Мельник Георгий Адамович : другие произведения.

Рассказ "Записки квартиранта" в стихах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это - мой материал литсайта "Стихи ру": https://stihi.ru/2020/10/10/6281

  Это - мой материал литсайта "Стихи ру":
  https://stihi.ru/2020/10/10/6281
  
  рассказ "Записки квартиранта" в стихах
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
  5 октября этого 2020 года перебрался я вслед за "Прозой ру" и библиотекой самиздата Мошкова и на самый рейтинговый литсайт России "Стихи ру".
  "Проза ру" по рейтинговости этой сразу за "Стихи ру" идёт, а библиотека Мошкова- за "Прозой ру".
  Теперь основным моим творческим кабинетом "Стихи ру" будут - здесь я буду первым местом публиковать свои новые книги, а на других литсайтах давать их, как материал "Стихи ру".
  Да, 5 октября опубликовал я здесь свою из сна Рождественскую сказку "Свет Добра" вместе с рассказом из жизни в ПРЕДИСЛОВИИ "Сменил я "Избу Читальню" на "Стихи ру":
  https://stihi.ru/2020/10/05/4545
  Ещё первый свой стих 2015 года "Доброта и Честность - путь на Небо" опубликовал:
  https://stihi.ru/2020/10/05/5190
  Да и ещё несколько своих стихов 2015 года опублликовал:
  "Разговор с Богом":
  https://stihi.ru/2020/10/05/5988
  "Бессовестный мир" и "Сестра, ты совесть звала?" вместе двумя языками, русским и украинским:
  https://stihi.ru/2020/10/05/5701
  А потом опубликовал и первые 20 стихов протоиерея Алексия Кобзева из моего Харькова из его большого Сборника стихов "СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ" опубликовал тремя публикациями:
  https://stihi.ru/2020/10/05/6475
  https://stihi.ru/2020/10/05/6577
  https://stihi.ru/2020/10/05/6694
  На следующий день, 6 октября 2020 года, ещё перевёл я в стихи свои, типа Чехова, две фантазии "Как Пушкин с Лермонтовым в Раю встретились" и "Как Классики Чехова снова на Землю отправили":
  https://stihi.ru/2020/10/06/6750
  
  Точно, буду я теперь свои книги в прозе в стихи переводить.
  В свете слов Батюшки Алексия в его четвёртом стихе:
  
  "Всем, кто не против этой цели,
  Чтоб с верой в будущее жить,
  Мы к их услугам захотели
  Вероученье изложить.
  
  Не прозой, а воспеть в стихах,
  Чтоб не одним умом, формально
  Читать могли бы в поспехАх,
  А в душу влить фундаментально!"
  
  Да, далеко не все люди умеют читать прозу не только умом, но и сердцем, душой то есть.
  Так, чтобы прочитанное становилось бы руководством их мыслей и поступков.
  Словами снова-таки Батюшки Алексия:
  "Стихи сердец касаются,
   Легко запоминаются..."
  Примером таких людей, которые в прозе читают, но не понимают сердцем, что читают, могут быть два священнослужителя из Евангелия: священник и левит.
  Знающие наизусть, наверное, Священное Писание, Тору (Ветхий Завет по-Христианству) в прозе.
  Но смогли они спокойно пройти мимо израненного ножами, истекающего кровью человека, даже не попытавшись его спасти, оказать ему помощь!
  А ведь такой их поступок противоречит жизни по Священному Писанию, мирским языком - по-совести.
  Сами они, если бы оказались на месте этого человека, наверняка рады были бы, если бы проходящий мимо, пусть и незнакомый им человек, оказал бы им помощь в большой беде.
  Если лишь умом читают люди прозу, а не сердцем, то, как говорится, читают они книгу, а видят фигу, увы.
  Хотя, справедливости ради, нужно признать то, что не все еврейские священники читают Священное Писание лишь умом, а не сердцем.
  Вот, очень уважаемый равви Иудаизма Гилель явно читал Священное Писание сердцем, душой.
  Поэтому когда один язычник попросил его научить его всему Священному Писанию, Торе, за время, которое он сможет стоять на одной ноге, сказал этому язычнику:
  "Не делай другим людям того, чего себе не желаешь. В этом вся Тора, всё остальное в ней - лишь комментарии к этому".
  Пророк пророков Божий Сын Иисус Христос, Спаситель наш, об этом же говорит в Своей главной Нагорной проповеди:
  "Поступай с другими людьми так, хак хочешь, чтобы с тобой люди поступали. Ибо в этом - Закон Божий и сущность учения всех истиных пророков Божьих".
  Мирским языком - живи по-совести, по голосу Бога в своём сердце.
  Ой, что-то я снова начал "расстекаться мыслями по древу", так сказать.
  Забыв, что на литсайте "Стихи ру" нахожусь, а не на "Прозе ру".
  
