Мельник Александр Федосеевич : другие произведения.

Очерки по истории казачества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Мельник Александр Федосеевич
  
  Очерки по истории казачества
  
  содержание
  
  О наших предках
  Всякое бывало
  Суровое лихолетье
  И снова в строю
  
  
   О наших предках
  1
  Изучая историю казачества, я обратил внимание на то, что, начиная с XIII века, то есть с момента установления владычества татаро - монгольской орды, два, казалось бы, совершенно разных народа - днепровские казаки и кабардинцы начинают упоминаться в летописях под одним и тем же именем "черкасы". Правда, некоторые историки, чтобы хоть как - то их различить, в последующем ввели для казаков обозначение "степные черкасы", а для кабардинцев - "горные черкасы". В связи с этим для меня долгое время оставалось загадкой, почему это так было.
  Но перед тем, как познакомить читателей с ответом, который был мной все же был в конечном итоге найден, я хотел бы дать небольшую историческую справку об этих народах.
  Итак, днепровские казаки. До XIII века в летописях они упоминаются под именем "черные клобуки" из - за своих папах - клобуков, которые они носили. Их история появления на Днепре связана с именем Тмутараканского князя Мстислава, который в начале XI века подчинил себе дополнительно Черниговское и Переяславское княжества, а затем основал на границах подвластной ему территории военные поселения - прототипы будущих казачьих станиц, которые, наряду со славянами, заселил и выходцами с Кавказа и Приазовья. Однако появление в середине XI века в Черноморских степях половцев, которые отрезали Приазовье от Днепра, привело к упадку Тмутараканского княжества. Население же центральной степной части княжества, занятой кочевниками, отошло к лесо - степным границам Киевской Руси и продолжало борьбу против половцев вплоть до XIII века под именем "черных клобуков".
  Что же касается кабардинцев, то их переход с Западного Кавказа на Северный - в места, где ранее до них проживали предки нынешних осетин - аланы, произошел в XIII веке после того, как последние были в значительной мере истреблены в самом начале татаро - монгольского нашествия. Весьма вероятно, что именно в это время за кабардинцами и закрепляется имя "черкасы", уходящее своими корнями к татарскому слову "черкэш" - пришелец.
  А в 1282 году татарский баскак Курского княжества (во время владычества Золотой Орды баскаками назывались ханские уполномоченные по наблюдению за русскими князьями и по сбору с них дани) переселил часть этих черкасов с Кавказа под Курск. Однако там они, как свидетельствуют документы той поры, не ужились с местным славянским населением, а потому переселились дальше - на Днепр. Влившись в состав обитавших там до этого "черных клобуков", они затем построили вместе с ними городок и назвали его Черкасск, по причине того, пишет историк Семен Броневский, что "большая часть из них были породою черкасы". Тем самым на Днепре были заложены основы будущей казачьей республики, ставшей колыбелью запорожских казаков.А наглядным же подтверждением всей этой необычной на первый взгляд истории, по - моему, может служить тот факт, что переселившиеся в 1792 году на Кубань запорожские казаки называли (а в иных старинных казачьих семьях называют и поныне) своих матерей словом "нэнько", уходящим своими корнями к слову "нане", имеющему у кавказских народов тот же смысл.
  Не менее интересные сведения собрал в XIX веке занимавшийся изучением истории казачества генерал Ригельман. Он писал, что в конце XVIII и в начале XIX веков донские казаки считали, что они не русские люди, а происходящие от черкесов и других горских народов, но обрусевшие. Тому же, кто их "москалями" называл, они отвечали: "Я не москаль, а русский, и то по закону веры православной, а не по природе".
  Когда же началась Кавказская война, в ходе которой Россия ставила своей целью вывести Северный Кавказ из - под влияния Турции и тем самым обезопасить свои южные границы (хотя есть и другие точки зрения, например, колонизация), то русско - кавказские отношения, к сожалению, приобрели иной характер. Этому во многом способствовали как не всегда хорошо продуманная внешняя политика царского правительства, так и нежелание отдельных горских феодалов выпустить из своих рук безраздельное господство над своими крепостными. Увидев же для себя иную возможность, рабы и крестьяне стали бежать от своих хозяев.
  С учетом же того, что горские выходцы селились в пограничных районах государства, царским правительством была взята установка сближения беглых горцев с местным русским населением. Составными элементами этой политики являлись добровольная христианизация, предоставление права участия в военной службе. Очень часто беглые рабы и крепостные, порвав со своим безрадостным прошлым, участвовали в боевых действиях, получали царские награды, чины урядников.
