Аннотация: Импровизированный Magikal mystery tour по историческому Закарпатью с еретиками и вампирами 18 столетия. Жутко, а что делать? За мной!
љ Юлия Мельникова, 2011
Травы, растущие из черепа. ("Франики").
Аллах покровительствует этим несчастным краям, сшитым из лоскутков географического атласа. Даже не верится, что я забралась так далеко.
0. - Пропали здесь прошлым летом двое туристов из Москвы. Последний твит: видели странных серебристошерстных собак с острыми торчащими ушками. Все. Больше о них ничего неизвестно.
- Даже костей не нашли?
- Это ж волки! Какие кости?! Сгрызли.
- А зачем вы сюда едете? - поинтересовался водитель маршрутки. - Опасно же!
- Раз еду, значит надо. Пока сама не увижу то, о чем хотела написать роман, ничего не получится.
- А роман о ком? Наверное, об Уорхоле - Варголе?
- Нет. О еврейских сектантах с чернокнижным уклоном. О масонах.
- Которые кровь?
- Которые в том числе и кровь. Правда, в основном животную, а не детскую.
- А когда это примерно было?
- Давно. В 18 веке. Сектантов этих ненавидели все, и нормальные евреи тоже. Из-за горстки отщепенцев клеймо вампиризма навесили на целый народ, а все не виноваты.
- Стоило ли из-за этих вампиров столько ехать?
- Думаю, да. Тысяча триста километров плацкартой укрзализницой, сто суринамских ежей ей в одно место. Но мне ужасно надоело сидеть в родном Нечерноземье - вампиры наши теперь партийные, их каждый день можно лицезреть по телеящику. Такое ощущение, что время остановилось. Где-то махровым цветом насаждают наночастицы, готовятся к концу света 2012, который, мне кажется, опять не состоится, но я не хочу участвовать в этом бедламе.
Мне повезло - попался образованный водитель маршрутки. Он с отличием окончил техникум, правда, какой именно, позабыла. Честно предупредил и о волках-людоедах и о том, что бывают искривления времени. Идешь за грибами, заблудишься, а на тебя из схрона вылезают небритые ребята со шмайсерами.
- Вечный жид бродит?
- Бродит, окаянный, всех курей передушил на полонине. Поймали его один раз, связали, били, а толку - он вечный.
- Интересно было бы с ним потолковать!
- Он бывает у нас лунными ночами, в кемпинге "Аустерия".
- Хм, странное название. Как у Юлиана Стрыйковского.
- Мы ему свиные ребрышки кидаем.
- И ест?
- Ест, а что делать? Куриные сами обгложем.
Закапал дождь. Гурт "Виероне" пел "Навищо", и змеиная карпатская дорога петляла мебиусом. Сейчас будет закладывать уши.
- А сколько метров над уровнем моря?
- Чего не знаю, того не знаю. Больше тысячи точно. Верите в ноль-трамвайчик?
- Что из Львова везет мимо 2 маршрута, не заворачивая на Коновальца, прямиком в горы? Не особо. Это фэнтази.
- Пани, это не фэнтази. Это наша жизнь.
Я разглядывала зелень в тумане. Это - пар, поднимающийся из облаков недоваренного молочного киселя. Сколько раз мне доводилось обещать себе - никакого чаромутия, никакой Захидщины, надо, наконец, засесть за родное, орловское.... И сколько раз преступно нарушала свою клятву! Вернее, мне помогали ее нарушить. Но это - не оправдание. И судьба мертвых еретиков - не оправдание? Будет хуже, если я о них не напишу!
А за орловское действительно можно засесть - лет так на 15 в Черные Дельфины, что ли, или в Белые Столбы. Если б это было не историческое....
Значит, будет роман? Закарпатский? С масонами? С тамплиерскими руинами? С извращенцем Якубом Франком?
...... Алая мальва у потемневшей сельской церквушки. Мармарошская готика - деревянная драконья чешуя, острой стрелой протыкающая каждого иноверца, достойна воплотиться в текст. В ту церквушку вносят гроб, в нем лежит уснувшая девушка, белая сорочка ее украшена перемежающимися красными и черными лылыками, сцепленными коготь к когтю на конце крыла. Я никогда не встречала такого узора. На руку капает расплавленный воск, она кричит диким голосом.
- Это взято из черновиков Гоголя-Яновского?
- Ну что тут можно сделать? Писатель - всего лишь проводник.
(Музыкальное сопровождение Шауль Резник "Ой, ти Галю" на иврите)
Ситра ахара (другая сторона), или ситра де-смола "левая сторона", область нечестивых, демонических сил (каббалистическое).
1. Якуб Лейбович-Франк. История жизни и ереси.
Любой текст обязан с чего-то начинаться. Здешние странности уходят настолько далеко вглубь веков, что трудно выбрать подходящую точку отсчета. С иудео-мусульмано-католической секты Якуба Франка, чьи адепты исчезли - раз и вдруг - вместе с семейными архивами? Но она не появилась бы без предыдущей ереси - саббатианства (роман "Львив"), укоренившейся стараниями галицких эмиссаров лже-мессии Шабтая Цви. Имена ересиархов раскладываются матрёшками: нет одного без другого, каждый последующий тянет за собой предыдущих. С путаницей в словах. На иврите "цвиют" означает лицемерие, ханжество, двуличие, изысканную интеллектуальную игру в "другого" (в детстве я тоже в это играла, дети не понимают, что грех, что нельзя, а потом выяснилось: самая трудная игра - это игра в саму себя).
<последователей Якуба Франка назову "франики", чтобы не путать с другими франкистами, генерала Франко в Испании. Почти что френики, почти что фрики>
Когда город Станислав переименовали в Ивано-Франковск, мало кто мог подумать: новое название еще напоминает о другом мистике - еврейском ересиархе 18 века Якубе Лейбовиче - Франке (1726-91). Франк,- не совсем фамилия (станет ею позднее), а прозвище, данное турками. Чужак, иноверец, пришелец, европеец. Тогда еще помнили, откуда Европа - от "иври", тех, кто перешел за что-то. За реку Евфрат, за грань.
Личность, надо признать, довольно демоническая, сознательно ставшая по ту сторону, но в этом прослеживается желание переиграть жизнь предыдущего неудачника, поэтому его немножко жалковато. Уже говорилось: предшественник Франка, Шабтай Цви, любил галицкую еврейку Сару Майер (Мейер, Меер), и, будучи под влиянием своего имиджмейкера Натана из Газы, уверявшего, что "Иерусалим-везде", а так же послушав личного астролога, наобещавшего ему славу в "другом городе на 7 холмах под гербом льва", неоднократно пытался родиться заново. В Галиции, поближе к Львову. Преемника он не назначил - умер неожиданно, но якобы намекнул, будто через 49 лет и 9 месяцев со дня своей смерти (или через 99 лет и 9 месяцев со дня рождения), появится в чужом теле где-нибудь на Львовщине или около того. Это не смешно, но ровно через 49 лет и 9 месяцев в Южной Галиции, недалеко от местечка Королёвка на Тернопольщине, в семье отлученных от синагоги саббатианцев, родился мальчик по имени Яков (Якуб, Якуп - варианты транскрипции).
