Машошин Александр Валерьевич : другие произведения.

Справочные материалы: Органы управления "Амидалы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ещё один околотехнический документ, описывающий, что к чему


"Амидала". Органы управления

1. Общее расположение рукояток на пилотских креслах (рис. 1)

   0x01 graphic
  
   На схеме не показана рукоять управления репульсорами, размещённая на боковой стенке подлокотника с левой стороны.
   Комплект органов управления "Амидалы" после переделки бреганскими механиками в 992 РР (8 ДБЯ) отличается как от серийной "Мглы", так и от других кораблей. Кресла в рубку "Амидалы" перекочевали с "Горгульи", этим, во многом, объясняется как компоновка самого рабочего места, так и тип каждого органа. Краткая характеристика и история каждой рукоятки:
   Ручка управления ионными двигателями (РУИД, РУД). Производство Loronar Corp., тип JCH-6C. Является "родной" для всех кораблей серии "Мгла". На "Амидале" установлена не в подлокотнике кресла, как на серийной "Мгле", а в навесной сборке, на том месте, где во времена "Горгульи" располагался блок переключателей. Сборка также имеет переключатели, расположенные на задней части корпуса (подробнее см. п.2.5). На левое кресло эта сборка перенесена целиком с первоначального "трона" прежнего владельца (там использовалась схема со "свободными подлокотниками"), для правого изготовлена кустарно. Расположение вспомогательных органов на этой рукоятке стало одним из стандартов де-факто для кораблей малого класса; на Loronar E-9 Explorer установлена аналогичная одинарная ручка JCH-6, она и послужила основой для РУД правого кресла.
   Блок управления плазменными двигателями (БУПД, БУП). Производитель - видимо, одна из фирм-дженериков. На "Горгулье" появился при модернизации: изначально у Telgorn DX-5 два досветовых двигателя, но владелицей были установлены четыре. Затем блок приспособлен для двигателей скрытного хода "Амидалы". Блоки данного типа распространены на кораблях с 3 и более досветовыми двигателями; в частности, на набуанской "дипломатической барже" J-449 на центральной консоли установлен точно такой же.
   Ручка управления стабилизацией (РУС). Производство Loronar Corp., тип JCS-4. На "Горгулье" появилась также при модернизации, по желанию владелицы. При перестановке кресел РУС сохранены, поскольку показались привычнее и удобнее штатной JCS-6. Доработаны своими силами до модификации JSC-4A с установкой дополнительной гашетки под крыльевые установки.
   Шаровой контроллер (ШК). Производитель - видимо, одна из фирм-дженериков. Остался от "Горгульи". В отличие от остальных органов управления, стоял только на левом, командирском кресле. Контроллер на правое кресло установлен уже на "Амидале" двумя месяцами позднее.

2. Детальное описание

   2.1. Ручка управления стабилизацией
   Схема управления космическим кораблём отличается от привычной землянам по воздушным судам и боевым самолётам. Нос корабля всегда следует за отклонением ручки, как вверх-вниз (тангаж) так и влево-вправо (курс). За поворот вокруг продольной оси (крен) отвечает вращение ручки. При обучении курсантов бытует мнемоническое правило, облегчающее запоминание направлении: отклоняя ручку, держимся за нос, вращая ручку, держимся за хвост.
   Поведение корабля при движении ручки зависит от режима системы управления.
   В ручном режиме ручка непосредственно даёт команды струйным двигателям ориентации (СДО) и/или реверс-моторам и передним маневровым блокам, выдавая импульсы тяги. Для того, чтобы остановить вращение или скольжение, требуется встречный импульс СДО/РМ. Ручной режим в Галактике используется в качестве аварийного, при отказе всех контуров гиростабилизации корабля или СУ в целом. Существует пилотский жаргонизм "полёт на голой гидравлике", он относится именно к ручному режиму, несмотря на то, что на большинстве кораблей используются комбинированные электрогидравлические или электродистанционные системы управления.
   В полуавтоматическом режиме степень отклонения рукоятки соответствуют не силе импульса, а угловой или линейной скорости. Возврат рукоятки в нулевое положение приводит к остановке вращения (скольжения) корабля по данной оси, команды на исполнительные механизмы выдаются автоматически.
   Вспомогательные органы, расположенные на задней и боковых сторонах РУС (рис.2):

