Матвеева Нина Владимировна : другие произведения.

013 Конец века.Глава 8. Одиночества вдвоём

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "О, светлое в смешенье с мрачным!"- Бодлер.


   Конец века. Глава 8. Одиночество вдвоём
  
   Возвратимся к знаменитой картине Эдгара Дега 1876 года "Абсент", произведению, которое явилось источником двух направлений в развитии темы одиночества: "Любители абсента" и "Одиночество вдвоём".
   Дега [Абсент]
   Рис.001
  
   Наиболее известны воплощения в живописи мотива "Одиночества вдвоём" в работах Тулуз-Лотрека и Пикассо. По мере развития сюжета подтекст углублялся, а композиционная схема усложнялась, однако изобразительные средства становились всё более лаконичными.
  
   Анри де Тулуз-Лотрек, интересовавшийся творчеством Дега, развивал многие его сюжеты. Так, обратившись к мотиву "одиночества вдвоём", он раскрыл её на близком ему материале. В середине 90-х художник поселился в борделе, вернее поочерёдно жил то в доме терпимости на улице Жубер, то на улице Амбуаз. "Бордель? Ну и что? Я нигде не чувствую себя более уютно", - говорил он.
  
  
   Рис.002
  
   Он видел то, что было скрыто от взглядов посетителей: не только усталость, обречённость, потерянность, но и трогательную сердечность по отношению друг к другу обитательниц заведения, когда интимная привязанность и нежность являются поддержкой в трагической, возможно, безысходной жизненной ситуации.
  
  Подруги [Тулуз-Лотрек]
  Рис.003
  
  
   Тулуз-Лотрек создал несколько десятков работ, запечатлев внутреннюю жизнь этих заведений.
  
  
   Значительное число работ на эту с сюжетом "Одиночество вдвоём" создал Пабло Пикассо во время "голубого периода", который приходится на 1901-1905 годы.
  
   Пикассо_Автопортрет_Голубой период.jpg [Пикассо]
   Рис. 004
  
   В 1901-1904 годах художник курсировал между Барселоной и Парижем, где под впечатлением общения с художниками на Монмартре и знакомства с работами импрессионистов и постимпрессионистов, и получив мощный творческий импульс, погружается в активный творческий процесс. Работы этого периода полны образами нищеты и печали: "кто грустен, тот искренен".
  
   В таких его работах, как офорт "Трапеза бедняков" или "Странствующие гимнасты" 1901 года, - при формальной сдержанности,- возрастает психологическая глубина подтекста, а внешний облик изображаемых героев произведения обретает черты обобщённости.
   Можно заметить изменение настроения в приведённых ниже иллюстрациях: взаимная поддержка, единение в трудной жизненной ситуации в "Трапезе бедняков" или же взаимное отчуждение "Странствующих гимнастов", подобное настроению "Абсента" Дега.
  
   Пикассо [Трапеза бедняков]
   Рис.005
  
   В это время художник испытывал значительные жизненные трудности и тема "печали и боли" была ему особенно близка.
  
   Пикассо [Три работы]
   Рис.006
  
   Как отмечают исследователи творчества Пабло Пикассо, одним из центральных произведений "голубого периода" является написанная в 1903 году картина "Старый еврей с мальчиком", в которой звучит мотив "молчания единения".
  
   Пикассо [Слепой старик с мальчиком]
   Рис.007
  
  
  
   "...из какого сора"
  
   Шедевром "голубого периода" является картина 1902 года "Свидание. Две сестры". В своё время Пикассо в письме Максу Жакобу, художнику и поэту, комментирует историю создания работы: "...это картина... со шлюхой из тюремной больницы Сен-Лазар и её матерью".
   Босоногие женщины в примитивных одеяниях, лишённые индивидуальных черт, - образ неразрывности двух возможных женских судеб.
  
