обращен данный стих.
Память и опыт, как и сама повседневная жизнь, как и примеры других, всегда подсказывают любому, что в отношении внешних объектов чувств человек постоянно испытывает разные внутренние реакции, требующие определенное поведение человека.. К одним объектам чувств присутствует чрезмерное влечение, привязанность, любовь, к другим, напротив, человек может проявить гнев, неприязнь, пренебрежение. Эти чувства человека могут проявиться в самых разных видах деятельности, по отношению к самым разным объектам, включая других людей, животным, растениям, связям, в работе и всем, что с ней может быть связано, к искусству, к характерам и поступкам других людей, в отношении к собственным эмоциональным состояниям и состояниям других людей... Т.е. человек фактически склонен проявлять себя максимальным образом, через чрезмерность, крайнюю несдержанность, в результате завышенной оценки, завышенного требования, в результате неразумного идеализирования, по сути, из-за своего невежества. Эти два противоположные проявления человека Бог в этом стихе называет привязанностью и отрешенностью, где отрешенность может иметь и не духовный смысл, а скорее ближе к материальному чувству неприязни, неприятия, крайнего несогласия, иногда имеющего форму агрессивности. В материальном мире на самом деле и говорят о крайности в проявлении чувств, как отклонении от нормы, но эти чувства сильной привязанности и сильного отказа, неприятия испытывают почти все люди, не зная в себе эти чувства, не умея их оценить и порою возводя их в ранг искренности и своего достоинства, проявления себя, как есть, не заботясь о последствии проявления этих чувств и не догадываясь, что в духовном плане любая несдержанность есть камень преткновения или пудовые гири на ногах, препятствующие развитию человека, даже если по другим качествам он уже подходит для духовного пути. Поэтому в первой строке Бог указывает тем, кто в начале духовного пути, кто уже задумался о своей неразумности в проявлении себя, обратить на такие крайне и противоположно выраженные чувства особое внимание, как на неблагоприятные. Т.е. надо, следуя сказанному Богом, "установить пределы воздействия чувств на объекты чувств в привязанности и отрешенности". Это значит начать мысленный и неослабевающий контроль себя именно в этом направлении и не позволять себе чрезмерное проявление чувств ко всему, что окружает, будь то позитивное проявление или негативное, к близким или чужим, по сути, к врагу и другу, к потерям и приобретениям, к золоту и камню, к благоприятному и неблагоприятному, к славе и бесславию. Любовь к другому человеку (возлюбленному, своему ребенку, к родителям...) не должно проявлять чрезмерно, на самом деле этим проявляя свой эгоизм и невежество, но знать, что все принадлежит прежде всего Богу, все приходит и уходит, и что следует, делая для другого, свою деятельность посвящать Богу, который Один соединяет и разъединяет, и передает Свою Милость через других, ибо каждый не более, как орудие Бога. Поэтому свои чувства к объектам удовлетворения чувств следует соизмерять разумом с необходимостью, усмиряя сильные чувства умом и знаниями, любую работу следует исполнять, как долг перед Богом, пристрастие к богатству и роскоши также необходимо контролировать, всегда помня, что изначально душа ничем не владеет, все дается ей Богом во временное распоряжение и в свой час отбирается, ибо все тленно, все отрабатывает свою роль, привносит в духовное развитие свою толику и должно неизменно уйти, оставляя душе только достигнутые качества. Таким образом, необходимо начинающему идти осознанно по пути духовного становления начинать и проявлять свои чувства более умеренно, без крайностей, как уже было сказано неоднократно. Необходимо мыслью обозревать свои духовные возможности, уже наработанные качества, подключить свой собственный опыт относительно себя самого, выстроить внутреннюю программу преодоления соблазнов крайнего самовыражения и отсюда начинать свои первые шаги к совершенству. Надо учиться и учиться правильно реагировать на объекты чувств, подключая немногословие, терпение, совершенные знания, постоянно обращаясь за помощью и разумностью к Богу в себе, не давать волю ни гневу, ни зависти, ни тем более осуждению или очень большой привязанности. Надо также всегда знать, что в любом духовном начинании, даже самом робком, Бог оказывает идущему неизмеримую помощь, очень и очень ощутимую. Человек с удивлением однажды, даже после небольшой практики контроля чувств, обнаруживает, что чувство гнева уже не посещает его, нет зависти или неприязни к любому, в душе устанавливается мир, а вместе с ним и неземная любовь ко всему и каждому, ибо начинает видеть все иначе, понимая