Аннотация: Почему именно за 20 минут?- Надеюсь, что вдумчивое чтение этой публикации не займет у Вас больше времени...
Этот вопрос - и простой, и сложный... Простой - потому что почти любой подросток, написавший на стене пару рифмующихся строк, считает себя непревзойденным поэтом.
Сложный - потому что слово "поэзия" не имеет точного общепринятого значения.
Чтобы многократно не повторяться по тексту, оговорюсь в начале, что всё нижеизложенное не претендует на роль абсолютной истины, а содержит лишь основанную на собственном опыте точку зрения автора на технологию поэтического труда. В любом случае, эта статья предполагает некоторую склонность читателя к абстрактному мышлению.
Классическая задача поэзии состоит в том, чтобы облечь некую понятную автору и важную для потенциальных читателей идею (образ) в художественную стихотворную форму, например - при выполнении стихотворного перевода с понятного ему подстрочника. Впрочем, эта идея может возникнуть в его голове и без видимой причины. Человек, умеющий в разумные сроки и с хорошим качеством решать такие задачи, имеет некоторые основания для того, чтобы его называли поэтом.
Эта задача решается в 5 взаимосвязанных этапов:
1. Поиск ключевого слова
"В начале было Слово" -Ин. 1, 1
Ключевое слово - это слово, наиболее тесно связанное с формулируемой идеей, образом. Этим словом лучше всего закончить последнюю строку, можно закончить первую или какую-нибудь из промежуточных строк (что тоже хорошо, т.к. внимание при чтении привлекается в первую очередь к ударным, рифмующимся словам). Оно может стоять где-нибудь в середине строчки (что тоже неплохо, если слово не имеет хорошей рифмы). Плохо, если оно вообще "не лезет" - тогда нужно искать другое слово. Если таких дополняющих друг друга слов оказывается два - этого уже вполне достаточно для четверостишия.
2. Поиск рифмующих слов.
"Где найдёшь, на какой тариф рифмы, чтоб враз убивали, нацелясь?" -В. Маяковский
После этого нужно найти лучшее рифмующее слово к ключевому. Лучшее - не только в смысле звучания рифмы, но и в качестве "выражения идеи". Если привлекшая автора идея, легко и полно выражается одним словом, то нет никакого смысла писать на эту тему стихотворение - лучше поискать другую идею... Если же идея не столь однозначна, рифмующее слово должно наилучшим образом способствовать ее раскрытию.
3. Анализ смысловых связей
"Вы с рифмой сочетать старайтесь смысл глубокий." Буало
Любое слово имеет определенный смысл (набор смыслов). Объединение двух слов содержит, помимо смыслов этих слов, некоторые скрытые связи этих смыслов. Если между ключевым и рифмующим словом существует ясная смысловая связь, адекватная выражаемой идее, ее можно сформулировать в виде двустишия. Если это не так, требуются дополнительные слова и, возможно, замена рифмующего слова. В этом случае формулировку идеи, скорее всего, можно выразить четверостишием. Имейте в виду: если вы сами не вполне ясно понимаете смысл написанного, среди читателей таких будет большинство.
4. Синтез - ритмическая формулировка идеи.
"Поэт торжественно везёт свои мысли на колеснице ритма - обыкновенно потому, что они не идут на своих ногах." - Ф. Ницше
На этом этапе впервые появляется текст стихотворения. Определенная ранее смысловая связь выражается последовательностью слов, звучащих в едином ритме. Для любого человека, знающего язык и имеющего чувство ритма, этот этап задачи носит чисто технический характер, хотя именно его начинающие рифмоплеты обычно по умолчанию почитают главным и даже единственным.
В каком ритме должно быть написано стихотворение?- Не пускайте этот вопрос на самотек. Ритм должен быть созвучен эмоциональной окраске идеи. После написания первой (не обязательно по порядку в стихотворении, но обычно - главной по смыслу) строки, ритм в основном определен. При написании второй (не рифмующейся) строки остается только определиться с ее размером и положением последнего ударного слога в строке. Многие (и не случайно) предпочитают чередование мужских и женских рифм в строчках - это разнообразит ритм.
Количество возможных ритмов весьма велико, но, думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что 80% стихов на русском языке написано ямбом, из них - 90 % с перекрестной рифмовкой и с мужским ударением в последней строке.
5. Редактирование.
"Искусство писать заключается, собственно, не в искусстве писать, а в искусстве... вычёркивать плохо написанное." -А.П.Чехов
Тот, кто задумывается о качестве своих стихов, обычно хотя бы раз перечитывает их после написания. При этом, особенно, если читать вслух, нередко становятся заметны различные "шероховатости" типа неестественного порядка слов, неблагозвучных сочетаний согласных на стыке слов и т.п. Если это режет слух автора, так же может среагировать и читатель, поэтому лучше это исправить. К стихосложению прямо относится общее правило:
"Если ты выбираешь между тем, чтобы сделать что-нибудь хорошо или быстро, имей в виду: о сроках скоро забудут, а о качестве будут помнить долго."
Заметим, что при неудаче на любом этапе решения задачи необходимо вернуться к предыдущему этапу...
Справедливости ради, нужно сказать, что известно немало стихов, которые не несут в себе какой-либо определенной мысли, идеи... Они могут состоять из набора намеков и нечетко нарисованных образов, напоминающих картины импрессионистов.
В иных стихах нет и ясных намеков на что-либо - есть мелодия звуков, льющихся как горный ручей или музыкальная пьеса.
При всех достоинствах подобных стихов их нельзя отнести к классической поэзии, которую прекрасно и образно определил Поль Валери: "Стихотворение - растянутое колебание между звуком и смыслом."
Итак, чтобы стать поэтом, достаточно продуманно применять изложенные выше простые правила. К сожалению, мне не известны простые правила, позволяющие научиться думать...