Медведев Виктор Александрович : другие произведения.

Из кости Джотто...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Последний текст сборника "Мастерство Маски". Написан для конкурса "Радуга-2013".

  
  
  ...После второго движения из камня появилась человеческая рука.
  - Святой Петр? - Немой Джорджо задавал вопросы быстрыми жестами карандаша.
  ...Моранди постучал пальцем по стакану.
  - Здесь тебе не Греция. В Италии мы творим чудеса исключительно собственными руками.
  ...Глухой Джорджо задумался. А Моранди продолжал демонстрировать свой нестандартный метод обучения.
  - Бирюза - драгоценный камень, который меняет цвет. Она бывает белая, зеленая и голубая. Самая красивая - голубая, пастельного оттенка.
  - Так во всем виновато изменение цвета? - Слепой Джорджо внимательно изучал реакцию болонца.
  - Нет, конечно. Помимо цвета есть еще кое-что, что ты так безуспешно пытаешься определить на ощупь.
  - Значит, все-таки дело в форме? - Слепоглухонемой Джорджо осторожно вернулся к первоначальной гипотезе.
  ...Моранди показал ему на бронзовый образец Пьеты.
  - Форма - всего лишь порождение косной материи. Об этом знали еще во времена старика Микеланджело.
  ...Не имея возможности реально ее осязать, добровольный калека Джорджо вернулся к привычной символике религиозных аллегорий.
  - Тогда ответ - в чуде проявления плотской теофании...
  ...Вольнодумец Моранди религиозную основу начисто отверг.
  - Главная книга человеческой глупости - Библия. Половина страны ищет спасения в привычном слове, исходящем с ее покрытых пылью страниц. А ведь еще пару лет назад все они верили совсем другому Повешенному...
  - Тогда - правила перспективы? - Лишившись четырех чувств из пяти, Джорджо пытался вернуться к поиску наиболее простых ответов.
  ...Сердитого болонца его попытка найти ответ в очевидном не устроила.
  - Не суетись. Хватит мыслить по лекалам Маринетти. В отличие от нас покойник Филиппо не торопился изучать живую природу.
  ...Явно выраженная бесперспективность привела к тому, что Джорджо окончательно потерял вкус к поискам абстрактной истины. Он снова решил обрести интеллектуальную опору в зрительном факте.
  - Думаю, все дело в свете. Воздух пленэра порождает бирюзовые оттенки.
  - Ты еще скажи, что во всем виновато стариковское зрение! - Хотя Моранди был моложе, он давно уже носил на носу очки.
  ...Джорджо подумал, что это было бы совсем уж просто.
  - А что, если добавить белого цвета? - Он искал ответ в пугающих оттенках палитры.
  - Тогда снова получится дешевая копировка твоих прежних работ.
  ...Джорджо возмутился.
  - Лжешь, старик! Я не копирую сам себя!
  ...Моранди почесал кончик носа и поправил черную оправу.
  - А по мне так копируешь. Все новые работы сделаны у тебя словно под копирку.
  - Значит, по-твоему, важен лишь поиск?
  ...Моранди поморщился.
  - Романтическая дребедень. Искать надо лишь до тех пор, пока не нашел.
  - А ты нашел?
  - Да. Не веришь - спроси тех, кто вручал мне первую премию на бьеннале.
  ...Глаза Моранди сердито смотрели на знаменитого пришельца. Джорджо снова пошел на полную капитуляцию.
  - Ладно. Успокойся. Уверен, ты желаешь мне только добра. Но, честно говоря, я уже сильно устал от твоего метода. Может, подскажешь хотя бы общее направление поиска?
  - Нет. Думай самостоятельно.
  ...Вздохнув, Джорджо еще раз внимательно посмотрел на оживший мрамор.
  - Взяв в качестве материала камень, формально ты ограничил пространство...
  ...Попытка Джорджо пересказать банальные истины скульптурной композиции была тут же строго пресечена Моранди.
  - Не болтай глупости! Между камнем и миром не существует четких границ.
  ...Задетый его категоричностью, Джорджо усмехнулся.
  - Если ты так учил рисованию ребятишек...
  ...Моранди презрительно шмыгнул носом.
  - Ты уже давно не мальчик. Моя метафизика вполне тебе по зубам. Давай, продолжай размышлять дальше.
  ...Подумав, Джорджо решил провести аналогию со средневековыми дворцами Флоренции.
  - Если рассматривать статую, как некую пространственную архитектуру, а цветовую гамму, как главный элемент ее внешнего декора, получается, что изображение богоматери появляется из распределения оттенков колорита в пространстве.
  ...Моранди недовольно застучал карандашом по стакану.
  - Что ты прицепился к пространственному проявлению цвета? Сместить оптическую перспективу не труднее, чем перспективу временную. Попробуй хотя бы немного побыть не таким занудным.
  ...В ответ на это нелепое обвинение Джорджо вдруг страшно захотелось зевнуть во весь рот.
  - И что ты мне предлагаешь на этот раз, "мэтр"? Я уже отключал все органы чувств. Что на очереди - неужели сон?
  - Предлагаю заткнуться и посмотреть, как я буду рисовать вторую руку.
  ...Моранди привел в движение карандаш. Появившись из камня, вторая рука указывала на вертикальное движение.
  - Видишь взаимосвязь?
  ...Джорджо внимательно разглядывал резкие карандашные штрихи.
  - Вижу только очередную игру света и тени.
  ...Моранди нахмурил мохнатые брови.
  - Я дал тебе такую подсказку, что ее даже ребенок увидит! Смотри на угловой ракурс!
  ...Джорджо видел - из резких штрихов болонца родилась нечеткая, но очень гармоничная линия. Моранди был действительно большой мастер затемнять живописные горизонты.
  - Линии! - Джорджо прежний подсказал ответ Джорджо нынешнему.
  ...Моранди посмотрел на него одобрительным взглядом.
  - Молодец! Без линий работа с пятнами превращается в очередную авангардистскую мазню. Но линия должна быть тонкой, как у Джотто.
  - Почему ты берешь за образец Джотто? - любитель статуй Джорджо думал, что вдохновляться проще объемным изображением.
  ...Моранди улыбнулся.
  - Потому что создать Мраморную Мадонну можно только из костей Джотто.
  
