Аннотация: История о том, как мы с напарником отправились в Волжский на алисосъезд - мероприятие, посвящённое кэрролловской Алисе, и прилагавшуюся к нему полигонную РИ. Моя первая длительная (свыше 200 км) поездка автостопом. Дневник вёлся непосредственно в дороге, позднее был дополнен согласно фотографиям и заметкам в телефоне.
8 июля. Вторник. Окончание сборов
Основной проблемой перед дорогой дальней грозился стать ночлег. Мне пришлось ускользнуть из дома пораньше, дабы иметь возможность подготовиться к поездке без присмотра матери: нашить сопы (светоотражающие полоски) на жилетку, нацепить на рюкзак ранцевую ленту, запхать в рюкзак продукты, выданные в отдельном пакете.
Уговорить матушку не накупать слишком много продуктов и выложить втихушку часть вещей оказалось, к счастью, не очень сложно. Потом я взвалил рюкзак на спину и понял, что путешествие окажется не настолько лёгким, как я думал...
Попрощавшись с матерью на Площади Революции, кружными путями добрался до места встречи с Ш.. С местом встречи, кстати, вышло забавно: оно изменилось буквально за полчаса до моего выхода из дома, и я, разумеется, его не запомнил... Приехал, как мне казалось на нужную станцию; ждал, волновался, даже под конец немного рассердился на себя за устроенную авантюру: мол, трудно тебе было, рыжий, нормально на автобусе до Волжского добраться, что ли!?
А потом приехал Ш. - и всё сразу встало на свои места: нервничать и волноваться уже поздно, решение-то принято.
Мы отправились на Кузнецкий мост за тортиком, обещанным Ш. его знакомым. Тортика нам, увы, не оставили, зато я начал привыкать к рюкзаку - каким-то чудом умудрился не задеть ни один из предметов на пути. А предметов было много - мебели, статуи и статуэтки. Мысленно засчитав себе сдачу прав ношения рюкзака категории "В", я с лёгким сердцем вместе с Ш. отправился на Академическую.
Оказалось, с присвоением категории я малость поспешил. На старте забега от выхода из метро до трамвая, готового к отправлению, нужную скорость развить я не смог. Ш. же, будучи не обременённым лишней ношей, разогнался лихо. На мой вопль "КАК я с рюкзаком побегу!?" обернулись, кажется, почти все прохожие - хотя бы голос меня не подвёл, ха-ха. Тем не менее, на трамвай мы всё-таки успели.
Потом, добравшись до дома Ш. и оставив там вещи, отправились по магазинам для финальных дозакупок. Во время похождений открыли новое правило мироздания: если видишь в каком-нибудь магазине что-то дорогое, то иди в Ашан - там оно дешевле будет! (Так мы искали кружку и тарелку для Ш..) В обувном магазине обнаружили забавные шнурки - точную копию моей ранцевой ленты, такие же оранжевые и с сопами. Поржали, купили две пары.
Беркут Вася - чучело с весьма трагической судьбой - одолжил на костюм Грифона несколько своих пёрышек. На пошив костюма времени уже не оставалось - уже за час ночи перевалило, а побудка была назначена на 5:30. Впрочем, хоть вещи собрали - и на том спасибо. Да и сопы на жилет я пришить успел. Заодно чуть облегчил ношу - не стал брать весь атлас, просто аккуратно распотрошил его и вынул нужные странички.
9 июля. Среда. Ветер на трассе
Утром мы изо всех сил старались собраться шустро. У меня почти получилось. Ш. запнулся чуть посильнее - умудрился забыть термос. Пришлось ему бегом возвращаться - благо мы только вышли из подъезда. На электричку успели, даже умудрились сесть в нужную.
При всём при том я выяснил пару замечательных фактов о платформе ЗИЛ. Во-первых, касса там открывается в семь утра, а электрички начинают ездить много раньше. Во-вторых, платформы там аж две. Чтобы перебраться с одной на другую, нужно спуститься с одной, добраться до высоченной лестницы и пройти по мостику. И да, лестница с первой платформы, разумеется, классически перекрыта металлическим заборчиком. Каким-то чудом нам удалось перелезть через загородку, невзирая на тяжёлые рюкзаки.
Доехали до Ленинской, так и не наткнувшись на контролёров. (А ведь билеты-то купили... обидно вышло.) Добрели до удачной позиции, которую я нашёл заранее, так сказать, по своим каналам (раньше по этой части Каширки не ездил) - и обломались по полной: её уже заняли гайцы со своей машиной. Мы встали позади них и я нерешительно поднял правую лапу - согласно инструкции, так сказать: кулак сжат, большой палец вверх. (До этого чаще махал рукой в стиле "а-ля шлагбаум".)
За час мы с Ш. застопили четыре машины. Увых - все ехали не туда: либо собирались поворачивать на Подольск, либо направлялись на рынок. Несколько остыв и упав духом, мы всё же не сдались и решили сменить позицию. Каким-то макаром вскарабкались на М-4, поотбивали ноги на камнях, попачкали руки об отбойник и встали за эстакадой, на участке, подходящем для остановки автомобилей. Настроение было почти на нуле, я уже начал опасаться, что к пятнице мы в Волжский не приедем. Дальний автостоп диктовал иные законы, чем у ближних однодневных поездок.
Стопить при плотном потоке автомобилей - занятие нелёгкое: хрен кого выцепишь. К тому же в Москве и Подмосковье водители обожают торопиться по своим делам, не обращая внимания на то, что творится вокруг. Равнодушие людское я сполна прочувствовал на своей шкуре, заодно вспомнил цены на автобусные билеты до Волгограда, и поднимал руку почти машинально, чувствуя, как стремительно немеет плечо.
Когда я выдохся, на позицию заступил Ш.. И тут нам внезапно улыбнулась удача - он смог застопить легковушку! Молчаливый мужчина на нивоподобном автомобиле вопросов задавать не стал, только уточнил, что сможет довезти нас до Ступино. Он пропустил меня на заднее сиденье, Ш. сел впереди. Я, вспомнив про старую-детскую укачивательную болезнь, на всякий случай выпил таблетку и принялся за планирование нашего маршрута. По-любому получалось так: от Ступино в Москву ещё вернуться можно, так что альтернативный путь остаётся; ближайшая удобная позиция - за Окой, стало быть, там и нужно попроситься на высадку. Водитель ненадолго заскочил на заправку, предложил нам кофе. Мы отказались - нервничали сильно, так что было не до того.
