Аннотация: Поездка на майские праздники. Дневник вёлся непосредственно в дороге, позднее был дополнен согласно фотографиям и заметкам в телефоне.
Труднее всего было пережить зиму и навалившиеся вместе с ней хлопоты - поиск и покупку новой квартиры, окончательные планы по переезду, появление постоянной работы, конвент, новый виток хронической болезни, едва не уложивший в реанимацию... Многое произошло, но я всё равно помнил о трассе. Точнее, не мог о ней забыть.
Январские неприятности со здоровьем и горящие сроки сдачи книг немного охладили мой пыл, но к середине февраля тоска по трассе набросилась с новой силой. Нагрузки, домашние хлопоты и жутчайший апрельский дедлайн на этот раз не спасли. Нахождение в Москве превратилось в пытку. До вновь проявившихся глюков организма мне уже не было дела. Я думал лишь о том, как бы дожить до майских праздников.
С В. по поводу автостопа мы говорили ещё за несколько месяцев до весны. Сначала это казалось скорее шуткой - всё-таки ненадёжные планы, основанные на паре-тройке слов сильно заранее, обычно не выполняются. Это раз стал удачным исключением. Несколько бесед, мелкий инструктаж, забронированные заранее койкоместа в хостеле (в Липецке только два хостела, а рисковать не хотелось - мало ли, сколько народу понаедет в майские праздники?) - и вуаля.
На этот раз я заранее предупредил матушку о поездке и слал ей СМС-ки регулярно в течение всех трёх дней, что меня не было. Точнее, двух с половиной, но об этом дальше...
День первый (1 мая)
Для такого закоренелого жаворонка, как я, подъём в 5:20 - дело вполне себе лёгкое и обычное.
Для моей матушки - тоже, она встаёт на работу не намного позже.
Мысленно подсчитывая количество бодрствующих в первомайское утро, я всё-таки умудрился упустить один элемент. Вышел в коридор, узрел проплывающую мимо меня бесшумную тень отца Гамлета, ойкнул, чуть было за дверью не спрятался... и тут сообразил, что то была бабушка, которой тоже не спалось.
С В. мы заранее договорились списаться. СМС-ка отправилась со второй попытки - точнее, отправились они вдвоём, неудачная первая и протолкнувшая затычку вторая. В. успевала на намеченную нами электричку, что очень радовало.
Матушка проводила меня до Варшавской, пожелала удачной дороги и отправилась по своим делам. (Как она сообщила позднее, ей сначала хотелось проводить меня до самой платформы, но она передумала, увидев, каким сосредоточенным стал мой взгляд после выхода из вагона. Надо же, оказывается, у меня бывает сосредоточенный взгляд!)
На электричку я успевал, более того - пришлось ждать больше десяти минут. Неосторожно покинув предтурникетную зону, я пожалел об этом поступке - на улице накрапывал дождь. Втиснулся под полукруглый козырёк, притворявшийся защитой от осадков. Как раз возле места остановки первого вагона - неплохой ориентир получался, удобно будет найти место встречи.
В электричке было внезапно тепло. Редко я теперь езжу на электричках, поэтому и знаю о них мало. Тёплый вагон в холодном мае для меня стал настоящим чудом.
В. в электричку заскочить успела (на следующей станции после моей), но до нужного вагона добралась не сразу. Я тем временем успел послушать торгаша, продававшего бабочек, которых можно было прятать в открытках - когда открытка открывается (ну и фразочка), бабочка выпрыгивает из неё и начинает дрыгать крыльями. "Такие понравится и вашей девушке, и детям, и пожилым людям," - вещал торгаш. Я мысленно прикинул реакцию среднестатистического человека на чёртика (пардон, бабочку) из табакерки (то есть открытки) и пришёл к выводу, что моттефобия (то бишь боязнь бабочек) посетит не одного ребёнка, а у старика Кондратия вполне может увеличиться количество гостей...
Электричка добралась до Домодедово как-то слишком быстро. За это время я успел лишь провести краткий инструктаж, бросить пару шуток, подарить кусок ранцевой ленты и приколоть сопы на рукава ветровки. Думал, что продолжу на остановке - ни фига: автобус подъехал сразу же. В автобусе я сразу пресёк попытку кондуктора помочь нам с координатами, правильно произнеся название остановки. К счастью, в автобусе работали объявления.
Высадились за развязкой Каширки и М-4. Солнце, присмотревшись к нам, сочло нужным скрыться в облаках от греха подальше. У нас был выбор: либо перейти Каширку по мосту и перебежать три развязки, либо пройти вдоль развязки и перебежать М-4. В. выбрала первый вариант и не ошиблась.
