Мельниченко Ирина Георгиевна : другие произведения.

Архетипы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это мое виденье и мои размышленья, возможно они не совпадают с Вашими, рно это не значит, что кто-то из нас прав, а кто-то нет. Истина, скорее всего, как всегда, посредине.


  
   Хотим мы того или нет, но все человечество живет, подчиняясь определенным стереотипам и образам, которые сидят в наших головах, поселенные туда много тысячелетий назад. Это--память поколений. Данные образы практически одинаковые у всех людей, независимо от возраста, национальности, вероисповедания и называются архетипами. В свое время их активно изучали доктор Фройд, Карл Густав Юнг и другие известные личности. С этим явлением также хорошо знакомы психологи, а скорее даже психиатры, особенно те, которым приходиться работать с тяжелобольными людьми. Как один из методов терапии с ними часто используется рисование. И как удивляются взрослые, когда видят, к примеру, как маленткая девочка лет пяти изображает древнескандинавского бога Одина со всеми ему полагающимися отличительными чертами, о котором она в силу определенных причин никакого понятия не имела. Именно блаженные люди чаще всего рисуют различных мифологических персонажей, подтверждая этим самым их не совсем мифологичность. Такие феномены не поддаются обьяснению с точки зрения простого обывателя.
   Почему-то именно собака есть архетипом верности, почему-то именно ворон и его пронзительный крик подсознательно вызывают страх и неприятие. Не зря ведь он является вещей птицей, предсказателем беды, а то и смерти. Кстати, о смерти. Подсознательно и изначально она является в образе злобной старухи с косой. Это уже потом романтическая традиция иногда описывает ее как прекрасную молодую девушку, которая мягко и незаметно уводит тебя в мир иной. Наверное, это зависило от желания или, наоборот, боязни людей умирать. Почему-то зло является нам в образе чего-то страшного, черного, рогатого. Добро же, в отличии от него есть белым, нежным и крылатым. Это находит свое отражение в антической традиции прекрасного, согласно которой в красивом теле и душа должна быть красивой. Конечно, доля правды в этом есть и мы даже можем наблюдать это на практике, на окружающих нас людях, ведь после сорока лет (в среднем) лицо человека становится зеркальным отображением его души. В каждой морщинкке и линии человеческого лица можно прочесть грехи и добродетели данного человеческого существа, его страхи и надежды. Замечательное описание этого мы встречаем в "Портрете Дориана Грея" Оскара Уайльда.
   И все же, какой бы замечательной ни была теория о соединении внешней и внутренней красоты, я все же рискну (при всем моем уважении) не согласится с выражениями добра и зла в мире, тем более, что к этому располагает мой жизненный опыт. Конечно же, гораздо приятнее верить в ангельский характер красавицы-миледи, чем искать доброе сердце в адски страшном Квазимодо. Но жизнь часто играет с нами именно в эту игру. Зло никогда не приходит, постукивая копытами и не скалится хищно, демонстрируя острые клыки. Чаще всего оно часами напролет сидит с тобой на кухне, похлебывая чай и обсуждает твои проблемы, сочувственно кивает головой и соглашается, что "все они козлы", входит к тебе в доверие. Оно напрашивается в друзья, чтобы потом ударить в спину, говорит приятные слова, а потом использует собранную информацию и безжалостно выбрасывает тебя, как использованный презерватив. А ты сидишь и пытаешься собрать воедино обрывки мыслей и понять где именно и когда ты допустил ошибку и почему не сумел догадаться раньше, что тебе намереваются сделать плохо и больно. Ах, да и есть еще вечный вопрос: "Почему?"
   И вот в этом и кроется секрет. Зло выиграло не только в том, что заставило тебя страдать. Его планы куда более коварны. Этим предательством оно отравило твою душу, вселило в нее опасный вирус: неверие, холод, безразличие, самого себя. И когда, в один удивительный день в твою дверь постучится кто-нибудь достойный, тот, кто действительно может стать твоим другом, ты можеш и не открыть ему, поскольку будеш во власти страха, что опять придется пережить эту боль либо поступишь еще хуже--решишь сам нанести такой же удар другим. Зло строит далекоидущие планы, его стратегия хитра, ей трудно не поддаться. Но с виду оно кажется таким мягким и пушистым. Добро же, наоборот, часто бывает слишком прямым, честным, открытым, резким и острым. И только сильные духом могут принять его таким. Оно несет правду, а правда часто бывает жестокой, а прозрение болестным. И многие из нас просто не готовы бросить свои удобные и теплые илюзии. И именно из-за этого хорошее по определению добро часто кажется нам плохим.
