mek : другие произведения.

Много уж их нынче развелось

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:





Много уж их нынче развелось

Собственно говоря, их всегда было полным-полно. Как бы я хотел жить на необитаемом острове, где нет ни одного зеркала, ни одного взбесившегося отражения, желающего во что бы то ни стало изменить своей природе, а тебя, наоборот, низвести до своего состояния.

Вот, например, один из множества случаев - иду я по улице, и прёт одно такое прямо на меня. Сворачивать с пути не пытается. Да и чего ему сворачивать? Это же отражение... Посмотрим, однако, что будет дальше, когда мы сблизимся, подойдя вплотную к зеркальной поверхности. Там должны начаться нюансы, допускаемые квантовой механикой, - отклонения от точной зеркальности.

Так я и знал (всё-таки опыт борьбы с ними у меня немалый): в момент сближения, когда наши протянутые вперёд руки должны были столкнуться со стеклом, он хватает меня за кисть и пытается подвинуть вправо. Мол, обходи меня с этой стороны.

Чего я больше всего не терплю - так это бесцеремонности. Мне, например, просто противно, когда меня вот так ни с того ни с сего хватают за руку. Особенно если хватает нечто неживое, почти нереальное, бррр... Я брезгливый, неужели трудно понять? Впрочем, для тебя трудно, ты же всего лишь отражение... Размышление и понимание не входят в круг твоих возможностей.

Нет уж, свою волю ты мне не навяжешь. Я вырываю свою руку и - практически зеркально, так что со стороны ничего и не заподозришь - перехватываю его кисть таким же жестом, каким он хватал меня. Правда, это так же противно, но сейчас мне уже не до брезгливости. Теперь я направляю его в ту самую сторону, куда он подталкивал меня. Сопротивляешься? Ну-ну, усилим нажим. Время работает на меня - а ведь всё это происходит очень быстро, мы только замедляем ход, даже не успевая остановиться до конца.

Не хочешь топтаться посреди тротуара, не хочешь привлечь к себе другие отражения - уступай. Не нравится, когда тобой руководят? А мне что, должно нравиться? Можешь возмущённо бурчать что-то себе под нос, это тебя уже не спасёт. Ты покорно обходишь меня с указанной стороны, и тебя уносит в толпу, в твоё зазеркалье.

Само собой, для того, чтобы выходить победителем из таких стычек, мне самому приходится вести себя похоже на отражение. Она как-то даже так и сказала - мол ты ничего, кроме отражения, из себя не представляешь. Ну, с этим мы поспорим. Разумеется, не вслух - ведь если я позволю себе что-либо подобное, то действительно низведу себя до её уровня.

Сами посудите, надо ли было бы мне зеркально копировать жесты противника, если бы я имел дело с простым и честным отражением? Да ни в коем случае, ведь оно само гарантировало бы точное повторение моих движений. Но таких в наше время остаётся всё меньше и меньше. Большинство же явно свихнулось, и всё время норовит вырваться из-за предписанной им природой плоскости в моё пространство. Последствия этого могут быть весьма печальными - для меня, разумеется.

Шёл я вот так как-то по улице, а там какой-то мужик стоит, уголовный типаж такой, сейчас много подобных развелось, а раньше их только в кино и можно было увидеть. Оттуда, небось, они и повылазили. Поравнялся я с ним, иду, дела мне нет до него, а он пальцовку свою выставляет и в мою сторону двумя руками выпад делает. И что-то еще неразборчивое орёт, "Гы!" или там похожее.

Это у них называется "фраера на понт брать". Ну, если я и фраер, то мутный, и себя в обиду не дам. Ты мне "Гы!", и я тебе "Гы!". С такой же распальцовкой, с той же мордой. Ну всё, успокоился, уркаганская твоя рожа? Лыбишься довольно? И я тебе улыбнусь, и не менее нагло. Разошлись. Слава богу, на этот раз я без потерь.

