Мавлетов В.С. Духовная история башкирского народа. Мифологическое мировоззрение.- Уфа: Изд-во БИРО, 2009. -
Данная книга посвящена исследованию духовной истории башкирского народа, его менталитета, харизмы национальных лидеров. В основу же положены взгляды башкир на вселенную, природу, человека, которые они выразили в богатейшем эпосе, преданиях, легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках. Книга адресована самому широкому кругу читателей.
Духовная история башкирского народа
Мифологическое мировоззрение
Человек - существо мыслящее и всегда задает вопросы. У древних людей, в том числе и у башкир, вопросов было множество: Как возникли небо, солнце, луна, звезды? А земля, что под ногами, как она произошла? А сам я, человек, как явился на этот свет? Меня кто-то создал? Или я рожден медведем, а, может быть, волком? Вопросы, вопросы, вопросы...
При раскопках Аркаима, древнего городища близ города Сибая была обнаружена удивительная фигурка человека, смотрящего в небо: напряженная поза, задумчивый взгляд. Что ищет там, в безграничной дали, наш далекий предок? Что увидел? Что хочет понять или прочесть в небесной книге?
Позже, гораздо позже возникла наука, отвечающая на те же вопросы, что и наши далекие предки, - космогония.
Возникла и другая наука, изучающая происхождение народов - этногенез. Она изучает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
Ее дополняют другие: этнография - наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру; этнопсихология, изучающая особенности психического склада рас и народов.
Только одна наука все еще не выделилась в особый раздел - это наука, изучающая духовность народа. В последнее время стали употребительными понятия "менталитет" и "харизма". Менталитет - это образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Харизма - исключительная одаренность. Человек, обладающий харизмой, обладает исключительными качествами (мудростью, героизмом и, даже, святостью), является для своего народа лидером, непререкаемым авторитетом.
Данная книга посвящена исследованию духовной истории башкирского народа, его менталитета, харизмы национальных лидеров. В основу же положены взгляды башкир на вселенную, природу, человека, которые они выразили в богатейшем эпосе, преданиях, легендах, сказках, песнях, пословицах и поговорках.
История мироздания
Как возникла Земля и Вселенная? Это один из тех первых вопросов, который задавал себе наш древний предок. Мир вокруг был полон необъяснимых явлений. Природа нередко демонстрировала свою силу: землетрясения, наводнения, падающие с неба метеориты, молнии, разрушительные ураганы. Все это красноречиво свидетельствовало о существовании сверхъестественного существа, который и создал этот мир. Другие же народы считали, что в создании Вселенной принимали участие птицы, звери и человек. Такой версии придерживались древние башкиры.
В очень и очень давние времена вся поверхность земли была покрыта водой. И вот однажды появились две уточки. Долго плавали они по бескрайней воде, стараясь отыскать клочок земли, где можно было бы снести яичко, но не смогли найти. Стали они нырять и со дна извлекать на поверхность воды кусочки ила. Одна уточка ил держит под крылом, прижав к телу, другая - приносит ей все новые и новые кусочки.
И вот из добытого ила образовалось нечто твердое. Утка-мать стряхнула на него свой пух и мягкие перья, свила гнездо. Снесла в то гнездо яички и уселась на них выводить утят.
Пришел день, и из яичек вылупились утята, размножились и тоже стали из ила лепить себе гнезда и выводить утят. И стало тех гнезд великое множество. Слепившись вместе, они образовали нечто вроде острова. Утки же все выносили и выносили подводный ил, и остров их ширился да увеличивался, пока подводной своей частью не встал прямо на дно.
Разлетелись утки по сторонам и в других местах стали строить новые острова. Вот так из утиного ила была сотворена наша земля.
Мотив о создании земли из горсточки песчинок, глины, ила, комочка земли, добытой птицей со дна моря, встречается в мифологии тюркских, монгольских, скандинавских, финно-угорских народов и индоиранских племен. Утка была и символом жизни, соединяющая в себе три начала (небо, землю и воду), и демиургом, то есть творцом вселенной.
В башкирской мифологии небесные тела в большинстве случаев изображаются антропоморфными существами, то есть наделяются человеческими свойствами, в частности, их представляли в женском облике. К Солнцу обращались "Сестра-Солнце". В мифе о небесных светилах Солнце выступает в виде красной водяной девы, выходящей из моря, с длинными белыми волосами. Руками она достаёт звёзды и украшает ими свои волосы. Планета Венера представлялась в образе девушки по имени Зухра или Сулпан. Айхылу в переводе с башкирского означает Красавица-Луна, Айгуль - Лунный цветок, Айбика - госпожа Луна. В некоторых легендах Ай (Луна или Месяц) представляются в образе мужчины, джигита-красавца, весело или грустно смотрящего с неба на людей.
В давние времена на небе было два солнца, которые беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от того люди. Собрались стрелки-мэргэны, стреляли в небеса, пытаясь сбить одно из солнц, но ничего у них не получалось. Решил и Урал-батыр проверить свою сноровку. Взял он свой роговой лук, наложил на тетиву из просмоленных жил алмазную стрелу, натянул на размах руки - все вокруг так и зазвенело, загудело. От звука того обрушились горы и замерли в своем течении реки. Алмазная стрела угодила в одно из солнц, пробила его насквозь, на две части развалив, и дальше полетела.
Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая - упала на землю и превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищам. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Люди на земле при разломе солнца закричали: "Ай!", поэтому одну часть расколотого солнца стали называть - Ай. Гору, которую образовалась из второй половины, в честь егета-мэргэна стали называть - Уралтау.