Увы - высадили нас действительно за Окой, но дальше, чем я рассчитывал. Позиция оказалась не слишком удобной - перед нами перпендикулярно М-4 проходила эстакада, до неё трасса делала крутой поворот - правый, неудобный. Мы с Ш. поозирались, более удачных точек не увидели и решили, что попытка не пытка. Стопили согласно только-только отработанной схеме - по очереди, пять минут на нос.
Проторчали на позиции мы минут сорок. Я опять начал задумываться об электричках и ночных междугородных, потом отбросил эти мысли, включил демо-режим няшки... и сразу же застопил легковушку. Водитель - весёлый и добродушный армянин средних лет - согласился подвезти нас до Новомосковска, то бишь своего пункта назначения. По дороге мы даже немного поболтали - он потравил автостопных баек времён своей молодости, я рассказал ему начало приключений двух бакланов. Расстались мы почти друзьями - он пожелал нам удачи, мы сердечно его поблагодарили и продолжили наш путь тернистый, постепенно начиная верить в свою удачу и... в трассу.
Следующую легковушку застопил тоже я. Похоже, на этот раз мироздание и дорожные боги решили, что пора мне на правах главного в нераздельной двойке принять решение: водитель ехал аж за Воронеж. Я вспомнил про электрички, про уютные сиденья в междугородних автобусах и про денежные средства, хоть впритык, но позволявшие мне такое путешествие... представил тот путь, что я проделаю в Волжский по трассе, вспомнил сенсея и почувствовал, как дрогнули раскрывающиеся за спиной крылья. У меня были варианты, но путь - только один: уважение к себе и свои крылья я терять не собирался.
Водитель, Ю. И., бывший директор колхоза, оказался весьма начитанным человеком, осведомлённым в многих вопросах - как жизненных, так и околонаучных. Темы разговоров вихляли от качества мясных продуктов и лютовства гайцев до теорий эволюции человека и необходимости религии. Его приверженность советскому строю и мелькавшие время от времени резкие высказывания наше общение особо не испортили. Он охотно делился своим мнением и опытом. Кое-что я пропустил мимо ушей как несовместимое с моей жизненной позицией; чем-то заинтересовался, а что-то даже намотал на ментальный ус.
Из моих рассказов Ю. И. особенно заинтересовали военные манёвры в Наро-Фоминске. Он даже оставил мне свою визитку с телефоном и е-мейлом, дабы я сообщил ему, в случае чего, о предстоящих военных демонстрациях. Я согласился - мне-то несложно, а ему интересно.
После нескольких часов разговоров, скрасивших долгую дорогу, мы оказались за Воронежем, возле Рогачёвки. Увы - Ю. И. нужно было свернуть в соседний городок по делам. У нас была вероятность встретиться ещё раз, когда он поедет дальше по М-4. Мы так и не встретились, но у меня в напоясной сумке осталась визитка с его координатами. Надеюсь, найдётся когда-нибудь причина написать человеку, благодаря которому мы прошли точку невозврата.
Позиция, на которой мы оказались, была неплохой - после заправки. Там мы простояли около получаса. По трассе гнал сплошной поток отдыхающих, собиравшихся провести выходные на море. Их машины были забиты под завязку без какой-либо перспективы втиснуть хотя бы одного человека. Один из околоморских дачников остановился и предложил подвезти одного из нас, но мы с Ш. отказались, не желая разделяться.
Машины мелькали, мелькали, мелькали; фуры с грохотом пролетали мимо, поток от воздуха от них несколько раз почти сбивал меня с ног. Я упрямо сжимал зубы и отступал на шаг-два назад, помня, что вернуться назад мы уже не сможем. Ш., как мне казалось, уже начал уставать, и это вызывало дополнительное беспокойство и лёгкие боли в районе отсутствия совести - затащил, блин, человека в неведомые дали, ещё и стопить его заставляю, между тем мы даже поесть не успели, а время-то уже к вечеру. И эти дурацкие машины, забитые под завязку, их прицепы с аляповато-цветастыми лодками и однообразным оливково-серым брезентом...
Тем не менее, я всё-таки смог застопить "Ниву" - вторую за сегодняшний путь. Водитель и его спутник без бэ пропустили нас назад и всю дорогу расспрашивали: а куда, мол, едете? и как вам? а откуда вы? а какой субкультуры? Я даже немного развеселился, отвечая на их вопросы. Трасса вновь теплела, невзирая на то, что ребята ехали только до Ильича; зато они посоветовали нам неплохую развязку возле местечка под названием Миллерово. "Четыре часа дня, - рассуждал я, - ещё успеем добраться до Богучара, а то и до гостиницы "Роза ветров", как и планировалось".
Ждал же нас шиш с маслом. Во-первых, позиция оказалась неудачной - прямо возле автобусной остановки (мы на ней смогли перекусить, но стопить с неё - безнадёга); во-вторых, дальше дорога шла вниз; в-третьих, на обочине запорхала пара миловидных ночных бабочек - одна в чёрном, другая в розовом. Бабочки явно пользовались популярностью - машины возле них притормаживали с завидным постоянством и покорно сворачивали в небольшой тупик, закрытый густым кустарником. Время от времени бабочки с лёгкостью, невзирая на высоченные шпильки, перебирались через отбойник и направлялись в магазинчик возле заправки на противоположной стороне. Купив там бутылочку колы, возвращались обратно и продолжали работу. Я, пытаясь застопить хоть что-нибудь, краем глаза наблюдал за короткими, но пышными подолами платьев и растрёпанными вьющимися волосами - потихоньку завидовал: они уже с полдесятка машин остановили, а к нам только пара легковушек свернула - одна с вещами, место только на одного, а другая сворачивает через десять километров!
Положение постепенно становилось отчаянным: времени - шесть вечера, холодает, до ближайшего города с гостиницей, то бишь Верхнего Мамона, километров сто пятьдесят. Я уже начал было морально готовиться к ночёвке прямо на трассе - раскладывал так и эдак: по-любому придётся вернуться на остановку, там хотя бы ветра по минимуму будет; у Ш. - тёплое подобие лоохи, у меня - плотная кофта; ещё есть непродуваемые дождевики и зажигалка, а кофе в термосе почти остыл, скорее тёплый, а не горячий. Расчерчивал линии, рисовал знаки, а придорожные духи, смеясь, с потрясающей лёгкостью стирали их небрежными, размашистыми движениями: знаки твои, мол, для города, а у нас тут вовсе не город, пойми уже, самонадеянное создание!
