Матвиенко Анатолий Евгеньевич : другие произведения.

Литературная мастерская Анатолия Матвиенко. Как не надо писать романы. Часть 19. Требования к мужскому и женскому роману

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О некогда выложенных стандартных требованиях питерского издательства

  Несколько лет назад руководители питерского издательства "Крылов" (Крылов и Гаврюченков) выложили в Сети следующий текст, бурно обсуждавшийся на литературных форумах. Привожу его без купюр, с сохранением оригинальной орфографии (пардон).
  Технические требования к авторам "Мужского клуба" издательства "Крылов":
  1. В данный момент издательство "Крылов" в первую очередь рассматривает произведения, которые могут выйти в составе следующих серий:
  "Историческая авантюра" - историко-авантюрные романы, альтернативная история, приключения наших современников в прошлом;
  "МК-fantasy" - классическая героико-приключенческая фэнтези, городская фэнтези, приключения наших современников в фэнтезийных мирах;
  "Атомный город" - посткатастрофический либо постьядерный боевик, романы о последствиях интервенции иностранных армий на территорию России (в духе "Мародера" Беркема аль Атоми).
  2. "Мужской клуб" крайне заинтересован в авторах, которые готовы работать в плотном контакте с редакцией, что предусматривает обсуждение синопсиса романа и рассмотрение каждой написанной главы на первом этапе создания произведения.
  3. Объем произведений - 13-15 авторских листов (авторский лист - 40 000 знаков с пробелами по статистике программы "Word")
  4. В "шапке" романа автор должен указать свое полное ФИО, псевдоним (если он есть), электронный адрес для связи (либо телефон), название произведения. Точку в конце заголовка не ставят. Цитаты в кавычки не заключают.
  5. Язык произведений - современный русский, без архаизмов, диалектизмов и злоупотребления любой терминологией. В произведениях серии "Историческая авантюра" допустимы не более 1-2 архаизмов на абзац.
  6. Крайне не приветствуются подробные описания, не имеющие решающего значения для сюжета (устройство скандинавского драккара, схема сборки-разборки пулемета "Максим", структура сословного общества Древнего Рима и т.п.)
  7. Роман должен иметь только одну сюжетную линию и линейную структуру, больше действия, меньше рассуждений. Ретроспектива возможна, если является сильным драматургическим приёмом, либо сюжетообразующим элементом, но лучше обойтись без неё.
  8. Только один главный герой - в крайнем случае, с одним-двумя спутниками. Главный герой не погибает. Подругу героя могут убить, но не должны мучить и насиловать.
  9. Наш герой - настоящий мужчина, решительный, уверенный в себе, харизматичный победитель. Произведения о неудачниках не принимаются
  10. Роман, претендующий на публикацию, должен иметь следующую структуру:
  в первой главе происходит знакомство с главным героем (и его спутниками). Обосновывается способность ГГ разрешать возникающие проблемы и решительно действовать в острой ситуации. Персонаж должен быть психологически достоверным и убедительным (т.е. никаких студентов, внезапно становящихся великими воинами и могучими магами);
  действие развивается динамично, с резкими сюжетными поворотами через 1,5-2 авторских листа: в каждой главе герой выпутывается из очередной переделки и тут же попадает в следующую, из которой ему предстоит найти выход в следующей главе (см. классику приключенческой литературы: "Остров сокровищ" Р.Л.Стивенсона, романы Вальтера Скотта, Александра Дюма, Фенимора Купера и т.д.);
  по ходу действия герой наращивает "экспириенс": концентрирует ресурсы, развивает способности, утверждает либо повышает свой статус в социальной среде, в которой оказался, ГГ заметно эволюционирует от начала к финалу, приключения накладывают на него отпечаток, как внутренний, так и внешний;
  финал - оптимистический, на грани с хеппи-эндом: полная победа над противником и выполнение основной задачи (для законченных произведений) либо промежуточная победа (для циклов).
  
  Произведения, не соответствующие вышеприведенным требованиям, будут рассматриваться во вторую очередь.
  
