Матевосян Карен Аветисович : другие произведения.

Осознанная эволюция

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
  
  
  
  

Осознанная эволюция

  
  
   Содержание
   1. О механизме наследственных приобретений
   Случайные приобретения
   Осознанные приобретения
   О передаче приобретенных признаков, информации
   2. Самоорганизация живой материи.
   3.Творения Природы и человека
   Творчество Природы
   Творения человека
   Заключение
  
   1. О механизме наследственных приобретений
  
   Случайные приобретения
   Свойства и поведение всех видов живого представляют собой целесообразные и довольно сложные врожденные программы и механизмы. Передаются они по наследству из поколения в поколение. Но как сложились эти чудесные свойства? Вложены они кем-то, или это цепочка случайных совпадений или разумная самоорганизация?
   Официальная наука придерживается мнения, что эволюция всего живого на Земле есть результат спонтанных нарушений, мутации, в наследственном материале организма, в хромосомах и в генах.
   Несомненно, что случайные изменения в генах имеют место, например, при воздействии радиации, и вносят свой вклад в эволюцию видов. Но утверждать, что случайные вставки в генетическую структуру являются определяющим фактором процесса развития живого на Земле от простейшей клетки к сложному организму - спорно.
   Попробуйте вставить случайный набор слов или нот в произвольные места "Божественной комедии" или "Лунной сонаты". Вряд ли захочется читать или слушать такие произведения.
   Увидев, например, самолет мы не допускаем мысль, что он мог быть собран случайно из набора деталей. Но, почему-то авторство в создании живой клетки, не имеющей аналога по сложности в творчестве человека, мы приписываем "слепому" случаю.
   Любое сложное изделие, созданное человеком, имеет, так называемую, технологическую карту, содержащую описание последовательности действий, необходимых для воспроизводства изделия. В компьютер робота-манипулятора закладывается программа, состоящая из последовательности закодированных команд. Что получиться, например, если внести в технологическую карту сборки самолета случайные изменения? В лучшем случае такой самолет не взлетит.
   Точно также, в молекуле ДНК, из последовательности закодированных команд составлена генетическая программа развития всего живого на нашей планете, на основе которой строится сложнейшая биологическая система - организм. Создание такой программы также считается результатом случая.
  
   В статье "Разумен ли живой мир?" приведен ряд примеров чудесных свойств живой природы, обретение которых видом трудно представить счастливой случайностью. Рассмотрим два из них.
   Некоторые виды ос, укалывая свои жертвы (пауков, жуков, гусениц) в определенные нервные узлы, парализуют их, обездвиживают, и откладывают на них свои яйца. В таком "законсервированном" виде эти насекомые служат свежей пищей для личинок. При этом, для каждого вида добычи требуется свой способ укалывания.
   Так, если осе сколии достаточно сделать лишь один укол личинке бронзовки или жука-носорога, в точке, где сконцентрированы двигательные узлы, то желтокрылому сфексу, предпочитающему кузнечика и сверчка, приходится обездвиживать три пары его ножек и, соответственно, колоть в три нервных центра на брюшке. А вот аммофиле песчаной, чтобы обездвижить гусеницу совки, нужно сделать уколы в девять ее нервных центров. И во всех случаях требуется точность, чтобы не убить жертву, что вызовет гниение и гибель личинки осы.
   Откуда у этих ос такие знания? Невероятно, чтобы случайной мутацией у одной осы аммофилы могла сразу образоваться комбинация генов, "описывающая" весь ритуал закладки потомства: выкопай в земле норку, защити вход камешком, отправься на охоту, отыщи под землей гусеницу совки, выкопай и парализуй ее, последовательно укалывая в нервный узел каждого сегмента брюшка. Отнеси парализованную гусеницу в норку, отложи на нее яичко и выбиравшись на поверхность замаскируй вход.
   Но это еще не все. Вылупившаяся личинка поедает гусеницу также соблюдая ритуал, чтобы та сразу не погибла: начинает с наименее важных жизненных органов, и лишь в конце разрушает нервную и кровеносную систему. Завершив трапезу, личинка окукливается, чтобы, через некоторое время превратиться в аммофилу и повторить весь процесс с начала.
   Несомненно, что пока формировался рассмотренный ритуал, сфексы и аммофилы руководствовались иным, сложившимся ранее, ритуалом, подкармливая своих личинок чем-то другим, иначе остались бы без потомства.
   Невероятно также, чтобы элементы этого ритуала наслаивались случайным образом в поколениях, пока в каком-то колене не выстроились в столь целесообразное поведение. Он, безусловно, сформировался во множестве поколений осы, но не случайно. Но об этом - позже. Кроме того, чтобы полученные случайно признаки закрепились в поколениях, мутация, с одинаковым информационным содержанием, должна была произойти одновременно у нескольких особей. Вероятность такого события ничтожна.
   А сколько взаимодополняющих случайностей должно было произойти у другого насекомого, небольшого жучка - бомбардира, чтобы он сумел обрести свое грозное химическое оружие: при нападении на него, он "выбрасывает" во врага струю горячей (до 100 градусов Цельсия) и едкой жидкости. Жидкость, вырабатываемая его организмом, состоит из гидрохинона и перекиси водорода. Компоненты жидкости хранятся в отдельных камерах, чтобы исключить реакцию. Выбрасываемая, через два "сопла" в задней части брюшка жучка, смесь, с добавленным катализатором, закипает, лишь оказавшись на воздухе. Атакуемый жучок способен выплеснуть смесь во врага, на расстояние около одного метра.
   Это свойство, конечно, посложнее чем обретенное осой и сформировать его случайными воздействиями на генетический аппарат довольно проблематично.
   Жучку предстояло освоить очень сложный ритуал. Необходимо было определить состав химикатов для получения взрывчатой смеси, "научить" организм вырабатывать нужные компоненты и пропорции, "сообразить", что надо хранить их раздельно и, наконец, "понять", что следует синхронно выбрасывать компоненты для образования взрыва, благодаря чему горячая, к тому же, вонючая смесь надолго запомниться врагу, а жучок останется цел.
   При этом, весь этот процесс, наверное, должен был бы сопровождаться испытаниями взрывчатой смеси, при которых сам "экспериментатор" должен был остаться в живых, чтобы довести свое достижение до потомков.
  