И тут Ш. эффектно застопил фуру.
Вообще, если вторым застопленным автомобилем становится фура - это круто. А тут - ещё и чертовски своевременно!
Фуры, они не просто останавливаются - они ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ. С тучей пыли, с гулом, вгрызающимся в сердце, от которого даже земля содрогается. И, разумеется, в нескольких десятках метров от застопившего. Как только до нас с Ш. добралось осознание произошедшего, мы подхватили рюкзаки и рванули к фуре с такой скоростью, будто от балрога удирали. Добежали, торопливо открыли дверь.
Да, забраться в фуру тоже не слишком легко. Три высоких ступеньки, сантиметров по шестьдесят, узкие вертикальные поручни по бокам, до которых ещё дотянуться нужно. А мы ж ещё и с рюкзаками! В общем, рюкзак меня эпично перевесил на последней, кажись, ступеньке - пришлось Ш. подталкивать меня снизу.
В самой кабине всё тоже не так просто, как кажется. Слева - место водителя. Справа - место для пассажира, под ногами обувь, бутылки с водой и прочее-прочее. Между сиденьями - рычаг-переключалка передач и в обязательном порядке - что-нибудь ковровое, поскольку в кабине обутыми сидят редко. За сиденьями - спальное место, обычно застеленное каким-нибудь пледом и занавешенное чем-нибудь шторкоподобным.
Быстро разуться и вскарабкаться на шофёрскую постель - искусство, которым я, увы, до сих пор не овладел. Попытался расшнуровать ботинки, понял, что дело бесперспективное, и стянул их прямо так. Ш. занял сиденье, и стальной исполин тронулся с места.
Я попросил подвезти нас до Верхнего Мамона, поскольку там находилась ближайшая гостиница. Но чуть позднее, когда мы с водителем разговорились, выяснилось, что он едет до Богучара. Передоговорились быстро. Смущало то, что драйвер не знал ни одной гостиницы в Богучаре. Зато он знал пару удобных развязок в сторону Волгограда. Одной из них я и решил воспользоваться, пересмотрев первоначальный план с регионалками - на магистралке, как мне казалось, машин должно быть больше, а шансов заплутать, напротив, меньше.
По пути в Богучар мы угодили в пробку - в нескольких километрах от нас кого-то угораздило влететь в автобус, а полоса-то только одна! Наблюдать за происходящим с высоты кабины фуры было забавно - вокруг сплошные крыши легковушек, а пыль, поднимаемая машинками, пытающимися проскочить вдоль обочины, не долетает до нас и оседает где-то внизу. Судя по накатанной колее вдоль дороги, пробки на этом участке возникали нередко, так что водители давно установили себе объездной путь. Дурной пример был заразителен - вслед за одной машиной, свернувшей на колею, летело ещё пять-шесть. Как ни странно, в основном по ней пытались проехать ребята с низкой подвеской.
В Верхнем Мамоне пробка закончилась, зато появились гайцы. Поскольку возить в фуре двух пассажиров сразу не положено, меня прятали за занавесочкой. На одном из городских перекрёстков нас таки остановили, но меня не заметили: гаец проверил документы водителя и разрешил ехать дальше.
До Богучара мы добрались к половине одиннадцатого. На трассе - темень, а через неё ещё перебраться надо, чтобы дойти до гостиницы. Пожелав водителю спокойной ночи, мы отправились авантюрить - перебегать и пролезать. Здесь я порадовался моим мелким габаритам: отбойник был высоким, через него даже Ш. перебраться не мог, а проползать под металлической штуковиной мне ввиду мелкого роста и небольшой ширины было очень удобно. Преодолев трассу и прилагавшуюся к ней развязку, мы изрядно запылились, зато оказались неподалёку от кафе-гостиницы под названием "Зодиак" - таки она там БЫЛА! Сначала стукнулись не в ту дверь - в кафешную. Оттуда нас отправили к торцу здания - в нужную дверь. Невозмутимая хозяйка на входе, проигнорировав наш чудесато-запылённый вид, навыписывала что-то из моего паспорта и попросила полторы тысячи за номер на двоих. Предупредила, что санузел находится вне комнаты, один на весь этаж. Мне было глубоко пофиг на это.
Номер оказался вполне приемлемых размеров - не каморка, но и не апартаменты. Поразила меня ширина кроватей - они явно были полутораспальными! Да ещё и по две подушки на кровать - вообще великолепно. Две тумбочки и стул, розетки - вполне стандартно. Здоровенный плоский телевизор на стене - ненужный, но всё равно приятный нежданчик. Окно плотно занавешено подобием циновки; есть кондиционер. Таки добравшись до окна и открыв его, я увидел ночную трассу и расслышал тонущее в дорожном гуле пение ночных птиц.
За первый день мы проехали 730 с хвостиком километров - больше половины пути.
10 июля. Четверг. Автостопом с контрабасом и триумфальное прибытие
Одна из основных моих особенностей, которая обычно полезна, но иногда умудряется мешать - я очень быстро привыкаю к чему угодно.
Накануне я заснул поздно (из-за Ш. и его храпа, вестимо!) и с неуверенностью в душе: доедем ли? Получится ли?..
... а на следующий день проснулся раньше времени (из-за соседей, на полную врубивших футбол), в новом обличье и с новой памятью.
Есть не хотелось - мы с Ш. не одолели и половины шоколадки. Меня на трассу не тянуло - вело. Уверенно так вело, аккуратно, как по давно знакомой дорожке.
Добравшись до вчерашнего места высадки, мы заприметили дорожный столбик со славной отметкой в 740 километров. Сами не заметили, как добрались до сравнительно круглой цифры - потёмки же ж.
Прошли с километр вперёд, чтобы выбраться из Богучара. Проскочили перекрёсток, попытались сунуться в ближайшую фуру на обочине - там все спали. Но для меня это уже не имело значения. Я отошёл немного в сторону от сонного царства и поднял руку. Кажется, совсем не так, как накануне - тогда я ещё был человеком. Десятого июля на трассу вышел не человек и даже не лис - птица, похожая на сокола, но сотканная из ветра. Я не верил в то, что мы в срок доберёмся до Волжского - я знал это.
Стояли мы менее пяти минут. Восемь часов утра, М-4 - первая фура, которую я застопил на этом пути. Лобовое стекло - в трещинах, хмурый водитель со свежим шрамом на правом виске. Исполин мчался со скоростью за сотню, обгоняя даже немногочисленные легковушки и ни капельки не опасаясь гайцев. До Каменск-Шахтинского мы не доехали - долетели. Нас высадили возле поста ГАИ и ткнули пальцем в сторону нужной развязки - с трассой М-21, которая вела прямиком в Волгоград.