Планету Венеру люди могли наблюдать как вечером, так утром и воспринимали как две звезды.
Когда-то давным-давно жила-была одна девочка. Звали ее Зухра. Она очень рано осталась без матери. Отец привел в дом мачеху. Та девочке житья не давала: била ее, обижала, заставляла делать непосильную работу.
Как-то вечером послала Зухру по воду: "До утра наполни-ка эту кадку водой, а то голову оторву", - приказала она. Сама же проткнула гвоздем дно кадки.
Целую ночь таскала Зухра воду, но в кадке ее не прибывало. Тяжелым коромыслом девочка до крови натерла плечи. Изможденная и обессиленная, свалилась она на землю. Тихо было в ту ночь. Ни единого звука вокруг. Безмолвно плыла по небу луна. Зухра взглянула на нее и воскликнула: "О луна! Хоть бы ты мне помогла! Вызволила бы меня из неволи". А луна оставалась по-прежнему спокойной. Зухра со слезами снова взмолилась: "Возьми же меня к себе!" И тогда луна засветилась ярче, протянула свои лучи на землю к сиротке и подняла ее к себе.
С тех пор девочка светится звездою, которую называют - Зухра-Йондоз.
Млечный Путь - это пересекающая звездное небо неярко светящаяся полоса. Наблюдая его каждую ночь, древний человек должен был найти объяснение его существованию. Возникло множество легенд о Млечном Пути. Вот одна из них:
Случилось это в незапамятные времена. Тогда еще не было ни звезд, ни Млечного пути.
На Урал, в долины Сакмара и Агидели, прилетали на лето, откуда-то с юга каждый год журавли. В старину говорили, что они прилетают из Хиндустана (Индии).
Однажды, когда холодной осенью журавли возвращались в теплые края, поднялся сильный ураган. Журавлята, отстав от стаи, кружились и бились в небе, а некоторые обессилев, падали на землю. Тогда взрослые журавли, чтобы указать направление отставшим, рассыпали по небу свои перья, и те тотчас же превращались в звезды. Журавлята полетели по этому звездному пути. Потом его назвали Млечным путем, или Дорогой птиц.
Большая Медведица также послужила причиной возникновения множества легенд. По одной из них семизвездие - это семь дивов или семь волков, которые пытались поймать Акбузата, но не смогли. Приводим иную легенду, более поэтическую:
Очень давно жил один человек. И было у него семь-дочерей красавиц. Они везде и всюду держались вместе. Никто не был к ним равнодушен, все ими восхищались.
Однажды, когда девушки гуляли у подножья горы, повстречался им царь дэвов. Не раздумывая, кинулись они стремглав наверх и стали взбираться на горную вершину. Дэв за ними. Казалось, вот-вот их настигнет. Но в последний момент девушки, отчаявшись, прыгнули ввысь и вознеслись на небо. Неразлучные, встали они там неподалеку друг от друга созвездием семи звезд.
С тех пор и светит Большая Медведица, по-башкирски называемая - семизвездие.
Земля, по представлениям древних башкир, держится на огромном быке и большой щуке (или просто рыбе), а движения быка вызывают землетрясения. Звезды и планеты, висят в воздухе и прикреплены к небу толстыми железными цепями.
Время древними башкирами персонифицировалось. Каждый год соответствовал определенному животному: год мыши, коровы, барса, зайца, дракона (аждахи), змеи, лошади, барана, обезьяны, курицы, собаки и свиньи. Двенадцать лет составляют один мусаль (цикл).
Первый в мусале - год мыши. Почему? Оказывается, когда шел Год, первым его увидела мышь. Пока бык и рыба спорили, кто из них первым Год увидят, мышь залезла на рог быка и закричала:
- Зря не спорьте. Я первая вижу восходящее Солнце, первая увижу и идущий Год. Разве не видите, я стою на самом верху.
Вот почему в мусале год мыши стоит первым.
Возникновение народа
Возникновение племен и родов связано с введением двух запретов, носящих всеобъемлющий и безусловный характер. Древние люди искали своего предка и ближайшего родича. Одни считали, что таким предком может быть медведь.
Наш род идет от медведя давным-давно. А было так: один охотник принес домой медвежонка. Вдруг медвежонок этот по-человечьи заговорил. Удивился охотник, стал его расспрашивать, как да почему. Оказалось, что медвежонок не только звериных, но и человеческих предков имел. И чем взрослее он становился, тем явственнее проявлялось его человеческое обличье. Рос он необычайно сильным. Когда пришла пора его женить, ему не могли найти ровню: всех страшила его мощь. А на берегу Тока жила девушка-батырка. Она два мельничных жернова под мышкой таскала. Схватились она как-то с медвежьим батыром, и оказалось, что силы у них равные. Они поженились. От них-то и пошла медвежья порода. Она еще не перевелась среди бурзянцев и усергенцов.
Юрматинцы в качестве предка избрали прекрасную птицу - лебедь.
Однажды на охоте единственный сын Юрми-хана хотел подстрелить лебедя, но тот обернулся прекрасной девушкой. Юноша женился на ней, и их потомки образовали племя Юрматы.
Подобные воззрения связаны с тотемизмом - комплексом верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами).
Каждое башкирское племя или род имело свое священное дерево и животное. У племени усергян деревом была рябина, птицей - журавль. Людям племени категорически запрещалось убивать журавлей или рубить рябину, иначе падет несчастье на всех людей племени. Так возникли коллективное сознание, первая общность людей через запрет, ответственность каждого члена племени перед всеми.