А если не заботиться о зеркальном соответствии, то потерь уже не избежишь. Попробуй-ка выйти на боксёрский ринг и не отражать действий соперника! Как ты думаешь, долго продержишься? Не дальше ближайшего нокаута, а он при таком попустительстве не за горами.

Кстати, раз уж я вспомнил о боксе. Был у меня знакомый, занимался боксом. А мы тогда все носились с теорией Лефевра. Сейчас про неё мало кто помнит. В общем, это попытка математического описания рефлексивных рассуждений. Мы его и спросили, мол, не основан ли бокс на рефлексии. Наш пан спортсмен оживился и радостно отреагировал: "Как же, разумеется, весь бокс построен на рефлексах! Рефлексы должны быть быстрыми, в этом всё и дело!"

Разницу между рефлексией и рефлексами мы уж не стали ему объяснять. А про себя я подумал, что вряд ли он в этом своём спорте дойдёт до хотя бы мало-мальски приличного разряда. Всё, на что он способен - уломать какого-нибудь похожего на меня нетренированного лопуха надеть перчатки, а затем продемонстрировать на нём своё преимущество.

Без рефлексов-то не обойтись, и не только в боксе. Но при прочих равных, когда рефлексы отточены и удар отработан, наверняка тот, кто умеет мысленно ставить себя на место противника, рассуждать за него и разгадывать его замыслы, получит преимущество в поединке.

С другой стороны, разумеется, рефлексия рефлексией, рассуждения рассуждениями, а если простейшие рефлексы у тебя не срабатывают, если ты упускаешь моменты, в которые необходимо обязательно отразить действие соперника, то непременно будешь бит, будь ты хоть ста пядей во лбу. Это я не только про бокс.

Так что, конечно, я могу смолчать в ответ на её беспочвенные утверждения, но кое-когда полезней было бы и ответить.

Всем печально известный кризис подкосил в своё время и меня. Я потерял работу - точнее, работа-то оставалась, вот только платить за неё перестали. И на некоторое время моё дражайшее отражение стало "кормильцем". На самом деле это не совсем точно, ведь я ухитрялся находить всякие разовые заработки, и уж на жратву-то себе зарабатывал. Однако в первый раз за всё время материальный перевес оказался на её стороне.

Я понимаю, можно быть недовольной тем фактом, что мы разом обеднели. Это если рассматривать происшедшее как общую беду. Её же почему-то возмущал именно тот факт, что я приношу меньше её. "Какой же ты мужик?! Да чем такой, лучше бы был водопроводчик!"

На что ей сдались эти водопроводчики, не знаю. У неё в жизни, похоже, две большие мечты - чтобы мужик был водопроводчиком и чтобы в бархатном костюме ходил. И где она водопроводчиков в бархатных костюмах видела, ума не приложу. Я же ни на одно, ни на другое не способен.

В общем, вела она себя так, как по её мнению должен вести себя "кормилец". Дошло до того, что заорала на меня и кулаком по столу грохнула. Мол, плохо стараюсь новую работу искать. И огород не копаю. Полагаю, что такую экспансивность она потому проявляла, что водопроводчик её мечты именно так бы с нею и поступал.

У меня тогда уже кое-что наклюнулось. Но скажешь заранее, а потом дело не выгорит - попадёшь под ещё более крутой обстрел. В общем, на первый раз я смолчал. Хотя когда сам был "кормильцем", ничего подобного себе не позволял.

Ей, однако, понравилось, и решила она через пару дней повторить развлечение. Да вот тут уж перевес опять на моей стороне оказался. К тому моменту не только вопрос с работой разрешился, но и настоящие денежки в кармане шелестели. Аванс мне выдали.

Ну, я и грохнул в ответ. Отразил, так сказать. И поорал немного. Что вы думаете - тут же успокоилась, и стала как шёлковая. Оказывается, ей того и надо было, чтобы на неё кулаком стучали и орали.