  Особую группу беглецов составляли дети - сироты. Испытав немало горя и нужды, узнав о готовящейся продаже их в Турцию, они зачастую тоже предпочитали бежать к русским. Таких сирот обычно отправляли на Дон и поселяли в бездетных казачьих семьях. Так же поступали и с теми малолетними сиротами, которых находили русские моряки в случае задержания ими кораблей турецких работорговцев. И хотя с тех далеких времен, о которых я рассказал, много воды утекло, многое забылось, но, тем не менее, и сегодня в облике того или иного казака мы иногда можем заметить отголоски тех далеких событий.
  
  
  2
  В нынешнем году(1996) казачество Кубани отмечает 300-летие Кубанского казачьего войска. Для начала сразу поясню, что "казачье войско" понимается у казаков не как масса вооруженных людей, организованная в полки и эскадроны, а та территория, на которой они живут со своими семьями. Так было раньше. Нынешнее Всекубанское казачье войско объединяет в своем составе лишь казачьи общины хуторов, станиц и других населенных пунктов и не более того. Создание же военных казачьих формирований, как законами Российской Федерации, так и уставами всех ныне существующих казачьих войск предусмотрено лишь в составе российской регулярной армии.
  Что же касается юбилея Кубанского казачьего войска, то историческая основа тут такова. И она связана с переселением на Кубань донских казаков. Впрочем, все по порядку. Предками донских казаков считаются подонские славяне - бродники. На основании археологических раскопок, ученым удалось установить, что бродники произошли от смеси славяно - туранских племен, живших вдоль Дона и Донца при хазарах. Разгром же в 965 году киевским князем Святославом Хазарского каганата сделал бродников полностью независимыми. Но последовавший затем в 1061 году приход в причерноморские степи половцев резко изменил сложившуюся ситуацию: оставшись жить в донских степях, бродники обрекли себя на полувоенный образ жизни, подвергаясь постоянным набегам со стороны кочевников. И потому нет ничего удивительного в том, что во время первого монгольского нашествия в битве на Калке в 1223 году бродницкое войско под предводительством своего воеводы Пласкини, было союзником монголов, выступив вместе с ними против половцев и русских. По - видимому, бродники считали, что главный удар монголы направляют против половцев, но вышло совсем не так.
  С окончательным же установлением власти Золотой Орды в Восточной Европе (1240 г.) все население бывшего Тмутараканского княжества (в том числе и бродники) оказалось в границах этой татарской империи. Тут они пользовались некоторыми автономными правами, благодаря чему сохранили славянский язык и христианскую веру. И именно в это время за ними широко закрепляется наименование "казак", которое определяло не только тип воина - конника, пограничного стража, но и его социальное и государственное положение в Золотой Орде. Тогда же в обиход казаков вошли и другие слова: "атаман" (в переводе - отец мужей), "есаул" (исполнитель распоряжений), "курень" (круг) и др.
  Когда же в Золотой Орде начались междоусобицы и преследования христиан, казаки решили принять участие в восстании Московского князя Дмитрия (Донского) против татар. Однако разгром войск Мамая на Куликовом поле в 1380 году не принес освобождения для Руси и стал роковым для казаков: собравшись с силами, татары принудили их очистить берега степной части Дона и переселиться не только в его верховья, но и дальше на север, вплоть до Камы и Беломорья. И лишь окончательный распад Золотой Орды сделал возможным возвращение казаков на свою историческую родину и создание там своей казачьей республики - Войска Донского. К 1549 году уже существовало четыре казачьих городка. В 1552 году эти казаки оказали существенную помощь Ивану Грозному в покорении Казани, а в 1556 году - в покорении Астрахани. И, согласно преданию, царь хотел щедро их за это наградить, но донцы подарков не приняли, а попросили признать их права на реку Дон "до тех мест, как им надобно". Иван Грозный согласился удовлетворить их желание.
  До 1671 года донские казаки поддерживали с русскими царями чисто договорные отношения, взяв на себя обязательства за соответствующие вознаграждения нести охрану от кочевников южных рубежей Руси. Однако при Петре I характер их взаимоотношений полностью изменился.
  В 1696 году Петр I "прорубил для России окно в Черное море", завоевав турецкую крепость Азов. Это стало возможным во многом благодаря героизму донских и днепровских казаков, принявших самое активное участие в штурме Азова.
  По преданию, первым ворвался в крепость со своей сотней Кондрат Булавин. Тогда это имя осталось мало замеченным, но вскоре оно загремело по всему Дону.