Второй запрет - не разрешались браки между родственниками. Брак не разрешался между родственниками в первых четырех поколениях. В брак между собой могли вступать только родственники в пятом и шестом поколении, считавшиеся уже чужими, посторонними. Человек одной тотемической группы должен был искать супругу в других группах.
Такие запреты зазывают табу. Табу - это система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Моральные табу прежде всего были средствами обуздания и самообуздания индивидуализма.
Тотемизм служил средством объединения людей в пределах одного рода или племени, воспитания чувства коллективизма; табу - выводил человека за пределы своего тотема, объединял племена, а также самоограничивал человека.
По мере развития родо-племенных связей возникла необходимость найти то, что объединило бы все племена. Так люди пришли к религиозному сознанию, уверовали в богов, которые были несравненно могущественнее тотемов. С появлением богов начинается становление народа. Древние башкиры стали поклоняться Тенгри.
Тенгри - верховный бог у тюркских и монгольских народов, олицетворяющий небо. Тенгри были подвластны боги воды, ветра, лесов, гор и другие божества.
Тенгри распределял сроки жизни между людьми, а рождением людей ведала супруга Тенгри - богиня Умай. Умай олицетворяла женское начало, была богиней плодородия.
Башкиры поклонялись и божеству Земля-Вода, олицетворявшему единство земли и воды. Оно даровало жизнь всему живому и забирало ее, чтобы дать новую жизнь. В прошлом люди, чтобы узнать человека, откуда он родом или из каких он мест, обычно спрашивали, воду какой реки или озера он пьет. В засушливый год люди семьями выходили к речке или озеру и в течение нескольких дней вымаливали дождь, утопив казаны в воде. В "Урал-батыре" царь Катил отдает приказ о принесении жертвы Тенгри, но "во славу воды". Ведь мать омывает ребенка водой и благославляет на долгую жизнь.
Мировоззрение башкир с появлением пантеона богов усложняется. В эпосе "Урал-батыр" отражены представления башкир о трех мирах: 1) верхнем, небесном, где живут бессмертные небожители; 2) среднем, земном, населенном обыкновенными людьми; 3) нижнем, подземном, где живут тёмные и злые силы, приносящие вред людям среднего мира.
Урал-батыр
Эпос "Урал-батыр" нередко сравнивают с древнейшим эпосом человечества, посвященный вавилонскому герою Гильгамешу. Вавилонский герой предстает нам в развитии. В начале он буйствующий богатырь, наделенный силой, которую ему некуда девать. Затем он бунтующий герой, принявший решение уничтожить все зло на земле. Его охватывает отчаяние при виде смерти друга Энкиду, он задумывается о смысле жизни и отправляется на райский остров, где живет любимец богов Утнапиштим, чтобы получить от него растение жизни. Когда он возвращается через реку, один из богов, не желая, чтобы человек получил бессмертие и стал равен богам, принимает облик змея и, вынырнув из воды, вырывает у Гильгамеша волшебное растение. У Гильгамеша хватает мужества признать собственное поражение. Основное сходство двух эпосов в том, что и оба героя пытаются победить смерть. Башкирский батыр одерживает победу, а вавилонский герой терпит поражение. Урал-батыр всегда проникнут заботой о всех людях, он - индивидуум, обретающий силу, защищая и объединяя людей. Гильгамеш страдает из-за любви к человечеству, совершает самые опасные подвиги, но его путь - это путь самоутверждения, выделения себя из коллектива.
"Урал-батыр" чётко делится на несколько частей. Во вступительной части произведения сохранились наиболее древние пласты эпоса. Здесь прослеживаются отголоски легенд о всемирном потопе, о возрождении жизни на земле после потопа, о первой паре людей, положившей начало человеческому роду. Отец Янбирде и мать Янбике, давшие жизнь Урал-батыру и его брату Шульгену, пережили то время, когда "землю вода залила и суши не стало. Много тогда людей погибло, а ещё больше див сожрал". Имена старика и старухи - Янбирде (давший жизнь) и Янбика (душа-госпожа) - символичны, указывают на то, что они были зачинателями человеческого рода. Старики с сыновьями поселяются на небольшом клочке земли, со всех сторон окружённом морем. Помощниками Янбирде и Янбике являются звери: охотиться им помогают кречет и лев, рыбу для них ловит щука. Янбирде был такой могучий, что ему ничего не стоило поймать и приволочь домой медведя, волка или льва-арслана. Прежде чем отправиться на охоту, старик проглатывал ложку крови хищного зверя. Стоило ему это сделать, как он становился обладателем силы того хищного зверя, чью кровь он выпил. По древнему поверью, человеку, выпившему кровь зверя и съевшему его сердце переходила его сила и ловкость.
Ажаль
Ничто так не занимает человека, как вопросы жизни и смерти. Смерть даже в большей степени, чем жизнь, поскольку о последней человек кое-что знает, а первая так и остается тайной. По древним верованиям башкир, мифическое существо Смерть - Ажаль - зримо появляется и лишает жизни людей и другие живые существа. По более поздним, исламским представлениям, эту роль выполняет по поручению Всевышнего - ангел смерти Азраил. Азраил был первоначально обычным ангелом, но проявил твердость, сумев вырвать из сопротивляющейся земли глину для создания Адама, за что был сделан главенствующим над смертью. Азраил знает судьбы людей, но не знает срока кончины каждого. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает лист с именем обреченного, после чего Азраил в течение сорока дней должен разлучить душу и тело человека. Человек может различными способами сопротивляться ангелу смерти, но в конце концов Азраил побеждает.
