Медведев Виктор Александрович : другие произведения.

Мастерство Маски

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Одиннадцатый текст сборника "Мастерство Маски".

  
  ...Когда-то, давным-давно, заговорщики, переодевшись актерами Театра Масок, проникли в Священный Дворец. Они разыгрывали свое представление в течение трех часов - и когда утомленные многочисленными метафорами охранники задремали, заговорщики скинули маски и набросились на Светоносных с кинжалами... С той поры приглашать актеров стало очень дурным тоном, и древнее искусство Театра Человеческих Масок умерло, превратившись в артефакты коллекций музейных раритетов...
  
  ...Такова самая распространенная, и поэтому наиболее общепринятая версия произошедшего упадка. Эту легенду рассказывали ученикам в каждом третьем театре страны - потому что каждый второй и первый превратились в арены боев, где пьяные от крови гладиаторы крушили себя и друг друга...
  
  ...Но все это вранье! Подлинная причина заката Искусства Масок в другом - Маски исчезли, потому что исчезли мастера, которые их создавали... и последним из них был Сэюм, прозванный за свое искусство "Мияги".
  
  ...Я расскажу вам его историю.
  Сэм Хашимото "Рассказ Аэда".
  _____________________________________________________________________________
  
  ...Сэюм был сиротой без всякого роду-племени. Хозяин как-то сказал ему, что его родителями были бродячие актеры... - но Сэюм давно перестал верить словам Хозяина. Он знал лишь то, что в те годы, когда он родился, Светоносные развязали очередную победоносную войну - и количество некому не нужных детей на улицах городов резко выросло.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм был взят в театр в раннем детстве. Свою нетеатральную жизнь Сэюм не помнил, но Хозяин не забывал ему говорить, что мальчик просил милостыню на улицах, а теперь живет из милости в его театре - потому что у него, Хозяина, "очень доброе сердце".
  
  
* * *
  
  ...Хозяин взял его в свой театр, потому что у мальчика была очень выразительная мимика. Казалось, что любая мысль превращалась на его лице в эмоцию - если Сэюм смеялся, то окружающие тоже непроизвольно начинали улыбаться, если Сэюм плакал - всем становилось грустно.
  
  
* * *
  
  ...Хозяин сразу же оценил необыкновенную эмоциональность мальчика. Он был сторонником старой школы и считал, что мимика выражает характер, а характер - это основа драматического произведения. С помощью Сэюма, он рассчитывал значительно расширить свой репертуар - ибо возраст брал свое, и ему, его жене и старому Сэму (единственным постоянным членам театральной группы Хозяина) уже не удавалось изображать чувства как следует...
  
  ...И, кроме того, он был очень скуп и хотел таким образом сэкономить на гриме, который "стал очень дорог" (так, по крайней мере, он заявил жене, когда привел Сэюма в театр).
  
  
* * *
  
  ...Хозяин экономил на всем - и больше всего он экономил на Сэюме, называя его "бездельником" и "никуда не годным дармоедом" - ведь Сэюм горько разочаровал его - с годами черты лица мальчика все больше и больше застывали, и было непонятно, что же на самом деле происходит у него на душе.
  
  
* * *
  
  ...Хозяин ругался, топал ногами и даже бил мальчика - ничего не помогало - лицо Сэюма застывало, и он все больше замыкался в себе.
  
  
* * *
  
  ...Потерпев неудачу, Хозяин хотел выгнать Сэюма на улицу - но потом передумал, потому что у Сэюма открылись другие преимущества - мальчик был безропотен и выполнял любую работу - в том числе и ту, которая была непосильна ему по возрасту. За это Хозяин даже стал удостаивать Сэюма разговором - а разговор его обычно сводился к тому, что он жаловался на жизнь и ругал всех и вся - но, главным образом, жену, Сэма и зрителей, ибо именно в них он видел причину всех своих бед - жена и Сэм "ужасно играли", а зрители были "ужасно привередливы" и не хотели платить за ужасную игру актеров.
  
  ...Особенно доставалось Сэму, ибо жену Хозяин ругать побаивался - она была огромной и при случае (особенно когда выпьет) даже поколачивала муженька. Сэюм слушал пьяные речи Хозяина, молчал - и взрослел. Он стал взрослым в те годы, когда другие дети еще только мечтают повзрослеть, потому что понял основную суть взросления. Он понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ ВЗРОСЛЕНИЯ - В УМОЛЧАНИИ
  
______________
  
  ...В ту пору, когда Сэюму было около семи лет, мальчик убежал из театра. Темной июньской ночью он выбрался на улицу и пошел в сторону облаков - туда, где жили его единственные настоящие друзья. Он шел быстрым шагом, ибо хотел попасть в гости к своим друзьям как можно раньше. Так он шел до самого утра, пока не покинул предместья и не вышел к Великой реке.
  
  ...Сэюм стал искать лестницу, о которой говорили друзья, но ее нигде не было видно. Сначала он очень расстроился, но, подумав, понял, что лестницу специально убирают на ночь, чтобы Злые Духи земли не залезли в небесный дом друзей. Усталый от побоев, недоедания и дороги он хотел лечь в траву и уснуть, но потом испугался, что пропустит тот момент, когда с неба ему спустят лестницу. Поэтому сел на землю и решил ждать.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм сидел на земле и смотрел на небо. Он видел, как небо потихоньку просыпается. Краски рассвета играли спектакль, который человеку не передать никогда. Цветы распространяли свой аромат, которым никогда не будет пахнуть человек. Мир был прекрасен.
  
  ...Сэюм заплакал.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм был еще слишком мал и не знал, что бежать - бесполезно. Луг, на котором он находился, принадлежал одному богачу, который выгуливал на нем своих скаковых лошадей. Богач очень дорожил своим лугом и нанял для его охраны роту солдат.
  
  ...Охранники, обходившие луг каждое утро и вечер, услышали детский плач. Они пошли в том направлении, и заметили сидящего на траве Сэюма. Любого другого бродягу они сразу убили бы на месте, но Сэюм был одет как ЦАРЬ (Хозяин отдавал ему носить пришедшие в негодность театральные костюмы - и последним костюмом маленького Сэюма была расшитая позолотой рваная тога Царя Эдипа, которая была ему велика). Охранники побоялись его убивать до того, как выяснят, кто же он все-таки такой - этот мальчик в странной одежде.
  
  
* * *
  
  ...Охранники окружили маленького Сэюма. Начальник караула ткнул в него сапогом:
  - Кто ты такой, и что делаешь на чужом лугу?
  Сэюм медленно встал на ноги и, глядя охраннику в глаза, важно произнес:
  - Я - избранный, и жду прихода своих светоносных друзей.
  - Откуда ты взялся, "избранный"?
  - Я явился сюда из театра.
  
  
* * *
  
  ...Охранники знали, что Светоносные покровительствуют театру и решили, что мальчик - член одной из актерских семей. Они отправили в театр гонца и сообщили Хозяину, что нашли на лугу ребенка его актеров.
  
  ...Хозяин приехал за ним лично, заплатил требуемый охранниками штраф и вернул Сэюма обратно в театр.
  
  
* * *
  
  ...Тем же вечером он решил навсегда заклеймить Сэюма. Вызванный в театр мастер разложил свои инструменты и спросил:
  - По закону, кроме имени, мы обязаны выбивать на клейме должность клейменых. Что ты хочешь выбить на клейме твоего мальчишки?
  - Выбивайте - Сэюм, актер Большого Камерного Театра.
  
  ...Когда клеймо было выжжено, Сэюм навсегда превратился в актера. Именно тогда он узнал, что
  
  
СУЩНОСТЬ СУДЬБЫ - В НЕИЗБЕЖНОСТИ
  
______________
  
  ...После возвращения в театр, темно-серая жизнь Сэюма окончательно превратилась в черную. Хозяин бил его утром, бил днем и, если не было спектакля, бил его и по вечерам. Скудный паек Сэюма, был урезан Хозяином ровно наполовину.
  