   Конечно, скажет читатель, эти рассуждения с позиций нашего, человеческого интеллекта. Оса так не соображает. Но она должна была уметь как-то выживать в течение сотен тысяч или миллионов лет, в не очень благожелательной для себя среде. Так что, наверное, в каких-то ситуациях, ей приходилось и "соображать".
   В настоящее время, создание робота, способного обучаться и развиваться, и самовоспроизводиться не такая уж фантастика. Тысячи специалистов и ученых работают над этим. И вряд ли создатель такого робота его развитие оставит на волю случая.
   Эволюция живого мира это приспособительный к среде обитания процесс. Все живое на Земле, независимо от того, возникла ли жизнь на Земле случайно или это чей-то эксперимент, обладает механизмом адаптации. Процесс эволюции происходит под управлением этого механизма, на основе анализируемой, осознанной информации, поступающей из внешней среды.
   Если исключить случайность и не рассматривать версию чьих-то экспериментов на Земле, то остается признать, что создание целесообразных и завершенных сложных свойств в поведении, морфологии и физиологии живых существ, свидетельствует о разумной самоорганизации всего живого.
  
   Осознанные приобретения
   С какого-то времени, человек, в борьбе за выживание, научился осознано повышать свою жизнестойкость, искусственно создавая вокруг себя благоприятную и даже комфортную среду. Такого он достигает, вырабатывая решение на основе накопленных опыта и знаний. Однако для того, чтобы достичь этих возможностей он должен был суметь выжить еще до того, как стал человеком - прямоходящим.
   Считается, что, в те далекие времена, разума у него еще не было, но каким - то образом он ухитрялся добывать пищу, избегать опасностей, подстерегающих его на каждом шагу, бороться, отстаивая свои интересы. Словом, находить и принимать решения в любой ситуации, чтобы не быть съеденным и, в то же время, самому ловить и поедать других. И то, что мы сегодня есть - лучшее свидетельство тому, что человек успешно с этими проблемами справился.
   Десятки, а то и сотни тысяч лет человек постигал жизнь, говоря в современных терминах, инстинктивно, подсознательно. Мы и сегодня в повседневной жизни многое делаем подсознательно, так же как это делают миллионы видов существ, кому не повезло с развитием сознания, кого природа обделила полноценным разумом.
   Хотя выжившие к настоящему времени существа, на протяжении миллионов лет, не хуже человека сумели подтвердить свою жизнеспособность в сложных, довольно сильно изменяющихся условиях внешней среды. Безусловно, для этого животным надо было каким-то образом уметь оценивать складывающуюся вокруг них обстановку и, с учетом своего опыта, "соображать" что делать.
   Помимо того, что дала им Природа самое необходимое для выживания (острые клыки и когти, быстрые ноги, крылья), живые существа обзавелись грозным оружием защиты и нападения: электрическим, химическим, жалящим и "стреляющим" (стрекательные железы), ядом и др. Защитными средствами, разными ароматическими веществами, алкалоидами, протеинами, обзавелись и растения. Причем, оружие не случайное, не для видимости, а эффективное, отвечающее своему назначению. Каждый вид выработал свою тактику защиты от врагов и нападения. Не чуждо многим существам желание обустраивать свой быт с комфортом. Например, бобры сооружают для своей семьи запруду и уютную хатку. Птица - шалашник не только украшает свой домик, но и "коллекционирует" яркие предмет, чтобы привлечь внимание самки. А птицы-ткачики байя, обитающие в Южной Америке, даже освещают гнездо, закрепляя на его стенках глиняные светильники с заделанными в них светлячками.
   О наличии у насекомых, рыб, птиц и животных разума, не принято говорить. Но даже простое знакомство с их поведением и функциональными свойствами позволяет утверждать, что эти качества не могли бы сформироваться без какой-то рассудочной деятельности, без, хотя бы, примитивного зачатка разума. Подтверждением тому служит способность живых существ, от простейшей бактерии до разумного человека, выживать и развиваться в течение миллионов лет, в этом сложном мире, полном опасностей, поджидающих на каждом шагу. Это относится как к простейшим, не имеющим ни одного нейрона, так и к насекомому - с примитивной нервной системой. По другому трудно объяснить чудеса живого мира.
   Иными словами, животный мир способен, анализируя воспринимаемую информацию, самообучаться, формируя или корректируя свое поведение и развитие. Доказательством этого являются приобретенные рефлексы и инстинкты.
   В ходе эволюции видов происходит развитие и совершенствование их поведенческих и функциональных свойств. При этом, эволюция поведенческих свойств у одних видов свелась, преимущественно, к формированию врожденного, стереотипного поведения (рефлексов и инстинктов), а у других, наряду с инстинктами, к развитию разума. Эволюция функциональных свойств привела к развитию и совершенствованию, как двигательных систем, так и защитных систем жизнеобеспечения, включая такие регуляторные механизмы как иммунная система, системы энергообеспечения, поддержания постоянства температуры и другие.
   При этом, вся содержащаяся во врожденных программах информация, прежде чем сложиться в законченную целесообразную последовательность, должна была каким-то образом оцениваться, где-то сохраняться и передаваться наследственно в поколениях.
   Это позволяет утвердиться в предположении об осмысленности процесса развития, эволюции жизни, который предопределил огромное многообразие видов на нашей планете, при одном, общем, как считает наука, предке всех землян - прокариотической клетке.
  