В сказке "Алп-батыр" высказывается мысль, что рождение и смерть взаимосвязаны "без чьей-то смерти никто на свете не родится". Тема смерти возникает в эпосе тогда, когда Шульген нарушает запрет и пробует кровь. Шульген стал уговаривать и младшего, но Урал ответил:
Пусть та кровь и очень сладка,
Я не сделаю и глотка,
Пока не вырасту я егетом,
Пока не узнаю причину запрета.
Янбирде, вернувшись домой, обнаружил, что кровь в раковине убавилась. Шульген стал изворачиваться: мол никто к той крови не прикасался. Старик Янбирде взял палку и начал поочередно колотить своих сыновей. Из жалости к брату продолжал молчать Урал, а Шульген не выдержал, признался отцу в своей вине. Разъяренный Янбирде стал бить Шульгена, но Урал заступился за брата:
Отец, одумайся, посмотри
На палку ту, что в руке твоей. <...>
Пока ту ветвь не срубил ты в бору,
Росла она, шелестя на ветру,
Трепетала юной листвой
На стволе вербы молодой.
Птичья стая, пчелиный рой
На ту ветку дружно садились;
Птицы звонко на ней веселились,
Гнёзда вили на ней весной. <...>
Может избранной ветка была,
Жизнь беззаботную вела;
Как младенец, что грудь сосёт,
Через корни ствола она
Влагу вбирала из речного дна.
Ты от корней её отодрал,
Все листочки её оборвал;
Стала палкой теперь она, <...>
Не насильницей стала ль она?
Услышав такие слова, старик Янбирде перестал бить Шульгена, поскольку в своем гневе он сам мог стать причиной смерти старшего сына. Человек сильнее всех на этой Земле и только Смерть может ему противостоять. Урал решает вместе с братом Шульгеном отправиться на поиски живого родника, вода которого сделает человека и природу бессмертными. Такова завязка сказания. Проблема же "человек и смерть" будет разрешена Уралом позже, когда он отыщет живой родник.
Солнечная страна
О существовании живого родника они узнают от сказочной птицы Хумай. Как-то однажды все семьей отправились они на охоту. Охота вышла удачной. Среди добычи оказалась и лебёдушка. Старик Янбирде стал оттачивать нож и гибель грозила птице. Вдруг она заговорила человечьим голосом:
Полетела я мир повидать,
Неземная птица я,
У меня есть своя страна,
Я не безродная сирота. <...>
Дочь я царя, чьё имя Самрау
А зовут меня Хумай;
Если волосы разовью,
Лучами златыми всю землю залью.
Утром я тороплю зарю,
Ночью свет я луне дарю.
Отпустите же вы меня,
Ворочусь я в родные края,
Путь к Живому роднику
Указать я вам смогу.
В эпосе "Урал-батыр" Самрау - царь птиц и страны, в которой люди не знают ни горя, ни печали, где в дружбе живут волки и овцы, лисы и куры, где не едят мяса, не пьют крови, куда был закрыт путь для смерти. У него две дочери: Хумай и Айхылу. Матерью первой является Солнце, второй - Луна.
Страна Самрау - это тот идеал справедливого общественного устройства, к которой стремится каждый народ. В 16 веке Томас Мор в своей книге "Утопия" описал благословенную страну с идеальным общественным строем. С тех пор возник термин "утопия". Утопическими стали называть все сочинения, содержащие нереальные планы социальных преобразований, и относить их к жанру научной фантастики. Для кого-то утопия, а для башкирского народа - это мечта, которая когда-нибудь воплотится в реальность.
Услышав эти слова, старик Янбирде со старухой Янбике обратились за советом к сыновьям. Шульген был за то, чтобы птицу съесть, Урал - чтобы отпустить, и вышел спор. Урал птицу Шульгену не отдал, вырвал у него из рук, отнёс её в сторону. "Не горюй! Вот сейчас поем немного и отнесу тебя к родителям", - утешал он её. Как только люди сели за трапезу, птица махнула здоровым крылом - выпали из него три пера, она обмазала их кровью, сочившейся из сломанного крыла. Тут же явились три лебедя и унесли её с собой. Старик и его сыновья пожалели, что не успели спросить дорогу к Живому Роднику. Тогда старик велел Шульгену и Уралу отправиться вслед за птицами, не спуская с них глаз, идти за ними и отыскать Живой Родник. Если по дороге им встретится Смерть, то отрубить ей голову и привезти домой. Посадил он обоих сыновей на львов и проводил в путь.
Жизнь
В башкирской притче "Пройденная жизнь" рассказывается о некоем юноше, который ехал на свадьбу на своем тулпаре. Не доезжая до аула невесты, раскинул жених шатер, спрятал там своего тулпара и отправился к дому будущего тестя пешком. Любопытные будущие золовки заглянули в шатер и тулпар сразу же околел. Ведь никто не должен был видеть тулпара, предварительно не окликнув его, чтобы он мог спрятать свои крылья. Если человек увидит его крылья, то тулпар околеет. Невесела была свадьба юноши. Пришла пора всем отправляться по домам. Собрался и юноша, но подходящего коня не нашел - во всем табуне тестя не было настоящего тулпара. Оказавшийся тут прорицатель указал на трех жеребят, которые станут тулпарами, но должно пройти три года. Делать нечего - остался юноша в доме тестя.