  Да, дорогой мой Читатель, в одно время с Рождественской сказкой "Свет Добра" в начале 90-х годов прошлого XX века, мне, как малехо пророку, 12 марта 1993 года приснился ещё один рассказ: "Записки квартиранта".
  Проснувшись утром 12 марта 1993 года, сел я за стол и за один присест написал рассказ.
  Перечитав его, я очень удивился: как можно мне было написать такое, не прочитав ни единой книги писателя Квитки-Основьяненко и, практически, ничего не зная о его биографии?!
  Честно говоря, в школе я творчеством Классиков не интересовался совсем, лишь приключения и фантастику много читал.
  Поэтому ни одного произведения Классиков в школе я и не читал в прозе, читал о них лишь то, что писалось в учебнике по русской и украинской литературе.
  И то, забывая всё это после сдачи экзаменов по русскому и украинскому языках.
  Весьма озадаченный, я этим же утром поехал в центральную библиотеку Харькова имени Короленко и обложился всеми имеющимися там книгами о Квитке.
  И был удивлен ещё больше - всё написанное соответствовало действительности!
  К написанному утром я добавил два отрывка из книг писателя, которые полностью соответствуют духу этого рассказа.
  Литературное предисловие было написано утром, и его я оставил в прозе в слегка изменённом виде.
  Заметил я то, что этот рассказ обладает удивительным действием, помогая человеческой душе поднять свои глаза к Небу, поверить в реальное существование Бога и Его Вечного Мира - Царства Небесного.
  Как и то, что внимательное прочтение этого рассказа помогает людям получать духовное и даже телесное оздоровление. Помогает поверить в то, что молитвы, которые оставил людям от Бога Божий Сын Иисус Христос, обладают реальным лечебным действием и для наших душ, и даже для наших тел.
  Этими молитвами, как известно, являются молитва "Отче наш" и молитва мытаря "Господи, помилуй меня грешного", коротко "Господи помилуй".
  Да, исцелением дочери редактора харьковской газеты по этим молитвам к Богу Бог убедил её родителя разместить этот рассказ в своей газете Харькова "Тайны века" в октябре 2002 года.
  26 сентября 2002 года принёс я рукопись этого рассказа редактору харьковской газеты "Тайны века" Сергею Моисееву.
  Прочтя её, он заинтересовался этой рукописью, сказал, что рассказ ему понравился.
  Но отказался издать его в своей газете, сказав то, что рассказ этот слишком большой для его маленькой скромной газеты, что в его газете такие большие материалы больше чем на один разворот страницы не публикуются.
  Уважительно пообщались мы друг с другом и попрощались, взяв координаты друг друга.
  На следующий день по телефону Сергей Моисеев сообщил мне то, что его дочь Настя сильно заболела и попала в больницу.
  Сергей начал советоваться со мной, как с врачом, детским хирургом (тогда я им работал в 24 детской поликлинике Харькова на улице Руставели 4-а) по поводу болезни дочери.
  Но я сказал ему, что, как врач-хирург детской поликлиники, не могу я давать советы врачам - хирургам стационара нашей Областной детской больницы на Алексеевке.
  Но предложил я Сергею Моисееву вдвоём посетить дочь в стационаре больницы и помолиться Богу за её выздоровление с молитвами, которые дал людям молиться Богу Божий Сын Иисус Христос: "Господи! помилуй меня грешного" и "Отче наш".
  Он согласился, и мы отправились к Насте в Областную детскую клиническую больницу на Алексеевке.
  Приехав в больницу, мы поговорили с врачами. Они лишь разводили руками, не зная как лечить девочку. Врачи даже не могли поставить ей точно диагноз, не понимая причины её очень плохого состояния - очень высокая температура, боли в животе, но они до клиники "острого живота", когда операция необходима, не дотягивали.
  Помолились мы с Сергеем Богу молитвой мытаря "Господи! помилуй меня грешного (нас грешных)", после чего помолился я Богу над Настей с молитвой "Отче наш", положив на нее руки, перекрестил её и себя крёстным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа.
  Ничего удивительного вроде бы не произошло, но я сказал Сергею Моисееву: "Если мы искренне верим в помощь Бога, и искренне каемся в своих грехах, желаем дальше стараться жить по Христовым заповедям в доброте и честности к людям, в скромности, не считая себя лучше никого, никому не завидуя в жадности, в прощении всех людей, в милосердии к чужому страданию, то утром дочь может выздороветь".
  На следующее утро врачи на обходе очень удивились - Настя была абсолютно здоровой. Это убедило Сергея Моисеева сделать исключение для рассказа и опубликовать рассказ этот в тогда его газете "Тайны века", в октябрьском номере 2002 года.
  Потом Сергей издавал в Харькове газету "Русь Триединая", но после событий 2014 года в Украине переехал с семьей жить в Москву, как я узнал в 2017 году.
  Ну, если для Бога этот рассказ из моего сна оказался настолько важным, что Он заставил Сергея Моисеева издать его в своей газете.
  Вначале послав тяжёлую болезнь его дочери Насте сразу после того, как Сергей отказался это сделать, но за одну ночь дав полное исцеление дочери, тогда этот рассказ из моего сна и переведу я сегодня, 10 октября 2020 года, в субботу, в стихи.
  Снова сидя в нижнем компьютерном зале библиотеки Харькова имени Короленко.
  Интернета сейчас у меня нет в личном пользовании, поэтому по выходным дням здесь сидеть буду.
  Поэтому и фото этого материала дам я фото своё 2017 года из авторской моей страницы "Стихи ру".
  Где я стою возле зеркала в гардеробе этой библиотеки Харькова.
  Да, ЛИТПРИЛОЖЕНИЕМ к рассказу в стихах дам его и в прозе так, как он мне приснился 12 марта 1993 года.
  Да, недавно на "Прозе ру" я одного своего Читателя, который часто писал рецензии на мои произведения "Прозы ру", попросил больше этого не делать.
  Кроме него и в библиотеке Мошкова, и на "Прозе ру", мне рецензии и комментарии никто обычно не писал, молча читая мои книги.
  Хотя нет, вспомнил я сейчас о том, что редактор прозы одного очень низкорейтингового литсайта тоже немало рецензий мне написала на "Прозе ру", пытаясь унизить ими моё творчесто.
  Ну, потом надоело ей смешить своими этими рецензиями весь мир, пытаясь унизить ту же мою Рождественскую сказку "Свет Добра",- перестала писать их.
  Которую уже вся планета Земля читает и в изданных книгах, и в переводе на другие языки с русского языка.
  Которая сделала меня известным во всём мире писателем.
  Наверное той жительнице Петербурга просто завидно было, что она, придя на "Прозу ру" на много лет раньше меня, имеет во много раз меньшее количество Читателей, чем я их имею.
  Все остальные мои Читатели, кроме этих двоих, умными оказались.
  Понимая, что глупо пытаться рецензировать книги человека, в которых он призывает людей жить по-совести, религиозным языком - по Божьему Закону.
  Словами Классиков, "сеет в души людей разумное, доброе, светлое, вечное. Учит понимать и прощать других людей и милость проявлять даже по отношению к падшим людям".
  За то, что все Классики делали это своим творчеством их Бог в Рай и определил дальше жить в вечной счастливой жизни Божьего Мира.
  О чём я, как малехо пророк, в своих фантазиях рассказываю.
  После этих моих слов, надеюсь, теперь уж точно никто мне рецензий этих на мои произведения писать не будет: и на "Прозе ру", да и на "Стихах ру" тоже.
  Хотя с интересом наблюдал я в своём кабинете "Прозы ру", придя туда более пяти лет тому назад, за тем, кто из коллег по перу этого литературного сайта читает все мои произведения?
  К таким и я шёл в гости, читая и их произведения, и рецензии на них писал, ведя с этими людьми в них душевные беседы.
  Хотя сейчас одна София Лагерфельд из первых моих Читателей на "Прозе ру" не забывает и сейчас меня, заходя иногда посмотреть, что я сейчас пишу.
  Любимым её произведением у меня является рассказ Софии "Физрук".
  Ладно, пора заканчивать это ПРЕДИСЛОВИЕ писать и начинать переводить в стихи мой тот рассказ из сна 12 марта 1993 года, а то я до окончания работы библиотеки не успею этого сделать сегодня.
  Хотя, ещё сказать надо то, что в стихах ПРЕДИСЛОВИЕ рассказа в прозе я опущу.
  В котором придумал я то, что подростком в 1937 году нашёл я эту рукопись в большой куче книг и журналов, которая лежала на улице моего Харькова.
  А потом, получается, что уже стариком, снова нашёл я её в 1993 году, переезжая на новую квартиру.
  В горе книжного хлама, который остался от прежнего квартиранта этой квартиры.
  Надо было как-то объяснить Читателю то, что воспоминания эти о писателе Квитке-Основьяненко пишет его современник в 1848 году, в год ухода этого писателя из земной жизни.
  Начну в стихах этот рассказ сразу с этих воспоминаний современника Григория Фёдоровича.
  Да, и совсем уже последнее в ПРЕДИСЛОВИИ.
  Хотелось мне перевести в стихи и два фрагмента из двух книг Квитки, "Сердешной Оксаны" и "Маруси", которые я вставил в свой рассказ.
  Но не могу, увы, я этого сделать.
  Провожал меня из Рая на Землю ещё одну короткую земную жизнь здесь пожить из Классиков лишь Поэт поэтов Александр Сергеевич Пушкин.
  Всунув мне на дорожку, так сказать, свою Лиру, хоть я и очень от этого отказывался, говоря то, что мне и прозы моей вполне хватит.
  Григорий Фёдорович провожать меня не пришёл, увы, поэтому не было у меня возможности испросить у Квитки разрешения переводить его произведения из прозы в стихи.
  Бог знает, может Григорий Фёдорович и против того, чтобы я фрагменты его произведений в прозе в стихи переводил.
  Если так, то некрасиво будет с моей стороны это делать.
  Поэтому в рассказе этом о писателе в стихах два фрагмента из двух его книг в прозе останутся.
  Ну, понятное дело, это всё - шутка была. В свете моей фантазии "Как Классики Чехова снова на Землю отправили".
  Хоть и шутка, но те два отрывка я всё-таки в стихи переводить не буду,- пусть останутся так, как Квитака-Основьяненко их написал в прозе.
  Могу напоследок ещё поюморить от имени Чехова Антона Павловича, учитывая то, что сижу я сейчас в компьютерном зале харьковской библиотеки имени Классика Короленко Владимира Галактионовича:
  "Да в бытность на Земле Чеховым, говорил я о Короленко то, что нет у меня ни малейшего сомнения в том, что Короленко - очень и очень хороший человек.
  Говорил ещё Чеховым я то, что за Короленко весело ити не только рядом с ним, но и вслед за ним ити тоже весело весьма".
  