Обнаружился, правда, один внушающий опасения пунктик - бывают такие люди, которым хочется во что бы то ни стало идти рядом с тобой. И не объяснишь, что на трассе это опасно, ходить следует цепочкой - в меня это знание вдолбили ещё в деревне, лет дцать назад, после попытки наезда машины на тогда ещё мелкого шкета, бредшего по обочине. Опасно же! Собьют. Трасса - она всё-таки для машин сделана, а не для людей. Но блин... Смирился, решив, что успею толкнуть подопечную в сторону, если вдруг что.
Первая развязка была пуста. Мостик через трассу оказался вполне себе человеколюбивым - нашему двуногому брату выделили ограждённую полосочку аж для полутора человек, идущих в ряд. Протиснулись. Спустились вниз по симпатичной лесенке. Пересекли мелкую болотину. Перебежали одну развязку. Перебежали... ан нет, не всё так просто, тут ДПС. Сделали небольшой крюк, поскольку ребята реально РАБОТАЛИ, а не просто стояли-болтали у дороги. Отошли метров на полста с хвостиком и решили, что пора.
Трасса поприветствовала меня тепло, но всё-таки первую машину застопила В. - у неё оказалась необычайно лёгкая рука, мы простояли не более пятнадцати минут. Парень на машинке-Ладе забросил нас куда-то в район Михнево. Подвёз, в общем-то, немного, но с дачным потоком на большие расстояния не стоит рассчитывать.
Кстати, о птичках... то есть о дачниках. Мы с В., покинув гостеприимную легковушку, прошли по трассе за развилку - и тут до меня запоздало дошёл весь сакральный смысл Первомая. Затор. На М-4. На все полосы. При этом дачниками в прямом смысле этого слова можно окрестить пассажиров примерно пятнадцати процентов машин. Остальные дачниками в полном смысле этого слова не были - они ехали без большого количества родственников-вещей-зверья, но, вне всякого сомнения, направлялись именно на дачи.
Обочина тоже оказалась занята, но нам удалось отвоевать небольшой кусочек возле отбойника. Я любовался на трындец и гадал на выхлопной гуще, сколько ещё парсеков до нашей цели.
Трындец на этом не остановился, более того - обрёл странные черты, вполне себе человеческие. К нам подошёл парень с вьющимися тёмными волосами, одетый во всё чёрное. Поскольку для автостопа нужно надевать одежду ярких цветов, я не обратил внимания на молодого человека, полагая, что он из какого-нибудь соседнего посёлка. Парень же спросил, как ему добраться до Саратова.
Мы зависли. Особенно завис я, памятуя, что М-4 ни в какой Саратов не ведёт. Добрая В. открыла с телефону карту. Глянув на экран, мы поняли, что чувак чутка ошибся трассой - ему следовало добираться по М-5 и у Пензы перескочить на саратовскую трассу; через М-4 ему грозил кружной путь по хреновой регионалке. Чувствуя обречённость всего мира неизвестно на что, я посоветовал добраться до Ступино, перескочить на М-6 и возле Борисоглебска пересесть на саратовскую трассу. Предупредил, что так ехать дольше, но до М-5 добираться - вариант ещё хуже. Парень поблагодарил и зашагал дальше, кажется, ни капельки не смущённый затором.
Мы же позавидовали проехавшему мимо велосипедисту (ибо двигался он явно быстрее автомобилей!), постояли под взглядами дачников-недачников-неудачников, удивляясь небывалому количеству мотоциклистов (каждые две-три минуты в одном направлении по одной и той же полосе проскакивало по двое - такая частота наводила на мысль о некоем мотосборище, ведь куда ещё могли так целенаправленно и равномерно ехать?), посмотрели на небо, опасаясь дождя. И тут мне остановилась фура. В первый миг мы даже не поняли, что она остановилась именно для нас, а не из-за затора. Осознали, лишь когда водитель, открыв дверь кабины, призывно помахал нам рукой.
Весёлая нераздельная четвёрка фур ехала из Москвы в Ставрополье. Дальнобойщик, подобравший нас, оказался человеком весьма суровым, но не без чувства юмора. Скучавшим товарищам пассажиров не сплавил, оставил в своей машине. Нарассказывал немало интересного, благо В. оказалась замечательным собеседником, я в тот день был не в ударе. Кое-что из рассказанного знал - например, про частоту 15, холодильники, американские фуры и кавказские красоты. О чём-то услышал впервые - про хитрые системы перекупок не задумывался, так как далёк от товарно-экономической части жизни, да и микроволновка в фуре для меня оказалась новостью. Оказалось, красиво жить не запретишь даже тем, кто много времени проводит в дороге - у одного из дальнобоев в машине была кофеварка! К счастью, я захватил с собой кружку... горячий, свежесваренный кофе посреди трассы - это потрясающе!