  
* * *
  
  ...Пожилой Джорджо сохранил детскую веру в чудеса и страхи. Страх перед белизной позволил его внутренней памяти большого ребенка прозреть: за мохнатыми бровями, очками и спутанными прядями седых волос он впервые в жизни увидел подлинное лицо Гебдомероса...
  ...Оживший Гебдомерос протянул к нему костлявую руку.
  - Представь, что в твоей руке нет костей. Как ты тогда будешь рисовать линию?
  ...Джорджо молчал. Выступившая из руки демона белизна смерти заставляла задуматься о Матери-Вечности.
  - Не знаешь? - Сидящий перед Джорджо демон пространства продолжал развязывать искусно завязанный художником Моранди узел.
  - ...Нет... Думаю, на сегодня уроков хватит...
  - Зачем ты приехал, если не хочешь у меня учиться? - Моранди-Гебдомерос пристально смотрел на посеревшее лицо Джорджо.
  - За поиском ответов.
  - Разве я тебя не убедил в своей правоте?
  - Нет. Я по-прежнему предпочитаю держаться за старую метафизику...
  
  
______________
  
  ...В этом рассказе шестидесятилетний Джорджо Де Кирико находится во власти идей своей парижско-феррарской молодости.
  ...Оппонирующий ему Гебдомерос - пятидесятивосьмилетний Джорджо Моранди - выступает в качестве мэтра школы поддержания традиций национального итальянского колорита.
  ...А кто из двух Джорджо прав - Де Кирико или Моранди - вы можете решить, сравнив между собой их послевоенные работы.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"