  - ...Тебе удалось провести меня один раз - не более... Я видел твое лицо, когда тебя привели..., - говорил он, нанося очередные удары, - Теперь ты от меня не отвертишься... Ты БУДЕШЬ играть все роли, которые я тебе назначу... Запомни - если ты не сделаешь так, как я тебе прикажу, я поступлю с тобой по закону... - и Хозяин познакомил Сэюма с тем, что было написано в законе о справедливом отношении к людям.
  
  ...Сэюм не слушал, что говорил Хозяин, ибо давно уже знал этот закон. Всякий раз, когда очередной удар обрушивался на его тело, Сэюм вспоминал, что
  
  
СУЩНОСТЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ ВСЕГДА ОПРЕДЕЛЯЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ
  
______________
  
  ...Сэюм никогда не был одинок. В детстве, до того, как он убежал из театра, к нему прилетали Феи - те самые, которых играла на сцене старая заплывшая жиром жена Хозяина. Феи играли с ним в те игры, в которые он хотел, и обещали мальчику отнести его в свой мир, как только он чуть-чуть подрастет.
  
  
* * *
  
  ...Но когда он стал сине-белым от синяков и постоянного недоедания, Феи перестали к нему прилетать. Сэюм решил, что они его разлюбили - потому что кто же захочет любить мальчишку, похожего на разбитый школьный скелет.
  
  
* * *
  
  ...Но Сэюм был неправ. С той поры, как Хозяин превратил его в свою собственность, у него появился друг.
  
  
* * *
  
  ...В театре, где жил Сэюм, жил Сэм - старик непонятного возраста. Он был из тех озлобленных, изломанных жизнью неудачников, которыми были переполнены города всего Светоносного мира. Откуда он явился в театр - не знал никто, потому что Сэм никогда не рассказывал о своем прошлом... - впрочем, его никто и не спрашивал, ибо Сэюм был молод и робок, а Хозяину и его жене было наплевать на всех, кроме себя.
  
  
* * *
  
  ...Сэм был запойный пьяница. Он пил каждый день и в припадках пьяного безумия бился головой об стены - а потом валился куда попало, и богохульствовал до полного изнеможения...- но он был неплохой актер, довольствовался малым, поэтому Хозяин терпел его также как терпел его богохульства.
  
  
* * *
  
  ...Когда Сэм не был пьян, он рисовал - рисовал театральные маски, подобные тем, что были намалеваны на занавесе их Театра. В такие моменты его хмурое лицо разглаживалось, и он становился почти красив... - настолько, насколько может быть красив старый алкоголик без возраста.
  
  
* * *
  
  ...В один из таких моментов он рассказал Сэюму историю Светоносной Империи - такую, какую не прочтешь не в одном учебнике мира. Сэюм слушал - и его детство вставало перед ним с невиданной доселе прямотой... - ибо среди тех мужчин и женщин, что тяжко жили и легко умирали в рассказах Сэма, он видел лица своих неизвестных родителей.
  
  ...Именно тогда, незаметно для самого себя, Сэюм нашел то, что сделало его Мияги... - потому что именно Сэм научил Сэюма настоящей актерской игре, раскрыв секрет того, что делает театральное искусство искусством. А еще, благодаря этим незаметным урокам, Сэюм понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ НАСТОЯЩЕГО - В БУДУЩЕМ
  
______________
  
  ...Старый Сэм не раз предостерегал его против своего живописного искусства.
  - ...То, что я делаю - всего попытка убить лишнее время перед смертью. Созданные мной маски - дрянь! Настоящие театральные маски создавали лишь великие художники прошлого. В погоне за их мастерством я сломал и стер в порошок собственную жизнь - но так ничего и не достиг... - потому что цветной порошок их красок был сделан по рецептам, секрет которых нам не постичь никогда!..
  
  ...Мальчик слушал его очень внимательно, слушал - и незаметно для себя выявил ту истину, которая ускользала от старого Сэма. Слушая старого актера, он осознал, что
  
  
СУЩНОСТЬ УВЯДАНИЯ - В ПОДРАЖАНИИ
  
______________
  
  ...Однажды Сэюм стал свидетелем важного спора. Хозяин, раздраженный мизерными театральными сборами, искал на ком можно сорвать свою злость и решил обвинить во всем старого Сэма. Он пришел в гримерку и застал старика за любимым занятием - тот пил вино и пытался нарисовать маску Вечной Юности.
  
  
* * *
  
  ...Хозяин презрительно ткнул в маску толстым пальцем.
  - Ты опять тратишь время на дерьмо, Сэм! Театр масок - изобретение дикарей. Именно они, не понимающие основы великого искусства лицедейства, и создали это ужасное вульгарное подобие реальной человеческой жизни. Искусство воплощения роли они свели к банальной прорисовке эмоции - причем сделали это не с помощью тренировки мышц лица (основы основ мастерства любого уважающего себя актера!), а самым примитивным дикарским способом - состряпав убогие личины из воска. Добившись внешнего правдоподобия, они успокоились - и их маски (и так-то созданные из застывшего материала!) окаменели окончательно, убив саму суть искусства.
  
  
* * *
  
  ...Я так думаю, это произошло потому, что ходить с абсолютно каменным лицом не под силу ни одному человеку - будь он самый что ни на есть двужильный примитивный дикарь. Именно отсюда у дикарей такое преклонение перед их дикарским театром - они просто боятся своих масок. Потому-то они и разыгрывают свои спектакли лишь в самых торжественных случаях - дикари боятся не выдержать тяжести маски и раствориться в ее каменной толще. Их страх естественен: человек - не камень, его сущность лежит в изменении, а маски - лишь один из моментов движения тех сил, что вертят умами и заставляют биться сердца. Дикари это чувствуют - и отвергают свою театральность... - но поскольку они люди инстинктов до искусства театра цивилизации дикарям не подняться никогда. Именно поэтому наш театр и умирает - люди снова становятся дикарями. Скоро нам придется напялить на себя твои хари, и великое театральное искусство окончательно превратится в дерьмо! - Хозяин плюнул на пол и с презрением кивнул в сторону стены, на которой висели созданные Сэмом маски.
  
  
* * *
  
  ...Сэм взглянул на него с усмешкой. Отложив в сторону кисть, он хрипло сказал:
  - Твой балаган умирает не потому, что люди становятся дикарями. Он умирает потому, что зрители видят лица, а лица - это люди, которые несовершенны. Ваше искусство обречено потому, что невозможно человеку быть собой и ролью одновременно. Настоящее Искусство театра имело смысл только во Времена Масок. Будучи Маской, тебе не нужно было играть роль, потому что Маска делала все за тебя! - Глаза старого актера горели, а язык заплетался (Сэм начал прикладываться к бутылке с самого раннего утра) - К твоему сведению, О´Брайен, маскарад появился позже, намного позже эпохи вашей так называемой "дикости"! Все известные нам древние хроники приписывают изобретение маскарада эпохе цивилизации, а некоторые даже называют личность его создателя - человека, прозванного "великим японским искусником".
  
  
* * *
  
  ...Выслушав Сэма, Хозяин презрительно гоготнул:
  - Если ты знаешь о японце, то тебе наверняка известна и легенда о сотворении его так называемого "настоящего театра". Говорят, что этот твой "искусник" был болен неизлечимой проказой. Когда мышцы на его лице сгнили, он стал носить маску - а потом вышел в этой маске на сцену - вышел только потому, что твой искусник больше ничего не умел - а сдохнуть с голоду ему, как и тебе, не хотелось! Пресыщенным зрителям понравилась новинка и японец, не будь дурак, решил этим воспользоваться. Он вспомнил полузабытое дикарское искусство своих соплеменников и создал свой "всемирный театр масок". Все восхитились и решили, что японец вдохнул в театр "новую - лучшую жизнь"... - решили, не заметив главного - в своих представлениях умирающий от гнили актер убивал собственное театральное искусство... - ведь искусство - это жизнь, а любой умирающий - это зачарованный смертью дьявол!.. - Ты, Сэм, тоже подыхаешь от выпивки - именно поэтому ты рисуешь свои никуда не годные маски!
  