Мы вновь и вновь въезжали в полосы дождя и выбирались из-под них. Потоки воды стекали по треснутому стеклу; затор продолжался до моста через Оку - первые сто километров ехали четыре часа, но зато хоть как-то ехали, а не стояли под дождями на пронизывающем ледяном ветру... Ефремов прошли Каширкой, в остальных местах ползли по платной (затор и там, и там, персональный канал весёлой команды пестрел ругательствами на грани шутки и наоборот; кто-то из водителей аж песню затянул, до того всё было плохо); сильный ветер не давал нормально произвести оплату проезда купюрами, но кто ж его слушать-то будет... Два раза видели здоровенных птиц, который дальнобой окрестил "орлами" - один сидел на дереве возле дороги, второй парил в небесах и пролетел над самой кабиной. Во время остановки мы с В. остались в машине, где осваивали премудрость поедания консервированной кукурузы без столовых приборов.
Нас довезли до развязки с Р-119, идущей из Орла в Липецк. Мы спустились с эстакады и оказались на полупустой (по сравнению с М-4) трассе - две-три машины в минуту, проходящие потоками. Рядом - полуразрушенные сараи и теплицы, то ли пострадавшие от урагана, то ли просто давно заброшенные. Дождя не было. День перевалил за вторую половину, стало жарко, так что с толстовкой пришлось расстаться. Футболка у меня была блёклая, но ветровка с лихвой компенсировала недостаток яркого цвета.
Мы нашли место на обочине, где грязи было не очень много (в смысле - где можно было стоять без риска утонуть). Постояли немного. Стало как-то скучно и серо, начал собираться дождь (о чём я несколько раз говорил на пути по М-4, когда мы уже выехали из-под дождевых полос, но кто же мне поверит?..) Плюнув на уместность и обстановку, достал дождевую флейту. Через несколько минут музыки В. застопила легковушку.
Водитель ехал в Липецк, насколько я понял, по делам. Город он знал достаточно хорошо, чтобы прочесть нам лекцию о самых злачных местах, куда лучше не соваться. Заодно мы обсудили нравы нынешней молодёжи; я мимоходом ужаснулся тонкостям липецкого досуга и едва было не нарисовал заранее весьма неприглядную картину... К счастью, повременил. Дядя порекомендовал прокатиться в Задонск - небольшой город за Ельцом. Сказал, что там есть очень красивые церкви и монастыри. Совет я принял к сведению и надеюсь когда-нибудь ему последовать.
Заодно водитель рассказал и о судьбе своей нелёгкой - несколько лет не виделся с дочерью, знает её только по фотографиям. Дочка живёт в Москве, где он бывает нечасто и лишь по делам. Сейчас в очередной раз собрался в столицу и на этот раз решил попробовать выкроить время на встречу. Увы, по части чувств отеческих хороших примеров я не знал, но мужчину было жаль.
Дождь, предрекаемый мной, решил согласиться с предсказанием и хлынул как из ведра, ещё и иллюминации добавил, и звуковых эффектов. Машина мчалась прямо в грозу, это было восхитительно до мурашек. Мы не ехали и даже не летели. Мы падали под жуткий свист ветра, рокот грома, дробь смеси капель дождя и градин.
Липецк преподнёс первый сюрприз вскоре после нашего въезда. Я не знал, что нижние улицы во время дождя затапливает. Водитель знал, но маршрут менять не стал. Московские дорожные лужи, чуть-чуть не дотягивающиеся до тротуаров, по сравнению с местным буйством стихии оказались детскими шуточками. Посмотрев на ливень и на нас, на ливень и снова на нас, мужчина спросил, где находится нужный нам хостел. В. применила магию высших смартфонно-навигаторских технологий, так что до конечного пункта смогли добраться быстро и без ошибок.
Высадили нас возле соседней пятиэтажки. Дождь к тому моменту уже не хлестал, а моросил, очень глубоких луж во дворе не было, так что необходимость в дождевике и шлюпке отпала. Мы с В. поблагодарили доброго водителя, пожелали ему всевозможной удачи и отправились на поиски забронированной крыши над головой.
Навигационная магия на этот раз не слишком нам помогла: нужное здание мы нашли, потыкались туда, потыкались сюда, спросили у местных, но так ничего и не поняли. Перед нами был обычный жилой дом с небольшой пристройкой сбоку, но у пристройки не было дверей...
Полезли в и-нет. Спустя несколько минут мудрая В. разведала, что вход в хостел... разумеется, находится в подъезде. Теперь мы знали нужный код домофона. Ткнули в нужные кнопочки - и нас проворно впустили, поприветствовали и благополучно зарегистрировали.
В доставшемся нам шестиместном номере одна кровать была занята некой девушкой, которую мы в итоге прозвали "мифической" - она ни разу не попалась нам на глаза за всё время пребывания в хостеле. Я, памятуя о будущей ночёвке с К., пристроился на втором ярусе кровати - потренироваться и убедиться, что могу так спать. В. заняла первый ярус и соорудила "домик" из покрывала, благо подвесить его удалось достаточно легко. Покрывала, кстати, отличались совершенно особым ярко-зелёным оттенком, изнанка - тёмно-коричневая, коричневыми же нитками обшиты края. Мне очень понравилось такое сочетание цветов.