0x01 graphic

   1. Флажок предохранителя (поднят).
   2. Спусковая кнопка подвесного вооружения. Назначение - выстрел из выбранного "слота" подвесок. Подсветка:
   нет - вооружение отключено
   зелёная - включено, флажок предохранителя опущен
   жёлтая - флажок поднят, режим однократного пуска
   красная - флажок поднят, режим очереди
   3. Индикатор режима. Показывает, какой из профилей настройки системы управления задействован в данный момент. Профилями программируются функции вспомогательных органов управления, соответствующая им подсветка и дополнительные настройки. Описаны действующие установки. Цвета индикатора:
   нет - отключено. Рукоятка заклинена, поворот её вокруг оси управляет вращением кресла;
   красный/малин. - боевой профиль. Все системы во-оружения принудительно включены;
   жёлтый/зелёный - полётный профиль. Допускает включение и отключение любых систем;
   синий - маневровый профиль. Блокированы вооружение, дефлекторные щиты и гиперпривод;
   белый - управление удалённым устройством, например, орудийной спаркой;
   Вторые цвета относятся к состоянию с включённой системой маскировки.
   4. Колесо переключателя режимов. Назначение - задействование одного из вышеперечисленных профилей настройки системы управления.
   5. Многофункциональная кнопка "А"
   боевой - отстрел магнитно-тепловых ловушек подсветка белая
   запас ловушек исчерпан подсветки нет
   полётный - приведение к гироскопической нормали подсветка синяя
   маневровый - управление гравитационными захватами / СА:
   готовность к расстыковке, разъединить стыковочные замки подсветка малиновая
   выключить захваты на шасси подсветка красная
   включить захваты на шасси подсветка зелёная
   шасси убрано /к расстыковке не готов подсветки нет
   6. Многофункциональная кнопка "Б"
   боевой - режим манипулятора "К": целеуказание ракетам подсветка жёлтая
   наведение носовых орудий подсветка зелёная
   полётный - позиционные огни: включены - подсветка малиновая
   маневровый - когерентные источники света: включены - подсветка синяя
   7. Качающийся 8-позиционный манипулятор "К" - курсор. Управляет наведением:
   боевой - вооружения (в зависимости от кнопки "Б"), подсветка красная
   полётный - фокуса сканеров (выбор объекта), подсветка зелёная
   маневровый - когерентных источников света, подсветка синяя
   8. Кнопка "С". Не имеет подсветки. Назначение - переход в режим "скольжения", когда отклонение РУС вызывает не разворот, а смещение корабля в выбранном направлении без изменения ориентации. При этом за счёт жёстких связей:
  -- блокируется поворот рукоятки вокруг своей оси;
  -- кнопка фиксируется в нажатом положении до возврата РУС в нейтраль.
   9. Многофункциональная кнопка "В". Не имеет подсветки. Изначально вне зависимости от профиля служила непосредственным спуском ионных пушек. После монтажа пусковых установок энергетических торпед перепрограммирована на них.
   10. Качающийся 4-позиционный манипулятор "Л"
   боевой - выбор вооружения, подсветка красная
   полётный - навигационные настройки, подсветка зелёная
   маневровый - то же.
   11. Регулятор усилия нажатия передних гашеток.