ценность каждого перед Богом и знает почему Бог любит каждого независимо от ступени его развития. Многое начинает изнутри открываться тому, кто едва стал прикладывать и малые усилия в своей реализации, ибо Милость Бога и помощь неизменна и беспричинна. Но для привязанных, не умеющих и не желающих контролировать свои чувства, эти чувства, не имеющие границ, непременно станут камнями преткновения человека в любом вопросе, включая и материальные дела. Поэтому, желающий себе успеха, должен посмотреть в сторону своих качеств и своего проявления чувств в плане чрезмерной привязанности или отреченности, ибо они оказывают существенное влияние на все успехи и неуспехи в материальном мире, ибо так устроено Богом. Но, а тот, кто уже преодолел этот барьер, кто может контролировать свои чувства, так сказать, ярко выраженные, для него путь работы над собой и своими чувствами не исчезает, но становится более узким, усмиряющим чувства и далее, ибо у Бога есть для любого немало соблазнов и есть где ограничивать себя или от чего отказываться напрочь, чем жертвовать, и в чем предпочитать аскетизм, ибо человек в материальном мире идет к минимизации в проявлении своих чувств, желаний, потребностей тела, ибо выходит в итоге за пределы материи на уровень только духовных потребностей, чем и сливается с Богом и уподобляется Ему, чтобы навсегда войти в Божественное Бытие.
35.Лучше свой религиозный долг (предписанные обязанности) выполнять несовершенно, чем прекрасно выполнять обязанности, предписанные другим. Лучше, исполняя свои обязанности, испытать полную неудачу, но исполнение обязанностей, предписанных другим, увеличивает опасность.
КОММЕНТАРИЙ.
Тема карма-йоги, рассматриваемая в этой главе, затрагивает преимущественно человеческую деятельность во всех ее направлениях и проявлениях. Именно с деятельностью человека связанны все его качества, через деятельность и только через деятельность человек проявляет свою греховность и запутывается в последствиях, обуславливающих его пребывание в материальном мире через круговорот рождений и смертей. Отсюда и многочисленные наставления Бога, данные человеку в связи с его трудом, обращение внимания человека на то в его деятельности, что по невежеству своему человек не знает, чем пренебрегает, что не ставит в счет, тем усугубляя свои страдания, как следствие зависимости от гунн материальной природы и самой деятельности, называемой в таком случае греховной или кармической.
Этот стих есть еще одно наставление Бога, несет рекомендательный смысл и невыполнение или игнорирование этого указания Бога также и несомненно может послужить камнем преткновения в духовной реализации.
Здесь речь идет о религиозном долге любого человека, не только Арджуны; сказанное имеет отношение ко всем людям без исключения, вне зависимости, верующие они или нет, признают свой религиозный долг ( сва-дхарма) или нет. Также о религиозном долге Бог напоминает Арджуне в ст.31 гл.2, где этот долг также называется предписанными обязанностями, которые следовало исполнить. Также в стихе 40 второй главы Бог называет религиозным долгом путь буддхи-йоги, о котором поведал
Арджуне в ст.39 этой же главы. Что же представляет собой религиозный долг, если он непременно имеет место для всех без исключения? Это непосредственное участие человека в труде, через который он получает вознаграждение и может поддерживать свое тело и тех, кто у него на иждивении, перед кем в долгу. Это также деятельность в помощь родным и близким, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, это соблюдение законов общежития в человеческом обществе, это исполнение Законов Бога, данных в Святых Писаниях, это охрана природы, охрана животных, долг перед государством и его защита, это религиозность человека и исполнение религиозных предписаний, это исполнение супружеского долга, исполнение обязанностей в семье в зависимости от пола, положения... Понятие религиозного долга вмещает в себя исполнение предписанных обязанностей, но более вместимое, затрагивающее все сферы человеческой жизни, все виды деятельности, где человек не обязательно получает вознаграждение в виде денежной оплаты труда. В стихе Бог говорит, что лучше свой религиозный долг выполнять несовершенным образом, нежели совершенно выполнять обязанности, предназначенные другим. Как это понять? Как следовать такому требованию на практике? Вот несколько примеров. Если человек в предыдущей жизни был женщиной, то в новой жизни, получив тело мужчины, он может тяготеть к женскому труду, упорно игнорируя труд мужской, как и обязанности, в то время, как по замыслу Бога ему пора и необходимо развивать в себе мужское мышление, мужские навыки, мужские качества, что и обуславливет его развитие. Пренебрежение