Мартин Евгений Андреевич : другие произведения.

"Певец Шаман на Донбассе"? Не смешите! - И об одном стихотворении А. Вознесенского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  "Певец Шаман на Донбассе"? Не смешите!
   И об одном стихотворении А. Вознесенского
  
   Сейчас я прочитал очередную волну комментариев к моей последней заметке о певце "Шамане", и они навели меня на некоторые новые мысли.
   Зацепило меня больше всего - утверждение, что Шаман вроде бы хитро отвертелся от приглашения выступить с концертной бригадой в Донбассе (Я слышал также мнение, что некоммерческое исполнительство Шамана не привлекает, - но это, конечно, говорили "клеветники и завистники"!)
   И зацепило не намёком, что он "дрейфит" или, что ему выступать бесплатно или для небольшой группы бойцов невыгодно (у него ведь сейчас "чёс" по России - пожинание плодов своей внезапно, фонтаном, взлетевшей популярности!)
   Меня вздёрнуло совсем другое. - Да кому он там нужен?
   Люди на Донбассе живут суровой жизнью, честно и трудно несут свой крест (я говорю и о "тыловом" Донбассе тоже) - что может им дать гламурный патриот, чей патриотизм рассчитан на сугубо мирную, тыловую публику?
   Это перед ней он - герой, вождь...
   А для тех, кто находится в самой гуще, "на передке"?
   Тот ли у них душевный настрой, чтобы слушать яростные, "вздёргивающие" порывы Шамана?
   Не вылезет ли там, наконец, вся та фальшь, о которой мы со многими моими читателями, здесь только подозреваем, пытаясь обосновать свои догадки и смутно нащупывая их причины?
  
   Сразу вспомнился Андрей Вознесенский, его стихотворение "Вечер в "Обществе слепых"":
   Пытаться читать стихи
   в "Обществе слепых" -
   пытаться скрывать грехи
   в обществе у святых.
  
   Плевать им на куртку кожаную,
   на показуху рук -
   они не прощают кожею
   лживый и наглый звук.
  
   Нужны ли людям на Донбассе раскалённые, надсадные страсти новоявленного "кумира миллионов"... "миллионов" здесь, в тылу?
   Ведь он "пробуждает", поднимает народ (недаром и его великолепные манипулятивные способности уже отмечены наблюдателями, да и сам он не прочь прослыть "властителем" людских эмоций, выбрав себе псевдоним "Шаман").
   А нужно ли "поднимать", "затачивать" на что-то людей - ТАМ?
   Людей, несущих тяжёлую ношу войны, платящих ей суровую каждодневную дань?
   Вспомните фpoнtовые концерты наших артистов в ту, минувшую во_йну. Разве они пели о подвигах и звали вперёд, на врага? Пытались как-то "подстегнуть" слушателей? Повысить какой-то их боевой накал?
   Нет, был огромный внутренний такт. Все в нашей стране своим нутром чувствовали душевное состояние бойцов на передовой, и своими письмами, приветами из тыла, так же, как и песнями своих артистов, приезжавших к ним на передовую, пытались напомнить о том великом человеческом, что те сейчас отстаивают и защищают.
   Подлечить, подврачевать истерзанные души тех, кто на самой горячей линии. - П о д д е р ж а т ь и восстановить их после чудовищной деформации, которой они там подвергались. Н а п о м н и т ь, что привело этих бойцов в тот Ад, и ради чего - им надо выйти из него с победой.
   "Скромненький синий платочек
   падал с задумчивых плеч..." - об этом пела великая Клавдия Шульженко.
   И огромное количество артистов - одно из самых любимых:
   "Расцветали яблони и груши..." (Все ведь помнят, какое имя получила войсковая миномётная установка, - имя, которое вскоре узнал весь мир?) - простое, незатейливое и очень искреннее. Но очень важное всем, кто находится т а м. Может быть, самое главное из того, что им сейчас нужно.
   И вот здесь, среди людей, сосредоточенно и упорно делающих своё великое дело... - вдруг Шаман? Вы это можете себе представить?
  
   И дело не в рифмах бедных -
   (они хорошо трещат),
   но пахнут, чем вы обедали,
   а надо петь натощак, -
  
  - пишет Вознесенский. Люди, полностью переформатированные, перестроенные во_йной, хорошо понявшие, что в жизни главное, а что - шелуха и наносное - им нужны псевдогероические призывы тылового "кумира"? Не понимающего главного в других, легковесного как поплавок на фоне их угрюмой и суровой, выстраданной правды?
   И здесь опять Вознесенский о своих "слепых" слушателях:
  
   Им кажется Паганини
   красивейшим из красавцев,
   Сильвана же Помпанини -
   сиплою каракатицей,
   им пудреница окажется
   эмалевой панагией.
  
   Вцепились они в музыкальность,
   выставив вверх клюки,
   как мы на коньках крючками
   цеплялись за грузовики.
  
   Здесь не столько о музыкальности речь, сколько о развитом внутреннем слухе, натренированности отличать подлинное и искреннее от фальши.
   И недаром великий поэт в конце стихотворения говорит о самом главном в этой встрече:
  
   В вашем слепом обществе,
   всевидящем, как Вишну,
   вскричу, добредя ощупью:
   "Вижу!"
  
   Потому что он пришёл к этим обострённо-слышащим людям не научить чему-то их, а научиться у них самому. Подогнать себя под самые строгие, беспощадные мерки.
   А что среди таких перестроенных глубинной правдой жизни, отточивших свой внутренний слух, делать этому "кумиру"?
   Он ведь заточил себя на то, чтобы "вести" и указывать путь другим, а не учиться самому.
   Донбасс - это экзамен, это проверка на вш.. подлинность. И с чем туда ехать "Шаману"?
  -----------------------------------------------
  Для желающих поддержать автора -
  
   счёт на Ю-мани 4100116748888663
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"