Без интриги, но с тайной выбора времён мужских и женских (персонажи).
Ни о чём, но с исторической глубиной.
Текст в 18 000 знаков напоминает излишне затянутый зачин. Зачин, который так и не рождает сюжета.
Хочется спросить автора:
- Рассказ получился таким, каким вы его видели? Вы справились? Если да, то какова идея? Не "уплыл" ли текст к далёким берегам, не для каждого различимым в пелене образов и "ошипяток"?
Ошипятки:
Вот() что вижу я, когда пытаюсь заснуть.
Вот() что я слышу постоянно.
Просто иногда нам снятся очень похожие сны. Бормотание во вне... (? во сне)
Конечно, его запустил ты , но... - лишний пробел
- Тебе(,) значит(,) можно, а мне (-) нет? - лукаво улыбается Двенадцатый.
- Однажды ты заснёшь, и я узнаю, - он задумчиво накручивает прядь волос на палец, затем резко разворачивается, - Ну, скажи. (или точка, или "ну" с мал. буквы)
Тогда у меня ещё был голос(,) и я...
Бескрайняя (в)селенная. - с большой буквы
Бесконечные лабиринты(,) ведущие...
Возник за спиной() как тень.
Сомнений больше осталось. - (возможно, пропущено "не")
На последок... - слитно
На последок Восемнадцатый плюёт на меня() и(,) разворачиваясь, уходит.
...бес-конечные... - ?
...под-держал... - ?
...чело-века... - ?
...не может закончит(ь)ся победой...
Ты еще (не) знакома с остальными.
Вот(,) возьми, - вытаскиваю...
Правда(,) вкусно.
Не могу избавит(ь)ся...
Ту, которую готов поставить рядом с собой и сказать мы... - ("мы")
Но знак войны (-) особый случай.
До сих по(р) чувствую прикосновение...
Главное (-) оказаться на свободе.
Это(т) мир лучше, чем можно...
Пистолет марки (Б)раунинг. - с мал. буквы
Ничего не случит()ся...
Беспомощный(,) наблюдаю, как машина...
...па-дают... - ?
Не знаю(,) надолго...
Но это не важно... - лучше слитно
Когда маятник снова опустится на землю(,) люди будут...
Ещё:
Да и те недолго пребывают в иллюзорном предубеждении... - избыточное выражение
Хочет первым сообщить остальным новость... - коряво
Принцип спешно убегает, пряча в кармане пузырек с цианистым калием... - рекомендую построить предложение так: И спешно убегает Принцип, пряча в...
Это(т) мир лучше, чем можно было бы представить, но люди не оценили этого.
Я поднял голову (на) звёздное небо... - (? к звёздному небу)
Отдельно:
- Только я решаю, что в этом мире должно происходить! Понял меня? - кричу прямо в лицо террориста, но он проходит сквозь меня. - Остановись!
Гаврило на секунду замирает. Оглядывается по сторонам, но затем как ни в чем ни бывало продолжает движение в сторону гастронома Морица Шиллера. Открывает дверь и встает в очередь за сэндвичем. Утро было тяжелым. Поспать получилось только около часа или того меньше. Перед самым рассветом. А от еды Принципа выворачивало.
- Переход фокала от Четырнадцатого к Принципу.
И ещё:Шакал Табаки @ Ск-2: Четырнадцатый 18k - почему Ск-2:?
Итог:
Рассказ имеет право на жизнь, но авторская реализация поспешная, спустя рукава
Пластун Пожиратель душ 9k
Начну с определений:
Фабула - изложение фактов и событий в их естественной временнОй последовательности.
Сюжет - изложение фактов и событий автором в избранной им последовательности и причинно-следственных связях.
Часто под первым понимают второе, и наоборот.
Фабула и сюжет - два самых запутанных места в мировой литературе)))
Как я их понимаю?
Пример: мне звонит (пишет) коллега графоман:
- Есть такая задумка... и рассказывает, "о чем" будет вещь - это, по моему, фабула.
Чуть позже он выдаёт "эпизодник" - по моему, это есть сюжет.
О чём я?
Зачин:
Поручик Васнецов тоскливо вздохнул. Как чудно было в салоне мадам Жужу!
Сразу вопрос автору:
Где в это время находится поручик Васнецов?
Не буду приводить полное вступление рассказа, но, как мне кажется, - тут явное нарушение временной последовательности (или логики) сюжета)))
Если герой вздыхает по французским ароматам в противогазе, то он, простите, - надышался. Если вздыхает в окопах, то почему вдруг "скитается" в облаке горчично-крапивного газа? Рубит клинком врага и переживает о "тончайших фельдиперсовых чулках"?
