Marlagram : другие произведения.

Бомбардировщик М-60

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Версия 0.1.альфа Параллельное обсуждение на ФАИ.







Пафосные АИ Гиганты: Бомбардировщик М-60

Это - описание никогда не существовавшего, альтисторического проекта. Тем не менее, с определённой вероятностью он мог быть осуществлён - ничего физически невозможного в нём нет.

М-60

Тип самолёта

Тяжёлый сверхзвуковой стратегический бомбардировщик

Страна-эксплуатант

СССР, Россия

Разработчик

ОКБ-23, г. к. Мясищев

Первый полёт

1960 год

Принят на вооружение

1962 год

Эксплуатация

Построено 211 экземпляров, потеряно в катастрофах 43, утилизировано 20, законсервировано 51, находится в эксплуатации 97

Характеристики

Размах крыла

45,1 м

Длина

78,5 м

Высота

11,1 м

Площадь крыла

590 м²

Масса

 

Сухая

165 т

Нормальная взлётная

345 т

 

Максимальная взлётная

420 т

 

Двигатели

8 x М16-17МФ (М16-17МФ2) в четырёх двухдвигательных гондолах

тяга на высоте 1,5 км

8 x 19000 кгс

тяга на высоте 15 км

8 x 18400 кгс

форсажная тяга

8 x 22500 кгс

Максимальная скорость

на высоте 0,5 км

1400 км/ч

на высоте 16 км

2200 км/ч

Крейсерская скорость

на высоте 0,5 км

950 км/ч

на высоте 16 км

1600 км/ч

Практический потолок

18 км

Практическая дальность

17000 км

Боевой радиус без дозаправки

8400 км

Вооружение

суммарным весом до 32 тонн

Наступательное

4 крылатых ракеты X-22 или X-23 (ТЯБЧ, дальность 400 км, стартовая масса 7 тонн)

- или до 30 тонн бомб

- или 16 крылатых ракет X-55

Оборонительное

Кормовая дистанционно управляемая пушечная установка с двумя ГШ-30-2, с телевизионным и радарным наведением

- В варианте с ракетами X-22/X-23 - 4 ракеты воздух-воздух Р-8

- В варианте с бомбовой нагрузкой взамен части бомб возможно - 2-4 ракеты X-28

- Система РЭБ, активные и пассивные помехи

Экипаж

6 человек (командир, пилот, штурман, операторы систем обнаружения, нападения и обороны), расположен в бронированной кабине

Аэродинамическая схема

продольный триплан-высокоплан с двигателями под крылом, в четырёх парных гондолах. Крыло треугольное с развитыми корневыми наплывами

Управление

необратимо-бустерное, гидроэлектромеханическое, с электронной системой стабилизации на базе разработок Староса и Берга

М-60 (по кодификации НАТО: Bounder-B) - советский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ОКБ Мясищева, самый тяжёлый серийный боевой самолёт в мире, один из символов Холодной Войны. Предназначен для нанесения ударов крылатыми ракетами и бомбами по стратегическим объектам в глубоком тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях, при интенсивном противодействии ПВО. В эксплуатации с 1962 года.

История создания.

Разработка самолёта началась в августе 1955 года, после отказа от проекта "разъёмного дальнего бомбардировщика", и первоначально проходила параллельно с менее амбициозным М-50. Работа развивалась тяжело, первое время не удавалось достичь понимания с работниками ЦАГИ, но молодой коллектив КБ сумел преодолеть проблемы. Можно выделить три основных причины успеха проекта. Во-первых, огромном успехом стали двигатели самолёта - М16-17 конструкции П.Ф. Зубца. Не смотря на свою огромную себестоимость и сложность, они, за счёт большой мощности на высоте без использования форсажа, малой для таких двигателей массы и высокой (по тем временам) экономичности, были незаменимы. Во-вторых, была сделана ставка на автоматическое управление - самолёт не мог лететь, не используя БЦВМ. Сложность системы управления, использование необратимых гидравлических бустеров с электронным управлением (и аварийной электромеханической системы) делало машину уникальной, противопоставляло её "туполевской" школе тех лет (Сам Туполев тогда считал - лучший бустер - это не установленный бустер). В третьих, при разработке в КБ впервые были широко использованы ЭВМ - при том часть компьютеров была собрана силами сотрудников. Для "самодельных" ЭВМ была использована схема М-3 разработки И. С. Брука и Н. Я. Матюхина, но внесены заметные изменения. В 1958 году в КБ были установлены две ЭВМ М-20. С 1959 года ОКБ-23 тесно сотрудничало с Ленинградским КБ-2 и лично Ф. Г. Старосом и И. В. Бергом, которые разработали бортовую ЭВМ самолёта.

Первый полёт прототипа - М-60А - был выполнен 9 января 1960 года. Испытания проходили довольно удачно - и самолёт оправдывал самые смелые ожидания. Работам по доводке был дан зелёный свет - и уже в 1962 году машину приняли на вооружение.