  КОНЕЦ ПРЕДИСЛОВИЯ
  
   ***
  
  рассказ "Записки квартиранта" в стихах
  
  Вот мы похоронили
  Григория, цветы несли.
  Пророка мы похоронили,
  Как без него теперь нести
  Свой крест земной?!
  
  Ведь дивный светоч
  Ушёл, остались без него,
  Для Бога может то и мелочь,
  А на душе у нас темно.
  
  Я не являюсь близким другом
  Григория, лишь иногда
  Общался с ним, спокойный голос
  Его внимал, едва дыша.
  
  Мне кажется - наш тихий Харьков
  От Бога на себе несёт
  Печать духовности, Григорий
  Погибнуть ей тут не даёт.
  
  Да и пророк Сковорода
  Любил наш Харьков, уходя
  Ведь из него, спешил вернуться
  На Харьковщину, окунуться
  
  В прекрасную природу края,
  Земного рая, птички где поют
  В сухих гаях и рощах, зная,
  Что так в Раю они поют.
  
  Ещё любил Сковорода
  Наш край, хоть родом из Полтавы,
  За то, что люди здесь добры,
  Приветливы и не скупы,
  
  Гостеприимны и открыты,-
  За то любил Сковорода
  Наш край,- о том он говорил
  И Байки здесь он сочинил.
  
  Сковорода был другом
  Всей Квиток дружной той семьи.
  И потому наш Гриша Квитка
  Общался с ним,- то знаем мы.
  
  И сам стал Божьим он пророком,
  Учил людей по Правде жить,
  Да и в Любви, чтобы под Богом
  Народу нашему ходить.
  
  Так учат скромные монахи,
  От мира кто совсем ушёл.
  Григорий же учил в миру,
  Служа он общества добру.
  
  Ведь светлая душа от Бога
  Не сходит никогда с пути,
  Который Бог ей указал,
  Дорогу в Небо показал.
  
  И не важно, кем человек
  Является в театре жизни:
  Хоть царь он или хлебороб,
  Глава он армии иль солдат,-
  Служить всегда он Богу рад.
  
  Сковорода то говорил. -
  Григорий Квитка воплотил,
  Живя в театре бренной жизни
  И предводителем дворянства,
  
  Судьёй и даже тем актёром
  В театре Харькова,- чуднО
  Казалось всё то совмещать
  И человеку понимать.
  
  О чём о нём народ писал,
  Но Квитка это не читал.
  Народ наш Квитка просвещал,
  И книг немало написал.
  
  О быте нашей он деревни,
  И так красиво он писал,
  И русским языком писал,
  И то же всё - и украинским,
  
  Что стал последний литературным
  Он языком всей Украины,
  Что даже весь Шевченко наш
  Им переписан был за раз.
  
  Но с огорченьем вижу я -
  Всего величия души
  Григория не понимает
  Ни наш народ, да и элита
  Тех книжек Квитки не читают!
  
  Да, многие и не читают
  Того, что Квитка написал,
  От Бога нам Григорий дал.
  
  Сегодня, в середине века,
  Что девятнадцатым идёт,
  Не понимают человека,
  Что Божий Свет он всем несёт!
  
  Вот потому и расскажу
  Я об одной из наших встречь.
  И всякому тем докажу,
  Коль ценно слово Квитки,
  Что надо нам его беречь.
  
  Теперь уж ясно, что последний
  Шёл в жизни Квитки этот год,
  Когда пришлось с ним говорить,
  Слова пророка мне ценить.
  
  В уютный дом трёх дворян
  Хозяин дома пригласил
  Он в гости и стол накрыл.
  Хотя ценнее угощенья
  Души живой то пробужденье.
  
  Хозяина племянник в гости к дяде
  Из Петербурга приезжал,
  В том он кругу и оказался,
  Участником беседы стал.
  
  Я восхищение своё
  Творчеством Квитки изложил.
  Ну, а племянник молодой
  Презрительно о нём судил.
  
  Сказав, что книги все пророка -
  Пустой весь тот сентиментализм,
  Оторванный от реальной жизни,
  Что вера в Бога - архаизм (примечание - пережиток прошлого).
  
  Тогда с улыбкою Григорий
  Спросил юнца: "В чём жизни смысл?
  Что если есть без Бога смысл,
  Тогда юнцу он и поверит".
  
  Подумав, юноша старался
  Найти тот смысл, но отказался
  От тех попыток,- оказалось
  Без веры не осталось
  
  От смысла жизни ничего
  Разумного и от-того
  Тот юноша вдруг изменился,
  И к вере в Бога обратился!
  
  Признался юноша пророку,
  Что в сердце нет совсем любви,
  Которая всех в Рай ведёт,
  Погибнуть душам не даёт.
  
  Сказал Григорий, что добротой, любовью
  Нам надо сердце заполнять.
  Юнец же с грустью и печалью
  Спросил: "И где же её взять?"
  
  "От Бога каждый человек получает
  Родителей,- Квитка отвечает.-
  Родитель мудрости от Бога учит,
  Как по Правде жить,
  А мать родная - той Любви,
  Что из Небес идёт от Бога.
  
  Когда мы из очага родного уходим,
  Как птенцы из гнёзд мы улетим,
  То в жёнах мы её находим,
  И этим каждый так храним.
  
  И счастлив муж
  Коль та жена его добра,
  Она от злобных ада луж
  Хранит его, его любя".
  
  "А Вам с женою повезло?"-
  Спросил я тут же у пророка.
  "Да, очень даже повезло",-
  Ответил он, ведь у пророка
  
  Женою Анна та была,
  Светилася добром она.
  И Квитка Анну называл
  Тем Ангелом, его что охраняет,
  От Бога жизнью одаряет.
  