  Петр I приступил к жестокой перекройке России по образу и подобию западных стран. Многим его "эксперименты над людьми" пришлись не по душе. А когда терпеть становилось уже совсем невмоготу, люди срывались с обжитых мест и бежали на волю, к казакам. Когда же стихийное переселение приняло массовый характер, царь решил одним махом прекратить это.
  В 1707 году он направляет на Дон князя Юрия Долгорукова с большим отрядом стрельцов. Князь должен был выловить всех "новоприходцев" и отправить их всех обратно. Долгорукий с великим усердием, достойным лучшего применения, приступил к выполнению этого поручения. По воспоминаниям очевидцев, царские войска не только хватали беглецов, но и "многих старожилых казаков кнутом били, губы и носы резали, и младенцев по деревьям вешали, и многие станицы огнем выжигали". Этого, конечно, вольные казаки стерпеть не смогли. И 9 октября 1707 года они под предводительством Булавина напали ночью на стрельцов и всех их перебили.
  А следом в защиту своих прав поднялось все Войско Донское, которое затем на своем кругу 1 мая 1708 года выбрало Кондратия Афанасьевича Булавина войсковым атаманом. Но на подавление непокорных уже двигалась русская армия в 32 тысячи штыков. Да, приходилось казакам сражаться и против больших сил, но то были в основном кочевники, а тут - свои по языку и вере. И потому стали донцы терпеть поражение за поражением.
  Видя такое дело,верхушка наиболее зажиточных старшин решила выкупить себе снисхождение победителей, выдав им атамана. 7 июля предатели окружили курень, где находился Булавин со своими единомышленниками, но последних застать врасплох не удалось. И был большой бой. Казаки защищались отчаянно и многих врагов положили на землю. Тогда нападавшие поставили пушки и стали расстреливать курень в упор. Булавин застрелился.
  Весть о вероломном предательстве облетела весь Дон. Друг и сподвижник Булавина Игнат Некрасов поспешил с верными казаками в Черкасск, чтобы отомстить за смерть атамана, но было поздно - царские войска уже захватили город. Казачьей независимости на Дону был положен конец.
  Но не все согласились принять на себя такую участь. Примерно 8 тысяч казаков со своими семьями отправились в 1708 году вместе с Некрасовым искать для себя правды и свободы на Кубань. Там некрасовцы основали несколько поселений. Больше всего их разместилось на Таманском полуострове, где они построили три городка: Блудилинский, Голубинский и Чирянский. Казаки объединились здесь в Великое войско Кубанское. По договору с турецким султаном они должны были охранять границу со стороны России. Однако с продвижением русских войск в Приазовье, некрасовцы начали постепенно переселяться на турецкий в то время Дунай и в Малую Азию. В итоге 18 сентября 1783 года от Анапы к берегам Турции отплыли последние шесть с половиной тысяч тех казаков.
  Не лучше сложилась и судьба тех казаков, что остались в донских степях, а не ушли с Игнатом Некрасовым на Кубань. Князь Василий Долгорукий (брат убитого), возглавлявший карательные войска, получил от царя приказ бунтовщиков не щадить. Князем Долгоруким было казнено около 7 тысяч человек. И казачьи городки по Хопру были разорены все до основания. Хопер опустел. И лишь в 1716 году там была построена крепость, названная Ново - Хоперскою. Вначале в ней стояли регулярные войска, но в 1717 году в ней осели хоперские казаки, которые во время Булавинского восстания воевали со шведами и потому царская месть обошла их стороной. А в 1775 году, по их прощению, из числа хоперских казаков по приказанию князя Потемкина был сформирован (воссоздан) Хоперский полк. Но на этом жизненные перипетии для хоперцев не закончились: в 1779 году они были вместе с семьями вначале переселены на Моздокскую кордонную линию, а затем, в 1823 году, на Кубанскую кордонную линию, т.е. на Кубань, куда ранее, начиная с 1792 года, уже были переселены и запорожские казаки.
  И только в 1860 году все казаки, проживающие к тому времени на Кубани, были объединены распоряжением императора Александра второго от 19 ноября в одно военно - административное общество, получившее название "Кубанское казачье войско". А почему тогда в этом году отмечается 300-летие этого войска? Тут все просто: дата рождения этого войска по распоряжению императора Александра второго установлена с 1669 года "по старшинству входящего в него Хоперского полка", первым переселившегося на Кубань, и сформирован был воссозданный полк как раз 300 лет назад.
  
  
  Всякое бывало
  
  Долгое время считалось, что казаки были слепым орудием в руках царского самодержавия. Что это было далеко не так, я попытаюсь сейчас показать на реальных примерах из жизни наших предков - кубанских казаков.