Через три года жеребята стали тулпарами. Наконец-то можно было возвращаться домой. Сели муж и жена на коней и отправились в путь. Едва выехали за околицу, как некто пересек им дорогу на горячем скакуне, хотя путники во всю погоняли своих тулпаров, чтобы всаднику это не удалось. "Эх! При прежнем тулпаре никто не мог бы пересечь мне дорогу!" - с горечью воскликнул мужчина. "Переступил нам путь вовсе не всадник, а пройденная жизнь. А ее нельзя нагнать даже на тулпаре!" - молвила его мудрая жена.
В этой притче в образе тулпара представлена жизненная сила человека, а жизнь - это дорога и пройденный путь зависит от внутренней силы человека. Остановился в своем развитии юноша-жених, потерял свою жизненную силу, крылатого тулпара, ослабел. Теперь ему уже не угнаться за иной, новой жизнью, ставит она ему предел, пересекает его дорогу.
Великий китайский философ Лао-цзы проповедовал учение о дао. Дао - это и жизнь, и движение, и развитие, которое подчиняется своим таинственным законам:
Дао - это Великое,
Небо - это Великое,
Земля - это Великое,
и человек также - Великое.
На свете существуют четыре Великих вещи,
и жизнь человека - это одна из них.
Человек следует велениям Земли,
Земля следует велениям Неба,
Небо следует велениям Дао,
Дао следует само по себе.
Жизнь - это и движение, и развитие, смысл которого может быть и неясен человеку, но это всегда борьба между Добром и Злом. Таков взгляд башкирского народа на жизнь, который раскрывается в эпосе "Урал-батыр". Существует некая предопределенность событий, которую не властен изменить отдельно взятый человек. Согласно исламу, все предопределенно Аллахом. У Лао-Цзы предопределенность развития заключено в самом Дао. И все же свою жизнь, ее развитие определяет сам человек, осуществляя выбор между добром и злом.
Шульген и Урал отправились в путь. В один из дней они встретили старика с белой бородой до земли. Почтительно поздоровавшись со стариком, братья рассказали ему, что ищут Живой Родник. Задумался старик, а затем заговорил:
Перед вами лежат два пути:
Налево пойдёте - вас впереди
Смех, веселье беспечное ждут.
Там, забот и вражды не зная,
В полном согласии живут. <...>
А направо пойдёшь - вдоль дороги всей
Только слёзы и плач людей.
Жестокости и скорби полна
Та горемычная сторона.
Царь коварный Катил в ней правит,
Кровь живую пьёт у людей.
Всюду увидишь там груды костей -
Вот что ждёт, коль пойдёшь направо.
Бросили они жребий. Старшему брату выпал жребий идти в страну Катила, но Шульген запротестовал. "Ты забыл про моё старшинство, - укорил он младшего брата, - я пойду в страну, где царят смех и веселье". Урал не стал спорить и поехал в страну Катила.
Иногда говорят, что не человек виноват в своих несчастьях, а так сложились обстоятельства, сетуют на судьбу - мол, вот такая несчастная у меня доля. Однако в сказании об "Урале-батыре" ясно и однозначно говорится, что свой жизненный путь выбрал сам Шульген. Он сам решил, по какому пути ему идти, воспротивился жребию, выбрал лёгкий путь, а трудный, опасный и даже сулящий смерть предоставил брату.
Греховностьвласти
Философы, чтобы выразить, порой весьма простую мысль, пишут объемные трактаты, выстраивают сложную аргументацию, приводят высказывания других мудрецов. Народ же всегда выражается просто, лаконично и однозначно. Человек - сам носитель добра и зла. Власть - это зло. Богатый и облаченный властью человек порочен, он причина несчастий и трагедий людей. Таков взгляд башкирского народа. Эту точку зрения разделяли и другие народы и их наиболее дальновидные правители. Цари Месопотамии, к примеру, время от времени (примерно один раз в 7 - 10 лет) издавали "указы о справедливости". На основании этих указов аннулировались долги, а проданные родовые земли возвращались к их прежним владельцам. Такой же обычай, получивший название "юбилей" существовал в Палестине, Финикии и Сирии.
Падишах Катил раз в год - в день своего рождения - в честь своих отца и матери, в честь колодца, водой из которого его омывали, когда он родился, в честь богов приносил жертвы: бросал в озеро девушек, сжигал в огне мужчин. Здесь, по-видимому, отражены древние обряды приношения даров духам умерших предков, а также духам - покровителям огня и воды. У Катила облик чудовища: "затылок, как у дикого кабана", толстые ноги, "как у слона", сам он, как "взбесившийся верблюд", "словно медведь, крови жаждущий", глаза его кровью налиты, брови от злости нахмурены.
В сказании отсутствует сцена единоборства Урала с падишахомКатилом. Урал сражается один на один с его огромным быком, а потом - с четырьмя сильнейшими богатырями падишаха. Победа Урал-батыра над ними - это как победа над самим падишахом.
Особенно интересно описание единоборства Урала с быком. Бык наделяется человеческой речью: он угрожает Уралу поднять его на рога и носить до тех пор, пока богатырь не превратится в прах, который развеет ветер.
В поединке с быком Урал сгибает ему рога, и они навек остаются согнутыми; богатырь выбивает быку верхний зуб, и он больше никогда у него не вырастет; он разрывает животному копыта, и они никогда не срастутся. Победив быка, Урал заставляет животное признать, что нет на свете никого сильнее человека.
Рассказу о поединке Урала с богатырями падишаха Катила предшествует описание их внешнего вида: они страшные, "как медведи, косматые", "огромные, как дивы". Однако чудовища оказываются бессильными перед благородным Уралом, вступившим с ними в бой, чтобы освободить людей от ига падишаха. В традиционной похвальбе противников перед боем выявляется, с одной стороны, спесивость и хвастливость врагов батыра и, с другой - благородство, уверенность и спокойствие Урала.