  "Вся харьковская суета,-
  Григорий нам то отвечает,-
  Все сплетни грязные и тОлки,-
  Для нас с женой их просто нет,-
  Такой пророка был ответ.-
  
  Занятье наши - мы читаем,
  Прочитанное вразумляем,
  И Бога за всё благодарим,
  И от-того наш дом храним.
  
  Да, Анна - Цензор мой первейший,
  Без Анны просто я б пропал!
  Не знаю, без неё что б делал,
  Жена - всех жён тот идеал!".
  
  "Григорий Фёдорович,- обращаюсь
  К писателю так снова я,-
  Жене Вы книгу посвятили:
  Прекрасную свою Оксану
  
  Сердешную,- как там красиво
  Вы слогом нам всем говорили
  О материнской той любви,
  Ведь помните то сами Вы?"
  
  "Не просто помню,- улыбнулся
  Писатель,- а напамять знаю,
  Сам книгу ту свою читаю"
  
  "Тогда напомните и нам
  То место,- я прошу его".
  Григорий это услыхал,
  Без лишних слов нам то сказал:
  
  "Нет на свете ничего лучшего, и Богу более желанного, чем сердце матери к своим деточкам!
  Сколько б их у неё ни было, то ли десятком Бог благословил, или только одним одно - все для неё одинаковы, каждого любит, всех одинаково жалеет, за любым одинаково убивается.
  Девять здоровеньких возле неё, утешают её, а одно морщится, киснет, нездорово; уже она за ним убивается, горюет, уже и боится, чтоб ещё сильнее не заболело, или чтоб,- пусть Бог бережёт,- чтоб ещё и не умерло.
  Она их и обмывает, обшивает, одевает и никогда не устанет, никогда не скучает с ними, и любая работа на детей ей не тяжела. Когда из детей есть какое шаловливое, непослушное, то отец, как отец, гаркнет на такого, дёрнет, затрещину даст, побъёт, а мать- как мать!
  Она начинает его уговаривать: "Не делай так, сынок, не ходи туда, голубчик! Так нехорошо. Ты меня огорчаешь. Я, глядя на тебя, частенько плачу и думаю: когда б ты опомнился, да бросил это делать, да слушал бы отцовского поучения, да пожалел бы мои слезинки, то из тебя был бы человек, ещё б я дождалась на старости радости, глядя на тебя".
  Пусть же теперь любой вспомнит,- кто не был в молодости шаловливым?
  От чего больше огорчишься? От отцовских ли затрещин, или хотя бы порки, или от материнских слов? А ещё как которая временами заплачет? Так Господи милосердный! Все глупости бросишь, на вечеринки месяц не ходишь, а сделаешь за троих. Вот кто такая мать!
  Святое дело! Господь милосердный, как есть Он на Небесах, так вместо себя дал нам на земле родителей: отца - чтоб научал и до ума доводил; а чтоб человек смолоду по глупости не печалился и не сбился с пути правильного, так тут мать с такою любовью, как есть Сам Господь милосердный к нам, грешным".
  
  Когда писатель замолчал,
  Юнец заметил: "Всё понял!
  Как буд-то с матери писали
  Моей, хоть её та доброта
  И раздражала всё меня!
  
  Теперь ценить ту доброту,
  Которой от Бога мать нас согревает
  Я буду эту доброту,
  Что это ценно - сердце знает!"
  
  Тут дверь в гостинной отворилась,
  Хозяйка дома появилась,
  С женой Григория пришла,-
  За разговором нас нашла.
  
  "Как всегда,- с улыбкой говорит она,-
  Мужчины наши разговоры
  О философии ведут.
  Нас, женщин, к ним не допускают,
  Мол, женщины её не знают".
  
  "Из нас философы плохие,-
  С улыбкой Квитка отвечает.-
  Вот тот Сократ,- он точно знает
  Всю философию,
  Потому что понимает,
  Что ничего он сам не знает.
  
  Всё знает Бог - Ему хвала!
  Крупицы мудрости Своей даёт
  Тому, кто точно понимает,
  Что ничего он сам не знает.
  
  И ищет в сердце мудрость у Творца,
  Что совестью у нас зовётся,
  Кто совестлив,- тогда найдётся
  Крупица мудрости Творца
  И у такого молодцА".
  
  Хозяин дома отозвался,
  Весь разговор наш он молчал.
  На слова жены он отозвался,
  И то он женщинам сказал:
  
  "Был разговор о смысле жизни,
  Лишь Вера нам его даёт
  Если интересно, что говорили,-
  В "Маруси" всякий то найдёт.
  
  Берёт из шкафа книгу Квитки,
  Да и читает из неё:
  
  "Часто мне приходит на мысль: для чего бы человеку так сильно привязываться к чему-нибудь...?
  Прежде всего, подумаем: разве мы на этом свете вечные?
  И что есть у нас: скотина ли, хлеб на гумне, имущество в сундуках, разве всему этому так без порчи и быть?
  Нет, ничего здесь не вечное. Да и ты сам что? Сегодня жив, завтра что Бог даст!
  Ведь живучи с людьми, только и слышишь: там звонят, там плачут, и всё по покойнику; там кормят нищих за упокой.
  Когда ж это так, то и помни себе всегда, что не забудут и тебя на этом свете, возьмут, не спрашивая, хочешь ли или, может быть, ещё бы погулял?
  Для чего бы не делать так: наградил тебя Бог счастьем, что отец и мать твои живут при тебе и благодарят тебя ласковым словом за то, что ты их при старости и покоишь, и уважаешь; или счастлив ты женою доброю, кроткою, попечительною хозяйкою; или детками покорными да послушными,- хвали за всё это Бога и утром, и вечером, а их почитай, люби и уважай, и не жалей для них не только никаких трудов, имущества, но, когда нужда велит, душу свою за них положи, всем жертвуй, умри за них...
  Но всё-таки помни, что и они на этом свете такие же гости, как и ты, и всякий человек, царь ли, пан, архиерей, солдат или пастух.
  Когда же Милосердный наш Отец кого-нибудь из нас позовёт, провожай с горестью, но без скорби и ропота; перекрестись и скажи, как всякий день в молитве читаешь: Господи, да будет воля Твоя с нами, грешными!
  Больше всего помни, что ты хоронишь сегодня, а тебя схоронят завтра, и все мы будем вместе у Господа Милосердного, в Вечной Радости, а там не будет уже никакой разлуки; и никакое горе, никакая беда там не приключится нам...
  Да ещё и так подумаем: чувствуешь ты, человече, что эту беду послал тебе Бог за грехи твои,- так тут же и рассуди: какой отец оставит детей вовсе без всякого наставления, чтобы они совсем развратились?
  Всякий, всякий отец старается научить детей всему доброму; а непослушных по-отцовски накажет, да по-отцовски же и помилует.
  Недаром сказано: негодное то дитя, которого отец не наказывал! Это люди со своими детьми так поступают.
  А то Отец Небесный, коего милосердию нет меры и пределов! Когда Он и пошлёт за грехи наши какую беду, то Он же и помилует! Только покоряйся Ему!
  Тогда увидим, что нам будет всё легко переносить и во всём будет покойно..."
  