Вспомогательные органы, расположенные на передней стороне РУС (рис. 3):
0x01 graphic

   12. Внешняя гашетка. Назначение - выстрел из выбранных орудий крыльевых установок (плазменные и/или ионные) в заданном режиме (одиночный или непрерывный). Свободный ход спуска составляет 30°, от срабатывания до соприкосновения с внутренней гашеткой - 10° (рис. 4).
   13. Внутренняя гашетка. Назначение - выстрел из одной или обеих носовых установок в заданном режиме (одиночный или непрерывный) (рис. 5).
   Конструкция гашеток позволяет вести залповый огонь из всех установок одновременно. Для этого следует, утопив внешнюю гашетку дальше, нажать ею на внутреннюю (рис. 6).
   Усилие отклонения рукоятки регулируется при помощи наружного юстировочного кольца на её основании, свободный ход - при помощи внутреннего кольца. Регулировки усилия поворота ручки вокруг своей оси без инструмента невозможны, выполняются с помощью настроечных винтов.
   0x01 graphic

Рис. 4 Огонь только из крыльевых установок

   0x01 graphic

Рис. 5 Огонь только из
носовых спарок

   0x01 graphic

Рис. 6 Огонь из всех
установок одновременно

  
   2.2. Ручка управления ионными двигателями
   0x01 graphic

Рис. 7 РУД, вид справа

   0x01 graphic

Рис. 8 РУД, вид спереди

   Состоит из двух несимметричных компонентов ползункового типа.
   Ручка "РМ" управляет реверс-моторами, диапазон от -100% до +100%. Имеет дополнительный фиксатор нулевого положения, преодолеваемый с усилием.
   Ручка "РГ" управляет главными маршевыми двигателями, диапазон от 0 до +100% и два положения форсажа - 110% и 120%. Головка ручки в нулевой позиции может смещаться вертикально, два фиксированных положения: верхнее ходовое (как на рис. 1) и нижнее маневровое (0М, как на рис. 8). В ходовом положении "РМ" и "РГ" жёстко сцеплены, "РМ" может заходить в форсажную зону. В маневровом положении "РГ" сохраняет подвижность, но при снятии усилия возвращается в 0М.
   Обе рукоятки имеют логарифмическую (нелинейную) характеристику, позволяющую более точно регулировать малые диапазоны тяги. Минимальная пусковая тяга - 10-3 от максимальной. Цветная подсветка ползунка позволяет определять диапазон мощности двигателей:
   0.1 - 0.5% синий
   0.5 - 1% голубой
   1 - 5% зелёный
   5 - 10% салатовый
   10 - 50% жёлтый
   50% и более оранжевый
   Форсаж красный
   Вспомогательные органы, расположенные на РУД:
   1. Верньер "Д" и его кнопка - связь. Вне зависимости от профиля верньер используется для настройки комлинка. Кнопка служит управляющей клавишей:
   одинарный щелчок - отправка данных;
   двойной щелчок - стандартное приглашение на связь;
   удержание - передача в ручном режиме.
   Подсветка сигнализирует о состоянии приёмопередатчика:
   нет - комлинк отключён;
   белая - нет сигнала;
   жёлтая - симплекс - приём; мигающий - приём данных;