   Если верить Библии, яблоко, которое сьели Адам и Ева было плодм познания. Они сделали нам величайший подарок--умение видеть истину и заплатили за этот дар нам вечным раем, а мы сознательно отказываемся от него, игнорируем его, поддаваясь льстивым илюзиям и упрямо не хотим открывать глаза. Конечно, куда приятней хвастать: "Моя дочь--самый рьяный хранитель семейных традиций. Она всегда следит за тем, чтобы на Навый Год на столе было шампанское, а под елкой лежали подарки", чем признаться себе, что у этого ребенка еще сызмальства нездоровая тяга к спиртному, а подарки она требует только себе, абсолютно не заботясь о других членах семьи. Что может быть хуже слепой любви? В немецком языке есть отличное определение этому явлению--Affenliebe, которое переводится, как обезьянья любовь. Вот вам и "кто имеет глаза не увидет, кто имеет уши не услышит"...
   Если мы уж затронули тему слепоты, то давайте вспомним еще один ее пример, немаловажный, кстати в нашем мире. На одном уровне со слепой любовью стоит и слепая вера. Именно она лежит в основе любой религии. Она ведь не терпит вопросов и сомнений. Тебе сказали: "Верь!" и ты послушно веришь, не задаваясь лишними раздумьями. Такие люди легко управляемые. Именно поэтому во времена Средневековья с его строгими догмами и предписаниями опальной наукой была философия. Ее называли мерзкой и богопротивной лженаукой, а она ведь всего лишь удила людей думать собственной головой и ставить вопросы. Но народ, который думает--никому не нужен. Гораздо легче заставить всех поверить, то ли убеждениями, то ли принуждением, что на нас всех лежит первородный грех и заставить каждый день бегать в церковь каятся. Ах, да, а еще покупать индульгенции. Святой Августин в своей "Исповеди" рьяно убеждал в греховности младенца хотя бы на том примере, что у него от рождения тяга к материнской груди, а ведь человеческая плоть--розсадник греховности. Об этом можно рассказывать долго, но оставим в покое темное прошлое самого святого Августина и продолжим разговор о слепой вере, ведь она есть аблютным оружием в руках того, кто вынудил тебя поверить.
   И если проследить истоки того зла от которого сегодня страдает целая планета, тероризма, то видим, что в его основе лежит слепая вера во что угодно, Бога, идею, собственную фобию, не имеет значения во что, потом она переходит в фундаментализм, он в свою очередь ведет к екстремизму, а екстремизм уже непосредственно к тероризму. И когда ты бьешь себя в грудь, убежденный в собственнной правоте и брызгая слюной обвиняешь человека других взглядов, не являешься ли ты просто заложником собственной слепой веры?
   А где же добро? Существует ли оно вообще в мире, где каждый смотрит на вещи через собственную призму? Добро--крохотный островок, ступать по которому стоит осторожно, взвешивая каждый свой шаг. Ведь как слепая вера, так и неверие им не являются. И чем ближе человек в своем пути к нему, тем больше усилий прикладывает другая сторона, чтобы сбить ее с этого пути.
   Хотя, возможно, это все--только плод моего воображения и мозгов и в самом деле все намного проще: плохие парни всегда ходят в черных шляпах, пряча под ними рога и нападают только ночью. А добрые создания, хрупкие и беззащитные, проводят все свое время в молитве и посте. А, возможно, в своих размышлениях, я ничего и не придумала, а просто прислушулась к глубинному знанию, которое присутствует в каждом из нас, независимо от возраста, пола, вероисповедания и национальности где-то глубоко-глубоко внутри, рядом с архетипами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"