  После того, как завершил
  Хозяин чтенье книги этой,
  На юношу я посмотрел,-
  Задумчиво в камин глядел
  
  Как те поленья догорают,
  Теперь душа о Боге знает,
  Да и о Рае, Мире Божьем,
  Откуда родом человек,
  Коль крепок в Вере он навек.
  
  Мельник Юрий Адамович, Харьков,
  10 октября 2020 года,
  нижний компьютерный зал библиотеки Харькова имени Короленко
  
   ***
  
  ПРОЗАИЧЕСКОЕ ЛИТПРИЛОЖЕНИЕ
  
  Записки квартиранта
  
  исторический рассказ в прозе
  
  12 марта 1993 года я переезжал на новую квартиру, точнее сменил снимаемую раньше.
  Наводя порядок в новом жилье, обнаружил в бумажном хламе старую рукопись.
  Хозяйка квартиры сказала, что эти бумаги принадлежали прошлому квартиранту, который умер на снимаемой квартире в 1990 году.
  На полях рукописи квартирант указал о том, что в 1937 году, пятнадцатилетним мальчиком гулял с другом Володей по одной из улиц Харькова, и увидел на мостовой кипы книг, газет и журналов.
  Ребята стали их перелистывать, рассматривать.
  Володя взял в руки учебник английского языка, а его спутник - пожелтевшую от времени тетрадь.
  Разговор двух мужчин, проходивших мимо, насторожил друзей. Беседовали прохожие о хозяевах выброшенной литературы.
  Детям стало ясно, что книги, газеты и журналы попали сюда из квартиры врага народа. Что ночью всю семью куда-то увезли.
  Ребята поспешили уйти, но оставили себе то, что держали в руках.
  Вернувшись домой, юноша прочёл начало тетради и очень удивился, что его находке почти 100 лет.
  Это были воспоминания одного харьковского дворянина о писателе Квитке-Основьяненко.
  Имени и фамилии его в тетради не было.
  Теперь этим воспоминаниям уже 150 (примечание - на момент 2020 года более 180 лет).
   ***
  
  На прошлой неделе похоронили Григория Федоровича. Какой человек ушёл от нас!
  Я не могу считать себя близким другом писателя, но с большим почтением отношусь к его таланту. Лишь несколько раз, в узком дворянском кругу, имел счастье общаться с ним, слушать его спокойный голос.
  Мне кажется, что наш провинциальный городок имеет на себе печать Божью. Вносивший высшую духовность и в религию, и в культуру, Григорий Сковорода, друг семьи Квиток, не желал надолго покидать Харькова, хотя родом и не отсюда.
  
  3 стр
  
  Юный Гриша Квитка общался со своим необыкновенным тёзкой и сам стал проводником Божьего Света, учителем высшей нравственности, зачинателем всего нового в культурной жизни Украины.
  Но самое удивительное то, что Квитка сумел объединить в себе пророка, и честного исполнителя земного долга, служа на благо общества предводителем харьковского дворянства, судьёй.
  Честный и мудрый, добрый и порядочный человек старается не сходить с пути добродетели никогда и нигде, независимо от того, кто он: царь или хлебороб, полководец или солдат.
  Об этом говорил в своё время Сковорода, и это было девизом жизни его ученика.
  Но с огорчением вижу я то, что ни простой народ, любимый Квиткой, ни интеллигентные люди в полной мере не ощущают сегодня всего величия ума и души Григория Федоровича.
  Сейчас, в середине XIX века, многие видят в нём только сентиментального мечтателя. Какое обидное заблуждение о человеке величайшего ума, способном не только чувствами, но и разумом осознать смысл человеческой жизни!
  В доказательство этого, хочу рассказать вам об одной из встреч с писателем в узком кругу. Что ни говори, а в нашем тихом Харькове нет такого большого количества ярких личностей, как в Москве или в Петербурге.
  Поэтому мы очень дорожим встречами с таким человеком, как Григорий Федорович.
  Если не общаться с думающими, просвещёнными людьми, то рискуешь в обывательской жизни превратиться в ограниченную личность, которую ничего, кроме быта, не интересует.
  Итак, в начале нынешнего 1843 года случай свёл меня с Квиткой. Теперь ясно, что шёл последний год земной жизни писателя. Кроме нас двоих, в компании были хозяин дома, преподаватель нашего Харьковского университета, и его племянник, прибывший к дяде из Петербурга.
  Юноше было на вид не более двадцати лет.
  Чувствовалось, что его горячую, молодую натуру тяготит общение с тремя стариками.
  Среди молодёжи часто считается модным неверие в Бога, неуважительное отношение к Церкви и многим ценностям христианства. Дядя, обеспокоенный таким направлением мыслей своего племянника, пригласил к себе Квитку в надежде на то, что знакомство с яркой личностью окажет положительное влияние на юношу.
  
  4 стр.
  
  В интересной беседе проходил длинный зимний вечер.
  Немного вспомнили историю Руси, после чего мне захотелось высказать Квитке своё восхищение его творчеством. Юноша же при этом поморщился и сказал:
  - А, по-моему, Григорий Федорович, многие ваши книги - обычный сентиментализм, оторванный от реальной жизни. Чего стоит ваше обличение пороков, если вы призываете к христианской покорности, к смирению перед властями? Вся прогрессивная общественность сейчас уходит от этой наивной веры в добренького Боженьку, а вы толкуете о каких-то идеалах покорности и смирения.
  - Не надо вам, молодой человек, ориентироваться на тех, кто зовёт к топору, к братоубийству и бунтам. Кроме страданий, осуществление этих призывов ничего не принесёт обществу,- ответил Квитка и добавил:
  - Ещё мудрый Сократ говорил о том, что если людям не нравятся законы, надо принять лучшие. Но пока не приняли новых, надо соблюдать старые, чтобы в обществе был порядок и мир. Но поговорим вначале о том, что вы веру в Бога считаете глупостью. Правильно ли я вас понял?
  - Да,- согласился юноша.- Священники призывают к смирению и постам. Знакомая мне женщина служила в доме попа, и рассказывала, как он сам соблюдал пост. Нет пределов человеческой наивности!
  - Священники - обычные люди,- ответил на это Квитка,- и среди них встречаются лицемеры. Не надо грехи отдельного человека переносить на всю Церковь. Да ведь то, что мы едим - это не самое главное. Важнее то, что выходит из нашего сердца: добро или зло, правда или обман. Посты полезны для телесного и духовного очищения, но не они главное. Особенно для мужчины, который к Богу часто приходит не чувством, а разумом.
  - Здравый смысл противоречит религии,- парировал юноша.
  - Тогда, молодой человек, изложите ваши взгляды на смысл человеческой жизни. По каким законам надо жить разумному человеку, чтобы его жизнь не противоречила здравому смыслу?
  Вопрос писателя заставил юношу задуматься.
  Через минуту он ответил:
  "Вся жизнь- борьба. Борьба любой ценой за личные интересы, за интересы семьи и народа. Сильный выживает, слабый погибает. Только борьбой можно изменить жизнь людей к лучшему. Правители одобряют противные природе человека добродетели, поддерживают религию, чтобы легче было угнетать народ.
  
  5 стр.
  