  Итак, 1792-й год. На Кубань для охраны нижней части Кубанской кордонной линии переселяются жить запорожские казаки. А для усиления верхней части, защищающей степи между Доном и Кубанью, в этом же году императрица Екатерина II издает указ о принудительном заселении этой линии тремя тысячами семей донских казаков и об образовании ими там 12 станиц. Причем сначала должны были переселяться сами казаки - (шесть Донских полков), расселяться по станицам и строить себе дома, чтобы осенью начать отправку на Кубань казачьих семей.
  В это время полки донских казаков, проходившие службу на Кубанской кордонной линии, уже оканчивали свой трехлетний срок службы на Кавказе и поэтому с нетерпением ожидали прибытия смены и своего возвращения на родину. И вот вместо долгожданного возвращения домой казакам было объявлено о том, что их оставляют на Кубани для заселения новых станиц. Кроме того, при этом был еще и старинный казачий обычай, согласно которому переселение на новые места всегда производилось не иначе как по жребию или очереди, но никак не поголовно целыми полками.
  Поэтому - то в среде казаков начались волнения, и на тайных сходках они стали уговариваться между собой к побегу на Дон. Душой этого замысла стал казак Никита Белогорохов, а ближайшим его помощником - Фока Сухоруков. Их - то и послали казаки на Дон, к войсковому атаману Иловайскому проверить, существует ли на самом деле такой указ императрицы, не самоуправство ли это царских генералов? Никита Белогорохов отправился узнавать про это в Черкасск (город был назван в честь одноименного города запорожских казаков на Днепре), но взбунтовавшиеся казаки не стали ждать его возвращения, а спустя несколько дней побежали за ним следом, оставив на Кубани своих офицеров, но захватив с собой 15 знамен и бунчуков. Общее же число бежавших составило почти тысячу человек.
  Прибыв в конце мая на Дон, казаки встретились со своим войсковым атаманом и заявили ему, что они не идут против высшей государственной власти и готовы на военной службе головы сложить за государство и царицу. Но только, просили казаки, "не отрывайте нас от родной земли, которая заслужена кровью нашею и наших предков и указана нам царем Иваном Васильевичем" (Грозным). Казаки также потребовали от атамана выдать им билеты о том, что они возвращаются в свои станицы по окончании службы, чтобы там приняли их не как беглецов (фактически так оно и было, поскольку трехлетний срок службы у них уже закончился). Атаман пообещал это сделать, и только после этого бунтари разошлись по домам.
  А Никита Белогорохов, по просьбе казаков, отправился в Петербург, чтобы подать Екатерине II прошение об отмене ее указа. Но в Петербурге его и близко не подпустили к царице, а вместо этого схватили и заключили под стражу. Вскоре туда же были привезены и арестованные на Дону помощники Белогорохова: казаки Штукарев, Садчиков, Подливалин и Попов. В Петербурге же была учреждена особая комиссия для осуждения виновных в производственном мятеже, которая 10 июня 1793 года постановила: "Яко достойно заслуживающих смертную казнь, исключа из войска Донского, наказать в крепости Святого Дмитрия (ныне Ростов - на - Дону), при собрании из станиц по нескольку казаков, кнутом и, дав Белогорохову 50, Сухорукову 30 ударов, с вырезанием обеих ноздрей и с поставлением указанных знаков, сослать в каторжную работу. Что же принадлежит до Штукарева, Садчикова, Подливалина и Попова, то, наказав их в той же крепости плетьми, употребить в очередь на службу и для исполнения определенного наказания отослать их туда скованных в сопрвождении офицера".
  На Дону же в течение года все не стихали страсти по поводу насильственного переселения на Кубань. Правительство, боясь повторения восстания, подобного пугачевскому, ввело на Дон регулярные (неказачьи) войска. И только благодаря этому оно летом 1794 года, наконец - то, смогло организовать отправку первой партии поселенцев из числа донских казаков под усиленным конвоем из регулярных войск на Кубань.
  В качестве же второго наглядного примера взаимоотношений казаков с не всегда благодарной властью мне бы хотелось привести эпизоды из истории Урупского полка. Полка, личный состав которого формировался из казаков Майкопского отдела.
  Поражение России в войне с Японией (1904 - 1905 гг.) дестабилизировало политическую обстановку в стране. Под влиянием революционной пропаганды начались массовые выступления против царского правительства вначале крестьян, а затем и рабочих. Не осталась в стороне от этих событий и Кубань. Так, 8 декабря 1905 года в Новороссийске началась всеобщая политическая стачка, которая позже переросла в вооруженное восстание. Созданный там в этот период Совет рабочих депутатов требовал введения 8-часового рабочего дня, повышения зарплаты рабочим и нормирования цен на продовольствие. Тогда же подняли восстание и железнодорожники станицы Тихорецкой.