   Основным движущим механизмом эволюции всего живого является адаптация, умение организма приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды, зачастую агрессивной по отношению к живому, а "пусковым" механизмом и вектором адаптации, несомненно, является воспринимаемая и осмысленная (правильней будет сказать - "порожденная" разумом) информация.
   В процессе жизнедеятельности, у всех видов живого, под влиянием различных факторов внешней среды, вырабатываются соответствующие реакции, способствующие его выживанию. В том числе, вырабатываются разные формы поведения, такие как приобретенное, в результате обучения и накопления опыта (условные рефлексы), а также проявляется врожденное, генетически зафиксированное поведение, инстинкты.
   Иначе говоря, инстинкты и рефлексы это разнообразные фиксированные знания о необходимых действиях на внешние раздражители, или, выражаясь в современных понятиях, запрограммированные формы поведения. И если условные рефлексы формируются и закрепляются в течение жизни особи, то для формирования и закрепления инстинктов требуются поколения.
   Вырабатываемое особью поведение свидетельствует о способности не только анализировать воспринимаемую информацию, но и использовать накопленный опыт, формируя соответствующую реакцию при адаптации под разные ситуации. Например, умение животных (лисицы, волки, песцы и др.) обходить ловушки, которые устраивает им человек. Или взаимопомощь и сотрудничество при защите своей территории, обороне от хищников, совместной охоте, уходе за детенышами.
   Интересный пример приведен в статье А.Зайцева "Мне поклонился цветок" (журнал Знание Сила N1 2002 г.). "Мускатная тыква (Cucurbita moschata), встречающаяся на юго-востоке Мексики, постоянно становится жертвой одного из видов божьей коровки Epilachna tredecimnotata. Жук повадился обгладывать листья, в ответ растение начало выделять горький фермент кукурбитацин; аппетит у жуков пропал. Но ведь без пищи не обойтись, и они придумали, как избегать неприятных вкусовых ощущений. Жуки своими особыми жвалами буквально "перфорируют" на листе тыквы кружок и отсекают большинство ядовитых прожилок. Теперь выколотый ими кружок связан с растением всего несколькими волокнами. И жуки спокойно принимаются вкушать свою добычу. И жук сыт, и растение в общем-то цело".
   Инстинкты, в основном, сложные рефлекторные функции. Инстинкт материнства, например, это сложный ритуал взаимодополняющих, целесообразных, поддающихся логике действий. Трудно представить, чтобы такой ритуал мог сложиться в течение жизни одного поколения. Это цепочка последовательно накопленных рефлексов. Несомненно, что каждое звено этой цепи, прежде чем интегрироваться в инстинкт, осмысливалось, корректировалось в ходе многократной повторяемости в схожих ситуациях и, разумеется, где-то эта информация накапливалась и сохранялась.
   Если условные рефлексы могут изменяться или забываются, и каждое новое поколение приобретает их самостоятельно, то сформировавшиеся инстинкты гарантировано сохраняются, передаются поколениям и действуют неукоснительно. К примеру, европейские кукушки, подбросив яйца, как и все их сородичи, в гнезда других птиц, улетают на зимовку в Южную Африку. Вылупившиеся птенцы, окрылившись, собираются в стаи и самостоятельно находят дорогу в те же края, куда улетели их родители. А это тысячи километров. Подобным поведением отличаются и мальки речного угря. Икрометание угорь осуществляет в Саргассовом море, у берегов Америки, приплывая туда из рек севера Европы. Вылупившиеся мальки, немного освоившись, безошибочно проходят обратный путь, длиною около 8000 километров.
   Закреплению инстинктов, несомненно, в немалой степени способствует естественный жесточайший отбор. Каков же собственно механизм закрепления инстинктов в виде наследственной информации в биологических системах - это предмет исследований специалистов. Однако можно представить каким должен быть принцип действия такого механизма.
   В памяти генотипа, в течение всего периода его жизни, откладывается немало полезной, осмысленной информации, полученной в результате обучения, общения, а также воспринятой органами чувств и регуляторными механизмами систем жизнеобеспечения организма. Для подавляющего числа видов животного мира процесс осмысливания воспринимаемой информации происходит, скорее всего, подсознательно.
   Какая-то часть воспринятой информации, приводит к формированию условных рефлексов на внешние раздражители. Примеры тому дрессировка животных, автоматизм, вырабатываемый у автомобилистов, пилотов и других профессионалов.
   Следуя логике, что инстинкты, также представляют собой результат некогда воспринятой и осмысленной информации, напрашивается вывод, что какая-то информация, запомненная генотипом, как полезная реакция на внешние раздражители, передается поколениям и, подтверждаясь в поколениях, приобретая "вес", переходит в разряд врожденной, наследственной. Понятие "вес" является важным критерием любой статистики, а в данном случае, является критерием достаточности накопленной, осмысленной информации для выживания особи и, соответственно, вида.
   Безусловно, что это так, иначе следует признать маловероятные случайные мутации в создании сложной поведенческой или функциональной композиции, или "руку" Творца.
   Если даже принять, что инстинкт это цепочка случайно сложившейся информации, то каждое звено должно было осмысливаться, запоминаться и интегрироваться в целое в течение многих поколений. То есть, механизм формирования и закрепления инстинкта будет аналогичен описанному.
   Конечно, одной только многократной повторяемости информации недостаточно для закрепления поведенческой или изменяющей физиологию функции, как наследственной. Необходимы и, несомненно, что в биологических системах имеются и другие критерии, на основе которых та или иная информация переходит в разряд наследственной.
   И если одним из критериев "веса" является повторяемость обращения (осознано или подсознательно) к опыту, к осмысленной некогда информации на внешний раздражитель, то завершенность приобретенной функции есть прямой результат естественного отбора.
   Должен существовать, также, и способ передачи "полезной" информации из поколения в поколение. Обучение - один из способов. Однако, как уже отмечалось, птенцы европейской кукушки даже не встречаются со своими родителями, а приемные родители понятия не имеют о путях их миграции. Также и мальки угря. И таких примеров множество.
  
   О передаче приобретенных признаков, информации
   Остается признать, что полезная, осмысленная, но не оформившаяся окончательно, информация передается, в составе наследственной, генетической информации, но в той ее части, которая не должна оказывать воздействия на формирование организма на стадии его развития до тех пор, пока она приобретет достаточную завершенность и "вес".
   Это наиболее приемлемый механизм эволюции для саморазвивающихся биологических систем. Другой способ не проглядывается. Иначе не сложить довольно сложную, замысловатую информацию инстинкта, наращиваемую в поколениях, в связанную цепочку "разумных" поступков.
   Носителями наследственной информации во всех клетках являются молекулы ДНК, строение которых одинаково для всех живых организмов от бактерий до человека. Но, как утверждают генетики, лишь небольшая часть (3-5%) всей цепочки ДНК участвует, непосредственно, в "строительстве" и в формировании свойств нового организма. Какую информацию содержит оставшаяся часть - науке пока неизвестно. Вряд ли это просто резерв, да еще такой величины. Природа лишнего не любит. Продолжая мысль о том, что какая-то часть целесообразной, но требующей "созревания" наследственной информации должна где-то откладываться, набирая "вес", можно допустить, что это происходит на этих, "свободных" участках ДНК.
   И так, шаг за шагом, накапливаясь и приобретая завершенность, эта осмысленная информация приводит к качественным изменениям, к возникновению того ряда свойств, которые удивляют нас своей целесообразностью.
   Генетическая информация - дискретна. Поэтому естественно, что такой переход количества в качество на основе генетической информации происходит ступенчато, скачкообразно. И это дополнительно подтверждает мысль о том, что информация о целесообразности тех или иных функциональных или поведенческих изменений, прежде чем стать востребованной, должна приобрести вес, стать значимой.
   Подтверждением существования подобного механизма формирования наследственной информации в животном мире и, соответственно, эволюции видов, может служить и такой факт, что палеонтологи и биологи не могут привести ни одного примера промежуточного вида, образовавшегося как результат эволюции. Это отмечал еще Ч. Дарвин в книге "Происхождение видов": "Если все виды произошли один от другого путем мельчайших изменений, почему же тогда мы не обнаруживаем повсюду бесчисленные промежуточные звенья?"
   Более того, эволюция живого - это длительный и непрерывный процесс. Казалось бы, что в организме сложившихся видов должны присутствовать как рудиментарные, отмирающие (за ненадобностью) органы, так и развивающиеся, недоразвитые. Ни того, ни другого не наблюдается, в частности и у человека.
   На сегодня осталось только шесть органов в организме человека, которые относят к рудиментарным (лет сто назад их было намного больше): миндалины и аппендикс, копчик, тимус, щитовидная и шишковидные железы. В то же время считается, что каждый из этих органов играет определенную роль в жизнедеятельности организма. Например, миндалины и аппендикс содержат лимфатическую жидкость, которая помогает бороться с инфекцией. Скорее всего, функции этих органов полностью не раскрыты.
   Все это свидетельство того, что эволюция живого, биологических систем протекает через пороговые состояния (называют их также - точки бифуркации, франц. la bifurcation --- раздвоение), при преодолении которых происходит обретение видом новых свойств или разветвление эволюции вида. А уж жизнеспособность сложившегося варианта определит отбор.
   Конечно, нельзя настаивать на том, что развитие новых свойств происходит именно изложенным выше способом. Но для создаваемых человеком роботов, которые должны уметь адаптироваться к среде, такой механизм осознанной эволюции более предпочтителен, нежели случайность.
  