  На самом деле, никакого Бога нет, всё подчинено реальным законам. Придёт время, когда наука, а не религиозные фанатики ответит на все вопросы. Никакого Царства Небесного, Рая, никакой загробной жизни нет".
  - Я не отрицаю естественных наук,- ответил на это Квитка.- Да, они смогут объяснить законы земного мира. Но законов души человеческой и Вечного Духовного Мира не объяснят. Вы говорите, что законом жизни разумного человека является борьба за личные интересы. Но это закон жизни неразумного животного мира. Да, и человек тоже вынужден в земном мире бороться за телесное благополучие со стихией. Земной долг сильных мужчин - защитить себя и остальных от нападения внешних врагов и от преступников. Долг блюстителей порядка - бороться за соблюдение законности в обществе. Мне самому в роли судьи не раз приходилось вставать на защиту людей от обидчиков.
  Но для определения смысла жизни разумного человека, борьба не может служить главным понятием. Ведь сколько человек ни борется за своё личное благополучие, неизбежно его когда-то ожидает телесная смерть. Зачем ему тогда будут нужны результаты его борьбы? Смерть заберёт у него всё завоёванное в этом мире. Получается, что идея борьбы за личное благополучие не имеет высшего разумного смысла.
  - Человек может жить для детей, для сохранения своего рода,- произнёс юноша.
  - Святой земной долг любого человека - заботиться о своей семье,- согласился писатель,- но, сколько человек ни стремится, чтобы его дети не болели, не старели, не умирали, они всё равно будут стареть, болеть и когда-то уйдут из земного мира. По большому счёту, как видите, и это не имеет высшего разумного смысла.
  - Можно жить для получения удовольствия от жизни,- решил юноша.
  - Нет ничего плохого в земных удовольствиях от удовлетворения чувства голода и жажды, от хорошей музыки или от близости с любимым человеком. Но любое личное удовольствие проходит, не оставляя ничего, кроме воспоминаний. Если же человек в получении личных удовольствий видит смысл своей жизни, то часто становится жалким рабом их.
  Посмотрите, как на глазах гаснет разум пьяниц, для которых главное - одурманивание себя спиртным. Или в какое ничтожество превращается развратник, способный ради минутного удовольствия предать любящую его девушку.
  
  6 стр.
  
  - Можно жить с целью стать очень богатым человеком, который способен приобрести всё, что пожелает,- не сдавался юный собеседник
  - Нет плохого в том, что человек желает улучшить условия жизни своей семьи,- произнёс Квитка,- но когда накопление богатства становится для человека высшим смыслом жизни, его можно лишь пожалеть.
  Такого человека охватывает ненасытная жадность: ему всегда мало того, что имеет, он не умеет радоваться тому, что у него есть, теряет покой в ожидании воров. Разве можно такого раба денег назвать счастливым человеком? Даже бедняк может быть счастливей его, если умеет довольствоваться разумной умеренностью.
  К тому же, разве сможет раб жадности забрать с собой накопленные богатства после окончания земной жизни? Не глупо ли тогда считать высшим смыслом жизни всё большее увеличение своего богатства?
  - Можно посвятить жизнь служению науке, той же физике,- решил юноша.
  - Немало людей видит высший смысл жизни в этом,- сказал Квитка.- Но в порочном обществе, одержимом жестокостью, алчностью, мстительностью, научные открытия часто несут людям больше вреда, чем пользы: губится природа, создаются средства для убийства людей.
  - Можно жить для достижения большой власти или славы,- произнёс юноша.
  - Об этом даже говорить нечего,- улыбнулся Квитка,- перед достигшими власти тиранами преклоняются лишь во времена их правления. Затем их имена или забываются, или проклинаются. Слава также обманчива и быстропроходящая, как и все остальные идолы безбожного мира.
  - Значит, по большому счёту, жизнь действительно бессмысленна,- сдался юноша.
  - А как же быть с вашим здравым смыслом?- спросил писатель.- Ведь вы бросили упрёк религии в отсутствии его, а сейчас убедились, что на самом деле безбожные взгляды на окружающее противоречат здравому смыслу, превращая жизнь разумного человека в бессмыслицу.
  - А для вас, Григорий Федорович, в чём высший смысл жизни?- спросил у Квитки юноша.- Какой разумный смысл её у вас в этом временном мире?
  
  7 стр.
  
  - Я ищу действительный смысл человеческой жизни, прислушиваясь к своему сердцу и к учениям великих людей нашей цивилизации,- ответил писатель.- Мы - христиане, и нашим Учителем является Божий Сын Иисус Христос, Которого Бог послал к нам для просветления нашего разума и для нашего спасения.
  - И о чём же нам сообщил Христос?
  - О том, что человек, кроме смертного тела, имеет и бессмертную душу. Она-то и является нашей сущностью. Смысл человеческой жизни - очистить своё сердце от зла и неправды, от всего тёмного и стать жителем Высшего Мира Бога.
  Надо любить людей и Бога, который является Источником Жизни, Правды, Любви и Истинной Мудрости. Поэтому я и с вами соглашался, что выполнение земного долга- святое и нужное дело, если совершается из любви к другим людям.
  - Вы говорите об известных главных заповедях Евангелия,- произнёс юноша,- но что означает для человека в реальной жизни любить всех людей, как самого себя?
  - Прежде всего, надо стараться поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, а значит: не обижать, не обманывать, прощать прошлые обиды, сочувствовать любому чужому страданию. Причём так надо относиться ко всем без исключения людям, а не только к родственникам и друзьям.
  - Даже к ворам и убийцам надо относиться по-доброму?- удивился юноша.
  - Даже их надо жалеть,- ответил Квитка.- Человек не рождается преступником. Все люди - дети Всевышнего, и рождены, чтобы быть добрыми. Если же бедняга плохо воспитан или раб пороков, то заслуживает сочувствия, так как он - больной человек.
  - Извините, Григорий Федорович, но это же глупо - относиться по-доброму к преступникам и насильникам!
  - Я не говорю, что надо поощрять их преступления. Напротив, общество должно надёжно защищать своих членов от преступников,- пояснил писатель.- Но злиться на них не надо, следует желать им выздороветь от пороков.
  - И вы, Григорий Федорович, верите, что так живущий человек после смерти тела попадает в вечную счастливую жизнь Рая?
  - Да, верю,- ответил Квитка.- Вера даёт человеку разумный смысл жизни, убеждает в безусловной ценности добра и правды. Разумная душа человека - это частичка Высшего Божьего Разумения. Бог вечен, поэтому и душа человеческая не может умереть, если ориентируется на Вечные духовные ценности.
  
  8 стр.
  
