|
|
||
Фэндом: Hikaru no Go. Для фикатона в сообществе по ХнГ. Рейтинга нет, на заказанный пэйринг Огата/Сай. |
Ради чего ты играешь?
Я играю ради самой Игры.
Ради соперника.
Ради учителя.
Ради учеников.
Ради себя.
Ради прошлого и будущего.
Ради жизни.
Это далеко не полный перечень всех возможных ответов. Спросите меня как-нибудь в другой раз - возможно, мой ответ будет совершенно иным.
Gena: Как ты думаешь, кто такой Сай?
Taro: Заладили, Сай да Сай... Я тебе отвечаю: сидела компания каких-нибудь крутых перцев и прикалывалась над идиотами коллегиальным разумом...
Gena: И кого ты предлагаешь на роль 'крутых перцев'?
Taro: У меня есть теория. У Сая стиль такой был... консервативный. Я так думаю, что это как раз потому, что вдвоем или там втроем играли: когда не могли договориться, выбирали самый классический вариант.
Gena: Смешно... Ка к ты себе представляешь, чтобы игроки в го не нашли лучший ход из вариантов?
Taro: Ладно, я низкий кю, не мне с тобой спорить. Но знаешь, я тут смотрел кифу последнего матча Огаты-сенсея., 10 дан, ты должен знать...
Gena: Знаю.
Taro: Там пара ходов была - типично саевские! Так вот, я думаю теперь, что это Огата-сенсей со товарищи развлекался. А чего? Не такой уж он старик, мог бы себе позволить... Сели с кем еще из молодых, но классных про, например, с Куратой-сенсеем, и давай дуракам уши крутить...
Gena: Чудная теория. Только вот они друг друга терпеть не могут.
Taro: Откуда ты знаешь? Ну, подумаешь, что там Курата в интервью наговорил...
Gena: Мне кажется, что есть игроки, чей стиль гораздо более напоминает саевский.
Taro: Например?
Gena: Шиндо.
Taro: Ой, Шиндо! Это же тот, который на 'Северной Звезде' продул?.. Сай уже три года как исчез, а Шиндо, кажись, из прошлогодней молодежи, да? Если б Шиндо играл так, как Сай, он бы не только обоих Тоя прошел, как самосвал, он бы и этого корейца наглорожего...
Gena: Может, и так. Только Шиндо не из прошлогодней, а уже два года как про.
Taro: Точно, два. Это Кадоваки один. Извини. Но насчет коллектива про - само собой так! Мы знаешь уже сколько это с ребятами обсуждаем?.. Кстати, ты ведь в Токио живешь?
Gena: Да.
Taro: Может, встретимся в реале? Сыграем. Конечно, я тебе не соперник... Ты в какой школе учишься?
Gena: Постой, ты что, школьник?
Taro: Да. А ты что, нет?
Gena: Давно уже...
Taro: Ой, прости... а я думала, ты школьник. Думала, ты инсей.
Gena: Ты что, еще и девушка?!
Taro: Ну да... Я же говорила!
Taro: А тебе сколько лет?
Gena: Больше 30.
Taro: С ума сойти... Ну ладно, тогда беру назад предложение о встрече - тебя примут за извращенца. Хотя жаль. Я бы с тобой сыграла.
Gena: У меня все равно нет времени. Ладно, пока.
Taro: Пока.
Taro: Gena, ты на меня не обиделся?
Taro: Gena, алло...
Человек, иногда заходящий в интернет под забавным ником 'Gena', стоял на балконе и курил. Сеть у него отключена не была, и в окошечке чата одна за другой выскакивали фразы. Ему предлагали сыграть, его звали выпить пива или сакэ, его спрашивали о чем-то... Это были люди, знающие и не знающие его в реале, старые и молодые. Призрачное общение. Призрачная жизнь.
Серый дым сигареты очень быстро исчезал в синеющем вечернем воздухе. Пригородный район Токио, вид на который открывался человеку с балкона его квартиры - дом стоял на холме - уже зажег разноцветные фонари. Сто лет назад этих огней не было, сто лет спустя их, наверное, не будет. Не будет уже ни интернета, ни его безликих корреспондентов. Смешной девочки Таро - вот бы не подумал, что это школьница! Она играла в го не слишком талантливо, но на твердом уровне, он бы сказал, четвертого-пятого кю, делая взвешенные, взрослые ходы и не теряла голову в сложных ситуациях - не будет тоже. Да и самого Огаты-сенсея, десятый дан, Госэй, которому так ни разу и не удалось завязать дружеский разговор со своим излишне самолюбивым соперником Куратой, не станет. Может, и этот древний гобан из дерева кая, что занимает почетное место посреди комнаты у него за спиной, где-нибудь затеряется и разрушится. А что останется?..