  Для подавления революционных беспорядков царское правительство привлекло войска. Но в армии не все согласились выполнять несвойственные им полицейские функции. Казаки второго Урупского полка, мобилизованные для этой цели со второй очереди, отказались быть усмирителями собственного народа. 18 декабря 1905 года эти казаки отстранили от руководства полком своих офицеров и во главе с урядником Алексеем Кургановым (уроженцем станицы Псебайской) отправились боевым строем из Екатеринодара, где они находились, в свой родной Майкопский отдел. История сохранила для нас, помимо Курганова, имена и других непокорных казаков. Это Николай Сушков из станицы Царской (теперь Новосвободная), Андрей Богачев и Алексей Клочко из Ханской, Иван Веретенников и Николай Шумашев из Кужорской, Гавриил Горбов из Даховской и др.
  И вот 28 декабря 1905 года непокорный Урупский полк прибыл в Майкоп. Тут в местной типографии урупцы отпечатали воззвание "Ко всем гражданам России", в котором открыто заявили о своем отказе выполнять полицейские функции. Затем полк выступил в станицу Гиагинскую, где, сохраняя нетронутыми полковое имущество и казну, казаки приступили к самочинной демобилизации.
  Ответные меры со стороны правительства не заставили себя долго ждать. Кубанский казачий атаман генерал Михайлов окружил эту станицу регулярным солдатским полком и, открыв по ней предупредительный огонь из пушек, принудил 7 февраля 1906 года урупцев сдаться.
  После этого полк был демобилизован в дисциплинарном порядке, зачинщиков и выборных командиров присудили к различным наказаниям, а Алексея Курганова отправили в сибирскую ссылку, из которой он вернулся лишь после февральской революции 1917 года. Тогда же станица Псебайская послала его своим представителем на Кубанский областной съезд и в первую Войсковую Раду, которая в свою очередь наделила его званием почетного члена президиума. Но, несмотря на эти почести, он в 1918 году стал первым председателем ревкома в Псебайской и активно дрался с белыми в годы гражданской войны. Погиб же Курганов в 1942 году при налете фашистской авиации на Армавир.
  Но это уже страницы другой истории - истории кубанских казаков в советское время, о котором более подробно будет мной рассказано в другой раз.
  
  
  Суровое лихолетье
  
  Свой рассказ об участии казачества в гражданской войне мне бы хотелось начать со следующих строк Марины Цветаевой:
  Все рядком лежат -
  Не развесть межой.
  Поглядеть: солдат.
  Где свой? Где чужой?
  Белый был - красным стал:
  Кровь обагрила.
  Красным был - белым стал:
  Смерть побелила...
  Эти горькие слова, на мой взгляд, как нельзя лучше подводят итог той братоубийственной войны. Но тогда, когда это только все начиналось, никто, думается, даже в самом страшном сне не мог представить себе такого.
  Первые дни февральской революции 1917 года мало нарушили старый распорядок жизни кубанских станиц. Но появились надежды на облегчение тягот военной службы, на возрождение древних представительных учреждений и на справедливое разрешение земельного вопроса. И поэтому, хотя все мужчины, кроме стариков и инвалидов, в то время находились на фронтах первой мировой войны, на Раду (Народное собрание), созванную в апреле 1917 года в Екатеринодаре, съехались не только представители станиц, но и делегаты войсковых частей. На собрании было решено возродить старинное народоправство, избрав краевое правительство с атаманом во главе (им стал А.П.Филимонов); было принято также решение ограничить частное землевладение до минимума и создать фонд для наделения малоземельных.
  После же победы Октябрьской революции в Петербурге Кубанская Рада объявила себя верховной властью на Кубани. Теперь, казалось бы, все спорные вопросы можно было разрешить на парламентском форуме, но простой народ, и в первую очередь иногородние, уже устал ждать. Пламя пролетарского пожара перекинулось на Кубань.
  14 марта 1918 года Кубанское правительство, дабы избежать кровопролития в Екатеринодаре, оставило этот город красногвардейским отрядам, подошедшим из Новороссийска. А попытка вернуться туда с помощью добровольцев генерала Корнилова окончилась безрезультатно. В основной своей массе казаки Кубани были безучастны к происходящим событиям, так как ущемления казачьих прав не ожидали и хотели просто отдохнуть от фронтовых тягот и тем временем получше узнать, во что выльются на практике простые, заманчивые и всем понятные лозунги большевиков. И поэтому, когда утром 31 марта при артобстреле был убит генерал Корнилов, деморализованным полкам Добровольческой армии и Кубанского правительства не осталось иного, как отступить на территорию восставшего к тому времени Дона.