  - Но почему вы так уверены в истинности того, что проповедует Христос?!- воскликнул юноша.
  - Христос говорит то, что звучит в сердце каждого человека, в его совести. Беда в том, что многие люди заглушают в себе этот голос Бога в своём сердце рабством перед пороками и бездуховностью.
  А то, что Иисус является посланником Бога на землю, Божьим Сыном и Божьим Словом, подтвердил Сам Бог-Отец в присутствии трёх свидетелей голосом с неба: "Это есть Сын Мой возлюбленный. Его слушайте".
  - А кто докажет, что такое событие было на самом деле?- спросил юноша.
  - Это событие описано почти дословно в трёх разных источниках: в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки,- ответил писатель.- Даже любой светский суд признает правдой свидетельство трёх человек.
  - Но докажите мне с позиции здравого смысла, что Рай, Мир Вечного Добра и Счастья, существует на самом деле?!
  - Хорошо,- согласился Квитка.- Земной мир живёт по закону леса- по закону борьбы за личную выгоду. Если животному в этой борьбе надо кого-то укусить, оно не будет мучаться угрызением совести, не так ли?
  - Да,- ответил юноша.
  - Разумному же человеку, с живым сердцем, не хочется никого обижать, даже если зло и подлость могут принести ему личную выгоду,- произнёс Квитка и спросил:
  - Откуда в его сердце звучит этот призыв не обижать других, что противоречит законам животной природы?
  - Это обычное воспитание,- махнул рукой юноша.
  - Другой пример,- продолжает писатель,- перед идущим по улице упал незнакомый прохожий и сильно ударился. Человеку с живым сердцем жаль упавшего. Откуда взялось это чувство? И оно неведомо неразумному животному, которое заботится лишь о себе и о своём потомстве, но не имеет жалости к любому чужому страданию.
  - Тоже обычное воспитание. Нас с детства учат в этом случае помочь,- был ответ юноши.
  - Да, воспитанием можно разбудить в человеке Высшую Жизнь,- согласился Квитка,- но нежелание делать другим зло и подлость, а также сочувствие чужому страданию идёт из глубины сердца. Не случайно Христос призывал искать Царство Небесное не во внешнем, а внутри себя, в своем сердце, в своей совести.
  
  9 стр.
  
  Если в живом сердце звучит этот чуждый животной природе голос совести, значит, должен быть Источник этого голоса - Мир Вечной Божьей Любви, который живёт по законам Добра и Правды. Ведь не бывает дыма без огня - каждое следствие имеет свою причину. Вы можете что-то возразить на это?
  - Пожалуй, что нет,- признался юноша.- Значит, голос совести звучит в сердце человека от Бога из какого-то Высшего Мира?
  - Конечно!- улыбнулся писатель, довольный тем, что юный собеседник понял его.- И попасть в этот Мир может любой, очистив себя, с Божьей помощью, от плохих качеств и воспитывая в себе качества жителя Божьего Мира: доброту ко всем, честность, умение прощать, веру в Бога.
  Не понять того, что Высший Мир Добра есть на самом деле, может лишь тот, кто заглушил в себе голос совести, кто способен оправдывать зло, чёрствость, жестокость.
  - Вас послушать, так остаётся уйти в монастырь,- усмехнулся юноша.
  - Примерно в вашем возрасте, молодой человек, я чуть это не совершил,- признался Квитка.- Но вскоре понял, что отречение от всего земного - не мой путь. Можно выполнять земной долг, живя мирской жизнью: заниматься общественной деятельностью, вносить посильный вклад в развитие науки и культуры - и при этом идти к Богу. Поэтому я и вернулся в обычную светскую жизнь.
  В этот момент я решил вставить слово в разговор.
  - Григорий Федорович,- обращаюсь к писателю,- вы доказали не словами, а делом, что не живёте для накопления богатств, что не являетесь рабом жадности, когда отказались в пользу брата от родового поместья.
  - Я по своему характеру не могу быть крепостником,- ответил на это Квитка.
  - Но многие обвиняют вас в том, что в своих книгах нередко чуть ли не прославляете крепостничество!- удивился я.- Как же можно объяснить такое противоречие?
  - Я уже говорил, что считаю глупостью попытку бунтами и революциями ломать существующий социальный строй,- ответил писатель.- У доброго хозяина людям жить легче, чем в одиночку искать себе пропитание. Беда в том, что не все хозяева добры и милосердны к людям.
  - Конечно, крепостничество скоро уйдёт в прошлое, но надо идти к этому без кровопролития. А вообще-то нельзя делить людей на бедных и богатых, и из-за этого по-разному относиться к ним.
   10 стр.
  
  Все люди - дети Божьи, во всех слоях общества есть люди с чистыми сердцами, есть и падшие создания. В земном мире деление на богатых и бедных неизбежно.
  Жадность - слишком распространённый среди земных людей порок, чтобы пытаться насилием и жестокостью построить светлое будущее и установить социальную справедливость. Если люди попытаются это сделать через братоубийство и кровь, то ничего хорошего, в конечном итоге, не получится.
  Одних Бог в условиях земной жизни воспитывает бедностью, других - богатством, и кому из них повезло больше, знает лишь сам Всевышний. Лишь в Раю не будет этого деления.
  Я же люблю искренность простого народа, на которого не давит груз великосветских условностей. Не случайно герои моих книг, в основном, люди простые. Однако мы отклонились от темы нашего разговора. Надеюсь, молодой человек, теперь вы не будете считать веру в Бога глупостью?
  - Признаться, Григорий Федорович, вы поколебали мои позиции по отношению к этому вопросу,- ответил юноша.- Так вы советуете мне посещать Церковь, поститься, ставить свечки на службах?
  - Я призываю вас задуматься над смыслом своей жизни,- произнёс Квитка,- Все беды людей начинаются с неверия в Бога, в Добро с большой буквы, когда человек считает возможным жить не по совести.
  Именно неверие рождает недовольство жизнью, неумение радоваться ей, неумение спокойно перенести жизненное испытание.
  Какое беспокойство может чувствовать тот, кто твёрдо верит в бессмертие человеческой души, и в то, что всё подчинено Богу, Творцу - Высшей Силе Добра и Справедливости!
  Если вы, молодой человек, чувствуете, что посещение Церкви делает вас лучше, добрее, укрепляет вашу веру, то ходите на общественное моление. Если же не приучены с детства к этому, и не можете избавиться от недоверия к обрядам, то обращайтесь к Богу с молитвами "Отче наш" и "Господи! помилуй меня грешного", которые людям Христос дал, в любое время и в любом месте.
  Главное - не терять ориентации на Добро - на Высший Закон Божьей Любви и Правды: стараться поступать с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и любить всех людей, как самого себя.
  - Мне, пожалуй, больше подходит мужской путь к Высокому - через поиск жизненной правды и мудрости,- решил юноша.
   11 стр.
  