Достоверно живописать ранние годы Франка мы не можем, предположим лишь, что учиться он не любил, особенно ненавидел толстенный Талмуд, втайне мечтал сжечь эти проклятые книги к чертовой матери. Испытывал ненависть к добропорядочным отпрыскам благочестивых раввинов, на которых сваливал свои поступки, подглядывая в щелочку, как их лупцуют намоченными ивовыми прутьями. Законника-талмудиста из него не получилось, поэтому родители решили "определить по торговой части" и перевезли в Черновцы, а после - в Бухарест. Отсюда недоучившегося подростка стали посылать в Турцию за товаром. В Салониках Якуб тесно общался с группой сектантов "дёнме", оборотней-саббатианцев, пытавшихся изобразить из себя мусульман, но являвшихся жуткой сектой, где процветали оргиастические ритуалы. Заметив однажды, что в феске с кисточкой он нравится девушкам куда больше, чем без фески, принял для вида мусульманство, стал везде появляться в этом головном уборе. Однако религиозное рвение его оставалась во все той же плоскости иудейского сектантства, а планы на будущее неизменно связывались с турецкими "дёнме". За какие достоинства юный предприниматель Франк умудрился войти в круг сектантов, неясно, но, судя по всему, рано осознал: хорошими делами прославиться нельзя. Лидер тогдашних "дёнме", Берахья Руссо (Осман-баба), обвинялся современниками в гомосексуализме.
Якуб много ездил по Турции, побывал на родине Шабтая Цви, в городе Измире (Смирне), посетил его дом, тогда еще не очень древний, помолился на могилах его отца, дяди и братьев, ища подсказки от уважаемого еретика. Это не помогло: настойчивый пришелец из Галиции попытался занять его место, но в иерархию "дёнме" чужой вписаться не мог.
- Возвращайся домой, приказал ему Шабтай Цви, - приди во Львов ночью, в феске, запишись в гостинице прозвищем "Франк", и продолжи мое дело. Франк приехал в родные края, остановился в галицкой Королёвке, с 12 учениками, коих набрал по дороге, начал проповедовать.
"... К середине XVIII века Подолия стала для иудаизма тем же, чем был Лангедок XII века для христианства: диссидентской провинцией, Подолия была единственным местом, где почти через сто лет после обращения Шабтая Цви множество евреев практически открыто исповедовало саббатианство. Устраивавший и еретиков, и еврейские власти status quo был необратимо нарушен после возвращения в Польшу Яакова Франка - уроженца Подолии, несколько лет прожившего в Турции, где он безуспешно пытался объединить и возглавить местных дёнме"
Все эти группки и толки доморощенных "шебсов" жили в постоянном разладе и под мощным прессом ортодоксального еврейства. Франк приехал, когда саббатианская ересь пошла на убыль, еще немного - и она бы исчезла, оставив о себе смутную память в семейных преданиях, истертых молитвенниках, куда поспешили внести новую молитву за Царя Израиля, и синагогальных хрониках раздора. Внутри оставшихся верными ереси шел процесс создания новых групп и течений, но у их не оказалось ни ярких лидеров, ни четких представлений, куда же двигаться. Одна из тех групп выстраивалась, вероятно, вокруг еврейских погребальных обществ "Хевра Кадиша". Они были в каждом местечке, объединяя людей своеобразного пессимистического мышления, привыкших к смерти и даже немного прклонявшихся перед нею. У них имелся собственный, "готический", сказали бы сейчас, фольклор с покойниками, призраками и вампирами, а так же сложился нехитрый набор аллегорических символов (алхимических, масонских, каббалистических). Ко всему прочему у погребальных обществ годами тлели конфликты с раввинами, так как те не разрешали хоронить на еврейских кладбищах саббатианцев.
Франк вполне мог найти среди обществ "Хевра Кадиша" своих единомышленников, а те, в свою очередь, за оказанную поддержку допустить еретиков проповедовать на кладбищах. "Франики" собирались тайно, под покровом ночи, в малолюдных местах. Особенно ценились склепы праведников, заброшенные мельницы, бани - традиционные места обитания нечистой силы. Здесь еще не стоит искать намеков на чернокнижие: молиться и размышлять на захоронениях советовали еще каббалисты цфатской школы, саббатианцы развили уже укоренившуюся традицию.
Провозгласив себя новым воплощением Шабтая Цви (для чего имелись серьезные оккультные основания), Якуб Франк осмелился переиначить его учение. Первым делом галичанин поспешил разобраться с проклятым национальным вопросом. Тут не обойтись без пояснений: Шабтай Цви начинал сионистом, правда, весьма умеренным. Недаром сионистская газета конца 19 века называлась "hа-Цви" - именно он, мусульманин, призвал свой народ переселяться в еврейский квартал Иерусалима, а еще раньше жертвовал немалые средства бедствующим соотечественникам земли Израильской. Позже, вступив в орден Бекташи-Давудийя, нося тюрбан, он все равно оставался еврейским патриотом (с утопическим уклоном). Иначе бы не придумал с отчаяния львовскую авантюру, не сделал бы ставку на местное еврейство, известное своими бесконечными распрями...
Франк, напротив, от утопий отвернулся. Он более чем здраво оценил геополитические реалии середины 18 века, признав: мессианского царства не будет, Высокой Порте лихорадить еще лет 200. Поэтому надо жить здесь и сейчас. Разрешил вмешиваться в чужие национальные распри. Поменьше еврейского, побольше европейского. Он продолжил линию саббатианского нигилизма и антиномизма - отрицания моральных норм, заявляя, будто бы с началом мессианской эры все ветхозаветные запреты потеряли свое значение, а значит, ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ. Естественно, очень быстро франкизм стал модной ересью, обрел массу последователей, среди коих оказались весьма состоятельные люди.
Меир (Меер) Балабан, историк львовского еврейства, отмечал, что " у 50-х роках XVIII ст. Львiв був свiдком дiяльности вiдомого сектанта того часу Якуба Франка i його послiдовникiв, що поклали початок так званому франкiзму. Франкiзм був одним iз останнiх рiзновидiв месiанських рухiв, що з"явилися в Українi i Польщi у другiй половинi XVIII ст."
Последняя стадия болезни зачастую одна из тяжелейших. Город на 7 холмах под гербом Льва во 2-й раз, за небольшой по историческим меркам промежуток, переживает мессианское помешательство. И все же новый взрыв ереси, порожденный Франком, это уже повтор, автошок, за новым лидером шли дети тех, кто не дождался прихода Мессии ни в 1695, ни в 1706г. Они не могли поверить, что их отцы пали жертвой страшного обмана, ведь "в этой истории что-то такое было настоящее, искреннее". Успех Франка еще объясним и тем, что у раввинов, измученных многолетним противостоянием саббатианцам, уже не осталось сил опровергать новую версию надоевшей ереси.
"Фраников" поначалу сочли неопасными, мол, огарки гаснущей свечи, сгинут без нашего вмешательства. Совпадение, но в начале 20 века, на волне дикой популярности эротического романа Арцыбашева "Санин", в губернском городе Орле возник кружок "половых мистиков", называющих себя "огарками". Добавим еще фактор коррупции: Франк и его жена Хана аккумулировали крупные суммы, могли платить огромные взятки, а "апостолы" приобретали земельные угодья и дома у обедневшей мелкой шляхты. Не брезговали "франики" и рейдерскими захватами чужой собственности, выгоняя из синагог своих противников.
Всерьез бороться с еретиками стали лишь с июня 1756 года. Тогда, во время ярмарки в местечке Лянцкоруни (Подольская губерния) группа франкистов с Франком во главе, справлявшая оргию в доме, была - вроде бы случайно, кто-то подглядел в щёлку - поймана "с поличным" евреями. Уж не могли провести свою оргию не в ярмарочные дни - тогда б эта история не вышла за пределы местечка!