  Именно в этот период гражданской войны начали проявляться ее отличия от других войн: каждая смена власти сопровождалась появлением новых братских могил на окраинах станиц, городов и аулов. И "подвиги" красного партизана Кочубея, к сожалению, мало чем отличались от "подвигов" белого партизана Шкуро.
  Правление неискушенных в хозяйственной деятельности большевиков несколько охладило веру кубанцев в заманчивые лозунги. И поэтому второй поход Добровольческой армии во главе с генералом Деникиным оказался более результативным: в ночь с 16 на 17 августа 1918 года его войска заняли Екатеринодар. Но хотя красные потеряли доверие у кубанцев, не приобрели его и белые.
  Генерал Деникин начал утверждение своей власти на Кубани мерами устрашения, внушения кубанским казакам чувства виновности в том, что они не взялись за оружие по первому призыву и в некоторых случаях по мобилизации, без сопротивления становились в ряды красных. Порка, виселицы, расстрелы - лишь это мог предложить народу этот недальновидный генерал, волею судьбы ставший во главе белого движения.
  И поэтому нет ничего удивительного в том, что весной 1920 года формально независимый Кубанский край с его конституцией, представительными учреждениями, атаманом и правительством без особого сопротивления пал под ударами красных сил.
  В марте 1920 года буденновцы пришли и на территорию нынешней Адыгеи. Пришли и сразу же приступили к наведению своего порядка, что выражалось в расстрелах лиц, причастных к белому движению. В принципе, они повторили то же самое, что ранее до них, в августе 1918 года, делали деникинцы (конкретно генерал Покровский), когда устанавливали свой, белый порядок на Кубани и, в частности, в Майкопе.
  Однако в 1920 году победители пошли дальше: уничтожив явных, на их взгляд, врагов, они затем принялись и за их семьи. И вот в тот далекий март, когда, по свидетельству очевидцев, с неба срывался иногда последний снег, собрали они со всех станиц и хуторов эти семьи и повели в Майкоп, поместили в бараки мебельной мастерской. И неизвестно, чем бы это все для них закончилось, если бы не пожилые рабочие той самой мастерской, которые стали стыдить бойцов, охранявших этих женщин и детей: дескать, что же это вы делаете, хлопцы? И вернулись после этого казачки по своим домам, и не пролилась тогда больше невинная кровь. А 14 августа 1920 года, воспользовавшись тем, что Советская Россия в то время вела войну с Польшей, белые вновь предприняли попытку вернуться на Кубань, высадив на Таманском полуострове десант.
  Для организации разгрома врангельского десанта ЦК РКП(б) направляет на Кубань члена Реввоенсовета Кавказского фронта Г.К.Орджоникидзе. на Кубани по инициативе этого человека и прибывшего сюда же М.И.Калинина была проведена с 15 по 22 августа "Неделя борьбы с Врангелем", в ходе которой был не только организован и осуществлен должный отпор врангелевцам, но и повторно проведена "зачистка" территории от всех нежелательных элементов.
  Но беды и дальше не оставили в покое бедных казаков. Старожилы, живущие около станичных кладбищ, и поныне помнят и рассказывают, как весной 1933 года туда каждый день подъезжали телеги, доверху груженные умершими от голода.
  Голоду же 1933-го года предшествовала массовая коллективизация казаков в 1929 - 1931 годах, в ходе которой все "несогласные" были либо расстреляны, либо с клеймом "кулак" высланы в Сибирь.
  В 1932 году положение для кубанцев еще больше ухудшилось. Отсутствие материальной заинтересованности повлекло за собой нежелание хлеборобов работать "на чужого дядю", а в итоге - сорван план хлебопоставок, под угрозой срыва оказался сев озимых. И тогда, 22 октября 1932 года, в ЦК была создана чрезвычайная комиссия по хлебозаготовкам на Северном Кавказе. Ее возглавил Л.М.Каганович. перед комиссией ставилась задача "взять хлеб любой ценой". И брали. Станицы же, не выполнившие план заготовок зерна, заносились на "черную доску", что влекло за собой, согласно Постановлению Северо - Кавказского крайкома ВКП(б) от 4 ноября 1932 года, следующие меры: лишение права покупать товары в магазинах сельских потребительских обществ; жителям запрещалось торговать и им прекращалась выдача кредитов. Кроме того, они предупреждались, что в случае продолжения саботажа сева и хлебозаготовок им грозит выселение за пределы края в северные области России. На "черную доску" у нас, на Кубани, оказались занесены 13 станиц, а вот жители станиц Полтавской, Медведовской и Урупской были полностью выселены.