   Пикассо [Свидание]
  
   Рис.008
  
   Склонность Пикассо к переосмыслению и интерпретациям уже существующих произведений живописи известна. В данном случае можно вспомнить картину Эль Греко "Встреча Марии и Елизоветы".
  
   Эль Греко [Встреча Марии с Елизаветой]
  
   Рис.009
  
   Или картину другого испанского художника эпохи барокко Хуана дель Кастильо - "Встреча Марии и Елизаветы", сюжет по трогательности и силе чувства весьма привлекательный для многих художников.
  
   Встреча Марии с Елизоветой [Пикассо]
   Рис.010
  
   Особое внимание в данном контексте обратим на Портрет Себастьяна Хуньера Видаля, написанный Пикассо в 1903 году.
  
   Портрет Сбастьяна Хуеьера Видаля [Пикассо]
   Рис.011
  
   Сюжет картины близок так же к теме "Любители абсента", но по глубинной своей сути явялется концентрированным выражением трагического состояния одиночества художника, ищущего забвения (или может быть вдохновения?) в специфической атмосфере ночного кафе.
   Формально вполне возможно тривиальное толкование сюжета: друг Пикассо, художник Себастьян Видаль, со случайной подругой сидят за столиком в кафе. Видаль обращён к зрителю, но погружён в себя, "ночная бабочка", игриво прикусив небольшой цветок губами, с тревогой и молчаливым вопросом во взгляде преувеличенно огромных глаз, смотрит на спутника, который, по всей видимости, не замечает её присутствия.
   Присмотревшись более внимательно, мы обнаружим за спиной чрезмерно декольтированной дамы или зеркало, или окно, правый край которого композиционно делит по вертикали плоскость художественного пространства, разделяя таким образом персонажей. Плотно прописанный облик Видаля контрастирует некоторой призрачности женского образа, экспрессивность которого подчёркнута алым цветком в волосах, но смягчена цветовой разбелённостью фигуры. При всей реалистичности лица Видаля, обращает на себя внимание отказ художника от анатомически правильного изображения внешности его спутницы.
   Эфемерной кажется не только сама женская фигура, зажатая в узком пространстве между столиком и стеной, отнюдь! Призрачна её рюмка с недопитым абсентом, казалось бы просвечивающая сквозь стенки стеклянного кувшина с водой, изобильно мерцающего бликами, - рюмки за кувшином нет.
   Обратим внимание на незначительную деталь: художник "уничтожил" изображённую было им руку женщины, приобнимающую Видаля за левое плечо. Объём пальцев стёрт свободным движение кисти, имитируя неправильные заломы на рукаве.
   Картина производит сильное впечатление на зрителя, смутно ощущающего скрытую драму художника, осознающего своё бессилие перед "зелёноглазой феей", принявшей облик музы, вырядившейся в платье проститутки. Боль и сострадание в её взгляде, последнее прости перед тем, как она покинет того, кто был отмечен её посещением.
   Себастьян Хуньера Видаль не остаил значимого следа в искусстве Испании. В истории искусства его имя сохранилось лишь как имя кратковременного друга и персонажа картины знаменитого художника.
  
   О муза бедная! В рассветной, тусклой мгле
   В твоих зрачках кишат полночные виденья;
   Безгласность ужаса, безумий дуновенья
   Свой след означили на мертвенном челе...
  
   Шарль Бодлер. Перевод Эллиса
  
  
   P.S.
  
   На стене исторического кафе "Slavia" в Праге висит самая известная картина чешского художника и иллюстратора Виктора Оливы (1861-1928).
  
   Виктор Олива [Пьющий абсент]
   Рис.012
  
  
   С 1888 года художник поселился в Париже на Монмартре и был частью быстро расширяющегося артистического общества. Здесь он жил в течение нескольких лет и здесь он увлёкся абсентом.
   Картины художника были представлены на художественных выставках.
  
   Предыдущая глава Следующая глава http://samlib.ru/editors/m/matweewa_n_w/014konecweka.shtml

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"