Полиция арестовала Франка вместе с приверженцами. Всплывшие подробности ужасали даже в тот, весьма распутный, 18 век. Описывали исступленные пляски с раздеванием и онанизмом, экзальтированные моления "заумью", свальный грех, начинающийся с непроизвольных телодвижений истеричной женщины - заводилы, царапающей, избивающей себя, рвущей одежду. Вскоре в городке с говорящим названием Сатанов к раввинам обратились несколько разочарованных адептов Франка, уверявших, что их принуждали на оргиях к публичным сношениям с незнакомыми людьми, требовали участия во всяких гадостях, перечислять которые стыдно. В недостоверных источниках присутствуют, например, черный седер (анти-Песах) со сцеживанием в серебряный кубок крови живых жаб и нетопырей, квасной "мацой", кощунственные чтения отрывков из Торы, где все слова заменяли неприличными на ту же букву (возможности иврита здесь поистине безграничны) и тому подобный кошмар. Насколько это достоверно?
Действительно, "в некоторых молитвенных собраниях крайних саббатианцев совершались действия и обряды, целью которых было вызвать моральную деградацию человеческой личности, ибо тот, кто опускался на самое дно, может скорее, чем кто-либо другой, увидеть свет. В перепевании этого тезиса на все лады апостолы радикалов, явившиеся из Салоник, и прежде всего Франк, поистине не знали устали" - цитата из авторитетного труда Гершома Шолема "Саббатианство и мистическая ересь". Саббатианцев еще до Франка подозревали в "обмене женами", практикуемом в хорошо знавших друг друга семьях, благодаря чему эти подробности долго не получали огласки. Они устраивали ранние браки своих детей, были случаи, когда мальчика 7 лет женили на девочке 5 лет, "дабы ускорить приход Мессии". Раввинами с особым возмущением подчеркивалось, что "родители слишком рано разъясняли детям различие полов, оставляли их наедине и укладывали спать на одно ложе". Тема "религиозные деятели vs секс-просвет" не устаревает никогда. Вспомним еще интригующий весенний "день овцы", праздник секты "дёнме" в Турции...
"Херем (отлучение) провозглашают во Львове, Луцке, Дубне и, наконец, на заседании Ваада четырёх стран в Староконстантинове" Испуганный Франк бежит в Хотин, под турецкое крыло, но оттуда его выдворяют по просьбам местных жителей. На еретика обрушивается сразу и церковь (в лице каменец-подольского епископа Дембовского) и синагога (авторитетный львовский раввин Коэн Раппопорт). Но он скользким угрем ускользает, убедив епископа в желании принять святое крещение и разоблачить козни евреев-талмудистов.
Франк инициирует знаменитый Львовский диспут 1759г., где публично бросает раввинам свою черную метку - кровавый навет. Доказательств питья евреями христианской крови, разумеется, нет, но он надеется на силу народных суеверий и поддержку иезуитов. "Диспут начался в Львове 17 июля 1759 года. Дамы из польского высшего общества продавали входные билеты, сбор шёл в пользу нуждающихся франкистов" Насколько они нуждались - вопрос тот еще. Когда власти попытались приступить к конфискации имущества "фраников", под опись попали огромные имения, земли, леса, мельницы, резная мебель красного и черного дерева, картины, статуи, породистый скот. Многие держали собственность, формально записанную на подставных лиц католического исповедания, поэтому вскрыть все не удалось. По итогам скоропалительно завершенного диспута Якуб Франк признает католицизм, уверяя, будто Каббала таит завуалированный принцип триединства высших начал.
Ересь "фраников" базировалась на том, якобы Единый Первоисточник делится на три ипостаси (Святой Старец, Святой Царь и Святая Госпожа), а потому иудаизм здесь максимально приближен к христианству. Чтобы в полной мере выполнить свое предназначение, по мнению Франка, евреи должны поскорее перейти в эту веру, в чем он и начал убеждать их, рассылая по общинам т.н. "красные письма" (написаны красными чернилами).
Евреи должны прийти в ближайший к дому костёл и посмотреть на роспись, где изображено все то, о чем так долго рассуждал он, читая Каббалу, а уж ксёндзы помогут "объяснить непонятное". Якуб Франк знал, на чем играть, чтобы ему поверили: местное население боялось "еврейского колдовства" и не сомневалось в существовании вампиров. Поэтому его разоблачения вызвали именно ту реакцию, на которую рассчитывал ересиарх (а так же его покровители-иезуиты). Только в один день в Львове крестилось 500 евреев, потом - около 1000. Католиками евреи становились не только под воздействием страха новых погромов и обвинений в ритуальных убийствах. Выяснилось, что крещением можно неплохо заработать! Лично Франк просил за крест подарить ему Буск и Глиняны. Первые крестившиеся "франики", ближайшие его сподвижники, получали фамилии своих крестных - польских аристократов, им дарили землю, деньги, должности. О католицизме они имели весьма странные представления, поклоняясь лично Якубу Франку и его дочери Абаре-Еве, "воплощении женского начала", "чистой Панне", называемой так же Святой Царицей (Малка-Кадиша), Ланью (Айяла) и т.д. Так как прекрасная лань должна была слиться в мистическом экстазе со своим оленем, реинкарнацией Шабтая Цви (цви-олень на иврите), а этой реинкарнацией себя полагал Якуб Франк, то пошли разговоры об инцесте. Традиционно адепты сект типа "фраников" хранили молчание обо всем, что не укладывалось в рамки тогдашней морали, чтобы не навлечь на "гуру" новых бед. Личная жизнь Франка сопровождалась скандалом: в 1752 году, когда ему было 26 лет, женился в Никополе (что над Дунаем) на 14-ти летней Хане, купеческой дочери. Мало того, что он был почти вдвое ее старше, и явно не красавец, зато жена отличалась яркой внешностью. Когда стала подрастать Абара-Ева, она занимала все большее место в жизни Франка, а позже, после смерти жены, возьмет в свои руки управление сектой.
Но, независимо от того, опустился ли ересиарх до кровосмешения или остановился у самого края, упоминаются сексуальные оргии, когда ясна панна, "геверет" или "гвира", ("госпожа", ивр.), колотит захлебывающегося в слезах пана кожаными плетками. Примечательно: на парадных портретах Франк - в неизменной феске и в горностаевом воротнике, положенном только коронованным особам. А горностаи уличены в противоестественном способе размножения - насилием над не достигшими зрелости самками, когда скрытая беременность может длиться очень долго. Вот и думай теперь, врали или не врали свидетели оргий Франка.
<Круг чтения "фраников" был своеобразен, жаль, большинство текстов, созданных при жизни Франка (так же, как и труды эпохи Шабтая Цви) до нас не дошло. Они читали сочиненную Франком пространную "Книгу слов панских" (Библия Баламута) и, конечно же, "Зоhар", каббалистический трактат. А так же - труды Аврахама Кардозо, Шмуэля Пинто, Аврахама Ровиго и его ученика Мордехая Ашкенази, Нехемии Хайюна, Яакова Коппеля Лифшица и, наконец, Йонатана Эйбешюца, выдающегося представителя саббатианской каббалы, носящей более или менее выраженный еретический характер. Йонатан Эйбешюц жил некоторое время во Львове и подвергся изощренной травле за то, что дал беременной женщине - по ее просьбе - каббалистический амулет "для благополучных родов". Ортодоксия увидела в амулете зашифрованное имя Шабтая Цви, и, хотя такие амулеты имели широкое распространение, почти перестав считаться крамолой, обвинили в поддержке "фраников". Скандал с Эйбешюцем вывел наружу разлом еврейства, и отчасти оказался на руку сектантам: раз ортодоксы накинулись на уважаемого человека, то чего ожидать простым людям? Из-за духовной цензуры пласт мистической литературы существовал преимущественно в рукописях. Кроме "Оз ле-Элохим" Нехемии Хайюна, других печатных книг саббатанцев не было. О ней - позже>
В Каменце-Подольском, 17 июня 1757г., торжествующий Франк воплотил свою мечту - сжег Талмуд. Вскоре неожиданно скончался главный зачинщик сожжения, епископ Николай Дембовский, а его преемник даже не стал разговаривать с еретиками. Франк выполнил отведенную ему церковью роль пропагандиста католичества в еврейской среде, из "полезного друга" вмиг превратился в опасного сектанта (кем он, кстати, и являлся).