Игра - останется. Вечная, неизменная и постоянно изменяющаяся, как вселенная.
Огата знал - он служит безграничной трансцедентности. Жизненное утешение он черпал в полном сарказма осознании того, что служение его обречено и бесполезно.
Иногда, впрочем, до Огаты доходило: ничего-то он в своей жизни не сделал. Он даже говорить мог только о го, и ни о чем кроме. Может быть, и на Сая свалилось такое вот мгновенное озарение? После чего он сбросил гобан с балкона, отряхнул запылившийся в шкафу диплом неплохого колледжа, устроился в престижную компанию и женился... а то и, чем боги не шутят, замуж вышла?
Или Сай тоже был всего лишь забавляющимся школьником?.. Интернет - это все одна сплошная иллюзия. Мало ли как они восприняли его игру... Вот взять ту партию с Шиндо. Огате ведь тогда показалось, что мальчик играл в точности, как Сай... показалось, да... и играть согласился после того, как Огата попросил его о партии с Саем. Ведь именно Шиндо устроил тот памятный матч для Тои-Мэйдзина...
Но Шиндо не может быть Саем. Разве что какая-то заковыристая шизофрения... однако юный про выглядел во всех отношениях здоровым молодым человеком, может быть, слишком вспыльчивым, но это для его возраста вполне нормально. А если бы у Шиндо действительно было две личности, одна из которых играет в го значительно лучше другой, то, несомненно, вторая брала бы верх все чаще и чаще. Мы же видим обратную ситуацию: после той игры с Мэйдзином Сай исчез.
Не надо цепляться к Шиндо... не надо искать мистику там, где ее нет. Да ведь кстати... Тот демарш с двухмесячным перерывом... если подумать, он случился довольно скоро после игры Тои Мэйдзина. Кажется, недели через две... Может быть, это тоже как-то связано с Саем? Сай исчез... Шиндо ушел... Шиндо вернулся, и игра его не была игрой Сая. Ни в коем случае. .
Огата уже думал об этом, и теперь он снова с неудовольствием понял, что мысли его бегут по кругу, играя в чехарду.
Ради ты чего играешь?.. Ради жизни.
Спросите меня завтра - вы услышите что-то еще. Но этот - первый и главный ответ - будет сквозить из-под любого другого, как темнеет вода под тонким льдом. Нельзя быть хорошим игроком в го и говорить иначе.
Огата курил и думал, что го - вся его жизнь. Если бы он не смог играть, он бы умер. Или наоборот: он перестанет играть только тогда, когда умрет. Сай перестал играть. Сай умер.
Сай умер. В интернете его не найти, хоть всех виртуальных игроков допроси. Это все равно что охотится с сачком на... да, на призраков. На иллюзию1.
Сай умер и никогда больше не вернется. Была ли та игра с Шиндо наваждением, сновидением пьяного мозга, или мальчишка раз превзошел самого себя, подражая своему другу - не имеет значения. Сая больше нет, и пора прекратить просиживать за экраном бессонные ночи в надежде, что он вернется.
Сай умер.
Уже не в первый раз Огата подумал об этом, но только теперь он разрешил этой мысли полностью войти в его разум и усесться на татами посреди комнаты. Он даже предложил мысли чая. Впервые Огата не прогонял назойливого гостя - напротив, рассматривал его со всем тщанием и примирялся с ним.
Гость был одет в традиционное платье, и вышивка на его рукавах поблекла от слез2.
Огата сгорбился над перилами балкона, уткнув лоб в скрещенные руки. Смял в кулаке горящую сигарету, не обращая внимания на боль. Он по-детски, по-женски закусил губу, но удержаться от слез не смог - они текли и текли, заставляя очки запотеть изнутри. Хорошо хоть, рыданий не было, а то совсем позор.
Только теперь Огата по-настоящему понял - человек, превзошедший его учителя, человек, ошеломивший самого Огату, человек, давший, возможно, мощнейший импульс миру го (особенно, если догадка была верна и он действительно учил Шиндо) умер. Не просто исчез, а и в самом деле - и где-то там, возможно, на другом краю Японии, его тело сожгли, и пепел положили в сосуд, и... Может быть, именно из-за этого Шиндо тогда ломал комедию, два месяца не являясь на игры - а потом снова заиграл, да как! Как будто сама его жизнь от игры зависела!
Да. Это было так. Мы играем в го ради жизни. Если мы не играем, мы не живем.
Как-нибудь... как-нибудь, если зайдет разговор, надо будет принести Хикару соболезнования. Может быть, он даже скажет, где могила?..
1Намек на игру слов. Мабороши (幻) - по-японски одновременно призрак, иллюзия, видение и мечта.
2Аллюзия на распространенное литературное клише эпохи Хэйян
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"