  - Без доброты и обращения своего сердца к Богу поиск жизненной правды часто превращается в обычное злобное ворчание на других, в отсутствие критического отношения к самому себе,- заметил писатель и добавил:
  - Пока человек не поймёт, что нельзя считать себя лучше другого человека, что нельзя оскорблять и унижать других. Что главным для человека является стремление самого себя с Божьей помощью сделать добрее и чище сердцем, дверь в Вечный Мир Бога будет для него закрыта. Увы, нашему брату, мужчинам, нередко именно и не хватает доброты, душевного тепла, умения прощать, терпимо относиться к другим.
  - А где же взять все эти добродетели, которых у нас нет?- спросил юноша.
  - Наши женщины делятся с нами этими святыми качествами,- ответил Квитка.- В детстве мать согревает нас своей любовью, в зрелом возрасте- жена. Счастлив тот муж, кто имеет добрую жену: она и ему может помочь стать добрее.
  - А вам в этом повезло, Григорий Федорович?- спросил я.
  - Да,- улыбнулся писатель.- Хоть я и намного старше Анны Григорьевны, мы - единое целое. Она мой Ангел-Хранитель.
  Не знаю, что бы я и делал без моего первого цензора. Харьковская городская рассеянность, толки, сплетни и прочие неприятности нам чужды и неизвестны. Занятия наши: читаем и читаемое разумеем.
  - Григорий Федорович,- обращаюсь к писателю,- свою "Сердешную Оксану" вы посвятили Анне Григорьевне. Как прекрасно вы говорите там о женской доброте, помните?
  - Конечно, это место я помню дословно.
  - Тогда напомните и нам, пожалуйста,- попросил я Квитку, и он, без лишних разговоров, выполнил эту просьбу:
  
  "Нет на свете ничего лучшего, и Богу более желанного, чем сердце матери к своим деточкам!
  Сколько б их у неё ни было, то ли десятком Бог благословил, или только одним одно - все для неё одинаковы, каждого любит, всех одинаково жалеет, за любым одинаково убивается.
  Девять здоровеньких возле неё, утешают её, а одно морщится, киснет, нездорово; уже она за ним убивается, горюет, уже и боится, чтоб ещё сильнее не заболело, или чтоб,- пусть Бог бережёт,- чтоб ещё и не умерло.
  Она их и обмывает, обшивает, одевает и никогда не устанет, никогда не скучает с ними, и любая работа на детей ей не тяжела.
   12 стр.
  
  Когда из детей есть какое шаловливое, непослушное, то отец, как отец, гаркнет на такого, дёрнет, затрещину даст, побъёт, а мать- как мать!
  Она начинает его уговаривать: "Не делай так, сынок, не ходи туда, голубчик! Так нехорошо. Ты меня огорчаешь. Я, глядя на тебя, частенько плачу и думаю: когда б ты опомнился, да бросил это делать, да слушал бы отцовского поучения, да пожалел бы мои слезинки, то из тебя был бы человек, ещё б я дождалась на старости радости, глядя на тебя".
  Пусть же теперь любой вспомнит,- кто не был в молодости шаловливым?
  От чего больше огорчишься? От отцовских ли затрещин, или хотя бы порки, или от материнских слов? А ещё как которая временами заплачет? Так Господи милосердный! Все глупости бросишь, на вечеринки месяц не ходишь, а сделаешь за троих. Вот кто такая мать!
  Святое дело! Господь милосердный, как есть Он на Небесах, так вместо себя дал нам на земле родителей: отца - чтоб научал и до ума доводил; а чтоб человек смолоду по глупости не печалился и не сбился с пути правильного, так тут мать с такою любовью, как есть Сам Господь милосердный к нам, грешным".
  
  Когда Квитка замолчал, юноша заметил:
  
  - Надо же! Как будто с моей матери написано. А меня, признаться, её чрезмерная доброта даже раздражала.
  Теперь спокойнее буду относиться к этому.
  Дверь в гостиную отворилась, и вошла хозяйка дома вместе с Анной Григорьевной.
  - Мужчины, как всегда философствуют,- улыбнулась хозяйка.- Может быть, и нам что-нибудь расскажете?
  - Да какие из нас философы,- развёл руками Квитка.
  - Не скромничайте, Григорий Федорович,- сказал молчавший на протяжении беседы хозяин дома и добавил:
  - Разговор был о смысле человеческой жизни. Если наши дорогие женщины хотят узнать, что именно говорилось, то я, с вашего разрешения, напомню отрывок из "Маруси".
  Никто против этого не возражал, и хозяин, достав из шкафа книгу, начал читать:
  
  "Часто мне приходит на мысль: для чего бы человеку так сильно привязываться к чему-нибудь...?
  Прежде всего, подумаем: разве мы на этом свете вечные?
  И что есть у нас: скотина ли, хлеб на гумне, имущество в сундуках, разве всему этому так без порчи и быть?
  Нет, ничего здесь не вечное. Да и ты сам что? Сегодня жив, завтра что Бог даст!
   13 стр.
  
  Ведь живучи с людьми, только и слышишь: там звонят, там плачут, и всё по покойнику; там кормят нищих за упокой.
  Когда ж это так, то и помни себе всегда, что не забудут и тебя на этом свете, возьмут, не спрашивая, хочешь ли или, может быть, ещё бы погулял?
  Для чего бы не делать так: наградил тебя Бог счастьем, что отец и мать твои живут при тебе и благодарят тебя ласковым словом за то, что ты их при старости и покоишь, и уважаешь; или счастлив ты женою доброю, кроткою, попечительною хозяйкою; или детками покорными да послушными,- хвали за всё это Бога и утром, и вечером, а их почитай, люби и уважай, и не жалей для них не только никаких трудов, имущества, но, когда нужда велит, душу свою за них положи, всем жертвуй, умри за них...
  Но всё-таки помни, что и они на этом свете такие же гости, как и ты, и всякий человек, царь ли, пан, архиерей, солдат или пастух.
  Когда же Милосердный наш Отец кого-нибудь из нас позовёт, провожай с горестью, но без скорби и ропота; перекрестись и скажи, как всякий день в молитве читаешь: Господи, да будет воля Твоя с нами, грешными!
  Больше всего помни, что ты хоронишь сегодня, а тебя схоронят завтра, и все мы будем вместе у Господа Милосердного, в Вечной Радости, а там не будет уже никакой разлуки; и никакое горе, никакая беда там не приключится нам...
  Да ещё и так подумаем: чувствуешь ты, человече, что эту беду послал тебе Бог за грехи твои,- так тут же и рассуди: какой отец оставит детей вовсе без всякого наставления, чтобы они совсем развратились?
  Всякий, всякий отец старается научить детей всему доброму; а непослушных по-отцовски накажет, да по-отцовски же и помилует.
  Недаром сказано: негодное то дитя, которого отец не наказывал! Это люди со своими детьми так поступают.
  А то Отец Небесный, коего милосердию нет меры и пределов! Когда Он и пошлёт за грехи наши какую беду, то Он же и помилует! Только покоряйся Ему!
  Тогда увидим, что нам будет всё легко переносить и во всём будет покойно..."
  
  После того, как хозяин дома закончил чтение, я посмотрел на юношу: он задумчиво глядел на догорающие в камине поленья...
  
  1848 год - 1993 год
  
  КОНЕЦ РАССКАЗА
  
  14 стр
  
  ________________________________________________
  
  Коротко об авторе этого рассказа
  
  Мельник Юрий Адамович, родился в Харькове 20 января 1964 г.
  Украинец (все предки - украинцы, кроме бабушки Евы и прабабушки Марии, они - еврейки), по образованию детский врач, хирург, ортопед-травматолог.
  Харьков - русскоязычный город Украины.
  Поэтому, статьи в газетах и книги пишет на русском языке.
  Одинаково владеет и родным по крови украинским языком, и родным по мышлению русским языком, одинаково, поэтому, любит оба языка, как родные ему.
  Автор цикла статей в харьковской прессе о воспитании детей.
   КОНЕЦ КНИГИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАССКАЗА В СТИХАХ И В ПРОЗЕ
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"