Суд возобновил рассмотрение заведенных на него уголовных дел, и, несмотря на то, что показания на сектантов давались неохотно (все входившие в секту обязались молчать во имя общего дела), нескольких свидетельств оказалось достаточно.
24 февраля 1760 года Франка арестовали и отвезли в Ченстохов (Польша), заключили в крепость при монастыре, где он оставался около 13 лет. В вину вменялись тяжкие преступления против религии и нравственности.
З\к Франк пользовался привилегиями: в Ченстохове поселились родные и друзья, он все равно поддерживал контакты со своими сторонниками и не прекращал руководить сектой. В голове по-прежнему зрели планы. Например, упразднить все религии, а взамен них ввести единый закон ("дас" на идише), и разрешить прелюбодеяние. Франк считал, что он, как Мессия, вполне правомочен отменять старые заповеди...
В крепости Франка потянуло к России. Сначала он сильно испугался вероятного вхождения части Польши в состав Российской империи.
Что, если его дело пересмотрят по российским законам, более суровым к еретикам?! Ему и так едва удалось избежать казни! Франк отправил доверенных посланцев в Варшаву, к православному архимандриту, уверяя, якобы православие его давно интересует и он хочет перекреститься. "Франики" посещали Смоленск и Москву. Игра? Хотя интерес мог быть неподдельным - христианство восточного обряда в Европе казалось экзотикой.
Особенно увлекала Франка область простонародных верований, далекая от официальных догм. Однако архимандриту поведали, что Франк регулярно меняет исповедания, млея от ритуалов, растянув, например, свой переход в католичество аж на две пышные церемонии, 1-я из коих прошла в Львове, в знаменитой Катедре (Латинский собор), а 2-я, завершающая, в Варшаве, при королевском дворе. Крестным отцом неофита Иосифа (Юзефа) - такое имя получил Якуб Франк - был Август III. И еретику было отказано.
Впрочем, Франк все равно завязал отношения с Россией: он за деньги поставлял информацию и дезинформацию, используя в своих хитрых целях русских солдат, возвращавшихся домой из турецкого плена, и беглых старообрядцев, поселившихся на Буковине, в Белой Кринице.
В феврале 1770 года в Ченстохове скончалась жена Франка, общение с адептами и помощь ему взяла на себя дочь Ева. Сыновья Франка, Рох и Иосиф, были увезены в Варшаву верными друзьями.
Важные услуги, оказанные Франком и его сектой России, не остались без благодарности. При первом разделе Польши в 1772 году Франка выпустили на волю русские. Он сразу поехал в Варшаву, а затем в Брюнн (Брно), поближе к Praga magika, ибо в не менее магическом Львове Франка уже знали как облупленного и явно не ждали. Здесь начинается новая глава бурной жизни: за 13 лет заточения выяснилось, что большинство "фраников" стали богатыми дворянами и не хотят больше распространять ересь, но зато готовы оказать своему благодетелю солидную материальную помощь, наладить связи в высших кругах. За это "гуру" не станет разглашать некоторые подробности того, чем они занимались в его секте.
Его дочь Ева выросла красавицей и уже блистала на светских приемах, кружила голову австрийским офицерам-масонам, ей даже приписывали роман с австрийским императором Иосифом II и ребенка от него.
А ведь Ева росла, кочуя из одного местечка в другое, помогая родителям в сектантских заботах и не получая никакого светского воспитания.
Даже назвать точную дату и место ее рождения мы не можем, скорее всего, Ева появилась на свет во время странствий семейства Франк, в овчарне или под явором, где-нибудь на территории современной Украины, Польши или Молдовы, и росла окружении людей развращенных, темных, малограмотных.
Якуб Франк, к слову, плохо владел польским языком, потому уклонялся от публичных выступлений перед польской аудиторией, даже на диспуте он появился под занавес, предоставив главные слова иезуитам.
Вел он себя плохо, многие, не зная рода занятий Франка, нередко принимали его за астролога, алхимика или бродячего комедианта, а его детей - за цыганят, до того они были неаккуратные, лохматые, дичившиеся. Откуда тогда шарм, откуда манеры?! Скорее всего, это врожденное: обаяние матери в сочетании с хитрым умом отца. Постепенно дочь все больше брала на себя руководство сектой и убеждала отца поддержать ее инициативы.
Как-то раз влюбленные в Еву Франк австрийские офицеры разболтали: Вена готовит очередную войну с Турцией, и за содействие в этом можно получить в вечную собственность немалый кусок земель, объявив их своим суверенным княжеством.
- Я устрою себе замок в Турьих Реметах! - возмечтал Якуб.
Немедленно братство "фраников" реорганизовано в военный лагерь, стан ("маханэ"), состоящий из уланов, казаков и гусар. Франка не смущало, что он набирал "в казаки" еврейскую бедноту, потомков пострадавших от казацкой резни в 17в., что еретики-саббатианцы в предыдущие польско-турецкие сражения старались держать турецкую сторону. Секта его вполне может считаться предтечей молодежных военно-патриотических организаций. Имели ли отряды "фраников" свои знамена, девизы, знаки отличия вроде вышитых гладью контуров нетопырей, змей и ящеров, свои песни, свой устав - неведомо. Франк управлял, сидя на полушках в роскошном шатре, и изучал карты местности, держа их по привычке вверх ногами. Он очень походил на полковника Каддафи. Скупые свидетельства гласят, что импровизированные "воины Франка" жили в палатках на природе, занимались физическими упражнениями (гимнастикой), учились фехтовать и обращаться с оружием, подвергались должной идеологической обработке, где им говорили - Мессия придет в обличии воина, а не царя-пацифиста. Затея осталась историческим курьезом.
Сделав состояние, Якуб Франк, всю жизнь переживавший по поводу своей безродности, в 1788 году купил у обнищалого немецкого аристократа, графа В. Эрнста фон Гомбург-Бирштейна его замок при Оффенбахе-на-Майне с правом полного суверенитета и приобретения титула. Там он и поселился. Секта еще действовала, рассылая по еврейским общинам "красные письма", своеобразный спам, призывающий присоединиться к ним и пожертвовать деньги. Приходили эти письма и в Санкт-Петербург, где их быстро взял под контроль соответствующие органы.
Увидим, что это было нелишне. Политическая обстановка в Европе, связанная с раскройкой несчастной Речи Посполитой, реанимировала старые авантюрные проекты, призванные ослабить влияние России. Вновь всплыла мысль о самозванцах. Хорошо знакомые Франку русские переселенцы-староверы не могли поверить, что щедро помогавший им человек - простой галицкий еврей, а не какой-нибудь аристократ, вынужденный скрывать свою личность. Еще когда Франк сидел, они разнесли слухи, будто бы Ченстохове заточен сам российский император Пётр III, незаконно лишенный трона, а за спасение свое новый император дарует староверам свободу исповедания и уравняет в правах с никонианами. Десятки других Петров III-х, бродивших по российским просторам, вряд ли узнали о появлении нового конкурента в Польше, излюбленной стране всех российских самозванцев - Интернета не было, из-за границы вести просачивались медленно. Да если б узнали, не накостыляли бы: негласную "конвенцию самозванцев" Франк не нарушал, действуя в своем узком ареале, возможности его за толстыми стенами крепости все же оставались не беспредельными.