  
* * *
  
  ...Сэюм думал, что старик взбесится и ударит Хозяина чем-то тяжелым, но тот лишь отхлебнул из своего - двадцатого за день - стакана, провел пальцем по изгибу маски и хрипло сказал:
  - Ты издеваешься надо мной потому, что я рисую маски... - Конечно, я не дитя и вижу бессмысленность своей работы нисколько не хуже тебя... - Но я хотя бы понимаю, что искусство дороже пародии, - Он снова отпил глоток и обратился к забившемуся в уголок комнаты Сэюму, - Запомни, меня, мой мальчик! Перед тобой актер, который знает, что на самом деле никакой он не актер, потому что знает, что игра актера давно уж не стоит свеч! Запомни это, мальчик... - и никогда не становись актером!
  
  ...Сэм поднял свой стакан, отдал им салют Сэюму и опрокинул содержимое стакана в рот. Осторожно поставив опустевший стакан на стол, он откинулся на кресло и захрапел.
  
  ...Хозяин, лишенный возможности продолжать разговор, выругался, плюнул в сторону кровати, и, отвесив затрещину Сэюму, ушел к себе в комнату.
  
  
* * *
  
  ...Сэм спал. Сэюм встал с пола и тихонько подошел к его креслу. Он поднял тяжело лежавшую руку и осторожно вытащил краски. Сэюм делал все инстинктивно - понимание важности содеянного пришло позже, намного позже... - а пока он просто открыл коробку и начал разглядывать ее содержимое - и то, что он там разглядел, определило всю его жизнь.
  
  
* * *
  
  ...В ту же ночь старый Сэм умер. Наследующий день после его похорон, хозяин, разгневанный тем, что ему пришлось платить за похороны, выкинул все созданные Сэмом маски и хотел было выкинуть и краски, но их не нашел - накануне вечером Сэюм пробрался в комнату Сэма и унес краски к себе.
  
  ...Сэюм пересек красную линию своей судьбы неосознанно - просто почувствовал, что
  
  
СУЩНОСТЬ МАСТЕРСТВА - В ДЕРЗАНИИ
  
______________
  
  ...Следующим вечером он приступил к изготовлению собственных масок. Сэюм знал, что такое папье-маше: он не раз видел, как старый Сэм делает свои маски из старых афиш, наклеивая их обрывки на одну и ту же гипсовую форму.
  
  Дело у Сэюма спорилось: благодаря наблюдательности, процесс изготовления основы был освоен им очень быстро - уже через сутки на столе суфлера лежала готовая белая бумажная маска. Оставалось лишь должным образом ее раскрасить.
  
  
* * *
  
  ...Мысль о раскраске вызвала у Сэюма серьезные затруднения. Он не знал, КОГО ИМЕННО нужно изобразить на маске.
  
  ...Ведь на самом деле он не знал никого, кроме своей труппы и ее театральных персонажей - а персонажи в его театре ничем не отличались от лиц игравшей их актерской труппы. Благодаря Хозяйской скупости никто из работавшей в театре троицы уже много лет не носил на своем лице грим. "Характер персонажа рождает не грим, а актерский характер!" - любимое изречение Хозяина заставляло его жену и Сэма обходиться исключительно лицевой пантомимой.
  
  ...И, вдобавок ко всему, маленький Сэюм всерьез верил, что любое искусство "отражает только реализм". А "реализм" в понимании Сэюма - его Хозяина - это "отражение видимой стороны духовных вещей".
  
  ...И поскольку он ясно видел лишь сущность троих существ в мире - ему оставалось выбирать между жестоким Хозяином, не менее жестокой Хозяйкой и своим мертвым другом Сэмом. В подобной ситуации выбор был очевиден.
  
  
* * *
  
  ...Благодаря выработанной в суфлерской будке наблюдательности Сэюм обладал прекрасной зрительной памятью. Вспомнить особенности лица старого Сэма большого труда для мальчика не составляло. Взяв в руку кисть, он легко изобразил складки морщин и набрякшие мешки век. Потом взял со стола нож и аккуратно вырезал бумагу там, где полагалось быть впалости старческих щек.
  
  ...Аккуратно изобразив все особенности лица Сэма, он снял со стены самодельный треножник, зажег все три свечи и направил их свет на маску.
  
  
* * *
  
  ...Проделанный труд обернулся грандиозным фиаско. В свете свечей неподвижность маски напоминала неподвижность лица Сэма, когда тот, недвижимый, лежал в гробу. Живой Сэм не имел ничего общего с этим мертвым статичным лицом...
  
  
* * *
  
  ...Сэюм понял, что потерпел поражение. Не зная, что делать дальше, он уронил голову на стол и заснул.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм видел цветной сон. Ему снился тот самый загородный луг, на котором его задержали солдаты. Но теперь небо над лугом было открыто, и с высоты спускалась долгожданная небесная лестница.
  
  ...Небесная лестница спускалась прямо к ногам Сэюма. Внизу - там, где стоял мальчик - она выглядела, как обычная театральная стремянка, а наверху ее невидимые ступени покрывал тонкий слой перистых бело-голубых облаков. По невидимым ступеням спускалась невероятной красоты женщина в длинном белоснежном платье. За спиной белой красавицы виднелись мелькающие прозрачные крылышки...
  
  
* * *
  
  ...Спустившись на луг, женщина в белом крепко обняла Сэюма и ласково погладила его по голове. Сэюм видел, как по прекрасному личику прокатились две сверкающие прозрачные слезинки.
  - Ты позвал меня, малыш, и я пришла.
  
  
* * *
  
  ...Голос ее звенел, как серебряный театральный колокольчик. Потрясенный Сэюм обратился к красавице:
  - Кто ты?
  - Я - Фея-Мать, твоя прекрасная небесная фея.
  - Почему ты не приходила ко мне раньше? Я звал тебя! - Каждый день! - Миллион раз!
  - На Небе слишком много облаков. Я не слышала, что ты меня звал.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм упал на колени и начал целовать белую ручку.
  - Забери меня к себе, прошу тебя, забери!
  ...Ласково гладя Сэюма по голове, женщина покачала белоснежной головкой:
  - Это невозможно. Ты слишком тяжелый. Подожди немного - еще несколько лет - и ты станешь НАМНОГО ЛЕГЧЕ!
  
  
* * *
  
  ...Услышав ее слова, Сэюм отстранился.
  - Зачем ты пришла?
  - Я принесла тебе то, что ты хотел. На - возьми! - И Фея-Мать протянула Сэюму открытую ладошку.
  ...Сэюм видел - в прекрасной белой ручке перекатываются маленькие серебряные шарики...
  - Что это такое?
  - Ртуть. Если залить шарики ртути в кожные складки, они будут перекатываться и маска оживет. А теперь просыпайся и начни делать то, чему я тебя научила.
  
  ...Прощебетав эти слова, женщина исчезла, и на глаза Сэюма опустилась черная мгла.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм проснулся там же, где и заснул - на реквизитном столе за кулисами. Когда он понял, что увиденное - сон, он горько - навзрыд - заплакал.
  
  ...Постепенно слезы Сэюма высохли. Он увидел лежащую на столе маску - и вспомнил про маленькие серебряные шарики ртути.
  
  
* * *
  
  ...Ведомый впечатлением от чудесного сна, Сэюм решил осуществить совет феи на практике. Он пробрался в боковой карман сцены, достал из хозяйского шкафа аптечку, вытащил оттуда градусник и аккуратно положил аптечку на прежнее место.
  
  ...Вернувшись к себе за кулисы, он осторожно разбил градусник и собрал выкатившиеся шарики ртути на кончик ножа. Распределив ее равномерно в складках бумажных морщин, он поднял маску со стола и наклонил вперед, изображая стандартный актерский поклон.
  
  
* * *
  
  ...Маска перестала быть статичной. Мало того - она больше не выглядела мертвой. Неподвижная, она напоминала лицо спящего; во время движения на ней проступали черты разочарования и гнева. Переливающаяся ртуть оживила эмоциональную сущность человеческого изображения.
  
  У Сэюма все получилось.
  