Вот, решил я, приключения окончены, уже семь вечера как-никак, сейчас, может, пошатаюсь по городу, вернусь к полуночи, заберусь на свою верхотуру и усну сном предельно уставшего праведника.
Нет, решила В., надо нормально поесть, стало быть, заглянуть в магазин и купить там что-нибудь, потом из этого чего-нибудь приготовить что-нибудь, самой поесть и накормить эту шкодливую заразу, своего спутника. Такая опека оказалась для меня большой неожиданностью (привычки к такому не было никогда). Поэтому, столкнувшись с невероятной реальностью (реальность была добрая, тёплая, выше меня на голову и обладала совершенно чудесной улыбкой), я растерялся настолько, что согласился на рыбный суп, не став выбирать. Администраторы хостела сообщили нам, что на другой стороне улицы есть "Магнит", куда мы и направились.
Дождь закончился. Город без дождя оказался очень тёплым - как по температуре, так и по атмосфере. Мы быстро добрались до Магнита, где мне не дали набрать всякой вредной фигни (кроме воздушного риса в карамели, но тут я стоял насмерть), но зато позволили купить имбирь и лимон, чтобы сварить имбирный напиток. Управились мы довольно-таки быстро. Когда, возвращаясь назад, переходили дорогу, то поняли: эта дорога - специально для нас и именно нас она ждала. Человечек на светофоре был не красным, а оранжевым! Оранжевый цвет, автостопный цвет, цвет нашей нынешней жизни, и второй наш цвет - зелёный - тоже был здесь, на смене.
Суп мы сварили в тот же вечер. Правда, наткнулись на препятствие, которое невозможно было предвидеть. Оно называлось "ГРЕЧКА". Да, мне нравится гречка (особенно с молоком или в острой подливке с кусочками тушёного мяса) и я ничего против неё не имею, но когда ВО ВСЕХ кастрюлях, стоящих на плите, оказывается эта самая гречка и она же обнаруживается практически во всех сосудах, заполняющих холодильник - м-де... это, батюшка, уже перебор. К счастью, одну пустую кастрюльку мы нашли. В., памятуя о моей неподражаемой кухонной неуклюжести, дала мне лишь одно поручение, с которым не могла справиться сама - открыть консервную банку с рыбой консервным же ножом. Я благополучно открыл банку, но сразу же после этого, поправляя крышку, умудрился порезать о неё ладонь, из-за чего был немедленно отстранён от дел. Потом мне всё-таки позволили немного помочь. Каким чудом я умудрился не обжечься, дегустируя кипящий суп из кастрюли на плите - сам не знаю...
Да, плита. Плита - это отдельная песня. Технику её зажигания нам постичь не удалось. Администратор два раза (второй раз - когда, убавляя огонь, мы случайно потушили его совсем) подходил к нам, чиркал волшебной серебристой штукой - и огонь вновь загорался. После второго поджига оказалось, что мои навыки обращения с особо хреновыми газовыми плитами не утратили актуальности - удалось договориться с рычажками конфорок. Только с волшебной серебристой штукой диалог не заладился...
Суп получился очень вкусным. Пожалуй, этот ужин был самым нормальным за последние эн месяцев. Великая благодарность В..
Спать я завалился в неурочное время, слишком рано даже по своим меркам жаворонка. Впрочем, после московских бессонниц оно было неудивительно, да и дорога добавила. Немного добавила, правда - трасса меня почему-то почти не утомляет.
День второй (2 мая)
Мифическая девушка, судя по всему, приходила ночью. Поспала несколько часов и ушла, когда едва-едва забрезжил рассвет. Я её не видел, но отлично слышал.
Слышал я вообще отлично, в том числе и то, что предпочёл бы не слышать - вопли каких-то психов, вовсю собиравшихся в неведомые дали в шесть утра (судя по голосу - немного пожилых и крайне несговорчивых). Поэтому спал хреново. Где-то в районе восьми утра забил на попытки уснуть и принялся перечитывать шингеков, благо вай-фай в хостеле был.
Когда мы с В. официально проснулись и побрели на кухню, обнаружилось страшное: мы забыли убрать наш суп в холодильник и он каким-то образом умудрился испортиться за ночь. Так первая версия завтрака пропала, но осталась ещё вторая, которой мне более чем хватило (даже с учётом того, что правила проживания в хостеле запретили мне есть рис с карамелью в номере).