М-21 оказалась пустой. Вот реально - ПУСТОЙ по сравнению с М-4. Одна машина в одну-две минуты. Мы неудачно застопили фуру с огнеопасным содержимым - увы, для проезда в ней требовалось особо разрешение. Я не расстроился - знал, что скоро мы уедем с этой позиции. И вправду - вскоре Ш. остановил легковушку. Водитель - парень, ехавший к родителям. Небольшой участок пути до Белой Калитвы был забит рэпом и бешеной скоростью. Я время от времени принимался отбивать пальцами ритм - чисто из вежливости, так как сидел рядом с водителем.
На развязке у Белой Калитвы машины ездили ещё реже - одна машина раз в три-четыре минуты. Тем не менее, в этот день ветровая птица не задерживалась на позиции дольше, чем на двадцать минут. Даже не волновалась - зачем волноваться в родном доме, который всё-таки дождался блудного пернатого? Птица привлекла внимание водителя легковушки, направлявшегося в Морозовск. Ленивый, неспешный разговор, пожелания удачного пути и высадка на перекрёстке с участком через Миллерово, по которому многие фуры сокращали путь. На перекрёстке обнаружился ларёк с лимонадом. У нас с Ш. деньги были, так что мы решили не упускать возможности и затариться.
Вписка в приобочинившуюся фуру "Магнит" не увенчалась успехом. Мы встали чуть в стороне от неё. Поток машин был таким же хилым, но этот участок, я знал, будет последним. Вскоре обнаружилась внезапная пропажа - Ш. где-то умудрился посеять кепку. Я отдал ему свою, снял с шеи бандану, хорошенько намочил её водой и натянул на голову - солнце пекло немилосердно, угрожая рано или поздно ударить. Вновь - поднятие руки, взгляд на дорогу... кажется, улыбка. Не уверен. Тем не менее, реакция последовала - я застопил... ажно две фуры.
Нераздельная двойка дальнобоев ехала за Волгоград, в сторону Астрахани. В первую фуру забрался я, Ш. - во вторую.
Водитель - дядя Гена, мужчина лет пятидесяти, не слишком улыбчивый, но и не смертельно серьёзный. Обычно он не подвозил стопщиков. Признался: "Харизма твоя зацепила". Дома его ждала семья - жена и дети: сын - взрослый, дочка - помладше, моя ровесница. Поболтали про жизнь, работу, цены... всё-таки семьи. Тут мне досталась порция сочувствия - моя семейка была однозначно признана неблагополучной. На состояние здоровья и выдержку было отчислено некоторое количество уважения; доля его увеличилась, когда дядя Гена узнал про диплом.
Ш., ехавший с напарником дяди Гены, Александром, тем временем созвонился с И.. Меня же он вызвонить не смог - звук у моего телефона отрубился. Что ещё оставалось? Только дальнобойная рация. Возгласы "Рыжик! Лойсо! Эй, ты меня слышишь?", звучавшие с неповторимо хриплыми интонациями за счёт аппаратуры, я вряд ли когда-нибудь забуду. Драйверы решили высадить нас на заправке недалеко от Волгограда. А заодно - остановиться в Суровикино на перекус.
Мы с Ш. тоже вывалились из фур, зашли в кафешку и заказали одну яичницу на двоих. Яичница оказалась очень вкусной, причём с пылу с жару - я даже обжёгся немножко. Старался есть быстрее, чтобы дальнобои нас не ждали. В результате нам с Ш. пришлось ждать их.
Участок пути через Дон был весёлым - с дружеской болтовнёй и смехом. Я играл дяде Гене на варгане и манке, пел про тракторы и котов, травил байки. Дядя Гена охотно делился своим жизненным опытом, рассказал, как оказался в дальнобоях и кого подбирал до этого. Мимоходом объяснил по рации какому-то дальнобою, как выбраться на нужную ему трассу - бедняга, видать, заплутал в поворотах и развязках. Про своего напарника дядя Гена тоже рассказал - добрый Александр никогда не отказывал людям в помощи и охотно брал стопщиков. Когда в перерыве между разговорами я едва не задремал, меня очень ловко разбудили. "Я что-то забыл: где тебя высаживать-то надо было?" - спросил дядя Гена и сон с меня мигом слетел. Моё вытянувшееся лицо явно стоило того, чтобы над ним поржать.
Нас с Ш. высадили в четырёх километрах от Волжского, на лукойловской заправке. Сначала высадили меня - дядя Гена обогнал Александра аж на четыре минуты. Поскольку встречающие задерживались, мы успели сжевать останки наших продуктов и от души поглючить, празднуя первые дальние тысячу триста километров. Каких психов застали на заправке И. и С., я вряд ли могу представить. Психи имени нас мало того, что бредили вовсю, так ещё энное время потратили на раздумья, куда ехать. О ужас - в качестве пункта назначения были выбраны Инари. Мы возмущались тем, что нас лишили возможности застопить С., подсчитывали, на чьём счету больше остановленных на трассе драйверов... и каким-то макаром таки добрались до пункта назначения.
Явление наше представлять как-то жутковато - втащили двух пыльных чудищ, несущих какую-то чушь, в помещение клуба, посадили подле Шнырька и Лаври, угостили чаем и печеньками... а чудища и не думали отказываться. Ветер постепенно уходил, и я вспомнил, что есть тоже что-то да нужно. Да и не только есть, но и сделать то, что собирался: уточнить насчёт полигона и вручить вышивку тому, кому, собственно, собирался дарить её с самого начала. К счастью, на это мне духу хватило.
После окончания всех обсуждений и словесок, когда слегка поиссякли шутки и изволил закончиться чай, С. и И. отвезли нас с Ш. в Ахтубу. И тут нас решил посетить зверь Неждан: все дешёвые номера были заняты! Как-то не учли мы беженцев из Луганска. Пришлось снять номер подороже. Он оказался шикарным - просторным, почти как зала, с телевизором, телефоном, холодильником, феном и электрочайником. Да ещё и кондик на окно приспособили! Мы с Ш. худо-бедно привели себя в порядок. Ш. принялся за разборку вещей и костюма...
... а ветровая птица всё никак не хотела умирать и лишаться памяти. Птица хотела на трассу.