   синяя - симплекс - передача; мигающий - передача данных;
   зелёная - постоянное дуплексное соединение "канал" или "сеть";
   красная - помехи, связь невозможна.
   2. Качающийся 4-позиционный манипулятор "М" - управление оборонительными средствами.
   3. Верньер "Е" и его кнопка - увеличение. Вне зависимости от профиля верньер используется для управления электронно-оптическим укрупнением фрагмента изображения на экране. Кнопка - сброс в положение 1:1. Её подсветка сигнализирует о состоянии:
   зелёная - увеличение сброшено;
   жёлтая - есть увеличение;
   красная - достигнуто предельное разрешение.
   4. Качающийся 8-позиционный манипулятор-кнопка "Н" - настройки систем.
   5. Качающийся 8-позиционный манипулятор-кнопка "О" - изначально предназначался для управления компьютером, впоследствии перепрограммирован на управление тракционным лучом
   одинарный щелчок - активировать наведение;
   двойной щелчок - выключить луч и наведение;
   удержание - включить луч.
   6. Многофункциональная кнопка "Г" - захват. Подсветки не имеет. Одинарный щелчок - захватить, двойной щелчок - сбросить.
   боевой - захват цели ракетами или орудиями;
   полётный - фокусировка сканеров на объекте и его опознавание;
   маневровый - фиксация относительной скорости, только при положении 0М рукоятки "РГ" и 0 рукояток "РМ" и БУП. При удержании кнопки "С" нажатие выбирает нулевую уставку скорости (зависание над поверхностью или рядом с объектом). Режим также отменяется включением любых двигателей корабля или выводом головки "РГ" из маневрового положения.
   7. Ползунок "П" - регулировка мощности комлинка.
   8. Качающийся 2-позиционный манипулятор "Р". Первоначальная функция не уточняется. Перепрограммирован таким образом, что при включённом тракционном луче управляет втягиванием и отталкиванием объекта, захваченного лучом.
   9. Колесо прокрутки. Изначально предназначалось для перемещения по текущим настройкам и просмотра документов. Перепрограммировано под использование только на маневровом профиле при фиксации скорости:
   кнопка "С" не нажата - увеличить-уменьшить уставку скорости;
   кнопка "С" нажата - не действует при ненулевой уставке. При уставке 0 управляет смещением корабля вперёд и назад.
   Особенности маневрового режима при ориентации кресел 90R и 180R. В любом из этих положений оси управления переворачиваются таким образом, чтобы перемещение относительно пилота сохранялось: РУС вверх-вниз и вправо-влево, колесо прокрутки - ближе-дальше.
   Особенности стрельбы из носовых установок с пилотских кресел. Три режима:
  -- кресло неподвижно - основной при управлении обеими спарками;
  -- кресло вращается синхронно с башенкой - основной при управлении одной спаркой;
  -- ограниченный доворот, кресло поворачивается после достижения башенками угла 30R.
  