Освободившись по нечаянной амнистии, вылетев, как сказали бы сейчас, удодом, любимой птичкой еретиков и колдунов, Якуб Франк грезил уже не Буском с Глинянами, и не Турьими Реметами, а Санкт-Петербургом.
Обустраивая свой замок в Оффенбахе, он пригласил к себе на новоселье горстку россиян-эмигрантов, людей не слишком богатых, но сохранивших нужные ему связи. И как бы ненароком преподнес им кушанья на драгоценной посуде с вензелями ER, кои украшали вещи российской императрицы. На самом деле эти инициалы Франк повелел выбить на подарочном наборе, что предназначался Еве, но еврей-ювелир ошибся, украсив вместо латинской буквы F -R. А потом, заметив путаницу, решил ею воспользоваться: так Ева Франк начала изображать из себя тайную дочь Елизаветы Петровны и претендентку на российский престол. Вино, и, возможно, маленькие шарики опия, подложенные в бокалы, закрепили у гостей впечатление, что с Франком не все просто и их удастся вовлечь в большую игру. Наутро эмигранты поспешили разнести сплетню своим знакомым, отправить в Россию письма, свидетельствующие о явлении еще одной "княжны Таракановой".
У Франка развернулась поистине царственная альтернатива! Мальчик из глубинки, ходивший босиком до поздней осени, воровавший у соседей крынки с маслянкой, битый двоечник, эмигрант, вероотступник, контрабандист и еретик, стал бы самодержцем всероссийским. При таком раскладе Франк получил бы новую горностаевую мантию (старая уже истрепалась за годы заточения), много золота и полную свободу действий.
Что учудил бы он в России, какой бы стала наша страна в случае этого фантастического поворота - подумать страшно. Но никаких трех разделов Польши, никаких войн с Высокой Портой. Торжество ереси и шляхетского куража, уже волынские масоны пишут для России "Декларацию прав человека и гражданина", отменяется рабство, пытки и телесные наказания. Правда, у императора нет императрицы, но это поправимо: в Белой Кринице устраивались браки даже при недопустимой степени родства, староверы вполне могли "законно" обвенчать Якуба с любимой дочерью Евой. А что?! Умом и красотой она ничем не уступала императрице Елизавете Петровне. Не вышло у Франка с российским престолом. Но это не означает, что жизнь проиграна. Оставшиеся верными еретики разыгрывали импровизированные "шоу", называя замок "святым домом" и настойчиво приглашая паломников. Правда, этот "святой дом" больше смахивал на бордель и одновременно - на желтый дом. Каковы были тамошние порядки?
В мемуарах Моисея Поргеса сообщалось, что на 1-й раз его долго промурыжили в "приемной", с пафосом рассказывая о Каббале, и лишь на 2-й раз, когда он согласился помочь материально, устроили короткую аудиенцию. Но не разрешили смотреть в лицо Евы Франк - только смиренно целовать ее маленькие босые ножки! А на стенах в "приемном покое" висели кощунственные портреты, изображавшие Франка и его дочь как на католических иконах, но с ивритскими надписями, и никого это почему-то не смущало. Его поразило богатое убранство замка, а так же странная настойчивость, с какой сектанты убеждали евреев принять католицизм. Ева Франк повела себя с гостем подозрительно ласково - гладила по волосам, прикасалась губами к щеке, предлагала усесться к ней на колени, называла его "мотек" (сладкий, ивр.) Но мальчик смутился и убежал, поняв, что тут творится нечто нехорошее. Зато другие не убегали, и Ева обольстительной Лилит приходила к гостям ночью. Поцелуи ее оказались горькими, а обнимать мешали какие-то наросты на спине - то ли кожаные крылья летучей мыши, то ли тяжелые совиные. Жертвы Евы просыпались утром с жуткой головной болью (она подмешивала что-то наркотическое в восточный напиток, который понемножку отливала из узкогорлого кувшина с носиком-клювом и ручками - змейками).
В конце 18 века "франики" представляли собой скорее светский мистический салон Евы Франк, где ели, пили, танцевали и развратничали, а не то мощное религиозное движение, которое было раньше. Это уже не сколько ересь, сколько ролевая игра: черные тяжелые занавеси, причудливая мебель черного дерева, загорающиеся на стене еврейские буквы (намазаны фосфором), чаша-череп не то с вином, не то с кровью, медные подсвечники, где свечи вставляются в раскрытые гадючьи пасти и прочие атрибуты готической вечеринки. Они сравнивали себя с кораблем, плывущим в беспокойных волнах (позже этот образ перейдет к российским хлыстам - там тоже "корабли"). Корабль "фраников" уже заваливался на бок. Секта выдыхалась вместе с тяжело больным, редко показывающимся на людях Якубом Франком. Он считал себя всемогущим, а значит, бессмертным, и не верил докторам, хотя слабел день ото дня.
В 1790-м, чувствуя приближение кончины, Франк созвал еретиков попрощаться. Явившиеся к его смертному одру "франики", настоящие и завязавшие, были уже не бедными вольнодумцами из глухих местечек, а состоятельными и даже знатными людьми. Они привезли своему "гуру" богатые дары, выслушали завещание. Что просил их сделать умирающий Франк? Что они клялись исполнить? - вопросы, не дающие ответа. Но, думаю, оффенбахский старец завещал "франикам" сеять раздоры, потому что без этого он жить не мог. Если все так, то "франики" слово сдержали...
В 1791 году Франк умер в Оффенбахе -на-Майне и погребен по одним сведениям, на еврейском, по другим - на католическом кладбище по еврейскому обряду, ибо католики отпевать его не решились.
Поле смерти лидера его "двор" некоторое время продолжал существовать усилиями Евы, ее советниками стали ближайшие последователи отца, братья Воловские (Шорр до крещения) и Андрей Дембовский (Иерухам Липманович). Еве приписывали с ними давнюю интимную связь, а так же то, что ее незаконнорожденный ребенок от австрийского императора отдан на воспитание в украинскую семью, но сохранил фамилию Франк. Честолюбивая красавица, удара плёткой от которой с нетерпением дожидались польские и австрийские аристократы, рискнула продолжить затеи Франка и укрепить положение секты.
Когда к Еве нагрянули кредиторы с требованием вернуть гигантские долги, она смеялась над ними, кормя обещаниями "вернуть все, мне вот-вот брат из Питера пришлет". Наконец, в 1816-м терпение кредиторов лопнуло. В день, когда за Евой пришли, она легла на стол, накрылась белой простыней и умело притворилась мертвой. Укол иглы или ожог свечи она, наевшись опийных шариков, могла и не почувствовать. Ночью "покойницу" вынесли в саване из украшенного сургучными печатями замка и увезли далеко-далеко.