  
* * *
  
  ...Став мастером изготовления масок, Сэюм никогда не гордился своим мастерством перед другими. Он знал - его заслуги здесь нет. Искусству оживления масок его научила фея того чудесного сна. Благодаря ей он стал делать маску из ртути - подвижную - и понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ - В ДВИЖЕНИИ
  
______________
  
  Сэюм решил проверить эффект восприятия ожившего изображения на себе. Приложив маску Сэма к лицу, он накинул на голову аравийский бурнус Лоуренса Лимонийского, взял треножник и осторожно подошел к зеркалу.
  
  ...При виде отражения, Сэюм издал крик радости: из зеркала на него смотрел Лоуренс Лимонийский - Сэм.
  
  
* * *
  
  ...К несчастью Сэюма, его радостный крик услышал проснувшийся Хозяин. Шум за кулисами заставил его насторожиться. И хотя красть за кулисами было практически нечего, он решил проверить, кто именно так нагло шумит с его личной стороны занавеса.
  
  
* * *
  
  ...Фигура перед зеркалом напугала Хозяина до смерти. Схватив со стола нож, которым Сэюм вырезал на маске морщины, он прохрипел:
  - Кто это?
  ...И Сэюм не придумал ничего лучше, как сказать в ответ:
  - Сэм.
  
  
* * *
  
  ...Свободной рукой Хозяин схватился за сердце.
  - Зачем ты сюда явился, призрак?!
  ...Сэюм понял - Хозяин принимает его за ожившего мертвеца. Ему ничего не оставалось, как продолжать играть роль своей маски дальше.
  - ...Чтобы вернуть тебе человеческий облик, О´Брайен.
  
  
* * *
  
  ...Услышав эти слова, Хозяин - неожиданно для Сэюма - пришел в себя.
  - Дух тьмы, вселиться хочешь ты в меня?! Думаешь, я боюсь таких жалких призраков, как ты?!
  
  ...Он поднял нож и, шатаясь, направился к Сэюму.
  
  
* * *
  
  ...Испуганный Сэюм сдернул с головы маску. Приблизив треножник к лицу, он закричал:
  - Опустите нож! Я не Сэм, я - суфлер Сэюм!
  
  ...Он кричал это много раз, надеясь, что Хозяин услышит его слова.
  
  
* * *
  
  ...Хозяин его услышал. Он с размаха швырнул нож в картонную стену, и сказал, не скрывая разочарования:
  - А... - Это ты... - Тебе повезло, что я тебя не зарезал...
  Он подошел к Сэюму и вырвал у него из рук маску.
  - ...Как живая. Откуда она у тебя?
  - Сделал...
  Хозяин со всей силы ударил его по лицу кулаком.
  - Не ври! Такое сделать невозможно!
  ...Сэюм поднялся на ноги. Вытерев кровь с губ, он упрямо повторил:
  - Я не вру. Эту маску сделал я.
  - Лжец!
  Ударом кулака Хозяин снова свалил Сэюма на пол и начал методично его избивать.
  
  
* * *
  
  ...Он бил так, как не бил до этого никогда. Сэюм понял - разъяренный Хозяин хочет его убить...
  
  ...Неожиданно с разбитых губ сорвалось:
  - Я могу сделать еще одну маску!!!
  
  
* * *
  
  ...Хозяин остановился. Вытерев руку о Сэюма, он встал на ноги и сказал:
  - Хорошо. Сделаешь маску Железной Маски. Срок - до завтра.
  - Не могу... - Маска делается из клееной бумаги... - У меня нет клея...
  Хозяин окинул взглядом комнату.
  - У тебя есть свечи. Вылепи маску из воска.
  - Не получится... - Я не умею делать маски из воска...
  Хозяин презрительно осклабился:
  - Ты же у нас мастер! Бумажная маска ничем не отличается от маски из воска!
  
  ...Подумав немного, он добавил:
  - Так и быть - даю тебе ровно три дня! Но, если через три дня маска не будет готова - пеняй на себя!
  
  
* * *
  
  ...Хозяин поставил перед Сэюмом невыполнимую задачу. Свечи, которыми пользовались в театре, больше напоминали длинные тонкие карандаши. Даже если растопить десяток таких свечей - получить нужное количество воска из них было невозможно...
  
  ...Но Сэюм знал - разговор идет о ЕГО жизни и смерти. Ему нужно было найти решение проблемы - и он это решение нашел.
  
  
* * *
  
  ...Клей и градусник он раздобыл на черном рынке, обменяв в лавке их старьевщика на треножник для свечей. Собрав обрывки старых афиш, он сделал бумажную основу и аккуратно залил ее расплавленным на печке воском.
  
  * * *
  
  ...Когда восковая маска была готова, Сэюм приступил к изготовлению характерного лица. Он действовал наобум, убирая лишний материал по наитию. Убрав с маски все лишнее, он вспомнил выражение на лице неподвижного Сэма и, также по наитию, придал ей черты лица мертвого. Залив кожные складки ртутью, он понял - маска злодея Железной Маски получилась.
  
  
* * *
  
  ...Изготовление маски подобным способом стало важнейшим открытием маленького Сэюма: с тех пор он всегда делал восковые маски именно по такой технологии. Заливка бумажной основы воском позволяла нанести на маску более тонкие характерные черты - нож резал вощеный материал точно по характерным линиям персонажа. Создавая маску Железной Маски, Сэюм понял, что вполне может обходиться без ртути: положенная в кожные складки краска переливается и играет не хуже маленьких ртутных шариков...
  
  
* * *
  
  ...А еще он понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ ЛИЦА - В ЕГО ВЫРАЖЕНИИ
  
______________
  
  ...Хозяин пришел за кулисы ровно в полночь. Взяв сделанную маску в руки, он долго и внимательно ее разглядывал. Потом отложил маску в сторону и начал также внимательно - с ног до головы - рассматривать Сэюма.
  
  
* * *
  
  ...Наконец, он открыл рот и сказал:
  - Вижу, ты меня не обманул... - Теперь ты должен изготовить еще одну маску, женскую. Изготовь для моей старухи Маску Прекрасной Принцессы Лимонии. Тебе нужны какие-нибудь подручные средства?
  - ...Да. Для работы мне нужен воск и время.
  - Даю тебе на работу три дня. Свечи можешь взять из коридорных светильников.
  
  ...Именно так Сэюм приступил к изготовлению своей третьей маски.
  
  
* * *
  
  ...Процесс изготовления лика Прекрасной Принцессы дался Сэюму на удивление легко. Универсальная гипсовая форма Сэма подходила для изготовления любой маски. Изображение лица тоже не вызвало у него затруднений. Сэюм сразу решил, что Прекрасная Принцесса Лимонии будет выглядеть как его личная небесная фея. Придав маске черты Феи-Матери, он убрал краски в стол и повесил ее на занавес - сушиться.
  
  
* * *
  
  ...В отличие от охающей от восторга Хозяйки, Хозяин ничего ему не сказал. Он снял маску с занавеса и, молча, унес ее к себе в комнату. На следующий день - перед спектаклем - он подошел к столу Сэюма и швырнул ему одну из изготовленных масок - вторую.
  - Хватит сидеть в будке суфлера! Будешь изображать на сцене актера! Слава Богу, теперь мне не нужно привлекать непрофессиональных голодранцев со стороны!
  - Я не могу...
  - Можешь! Не забывай, что ты - клейменый! В случае непослушания выбор у тебя только один - Смерть!
  
  ...И под страхом смерти Сэюм впервые в жизни вышел на подмостки.
  
  
* * *
  
  ...Спектакль, который они играли, назывался "ЛЮБОВЬ К ТРЕМ ЗОЛОТЫМ ЛИМОНАМ". Он рассказывал историю борьбы за престол в волшебной стране Лимонии. Сюжет спектакля был прост: осиротевшая после смерти короля Лоуренса (Хозяина) Прекрасная Принцесса (Хозяйка) вступает в схватку с жестоким узурпатором по имени Железная Маска (Сэюм) и (Конечно же!) побеждает.
  
  Афиша спектакля обещала "незабываемое театральное зрелище". Лицемерная приписка внизу афиши извещала, что спектакль был "посвящен памяти нашего покойного собрата Сэма".
  