  К 1933 году число таких расказаченных по Кубани составило 60 тысяч человек. Но и у оставшихся оказалась судьба не лучше. Да, к началу 1933 года план хлебозаготовок был выполнен, но изъятие у колхозников и единоличников зерна, в том числе продовольственного и сменного, привело к небывалому голоду. Пока нет точных данных о числе погибших от истощения, но современные историки придерживаются мнения, что в 1933 году на Кубани - главной житнице России умерло от голода около одного миллиона человек.
  А в заключение этой горькой хроники из жизни кубанского казачества мне бы хотелось ответить тем, кто, прочитав вышеизложенное, скажет: "Зачем ворошить прошлое? Стоит ли искать виновных?" Да, я тоже против поисков в наше неспокойное время новых врагов, но, тем не менее, знать свое прошлое, по - моему, обязаны мы все, хотя бы для того, чтобы извлечь из него уроки на будущее. Видимо, глубоко ошибаются те, кто считает, что истина рождается в споре.Нет,она рождается в анализе- в анализе настоящего и прошлого. И пока мы не поймем этого и не сделаем соответствующих выводов, нам не избежать повторения собственных ошибок.
  
  
  И снова в строю
  В октябре 1941 года фашистские войска подошли к городу Ростову. Создалась реальная угроза их прорыва на Кубань и Кавказ. И вот тогда Краснодарский крайком партии обратился в Государственный комитет обороны с предложением сформировать три казачьи кавалерийские дивизии в порядке добровольности из числа казаков непризывного возраста по принципу "сотню от района" с соответствующим обмундированием личного состава в кубанскую казачью форму.
  В Москве поддержали эту инициативу, и 22 октября 1941 года началось формирование казачьих соединений на Кубани, в состав которых должен был войти и полк, здание которого было поручено Адыгейской автономной области. К новому году казачий полк из добровольцев Майкопского, Гиагинского, Шовгеновского, Кошехабльского, Красногвардейского, Теучежского, Белореченского, Ярославского, Лабинского, Упорненского, Мостовского и Удобненского районов был создан. Он состоял из четырех сабельных и одного пулеметного эскадронов (в каждом эскадроне насчитывалось по 170 человек), артиллерийской и минометной батарей, зенитно - пулеметного взвода, взводов связи, разведки, саперно - подрывного дела, а также подразделения обслуживания.
  Следует заметить, что в этот полк добровольцами записывались не только потомственные казаки. Так, Рамазан Магометович Потоков, житель аула Мамхег, при этом заявил: "Советская власть вывела нас, адыгов, в люди, дала возможность жить свободно, зажиточно и культурно. Поэтому я буду до конца защищать свою Советскую власть, если даже это будет стоить мне жизни".
  В начале января 1942 года полк получил официальное наименование "29-й Кубанский казачий кавалерийский полк", в обиходе же именовался Адыгейским и был введен в состав 13-й Кубанской казачьей дивизии, которая в свою очередь вошла в 17-й казачий корпус. А с 1 февраля казаки приступили к плановым занятиям по боевой подготовке.
  Наконец, 27 апреля 1941 года поступил первый боевой приказ: 13-й дивизии занять оборону на восточном побережье Азовского моря в целях предупреждения высадки вражеского десанта со стороны Крыма и Таганрога. Приказ был выполнен.
  А в самом начале августа, после того как гитлеровские войска, вновь взяв Ростов, предприняли широкомасштабное наступление на Кавказ, казаки 13-й дивизии под станицей Кущевской вступили в свой первый бой, о котором потом в скупых сводках Совинформбюро будет сказано: "В районе Кущевской наши войска вели кровопролитные бои с противником. Немецкие войска несколько раз пытались форсировать водный рубеж, но были отброшены с большими для них потерями... По предварительным и неполным данным, в этих боях уничтожено до 300 солдат и офицеров противника".
  Но превосходство германской армии над нашей в то время было еще довольно значительным. Поэтому, несмотря на героические усилия, наши войска, ведя изнурительные оборонительные бои, вынуждены были отходить к кавказским перевалам. В этих боях кубанские казаки не ведали ни страха, ни паники перед врагом. "Воевать так, как воюют казаки!" - призывала 22 августа 1942 года газета "Красная Звезда". "Ведя бой в предгорье, казаки не отсиживаются за высотами. Нет, они, как говаривал Суворов, из - за лесов дремучих, из - за гор высоких, как снег на голову, обрушиваются на врага и наносят ему большой урон... Недаром на многих участках, которые обороняют части под командованием генерала Кириченко (командир 17-го казачьего корпуса), трудно установить, кто здесь наступает - немцы или казаки".
