В 2015 году в ростовском издательстве "Феникс" вышла третья книга Виктора Медведева. Она называется "Новые игры для ума: развиваем логику нестандартно" (1). Ниже представлен краткий информационный обзор ее содержания.
* * *
Книга "Новые игры для ума" рассказывает о новых настольных логических играх, придуманных В. Медведевым. Фактически она является самоучителем по данным играм: в ней имеются не только описания правил новых игр, но и многочисленные иллюстрации с наглядными пояснениями правил, ориентированные на широкий круг заинтересованных читателей.
* * *
Особенно стоит подчеркнуть следующую уникальную особенность книги: ее читатели получают возможность не только играть в различные настольные игры, описанные в книге, но и создавать собственные варианты данных игр на основе предлагаемых автором изобретательских решений.
* * *
Структурно книга состоит из четырнадцати глав и описывает три самостоятельных типа настольных игр. Объединяет их то, что все они основаны на так называемом "принципе играющего поля" (когда суть игры определяют преимущественно свойства игрового поля).
* * *
Первая глава "От автора" выступает вместо краткого введения. В этой небольшой главе раскрыта роль настольных логических игр в современном мире, обосновывается их полезность для тренировки человеческого интеллекта.
* * *
Вторая глава книги посвящена семейству "машечных игр" ("машек"). Название "машки" - сокращение русского словосочетания "магические шашки". Машки относятся к категории шашечных игр: их отличительная особенность - игровые свойства фишки зависят не от нее самой, а от свойств игрового поля, которое она занимает. Во второй главе книги представлены три игры данного типа - "машки", "машечные поддавки" и "машечные уголки".
* * *
Третья глава книги посвящена семейству "матовых игр" ("матов"). Название "маты" - сокращение русского словосочетания "магические шахматы". Маты относятся к категории шахматных игр: как и в машках, их отличительная особенность - в том, что игровые свойства фишки зависят не от нее самой, а от свойств игрового поля, которое она занимает. В третьей главе книги представлены четыре игры данного типа - "классические маты", "матовые поддавки", "матовые уголки" и "сказочные маты".
* * *
Все последующие главы книги посвящены т. н. "векторным играм". Векторные игры - это новый тип настольных логических игр, основанный на принципе борьбы за игровое пространство. Борьба за пространство ведется с помощью специальных игровых карточек с векторами, которые указывают направление ходов.
В четвертой главе рассказывается об уникальных особенностях векторных игр и о необходимом игровом инвентаре (различных видах карточек, досках и игровых фишках). Дается совет, как проще изучить данные игры (по принципу "от простого - к сложному" ).
Пятая глава посвящена т. н. "детским векторным играм". Все игры данного семейства основываются на факторе случайности, не требуют серьезных интеллектуальных размышлений, доступны и понятны маленьким детям, поэтому и называются детскими. В главе представлены четыре игры данного типа - "двухсторонние детские векторы", "односторонние детские векторы", "смешанная игра" и "детский пасьянс".
Шестая глава рассматривает т. н. "взрослые" игры с использованием векторных карточек, для которых не требуется создания специального игрового поля. Описаны правила четырех игр данного типа: это "двухсторонние векторы", "односторонние векторы", "разнонаправленные векторы" и "безбонусные векторы".
В седьмой главе рассмотрены разнообразные "векторные гандикапы". Гандикапом называется такая игра, в которой один из игроков заранее получает определенное преимущество. В книге описываются три вида таких гандикапов - "простой векторный гандикап", "сложный векторный гандикап", "односторонние векторы против двухсторонних", а также "командная" и "одиночная" игра - способы играть в векторы командой и в одиночку.
Восьмая глава посвящена векторным играм на специальной векторной доске (При определенных условиях в качестве таковой могут быть использованы стандартные шашечная и шахматная доски). Рассматриваются пять таких игр - "полевые векторы", самостоятельный вариант "одиночной" игры, "полевые безбонусные векторы", "векторные линии" и "векторная цепь".
Девятая глава посвящена векторным играм на поле свободной геометрической формы. В ней говорится о возможных вариантах подобного игрового поля и рассматривается одна такая игра - "полевые векторы с запретом ходов на крайних игровых полях".
* * *
Оставшиеся пять глав посвящены векторным играм с использованием игровых фишек. Векторные карточки позволяют получить не только новые разновидности старых настольных логических игр с фишками, но и новые игры нестандартного типа. Так, в десятой главе книги рассматривается одна такая новая игра - "векторашки".
Одиннадцатая глава книги посвящена векторным шашкам. В ней описаны правила шести шашечных игр на векторном поле: описываются "двунаправленные векторные шашки", "русские векторные шашки", "турецкие векторные шашки", "геодезические шашки", "головинские шашки", и "однонаправленные векторные шашки".
В двенадцатой главе описываются семь разновидностей векторных шахмат. Описываются "однонаправленные векторные шахматы", "двунаправленные векторные шахматы", "векторные шахматы с дополнительными карточками", "русские векторные шахматы", "турецкие векторные шахматы", "векторные шахматы с несколькими королевскими шашками", "векторные шахматы с дамками".
В тринадцатой главе описываются правила векторных игр шашечного типа. Читатели узнают, как играть в такие игры, как "векторное реверси", "векторное рэндзю", "векторная пента", "японская векторная пента" и "векторное го".
В последней - четырнадцатой главе описываются правила векторных игр с измененной игровой целью. Изменение игровой цели на обратную порождает многочисленные варианты векторных поддавков. В данной главе рассматриваются: "детские векторные поддавки", "односторонние, двухсторонние и смешанные векторные поддавки", "безбонусные векторные поддавки", "полевые векторные поддавки", "чужие линии", "порванная цепь", "векторашки-поддавки", "векторно-шашечные поддавки", "векторные шахматы-поддавки", "векторное антиреверси по правилам поддавков", "векторное антирэндзю", "векторная антипента", "японская векторная антипента", "векторное го по правилам поддавков".