А огород копать больше дураков нема. Да, копали в предыдущем году, массу удовольствия получили. Свежий воздух, физический труд, единение с природой. Но место-то от жилья далеко, присмотреть некому. Ну, картошку мы накопали. На пять кило больше, чем посадили. А морковку и редиску неизвестные доброжелатели за нас и убрали, и унесли, и съели.

Лопата была засунута в чуланчик - есть в нашей тесной квартире такое узкое отделение, вроде шкафа, сразу за входной дверью (так что когда заходишь, она его загораживает). Там разные трубы проходят - стояки горячей, холодной воды, канализация. Вентили там всякие. И прочее имущество, спрятанное с глаз подальше.

Вот так, что называется, на своей шкуре я почуствовал, что - хочешь не хочешь - а хотя бы иногда полезно зеркально повторять действия противоположной стороны. Но это ещё не делает меня отражением.

Нет, это ты, дорогая - моё отражение. Разумеется, оно немного искажено. Кривое, - правда, самую малость, - зеркало уменьшает рост, сокращает лоб, нос и подбородок. Зато шевелюра удлиняется, меняет цвет и курчавится. Уши, наоборот, больше не оттопыриваются. Плечи поуже. На груди любопытные выпуклости, смотреть на которые довольно приятно. В поясе оно тоньше, в бёдрах шире, а между ног вместо внушительной возвышенности столь же внушительный и неудержимо привлекающий мой взгляд провал.

Общее видимое впечатление скорее благоприятное. Мы с ней неплохо сочетаемся в смысле впадин и выпуклостей. Осуществление этого тесного волнообразного отражательного процесса мне доставляет удовольствие. И, признаться, немалое - оно даже побеждает мою неистребимую брезгливость по отношению к этим призрачным созданиям. Так что при этом я позволяю себе очень тесный контакт со своим отражением - разумеется, разделяющая нас плоскость остаётся, хотя мы довольно интенсивно прорываемся сквозь неё друг к другу, я бы даже сказал, друг в друга.

Признай, наконец, что именно для этого-то ты и создана. И не пытайся претендовать на то, для чего ты вовсе не предназначена природой. Ты знаешь разницу между рефлексом и рефлексией? А что это вообще такое, знаешь? А то, что оба эти слова происходят от латинского корня со значением "отражение", тебе известно? Нет, подобные вопросы попросту не могут зародиться в твоей хорошенькой головке. Так кто из нас иллюзия - ты или я?

И дело вовсе не в том, кто точнее повторяет действия противоположной стороны. Но предположим, я принимаю (только условно), что ты права, и я ни на что не способен, кроме того, чтобы зеркально повторять то, что делаешь ты. Тогда чего же ты возмущаешься, когда я хамлю тебе в ответ на твоё хамство, которого ты, надо сказать, просто не замечаешь? Где логика? Нет её, и не может быть у простого оптического явления, коим ты и являешься.

А думаешь, просто всё время быть озабоченным тем, чтобы отражать, если природа тебя вовсе не для этого создала?

В цирке часто представляют такую репризу: белый клоун смотрится в зеркало, а рыжий разбил его и приходится ему самому работать за изображение - копировать всё, что делает белый. Публика хохочет, а мне не до смеха. Вам что показывают? Вам трагедию показывают. Вам объясняют на живом примере, как трудно тому, кто, сам не будучи отражением, вынужден влезать в его шкуру.

Пример ещё раскрывает секреты этого нелёгкого ремесла. Не будешь копировать соперника - проиграешь эту борьбу сразу. Будешь копировать в точности - тоже проигрыш: отражение украло твою свободу, теперь оно делает то, что хочет, а ты стал отражением. Но рыжий ловко пользуется допустимыми отклонениями от зеркальности - скажем, лупит белого по затылку, как только тот отвернётся.

Поэтому рыжий всё-таки побеждает, и такой справедливый финал примиряет меня с представлением. Теперь и я могу со спокойной душой похохотать и поаплодировать. Так им и надо, поганым!