Позже Еву видели - живой и довольной - на модном курорте в компании молодого любовника, чиновника-казнокрада. Сыновья Франка предпочли религиозной карьере политику, участвовали (под псевдонимами) во французской революции. Мозес Добрушка, которого прочили в его преемники в качестве руководителя секты в Оффенбахе, взошел в 1794 году на гильотину вместе с Дантоном под именем Юниуса Фрея. <фамилии типа Фрей, Фрай - не случайны. Освобождение - во всей широте смыслов - основа ереси, а свобода, тоже понимаемая очень широко, неотъемлемый атрибут новой личности. Сюда же - женское имя Геула (избавление, ивр.) >
Кое-кто из сподвижников Франка сотрудничал с польскими масонскими объединениями, имена бывших "фраников" всплывают то в связи с масонскими ложами Галиции, то со шляхтичами-тамплиерами Волыни, то еще где-нибудь...
Почему о "франиках" известно не очень много? Почему не сохранились архивы видных адептов, почему многие семьи вынуждены были скрывать свое происхождение от крещеных еретиков, намеренно беря польские и украинские фамилии - от крёстных, по названиям имений и т.д.? Во 1-х, потомки стыдились своих "неправильных" предков. Во 2-х, уже прошло слишком много времени с тех пор, как с турецкой границы вернулся странный проповедник в жесткой шапочке цвета запекшейся крови и впутал евреев в новый водоворот ереси. На дворе стоял 19 век, век hаскал"ы, еврейского движения Просвещения, когда смена вероисповедания считалась уже не священной жертвой, а юридической формальностью, и вспоминать подозрительных сектантов никому не хотелось.
Есть, правда, 2 товара, которые лично у меня устойчиво ассоциируются с Якубом Франком: это неваляшки - крокодил в феске (их выпускает Котовский завод пластмасс в России) и молочный продукт под названием маслянка карпатская (украинская молочная кампания "Галиччина"). Крокодил в феске - образчик галлюцинации саббатианско-франкистского плана, а маслянка, в упаковке с иерусалимско-львовским гербом, намекает на мистическую связь этих двух городов и символизирует сладость запретного плода. Того самого, что с удовольствием сорвали "франики" и который до сих пор является причиной мелочных раздоров национально озабоченных граждан. А раз так, значит дело "фраников" живет и побеждает.
Совпадение или нет, но в Армении армян, принявших унию с католической церковью (преимущественно это львовские армяне), зовут - "франги", И сами они себя иногда называют. Правда, в Армении это прозвище часто носит негативный оттенок - дескать, чужие вы стали, европейцы....
Там, где у Сфинкса кончаются лапки, лучше не нужно подолгу стоять.
Е. Горбовская.
2. Саламандра на цепи.
... Привратник щелкнул тяжелым замком и отворил дверь.
- Только недолго - шепнул он, скоро "пингвины" притащатся.
Я зажгла черную свечу. Запахло ладаном и тем тяжелым ароматом, которым пропитались все лавки восточных сувениров. Белое надгробие цадика закапано воском. Белые листки записок не шевелились. В сыром углу жила стеснительная саламандра - ее оранжевое пятно резко бросилось в глаза.
Не погладить ее? Слизь пахла прелой листвой. Саламандра вырвалась и уползла обратно в свой угол. Цепью, что ли, они ее приковали? Выдают, наверное, наивным туристам за ту, еще Бештовскую, 700-летнюю...
Но дверь раскрылась.
- Бегите. Едут "пингвины".
- Можно посмотреть на них? Издалека?
- Нет. Вы владеете ивритом и отобьете у нас официальную экскурсию.
- Откуда знаете? Я ничего такого не говорила!
- Кто иврита не разумеет, идет в самый красивый склеп, а там нет чудотворца. Вы же пошли именно туда, куда надо. Надпись-то не дублирована державной мовою, хоть нас за это не раз штрафовали!
Перепалка с привратником продолжалась бы, но ворвался бело-голубой чистенький автобус, высыпали ученики ешивы и их учитель. Сознаюсь честно - иудейские религиозные церемонии на меня производят мрачное впечатление. Кажется, будто сейчас беспорядочный крик оборвется и все упадут на колени, но никто никуда не падает.
Господи, Ты же обещал нам, а не выполняешь! Две тысячи лет не выполняешь! Что же это такое, а? Я ведь все делаю правильно! Ты нас больше не любишь, да? Ишмаэлю Агариному дал, а Ицхаку Сариному - не дал. Они - песок, мы - даже не камушки. Но мы все равно в Тебя верим.
Лицо показалось знакомым. Да это "ребе с автоматом", за голову которого назначили жуткую цену. Он часто здесь бывает. Выступал на националистическом шоу и очень обиделся, когда молодая журналистка обратилась к нему - уважаемый мулла.... Злые языки даже утверждали, будто ребе пил с Корчинским кошерную водку в 90-е годы и допился о каких-то совместных отрядах самообороны. Кошмар какой-то. Нет, он с Дугиным дружит теперь. Они свиные головы оптом закупали, чтобы на террористов сбрасывать. Или я его с кем-то путаю?!
В кемпинге "Аустерия" сказали, что вместе с раввином-скандалистом прибывают израильские волонтеры чистить старое еврейское кладбище.
- Давно пора, а то чертополохи кругом, не подойти.
- А я боюсь даже заходить туда, - встряла администраторша, - там могилы колдунов, ведьм. Их тайком хоронили в последнем ряду, у самых-самых бедных евреев, без плит, траву сверху срезали со слоем земли острой лопатой, а, закопав, клали обратно, чтобы не видно было свежего раскопа.
- Мне бабушка рассказывала, - добавила молоденькая горничная, - в старину на кладбище даже гуси не заворачивали. Одна глупая девочка пошла туда и провалилась в прикрытую хворостом могилу. Ее нашли уже с объеденным червями лицом. И уши были кем-то отгрызены.
Израильских волонтеров морально опекала - хотя опека эта казалась мне странноватой - местная ведьмочка под псевдонимом Яфина (настоящее ФИО ее разглашать не стану). Помимо оказания магических услуг, Яфина училась заочно в частном университете ближайшего города и трудилась помощницей депутата со смешной фамилией Сартия, которую он выдавал, в зависимости от собеседника, за грузинскую или за венгерскую. Выдвигался этот пан от партии националистического толка, не имевшей в окрестностях большой поддержки, и многие считали, что победой Сартия обязан темным обрядам своей помощницы. Должно быть, очень дорогое дело - избирательная магия!
- Что еще делать, возмущенно оправдывалась она, -если приезжают туристы, начитавшись фэнтазийного бреда, требуют подать им живую карпатскую ведьму! Они не желают слушать, что последнюю ведьму отсюда выслали в 1947 году в Якутию, и она не вернулась. Я иду навстречу, насколько это возможно, когда рецепты и обряды утрачены, даю подержать в руках обычного карпатского полоза в серо-молочно-фиолетовые разводы, уверяя, будто он - мой колдовской помощник, выдаю австрийского ушана за альбиноса-стрелоуха, и даю им гвозди, выкованные моим прадедом, до того, как советская власть не конфисковала его кузню. Гвозди аутентичные, когда могла бы всучить магазинные.
Яфина стояла напротив зеленой горы, раскинув огненно-рыжие волосы, перетянутые на лбу ободком в виде ужа, и ковыряла носом туфли кладбищенскую пыль. Вдалеке раввин с автоматом подгонял ошалевших от горного воздуха волонтеров. Что-то сильно сомневаюсь, будто они приехали только ради могил.
- Еще я вышиваю, но разве этим у нас заработаешь? Ярмарка бывает раз в год - сказала она, помолчав. - Ничего дурного стараюсь не делать, не обманывать, в отличие от других, "чёрных" ведьм, я - белая. Я не врежу человеку. Не навязываю курс очистительных обрядов за тысячу евро, не снимаю порчу и венцы, которых никто не накладывал. Даже не вру. Потому что если человеку внезапно захотелось магии, он в это верит, не откажешь же!