  
* * *
  
  ...Когда публика собралась на спектакль, на авансцену вышел Хозяин - но не для того, чтобы открыть представление, а с заранее заготовленной вступительной речью. Закутав туловище в складки алого занавеса, он сделал вызывающее лицо и визгливо закричал:
  - Уважаемые зрители! Вы, конечно, знаете, что в нашем театре грим давным-давно предан забвению. За это многие нас жестоко критиковали и даже упрекали в "отсутствии истинной магии театра". Так вот, господа недовольные зрители, ваша критика наконец-то нами услышана! Отныне мы возвращаемся к первоосновам и восстанавливаем древний смысл театрального представления!
  ...Он выдержал паузу и продолжил свою речь только после того, как убедился, что ему удалось завладеть вниманием зала. Ткнув пальцем в замерших зрителей, он патетически произнес:
  - Но мы пошли дальше, чем многим из вас хотелось! Мы считаем, что иррациональная сущность театра лучше всего передается не с помощью грима - идеальным выражением ее является старая добрая театральная маска! Вспомните - Сама Мельпомена носила на своем лице маску! Не отставали от Мельпомены и ее сестры Талия с Полигимнией! Мы - старые добрые актеры-реалисты - не терпим лжи и заявляем, что символ исконной театральной правды - маска!
  
  
* * *
  
  ...Эффектным жестом он выбросил руку из-за спины и нацепил на лицо маску короля Лоуренса - Сэма. Зрители ахнули, а ожившая Маска визгливо произнесла:
  - Смысл маски - скрыть себя, чтобы дать раскрыться иному. Смотрите и помните, что истинное искусство не умирает никогда!
  
  
* * *
  
  ..."Спектакль памяти Сэма" прошел не только на бис, но и на ура. Судя по отзывам желтогазетных колонок, созданные Сэюмом маски комедии и трагедии порождали настоящие человеческие драмы. Посетившие театральное представление мужья грезили о Прекрасной Принцессе Лимонии. Их верные спутницы-жены мечтали провести ночь в объятиях Железной Маски. Облаченные в маски актеры словно исчезли - вместо них по театральной сцене порхали воплощенные человеческие мечты.
  
  
* * *
  
  ...С этого спектакля жизнь Сэюма на сцене кардинально переменилась - из темноты будки суфлера, он переместился на яркий свет театральной рампы. И с каждым новым успешно проведенным спектаклем свет этот становился для него все более и более ярким - потому что по мере того, как росла посещаемость их театра, свечи в рамповых фонарях делались все более и более толстыми.
  
  
* * *
  
  ...Хозяин Сэюма приписал все заслуги создания масок себе. Он получил аудиенцию театрального министра - и милостивое разрешение на расширение ежедневного репертуарного списка театра. А когда об этом разрешении узнали его коллеги, он был удостоен включения в "Гильдию Великих Актеров".
  
  ...И хотя это включение было сделано как бы авансом, Хозяин Сэюма совсем не волновался по этому поводу. Такие люди, как Хозяин, абсолютно не переживают из-за всяких сомнительных для самолюбия мелочей. С начала времен он, и ему подобные, твердо знают, что
  
  
СУЩНОСТЬ СЛАВЫ - В УСПЕХЕ
  
______________
  
  ...С приходом славы жизнь Сэюма стала намного труднее. Сначала он делал одну маску в течение половины отпущенного на постановку спектакля срока. Все свободные вчера он проводил с кистью, тщательно прорабатывая самые мелкие, невидимые глазу детали... - но слава его росла, спектаклей становилось все больше и вскоре у него уже не оставалось времени для того, чтобы расписывать маски с той скоростью, к какой он привык. Ему пришлось отказаться от необходимости доводить свою работу до совершенства. Сначала он попытался отдать работу доведения маски кому-нибудь из приглашенных учеников, но вскоре понял, что ни один из них не может достичь того, чем так явно владеет он - ни один из учеников не видел сущность, лежащую за изображением.
  
  ...Когда последний - пятый ученик запорол его новую маску, превратив изображение доброго, но очень слабовольного юноши, в слабого и сентиментального слюнтяя, он понял, что совершенная наметка несовершенных черт, лучше, чем завершенная маска, выполненная неумелой рукой. Он отказался от услуг учеников и стал работать над масками в одиночестве. Хозяин бранил его и даже осмелился угрожать ему тюрьмой, однако Сэюм остался непреклонен - он по-прежнему будет играть столько спектаклей, сколько ему прикажут, однако право изготовления масок он оставляет за собой. Хозяин продолжал браниться, однако вынужден был смириться, и Сэюм каждый вечер садился с кистью к окну.
  
  
* * *
  
  ...Но жадность, становящуюся человеческой душою не так-то просто остановить. Старый скупердяй боялся, что талант Сэюма не вечен, и стремился выжать из него все возможное. Спектакли (в том числе и премьерные) шли один за другим. Сэюм работал как вол, но, чем больше он работал, тем жаднее становился хозяин. Каждый вечер он приходил в закуток к Сэюму и требовал лишь одного - "Масок! Масок! Масок!". Сэюм старался - он стал меньше спать и прекратил по вечерам смотреть на закат - единственное удовольствие, которое он себе до этого позволял. Маски создавались все быстрее... - но еще быстрее росла жадность его хозяина - и пришел срок, когда Сэюм начал создавать по одной маске в день. Больше он просто не мог - ни один из человек не может сделать больше, чем ему отпущено свыше.
  
  
* * *
  
  ...Это понял даже хозяин, и перестал требовать от Сэюма повысить скорость работы. Сэюм вздохнул с облегчением - он боялся, что еще немного - и кисть выпадет из его костлявых, иссушенных работою рук...
  
  
* * *
  
  ...Сэюм работал не зря. В процессе интенсивной работы мысли его обострились и забегали с непривычной доселе скоростью. Он понял многое из того, что было закрыто от него в его давнем и недавнем прошлом, настоящем и будущем...и самое главное в его мыслях было то, что в процессе работы он понял, в чем смысл изготовления масок...
  
  
* * *
  
  ...Для чужих мы носим грубые, плохо сработанные маски. Мы считаем, что для них сойдет и так. Для друга, отказывающегося принимать нашу сущность, мы должны сработать красивую "очень красивую" маску - человек, который нас любит, заслуживает маски любви. И, ужасную, "ОЧЕНЬ УЖАСНУЮ" маску мы должны смастерить для врага...
  
  
* * *
  
  ...Именно поэтому он предпочитал играть трагикомедию, играя одновременно по пять-семь ролей в день, выкладываясь так, что его театральные одежды становились тяжелыми от пота...
  
  
* * *
  
  ...Зрители были в восторге - они никогда еще не видели таких живописных добряков и злодеев. Его Хозяин тоже был в восторге - никогда он не имел такого количества золотых, полученных за каждый новый спектакль. В восторге была церковь - слезливые мелодрамы Сэюма привлекали к ним толпы страждущих. В восторге была власть - с тех пор, как Сэюм начал выходить на подмостки, количество преступлений снизилось. В восторге были все - и только Сэюм не радовался...
  
  
* * *
  
  ...Ибо он понял смысл человеческой жизни... - понял - ибо стал мастером изготовления масок...
  
  
* * *
  
  ...Сэюм понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ - В МАСКЕ
  
______________
  
  ...Годы и десятилетия шли, как спектакли. В тот год, когда Сэюму исполнилось тридцать шесть, он избавился от власти Хозяина.
  
  
* * *
  
  ...Когда это произошло, Хозяину уже было под восемьдесят. Он был холостяком более пятнадцати лет и не скупился тратить деньги на выпивку.
  
  
* * *
  
  ...Паралич разбил его в одночасье. Единственное, что осталось подконтрольным воле Хозяина, были только его глаза.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм ухаживал за ним, почти все свободное от работы время. Он кормил Хозяина с ложечки, поил его всеми выписанными ему лекарями чудодейственными оживляющими лекарствами, выносил горшки с его дерьмом... - он был для него нянькой, сиделкой и лекарем одновременно.
  
  
* * *
  
  ...В оставшееся от забот время Сэюм садился к Хозяйской кровати и рисовал. Маска, которую он разрисовывал, была подготовлена у него уже очень давно, но Сэюм, не доверяя себе, решил все проверить математически. Хозяин беспомощно следил глазами, как Сэюм подходит к кровати и линейкой вымеряет линии его бровей и носа - а потом проделывает то же самое с выступами на восковой маске.
  