Конечно, особенно сложно. когда ты окружён отражениями со всех сторон. Когда их много, а контролировать-то нужно каждое. Едешь, например, в троллейбусе. Правда, тут упомянутая квантовая механика несколько помогает - степеней свободы мало, разнообразие движений ограничено, и обычно удаётся ограничиться реагированием на одно, максимум два-три особо нахальных отражения.

О, я до тонкостей освоил эти премудрости. Вот оно направляется в твою сторону с явным намерением, - впрочем, какие у них могут быть намерения, - просто с наглой попыткой сделать вид, что отражающая плоскость не про него писана, и что оно может позволить себе пройтись прямо по твоим ногам.

Как легко мне угадать момент, когда зеркальная поверхность приближается ко мне, а значит, отражение мчится на меня с удвоенной скоростью, и приподнять свою ногу как раз тогда, когда на неё должна опуститься ступня обнаглевшего чудовища. Теперь с невинным видом опускаем ногу на место. Ну, кто кому прошёлся по ногам? То-то же! Не зарывайся, знай своё место!

В схватке на краю пропасти Шерлок Холмс победил профессора Мориарти благодаря знанию редкого восточного единоборства, называемого "баритсу" и специально рассчитанного на тесное пространство. Мне тоже приходится осваивать нечто похожее, назовём это "троллейбуси-до".

Тут свои тонкости и ограничения. Дело же не только в тесноте. Вы с противником со всех сторон окружены отражениями, которые только и ждут подходящего повода, чтобы вырваться из-за своих стёкол. Нельзя давать им ни малейшей зацепки, поэтому приёмы отбираются очень и очень тщательно. Соразмерность твоих ответов сопернику здесь даже более важна, чем прямое преимущество, легко могущее обернуться ловушкой.

Сложно, скажете вы, но что вообще просто в этом мире? Но ведь, с другой стороны, этим можно пользоваться, навлекая на противника губительное внимание толпы призраков. Тактика, конечно, рискованная, но зато действенная.

Скажем, заваливает оно, такое огромное, явно преувеличенно раздутое, в троллейбус. И устраивается точно напротив меня в проходе. Сам весь из себя важный, непонятно только, почему при этом не в мерседесе катается. Гонору выше крыши, и стремится занять всё пространство, какое только найдётся, да ещё и чужого прихватить.

Мы стоим спиной к спине и он давит на меня. Да ты уже давно выпер из собственного пространства - посмотри на потолок, там посредине разделяющая линия - вот где находится зеркальная поверхность! А тебе и этого мало? Что ж, проучим выскочку.

Я усиливаю сопротивление, причём очень медленно. Он не хочет уступить и оказывает соразмерное противодействие. Так я постепенно повышаю давление до необходимого мне уровня. Вот сейчас очень важно почувствовать необходимый момент, когда нажим увеличится настолько, что он выскажет своё неудовольствие.

Тут я перераспределяю давление, наклоняя плоскость соприкосновения наших спин чуть на себя. Теперь я подпираю его, как атлант. Именно теперь он не выдерживает, громко возмутившись тем, что я его якобы толкаю.

- "Да посмотрите - вы же лежите на моей спине!" Все оборачиваются, а я повторяю своё восклицание снова. Каждый может убедиться, что я - пострадавшая сторона.

Преображение можно назвать чудесным. Пытаясь сохранить лицо, отражение ворчит что-то насчёт того, что ещё неизвестно, кто у кого на спине... Но мгновенно сжимается, не только вернувшись в отведённое ему пространство, но и освободив чуть-чуть больше. Даже ростом как-то меньше становится. Я не пользуюсь полученным преимуществом и не забираюсь по ту сторону стекла. Я - это не ты. Я не призрак. Я занимаю ровно столько места, сколько мне отведено.

Не могу не похвастаться ещё одним примером из моего обширнейшего боевого опыта. На первый взгляд, случай более простой - ведь отражение, с которым я имел дело, было скорее вполне нормальным. Но ситуация в целом складывалась таким образом, что именно преувеличенно старательная зеркальность с его стороны была мне не на руку, мешая схватке с целой толпой отражений у меня за спиной.