- Все равно это нехорошо, - возразила я, - наблюдая, как волонтеры запечатывают надгробие в полиэтиленовую пленку, надеясь, будто она предохранит от сырости, и рвут высокую жгучую крапиву. Народ здесь стихийно языческий, суеверия и предрассудки не изживались веками, мешая магию кельтскую, славянскую, германскую, еврейскую и не знаю какую еще.
- Еврейскую? - удивилась Яфина, разве существует особая, еврейская магия?
- То-то и оно, что отдельно ее, конечно, нет, -ответила я, - осторожно косясь на сгорбленного раввина, вступившего в неравный бой с чертополохом, но отдельные элементы, конечно, сохранились. Собственно еврейского в ней, вероятно, немного, ибо в Ветхом Завете сказано - "ворожеи не оставляй в живых",. Магия- явление языческое, а раз так, то правоверным она запрещена и должна караться строго. На костер, голубушка, на костер! Правда, всегда существовали те, кто пытался доказать, что существуют некие добрые силы, исходящие из Единого Источника, прибегать к их помощи иногда можно, если нет иного способа победить зло. Это исключительная, редчайшая мера. В истории было всего несколько человек, осмелившихся бросить вызов устоявшейся традиции, и открыто применить то, что стыдятся назвать еврейской магией.
- И что с ними стало? Они погибли?
- Не только телом, но и душой - этим злонамеренным еретикам раввины вынесли страшное проклятие, "херем", подразумевающее отлучение от общины, запрет на распространение их текстов. Слушая ежедневные слова проклятья, их души опускались все ниже и ниже, в глубины ада. Даже страшно представить, что там для них приготовили! Щели в скалах, кишащие скорпионами, камеры глубокой заморозки, ванны с расплавленной смолой, бесконечное наблюдение за сжиганием собственных произведений в железной печи, мириады кровожадных нетопырей, которых невозможно отлепить от тела. А главное - возвращение в самые грустные эпизоды своего земного бытия. Их, со всеми подробностями, каждый день надо пересказывать старому косматому черту...
(при словах старый косматый черт волонтеры прыснули)
Еще есть пытка утробной тоской по местам, где ты мог никогда не бывать, но от того они не становятся более чужими, ты все равно рвешься туда.
Проклятый демон Сартия, заведующий ночными кошмарами, целыми адскими днями прокручивает перед ними один и тот же ролик.
- Но я хотела бы точно знать, за что они наказаны. Должно же быть какое-то постановление, подписанное минимумом десятью авторитетными раввинами, с доскональным указанием причин и последствий! - сказала Яфина.
- Сейчас будет вам постановление, - неожиданно произнес раввин с автоматом, присев на низенькую плетеную ограду, отложил оружие в сторону и монотонным голосом начал:
3. Проезжая станцию Броды
Когда вы едете во Львов и остается около 90 километров, поезд внезапно запинается на станции Броды, стоит там подозрительно долго, будто отдавая дань еще тем Бродам, из прошлого. Наблюдать из вагонного окна в дождь, ранним утром. Туман сгущается откуда-то снизу, слоистый, но легкий, рассеивается на мокрый перрон, на угрюмую бабушку с громадной метлой в руках, на бледно-бежевое здание вокзала, непропорционально огромное, напоминающее бывшую синагогу. Деревья опутаны зелеными шарами омелы, растения, берущего чужие соки, считающегося опасным зельем - и одним из символов ереси. Важные черные вороны Франца-Иосифа подлетают к намокшему жовто-блакитному флагу, нюхают его длинными острыми клювами, и, убедившись в несъедобности, разочарованно улетают.
Американский турист, заплутавший во времени и пространстве, читает расписание поездов. Отсюда можно уехать в Европу, даже, наверное, в Стамбул, если еще не отменили Восточный экспресс.
Мысли станция Броды вызывает разные. Кто-то вспоминает полегшую здесь, в Бродском котле, дивизию СС "Галиччина", кто-то ругает маму Зигмунда Фрейда, уехавшую отсюда в поисках счастья, кто-то ругает поэта Иосифа Бродского или сахарозаводчиков Бродских. А я вспоминаю собор раввинов в Бродах, в 1722 году, на котором ересь саббатианства была осуждена и проклята, все приверженцы ее отлучены, а книги и рукописи подлежали уничтожению как особо вредоносные. Кстати, этот собор должен был называться Львовским, ибо важные мероприятия надо проводить в административных центрах еврейского самоуправления. Кроме Львова, на эту роль мог претендовать Краков, Владимир-Волынский и др. Но по уважительным причинам (Львов оставался змеиным гнездом еретиков, они могли сорвать собор, кроме того, город к началу 18 века пришел в упадок) собор провели в Бродах.
Я не стану подробно расписывать решения, все легко отыскать в энциклопедиях, сосредоточусь на том, что осталось за кулисами.
До сих пор нет единого мнения: что это было? Спор во имя неба? Нелегитимное мероприятие по инициативе узкого круга ревнителей чистоты? Инквизиторское судилище? Попытка сведения счётов? Учтите: его участники целиком и полностью подчинялись суровым обстоятельствам, поэтому вердикт никак нельзя назвать объективным и взвешенным. Отнестись к еретикам снисходительно они остерегались, но и разбираться в истоках возникновения ереси, увы, никто не посмел.
Но надо признать: раввинам в Бродах пришлось поторапливаться. Эта ересь уже давно вышла за узкие еврейские рамки и, по мнению духовенства угасающей Речи Посполитой, несла угрозу здоровью их паствы, а потому раввины обязаны принять к своим заблудшим соплеменникам меры инквизиторского характера. (Это что, крючья, дыбу и "железную деву" надо было одолжить на недельку у католиков?!)
Принять решение об отлучении требовала сложившаяся международная обстановка. Длительные кровопролитные войны рождали образ внутреннего врага, а евреи, тем более еретики, идеально в него вписывались. В саббатианстве могли увидеть "троянского коня" Стамбула. Вадь Шабтай Цви состоял у Мехмеда 4-го на службе (привратником), жалованье получал, чем не агент?
Опасались еретиков не только в Восточной Европе. Напрасно думать, будто Московия, находясь далеко, надежно изолирована от западных веяний. Для высшего православного духовенства мессианское брожение новостью не было, о ереси знали, но надеялись, авось пронесет. Любители теории заговоров увязывают даже раскол православной церкви 1666 года с присутствием в команде патриарха Никона монаха-расстриги, отуреченного грека, уличенного в скрытом исповедании "турецкой веры", даже в обрезании, и в намеренном искажении церковных книг. На пытке "монах" признался, что носил присвоенное ему "жидовское имя", но потом отказался от прежних показаний, начал заговариваться, помешался или изображал помешанного, и от него не добились истины....
Одним словом, ересь подлежала херему по многим-многим причинам.
Но, раз секта существовала много лет спустя после 1722г., значит, подействовало слабо. Более того, решения в Бродах направили ее в еще более тайное, подземное, русло, выбросили в бушующий океан.
Отлучение от общины подталкивало еретиков к ассимиляции, к уходу сначала "в турки", позже - "в поляки". Там, из миссионерских соображений, им еще обещали помочь, когда единокровные братья отвернулись. Некоторые евреи шли в разбойники (в Закарпатье внезапно появляются "опришки", грабившие подвыпивших купцов), или даже прибивались к цыганскому табору, гадали на ярмарках, пекли ежей, обмазанных глиной, когда совсем нечего есть, сушили пеструю одежду на чужих плетнях.