же этим может привести к многим страданиям, связанным со скандалами в семье, бракоразводным процессом и прочими последствиями, достаточно неблагоприятными. В равной степени это относится и к женщине, тяготеющей к мужскому труду без особой на это необходимости, в то время, как в плане Бога она должна развивать в себе чисто женские качества и следовать женскому предназначению, ибо душа должна быть развита гармонично и каждое тело, пол тела являются лучшими ориентирами от Бога. Неследование своему религиозному долгу может внести лишь хаос в человеческие отношения, становиться камнем преткновения развитию человека, ограничивает его, мешает дальнейшему развитию, что является для Бога причиной вести насильственным путем, непременно влекущим страдания. Или, если в прошлой жизни человек привлекался физическим трудом, тем более был профессионалом, то в следующей жизни у него могут проявиться навыки, склонность, желание к тому же виду деятельности, тем более, что приобретенные в прошлом качества позволяют и наслаждаться этим видом деятельности. Иногда такого человека очень непросто убедить в необходимости выполнения другой работы или в получении другого образования, хотя это входит в планы Бога, и имеет самое непосредственное отношение к его развитию. В таком случае Бог подключает настойчивых родственников, обстоятельства, как благоприятные, так и нет, но в итоге дающие тот путь, который и является его предписанной деятельностью, его религиозным долгом, где Бог сможет развить в нем новые качества, хотя человек может еще изнутри устремляться к тому, что для него понятней, легче, более оплачиваемо, не создает проблем, в чем чувствует себя уверенней, чем занимаются другие.
Относительно Арджуны невыполнение религиозного долга было связано с отказом от участия в сражении. Даже если бы участие в сражении повлекло бы за собой гибель Арджуны на поле боя, или если бы им руководил страх, или неуверенность новобранца, но пока деятельность признается Богом для данного человека его предписанной обязанностью, его, по сути, религиозным долгом, то любой исход в ней, любой результат будет считаться Планом Бога на человека, а потому лучшим для человека во всех отношениях. В противном случае, действуя по своему собственному почину, выбирая более легкие пути или более вознаграждаемые, или более близкие по пониманию, человек непременно будет понуждаем Судьбой вернуться на тот путь, который предписан Богом, где Бог дал в этой жизни соответствующее образование, обучил через других, наставлял через других, как и через Святые Писания, и в этом случае человеку придется претерпеть потрясение, придется силою обстоятельств исполнить Волю Бога, в чем бы то ни было.
Таким образом, в применении к современной жизни, выполнение предписанного долга, религиозного долга требует от человека исполнять ту деятельность, для выполнения которой он получил образование в этой жизни. Не должен врач становиться торговцем, а учитель предпринимателем. Не следует выбирать работу в соответствии с тем, что она легче, если она не соответствует уровню образования. Не следует на себя брать функции главы семьи, если изначально они отведены Богом только мужчине, не следует младшему поучать старшего, ибо и это противоречит религиозным принципам, как и религиозному долгу, не следует военному, получившему соответствующее образование и имеющему достаточный опыт, из-за материальных нужд менять свою профессию, но претерпеть, не следует ученому брать в руки веник, не следует строителю заниматься фермерским хозяйством. Но если такие события все же в жизни людей происходят, если все же наступил период, когда человек должен поменять свою профессию, или начать выполнять дела, которые не совсем соответствуют его положению в обществе, то это должно быть вызванным не его личными поисками и меркантильным умом, а путем крайней необходимости, путем несколько принуждающим в ввиду обстоятельств, путем неотвратимым по стечению всех ситуаций, путем, данным Самим Богом на данного человека. И это будет видно, и это будет изнутри подсказано человеку и не будет считаться пренебрежением предписанными обязанностями и религиозным долгом, но Волею и Планом Бога, возможно так поднимающим человека на новую ступень и этим путем планирующим развить в человеке новые качества или подготовить его к деятельности в следующем рождении, как и дать определенное направление ума и уровень мышления. Если же человек исходит из своих личных соображений и тем нарушает свой религиозный долг, начиная выполнять предписанные обязанности, предназначенные другим, то такая деятельность считается греховной, влекущей за собой свои последствия и непременно страдания, о чем Бог в данном стихе предостерегает.