  
* * *
  
  ...Дело это затянулось, потому что Сэюм работал очень медленно, боясь запороть маску. На основной тон он затратил около трех месяцев. Полтора месяца заняло накладывание дополнительных оттенков... - и когда оставалось провести последние несколько мазков, Сэюм взялся за стек, которым счищал лишний воск - и одним ударом расколол маску напополам.
  
  ...После этого, он вышел из комнаты - и не входил в нее ровно десять дней - до самой смерти Хозяина.
  
  
* * *
  
  ...Присланным за посмертной маской Хозяина посыльным из Гильдии Великих Актеров пришлось нанимать художника со стороны, потому что Сэюм отказался ее делать.
  
  ...Впервые в жизни он был подавлен по-настоящему. Он не понимал, почему ему не удалось довести работу до конца, и страшно терзался угрызениями совести.
  
  ...Хотя - если честно - Сэюму не стоило себя винить - с начала времен люди знают, что
  
  
СУЩНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЯ - В ОТЧАЯНИИ
  
______________
  
  ...Сэюм потерял хозяина, но спектакли его продолжались - ибо по закону Светоносной Империи, "собственность хозяина заведения является собственностью самого заведения". Клеймо, выжженное на плече Сэюма много лет назад, определило, что Сэюм должен играть свои роли вечно - потому что, по закону, "заведение можно прикрыть лишь в том случае, если прибыль от его деятельности превышает приносимые им убытки..." - а Театр, где жил Сэюм, по-прежнему приносил прибыль.
  
  
* * *
  
  ...Это определили присланные из какого-то ведомства ревизоры. Они подсчитали доходы, поразились... - и утвердили Сэюму ежедневный план выступлений, согласно которому он должен был трудиться в том же ритме, что задал ему Хозяин - то есть делать девять актерских выходов в день.
  
  
* * *
  
  ...Именно тогда Сэюм окончательно осознал, что жизнь человека, лишенного свободы подобна аду, что лежит за пределами времени. С болью в душе он осознал, что
  
  
СУЩНОСТЬ СВОБОДЫ - ИЛЛЮЗОРНА
  
______________
  
  ...Когда Сэюму исполнилось пятьдесят, он заболел. Заболевание его было странным - он чувствовал себя хорошо, а потом неожиданно впадал в беспричинную ярость. Вспышки гнева сменялись головной болью, боль - сонливостью, а сонливость - слабостью. В такие моменты уже не мог выходить на сцену, и объявленные спектакли приходилось срочно отменять.
  
  
* * *
  
  ...И - самое страшное! - у Сэюма начали сильно дрожать пальцы. Все чаще и чаще он не мог контролировать в руке кисть. И, вдобавок, он все хуже и хуже чувствовал фактуру рабочего материала - дрожащие пальцы не позволяли осязать особенности восковой маски должным образом.
  
  ...Теперь Сэюм делал лишь пару масок в месяц, и у него начались проблемы с заказчиками-импресарио. Импресарио обвиняли его в "бездеятельности" и угрожали штрафными санкциями театрального министерства.
  
  ...Сэюм не боялся министерских санкций - в его душе поселился страх посильнее. При мысли, что он больше не сможет создавать маски, Сэюма тут же бросало в холодный пот.
  
  
* * *
  
  ... Поскольку признаки поражения нервной системы были налицо, все поняли, что Сэюму требуется лечение. Присланные Актерской Гильдией врачи сказали, что он "болен смертельной болезнью" и "неизлечим". По прогнозу врачей ему "осталось жить несколько месяцев".
  
  ...И тогда, лежа на больничной кровати, Сэюм придумал, как получить свою свободу обратно. Вечный раб театра, он вдруг понял, что
  
  
СУЩНОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ - В ОТЧАЯНИИ
  
______________
  
  
  ...Слух о новом спектакле Сэюма распространился по городу мгновенно. "Наконец-то великий Мияги будет снова блистать на сцене!" - Люди брали билеты пачками, все двадцать тысяч мест были раскуплены в какие-то два-три часа. Импресарио не знали, что делать - подобный успех у зрителей имели лишь гладиаторы и Диктаторы. Но первые были дешевы - и поэтому не нуждались в защите, а Вторые - так дороги массам, что на Их защиту люди тратили почти весь годовой бюджет страны. Но Мияги... - никто не знал его настоящей цены, и меньше всего ее знали его молодые и неопытные импресарио. Три дня просидели они за столом, мучаясь вопросом - "Где взять такое количество людей, готовых охранять нечестивца от гнева огромной толпы?" Обратиться к Диктаторам? - Никто не смел и подумать о подобной крамольной неправедной мысли. Промучившись двое суток без сна, наругавшись, выпив немереное количество бутылок спиртного, они так ничего и не придумали и решили обратиться с этим вопросом к самому Сэюму.
  
  
* * *
  
  ...Когда они пришли, Сэюм уже заканчивал работу над маской. Он видел - то, к чему он стремился всю жизнь, наконец-то ему удается. Он был уверен, что справится, и поэтому выслушал их опасения без всякого внутреннего беспокойства. Когда импресарио замолчали, он сказал:
  - Охрана мне не нужна. Я удержу всех на месте силой своего искусства.
  - Вы уверены, Мастер Теней? - на прошлой неделе толпа разорвала двух шутов, которые решились всего лишь посмеяться над каким-то отливающим не в том месте, что нужно, козлом. А ведь ваш спектакль - он... - если бы мы, хотя бы примерно знали, про что в нем будет рассказано... - Джерри - самый молодой из них троих, обещал свой любовнице узнать содержание новой пьесы. Лиза, его новая восемнадцатилетняя пассия, мечтала стать центром газетной полосы. Именно поэтому, она так быстро согласилась уступить ухаживаниям рыжего нескладного Джерри - шестым чувством, своим внутренним чутьем женщины, она чувствовала, что старик Мияги наверняка устроит скандал, а она - она может быть в него втянута... - и тогда - фотография - ее милая улыбка - и ОН (или ВТОРОЙ из НИХ - неважно!), читающий газету - ЕГО ВЗГЛЯД останавливается на ее лице (ведь оно такое милое!) - ОН отбрасывает газету и приказывает "НАЙДИТЕ МНЕ ЭТУ ДЕВУШКУ!"...
  - Мой спектакль начнется только тогда, когда амфитеатр наполнится зрителями. - Сэюм увидел, что солнце почти спустилось. Он с сожалением вспомнил те многочисленные прошлые вечера, когда он корпел над масками, не имея возможности полюбоваться любимым зрелищем. Но потом он взглянул на своих импресарио, увидел их бледные от недосыпания и волнения лица, пожалел их и сказал:
  - Не волнуйтесь. Я думаю, все пройдет великолепно. А теперь уйдите - я хочу полюбоваться закатом.
  
  
* * *
  
  Сэюм сел к окну. Краски заката играли спектакль, который человеку не передать никогда. Мир за окном был все также прекрасен.
  
  ...Сэюм смотрел на спектакль заката спокойно. Ведь он знал, что
  
  
СУЩНОСТЬ КРАСОТЫ - В МГНОВЕНИИ
  
______________
  
  ...Спектакль Сэюма, который он собрался сыграть перед своим уходом, был построен только на одной маске - но эта маска должна была потрясти всех... - ибо для зрителей своего нового спектакля Сэюм нарисовал ужасную, "Очень Ужасную" маску - МАСКУ САМОГО ДЬЯВОЛА... - ведь он хотел напугать их по-настоящему - не так, как пугали их те, кто говорил в церквах про то, что Дьявол - лишь воплощение неподвластного нашему разуму Зла... - Нет! - Сэюм хотел сделать Зло максимально зримым - и маска Дьявола, "ОЧЕНЬ УЖАСНОГО ДЬЯВОЛА" подходила для его цели лучше любой другой. Ради этой цели он работал три долгих месяца, оттачивая мастерство тех невидимых глазу деталей, которые формируют сущность.
  