Рекомендую автору ещё раз перечитать вступление своего рассказа.
Зачем понадобился "салон мадам Жужу", я догадываюсь - для контраста. Но не получилось! Вступление оторвано от общей композиции и воспринимается лишним или, как минимум, громоздким.
Совет:
Подайте вступление (про Жужу) от автора. А в переходе на реалии войны (в окопах) подайте, но коротко, вздохи поручика Васнецова. Или привяжите его вздох к чему-то конкретному, к яркой детали. Например: "Эх, крошка Жизель - шампань на шёлковом белье!" - в нагане поручика Васнецова осталось полобоймы.
Далее:
Идея присутствует - но, не нова.
Подбор материала поверхностный. Я не обнаружил примеров использования цеппелинов (аэростатов?) для химического бомбометания."Крапивный" газ - это фосген или хлор?
Или всё проще - это стимпанк?
Характер и портрет героя отсутствуют.
Описание места действия минимально.
Финал слит. Рассказ превращается в байку. Герой умер - мир не заметил.
Намёк на бред Васнецова ставит под сомнение всю фантастичность сюжета. Зачем?
Остаются без ответа вопросы: какова избирательность "пожирателя"? его мотивация?
Художественное исполнение:
Уже не имело значение...
Не исключено что отравляющие...
Спустя некоторое время...
Отчасти в этом был...
Кроме того, от первоначального количества солдат...
Но по мере того, как...
И в этот момент, словно...
В это время, откуда-то...
По-видимому, им...
Во всяком случае... - попробуйте начать предложения иным образом. Ведь поиск слова - это интересно.
Ошипятки:
...из высоких патриотических чувств() отдавались...
... сражающимся солдатам() было все равно, убьет их свой яд() или яд...
Не исключено(,) что...
...свойства этой жуткой микстуры... - микстура жидкость, газ не может быть микстурой
...или(,) напротив, ее компоненты...
...противогазы() продолжали исправно...
...количества солдат(,) вступивших в ожесточенный бой, с той и другой стороны() едва ли() осталось...
...словно потерянные души() бродили солдаты...
Их() более слабые духом() товарищи от безысходности() добровольно избавляли себя от бесконечного...
Но по мере того() как надежда истаивала...
...ядовитого газа(,) отнюдь не действовало успокоительно на его нервы. Поручик уже давно не разбирал(,) где лево, а где...
...как и он(,) в противогазы...
Уйдя в сторону() от промелькнувшего...
...вверх ударила стру(ю) - "я"
Прямо перед ним() из плотного...
...раздвоенный, словно у змеи(,) язык.
...ядовитый газ() каким-то образом...
В это время() откуда-то...
...к стволу которой был() примкнут штык...
Секундой позже() фельдфебель...
Поручик() с фельдфебелем(,) тяжело дыша, тревожно...
Сами того не замечая(,) они стояли...
...нет дела до того(,) кто из них...
Все они для нее равны, ибо(,) все они уже побеждены ею. И те, кто уже пали на бранном поле(,) и те, кто еще живы.
...поручик() с фельдфебелем(,) поддерживая друг...
...для того(,) чтобы остановить...
Но это отнюдь не спасло их, потому() что к тому времени...
Поручика же() спустя время() подобрала...
...в горячечном бреду() все пытался рассказать...
...а лишь этой() злобной ненасытной...
Ещё:
В лабиринте мертвых черных древесных стволов... - явный перебор прилагательных
...в едких облаках ядовитого газа... - в данном случае воспринимаются синонимами
...появились двое немцев, облаченных, как и он в противогазы... - а почему не одетых в противогазы?
Расстреляв наган в одного из них, Васнецов швырнул его во второго немца и взмахнул саблей... - швырнул первого немца во второго?
...он с оттяжкой рубанул противника клинком... - с оттяжкой рубят на себя, обычно малоподвижный объект, иначе опасно. в бою надёжней рубануть со всего маха.
Утратив свое инкогнито, Пожиратель... - применительно, когда речь идёт об имени
...сотканное из рыже-фиолетовых волн клубящегося газа... - так волны или клубы?
Лирическое отступление:
Создавая героя, не бросайте его на произвол (он вряд ли выплывет без спасательного круга): создайте его портрет, характер, привычки. Даже если это рассказ в 9 000 знаков. Возможно, героя спасёт (для читателя) какая-либо мелкая деталь (манера говорить; пуговица под языком; шрам на лице и пр. пр.) Представляйте его окружение (тогда мысли ГГ не повиснут во времени и пространстве).