  В дальнейшем, вероятно, список будет пополняться. Еще раз подчеркиваю: нас остро интересуют писатели, готовые работать в этих рамках и плотно сотрудничать с редакцией. Остальные -- постольку-поскольку.
  (Конец цитаты).
  Этот текст, "меморандум Крылова", появился в 2009 году. Двумя годами позже появились рекомендации на "женскую тему". Чтобы не повторяться, вырезал дубли. Например, о количестве знаков в алке. В общем, в женских детективах и прочих дамских прозаических рукописях ожидается следующее (орфография также оригинальная).
  В произведениях серии "Историческая авантюра" допустимы не более 1-2 архаизмов на абзац. В речи персонажей допускаются умеренное количество неологизмов "от нас к ним": витамины, гормоны, пирсинг и т.п.
  <...>Крайне не приветствуются подробные описания, не имеющие решающего значения для сюжета <...>. Допускаются рецепты блюд, детали интерьеров, детали внешности, одежды и переживаний персонажей.
  <...> Роман должен иметь только одну сюжетную линию и линейную структуру. Больше переживаний главной героини (ГГ) о вечных ценностях, меньше рассуждений по другим поводам. Ретроспектива возможна, если является сильным драматургическим приёмом, либо сюжетообразующим элементом, но лучше обойтись без неё.
  К вечным ценностям относятся (в порядке упоминания в отдельном эпизоде):
  Внешний вид и физические кондиции главной героини.
  Престижные: косметика, одежда, еда, жилище, транспорт, природа.
  Отношения (с подругами, врагинями, врагами, друзьями, поклонниками, начальниками, подчиненными, родственниками, незнакомыми...) включая флирт и секс. При этом не допускается игнорирование ГГ со стороны окружающих, кроме нарочитого.
  Умение ГГ одной насмешливой фразой ввести окружающих в нужное состояние (удивление, растерянность, паника, восхищение, благоговение, ступор,...)
  Эмоции и переживания от наличия или отсутствия: общения, флирта, секса и др. вечных ценностей. Эмоции д.б. преимущественно положительные.
  Любовь, чувства, семья, дети (свои и чужие)
  ГГ должна уметь легко разрешать проблемы окружающих буквально одной фразой. При этом окружающие должны быть так благодарны ГГ, что из кожи вон лезут, чтобы решить ее (материальные) проблемы.
  Должна быть только одна главная героиня - в крайнем случае, с одним-двумя спутниками. Предпочтително иметь одного (одну) любимого героини (ЛГ). ГГ не погибает. ГГ и ЛГ не насилуют, но могут угрожать многократно. Окончательное расставание ГГ с ЛГ может быть только ввиду непреодолимых форсмажорных обстоятельств с обязательным воскрешением или эквивалентной заменой ЛГ. В качестве таких обстоятельств может выступать повышение статуса ГГ, с обязательной провокацией со стороны ЛГ: измена, неблагодарность, сословная ограниченность ЛГ и т.п..
  Наша героиня - настоящая женщина, удачливая, харизматичная. Может растеряться, поплакать, но затем берет себя в руки и добивается цели. Произведения о неудачницах не принимаются. Основной образ действий - приведение окружающих к женским, семейным, социальным ценностям.
  Роман, претендующий на публикацию, должен иметь следующую структуру:
  * в первой главе происходит знакомство с главной героиней (и ее спутниками). Обосновывается способность ГГ разрешать возникающие проблемы и социально-правильно действовать в острой ситуации. Персонаж должен быть психологически достоверным и убедительным (т.е. никаких студенток, внезапно становящихся великими правительницами, могучими магинями и невероятными красавицами);
  * действие развивается динамично, с резкими сюжетными поворотами через 1,5-2 авторских листа: в каждой главе ГГ выпутывается из очередной переделки и тут же попадает в следующую, из которой ей предстоит найти выход в следующей главе (см. классику фэн-литературы: "Профессия - ведьма" О.Громыко и т.д.);
  * по ходу действия героиня наращивает "экспириенс": концентрирует ресурсы, развивает способности, утверждает либо повышает свой статус в социальной среде, получает положительные эмоции от социо-сексуальных контактов. ГГ заметно эволюционирует от начала к финалу, приключения накладывают на нее отпечаток, как внутренний, так и внешний;
  * финал - оптимистический, на грани с хеппи-эндом: полная победа над противниками, усиление чувств со стороны ЛГ и выполнение основной задачи - выйти замуж, родить ребенка, добиться ощущения полноты и стабильности жизни (для законченных произведений). Либо промежуточная победа (для циклов).
  (Конец цитаты)
  Не буду вслух смеяться или критиковать - в Сети имеется огромное количество постов на эту тему, глупо повторяться. Приятнее всего было увидеть минчанку Ольгу Громыко в качестве единственного примера для подражания в женской части. Соседство со Стивенсоном, Дюма и Купером тоже не позорно.
  Отсмеявшись, ищем рациональное зерно.
  Во-первых, перед нами идеальный шаблон простейшего чтива, которое "пипл хавает". В какой-то мере, здесь свод наиболее заезженных приёмов. Всё вместе выглядит абсурдно, а по отдельности - есть вполне нормальные рекомендации.
  Во-вторых, крыловцы прекрасно сознавали, на мой взгляд (с Гаврюченковым я знаком по переписке через блог), что практически никто не выдержит этих требований на все сто. Более того, не припомню мужских бестселлеров, которые бы 100%-но вписывались в схему меморандумов.
  В-третьих, я бы рекомендовал отталкиваться от шаблонов начинающим авторам при написании пробной рукописи. Отличная тренировка - из души рвётся сентиментальная сцена на фоне полуразобранного пулемёта "Максим", установленного у стен Карфагена для отпугивания римских легионов; крыловцы говорят - устройство и порядок сборки пулемёта не интересны читателю. Если, по обыкновению множества белорусских авторов, пишешь для инопланетян, можешь добавить: "Ускоритель затвора, скользя по копирам ствольной коробки, поворачивает боевую личинку и отпирает канал ствола". Это из описания другого пулемёта - КПВТ, внутреннее содержание которого реального читателя никак не вдохновит, и если стараешься для него, удаляешь все, кроме, разве что, названия самого оружия.
  Не могу не заметить, что издательство "Крылов" переживает не лучшие времена. Наряду с чтивом появился спрос на чуть более интеллектуальную прозу. Брутальные мужики, сотнями укладывающие врагов и трахающие всё шевелящееся, тупые тёлки, превращающиеся в успешных умниц-красавиц, которых (вообразить страшно) даже замуж берут - отходят. Конкуренция высокая, читатель избалован.
  Обычное отрицание на закуску: нельзя следовать шаблонам! Но и отходить от них нужно с умом.
  И самое главное: точку в конце названия произведения не ставят!!! А то вообще не будут читать рукопись...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"