Сюрпризы утренние только начинались. Нам обещали уборку. При этом наше присутствие в комнате во время уборки было не слишком желательно. Так как в наших планах всё равно стояла прогулка по городу, согласились уйти пораньше. И тут явился местный законобдитель. Пришёл и начал шуршать бумажками, первоочерёдно занявшись списком постояльцев. Я некоторое время наблюдал за ним, потом понял, что автостопщики его не интересуют, и вместе с В. отправился исследовать город.
Сначала мы пошли не в ту сторону, в которую предполагали, потом задворками вернулись на нужный маршрут и браво зашагали вперёд.
Липецк оказался городом контрастов. Как будто кто-то прочертил яркую границу между светом и тенью. Настолько яркую, что даже тень бросается в глаза. Половина автомобильной дороги используется пешеходами. На одной стороне улицы вместо тротуара - тропа вдоль унылых серых зданий, зато на другой стороне есть вполне себе аккуратненький тротуар, стеклянный торговый центр и симпатичная церквушка. Рядом с тёмно-зелёным металлическим забором рынка - милейшие, почти московского вида ларьки. На одной стороне переулка - ряд блёклых низеньких однотипных домов, на противоположной - рыжеватые ровные семиэтажки, тоже одинаковы с лица. Под окнами панельных зданий - деревенские полуразвалившиеся домишки с огородами и теплицами. Вдоль идеально уложенного асфальта - выбитая плитка. Пирамидальные тополя - подобного ни разу в жизни не видел, они не просто высокие, а ВЫСОЧЕННЫЕ! - и жалкое подобие газонов и клумб под ними. Весёлая, яркая детская площадка и пугающие статуи-персонажи под балконом напротив (такими не только ребёнка - взрослого можно напугать!) Ровный, недавно покрашенный заборчик, переходящий в дикое нагромождение решёток и всевозможного железного лома. Яркие, современные здания, только подчёркивающие грустное состояние города с таким тёплым древесным названием...
В любом городе найдутся контрасты. Взять ту же Москву. Но Липецк, казалось, целиком состоит из специально подчёркнутых и отшлифованных контрастов.
Вне контрастов больше всего мне понравились автобусные остановки. Во-первых, это реально ОСТАНОВКИ, большие, с крышей, хорошо закрытые от ветра, многие - не с ларьком, а с целыми магазинчиками; не с одной скамеечкой, а с тремя-четырьмя широкими лавками (размер таких остановок был соответствующим). Во-вторых, название остановки можно без проблем разглядеть из транспорта даже с моим слабым зрением, без помощи очков и телефона.
Ещё мне очень-очень полюбилось отсутствие собак.
Мы попробовали мороженку белорусского производства (окрестили её "мороженым с берёзой, поскольку "белой берёзой" оно, собственно, и звалось), попырились на местные вкусности, прогулялись по одному из центральных проспектов, мимоходом заглянув в сувенирный магазинчик. Заметили кафе под названием "Ели-Пили" - явный аналог московских Ёлок-палок. На ходу принялись воротить и выворачивать словосочетание; остановились, лишь добравшись до рака Кондратия - тогда ужаснулись, до чего доводит долгая, однообразная дорога под чересчур летним солнцем.
Вышли на аллейку, спускавшуюся вниз, к реке. Здесь всё было весьма цивильненько, даже кусты подстрижены. Тем не менее, осколок безысходности сущего мы углядели; маленький мальчик пытался оторвать уши металлической скульптуре ослика, в то время как его папаша со своим другом курили и чесали языки, сидя на бортике детской песочницы и зарывшись ногами в песок...
Купили бутылку воды (мне пить не хотелось, но требовалось срочно полить голову, реагировавшую на спрогнозированный дождь), продолжили путь. А потом - ещё продолжили, передохнув на пустой автобусной остановке. Мост постепенно приближался, но не было ясно, удастся ли подняться на него с той улицы, по которой мы шли. Прошли вдоль рынка и побрели по некоему подобию набережной. От реки нас отделяли толстенные трубы, тянувшиеся вдоль тропинки (тротуара), и полоска деревьев.
Пересекли кусок развязки возле моста и сразу же нашли лестницу на мост - она пряталась рядом с автомастерской. Немедленно поднялись по ней и прошли почти до середины моста. Здоровенная бетонная махина дивно раскачивалась под нами, словно собиралась развалиться после следующей же фуры. На противоположном берегу к небу рос заводской пейзаж, на нашем бросался в глаза здоровенный серый недостроенный дом напротив цветастых высоток. Казалось бы - все условия для безнадёжной порчи пейзажа. Ан нет. Всё равно красиво и на удивление гармонично.
Пройдя по съезду с моста и миновав Дворец Правосудия (именно что дворец, иначе не скажешь), мы пошли в так называемый Нижний парк. Шли вдоль забора какого-то местного ДК или чего-то в этом роде. По окружающему пейзажу можно было предположить, что авианалёт был примерно неделю назад. Навстречу нам продефилировала девица в туфлях на аномально высоком каблуке. Ориентируясь по её следам-копытцам, которые отлично виднелись на пыльной дороге, мы добрались до "центральной аллеи" Нижнего парка.