Птице снилась дорога, видневшаяся из кабины, дальний свет и грохот стальных исполинов.
11 июля. Пятница. Вой, курган и сборы
Пятничный денёк оказался временем забот и сравнительно_житейских_проблем.
И всё бы ничего, да только нашлось исключение из моего жизненного правила: ветровая птица за ночь не умерла. Она нашла свой дом и хотела вернуться туда. За два дня трасса успела расчертить меня невидимыми знаками и опутать своими нитями.
Я вместе с Ш. забрал из доставки наши спальники и палатку. Оттащили груз в гостиницу и отправились по дальнейшим делам. В Волга Молле разжились пенками и новой кепкой для Ш.. Осталось последнее дело. Тут-то и началась каторга для птицы - мы поехали на автовокзал за обратными билетами на автобус до Москвы. Я надеялся, что билетов там не окажется... К сожалению, таки оказались, и нам даже хватило денег на них. Взяли два билета на понедельник, на 18:45.
Пока ехали обратно в гостиницу, пока перешаривали вещи, откладывая в отдельные пакеты то, что не понадобится на полигон, я изо всех сил старался стряхнуть наваждение трассы. Сходил в магазин за продуктами, отдал неполигонные вещи С., почитал мангу - ничего не помогло. Солнце перевалило за две трети дня. Мне стремительно становилось хуже - простое утреннее недовольство переросло в желание взвыть, расхреначить свою бедовую голову о стенку и перебить голыми руками все стёкла в гостинице. Трасса не отпускала, крылья ныли, клетка стремительно смыкалась. Мне уже не хотелось даже слышать об автобусах и поездах. Я и думать забыл об алисосъезде. "Хочу домой, домой, домой, на трассу. Лететь, лететь, пока не задохнусь и не упаду в пыль," - барабанило в висках.
Я энное время крутил в руках ручку, потом ложку, затем - ножик... Каким макаром меня угораздило располосовать себе плечо - я и сам не понял. Вроде попытался поймать выпавший из руки нож и забыл, что левая лапа по-прежнему не пашет. Но ощущение боли в тот момент меня спасло. Я вспомнил, что здесь мне не нужно ни на кого надеяться, нет необходимости кого-то защищать и прикрывать. А потом поднял глаза. Клетки больше не было, и я засобирался в путь. Не на трассу - всего лишь в Волгоград, на Мамаев курган, куда Ш. отказался ехать днём.
Бедный Ш., угораздило же его связаться с таким психом, как я. Ещё и со мной ехать пришлось - должен же психа кто-то защищать, хотя самому психу на себя явно пофиг.
Мы добрались до Волгограда на маршрутке и немного проехали на скоростном трамвае. Дальше же было то, о чём я мечтал изрядную часть моей жизни - сильная и верная статуя защитницы, словно бы взывавшей к славному городу; режущие своей искренностью слова и лица; знакомые фамилии на стене... Вечный огонь. Он не стремился быть видимым для всех, как московский, что на Красной площади. Он лишь скорбел и хранил имена на багровых полосах, протянувшихся вниз по золотистым стенам. Он был силён и молчалив. А ещё - огромен.
Я не стал доставать из кармана свой смартфон-фотоаппарат. Этот Вечный огонь - то, что нужно увидеть своими глазами. Ради него даже не жалко проехать по трассе тысячу с третью километров.
Потом - подъём вверх, к солнцу; плиты, вновь знакомые фамилии - в Кантемировской дивизии их помнят. Гигантская статуя казалась творением не человеческим, но божественным. Раскинувшийся вперёд и вширь вид на Волгоград замотал боль, оставшуюся после окончания пути, в плёнку, приглушив её до поры до времени.
Сувенирный план осуществился, а мелочи хватило на мороженое. Пока мы пытались добраться до Ахтубы, я понял, что не смогу сесть в автобус до Москвы. Если сяду - это буду уже не я, а кто-то другой - какой-то малодушный, банальный трус, который так и не смог осуществить то, что хотел, невзирая на прекрасную возможность. "Гений потерянных возможностей", - кажется, сенсей когда-то именно так обозвал Р.-семпая. Я не хотел примерять этот титул на себя. Боль возвращалась. Пришлось о ней заявить - я был готов ехать в одиночку. Но одного меня опять не отпустили.
12 июля. Суббота. Крикет, Безумное чаепитие и полигонно-походная романтика
С утра у нас с Ш. был объявлен марафон Кроликов: мы очень шустро собрались (я едва успел переброситься парой слов с утюгом из гладильной и напечатать днерожденное поздравление М.) и помчались... в ЦУМ, так как Ш. таки забыл взять с собой ложку. Заодно сдали права на пешую категорию С: со спальниками и пенками на рюкзаках было не очень весомо, но крайне неманевренно. Ложка нашлась довольно быстро - да не простая, а походно-складная, с довеском в виде вилки. Купили её на мои деньги - в качестве компенсации Ш. за возвращение билетов на автобус.
Потом мы сорок минут просидели на остановке, скармливая местным птицам потрёпанные трассой московские печеньки. После чего поняли, что сидеть нам уже надоело, и отправились на поиски МЦ "Отечество": времени до сборов на алисосъезд оставалось немало, более получаса, так что мы надеялись заблудиться по дороге.
Увы, заплутать не вышло - мой внутренний компас не подвёл. Ужаснув ребят от Инари (и персонально - Альвара) своим ранним появлением, мы принялись помогать - таскать столы-стулья-лавки (Ш.) и чашки-печеньки-воду (я) на место проведения Безумного чаепития. По пути я заодно обследовал и облазил весь МЦ и составил в голове его карту, чем заработал несколько недовольных взглядов (и, кажись, пару-тройку минусов в карму). Зато мы сдружились с одной славной местной собакой - она не стала меня кусать и даже повиляла хвостом.
Потом мы расписывали печеньки съедобными фломастерами. Я попутно убедился, что фломастеры не только РАЗНЫЕ на вкус, но ещё и вкусные обалденно.
На этапе переодевашек порадовался простоте моего костюма и убедился, что 90% перьев каким-то макаром на нём держится. Забрал-таки новые книги, даже благополучно поборол искушение сейчас же ими зачитаться. Ввиду раннего появления во дворе успел вволю по нему пошататься. Потом меня поймали, отфотосетили, ещё догнали и отфотосетили. Я фотографироваться не люблю, но тут сопротивление было, вне всякого сомнения, бесполезно.
Во время игры в Королевский крикет я обнаружил у себя навыки первоклассного снайпера. Снайпера, которому недавно выбили один глаз и вывихнули обе руки. Тем не менее, наша команда каким-то загадочным образом умудрилась победить. Заодно кокнули один мячик из четырёх. После крикета мы таки добрались до чаепития и дорвались до... чая, ага. В чайнике напротив меня оказалось что-то мириндоподобное, что меня весьма обрадовало. А уж печеньки домашнего приготовления - это отдельная история. Точнее, хвалебная песнь, но вряд ли я когда-нибудь её напишу, увы.
В угадайке персонажей я участвовать не стал, в викторине поучаствовать попытался, но увы - почти везде промедлил. Зато победил Ш.. Куском призовой печеньки меня всё равно не обделили, а шикарный значок "Варкалось", выпавший на раздавалке, я не променяю ни на какие богатства мира.
После окончания первой части съезда мы с Ш. остались в клубе. Помогли перенести мебель и посуду обратно в помещение, попили чаю... таки решили принять участие в очередной угадайке. Мне загадали Белого Льва. Отгадывал я дольше всех.
Потом собрались, привязали пенки и спальники к рюкзакам (даже к моему, не приспособленному к такому богатству), вышли на улицу. Увидели, что часть вещей можно закинуть в машину, закинули туда палатку, отвязали мешки. Те, кто отправил в машину все свои вещи, помогали тем, кто остался с грузом. Я всю дорогу до полигона проболтал с замечательным человеком, взявшим на себя ответственность за мой спальный мешок.
Прибыв на полигон, мы с Ш. на удивление быстро смогли поставить палатку. Обработались спреем от комаров, помогли с уборкой полигона... пошли купаться и смыли нафиг весь спрей от комаров. Ахтуба малость разлилась, из-за чего её очертания изменились - скрылась под водой песчаная коса и существенно расширился-углубился прошлогодний пролив между косой и берегом. В ходе купания обнаружил четыре вещи: 1) я не разучился плавать; 2) с лёгкими дело стало хуже; 3) левая рука пашет только в роли лопасти; 4) с ногами опять начинает твориться хрень. Последнее я обнаружил, к счастью, ближе к концу пляжной вылазки: мне свело ногу, когда я уже вылез на берег. Повезло.
Потом были вкусная гречка с тушёнкой (и кетчупом, который некоторые посчитали недостаточно острым), кипяток (и, соответстна, чай), вкусняшки-печеньки, много-много заглючностей, находушная переделка "Последнего Испытания" под "My Little Pony" и, разумеется, гитара. Играл в основном Альвар. Подтанцовка позади нас доставила отдельно, очень трудно было не ржать во весь голос. Аккордник освещали лампой - костёр светил недостаточно. Я довольно быстро продрог, пожалел о замене длинных брюк и няшных ботинок на шорты и сандалии, но за тёплой кофтой не пошёл - решил погреться от костра, чем быстрее и экстремальнее, тем лучше. Запихнул руки почти в пламя. Разогнать кровь удалось, хотя пара мелких ожогов на кистях осталась, ага. Заодно проникся приятной особенностью моей кружки - пристегнул её за ручку-карабин к поясу и больше не вертелся туда-сюда в поисках своей посуды!
Ненадолго гитара оказалась и в моих лапах. Увы - на расстроенной Агате я лажал как мог и даже круче. Всё-таки больше недели до этого не играл. Да и не слажать на незнакомой гитаре с металлическими струнами и зауженным грифом, когда этот самый гриф в темноте рассмотреть не можешь - дело нехитрое. Плюс левая рука, упорно не желавшая двигаться.
Новых песен поднатаскал-назапоминал и к двум часам ночи вместе с остальными уполз в сторону палатки. Первая мелкая заминка возникла из-за пенки, которая лежала у костра и которую нужно было затащить обратно в палатку. Вторая мелкая заминка была связана с моей любовью к высоким подушкам. К счастью, рюкзак не подвёл.
В ту ночь я впервые услышал полноценный храп Ш..
13 июля. Воскресенье. Есть ли жизнь после полигонок
Неофициально я проснулся часов в пять утра. Лежал, слушая пение птиц, и наслаждался непривычной околокспшной атмосферой.
Официальный подъём состоялся в семь часов. Раннюю побудку выдержала только половина лагеря. Сия прекрасная половина (включая и меня), воспользовавшись временным отсутствием конкуренции, растеребенила остатки гречки с тушёнкой из второго котла. После чего мы приступили к гиперактивной фазе подготовки полигона - убрали большую часть палаток, спрятали вещи в оставшиеся, украсили кустарник розами и игральными картами, добавили табличек...
Тем временем С. встретил у памятника Ленину участников игры, не ночевавших на полигоне, и проводил их к месту игры.
Я вновь порадовался особенности моего костюма - надевается за одну минуту, ещё и обгореть не позволяет.
А вот по игровой части всё было намного веселее.
Вчера у Королевы Пик было чаепитие, на него она пригласила нескольких подданных. После приёма обнаружилось, что у Королевы пропал Амулет Власти - безделушка, которую она время от времени надевала. Подозрения пали на Валета. Додо был назначен Сэром Главным Обвинителем Валета, Грифон - адвокатом обвиняемого.
И всё бы ничего, но вообще-то амулет украл Додо. Он был уверен, что королевская безделушка - это легендарный Амулет Благословения, который может спасти его от полного исчезновения. Увых: Гусеница, специалист по коллекциям и сообщник Додо, заявила, что эта безделушка - Амулет Проклятья. Ещё чуть-чуть - и краденая штучка убила бы Додо. Пришлось отдать Амулет Гусенице, дабы она пустила его по чужим рукам.
Цель проста - найти трёх присяжных и подготовить речь для суда, да так, чтобы Валет был признан виновным.
Для начала Додо решил связаться с Гусеницей. Но вот беда - Гусениц оказалось ажно три штуки! И ни одна из них на пароль не ответила...
Тогда Додо решил для начала поискать присяжных. Довольно быстро нашёл одного - солдата Шахматной Королевы, а потом нарвался на Грифона - адвоката Валета. Грифон хотел, чтобы суд действительно нашёл виновного, установив правду, а не осудил первого попавшегося. Дабы не вызвать подозрений, пришлось вступить с ним в союз. Двух оставшихся присяжных нашли быстро - решили, что Алисы как раз подходят: они ведь не заинтересованы в результате. После чего занялись сбором доказательств.
Постепенно Грифон начал сомневаться в невиновности своего подзащитного - слишком уж много расхождений в показаниях. А Додо всё порхал да слушал - коллекционировал сведения. Между рассказов о вчерашнем королевском приёме он внезапно словил интересную новость - некоторые персонажи Страны Чудес раздвоились, растроились и даже расчетверились! Мы с Грифоном с ходу выдвинули несколько теорий о происходящем: другая сказка, смещения во времени... проделки демона... Заодно появились слухи о печеньках, украденных у Шахматной Королевы. Слухи не подтвердились.
Кто-то искал осколки некого зеркала, кто-то - какие-то норы, свитки, легенды... Заодно столкнулись с Охотником на демонов, который сообщил нам о появившемся в сказке демоне - возможно, даже не одном.
Додо осмотрелся, попытался пересчитать черноухих Котов и подумал такое, чего озвучивать точно не следовало.
Путём наблюдений и совместных действий с Охотником мы смогли обнаружить демона. Демона сначала таки запечатали в Зазеркалье, но потом Белый Кот выпустил его. Я без понятия, куда улетели жизни Охотника, которые для поимки демона одолжили ему мы с Грифоном, но лже-Кот так и остался блуждать на свободе. Амулет же, тем временем, вернулся к Королеве, так что суд отменили. Амулет, кстати, таки оказался Амулетом Благословения - Гусеница меня обманула.
Картина маслом: пять минут до апокалипсиса, Додо и Грифон носятся туда-сюда, пытаясь одолжить у кого-нибудь недостающую для запечатывания демона жизнь...
Как ни странно, никто не погиб. Мы с Грифоном так и остались в нейтралах, не выбрав масть. Остальные ловко подобрали масти, жизни и везение так, чтобы остаться в живых. Бывает же! Мастера рассчитывали устранить не меньше половины персонажей...
Игра затянула - от ошмётков привычек Додо я потом весь день избавлялся.
Прогулялись до Ахтубы, пообщались с человеком, отыгрывавшим Охотника на демонов. Возвращение с полигона было не таким, как в прошлом году - не так жарко.
Затем мы с Ша. опять достали И. и С. - съездили с ними в Волга Молл, купили еды в дорогу и пиццу. Пиццу съели дома у С., тут же забрали вещи, прокатились до автовокзала, где вернули билеты, и снова отправились в Ахтубу, которая гостиница. И. одолжила нам денег, так что я был уверен, что на номер и дорогу нам хватит.
Сборы прошли довольно-таки быстро. Я вновь встретился с утюгом из гладильной, но на сей раз мы поссорились.
Между делом обнаружилась внезапная пакость - у меня зачесалось в носу и заболело горло. Я распотрошил аптечку, но мер сверх минимума принимать не стал - знал, что трасса меня вылечит.
14 июля. Понедельник. Про неудачные старты и неплохие финиши
Кус-кус на завтрак, горячий шоколад в дорогу, беготня со службой доставки... для Ш. - беготня, для меня - ожидание. Бегать Ш. пришлось два раза: не нашлось сдачи с тысячи, а у меня при себе была мелочь. Долго ждали маршрутку, потом на скоростном трамвае - через всю линию... и так и не выбрались на трассу.
Я, как водится, не учёл дачные домики со злыми собаками и типичную лажу любых карт. Плюс ещё и направление рассчитал неверно. Что не слишком удивительно - немного температурил, а солнышко добавляло. Проехали до Комсомольской (толпа ребятишек, ехавших из ТЮЗа, обозвала нас с Ш. туристами), там спросили у ребят дорогу на Городище, узнали номер маршрутки, ехали-ехали-ехали...
На трассе М-6 мы оказались на несколько часов позже, чем я рассчитывал - уже за полдень перевалило.
Позиция была не слишком хорошей, но Ш. всё же смог застопить легковушку до Иловли. Водитель с нами почти не разговаривал, зато много слушал Растеряева.
Возле Иловли мы оказались на ещё более неудачной позиции - в хвосте длиннющей пробки. Тем не менее, всё-таки смогли поймать фуру. Водитель собирался ехать в Воронеж, чему мы очень обрадовались. Он угостил нас вкуснейшим молочным коржиком, совсем свежим; я поделился помидорками и конфетами. Немного поговорили, но вскоре я говорить устал - температура брала своё, плюс обнаружился слабый тепловой удар. Снял с шеи бандану, намочил водой из бутылки, повязал на голову - стало заметно легче. Горло к тому моменту болеть почти перестало, и я был уверен, что к следующему утру окажусь в полном порядке.
Тут выплыл зверь Неждан - водитель не спал всю ночь и сейчас, когда мы с Ш. отвлеклись, едва не задремал за рулём. Пришлось ему остановиться, не доехав даже до Михайловки - немного отдохнуть и отоспаться. Меня такая смена обстоятельств не расстроила, только водителя было жаль. Голова болеть почти перестала, так что я выполз на обочину и довольно-таки быстро словил дружную троицу дагестанцев на легковушке.
Ехать с ними было весело - куча шуток и подначек, байки, расспросы... Спать уже не хотелось. Я и не заметил, как пролетела дорога до Михайловки. Там мы с Ш. покинули гостеприимную машину, быстро отыскали более-менее нормальную позицию и застопили... ту же самую фуру, на которой ехали до этого.
На это раз водитель довёз нас почти до Борисоглебска. В Борисоглебске я рассчитывал остановиться на ночь - время было ещё раннее, но последние суматошные деньки нас с Ш. здорово вымотали, так что требовался отдых не только на ночь, но и на кусок вечера. Постопить нам не дали - неподалёку от нас, рядом с магазинчиком, встал грузовичок, и водитель его махнул нам рукой - подождите, мол, сейчас отойду ненадолго, вернусь и подвезу вас, куда нужно. Мы с Ш. покорно остались стоять возле грузовичка, прячась в его тени от палящего солнца.
"Бееее," - услышал я и понял, что ко мне таки пришли лихорадочные глюки. Ну откуда взяться овцам посреди трассы, вдоль которой тянется лес?..
"Бееее," - глюк повторился, и Ш. тоже его услышал. Блеянье доносилось из того самого грузовичка, возле которого мы стояли. А потом в щель кузова протиснулась чёрная овечья мордочка - и мы всё поняли. Ехать в таком грузовике показалось мне забавной перспективой и я таки решил дождаться водителя.
"Да что вы, *****, тут шастаете, ***? Совсем уже? Чего дома не сидится!?" - поприветствовал нас водитель. Я виновато захлопал глазами. Водитель, не переставая ругать нас с Ш., вынудил нас втиснуться в кабину вслед за ним и завёл мотор. Брань его была долгой, аки сама трасса. Между делом водитель успел расспросить, куда-откуда-зачем мы едем, сообщить свой маршрут, заехать на заправку и купить нам карамелек. Я сполна прочувствовал тепло трассы.
Путь драйвера лежал далеко, в Подмосковье. Он собирался ехать всю ночь и предлагал взять нас с собой, но я, оценив возможности вымотанных путников, вынужден был отказаться от соблазнительного предложения. Нас высадили возле небольшого мотеля за Поворино, где мы сняли мелкий номер (с кондиционером, встроенным в вентиляцию!). Здание было шатким, гудело и вибрировало всякий раз, когда по трассе проносилось очередное транспортное средство в направлении севера.
Закупились водой, поели недорогих, но вкусных борщей-лапшей в околомотельной кафешке.
И всё бы ничего, жизнь прекрасна и всё такое, но в мотеле были ДЕТИ.
15 июля. Вторник. Прощание с домом и возвращение домой
Ребятёнков было трое. Один совсем мелкий, лет двух с половиной, одна чуть-чуть постарше и одна - постарше заметно (лет шести).
Как известно, количество детей - понятие относительное. Вечером их действительно было трое, но в пять утра я, несомненно, слышал стадо маленьких слоников, которые, к сожалению, не умели говорить, зато кричали превосходно. Выражение "чайлд-фри" родители, вне всякого сомнения, поняли неправильно, предоставив своим отпрыскам полную свободу действий.
Мы с Ш. выползли на трассу часов в семь утра и пытались уехать больше часа. Я застопил иномарку-микроавтобус, но она сворачивала через несколько километров. С другой позиции удалось остановить легковушку, которая довезла нас до Борисоглебска. С водителем общались мало, но ёмко - самое оно для сравнительно раннего утра.
Из леса ненадолго выглянул лис - попыриться на трассу. Я решил, что такая встреча - хороший знак.
Второй автомобиль, остановленный Ш., завёз нас на какую-то заправку. Позиция за ней была неплоха, поток машин - сравнительно стабильный, две машины в минуту, но закону подлости всё равно понадобилось высунуть свой нос, аки лису из леса. Оказалось, Ш. тоже чувствовал себя паршиво - правда, по другому аспекту. Но-шпа у меня нашлась, но ситуацию с ходу не исправила.
Глядя на согнувшегося пополам Ш., я потихоньку начал паниковать. Конечно, со мной на трассе ничего плохого случиться не может, но к Ш. ведь это не относится!
Каким-то чудом мне удалось застопить выезжавшую с заправки "волгу". И тут я окончательно поверил дому: водитель ехал... до Москвы. Проситься на лёгкий путь прямиком до нерезиновой показалось мне наглостью и скукотой, поэтому решили ехать до Михнево.
Водитель вёл себя как суровый, но заботливый дядюшка. Он почти не разговаривал с нами, но и музыку включать не стал - давал возможность отдохнуть. Перед выездом на М-4 остановился у кафешки, угостил нас с Ш. вкуснейшими, ещё горячими сосисками в тесте и липтоновским бутылочным чаем. Чай мы ему оставили - водитель тоже хотел пить, а у нас ещё оставалась вода.
Высадив нас у Михнево, добрый дядя снабдил нас подробным описанием пути до ближайшей электрички и сделал пару пояснений относительно маршрута по трассе. Я решил не торопиться с электричкой - мы малость обогнали график: ещё не было и четырёх часов дня. Возможность доехать до Москвы автостопом ещё оставалась.
Сплошной поток машин, типичный для Московской области, давал нам понять, что путь лёгким не будет. Слишком уж не любят местные подвозить автостопщиков - мы сполна прочувствовали это на своей шкуре ещё на пути в Волгоград. К счастью, на сей раз повезло, стоять долго не пришлось - я застопил МАЗ.
Взбираясь в невысокую кабинку, я почувствовал, что рюкзак опять начинает меня перевешивать. Водитель посмеялся над моей неудачной попыткой забраться на сиденье, но отнёсся к ситуации с пониманием.
Путь драйвера лежал в Подольск. Он вёз молочные продукты на продажу. Мы немного поговорили про дурацкие дороги, лихачей на фурах и умение ремонтников устраивать пробки на трассах среди бела дня. Водитель ехал по Каширке - не хотел пользоваться платными участками М-4. Узнав, что состояние дорожного полотна на М-4 и Каширке не особо разнится, он очень обрадовался.
Когда мы выбрались из кабины, я едва не заржал в голос. Мы с Ш. оказались на самой первой нашей позиции! Разумеется, на противоположной стороне дороги, но всё же. На этот раз стоп прошёл куда удачнее. Застопили такси - проигнорили. Застопили легковушку - доехали до Домодедова. С водителем поговорить почти не успели - слишком короткой оказалась дорога.
Последним автомобилем стала "газель", которую застопил я. Водитель довёз нас почти до Пражской. Говорили мало - работало радио. Москва встретила нас пробкой, сильным ветром и известием о произошедшем в московском метро.
Как на нас с Ш. пырились в общественном транспорте, рассказывать уж не буду.
Трасса смотрит намного дружелюбнее, чем метро.
Итого:
- кажется, я вынес мозг бедному Ш.;
- а ещё замучил И. и С.;
- 2200+ км автостопом (знать бы заранее, что ремонт М-6 почти окончен - вышло бы куда меньше);
- больше опыта и, соответственно, уверенности в себе;
- пообщался с массой интересных людей;
- кого-то из них даже угостил и одарил;
- исполнил мечту детства - побывал на Мамаевом кургане;
- прокатился на скоростном трамвайчике;
- посетил алисосъезд - и чаепитие, и полигонку;
- первая ночь в палатке, сон в спальном мешке;
- первый же костёр и околокостровые песни под гитару;
- я таки смог отыграть персонажа весьма серьёзного и себялюбивого;
- я загорел! При этом почти не обгорел;
- заработал кучу синяков и царапин, а также пару ссадин и комариных укусов. Набор, в общем-то, весьма стандартный;
- окончательно вынес-таки левую руку - а это уже печально;
- потратил на всё про всё где-то 6000+ рэ - не так-то уж и много, с учётом номеров в Ахтубе.
Огромное спасибо всем тем, с кем я встретился на этот пути и с кем по нему шёл.