  
* * *
  
  ...В процессе отработки полутонов он создал много прекрасных масок, которые не раздумывая, отдавал всем знакомым и малознакомым актерам - его цель была не полутона (здесь его мастерство было уже несомненно) - нет, он искал нужный тон - такой, который отразит вечный замысел - создать живой АБСОЛЮТ - или его ПОДОБИЕ...
  
  
* * *
  
  ...Вечер неуклонно приближался. Сэюм потянулся к лампам. На секунду он задумался, не поработать ли ему еще какое-то время, но закат был близок, поэтому он вздохнул, решительным движением отложил кисть и включил весь имевшийся свет.
  
  
* * *
  
  ...Маска была как живая. Работа удалась.
  
  
* * *
  
  ...Раздался смешок.
  
  
* * *
  
  ...Маска. Так он и знал. Когда-нибудь это должно было случиться... - и неудивительно, что ожила именно эта... - ведь, что бы ни говорили люди по этому поводу люди, а истинная
  
  
СУЩНОСТЬ НЕУДАЧИ - В ГОРДЫНЕ
  
______________
  
  
  ...В своей жизни на сцене Сэюм носил множество масок добродетели. Он носил маски воинов и крестьян, нищих и ангелов - но в благородном воине он чувствовал потребность убивать, в скромном крестьянине - потребность зажраться до полного отупения, в непритязательном нищем - чувство безысходной апатии, а в ангеле - стремление пасть... - и именно поэтому нарисованные Сэюмом маски выходили у него, как живые.
  
  
* * *
  
  ...Теперь же он замахнулся на то, что лежит за пределами жизни - и, несмотря на это, является одной из ее основ... - но время его пришло, поэтому он открыл рот и заговорил.
  - Негоже тому, кто стоял на обеих ногах, оставаться лишь чужою личиной. Если уж ты пришел - изволь быть самим собой.
  
  
* * *
  
  ...Маска улыбнулась и сказала тем голосом, что он так тщетно пытался забыть:
  - Хочешь, чтобы у головы выросли ноги? Не слишком ли ты много хочешь даже от самого Дьявола?
  - Если ты - совершенство, то моя просьба - лишь малая часть твоих возможностей. Если нет - тогда нам не о чем говорить! - Сэюм все еще не привык к голосу, однако чувствовал, что приходит в себя.
  - Ты очень горд, актер. Но помни - любое совершенство приводит на край пропасти. Не свались туда - Маска говорила именно, так, как говорил ТОТ...
  - Как свалился ты? - долгие годы на сцене научили его мастерству мгновенной импровизации.
  - Я ушел по собственной воле! - Сэюму на какой-то миг показалось, что голос изменился.
  - Униженным и разбитым? - Вопрос Сэюма заставил Маску замолчать и Сэюм решил, что ему наконец-то удалось овладеть инициативой.
  - Иногда победа выглядит поражением. Тебе ли не знать об этом, актер! - и Маска так торжествующе взглянула на Сэюма, что Сэюм невольно поморщился... - Однако он снова взял себя в руки и сказал:
  - Не будем пререкаться по пустякам. Зачем ты пришел?
  - Ты очень быстр, актер, - голос Маски опять приобрел характерные властные интонации. Не торопись!
  - Мне приходится играть очень много ролей. И, в отличие от тебя, у меня не так много времени.
  - Ты прав. Я забыл, что в моем распоряжении целая вечность. Перехожу к своим предложениям. Итак, первое предложение. Мы вступаем с тобой в актерский поединок. Ты сам меня вызвал, поэтому условия поединка буду определять я, ибо таковы правила любой благородной игры. А, чтобы ты не ушел на территорию твоей собственной морали, сославшись на свободу воли, я ввожу первое правило - поединок состоится в любом случае, ибо спектакль уже начался. Взгляни в зал - и ты сам в этом убедишься!
  
  
* * *
  
  ...Сэюм посмотрел и без всякого удивления увидел, что занавес уже поднят. Он не видел лиц, но своим обострившимся за многие годы работы на сцене чутьем понял - зрители здесь и они ждут его новой реплики. Он вспомнил свою единственную детскую драку с умершим Хозяйским сыном, за которую был жестоко выпорот, и сказал тихо, очень тихо:
  - Тому ли, кто играет с правилами говорить о правилах театральных поединков?
  - Я достаточно силен, чтобы их установить, и достаточно силен, чтобы их разрушить. Если ты откажешься сражаться, твои маски перестанут существовать, а с ними исчезнешь и ты - актер, претворяющийся художником.
  
  
* * *
  
  ...Сэюм понял, что судьбы уже не избежать. Палица Мельпомены обрушилась на его голову всей своей извечной тяжестью. Однако он сделал последнюю попытку отбиться и сказал, как можно увереннее и резче:
  - Сущность актерства - не только в маске. Если ты по-прежнему думаешь, что мир определяет художник, ты крупно ошибаешься. С годами я понял, что гораздо важнее факт, кто именно носит маску.
  - Именно поэтому, у меня к тебе новое предложение - победитель нашего поединка станет хозяином судьбы проигравшего. Он может сделать с ним все, что угодно. Например, превратить в маску его самого. - Маска улыбалась уже откровенно издевательски.
  - А, если я откажусь? - Сэюм сказал эти слова просто так - в душе он уже знал ответ. Он знал, что поражение близко... - потому что Маска загнала его в угол, который в просторечии называется пятым - единственный угол из всех, из которого нет выхода.
  
  ...Именно поэтому он просто ждал ее слов, ждал - они пришли...
  - Тогда я уничтожу твоих зрителей... - неотразимый "Мастер Теней"!
  
  
* * *
  
  ...Услышав это, Сэюм понял, что все кончилось... - потому что все что можно - уже давно им было проиграно...
  
  
СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА - В РАЗРУШЕНИИ
  
______________
  
  ...Сэюм был актер. Единственное оружие, которое ему доводилось держать в руках, были деревянные мечи сыгранных ими героев - ибо лучше всего Сэюму удавались именно роли героев. В тот день, когда он сыграл самих Светоносных Диктаторов на глазах изумленной свиты, Сэюм стал "Мияги" - Величайшим Мастером Теней.
  
  
* * *
  
  ...Это имя дал ему Старший из Братьев-Диктаторов - высокий полноватый мужчина с начинающим лысеть лбом. "Ты достоин заменить Любого из Нас там, где нужно высокомерие" - так сказал ему Старший из Братьев в тот момент, когда Сэюм, сняв маску, стоял перед сотнями пораженных, одетых в парчу зрителей, не знающих куда девать глаза - ибо то, что они видели было так унизительно ясно, что любой - даже самый последний дурак - понял - время Братьев не вечно - оно проходит... - и скоро растворится в забвении...
  
  
* * *
  
  ...Это понял и Старший Брат (Младший был, как всегда пьян и плохо соображал, что происходит)... - но Старший Брат был воистину велик, и потому сказал то, что менее всего ожидали услышать от Него Его верные, заплывшие жиром от страха придворные... - ибо слова Его были подобны тем, что говорил Его Предшественник в те годы, когда собирал на окраинах мира своих первых верных сторонников...
  
  
* * *
  
  -...Бросив свою тень на Нас, ты отразил Наше величие так, что в глазах людей Оно выросло, как минимум, вдвое. - Он говорил громко, как всегда говорил на людях. - Посему, Сэюм, ты достоин носить звание "Мияги". - Светоносный сделал знак Сэюму подойти ближе.
  
  
* * *
  
  ...Когда Сэюм подошел, Светоносный подал ему свою руку, чем поразил своих придворных еще более - ибо Сэюм был первым, кому Старший из Диктаторов подал руку для рукопожатия (Младший подавал ее всем, кому ни попадя). И когда их руки соединились, Диктатор сжал руку Сэюма так, что тот вскрикнул от боли, и сказал многозначительно: "Я - воин и отражаю реальные удары, а ты - зеркало, которое отражает Меня и их. Не заносись высоко, актер, ты - всего лишь мастер отраженного Света. Запомни Мои слова, крепко запомни!" - и Диктатор сжал руку Сэюма еще сильнее. После этого Он развернулся, кивнул охранникам, чтобы они подняли бесчувственное тело Младшего, и покинул театр. Больше Он не пришел в него никогда и на следующий день издал указ, запрещающий подражание людям под страхом смертной казни.
  
