Мартин Евгений Андреевич : другие произведения.

Тепляковы - синдром отличника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Тепляковы - "синдром отличника"
  
   В обсуждении моей заметки "Наталья и Евгений Тепляковы - кто главный?" (а читатели туда подтянулись на редкость вдумчивые и проницательные) на мой вопрос, как Наталья смогла попасть в сети, психологическую зависимость к "основателю секты" Теплякову, одна из комментаторов уверенно изрекла: синдром отличника и синдром самозванца!
   Я призадумался. Это было похоже на правду, хотя, после размышления "синдром самозванца" как-то тихо в моём сознании от этой ситуации отпал.
   Синдром самозванца мне отчасти знаком самому. Такое у меня воспитание. Меня, с детства, никогда не хвалили, зато усиленно критиковали, требуя с меня всё больше и больше.
   Результат - заниженная самооценка и повышенная критичность к самому себе. Вот почему я иногда чувствовал себя (когда что-то мне удавалось во ВНЕШНЕМ мире, где бал правят ФОРМАЛЬНЫЕ критерии, а всем прочим - места нет) - действительно кем-то вроде "самозванца".
   Вряд ли Тепляковых, будь то Наталья, будь то Евгений, посещают сомнения в их "правах" - с "правами", мне кажется, у них всё в порядке. Они не только их себе присвоили - невзирая на то, заслуженно или нет, но и передали сверхуверенность в себе и в том, что им "положено", своим детям.
   Но вот "синдром отличника", мне кажется, встаёт здесь во весь свой гигантский рост.
   И чтобы написать об этом, я даже заглянул в энциклопедии... Но лучше бы не заглядывал. БОльшая часть там говорит о "перфекционизме" и даже о повышенных требованиях к окружающим, но не затрагивает в этом синдроме сАмую суть.
   А суть этого синдрома, как я многократно наблюдал в своей жизни, состоит в подчинении себя ВНЕШНИМ требованиям: к обучению, к выполнению каких-либо задач.
   Главное для "отличника" - соответствовать. Тому, что в данной ситуации определено как нужное и обязательное (определено кем-то другим, извне. Как правило - "старше" или "главнее", выше по статусу, по иерархии).
   Прежде всего - в школьной учёбе. Какой-то голос свыше повелел выучить, безупречно, вот этот вот, конкретный, материал - и отличник покорно учит. Учит так, чтобы получить пятёрку и удовлетворённо отметить про себя: я всё сделал правильно, мои усилия оценили, я получил заслуженное поощрение.
   Именно на таких сигналах, подтверждениях извне (И.П. Павлов сказал бы: "подкреплении") строится их САМООЦЕНКА: я правильный, я хороший, я всё сделал как надо.
   К сожалению, других областей для выращивания своей положительной самооценки такие люди лишены. Эти области, видимо, со временем атрофируются, отмирают в душе такого "отличника", и ему становится не важно, что в других "соревнованиях" (например, за лидерство, за интерес к нему окружающих, за творческую смекалку и креатив) он безнадёжно - всё больше и больше -проигрывает своим товарищам.
   Ядро, главный стержень его самооценки: пятёрка. Взрослые похвалили, оценили, а значит, я успешен, я на правильном пути! И плевать, что кто-то рядом выделился своим лидерством или изобрёл что-то интересное из тех знаний, которые, может быть, и не из нужной "программы", имел. Для "отличника" такие критерии самооценки - "не главные", их значение (в силу опять-таки психологической защиты) у него принижено, сведено к минимуму.
   Он уверен, что именно на своём пути он достигнет и бОльшего, и лучшего. Ведь он выполняет не чьи-либо требования, а требования "взрослых", "старших", тех, от кого зависит его дальнейшая судьба.
   ...И от него самого - парадокс! - его судьба зависит всё меньше. На самостоятельный выбор пути к цели он "покушается" и претендует всё слабее.
   Такой "отличник" растёт идеальным исполнителем... Но - чьей-то чужой воли. Как Молчалин у Грибоедова: "В мои лета не должно сметь своё суждение иметь". "Взрослые", "большие" люди в его понимании - приведут его (за безукоризненное выполнение всех их требований) на нужный пост и нужное ему - высокое! - положение в жизни.
   Очень ограниченное жизненное мировоззрение? - скажут мне читатели. - Конечно. Но вот люди, вставшие на этот путь, этого не видят и не понимают.
   Их не интересует, как устроен этот мир - разбираться в главных механизмах существования и развития человеческого сообщества - не их компетенция. Прерогативу заниматься этим они оставляют каким-то БОЛЬШИМ дядям и тётям, "начальником", сами эти отличники - по своей сути всегда подчинённые.
   И вот на этом, я теперь верю, смог сыграть Евгений Тепляков, когда судьба свела его с Натальей. Он-то - большой! Он - знает главные пути! Он - знает, что делать в этом мире, куда - приложить знания, если они у тебя есть. Он - прирождённый руководитель и создатель захватывающих воображение проектов (хотелось написать: "прожектов")! Он - прирожденный преобразователь этого мира, которому пока только не хватает помощников и последователей!
   Одним словом - "ведомых".
   И вот Наталья, которая, судя по всему, из них двоих как раз и была "отличницей", легко подверглась внушению, подпала под власть "великих идей" Евгения Теплякова. - Ведь место "главных", "старших", тех, кто знает и определяет, куда идти, в её мировоззрении всегда было вакантно. Сама каких-то своих особых, отличных от других, путей, она никогда не изобретала.
   ...Как-то раз, когда, ещё студентом, я готовился к сессии, за моё плечо заглянул один круглый отличник. И в ужасе воскликнул: "Ты что читаешь? Этого же нет в билетах!"
   "Читаю, потому что мне интересно", - возразил я.
   Действительно, в э т о т учебник я заглянул впервые за семестр, и там было столько всего захватывающего, сверх основного курса (и которое на всякий случай даже было напечатано мелким шрифтом), что я просто не мог оторваться. Да, до экзамена оставалось два дня, но я чувствовал (или можно сказать: по опыту - знал?), что другого случая погрузиться в эти материи у меня больше не будет, другого времени выкроить на эти интересные вещи, я не смогу. И я "читал, пока можно", пользуясь случаем и не думая о грядущей оценке за экзамен по этому предмету.
   Но вот разве не так сейчас учат Тепляковы своих детей? Отбрасывая, отсекая всё лишнее, почему-то самовольно решив что "им в жизни это не понадобится"?
   Идя строго по линии "что спросят" на экзамене, на зачёте, на аттестации? Ни на шаг не отклоняясь от той жёрдочки, по которой хотят перейти над океаном знаний к тому, другому, берегу - где у них будут дипломы, аттестаты, свидетельства о том, что их дети готовы стать идеальными исполнителями чужой воли.
   И поэтому странно слышать рассуждения тех, кто задаётся вопросом: а как же Алиса, осуществись тепляковские планы на деле, будет работать? Ведь психологу нужно и то, и это...
   Но незачем повторять здесь, что нужно для работы настоящему, самостоятельному психологу. - На самостоятельность Алиса не претендует даже по замыслу её родителей.
   Она - идеальный исполнитель, "идеальный солдат".
   Вот только какого войска? И воюющего - за какие идеалы?
  ......................................................
   Более подробно об отличниках я писал раньше в заметке "Почему я не доверяю отличникам?"
   И, ещё вспомнил, недавно написал заметку, которая близка к этой по теме - "Сначала правильно, а потом быстро"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"