В отличие от ранее описанного эпизода, мне приходилось гораздо сложнее. На мою спину не просто навалилась спина другого отражения - пользуясь напором всех, кто был сзади меня, оно неминуемо должно было бы расплющить меня. Между мною и стенкой троллейбуса было ещё одно отражение, лицом ко мне. Своим строго зеркальным поведением оно вынуждало опереться не на надёжную стенку, а на непрочное стекло, в котором я и отражался.

Мало того, при этом наши руки обязательно должны были войти в соприкосновение. Я уже объяснял, насколько мне это неприятно. Так что передо мною стояла необычная задачка - заставить отражение хотя бы на мгновение отклониться от дотошного повторения моих жестов и убрать его руку с траектории движения моей, тем самым позволив мне просунуть её в зазеркалье и опереться на стенку троллейбуса.

Времени на решение задачки - кот наплакал. Думать надо быстро. Но я решил её! Решил, чёрт побери, прямо в боевых условиях! Резко замахнулся: "А по глазам!" (возглас, разумеется, про себя). И сделал резкий ложный выпад прямо в направлении его глаз. Тут уж ему было не до того, чтобы загораживать мне всякую возможность протянуть руку к так необходимой мне опоре.

Был тут и ещё один эффект - взмах рукой позволил мне на время обрести необходимую отдачу для выигрыша драгоценных мгновений в борьбе с основным соперником, находящимся за спиной. А отражение подняло руки, защищая глаза, и, напуганное, оставило их там чуть дольше, чем положено для соблюдения строгой зеркальности. Этого мне было достаточно, чтобы достичь твёрдой опоры и выиграть схватку в целом.

Троллейбусидо не обязательно применять только в троллейбусе. Этот стиль - конечно, с поправками на окружающую обстановку - годится везде, хотя наиболее эффективен он там, где зеркал, а значит и отражений, много. Скажем, если на улице разогнавшийся мираж несётся на тебя, делая вид, что тебя не существует, и стремясь прогуляться по твоим ногам, как тогда в троллейбусе, что надо делать?

Могу объяснить - был в моей практике и такой случай. Правда, в отличие от троллейбуса скорость нападения была огромной, и ног своих я не уберёг, а он ещё и пихнул меня плечом. Но это всего лишь начало схватки. Я пошатываюсь, что вполне объяснимо - меня ведь толкнули, - и неловко этак взмахиваю ногой, чтобы сохранить равновесие. Получается классная подсечка, а на таких скоростях она производит сильный эффект - отражение летит прямо на толпу своих сородичей, собравшуюся в очередь за чем-то призрачным.

Теперь пусть разбираются сами - им уже не до меня. По спине у меня бегут мурашки. Не понять, от страха ли, от удовольствия. Манёвр проделан мастерски, а ведь чуть меньше правдоподобия в моей неустойчивости - и толпа разбиралась бы со мной. Не исключён был бы и раунд бокса с главным зачинщиком, а с боксом у меня до сих пор не очень.

Однако кое-что, оказывается, и я неплохо умею делать. Но утомительно всё время быть начеку. Надо же и расслабиться когда-то. А как расслабишься, когда и дома тебя встречает твоё отражение, которое почему-то не хочет добросовестно выполнять свои функции, а так и норовит выбраться из своего зазеркалья.

А если на тебя наедет целое кодло отражений, можно не сомневаться, что она окажется на их стороне. Чует, что она их поля ягода. Я для неё такой же естественный противник, как они - естественные союзники.

Недавно что-то там с водопроводом у нас разладилось. В том самом чуланчике. Из вентиля, который якобы поставлен для того, чтобы воду можно было отключить и остальные трубы чинить, вода хлещет. Не сильно, но лужа натекла. Ещё бы, он же весь старый, перержавевший. Впрочем, он был таким ещё тогда, когда его поставили.