   2.3. Блок управления плазменными двигателями

0x01 graphic

   Состоит из четырёх однотипных рукояток поворотного типа. Крайние управляют двигателями N 1 (левый) и N 6 (правый), центральные - парами двигателей, NN 2 и 4 (верхние) и NN 3 и 5 (нижние). Характеристика рукояток - линейная. В связи с тем, что двигатели NN 1 и 6 не имеют реверса, ход крайних рычагов назад дальше нулевого положе-ния заблоки-рован при переоборудова-нии, их головки окрашены в жёлтый цвет. Любой из рычагов в нулевом положении может быть утоплен в основание, исключая запуск связанных с ним двигателей. На рисунке справа показана конфигурация, удобная для работы с реверсом.
   2.4. Шаровой контроллер
   Функционально повторяет известные по современным ноутбукам тачпады, однако, по конструкции аналогичен трекболу - рабочий орган в виде шара. При управлении пальцем понимает "щелчок", может также вращаться ладонью без ошибочных срабатываний. Преимущественно служит манипулятором для работы с компьютерами, для чего имеет две нажимные панели, охватывающие дальнюю сторону контроллера. Может выполнять также базовые функции РУС, что удобно при тонком маневрировании.
   2.5. Блок программируемых переключателей

0x01 graphic

   Расположен в вырезе верхнего ребра заднего торца сборки РУД. Все переключатели нефиксируемые, могут программироваться на 2-5 "позиций", переход между которыми осуществляется нажатием вверх или вниз и отпусканием. Позиция обозначается цветом подсветки (одним или более, в зависимости от дополнительных условий). Ниже приведены позиции каждого переключателя, перечисляются сверху вниз:
   1. Питание общее
   включены основные системы и системы вооружения подсветка белая
   включены основные системы подсветка зелёная
   (при остановленных генераторах подсветка жёлтая)
   включены только вспомогательные системы подсветка синяя
   полностью обесточен (переход в эту позицию требует двойного подсветки нет
   нажатия)
   2. Дефлекторные щиты
   включены подсветка зелёная
   обесточены и готовы к работе подсветка синяя
   зарядка накопителей (при наполнении накопителей переходит подсветка жёлтая
   в предыдущую автоматически)
   При неработоспособности дефлекторных щитов подсветка красная
   3. Функция не уточняется
   4. Трюмный переключатель
   трюм закрыт и герметичен (выход из этой позиции требует подсветка синяя
   двойного нажатия) (при разгерметизации подсветка малиновая)
   створки трюма открыты подсветка жёлтая
   выдвинута трюмная платформа (если есть) подсветка оранжевая
   5. Шасси
   выпущены и встали на стопоры подсветка зелёная
   убраны и закрыты щитами подсветка синяя
   в промежуточном положении подсветка жёлтая
   При неработоспособности шасси подсветка красная
   На рисунке не показана кнопка включения питания маскировочной системы, расположенная на наружной стороне сборки РУД, и двухцветный индикатор (синий - включено, красный - авария)
   2.6. Рукоятки управления на креслах стрелков-операторов
   0x01 graphic

0x01 graphic

   Имеют одинаковую конструкцию и зеркально симметричны за счёт переставляемых элементов (боковых и нижнего), за исключением одной кнопки 5, расположенной только на правой рукоятке. В режиме управления орудиями они жёстко связаны и движутся синхронно. Назначение органов:
   1. Подключение левого орудия к спусковой клавише данной рукоятки. Подсвечивается белым в положении "включено". Пушки могут быть назначены раздельно или вместе.
   2. Качающийся 8-позиционный переключатель режимов. Вертикальные позиции сверху вниз: непрерывный; очередь с отсечкой; одиночный. Горизонтальные позиции слева направо: поочерёдный огонь, начиная с левого орудия; залповый огонь; поочерёдный огонь, начиная с правого орудия.
   3. Подключение правого орудия к спусковой клавише данной рукоятки. Подсвечивается белым в положении "включено".
   4. Захват и автосопровождение цели (действует одинаково на любой из рукояток). Между кнопкой и переключателем 2 располагается окошко подсветки, оно не используется при управлении турелью.
   5. Не используется при управлении турелью.
   6. Спусковая клавиша. При одинаковой настройке рукояток также движутся синхронно.
   На любое из рабочих мест может быть переведено управление кораблём в целом, в урезанном виде. При этом левая рукоятка выполняет функции "РМ", её отклонение вбок и возвратный механизм блокируются. Правая рукоятка выполняет функции РУС.
   Ниже приведены соответствия кнопок на рукоятках стрелка-оператора и обозначений органов управления на пилотском кресле:
  
   Кнопка

Левая рукоятка

Правая рукоятка

   1

колесо прокрутки вперёд

В

   2

М

К

   3

колесо прокрутки назад

А

   4

Г

Б

   5

(нет)

С

   6

спуск крыльевых орудий

спуск носовых орудий

   Подсветка клавиш в режиме управления кораблём совпадают с аналогичными для пилотского кресла. Окошко подсветки клавиши 4 на левой рукоятке показывает диапазон мощности двигателей, но более грубо: синий, зелёный, жёлтый.
   Переключатель режимов расположен в основании правой рукоятки сбоку, над ним находится индикатор режима. Имеет четыре положения - три аналогичны поз. 3 и 4 РУС, четвёртый - "местный", индикатор зелёный. Отсутствие свечения индикатора в любой из трёх позиций удалённого управления означает, что данный режим в данный момент оператору не разрешён. Разрешение делегируется из рубки, принудительно взять управление на себя оператор может лишь при одном из условий:
  -- оба датчика пилотских кресел "красные";
  -- нет контроля исправности органов управления в рубке.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"