И, конечно же, невероятное множество вариантов изложения:
От первого лица, от третьего, от автора
В настоящем, в прошедшем
С инверсией и без (пример салона мадам Жужу)
С десятком возможных композиций (точечная, шарнирная, детективная и т. п.)
С бесконечными рядами портретов персонажей
С десятком художественных стилей (ироничный; сухой; метафоричный; сентиментальный; романтичный... и т.д.)
Ну и, естественно, не забудем... неповторимый личный стиль (интонация, ритм, фонетика и пр.)
Возможностей тьма.
Замешивайте, автор, замешивайте!
Всё просто:
1. Идея
2. Отбор материала
3. Создание композиции
4. Художественное изложение
И всё гораздо сложнее.
Удачи!
пс
первый из участников, кто найдёт в этой рецензии (N2 п/п) допущенный мной ляп (фактическая ошибка - в теме конкурса) - получит + балл от меня к своему конкурсному рассказу.
без обмана
Гутарин Ц. @ск-3: Господин учитель 27k
Зачин - эмоциональная фраза и динамичное действие. Отлично.
Переход от вступления к основной части выполнен грамотно.
Композиция прямоточная - в малом объёме произведения наиболее выгодная, как мне представляется.
Из мелких деталей выстраивается мир - неплохо. Мир понятен.
Художественное исполнение - выше среднего.
Ассоциации и контрасты.
Персонажи живы. Но, не хватает, по моему, деталей и портретов.
ГГ - человек битый, неглупый, изворотливый, но слабый. В новом качестве (сытом) неожиданно честный, остро чувствующий несправедливость мира. Не победитель. Читать о его вялых и безуспешных попытках (вторая половина текста) что-то изменить - скучно! Герой сыт, одет, имеет кров и работу. Я переживал за него "до", после - нет. Почему?
Автор не создаёт для героя непреодолимых сложностей и опасностей, даже сам выбор, который герой должен сделать, какой-то вялый, флегматичный, совершённый "на сытый желудок". А почему бы не подтолкнуть героя к смертельной опасности кровавого выбора между жизнью и смертью, своей или чужой? Почему господин учитель не душит на заднем дворе Витю Вятичева?
Ради мира, ради процветания. Почему у ГГ нет союзников и предателей? Почему Светка до сих пор не любовница? Почему Директор не повержен героем? Почему Учитель не Директор? Почему Учитель не новый лидер?
Зачем этот мир?
Возможно, 27 000 знаков всего лишь кусок (глава) чего-то большего. А ГГ вовсе не ГГ.
Тема конкурса в "Господине учителе" условна. Первая война в новом мире, естественно, мировая. Уверен, что к некой "заготовке" автор удачно (бесспорно) "прикрутил" финал. Вот только финал, по большому счёту, слил. Открытый, но пустой.
Прослеживается образ автора, его мировоззрение - он не на стороне ГГ. Автор - наблюдатель, осознающий всю хрупкость мира, сохраняющий нейтралитет, согласный с безысходностью им же придуманного постапа.
Эх, разбавить бы постап стимпанком (steampunk) или клокпанком (clockpunk), или, на худой конец, жестьпанком (plumbumpunk)...
Ошипятки:
Я понятия не имел(,) кто эти...
...удачу и далее(,) и прочее...
Такие(,) как я(,) или становятся батраками у крестьян(,) или идут...
Пока у человека есть голова() и есть руки...
Но(,) с другой стороны...
О() нет, забудьте...
Знаете(,) что это...
- Вот это? А() я подумала...
- А живете где? Здесь? - возможно(,) мой вопрос прозвучал двусмысленно...
- Тебе какая разница(,) с кем я живу?
- Я просто хотел узнать(,) где вы меня...
- Вы что здесь, на болоте(,) совсем ничего...
Наделы маленьких семьи - (ей)
Бричку - а в действительности(,) телегу(,) - на которой я...
Затем в подсохший ил садили просо... - "сажали"
Я сделал все(,) для того, чтобы...
...к дому Павловых - огроменной-высоченной нелепой постройке, по сути(,) амбару, с жилыми...
...я разговаривал со страшим сыном... - "старшим"
- А ты(,) мил человек... Ты знай(,) с кем...
Мы(,) знаешь, какой...
...видишь(,) какие дюжие...
Иванов(,) стоявший рядом...
...а из чьей муки они сделаны(,) знаете? - ??? пр. речь
- А ну(,) выпускайте...
Я обернулся назад(,) только когда мы...
Пьяным() уже, спотыкающимся голосом...
...дайте() всем миром ему надел... - ??? пр. речь
...подговорил мелких объединиться() в один участок... - ??? пр. речь
Именно им пришла в голову остроумная идея воплотить в жизни... - "в жизнь"