  За бои на Кущевском и на Майкопско - Туапсинском направлении приказом народного комиссара обороны от 27 августа 1942 года 17-й кавалерийский корпус был преобразован в 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус. Гвардейскими стали и все его соединения и части. Так, 13-я кавдивизия стала именоваться 10-й гвардейской Кубанской казачьей дивизией, а 29-й полк - 40-м гвардейским Кубанским казачьим кавалерийским.
  Между тем обстановка на фронте продолжала оставаться напряженной. И хотя к концу августа 1942 года наступление фашистских войск на Северном Кавказе было приостановлено, враг продолжал вынашивать план по захвату Грозного, Махачкалы и Баку с целью завладения имеющимися там богатыми источниками нефти.
  В ответ наше командование предприняло дополнительное усиление войск, занимающих подступы к Грозному и Орджоникидзе. В частности, туда был переброшен через Закавказье и 4-й казачий корпус.
  В боях на этом направлении особо отличился Айдамир Ачмизов из Лазаревского района. В одном из боев, после того как были убиты и ранены все бойцы расчета орудия, он подбил пять вражеских танков. За этот подвиг ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он стал первым из 22-х героев 4-го казачьего корпуса.
  Разгром фашистских войск под Сталинградом обозначил коренной перелом в ходе войны. Боясь повторения сталинградского "котла", немецкое командование в начале января 1943 года начало спешный отвод своих войск с Северного Кавказа. Советские же войска, в том числе и 4-й казачий корпус, начали преследование врага. К началу марта казаки прошли с ожесточенными боями около 500 километров и вышли к Азовскому морю. На этом боевые действия кубанских казаков на Северном Кавказе завершились. И, высоко оценивая заслуги кубанцев в разгроме кавказской группировки противника, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 31 марта 1943 года наградил 10-ю Кубанскую казачью дивизию орденом Красного Знамени. Тогда же 40-й полк пополнился новыми добровольцами с Кубани. Причем на этот раз больше всего казаков прибыло из Майкопа (175), Гиагинского (125) и Красногвардейского районов (125).
  А затем вихрь конных атак вновь понес кубанских казаков по дорогам войны.
  И пришлось казакам принять участие в изгнании оккупантов с Украины. В марте 1944-го 10-я кавдивизия была награждена орденом Суворова 2-й степени за боевые отличия в ходе оперативного рейда казаков по тылам противника во время Березнеговато - Снигиревской операции по разгрому нижнеднепровской группировки противника. В апреле 1944 года орденом Красного Знамени был награжден весь 4-й корпус, а орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени - 10-я кавдивизия за умелые действия в ходе Одесской операции.
  И били гвардейцы непрошенных гостей в Белоруссии (10-я кавдивизия во время Белорусской операции трижды отмечалась в приказах Верховного Главнокомандующего. 40-й казачий полк, кроме того, за образцовое выполнение боевых задач при форсировании реки Щара и освобождении города Слоним 25 июля 1944 года был награжден орденом Красного Знамени, и ему уже было присвоено почетное наименование "Барановичский").
  Освобождали казаки - добровольцы от гитлеровских войск Румынию и Венгрию. В приказе Верховного Главнокомандующего от 12 октября 1944 года об этом писалось так: "Наши войска в результате умелого обходного маневра овладели крупным административно - хозяйственным центром Трансильвании городом Орадеа - Маре - важным узлом коммуникаций и мощным опорным пунктом обороны противника. В боях за овладение города Оридеа - Маре отличились кубанские казаки - кавалеристы генерал - лейтенанта Плиева, генерал - майора Головского, полковника Ревы..." за эти бои 40-й казачий полк был награжден орденом Александра Невского.
  И, наконец, в Чехословакии добили кубанцы своего заклятого врага, последними поставив точку в этой войне у стен древней Праги - 11 мая 1945 года.
  А потом был праздник, потом было долгожданное возвращение казаков домой, завершившееся для 40-го гвардейского казачьего полка 23 сентября 1945 года праздничным парадом в городе Майкопе.
  В дальнейшем, в связи с сокращением вооруженных сил, Кубанский казачий корпус (в том числе и 40-й полк) 31 июля 1946 года был расформирован, и казаки - гвардейцы вновь вернулись к мирной жизни, навсегда сохранив в своих сердцах память о той священной войне, на которой они не посрамили ни чести своей, ни чести своих предков.
  
  
   Майкоп 1996 - 2012 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"