   Изложенный принцип развития и изменчивости - это лишь предположение, подсказанное логикой. Однако, бесспорно, что любому функциональному или органическому изменению у вида должно предшествовать изменение наследственной, генетической информации.
   Официальная наука отрицает возможность наследственной передачи приобретенных при жизни особи признаков, признавая лишь случайные мутации и только через хромосомы половых клеток, а также только через направленный поток наследственной информации от ДНК к РНК и к белкам.
   Однако современные исследования процесса изменения наследственной информации показывают, что изменчивость не только результат случайных мутаций в ДНК хромосом. В этом процессе могут участвовать подвижные, так называемые мобильные гены, которые способны изменять свое расположение как в пределах одной хромосомы, так и от одной хромосомы к другой. Более того, открытиями генетиков за последние несколько десятилетий подтверждается возможность наследования приобретенных признаков: передача изменений от РНК ДНК и даже от белков. Универсальным переносчиком генов являются вирусы.
   Механизм перемещений генов на пока не раскрыт, но, несомненно, что он не бесконтролен и осуществляется по каким-то определенным правилам. Как подчеркивают исследователи, эти процессы особенно активизируются при неблагоприятных для организма условиях. И, видимо, это один из методов природы, способствующих сохранению вида, сохранению жизни.
   Возможно, что механизм осознанной эволюции не будет до конца понят человеком. Но это не мешает ему вмешиваться в генетические процессы, а также создать эффективный механизм саморазвития для разрабатываемых разумных роботов.
   Со второй половины ХХ века интенсивно развивается генная инженерия, биотехнология, цель которой - придание организму желаемых свойств. По существу генная инженерия это та же осознанная эволюция: осмысленное изменение генетической, наследственной информации вида. Но это уже эволюция, осуществляемая волей и разумом человека.
   Также как и в природе, созданию человеком генетически модифицированного вида, предшествуют исследования и эксперименты, накопление знаний и принятие "взвешенных" решений. Результат, которого природа могла достичь за миллионы лет, человеку достаточно нескольких десятков лет. Складывается впечатление, что вся творческая деятельность человека, в том числе генная инженерия, создание искусственного интеллекта и, когда-то, искусственной жизни - это целенаправленный процесс, подготавливаемый всей историей эволюции жизни на Земле.
   Забегая вперед, отметим, что если человеку предстоит создать искусственный разум и, в конечном итоге, искусственную жизнь, то способность к адаптации, к самостоятельному развитию будет заложена в числе других важнейших свойств синтезированного существа, робота разумного.
   Алгоритм эволюционного развития будет, как всегда, позаимствован у природы и подобен рассмотренному выше: воспринятая информация, пройдя соответствующее "тестирование" на предмет ее целесообразности, будет накапливаться в памяти синтезированного существа, и закладываться в память новых поколений, в процессе их "сборки". В каждом поколении эта информация, на основе новых знаний, будет переосмысливаться, формируясь, постепенно, в законченное решение, приобретая "вес". Но прежде чем такая информация приведет к развитию новых качеств, перейдя в разряд наследственной, она должна быть воспринята большинством сообщества, стать необходимой, потребной, пройти отбор средой.
   Подобный алгоритм развития присущ и саморазвивающейся биологической системе - человеческому обществу. Вся совокупность знаний человеческого общества, опирающаяся на разум каждого индивидуума, приводит к возникновению всевозможных идей, теорий, концепций, идеологий, но лишь ничтожная их доля, пройдя отбор, влияет на развитие общества. Имеют место, конечно, и случайности (мутации), но они обычно, не способствуют гармонизации общества, а наоборот, способны ввергнуть общество в состояние хаоса и разрухи, отбрасывая назад в развитии. Трудно привести пример, когда подобные "мутации" способствовали бы улучшению общества.
   Правда, опомнившись после революционных потрясений, сохранившееся общество прилагает огромные усилия, чтобы выбраться из состояния хаоса, который оно сотворило. Это дает толчок развитию, но ценой трагедий и огромных экономических потерь.
  
  
   2. Самоорганизация живой материи.
  
   Итак, живая материя, будь то клетка, организм или сообщество особей, представляет собой самоорганизуемую, саморазвивающуюся или, как принято говорить, открытую, неравновесную систему, основой развития которой является восприятие, накопление и упорядочение, осмысление информации.
   Движущим фактором развития таких систем является стремление уравновесить свое состояние при воздействии всевозможных раздражителей внешней среды, которых всегда хватает.
   Рост информативности биологических систем, в свою очередь, ведет, в процессе эволюции, к повышению их структурной и функциональной, в том числе, поведенческой сложности, а также к интеграционным процессам.
   По мере того как биологическая система, развиваясь, приобретает, в процессе адаптации, функциональную завершенность, достигая определенного уровня защищенности и, соответственно, гармонии с окружающей средой, дальнейшее накопление информации подготавливает ее к переходу на качественно новый уровень организации.
   В ретроспективе, с учетом таких качественных переходов можно выделить следующие структурные уровни развития живой материи:
   - ансамбль (совокупность) органических молекул - клетка, одноклеточный организм;
   - сообщество клеток - многоклеточный организм, особь;
   - сообщество особей - вид, популяция, общество со сформировавшимся укладом.
   И если прогнозы с созданием искусственного разума и искусственной жизни подтвердятся, то это будет очередной качественный переход на новый уровень эволюции жизни.
   Для каждой стадии развития живой материи характерна структурная завершенность биологической системы. Особо следует выделить в этом процессе, создание и развитие сознания и разума, как целенаправленный результат эволюции живого.
   С усложнением биологической системы, с образованием сообщества клеток, необходимость регуляции (обратите внимание - необходимость) между ними привела к возникновению нервной клетки и, соответственно, нервной системы. При дальнейшем усложнении системы, ростом активности организма, усложнением поведения и, соответственно, с увеличением объемов воспринимаемой информации, развилась способность анализировать и запоминать полезную информацию. Накапливался опыт. Формировались стереотипы поведения, инстинкты. Развивались рассудочная способность и разум. Развились системы управления обработкой информации, ресурсами памяти, система мышления. При этом, если с законами управления процессами функционирования и развития клетки и организма Природа справилась сама, то выработку форм и законов управления сообществом особей она переложила на само социальное общество.
   Рассмотренные качественные переходы живой материи, в процессе эволюции, есть результат ее самоорганизации, на основе использования информации, поступающей из вне, а также накопленной в памяти особи в виде опыта и знаний. Весь этот прослеживаемый, непрерывный, самоорганизующийся процесс, протекает как целенаправленный. Как будто бы он запланирован в природе. Но кем? Или это все-таки цепочка случайностей, выстроившаяся в систему?
   В инженерной практике подобный процесс определяется творчеством конструктора. Технический прогресс сопровождается появлением все более сложных систем. Однако известно, что любая сложная техническая система имеет предел совершенствования, после которого дальнейшее усложнение ее функциональных или надежностных характеристик, приведет к обратному эффекту, к неустойчивой работе. Поэтому, стремление к дальнейшему совершенствованию той или иной технической системы, приводит, в конечном итоге, к качественно новым структурным конструкторским решениям.
   Примеров тому масса. Например, за сравнительно короткий срок (немногим более 50-ти лет), вычислительная техника претерпела огромные структурные и качественные изменения: от громоздких ламповых электронных вычислительных машин до компьютеров на полупроводниковых приборах и интегральных схемах, умещающихся на столе и даже в портфеле. А в недалекой перспективе ожидаются компьютеры на молекулярных структурах. Благодаря этому в тысячи раз возросли функциональные характеристики, возможности машин.
   Подобное наблюдаем и в природе: многие виды животных, усложняясь, в какой-то период достигли гигантских размеров и стали уязвимы при изменениях окружающей среды. Избежали жесткой процедуры естественного отбора те, кто не "поддался" искушению усложняться, особенно такие как, например, тараканы, скорпионы и многие другие виды насекомых, рыб, животных.
  
   Закон сохранения и развития жизни, проявляющийся в биологических системах через инстинкт самосохранения и борьбы за существование, движет эволюцией и заставляет живое постоянно искать новые структурные формы, обеспечивающие большую жизнестойкость.
   Так, случайно или причинно, совокупность органических молекул образовала клетку. Последняя, в ходе эволюции, адаптации и "отбора" смогла доказать свое право на самостоятельное существование. На ее основе сформировались простейшие, бактерии (одноклеточные), которые приспособились жить, избегая опасностей и добывать себе пищу в самых разнообразных условиях.
   Первые жители нашей планеты, одноклеточные, уже на заре зарождения жизни достигли устойчивого равновесия с окружающей средой и вряд ли дальнейшее усложнение клетки, что-нибудь бы им добавило. В этом и состоит суть адаптации всего живого: достичь гармонии с окружающей средой.
   Однако, каким-то образом, простейшие "сообразили", что объединение клеток в сообщество будет способствовать повышению их жизнестойкости. С этого момента, дальнейшая эволюция живого пошла по пути организации сообществ. Сформировался инстинкт стадности.
   Что "толкает" насекомых, животных, птиц и, наконец, людей в сообщество понять можно. Сообща легче охотиться на крупную дичь, обороняться. У одних стремление к общинной жизни происходит подсознательно, под влиянием инстинкта стадности, у других - осознано. Соединение молекул происходит в силу определенных законов физики и химии. А вот, что "надоумило" клетки к созданию сообществ?
   Микроорганизмы, извлеченные из льда Антарктиды, возрастом около 400 тысяч лет, были оживлены в институте микробиологии РАН (Огонек N34 (4861) август 2004 г.). В печати сообщалось также об обнаружении в пещере недалеко от Нью - Мексико, в кристаллах соли бактерий, сохранивших жизнеспособность. Возраст соли - 250 миллионов лет.
   Для чего клеткам, при такой живучести, объединяться в организм? И ведь они не просто объединяются. После объединения, по какому-то правилу происходит разделение функций между группами клеток в организме, весьма логичное, целесообразное. Можно, конечно, допустить счастливое совпадение случайностей и естественный отбор. Но слишком уж сложно, разумно создан организм животного, как будто бы "поработала" инженерная мысль.
   Если это не чья-то "рука", то можно предположить, что клетки обладают способностью оценивать ситуацию и принимать решение в процессе своей интеграции в организм. Тогда, остается признать наличие разумного начала в основе всего живого.
   Объединившись в организм клетки заимели ряд преимуществ: "они" обрели способность быстро бегать, прыгать, летать, могут активно обороняться и нападать на более крупных существ, могут, наконец, творить. Но вряд ли эти качества послужили причиной. До такого надо было клеткам додуматься. Это скорее - следствие.
   Очень интересно рассмотреть тягу к интеграции клеток в сообщество на двух примерах. Морские губки, которых одни зоологи причисляют к колонии одноклеточных организмов, другие - к простейшим многоклеточным животным имеют довольно сложную структуру. Слишком различны и специализированы у них клетки.
   Поразительная особенность губок - это прочно зафиксированная информация о своей структуре, проявляемая как способность к регенерации. Ее тело полностью восстанавливается из крошечного кусочка ткани. Даже будучи расчлененными и превращенными в кашицу, состоящую из клеток, они способны к восстановлению организма. И это существо, у которого отсутствует нервная система.
   Что это: зафиксированная в каждой клетке информация о своем назначении и месте или, наряду с инстинктом, проявление какого-то, пусть примитивного сознания?
   Не менее любопытную организацию сообщества демонстрирует другое существо, которое предстает то в виде улитки или гриба, а то в виде колонии независимых друг от друга клеток. Называется это загадочное существо Dictyostelium discoideum. Но больше оно известно как слизевик. Подробно его описал в своей книге известный натуралист Д. Тринкаус ("От клеток к органам", М. "Мир", 1972 г.)
   При достаточности пищи и отсутствии опасностей слизевик представляет собой колонию из множества отдельных, практически независимых друг от друга амебоподобных клеток, размерами в сотые доли миллиметра. Эти клетки самостоятельно передвигаются, добывая себе пищу, и могут расходиться друг от друга на огромные, по сравнению со своими размерами, расстояния. Однако в случае опасности или при необходимости переместиться на новое место в поисках пищи, клетки, по какому-то сигналу начинают сползаться, образуя подобие живого организма, похожего на улитку - слизняка. Сигналом к "сбору", как установлено, служит выделяемое клетками химическое вещество акразин. Каждая клетка, уловив химический сигнал, тут же сама начинает его выделять.
   Собравшееся сообщество ведет себя как единый организм: передвигается как гусеница, обходит препятствия, реагирует на свет, на химические вещества. На этом метаморфоза не кончается. Найдя сухое место или пенек, слизевик тут же превращается в обычный гриб на тонкой ножке. Когда опасность проходит, гриб вновь превращается в слизевика, который, в свою очередь, распадается на отдельные клетки. Если половину клеток удалить, то слизевик и грибок получится вдвое меньших размеров.
   Возможно, что губки, слизевик и им подобные, а в последующем, общественные насекомые это целенаправленный эксперимент Природы по созданию общественной формы жизни.
  
   Остается фактом, что эволюция жизни на Земле, развитие биологических видов, с целесообразными свойствами как в поведении, так и в морфологии, представляет собой целенаправленный процесс: клетки, простейшие, организм, популяции, человек, разум и творчество, социум, коллективный разум, искусственные интеллект, разум, жизнь. Как будто кем-то задан вектор этого процесса.
   Жизнь клеток в сообществе привела к их специализации. Возникло то, что мы называем организм, особь. Возникли виды.
   Но и виды, сохранившиеся в природе, адаптируясь, достигли, в конечном итоге, необходимого и достаточного уровня жизнестойкости и, также как бактерии, миллионы лет живут в гармонии с окружающей средой. Это хорошо знакомые нам скорпионы, тараканы, термиты, крокодилы, акулы и многие, многие другие. Запаса жизнестойкости у этих видов хватает с избытком, настолько, что сохранились они в первозданном виде, как утверждают палеонтологи, десятки и сотни миллионов лет, в течение которых Земля пережила немало глобальных катастроф.
   Дальнейшая эволюция для многих видов живого, как уже отмечалось, пошла по пути формирования сообществ. Но и на сообщества распространяется рассмотренный принцип: достигнув некоторого уровня жизнестойкости и гармонии с окружающей средой, развитие общества останавливается, либо протекает крайне медленно. Примером тому - виды общественных насекомых: пчелы, муравьи, термиты, создавшие общество, с довольно сложной структурой и поведением, но почему-то застывшие в своем развитии.
   Одно из приемлемых объяснений этому является то, что, по достижении обществом гармонии с окружающей средой, ресурс основных стимулов эволюции, инстинктов самосохранения и борьбы за существование, становится недостаточным для дальнейшего развития. И, лишь, с приобретением и активизацией видом инстинкта стремления к познанию, формируемое им общество будет непрерывно развиваться, не достигая равновесия.
   Случайно или намеренно этот инстинкт активно "заработал" в одном из видов живого, который, пройдя долгий путь эволюции, превратился в того, кого принято называть Homo sapiens, человек - разумный. С обретением инстинкта познания и развитием творчества, историческое время развития человека стало протекать с ускорением.
   Нельзя отрицать наличие инстинкта познания и у остальных видов животного мира, но он у них сильно притуплен и проявляется в виде сиюминутного любопытства. Поэтому сложившийся животный мир, остается на уровне обретенных в борьбе за выживание, в ходе эволюции, ценностей.
   Благодаря стремлению к познанию эволюция человека пошла по пути развития его разума, а, по мере формирования сознания индивидуума, к развитию его социального разума в сообществе и коллективного разума сообщества, предела которому не видно.
   Однако человеку, в отличие от остального животного мира, недостаточно достичь только гармонии с окружающим его миром. Ему приходится искать гармонию и с внутренним своим миром. Редко встретишь удовлетворенного и умиротворенного жизнью человека. Это еще один стимул к познанию, к развитию. Но это и недовольства, бунты, революции.
  
  
   3.Творения Природы и человека
  
   Творчество Природы
   Особенно убеждаешься в разумной самоорганизации жизни, изучая биологические функциональные системы организма, представляющие собой совершенные конструкторские творения. Не вдаваясь в подробности таких функциональных систем как иммунная, энергообеспечения, нервная (информационная) и другие, каждая из которых может быть представлена как сложнейшая система автоматического регулирования и управления, рассмотрим, механизмы и способы перемещений, защиты и нападений, и другие, которые более наглядны для нас в своих внешних проявлениях.
   В разнообразии механизмов и в изяществе "конструкторской мысли" при их создании Природа проявила немало изобретательности. К примеру, летательные аппараты птиц, летучих мышей, насекомых, совершенные по своей конструкции. Даже растения, у которых считается, что нервная система и какое-либо проявление разума полностью отсутствует, "придумали" способы перемещения на далекие расстояния, с целью освоения новых пространств: парашют одуванчика, окутанные пухом тополиные семена, перекати-поле, репейник. А те, кого Природа обделила этой способностью, приспособились сами. Так, пауки на паутине, подхваченные ветром могут перемещаться на значительные расстояния. И делают это они не случайно. А человек придумал воздушный шар, самолеты, ракеты. Не менее совершенны и другие механизмы перемещений: прыгательные (кузнечики, блоха), реактивные (кальмары), шаговые.
   Какое разнообразие и как безукоризненно "сконструированы" эти механизмы, всевозможные суставы и их сочленения, приводимые в движение мышечной тканью. И как долго, в течение десятков, а то и сотен лет, они исправно служат.
   Немало придумано хитроумных и довольно сложных приспособлений для охоты и обороны. Родич акул, тихоокеанский скат, способен создать такой электрический разряд, от которого человек может потерять сознание. Жук - бомбардир, "выстреливающий" во врага горячей жидкостью. Жало ос и пчел. Яд у змей. Ультразвуковая эхолокация дельфинов, летучих мышей, позволяющая этим животным ощущать мир. Перечень этот можно еще долго продолжать. Все эти приобретенные когда-то свойства позволяют живым существам выжить в этом сложном мире.
   Ну и, конечно, великим достижением творчества Природы следует считать создание разума, разума человека, которому она передала зстафету творчества. Опираясь на разум в своем творчестве, человек изобрел и продолжает изобретать множество разнообразных сложных механизмов,
   Много идей человек позаимствовал у Природы. Но и немало примеров, когда, уже после создания какого-либо механизма, он обнаруживал, что Природа его опередила. Есть у человечества и достижения: в природе. Например, нет существ, перемещающихся быстрее автомобиля, самолета, ракеты. Не буду описывать муки творчества, которые испытывает конструктор в процессе проектирования, перебирая варианты, находя, в конце - концов, нужные решения. Затем следуют подбор необходимых материалов и реализация воплощение задуманного с помощью различного рода приспособлений, приборов, механизмов и станков.
   Выходит, что "силой" своего разума и желанием человек способен создать то, что природа творит волею "слепого" случая?! Сомнения по поводу последнего мы уже обсуждали. Тогда естественен напрашивающийся вопрос: если мы можем "это" сделать, то подобное в природе не могло просто так появиться. Кто-то его тоже создал. Значит - опять "рука" Творца?
   Но у Творца, если он и есть, наверное, немало других забот во Вселенной и вряд ли он стал бы связывать себя обязательствами контролировать и корректировать весь ход эволюции каждого вида живого. Намного проще заложить в сами биологические системы механизм творчества и саморазвития, что, несомненно, сделал бы любой Творец.
   Так оно и есть: по "проекту", содержащемуся в генах происходит создание и развитие новой, сложнейшей биологической системы, будь то букашка или человек. При этом, во многих случаях зародыш биологической системы, вылупившись из семени растения, из икринки, яйца, свое развитие и рост, в дальнейшем, осуществляет самостоятельно, беря "строительный материал" из окружающей его среды.
   Человеку до этого пока далеко, но к подобному он стремиться.
  
   Творения человека
   Наделение разных видов животного и растительного мира новыми свойствами давно перестало быть только прерогативой Природы. Человек не ограничился созерцанием и копированием ее творений. Скрещиванием и селекцией человек, еще в древности, создал новые породы животных и виды растений, а сегодня, методами генной инженерии стал более радикально вмешиваться в формирование наследственной информации и, соответственно, в видоизменение организма. В первом случае человек использовал приемы природы - селекцию и естественный отбор, а во втором, присвоив роль Творца, стал непосредственно влиять на генетическую, наследственную информацию. И в том и в другом способах "работает" мысль человека.
   Селекцией, в течение тысяч лет, человек вывел различные породы домашних животных: кошек, собак, овец, лошадей и других. Для работы в угольных шахтах были выведены лошадки пони, а ради забавы - карликовые лошадки, ростом до 30 сантиметров. А какое выведено разнообразие собак, при едином предке, отличающихся внешне, агрессивностью, ростом. Созданы: высокоурожайные сорта злаковых и овощей; большое разнообразие пород домашних животных; экзотические аквариумные рыбки.
   Однако не всегда свойства гибридов, полученных скрещиванием, удается закрепить в поколениях. Например, практически бесплодны гибриды осла и кобылы (мул) или ослицы и жеребца (лошак). Бесплодие у гибридов может проявиться и через несколько поколений, что свидетельствует о защитных способностях организма. Об этом же свидетельствует и такой факт, что, практически, нет гибридов среди диких животных, в естественных условиях их обитания.
   В этом отношении генная инженерия предоставляет практически неограниченные возможности для получения организмов с нужными свойствами в существенно короткие, по сравнению с селекцией, сроки. Человек активно вмешивается в генетическую программу развития живого. Методы генной инженерии позволяют удалять патологические гены, вводить в генетическую структуру вида гены другого вида, создавая, так называемые, трансгенные организмы..
   Уже давно "работают" бактерии с имплантированными человеческими генами, вырабатывающие инсулин, интерферон, гормон роста и много других необходимых препаратов. Сегодня, в промышленных масштабах, особенно в США, производятся трансгенные, высокоурожайные и болезнестойкие картофель, кукуруза, хлопок и другие растения. 0x08 graphic
Для защиты урожая от многих болезней и вредителей создаются генетически модифицированные насекомые.
   Во многих лабораториях мира проводятся исследования по выведению трансгенных свиней с человеческими генами с целью приспособить свиные органы для трансплантации человеку.
   Время от времени, в прессу просачивается информация об исследованиях возможности целенаправленного наделения человека новыми качествами.
   Но и генная инженерия сталкивается с проблемами. Последствия от создания и применения многих трансгенных продуктов пока непредсказуемы. У ряда генетически модифицированных продуктов обнаружены свойства, отрицательно влияющие на организм человека, вызывая аллергические реакции и даже отравления. На использование некоторых из них даже наложен запрет.
   Неконтролируемый рост числа генетически модифицированных видов животных, насекомых и растений может вызвать непредсказуемые нарушения в сложившееся в природе равновесие. Однако, несмотря на это, трансгенные растения и животные пока единственное решение продовольственной проблемы растущего населения Земли.
  
   В то же время, человечество не намерено останавливаться на достигнутом, и продвигается в своем творчестве еще дальше. Его уже не удовлетворяет кропотливая, тянущаяся годами работа по скрещиванию или видоизменению свойств организмов животных и растений методами генной инженерии. Многие ученые и специалисты, основываясь на достижениях современной науки в области биологии, генетики, кибернетики, возможностях новейших технологий, работам по искусственному интеллекту прогнозируют создание в ХХI веке принципиально новых структур, роботов, способных самостоятельно развиваться, обучаться и воспроизводиться.
   Особенно много надежд связывается с созданием методами нанотехнологии молекулярных роботов, наделенных способностью, по заложенной в них программе или управляющими командами из вне, собирать из атомов и молекул любые структуры, в том числе и самовоспроизводящиеся, подобные себе устройства.
   В конечном итоге, надо полагать, что человечество достигнет того, к чему, похоже, стремиться: к созданию искусственного разума и, как следствие, синтезированной жизни.
   Не в этом ли подтверждение идеи панспермии? Поэтому так живуча и привлекательна версия божественного зарождения жизни на Земле ("все живое создал Бог"). Она дает "ответы" на множество вопросов, связанных с поразительной логичностью многих проявлений жизни, наблюдая которые, складывается впечатление, что жизнь на нашей планете результат эксперимента, проводимого какой-то внеземной цивилизацией.
   Синтезируя искусственное существо, человек, несомненно, постарается сделать его максимально независимым от создателя: самообучающимся, самовоспроизводящимся. Многие свойства будут заимствованы у человека. Бессмысленно отвергать полезные, проверенные тысячелетиями решения. Но будем надеяться, что синтезированной сущности удастся избежать многих отрицательных качеств, присущих роду человеческому.
  
   А возможно ли такое, что человек своим творчеством способен создать жизнь? Если подойти философски, то в этом нет ничего особенного: все живое порождает жизнь. "Живое рождается только из живого" утверждал, еще в XVII веке, итальянский естествоиспытатель и врач Франческо Реди.
   Но, учитывая, при этом, что синтезированная жизнь будет творением человека, следует сделать важное уточнение: разум породит жизнь. Разум, который сформировался на нашей планете и воплотил в себе все накопленные человечеством знания. Если даже человек, имитируя в экспериментальных установках природные условия, сумеет случайно получить прообраз живой материи, то и этот результат будет также творением Разума.
   Получается, что творчество человека это продолжение творчества Природы и направлено оно на поддержание непрерывности процесса жизни. В конце - концов, это путь создания новых, синтетических форм жизни для освоения новых пространств, в которых существование белковых структур невозможно.
   В философском плане не произойдёт ничего нового: это будет ещё одним свидетельством в пользу того, что сотворение новых форм живого - удел Разума. Возможно, что в этом и заключается предназначение человека.
  
  
   Заключение
  
   Как с известным парадоксом "что первично яйцо или курица?", напрашивается вопрос: является ли Жизнь порождением Разума или Разум - это порождение Жизни. При уровне наших сегодняшних знаний можно только отождествить Жизнь и Разум. Хотя жизнь, даже с примитивным разумом, как не трудно убедиться, возможна, но разум без жизни, наверное, не существует.
   Подводя итог изложенному можно утверждать, что живая материя это носитель разума или, образно говоря, жизнь это мир разума (хотя неразумного в этой жизни - предостаточно).
   Живая материя - неотъемлемая часть мироздания, а жизнь и разум, скорее, необходимая составляющая процесса эволюции Вселенной, чем следствие этого процесса. Жизнь это духовная составляющая мироздания. Без жизни этот мир мертв, в буквальном смысле этого слова. Кто как не живая сущность сможет оценить удивительную гармонию и красоты нашего мира.
   В дополнение к определениям проявлений жизни, приведенным в статье "Откуда и какая она Жизнь?", таким как жизнь материальна, непрерывна и многообразна, самоорганизуема и самовоспроизводима, "одержима" экспансией, следует добавить еще одно, возможно ее главное свойство: жизнь - разумна.
   Если во вселенной, содержащей миллиарды звезд, есть планеты, на которых существует жизнь, то независимо от формы жизни, основные ее свойства будут везде одинаковы. И эволюция жизни будет иметь одинаковую закономерность.
   Действительно, если даже зарождение жизни на Земле - случайность, то вся ее дальнейшая прослеживаемая эволюция удивительно целенаправленна: от простых структур к сложным: от бактерии к человеку - носителю разума, к сообществу людей, к коллективному, планетарному разуму. Иначе говоря, эволюция жизни это эволюция разума.
   При этом, основой развития, эволюции всего живого, является осознанная необходимость, базирующаяся на наследственной и воспринимаемой информации (не исключается и случайность). Это и не удивительно - эволюция всего живого всегда идёт по пути выживания, а без разума, не "соображая", что для тебя хорошо и что плохо - в этом мире не выживешь.
   Разум обеспечивает живому независимость от окружающей среды и придает ускорение процессу развития цивилизации.
   Разум можно и следует отнести к числу органов чувств человека. Если органами чувств мы воспринимаем отдельные проявления окружающего нас мира, то разумом мы воспринимаем мир в целом. Иначе говоря, через разум живая материя познает мир и познает себя.
   Разум участвует во всем процессе эволюции живого, корректируя ход и направленность развития. Сама же жизнь, в процессе развития, формирует среду обитания - биосферу, а с развитием человека человеческой цивилизации - ноосферу (греч., сфера разума). Появление человеческой цивилизации (разума) необходимый шаг эволюции в направлении дальнейшего сохранения, развития и распространения жизни.
   При этом, утверждение, что жизнь порождает разум, а разум творит жизнь можно постулировать как основной закон сохранения и развития жизни.
  
   Приведенные определения проявлений жизни являются фундаментальными свойствами живой материи независимо от ее формы. Однако отражают они лишь качественную сторону понятия жизнь. Количественная сторона включает химические, физические, квантовые процессы, взаимодействие полей, возникающих в процессе реакций. К этому необходимо присовокупить умение воспринимать и анализировать информацию. Но как из всего перечисленного "набора" сотворена жизнь - пока не понятно.
   Тогда возникает резонный вопрос: а можно ли не поняв, что такое жизнь создать искусственный разум, искусственную форму жизни?
   Сегодня многие ученые и специалисты уже не сомневаются в том, что в текущем столетии компьютеры будут наделены интеллектом, способным к принятию самостоятельных решений. И если робот, оснащенный подобным компьютером, сумеет самостоятельно развиваться, сможет извлекать энергию, обеспечивая непрерывность процесса своего функционирования, воспринимать информацию и, анализируя ее, принимать решение, а также собирать, воспроизводить себе подобных, то, наверное, это и будет жизнь.
   Возьмите любое насекомое. Умом оно не блещет, но, по содержащейся в нем "программе", самостоятельно развивается, выполняет какое-то свое предназначение и воспроизводит себе подобных. Его мы считаем - живым.
   Можно предвидеть, что, создав разумных роботов, человечество не устоит перед соблазном заселить ими другие планеты, проникая все глубже и глубже в космос. В этом состоит, наверное, основная миссия человека, предназначение человеческой цивилизации.
   И если заселение Вселенной искусственной жизнью, созданной человечеством, станет реальностью, то развившиеся "там" цивилизации, в силу инстинкта экспансии, также будут способствовать распространению жизни дальше и глубже, в том числе и за "границы" нашей Вселенной.
   Тогда, высказанное ранее допущение ("Откуда и какая она Жизнь?") о сохранении и непрерывности жизни в случае предрекаемой гибели (коллапса) нашей Вселенной, о существовании других Вселенных и о том, что жизнь в нашей Вселенной могла быть привнесена из одной из них, выглядит не таким уж упрощенным.
   Мы спорим об источнике жизни на Земле. Но, создав ИЖ и заселив ею какие-то объекты во Вселенной, мы будем знать Творца этой жизни. Тогда, возможно, что и жизнь на Земле инициатива какой-то внеземной цивилизации, обобщенной нами в образе Бога. Но это уже другая тема и она довольно спорна, так как неизбежно возникнет вопрос "а кто создал ту цивилизацию, которая создала нас", где "начало начал"? На этот вопрос нет и не будет ответа.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"