В бою с вражескими богатырями Урал-батыр демонстрирует свою мощь: Урал вступил в бой - и, казалось, земля затряслась; он разбросал врагов с такой силой, что они "в муку-толокно превратились и исчезли из глаз".
Урал-батыр женится на дочери Катила, но не остается в его царстве. Он отправляется дальше на поиски Смерти.
Зло в образе Змей
Поиски Смерти приводят Урала в царство змея Кахкахи. Враги Урала - фантастические многоголовые змеи, а также змей-оборотень Заркум.
Змей башкиры считали существами зловредными, опасными и вместе с тем необыкновенными. Обычная змея, которая доживала до ста лет, превращалась в аждаху. Аждаха - огромная змея (дракон) жила в озерах, иногда в колодцах. Аждаха пожирала подходящую к озеру на водопой скотину. Дожив до 500 лет аждаха превращается в ещё более страшную змею-Юху. Юха пожирала людей, особенно девушек, могла принимать образ человека, животного. Головы у змей вырастают за счет съеденных ими людей.
У змей-чудовищ существовала иерархия, которое определялось числом голов. Чем больше голов, тем более могущественней змей. Это же давало ему право на старшинство среди своего рода. Когда ислам проник в башкирское общество, то возникло поверье, что по милости Аллаха, аждаха обыкновенно не доживала до возраста юхи, так как тучи уносили ее на гору Каф, лежащую за Ледовитым океаном.
Урал-батыр первым встречает Заркума, который пытается проглотить двенадцатирогого оленя. Здесь переосмыслен миф о том, что некогда чудовищный змей проглотил Солнце и всю Землю покрыла мгла. В этом мифе нашли отражения как солнечные затмения, так и эпоха ледникового периода. Отголоски этого мифа находим и в легенде о происхождении гайнинцев:
Жил когда-то на свете Гайна-батыр. В пермский край он приехал на олене. В те времена земля была очень холодной. Спросите, почему? Да потому что Солнца тогда не было. Было оно во власти аждахи, что жил за Толтау. Пришел Гайна-батыр убил аждаху и вызволил солнце из подземелья. Повесив его на рога оленя, перенес на эту сторону реки Тол. "Каждый день жди меня в это время", - сказало Солнце и поднялось в небо. Гайна ждал солнце, и оно каждый день в одно и то же время восходило над землей. Так, ежедневно ожидая Солнце, Гайна незаметно для себя привязался к этим местам. Решил не покидать их, там и обосновался. Отсюда распространился род гайнинцев. Гайнинцы - самые первые башкиры.
Урал помогает Заркуму после того, как узнает от него тайны дивов. Он обламывает оленю рога, но не убивает его. Освобожденный от оленя Заркум принимает облик красавца-егета.
Заркум - это хитрый и коварный враг: он заманивает Урала во дворец своего отца, где на него набрасывается множество чудовищных змей, представляющих собой типичные сказочные персонажи (у них много голов, они пожирают людей, из их пасти вырывается огонь, яд и дым). Падишах змей - белый змей Кахкаха - "плюнет на камень" - камень, "как вода, закипает", "плюнет на гору - гора расплавится, водой станет", "вода потечет и тут же... сверкающим озером станет".
Урал-батыр смело расправляется с девятиголовыми дивами Кахкахи - караульщиками его дворца тайн. Он отрубает им головы и освобождает заточенных в темницу батыров и девушек-красавиц. Затем Урал разрубает на мелкие части шестиголового змея, извлекает из его сердца золотой ключ, открывает дворец тайн и находит там волшебный посох, с которым "в воду попадешь - не утонешь", "в огонь войдешь - не сгоришь", "захочешь стать невидимым - ни одна душа тебя не увидит".
Урал побеждает всех змей. Освобожденные батыром люди, поспешили к нему, окружили его и стали говорить:
От злодеев и землю, и нас
Богатырской рукою спас.
Как тебя нам благодарить,
Чем, скажи, нам тебя одарить?
Назвали б Тенгри, да ты человек,
Как восславить тебя навек?
Урал же отвечал им:
Слава и почести мне не нужны;
Лишь тот зовётся батыром страны,
Чьи помыслы людям посвящены.
Ваша радость - радость и моя,
А моя радость - радость и для вас.
Урал-батыр отвечает просто: если ты батыр, то твоя прямая обязанность совершать подвиги, а иначе какой же ты батыр?! Народ же считает иначе: тот, кто служит своему народу, подобен Тенгри. Победив змей, богатырь отправляется дальше, чтобы освободить землю от Смерти и других злых, тёмных сил.
Путь Бия
В эпосе путь батыра противопоставляется дороге бия. Батыр выступает защитником народа, свою силу он обращает только против зла, он способен на сочувствие, сострадание, умеет прощать. Его конечная цель - счастье народа. Бий же стремится к власти и богатству, в арсенале его - зло, зависть, предательство. Конечной его целью является не народное благополучие, а личное счастье и успех. Мечта любого народа совместить путь батыра и бия, но пока в реальности она осуществляется лишь частично.
Дорога Шульгена - это путь бия. Встретил он на своём пути ещё одного старика, который рассказал ему о своем брате, который пошел по неверному пути:
Всех, кого пересилить мог,
Грабил нещадно и убивал.
Обычаи стал создавать он сам,
Смерть причислил к своим друзьям,
Чтобы легче рвать из общей казны.
Потому-то его из страны,
Где мы были на свет рождены,
Люди, поднявшись заодно,
На чужбину изгнали давно.