  
СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ - В НАКАЗАНИИ
  
______________
  
  ...Когда рука Сэюма зажила (до конца жизни ему так и не удалось окончательно распрямить свои пальцы), он снова начал рисовать. Мастерство его оказалось невостребованным, и ему пришлось искать себе новое занятие в жизни. Старые друзья устроили его в переплетную мастерскую, где ему пришлось расписывать обложки любовных романов - но Сэюм работал охотно, потому что работа была нетрудная и оставляла много времени для рисования... - а времени ему требовалось много, ибо он начал осваивать новое, непривычное для себя дело - Сэюм начал учиться рисовать морды животных.
  
  ...Когда он нарисовал осла, ослиная сущность исчезла - глазами животного на него смотрел Беккет - его сосед по работе, отличающийся ослиным упрямством... - и тогда Сэюм понял - дело сделано, и он снова может выходить на любые подмостки. Он взял на работе расчет и отправился в свой старый театр.
  
  
СУЩНОСТЬ ПРАВОТЫ - В НЕЙ САМОЙ
  
______________
  
  ...Успех превзошел все ожидания. На животных Сэюма приезжали полюбоваться издалека - даже лютые враги мирились в надежде получить билет или контрамарку... - но билеты и контрамарки были так редки, что примирение заканчивалось, так по-настоящему и не случившись.
  
  
* * *
  
  ...Цензура была в ярости - придраться было не к чему, ибо на сцене театра Сэюма плясали только животные... - но животные, которые вели себя так откровенно вызывающе, что любой - даже самый последний дурак! - понимал, что хочет сказать им Сэюм.
  
  
* * *
  
  ...Самые ретивые из цензоров слали обращения во Дворец, прося пресечь безобразие, но ответа на свои запросы не получали - ибо Светоносные (вернее Старший из Братьев - Младший ходил на все спектакли Сэюма и смеялся на них громче всех) не могли прилюдно признать, что Их Мир подобен Животному Миру Сэюма - особенно такому, какой изображался в его театре (а, может быть, Они [Он] не признавались Себе в этом и наедине).
  
  ...В любом случае спектакли Сэюма продолжались и пользовались бешеным успехом. Казалось, что зрители заражались бешенством от тех масок, что напяливал на себя Сэюм - именно напяливал, потому что маски его животных были ему самому на редкость отвратительны... - Но он заставлял себя их одевать, "ибо актер должен играть ту роль, которую он получил" - так всегда говорил Сэюму Хозяин, и Сэюм хорошо усвоил этот вбитый ему в детстве урок.
  
  ...Поэтому он преодолевал свое отвращение, выходил на сцену и играл - и так продолжалось семь лет.
  
  
СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА - В ПРЕОДОЛЕНИИ
  
______________
  
  ...А Маска меж тем говорила:
  - Ты прекрасно знаешь, что никто из рожденных женщиной, не одолеет меня в подобном бою! Твои краски - дерьмо! Ты выбрал не то оружие, актер!
  
  ...Сэюм промолчал. Он начал лихорадочно работать, надеясь, что дрожащие руки не подведут его в самый неподходящий момент. Взяв в руки палитру, он развел краску и начал процесс новой росписи.
  
  
* * *
  
  ...Маска, молча, наблюдала за его работой. Когда Сэюм одним мазком выплеснул на нее сразу всю получившуюся в его палитре краску, она снова заговорила:
  - Ха-ха-ха! Тобой допущена роковая ошибка! Если ты претендуешь на всеобщность, то знаешь неизбежность оплаты по чужим счетам. Если нет - твоя работа не стоит ни гроша, и хозяин положения - Я!
  
  ...Сэюм ничего не ответил. Маска злобно хихикнула и удовлетворенно заявила:
  - Работая над образом зла, ты извел все свои краски - у тебя больше нечем рисовать!
  
  
* * *
  
  ...Маска была права - краски у Сэюма кончились...
  
  
* * *
  
  ...Но силы у него еще остались - поэтому он взял нож, которым счищал лишний воск и сказал:
   - Настоящий художник всегда найдет, чем рисовать!
  
  ...Сказав это, Сэюм полоснул по запястью ножом, выдавил первую порцию крови на кисть, перетянул руку ремнем и приступил к своей последней работе.
  
  
* * *
  
  ...Он работал лихорадочно, ибо чувствовал, как быстро уходят его силы. Взрезанная рука онемела, но Сэюм не обращал на нее внимания - он торопился воплотить в маске свой последний замысел...
  
  
* * *
  
  ...Наблюдающая за ним Маска менялась на глазах. Пресловутый лик Архангела, лик существа, которое побывало на небесах, покрывался белизною - особой белизною мучнисто-пятнистой проказы. Этот новый лик был настолько одутловат и неправдоподобен, что казался застывшей маской. Брови исчезли, нижнее веко правого глаза отвисло на старчески дряблую щеку, тяжелая бугорчатая гроздь изъела губы, нос был нечеловечески разбухший и приплюснутый, как у льва...
  - Кого ты рисуешь - Бога? Бог давным-давно умер - ты знаешь об этом лучше меня!
  
  
* * *
  
  ...Маска знала, куда бить, Она видела Сэюма насквозь... - но она не знала, что Сэюм был подготовлен к ответу.
  - Бог живет в творении... моя кисть творит. - Реплика далась Сэюму с трудом, потому что кровь на его кисти засохла, и он вынужден вновь вскрыть себе запястье.
  - У тебя ничего не получится. Ты старый и слабый и изойдешь кровью раньше, чем докончишь эту работу!
  
  ...Сэюм не ответил - он начал беречь силы.
  
  
* * *
  
  ...Шум в зале усилился, но Сэюм не обратил на него внимания. Своим обострившимся боковым зрением он увидел, что театр переполнен звериными мордами чертей - странная насмешка над тем, кто любил так смеяться над зрителями.
  
  - ...ТЫ - ВСЕ РАВНО - НЕ УСПЕЕШЬ - ЕЕ - НАДЕТЬ! - Маска визжала, захлебываясь словами, но Сэюм перестал обращать на ее вопли внимание. Кисть его работала все быстрее и быстрее, и сквозь обступающий его сознание туман Сэюму чудилось, что в его руке порхают маленькие разноцветные бабочки. Он вспомнил раннее детство и улыбнулся - ребенком он принял бабочек за волшебные летающие цветы... - и первое, что он нарисовал на афише взятыми у умершего Сэма красками, была прекрасная разноцветная бабочка...
  
  
* * *
  
  - ...СПИ - ИДИОТ! - то были последние слова, которые Сэюм услышал перед тем, как окончательно провалиться в туман, похожий на тот, что являлся к нему во сне на протяжении пятидесяти лет его сознательной жизни.
  
  
* * *
  
  ...Сон подступал все ближе. Это был черный сон без сновидений. Он застилал Сэюму глаза, уши, Сэюм перестал слышать и почти не различал своей кисти, но он работал и работал, ибо "сущность мастерства - в дерзании" (или в покорности? - он уже плохо помнил...), "сущность правоты - в ней самой" (так, по крайней мере, ему когда-то казалось...), а сущность добра... - тут он понял, что работа его завершена и он может отложить свою кисть в сторону...
  
  ...И, поняв это, Сэюм потянулся, вздохнул и закрыл глаза. Железный занавес опустился. Он выиграл.
  
  
СУЩНОСТЬ ПОБЕДЫ ЗНАЕТ ЛИШЬ ПРОИГРАВШИЙ
  
______________
  
  ...Когда ученики пришли в последний раз его проведать, они поразились совершенству достигнутого им мастерства - лицо Сэюма было покрыто восковой маской, на которой не было теней, потому что Сэюм Мияги, "Непобедимый Мастер Теней" превзошел человеческую природу...
  
  
* * *
  
  ...В созданной им маске смерти Сэюм обрел, что искал все эти долгие-долгие годы, ибо (как процитировал древнее изречение один из учеников):
  
  
СУЩНОСТЬ ДОБРА - НЕВЫРАЗИМА
  
______________
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"