Матюгина Полина Сергеевна : другие произведения.

Я научу вас учиться

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В этой статье рассказывается о конкретных методах обучения, прошедших проверку практикой - и они гораздо разнообразнее (и полезнее!) тех, что мне довелось видеть в школах.

  Перед каждым из нас на протяжении всей жизни не раз встает необходимость чему-то научиться. Что нужно для того, чтобы получение знаний стало организованным, последовательным и эффективным?
  
  1. Четкое понимание цели
  
  Какие именно знания вы хотите получить? Какие конкретные практические навыки вы хотите прибрести? Как вы будете применять их? Для чего? Как часто?
  
  Ответив на эти вопросы, вы поймете, нужно ли вообще браться за изучение той или иной области
  
  Если у вас есть достаточно объективных причин чему-то научиться и вы остановились на конкретной научной дисциплине (теоретической или прикладной - неважно, главное, чтобы это была какая-то одна дисциплина, а не вся система знаний в целом), настало время найти учебный материал.
  
  2. Поиск учебного материала
  
  Найдите учебные пособия, видеоуроки, онлайн-курсы, семинары по интересующей вас теме - вы можете остановиться на чем-то одном, а можете чередовать чтение учебников с просмотром или прослушиванием лекций.
  
  Для начала откройте самый первый раздел или урок. Вас устраивает такой стиль изложения? Информация представлена достаточно наглядно? Вы понимаете, о чем идет речь? Если нет - ищите другой учебник, другую серию видеоуроков, онлайн-курсы другой школы. Иногда приходится перебрать десятки вариантов, прежде чем найдется тот, что подходит именно вам.
  
  (NB: не бойтесь пробовать толстые учебные пособия, по 500-800 страниц. Раньше мне казалось, что чем тоньше учебник, тем он лучше - ведь в нем дается только самое основное, в сжатой форме и без лишней "воды". Небольшие учебные пособия хорошо подходят для конспектирования и повторения пройденного, однако только большие по объему учебники хорошо раскрывают тему - в них тщательно разжевываются самые сложные вещи, приводятся наглядные примеры и подробные решения к ним. Лучше разобрать один толстый учебник и всё понять, чем потратить время на десять тонких и остаться недоучкой).
  
  Не мучайте себя, продираясь через скучный текст или вникая в неувлекательную речь лектора. Вы мало что поймете, а желания учиться и вовсе не станет.
  
  3. Занятия
  
  Определитесь, когда и сколько вы будете заниматься. Учтите, что регулярность занятий - залог эффективного обучения, но "регулярно" не означает "помногу" и "подолгу".
  
  Если вы занимаетесь по учебнику, дробите разделы на главы, главы на темы, темы - при необходимости - на подтемы, и проходите по одной в день.
  
  Если вы смотрите видеоуроки, уделяйте просмотру не больше академического часа - то есть 45 минут, после чего обязательно делайте перерыв.
  
  Мы не можем за раз проглотить целый шмат мяса - точно так же наш мозг не способен хорошо усваивать большие пласты информации. К тому же, ваша решимость чему-то научиться быстро выгорит дотла, если вы захотите за одну ночь выучить китайский или за неделю освоить целый язык программирования.
  
  4. План занятия
  
  Итак, вы определились с целью, нашли подходящий вам метод обучения и хорошие учебные материалы, выделили время, разбили учебный курс на небольшие, удобоваримые порции и... что дальше?
  
  Я предлагаю следующий план занятия:
  
  1) Внимательно прочтите/просмотрите/прослушайте сегодняшнюю тему, от и до, от первой страницы до последней, с первой минуты и до самого конца, не прерываясь.
  
  2) Откройте тему с первой страницы - либо воспроизведите видео с начала - и начинайте конспектировать. Перечитывайте абзацы, если вам это нужно. Ставьте видео на паузу, чтобы вникнуть в суть. Разглядывайте сопутствующие графики, схемы, формулы. Никуда не торопитесь - делайте записи лишь тогда, когда поняли, что собираетесь написать. Ориентироваться надо на определения и правила, но если вы считаете необходимым - срисовывайте приведенные таблицы, записывайте примеры с решениями. Помните, что конспект - это то, что остается в сухом остатке от лекции, если из нее убрать все лишнее. Это краткая выжимка, которую запомнить гораздо легче, чем лекцию целиком. Лекция - раскрывает во всех подробностях, конспект - резюмирует.
  
  Если же вам что-то осталось непонятным, запишите то, что вызывает у вас трудности (на обороте тетради, например) - может быть, нужно найти более детальный, дополнительный материал по этой теме или задать вопрос преподавателю.
  
  Однако, не стоит долго корпеть над возникшими трудностями - вы к ним еще вернетесь и заполните пробел в знаниях, а пока довершите начатую тему до конца.
  
  3) Когда конспект будет готов, не спеша проговорите то, что вы поняли из сегодняшнего урока, ориентируясь на свои записи.
  
  4) Объясните то, что вы поняли, кому-то другому.
  
  Если тему обсудить не с кем, вообразите, что вы встретились с человеком, который ничего не знает об этой теме, но который очень хочет узнать - и постарайтесь (мысленно или вслух) помочь ему во всем разобраться. Выражайтесь доступно и просто, не щеголяя выученными специальными терминами и сложными оборотами - ведь вас должны хорошо понимать. Приводите примеры для наглядности, чертите схемы, в которых разберется даже школьник.
  
  Если вы не можете что-то объяснить в доступной форме - может быть, вы сами плохо понимаете данный материал. Обязательно найдите время, чтобы проштудировать вызвавшую трудности подтему, а затем попробуйте объяснить то, что вы узнали, еще раз.
  
  Обсудите с кем-то пройденную тему. Не стесняйтесь задавать вопросы и отвечать на них, не бойтесь уточнять подробности. Таким образом, в процессе обсуждения вы хорошо закрепите пройденный материал.
  
  5) Выполните несколько упражнений, самостоятельно или совместно с кем-то. Так вы научитесь применять новые знания на практике.
  
  5. Проверочные работы
  
  Время от времени, по мере прохождения новых тем, решайте тестовые задания, самостоятельные работы, онлайн-контрольные и т.д. Желательно после прохождения каждой проверочной работы письменно делать работу над ошибками.
  
  Проверочные работы, конечно, не могут объективно оценить ваш уровень знания или владения каким-либо навыком, но по результатам проверочных работ вы можете отслеживать свой прогресс. Более того, прохождение тестов и сдача экзаменов отлично выявляет ваши сильные и слабые стороны - а значит, указывают направление, в котором вам нужно двигаться для совершенствования знаний и умений.
  
  NB! На экзамене у вас не будет под рукой тетради с вашими записями, так что всегда выполняйте проверочные работы, ориентируясь только на то, что вы запомнили! Конечно же, вы будете совершать ошибки, как бы хорошо не готовились. Однако путем многократного повторения (не заучивания наизусть, а именно повторения!) необходимые знания отложатся в памяти, и прибегать к записям станет незачем.
  
  Напоследок хотелось бы заверить, что я не претендую на абсолютную правоту и, конечно, данные советы каждый может приспособить для себя так, как ему кажется правильным (а может и вовсе к ним не прислушиваться и выработать свою систему обучения).
  
  Учитесь в свое удовольствие и помните, что для достижения успехов вам не нужно ничего, кроме достаточного количества времени и приложения хотя бы минимальных усилий.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"