Рассказ старика свидетельствует о социальном расслоении общества и о методах, которые используют люди для захвата власти: сила и воровство. При этом те, кто стремятся к богатству и власти, жестоки и беспощадны, ибо "смерть причислили к своим друзьям". Здесь же приводится верный способ противодействия злу и насилию - люди должны объединятся для защиты себя, вечных нравственных ценностей. Иного способа человечество еще не придумало.
Рассказ служит Шульгену предупреждением, призывает его задуматься об избранном им пути. Выслушал он старика, продолжил свой путь и, наконец, попал в страну дивов, где царствовал Азрака.
В башкирском фольклоре упоминаются враждебные человеку духи - дивы, пэри и дью-пэри. Все они мифические существа, способные принимать человеческий облик. Особых различий между ними нет. Пэри и дью-пэри могли повелевать ветрами. Они жили в расщелине скал, где держали на привязи ветры, или на площадках на вершине гор. Обитали в прекрасных войлочных юртах, возле которых были привязаны жеребята, а кругом ходили табуны лошадей и другая домашняя живность. Вокруг их юрт всегда росла прекрасная, сочная, никогда не уменьшающаяся трава.
Пэри имели жен, торжественно праздновали свадьбу, на которую нередко приглашали башкир-музыкантов. Зимой во время свадьбы пэри всегда случался буран. В образе обыкновенных башкир пэри появлялись среди людей. Узнать их можно было только намазав глаза чудодейственным снадобьем, но так, чтобы пэри об этом не узнали, иначе они вырывали у смельчака глаза.
Тело убитого пэри и дью-пэри обязательно нужно было сжечь, ибо чародеи, в противном случае, могли снова ожить. Дивы отличались огромными размерами. В сказке "Кагарман-батыр" встречаем такое описание: спит див, рост его - восемьдесят аршин, толщина - сорок аршин, пальцы - величиной с человека.
Шульген вовсе не случайно попадает в царство дивов. Башкирские сэсэны как бы подчеркивают этим: злой человек находит друзей среди себе подобных. По дороге он повстречал змея-оборотня Заркума, который бежал в царство Азраки, спасаясь от Урала. Заркум обманул Шульгена, назвав себя сыном царя дивов. Пришли во дворец, где уже нашел себе приют его отец Кахкаха. Заркум рассказал отцу и Азраке, как он обманул Шульгена, чем заслужил их одобрения.
Шульгена встретили с почетом, приняли как дорогого гостя: ублажают его всякими яствами, девушки-красавицы скрашивают его досуг. Среди красавиц Шульген замечает прекрасную Айхылу и влюбляется в нее. Айхылу становится его женой. Казалось бы, что еще нужно человеку: есть у него и богатство, а главное - прекрасная и любимая женщина, которая отвечает к тому же взаимностью, поскольку Шульген ведь еще никакого особого зла не совершил. Уж такова дорога бия - ему всегда чего-то не хватает. Жадность, зависть - вот те чувства, которыми руководствуется человек с черной душой, не способный к добру и самопожертвованию.
По прошествии некоторого времени Азрака говорит Шульгену, что он знает, как отыскать Хумай и завладеть богатырским конём Акбузатом и чудным мечом:
Кто алмазный тот меч возьмёт, -
На весь мир прославится тот,
Первым батыром прослывёт,
Всех своих власти подчинит.
Шульгену сразу же захотелось завладеть и Акбузатом, и алмазным мечом, да ещё и красавицей Хумай. Дали ему в дорогу дива. Шульген вдвоем с Заркумом сели на него и отправились в путь. По дороге Заркум рассказал Шульгену про подвиги его младшего брата, про то, как завладел Урал волшебным посохом, что он стал царем. Шульген был рад, что жив его брат, но и зависть, и злоба владели им. Не хотелось Шульгену, чтобы Урала, а не его признали первым среди батыров. И решает он так:
Если на Акбузата вскочу,
Меч алмазный, подобный лучу,
Разом над головой взмечу,
Всех сомну я и растопчу.
У Заркума были иные думы - убить Урала, завладеть волшебным посохом. И здесь видна народная мудрость: там, где в основе зло, "друзьями" становятся лишь на время, пока есть общая цель, совпадают интересы. Подобные "друзья" находятся в постоянной готовности предать другого, а основанием послужит личная выгода.
Шульген и Заркум при помощи дива отыскали Хумай. Однако Хумай не забыла Шульгена, помнила, как он поступил, когда попала в их ловушки в образе лебедя. Наслала волшебный туман, а когда Заркум и Шульген потеряли сознание заточила их в подземелье. Находящемуся в подземелье Шульгену Хумай говорит:
Что, провалившись в чёрную яму,
Страх в своем сердце, злодей, ощутил?
Или припомнил миг тот самый,
Когда нож на меня точил?
За прежний мой страх получи ответ,
Запомнишь надолго меня егет!
Слёзы людские проливавшее,
Жизни губившее, зло источавшее,
Пусть сердце твоё от черной тоски
Разорвется здесь на куски!
Пусть добро возродится в нём,
Жизнь возродится, чтобы любить
Всё живое в мире земном!
Пусть сердце - доброе и молодое -
Разумом будет владеть твоим.
Пока же кровью кипит оно злою,
В могиле своей оставайся живым!
Считать врагами научишься змей,
Станешь умом выбирать друзей,
Будешь дорогой верной идти
С теми, с кем тебе по пути,
Жизненный путь пройдёшь ты такой,
Чтоб в памяти остаться людской.