Парк оказался скорее не парком, а лесом. Точнее - берёзовой рощей. О цивилизации напоминали лишь останки асфальта и ярко-красное здание далеко впереди, немного походившее на пагоду. Мы отдохнули минут двадцать на пасторально-зелёной траве (в которой, как выяснилось позднее, была ТРОПИНКА! И мы, дикие столичные жители, лежали прямо на ней). Потом пришлось подняться, поскольку подул прохладный ветер. Я почуял неподалёку дождевые тучи, поэтому было решено идти дальше, потихоньку поворачивая на обратный путь.
Миновав странное сооружение, посвящённое какому-то съезду, мы вышли на аллею, ведшую в обитаемую часть парка. Здесь были беседки, похожие на инопланетные карусели, толпы велосипедистов, ларьки и аттракционы. Наконец-то обнаружилась мороженка липецкого производства. Вкусно! К тому моменту, когда мороженое закончилось, мы подошли к большому фонтану, увенчанному древом. Фонтан, похоже, был не только местной достопримечательностью, но и большим умывальником. Слева от него, за пределами парка, стояла молчаливая красная церквушка - то ли закрытая, то ли просто никто не хотел заходить в храм в такой удивительно летний день...
Мы полюбовались маленькими фонтанчиками на поверхности Комсомольского пруда, после чего приступили к самой тяжёлой части похода. Аллея, что вела к мосту, спускалась вниз; теперь предстояло подняться наверх.
Возле Театра драмы имени Льва Толстого мы остановились, как нам подумалось, перевести дух, а на самом деле - полюбоваться простым, но всё равно красивым зданием. Далее на пути нам попался старый жёлтый дом, почти ничем не примечательный - если не учитывать, что на одном его торце по воле неизвестного художника появился чёрно-белый лик Маяковского, а на другом - профиль Ахматовой с цитатой из "Как у облака на краю...". На другой стороне улицы мы увидели выложенную цветными плитками стену магазина путешествий, а над ним - огромную карту Липецка. Разумеется, сразу же перешли дорогу. Оказалось - на теневую сторону. Идти стало проще.
Перейдя улицу ещё раз, чтобы добраться до трамваев, мы увидели несколько старьевых лавок-барахолок. Обычно в Москве я прохожу мимо них, но тут захотелось покопаться. Не зря - отрыл очень красивое кольцо. По словам продавца - работа восемнадцатого века. Тем не менее, стоило оно не дороже современной московской бижутерии, и я не удержался. А вот значков Кантемировской, которые я ищу не первый год, у них не оказалось, ни одного.
Далее нас ждал подземный переход... так я думал. На деле подземный переход оказался целым городом! Точнее, торговой улицей - не с ларьками, а с самыми настоящими домиками; не с мрамором, а нормальной плиткой под ногами; широким, шумным и очень атмосферным. Мне безумно понравилось, было в этой атмосфере что-то гаррипоттеровское. На выходе бабушка торговала засушенными травами, причём очень качественно собранными - ни неправильно отломанных стеблей, ни развалившихся цветков, ни кучи мелкого сора я в упаковках не увидел, поэтому охотно затарился. Теперь у меня с собой был пакет, от которого очень вкусно пахло медуницей и иван-чаем.
До трамваев мы таки добрались. Оказалось, по городу ездят трамваи N 1 и N5. Куда делись трамваи с промежуточными номерами, история умалчивает...
На трамвае мы добрались почти до железнодорожного вокзала. Здесь пришлось пойти быстрее - дождь, который я почуял парой часов ранее, стремительно приближался, да ещё и громом угрожающе рокотал. Мы успели добежать до здания вокзала одновременно с началом большой лейки. Потом, пока морось не перешла в ливень, спешно пофотографировали во всех смыслах выдающееся здание вокзала. Местные стражи порядка с подозрением наблюдали за нами из-под козырька. Когда разразился ливень, они всё-таки ушли в здание, а мы остались снаружи.
Решив, что на сегодня приключений хватит (устали, да и вечер наступал на пятки), побежали на автобусную остановку. Прибежали. Уточнили по навигатору наше местоположение и адрес хостела. Увидели, что оказались не на той остановке, и вынуждены были снова ненадолго выйти под ливень, чтобы пересечь улицу. Нужный автобус подъехал быстро, предоставив нам возможность любоваться разгулом стихии через стекло.
К тому времени, когда доехали до нужной остановки, дождь почти прекратился. Затарившись в соседнем... опять "Магните" (ощущение, что других продуктовых в городе не было) мы на минутку задержались возле памятника чернобыльцам и бодро почапали по симпатичной аллее с очень пышными деревьями, которые практически свели на нет наши шансы хоть немного вымокнуть.
"Хватит на сегодня приключений", - подумал я. Ан нет.
По пути нам попалось симпатичное чёрно-белое котяро с нагло-насмешливым взглядом. Котяро позволило себя погладить и почесать за ушком, отказалось от предложенного сыра, от души помурлыкалось и потёрлось о нас. Когда мы с В. решили продолжить путь, то смогли пройти всего шагов десять - котяро внезапно рвануло мне наперерез. Пришлось остановиться и погладить его ещё раз.
"Теперь точно отвяжется", - подумал я. Ага, фига. Кошка преследовала меня (именно меня, а не В.) почти до самого конца аллеи. Я за это время успел мысленно намалевать ряд сюрреалистичных пейзажей котапокалипсиса, вспомнить одну фраевскую сказку, написать книгу про кота-сталкера и его невинную жертву; продумать пути отступления на случай, если котосталкер приведёт братию и окружит хостел.
Ничего такого не случилось, к счастью. Кошь просто проводила нас до конца аллеи - дорогу переходить не стала.
Немного отдохнув после похождений, я таки отправился на кухню варить имбирный напиток. Получилось, увы, не очень. Скорее всего, дело было в жёсткости воды и долгом отсутствии практики. Зато мне удалось научиться зажигать конфорки серебристой штукой-зажигалкой! И это здорово - третий раз подряд бежать за помощью к администраторам хостела было бы как-то неловко. Попытался научить В. открывать банки консервным ножом. Попытка удалась.
В девять с чем-то вечера выбрались на улицу погулять (я) и спокойно поговорить по телефону (В.). Спокойной прогулки не получилось. К нам подошли некие странные люди - мужчина в годах, женщина ещё более в годах и два мелких ребятёнка. Попросили показать, как набирать код на домофоне - привезли, мол, показать детей тёще. Вскоре выяснилось, что незнакомцы не помнят ни номера подъезда, ни тем более номера квартиры. Теоретически мы могли бы открыть дверь в подъезд, который, по-видимому, был им нужен - ключи от хостела давали такую возможность. Но палиться почему-то не захотелось... Правильно, что не захотелось.
Люди после наших подсказок минут за пять таки разобрались с домофоном и вошли в подъезд. Спустя две минуты из дома послышались жуткие вопли, брань и прочие шумы большого скандала. Мы с В. решили не попадаться стрёмным товарищам на глаза, встали за машинами у дома напротив, а потом и вовсе обошли соседний дом, чтобы не пересекать двор. Когда вернулись к хостелу, скандалисты уже уехали, так что мы без проблем смогли вернуться.
Пока бродили туда-сюда, у меня закончился рис в карамели.
Зато луна в тот вечер была божественна.
День третий (3 мая).
Встали, как водится, рано... то есть не очень рано - в шесть утра. Я был уверен, что остальные обитатели хостела ещё спят. Ан нет, на кухне вовсю чаёвничала девушка-администратор.
Администраторов в хостеле, кстати, было двое - парень и девушка. Режим дня их состыковывался удивительным образом: вьюнош спал, похоже, по пятнадцать часов в сутки, причём не абы где, а на свободных кроватях в номерах. Накануне днём он подремал пару часов у нас в комнате. Леди же хватало пяти-шести часов сна, если верить моим наблюдениям.
Я по утрам перед дорогой общительностью не отличаюсь, а вот В. с девушкой разговорилась и, кажется, почти подружилась. На память оставила ей симпатичного журавлика из бумаги. Нам же вручили скидочные карточки - по мне так это весьма весомый повод для ещё одной поездки в Липецк, не в этом году, но когда-нибудь.
Выезд из города должен был пройти в два этапа, то бишь с одной пересадкой: сначала на маршрутке на окраину, потом автобусом до трассы. На маршрутке мы прокатились удачно, а автобус не пришёл - прождали его впустую минут сорок. До запланированной позиции было километров восемь. Мы забили на исходные планы и решили дойти до выезда из города и встать там, а дальше - как получится.
Идти пришлось около получаса. Автобус, скотина, всё-таки обогнал нас где-то на третьем километре марш-броска, но уже было поздно. Зато мы воспользовались возможностью сфотографировать табличку с названием города, что на въезде. После чего встали возле АЗС, на подъёме, ближе к вершине холма - другой более-менее адекватной позиции не нашлось. На наших глазах город просыпался, дымка над зданиями таяла в лучах солнца, а я волновался, что увижу таяние этой дымки до конца. Не увидел, зато успел продемонстрировать В. казу, надеясь, что безумное кряканье не очень далеко разносится.
Мне удалось застопить легковушку. Водитель ехал недалеко, в Донское. Всего лишь тридцать с хвостиком километров, но ехали очень весело, с разговорами и шутками, да и про автостоп мужчина знал. Безумно жаль было, что водителю не в Москву и даже не в Елец.
На очередной позиции мы проторчали минут сорок. Было не слишком скучно - вокруг нас расстилался фантастический по своей красоте пейзаж: луга перед Доном, распаханные поля за ним, далёкие холмы и бескрайнее небо. Машин было мало, часть из них служила обманкой - мы стояли после перекрёстка. Хотя трассу пересекала грунтовка, движение там было примерно таким же "оживлённым". За перекрёстком, под раскидистым деревом, в ожидании автобуса толпились люди. В какой-то момент автобус таки приехал, после чего на огромном пространстве мы с В. остались одни.
Помузицировав на флейте и изобретя на ходу пару новых приёмов, я застопил очередную легковушку с весьма колоритными пассажирами. На месте водителя сидел очень добрый Карабас-Барабас: загорелое лицо, кудрявая чёрная борода, весёлая улыбка, искорки смеха в глазах. Сзади в детском кресле устроилась его дочка, лет четырёх-пяти, со светлыми волосами и трогательно настороженным взглядом.
Заботливый папа держал путь в Елец. По дороге он успел рассказать нам о местной фауне - оказалось, из фуры по дороге в Липецк мы с В. видели вовсе не орла, а ястреба-перепелятника, а ещё могли бы наткнуться на лисицу или кабана. На волка не сумели бы - волки в этих краях, по словам водителя, не водятся. Зато, подъезжая к М-4, ещё раз увидели ястреба
Дядя, будучи человеком добрым, но увлекающимся, довёз нас до Ельца, но завёз на Каширку. Пересекать город не хотелось, так что мы с В. предпочли вернуться на магистраль. Помахали руками папе с дочкой на прощанье (дочка даже помахала в ответ, правда, отчаянно стеснялась при этом... ми-ми-ми неописуемое, так и до передозировки милоты недолго) и поползли обратно. Идти пришлось недалеко, даже с эстакадой проблем не возникло - нашли лесенку и поднялись по ней. Дальше таки появилось препятствие - два двойных отбойника с узкой полосой песочка между ними. К счастью, машин было не очень много, В. легко перебралась через ограждение, я же протиснулся под, вовсю радуясь своим скромным габаритам - рюкзак пролезал с большим трудом, чем я.
После неспешной Р-119 здоровенная М-4 казалась какой-то бешеной. Обзор тоже был не слишком хорош, так что даже приуныть захотелось. Но "захотелось" не значит "получилось" - В. лихо застопила попутку до Москвы.
Водитель был не особо общителен - у нас лишь пару-тройку раз завязывалась беседа, но вскоре затухала. Тем не менее, не могу сказать, что нам не повезло. Меня поразило прежде всего то, что он курил не в салоне (как 99% автомобилистов из числа тех, что я встречал - а опыт у меня не слишком маленький), а останавливал машину и дымил на улице. Правда, когда на подступах к Москве моросящий дождь перешёл ливень с градом, он решил-таки закурить в машине и открыл окно. В такую бурю открыть окно - по мне так это подвигу равносильно. Плюс к этому - сравнительно адекватная музыка в салоне. Хотя бы не рэпчик, а хиты восьмидесятых-девяностых.
Ливень решил пугнуть нас посильнее и перешёл в нехилый такой град, при этом оставив грозу. Я смотрел на светопредставление и не мог поверить, что накануне гулял под жарким солнышком. Впрочем, обгоревшее плечо В. и моя подзагоревшая шкурка утверждали, что тёплый Липецк всё-таки был...
Мы миновали полосу бури; странных птиц, похожих на коршунов, десятками гнездившихся на ветках нескольких деревьев возле трассы (водитель пояснил, что эти птицы почему-то всегда гнездятся именно на этих деревьях - непонятно, почему). Промелькнуло полыхающее село - горело несколько домов, огонь уже перекинулся на заборы и траву. Пугающее зрелище, ужасное, но с трассы даже оно казалось завораживающим.
Мы отказались от соблазнительно предложения пожевать что-нибудь вкусное хлебобулочное в придорожном кафе, решив прикончить свои запасы - прежде всего, бутерброды. Доели всё. Осталась лишь горбушка чёрного хлеба, которую мы хотели, но не успели скормить в Липецке птицам. Так и довёз я её до Москвы... где скормил родственникам.
Добрый человек довёз нас аж до Нагатинской. Дождь был настолько хиленьким, что даже дождём его назвать было трудно. "Эх, ходил и ходил вокруг целых три дня, да так и не намочил толком," - подумал я и немного взгрустнул по дождевым каплям. Сглазил. От метро до дома пришлось добираться под проливным дождём. Даже дождевик не спас.
Дома оказался к половине третьего.
Итого - 900 километров и целый город за два с половиной дня.