Однако, из-за прогресса в области систем ПВО, самолёт быстро устаревал - прорыв на больших высотах к середине 60-х уже не мог гарантировать успеха. В 1968-70 годах была проведена модернизация парка машин - теперь использовалась схема прорыва ПВО на низких и сверхнизких высотах, там, где радарное наблюдение затруднено, а время нахождения в зоне обстрела ракет - минимально. Благодаря использованию схемы горизонтального триплана и электронной системы стабилизации полёта, а так же неожиданно удачной аэродинамики машины это было возможно. Однако, в конструкцию потребовалось внести немало изменений. БЦВМ были заменены на более производительные, уже не на дискретных компонентах, а на первых интегральных схемах - использовались 116, 201, 202 и 204 серии ИС. Двигатели были заменены на версию МФ2 - более экономичную и гибкую в управлении. Планер был укреплён, на крыльях смонтировали систему управления пограничным слоем с отбором сжатого воздуха от компрессоров двигателей. Заменили радар (теперь он мог сканировать рельеф местности), высотомеры и систему навигации, установили оптическую ИК-систему - для автоматического полёта в режиме огибания местности. Пришлось заменить даже катапультные кресла - перегрузки на маловысотных полётах были заметно больше, и катапультироваться теперь имело смысл только вверх.

Модернизированные самолёты получили ещё одно, не совсем обычное оружие - дело в том, что переход звукового барьера и сверхзвуковой полёт огромной машины на высоте порядка полукилометра вызывал серьёзные разрушения на земле. Звук перехода и ударная волна выбивали стёкла, срывали крыши, разрывали барабанные перепонки.

Конструкция.

Самолёт М-60 представляет собой преимущественно металлический, с небольшой долей композитных материалов, свободнонесущий высокоплан с восьмью двухконтурными турбореактивными двигателями в четырёх гондолах, прижатых к нижней поверхности крыльев. Самолёт имеет носовое и кормовое горизонтальное оперение - таким образом используется аэродинамическая схема горизонтального триплана. Часть силовых конструкций и термонагруженных элементов выполнена из высоколегированной стали и титановых сплавов, отдельные детали - из ниобий-молибденового сплава. Остальная часть конструкции - алюминиевые сплавы и стеклопластик. Самолёт имеет комбинированную противообледенительную систему, использующую электрический обогрев и горячий воздух от двигателей. Крыло высокомеханизировано, имеет отклоняющийся носок, щелевые закрылки, элероны, интрецепторы и систему управления пограничным слоем. Киль и стабилизаторы - цельноповоротные. Шасси семистоечное, классической схемы. Две передние управляемые нетормозные стойки имеют систему "вздыбливания" при взлёте, и по два колеса. Четыре основных стойки с четырьмя колёсами каждая несут дисковые принудительно вентилируемые тормоза. Седьмая стойка - кормовая, предохранительная. Используется для уменьшения вероятности повреждения хвоста машины при неудачной посадке. В средней части фюзеляжа расположен грузовой отсек, имеющий развитую механизацию и люки, сдвигающиеся внутрь. Обеспечена возможность бомбометания и запуска ракет на максимальной скорости. На самолёте установлена система автономного запуска двигателей и система дозаправки в воздухе - при том после модернизации 1968-70 года стала возможна (хотя и не рекомендуется из-за высокого риска) дозаправка при высотном сверхзвуковом полёте. Топливо хранится в отсеках-кессонах.

Экипаж самолёта размещен в одной бронированной гермокабине в передней части фюзеляжа. Состоит из командира корабля, первого пилота, штурмана, оператора радарных систем, оператора систем самообороны и РЭБ, оператора систем ударного вооружения. Используются катапультыне кресла и вышибные панели. На самолёте обеспечен сравнительно высокий уровень комфорта - есть кабинка туалета, мини-кухня и два лежачих места для отдыха. По сравнению с Ту-95 существенно лучше выполнена система кондиционирования и звукоизоляция. Штатная посадка на самолёт выполняется через выдвижной трап в нише правой передней стойки шасси.

Самолёт имеет приспособления для действий при массированном применении ОМП. Обшивка рассчитана на световой и тепловой удар при относительно близком ядерном взрыве, стёкла имеют защитные покрытия и автоматические светофильтры, бортовая электроника защищена от воздействия ЭМИ. Кондиционеры имеют встроенные фильтры для защиты от радиоактивной пыли и отравляющих веществ. На борту есть запас жидкого кислорода в дьюарах.

Вооружение.

Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка при полёте на большую дальность - до 32 тонн, перегрузочная - до 60 тонн.

Первоначально имелось два варианта боевой нагрузки.

1. 12 свободнопадающих термоядерных бомб и 8 ракет воздух-воздух Р-8 средней дальности для самообороны

2. 4 крылатых ракеты X-23 (тяжелая сухопутная версия противокорабельной X-22, стартовая масса 7 тонн, дальность 400 км) с ТЯБЧ и 4 ракеты Р-8.

Позже появились и другие варианты боевой нагрузки, включая обычные и высокоточные бомбы, ракеты X-55 (до 16 штук), ракеты X-22, X-28 (противорадиолокационные).

Всё ракетно-бомбовое вооружение располагается только во внутреннем бомбоотсеке и может быть использовано на любой скорости.

Оборонительное вооружение представлено кормовой пушечной установкой с дистанционным управлением и двумя ГШ-30-2. Используется телеканал и радарное наведение.

На борту расположена высокомощная система РЭБ, а так же система постановки пассивных помех, включая дипольные отражатели и термоловушки.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"