Наступила пора расплачиваться Шульгену за свои поступки. Он собирает урожай своих злых дел. Наказывая Шульгена, Хумай говорит, что у него злое сердце, что жизнь умерла в нём, что он приносит людям одни лишь несчастья. У Шульгена есть ещё возможность встать на иной жизненный путь. Что для этого нужно сделать? Сердце наполнить добротой, любовью ко всему живому в земном мире, тогда в нём, в Шульгене, возродится жизнь.
Вслед за Шульгеном к Хумай приходит Урал. Он всё ещё в поиске Живого Родника и Смерти, которую желает победить. Хумай поручает ему отыскать диковинную птицу, а после этого обещает оказать помощь в поисках Живого Родника. Урал легко справляется с этим заданием. Диковинной птицей оказывается Айхылу - жена Шульгена и сестра Хумай. Шульгена освобождают. Урал радуется встрече, но не Шульген. Ему бы внять предупреждению мудрого старца, наставлениям Хумай, но нет, иные мысли у него - брата убить, Хумай прекрасную в жены взять, богатырского коня Акбузата оседлать и завладеть алмазным мечом.
Целыми днями бродит Шульген угрюмый и злой. Урал, видя такое состояние брата, обращается к нему с такой речью:
- Батыры на львах своих восседая,
От бед друг друга оберегая,
Дружбой спаянные всегда,
Не расстанутся никогда.
Если в бою заодно они, кто
Устоит перед силой той?
Против огня она будет водой,
Против врага вознесётся горой;
Ради других ляжет костьми -
Попробуй силу такую сломить!
Не переведутся батыры вовек,
Пока на свете жив человек.
Батыр без лестницы в небо взойдёт,
Земную глубь без ключа отомкнет,
Знают: добрые руки дадут
Воду. А подлые - только яд.
Очередной призыв к Шульгену одуматься, встать на иной жизненный путь. Урал говорит, что батыр - это человек, умеющий дружить, способный принести себя в жертву ради друга. Батыр только тот, кто творит добрые дела, кто не способен предать - дать вместо воды яд. Шульген не желает понимать брата, как бы ясно он не выражался. Зло, зависть, предательство и богатырь несовместимы.
Акбузат
Акбузат - это не просто сказочный конь, обладающей непревзойденной силой. Он - символ могучей созидательной силы, которую батыр, народный заступник, обратит против врагов. Легендарный Акбузат, если в огонь попадет - не сгорит, в воду войдет - не утонет, ударом копыта он горы сокрушает и моря рассекает. Он на небе родился и на небе вырос. Когда Акбузат скачет по земле, буря поднимается такая, что камни и скалы обрушиваются, вода в реках вспенивается.
К седлу Акбузата пристегнут алмазный меч, который неподвластен ржавчине и тлению. Конь Акбузат и алмазный меч ранее принадлежали девушке Хумай - дочери Солнца. Получить их пытались не только богатырь Урал, но и его старший брат Шульген, и Азрака со своими дивами, который им был нужен для того, чтобы Урала одолеть и всех людей поработить. Была лишь небольшая загвоздка, нужно было лишь укротить Акбузата, подчинить своей воле. Покорить его оказалось под силу только защитнику людей - честному, благородному богатырю Уралу.
Хумай обещает стать женой того богатыря, который сумеет укротить принадлежащего ей коня и выйдет победителем в брачных состязаниях, подняв на трех пальцах камень весом в 70 батманов. Первым пробует свои силы Шульген, но не справляется с заданием. Урал стремится во что бы то ни стало выполнить условия девушки - не только для того, чтобы взять её в жены и получить коня Акбузата, но и для того, чтобы защитить честь своей семьи и своего родного брата, который не смог сдвинуть с места камень и вынужден был перед всеми признать свое поражение.
Урал легко поднимает камень, весящий 70 батманов, и забрасывает его в небо. Камень летит, словно стрела, и исчезает из глаз. Только вечером в небе раздается гул - это возвращается камень. Урал на лету ловит его и отбрасывает в ту сторону, где живет Азрака. Пламя охватывает небо, а земля раскалывается на две половины.
Шульген и Урал дети одних родителей, обладают одинаковой физической силой. Почему же Акбузат покоряется Уралу, а не Шульгену? Ответ очевиден - награда достаётся достойнейшему, то есть Уралу. Трусливому, завистливому, замыслившему убийство своего брата Шульгену, конечно же, богатырский конь не может достаться.
Бий и Батыр
Жизнь человеческая, да и история общества устроена так, что неминуемо батыр и бий вступают в схватку. Шульген окончательно переходит на сторону зла: совсем чёрной стала его душа. Он похищает волшебный посох, вызывает с помощью него бурю и наводнение, сбегает вместе с Заркумом к царю дивов Азраке. Азрака отдает приказ своим дивам землю водой залить, чтобы люди не могли ходить, а небо огнем-пламенем объять, чтобы птицы не могли летать.
Во имя спасения людей, птиц и животных вступает Урал-батыр в единоборство с Азракой и его дивами. Лишь через много лет Уралу удается уничтожить их. Из груды мёртвых дивов образовалась суша, на которую выбрались спасенные люди и звери, а тело Азраки стало высокой горой.
На помощь к Уралу приходят его сыновья: Яик - от дочери царя Катила, Нугуш - от Гулистан, Идель - от Хумай, сын Шульгена Сакмар, рождённый от дочери Луны - Айхылу. Все вместе они одолевают последнего противника Кахкаху и пленяют Шульгена.
Родной сын Сакмар восстаёт против отца - что может быть горше на свете! Урал выносит приговор Шульгену: