Маугли Д : другие произведения.

Время Тохтамыша, или Сериальность - наше всё

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очередная критическая статья на новый ненаписанный роман Алекса Тверского


Время Тохтамыша, или Сериальность - наше всё

   "Ничто не ново под Луной!" впору восклицать нам вслед за классиком. И слова эти легко отнести к процессам, происходящим в нашей фантастической литературе. Поговорим о сериальности. Редкий автор, написав роман, не пишет ему продолжения. Почему такое происходит? Разберемся. Во-первых, во втором (третьем, четвертом, десятом) романе не нужно придумывать новый мир, новых героев, даже новых сюжетных ходов. Всё это автор задал уже в первом шедевре. И если герой понравился читателю, то этот читатель требует продолжения. Потому что читателю тоже не хочется вникать в новый мир и узнавать новых персонажей. А что еще ожидать, если современный читатель берет книжку для того, чтобы отдохнуть. Занять мозг интеллектуальной жвачкой. Редкий автор ныне пишет законченное произведение. Многие уже в самом начале планируют написать серию. Которую, кстати, значительно легче продать издательствам.
   Вроде бы, в выгоде все. И писатель, затрачивающий значительно меньше усилий на написание очередного романа. И издатель, у которого гарантированно этот роман купят. Да и читатель, ожидания которого исполнили первые два участника издательского бизнеса. Страдает литература.
   Особенно прискорбно, что к сериальности нынче примыкают авторы, доказавшие предыдущими произведениями, что они могут. Могут писать, не взирая на все эти антилитературные процессы. Которых будут покупать уже в силу одного их имени на обложке. Мы имеем в виду Алекса Терского, известнейшего писателя в широких кругах и не только фантастической тусовки.
   Откроем новый роман А. Тверского "Время Тохтамыша", изданного издательством "Лиесма" в 7523 году в новой серии "Русь Московская".
   Все (многие) помнят, как Леонид Борисов вмешался в историю, дав власть на Руси в руки московского князя Юрия. Как понимает читатель, следящий за новинками современной фантастики, мы имеем в виду героя предыдущего романа Алекса Тверского "Москва, 6826". Разумеется, ничего подобного в нормальной истории не происходило и произойти не могло. Так бы все и забыли не очень удачный эксперимент в области попаданства известнейшего писателя-фантаста, если бы А. Терской не разразился новым романом из жизни Леонида Борисова. На этот раз Леонид появился на Руси в переломный момент истории - в 6888 году, времени противостояния великих монгольских полководцев - Мамая и Тохтамыша.
   Как всем известно... Точнее, известно всем, кто не пропускал школьных уроков истории, в этот год власть Мамая, распространенная практически на всю Золотую Орду, сменилась законной властью Тохтамыша, который не только победил темника, ставящего на престол Орды самозванцев, но и убил его. Разумеется, не самолично, но отдав недвусмысленный приказ о его устранении. Михаил Тверской, княживший в ту пору во Владимирско-Тверском княжестве, без всяких проблем получил ярлык на великое княжение от законной власти и продолжил политику присоединения русских земель. Собственно, для Руси практически ничего не поменялось. Даже наоборот: выплата дани законному представителю рода чингизидов придавала власти Михаила приоритетный статус. Можно было спокойно вести антилитовскую политику, не обращая чрезмерного внимания на восточные границы.
   Литва, в лице Ягайло, занятая войной на северных рубежах с Невским княжеством, не имела сил защищать еще и южные границы. Поэтому Тверь достаточно легко захватила бывшие Переяславское и Новгород-Северское княжества. В общем, Тверь наращивала силу и территории, а её противники теряли.
   А. Тверской напрочь забывает все исторические события, стоит ему начать создавать собственную интерпретацию в угоду прославления никому не известной Москвы. И главным действующим лицом в этом прославлении является Леонид Борисов. Мастер политической интриги, беспринципный убийца и эгоист, выдающий свои желания за благо отечества.
   События романа "Время Тохтамыша", отделяет от предыдущего более шестидесяти лет. Однако герой остался тем же самым, ничуть не постарев и не изменившись ни внутренне, ни наружно. О каком развитии героя может идти речь, если перед нами сериал? Нет, в рамках сериала герой должен оставаться неизменным, и если уж меняться, то совсем незначительно и незаметно от романа к роману. Иначе, что и как писать в продолжении?
   Тверской следует канонам сериальности. Тем не менее, читателю следует объяснить, каким образом герой совершенно не изменился за шестьдесят лет. И Алекс находит беспроигрышный вариант. Оказывается, машина времени, которой Леонид первоначально воспользовался, чтобы переместиться в 1318 год от РХ из нашего времени, имеет некий дискретный характер, и забирает героя из того времени, перенося в будущее на некое количество годов. На сколько именно, не может сказать ни изобретатель машины времени, ни автор романа, ни вообще кто-либо. То есть, герой вынужден скакать, возвращаясь в будущее не сразу, а делая остановки. Видимо, для того, чтобы усовершенствовать всё прошлое на своем пути к будущему.
   Если взять за среднее время между остановками шестьдесят лет, то нас ожидает еще не менее двенадцати романов о жизни и "творчестве" Леонида Борисова. Хорошая придумка. Хороший задел. Сериальность обеспечена.
   В новом романе Борисов попадает в начало 1380 года от РХ, что соответствует 6888 году по принятому у нас календарю. Как опытный попаданец, он вначале осматривается, ненавязчивыми вопросами у случайных попутчиков выясняет время, в котором находится, и принимает решение.
   Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, какое. Леонид собирается вмешаться в ход истории. Чтобы ни много, ни мало - милое его сердцу Московское княжество сбросило так называемое "иго" Золотой Орды.
   Не будем обсуждать вопрос, было иго на самом деле, или это придумка историков восемнадцатого века. Главное, что сам Борисов верит во всё это.
   По версии А. Тверского в то время на Руси правил Дмитрий Иванович, великий князь Московский. Имел он великокняжеский ярлык от Мамая. Михаил Тверской, имевший притязания на великокняжеский престол, был уже лет пять, как разбит. Мамай же, недовольный усилением Москвы, сумевшей без помощи татар справиться и с Тверью, и с Литвой, решил Москву наказать. Литовский князь Ягайло, преданный братьями Дмитрием и Андреем Ольгердовичами, перешедшими на сторону московского князя, встал на сторону Мамая. В общем, создалась мощная антимосковская коалиция, способная раздавить наглое княжество и не поморщиться.
   Тем не менее, Борисов уверен, что ничего не стоит противостоять такой силе. Он прекрасно знает, когда состоится решающая битва, где и с кем. Причем, автор романа совершенно не объясняет, каким образом это знание попало к Леониду. Нельзя же серьезно рассматривать эпизод о божественном откровении.
   Тверской активирует своего героя на землях Великого Княжества Литовского, заставляя того добираться до Москвы долгое время. Прибившись к купеческому каравану и успешно втеревшись в доверие к главному купцу (так у автора!), Борисов начинает путешествие по бывшим русским землям. Бытовые сценки смачно прописаны автором романа и являются одними из самых удачных эпизодов. Читатель с головой ныряет в живую атмосферу древней Руси, отдавая должное фантазии Тверского. Подлинность событий не вызывает никаких сомнений. Читатель вместе с Леонидом начинает сочувствовать простым жителям покоренных земель. Однако еще большего сочувствия автор добивается, когда его герой попадает в разоренное татарами Рязанское княжество.
   "Я ли стремился к этому?! - вопрошает Борисов, задрав голову к небу, чтобы не видеть сожженные дома, покосившиеся кресты и заросшие поля. - По моему ли попущению случилось запустение земли Русской?!" Разумеется, нет. Всему виной - автор, весьма вольготно оперирующий чувствами читателя.
   После таких сцен было бы ожидаемо перерождение героя. Например, принятие им монашеской схимы. Но нет. Не таков наш Алекс Тверской! Поэтому Леонид Борисов решает навсегда покончить с татарскими набегами. Каким образом? Очень простым: развязав смертоубийственную войну с Мамаем, литовцами и их союзниками. Сколько погибнет человек в решающей битве, Леонида не интересует. Кого волнуют отвлеченные чужие жизни? Какая мелочь - плюс-минус десять тысяч кормильцев. На первый взгляд Борисов действует из благих побуждений. Но методы воздействия на прошлое весьма радикальны.
   По мере путешествия по Московскому княжеству Борисов укрепляется в своем решении. Сознавая, что у него нет доступа к князю Дмитрию, Леонид является в святую обитель Троице-Сергиевской лавры к Сергию Радонежскому, где повествует тому о снизошедшем на него откровении. В этом откровении ему, якобы, явилось, что на Русь идет царь Мамай, который хочет уничтожить православную веру и всех русских. И что единственный способ избежать полного уничтожения - это выступить "всем купно" против Мамая и его союзников. Сергий благосклонно выслушивает Леонида, обещает посодействовать и действительно посылает гонца к князю Дмитрию Ивановичу. Тот является к преподобному, получает благословение на войну и начинает спешно собирать московское войско. Разумеется, кроме московских бояр на войну пошли и владимирские, и суздальские, и смоленские, и коломенские, и нижегородские, и переяславские, и многие, многие иные, ставшие союзниками на период вторжения Мамая.
   Леонид присоединяется к одному из отрядов, наблюдая изнутри походную жизнь простых ратников. Автору удается проследить судьбу нескольких воинов, непосредственно знакомых с Борисовым, и дать восприятие битвы с совершенно разных сторон.
   Собственно, развитие сюжета этим и ограничивается. По сути - путешествие главного героя сначала на север, а потом на юг, его встречи и приключения. И если бы не многочисленные вставки из жизни второстепенных персонажей - иногда грустные, трагические, иногда - веселые и радостные, роман Тверского ничем бы не отличался от стандартного квеста. Чего стоит хотя бы эпизод с рыбалкой, когда мужики ловят щуку на живца. Или эпизод спасения из огня двух сирот. Алекс неизменно точен в мелочах, и за это ему можно простить многое. Автор постепенно подводит читателя к центральному эпизоду романа - битве московского войска и войска Мамая.
   Да, описание битвы на Непрядве - одно из лучших мест романа. Эпичность и грандиозность, самопожертвование и героизм показаны мелкими эпизодами, создающими глобальную картину великого сражения. Поединок перед битвой между татарским богатырем Челибеем и иноком Пересветом, вышедшим на бой в одной схиме, заслуживает отдельного упоминания. Трагизм ситуации достигается тем, что читатель практически заранее уверен в гибели русского монаха, но всё же до последнего момента надеется на счастливый исход. Когда же такового не происходит, боль от потери, мастерски переданная автором, заставляет плакать даже привычного к морю крови и выдиранию кишок современного брутального мачо, не говоря уже о сентиментальной девушке.
   К слову, о девушках.
   В этот раз, на удивление, в романе Алекса почти полностью отсутствуют женские персонажи, не говоря уже о любовных историях. Максимум описывается возвращение воинов в родные деревни, где их встречают выжившие жены или свободные девицы. Леонид ни о чем подобном и не помышляет. Видимо, во время военных действий Борисов смирил свое эго. А прямой запрет Дмитрия Ивановича этому поспособствовал. Явно не просто так дан эпизод повешения мародера, сначала изнасиловавшего деревенскую бабу, а потом вынесшего всё из избы.
   Итак, битва заканчивается. Разумеется, победой Москвы, что, конечно, ожидается читателем и воспринимается позитивно. Даже потери русских, достигающих порядка двадцати пяти тысяч человек, не могут смутить читателя, поскольку автор заявляет о потерях среди татар в пятьдесят тысяч. Но если подумать: ради чего такие жертвы?