Что можно сделать в такой ситуации? Пытаюсь перекрыть кран, то есть закрутить этот самый вентиль до отказа. По идее, должно помочь. Однако не так-то это просто, если рукоятка, которую крутить надо, давно потеряна, а сам шток от износа уже вдвое тоньше, чем был. Пробую крутить имеющимся гаечным ключом - не бог весть как подходящим, но всё-таки инструментом.

В дверь уже соседи барабанят, возмущаются. Чего это их не впускают, не показывают, что у нас там за авария. Открыть дверь не могу. Кран заело. А ещё с одной стороны привычные вопли, что не мужик я, и бархатного костюма, мол, носить не желаю. Кончилась эта свистопляска просто - скрутил я этому крану голову, а закрыть так и не сумел.

Тут начались поиски телефона любезных её сердцу водопроводчиков (и почему этого не сделать раньше, вместо наездов не по делу?), упрёки в том, что нет этого номера на видном месте. Наконец, вызвали. Появились они.

Сказать, что в бархатных костюмах - это сильно преувеличить реальность. Воду перекрыли. Вентиль заменили на почти такой же старый. Открыли воду опять и, получив положенную мзду, слава богу, умотали.

После таких стрессов что надо сделать? Правильно - отдохнуть, расслабиться, отвлечься на время от этой бесконечной борьбы. Не тут-то было. Всё сначала - не мужик я, пустячную поломку починить не способен, костюм у меня не бархатный.

Починить-то я, может, и смог бы, и уж лучше этих бракоделов. Они же нарочно опять старьё поставили, с точным прицелом, что этак через полгодика или даже раньше они снова понадобятся. А перекрыть воду? Этого я не умею - это ж надо к кому-то идти, договариваться, в подвал лезть. Ещё надо знать, где этот самый подвал. Закрыли бы для меня воду в удобное для меня время, я бы тоже починил. И вентиль бы новый поставил, нержавеющий.

А она не унимается. Видно, слабость мою почувствовала, и момент показался ей удачным - вот когда можно на волю-то из своего зазеркалья выбраться. Орёт невесть что, руками машет. Уже предметы по воздуху летать начали, правда, пока что небьющиеся.

Тут я стал допускать ошибки. Но сколько же можно, я же не железный?! Устал я после этих мастеров с их ремонтом, после идиотов соседей, которым не воду остановить надо поскорее, а высмотреть, что там именно у нас случилось.

Вот я упустил возможность отразить очередной выпад... Печальный результат не замедлил сказаться - разбушевавшееся не хуже Фантомаса чудище вырывается из-за стекла на свободу. Теперь между мной и осатаневшим отражением нет спасительной разделяющей плоскости, и я почти полностью беззащитен.

Ничего, ещё не всё потеряно - под руки мне попадается лопата, и я пытаюсь приспособить её в качестве отражателя. Кажется, получается. Отражение отступает на свою сторону стекла. Ну, тут уже не до рефлексии - работают одни рефлексы. И я машинально делаю такой же глубокий выпад вглубь зеркала, какой до этого делало оно.

Звона разбитого стекла не слышно. Звук глухой, лучше даже сказать, тупой. Нет и осколков. Это нельзя назвать осколками - всё мягкое, липкое, ошмётки какие-то... Кровища кругом. На лопату жалко смотреть - так загажена её отражательная поверхность. Так что и гораздо более выносливого вырвало бы на моём месте.

В общем, связали меня крепко. Упаковали надёжно. Обращаются с осторожностью - подходят только в белых халатах, в шапочках. Но я их квалификации не слишком-то доверяю. Не сумеют они справиться с таким хрупким предметом, как я. Не сомневаюсь, что очень скоро меня либо уронят, либо зацепят чем-нибудь по неаккуратности. И вот тут-то осколков будет полным-полно, и звон будет далеко слышен, уж это наверняка!

mek.02.2003






Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"