   Чего, в сущности, добился Леонид, как вдохновитель похода против Мамая? По уверению автора, точнее, по его желанию, битва на Непрядве послужила зародышем самосознания русского народа. Если сражаться шли представители отдельных княжеств: владимирцы, суздальцы, ростовцы, то вернулись они уже русскими, просто живущими в разных городах. Собственно, именно с этого момента автор предлагает нам вести отсчет появлению единой русской общности под именем Московская Русь. Вполне возможно, что если бы это событие произошло на самом деле, так бы оно и было. Но, как всем известно, история не любит сослагательного наклонения, и становление русского народа происходило совершенно иным образом, начавшись с объединения Владимиро-Тверского и Невского княжеств в 7000 году ради завоевания Золотой Орды и отвоевания у Литвы исконно русских земель.
   Однако вернемся к роману. Сюжетно он заканчивается именно битвой, ставшей кульминацией. Дальнейшие описания нужны только для того, чтобы подготовить читателя к следующему тому похождений Леонида Борисова. Будет ли продолжение? Вероятно - да. Купит ли читатель его? Да - без сомнения! В этом и феномен сериальности. Если автор достаточно талантлив, то читатель, пойманный на крючок интересным и живым героем, будет покупать продолжения только ради того, чтобы заново пережить те чувства, которые он испытал после прочтения первого романа серии.
   Как ни странно, в этом романе Тверскому не удалось внушить читателю, что именно Борисов является той движущей силой, которая создает историю. Несмотря на усилия Леонида, события происходят иногда вопреки действиям и желаниям героя. Иногда они совпадают. По сути, Борисов - наблюдатель и оценщик. Мы видим явное изменение позиции автора, происшедшее, возможно, из-за критики его первого романа серии.
   Нельзя не заметить, что в некоторых эпизодах логика автора хромает. Например, чего стоит опоздание Ягайло на один день на решительную битву на Непрядве, только лишь потому, что он столкнулся с несколькими разрозненными отрядами Олега Рязанского? Что такое тысяча конников против сорокатысячного войска? Муха против медведя. Тем не менее, Ягайло опоздал на битву. И занялся грабежом и убийствами, напав на обоз с ранеными русскими московитами. А ведь большую часть войска литовца составляли те же русские из Минска, Гродно и Полоцка. Неубедительно. Вероятно, военные историки, досконально изучившие битвы прошлого, могут сказать немало нелестных слов в адрес Алекса. Но кто же их будет слушать? Ведь главное в литературном произведении не реальность, про которую никто не знает, а миф, который воспринимается всеми, как истина. И чем выше качество литературы, тем менее обращает внимание читатель на всяческие несуразности.
   Написав гимн Москве, как объединителю земель русских, Тверской внезапно спохватывается и пишет странный эпилог о взятии Тохтамышем Москвы. Автор словно показывает: вот оно, настоящее лицо стольного города. Быдловатое, хамоватое, желающее только пить, да гулять, а вовсе не оборонять родной город от набега татарских захватчиков. Закономерен и итог подобных действий: смерть и разрушения. Не лучше поведение и князя Дмитрия, бежавшего из Москвы в родную Коломну. Кстати, Борисов следует за князем. Зачем, почему - автор не объясняет. Вероятно, оставляя ответы для следующих романов.
  
   Начало сериалу положено. С кем еще будет воевать Москва и побеждать? С теми же татарами? С литовцами? С какими-нибудь поляками? Или шведами? Оставим это на совести автора, взявшегося за нелегкий труд исторических описаний никогда не происходящих событий. Однако чувствуется, что ожидания читателя о могучей поступи Московской Руси могут не оправдаться. Чего стоит заключительная фраза романа, стилизованная под летописную: "...Пришед Тохтамыш во время оно. Вошед татары в Москву. И была в граде сеча велика. В лето 6890 месяца августа 26 в 7 час дни в четверг по обеде..."
   По сути, автор сам не верит в величие Москвы. Как же читатель поверит Алексу Тверскому? Как?

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"