- Над ними светил сырный полумесяц, похожий на амулет-лунник, вдалеке ржали украденные кони, и жеребенок тонкими ножками пытался догнать ускользающий отсвет, и не мог, и удивлялся, и начинал сначала, вздохнула Яфина, смотря на невысокие горы, поросшие молодыми пушистыми ёлочками.
- Хорошо, наверное, родиться цыганской еврейкой.... Такая кровь.... Бешеная, ярая, живая.... В моих жилах, увы, змеиная, холодная, равнодушная.... Кровь белых хорватов. Если они, конечно, были, эти белые хорваты.....
- Змеиная? - удивился раввин, зря вы на себя наговариваете ерунду. - Но раз напомнили о змеях, завтра целый день о них трепаться будем, когда до Змийской Криницы доберемся.
4. Змийская Криница.
"...Жить - это значит развязывать и завязывать узлы - так учил его
когда-то непрост - гадючник и дал ему целую связку шкурок ужей. Франц должен был распутать все узлы и завязать их снова по-своему..."
Т.Прохасько. Непросты. Перевод А. Пустогарова
Я осторожно раздвинула крепкие, напоминающие карликовые деревца японского сада, кустики брусники и уже потянулась за розоватыми, еще твердыми ягодами, как откуда-то раздался шип. В путанице старых зарослей гордо восседала уложенная спиралью крупная, под метр, гадюка, толстая и блестящая. По ее хребту, точно нарисованный тоненькой кисточкой, шел белый узор из многократно перемежающихся зубчиков. Гадюка согнулась пружиной, разогнулась для острастки, показала двоякий язык и, не обращая на меня малейшего внимания, стала лакомиться брусникой, аккуратно поддевая каждую ягодку кончиком носа и острой петлей язычка проталкивая ее в свою широкую пасть. Насытившись, гадюка улеглась, переплетясь в невозможный клубок. Беспокоить ее я не стала.
- Заметили? Возможно, это гадючник, местное змеевидное демоническое создание, умеющее перевоплощаться - объяснила ведьмочка Яфина. -
Правда, как этот гадючник выглядит,увы, представляю слабо. Змея, но толще и спокойнее обычной. Важная. Да к тому же ласунька (сладкоежка). Здесь к змеям особое отношение. Этот год - змеиный. Он от всех прочих отличается не только "урожаем" змей, но и тем, что тогда устраивают выборы (или перевыборы) своей королевы. Жаль, обычно о змеях мы вспоминаем лишь, когда в сводках новостей сообщают о покусанных грибниках. А ведь когда-то люди почитали чету змей-близнецов, змея и змеицу (змеиху) своими мифическими прародителями. Эти две похожие как две капли воды змеи полюбили друг друга, еще до начала времен, сидя в мировом яйце, где они срослись воедино (см. мифы об андрогине) и получили одну, общую душу. Вылупившись, брат и сестра посмели вступить в брак, не зная, что их любовь преступна. У них родились ужасные громадные монстры с множеством зубастых голов, с колючими гофрированными крыльями, с длинными острыми когтями на мощных лапах. Помимо неприглядной внешности, детки обладали склочным характером и неимоверной прожорливостью, грозящей полным истощением всех земных ресурсов. Огромные перво-змеи упоминаются в мифах разных народов, встречаются они и в источниках более позднего времени, уже подвергшихся литературной обработке (подвиги святых, убивших змея или дракона и т.д.) Считается, будто первая чета змей разлучилась (вернее, была разлучена насильно) и соединится только в конце времен. А пока змеица обитает где-то неподалеку.
В еврейских средневековых трактатах попадается Даг-Нахаш - персонаж вавилонского бестиария идолов, противный рыбо-змей. У него серебряная чешуя, золотые перья (плавники в форме голубиного пера), живет он миллиарды лет.
- Сейчас такая рок-группа есть - вспомнил раввин. - А если докопаться до халдеев, то у них и змея, и ящер, и рыба обозначались общим символом - "чешуйчатый"....
На сей раз, он был в камуфляже с красными нашивками, а автомат замаскировал особым чехлом под зонтик.
Ой пид мостом рыба з хвостом, золотинки пера,
Ой ти любку другу маешь та я ще не вмерла - запела Яфина.
- Вот, он под мостами любит прятаться - добавил раввин.
- Под мостами еще русалки живут.
- Мавки?
- Неужели не может у галицкой мавки оказаться хананейского родича, лысого дядьки по имени Мавет - смерть? - поинтересовался он у Яфины.
- Лысый дядька и у нас есть - обиделась она. - Тот, кто в пекло забирает. Черт.
- А вот и Змийска Криница, старинный глубокий колодец, стенки его выложены камнем, а сверху - потемневший деревянный навес на витых резных опорах. Вокруг него всегда ползало много змей - гадюк, полозов, ужей, но они никого не трогали и даже стали деталями резьбы.
Стилизованные изогнутые змейки, больше похожие на плывущих угрей или вьюнов, украшали навес, и опоры - перевитые 2 змеи - дополняли их. В сотне метров отсюда - речка, гнутая змеей. Примечательно, что в разных народных традициях змею отводился огонь, змеихе - вода. Отсюда поверья, что пожары устраивает большой змей (когда ползет по земле, от его жара образуется выжженная колея), а змеиный яд якобы нейтрализуется водой (укусив человека, шипит: "шукай дощак, бо умреш!")
Радуга, особенно двойная - совместный атрибут, змея со змеихой так же, как сдвоенные, спаренные плоды, орехи и т.п.
- Они якобы помогают кого-нибудь приворожить. В 6-м классе я сунула понравившемуся мальчику в карман куртки два колючих сросшихся каштана. Не знаю, зачем я это сделала - вспомнила Яфина.
- Никогда не задумывались, отчего в русских сказках есть Змей Горыныч (правда, река Горынь, Змиевы валы и город Змиев теперь украинские), Змей Тугарин, но они все холостые, тяготеющие к земным девицам? Конечно, можно вспомнить Змею Подколодную и Гадюку Семибатюшную, но они смотрятся мелкими, мне подсказывают, что это - персонажи поздние. Дело в том, что за века женский змеиный образ постепенно размылся и стерся, но удержался у южных славян (ламия, хала, ала, змеица) . Несмотря на этническую пестроту Балкан и Карпат, на мощные иноземные веяния, там почему-то сохранилось немало архаики. У гуцулов запрещалось убивать гадюку - иначе может внезапно умереть мать. Это очень древнее поверье, из тех времен, когда у каждого человека имелся свой покровитель в животном мире, когда общий миф о змее-прародительнице еще не превратился в странный сюжет сказок.
Отголоски культа змеихи-прародительницы проявляются в быличках о домовой змее, охраняющей хозяев (например, у болгар - межник или сайбия, синорник, громадный уж, защищающий каждый земельный надел, или ритуал похорон случайно убитой домовой змеи у сербов, когда змею, как человека, накрывают полотном и закапывают в землю), в сказочном сюжете о жене-змее, приносящей своему мужу богатство. Но, чтобы змеиха в сказке облагодетельствовала человека, ее надо либо спасти от гибели, либо подкармливать особой пищей (парным молоком, грудным молоком, даже сгущенкой в современных трансформированных байках), не произносить при ней запретных слов (нельзя называть ее гадюкой) и не сжигать ее прежнюю, змеиную шкурку или волшебные вещи.
За колодцем на суку старой, прожженной молнией лещины, висел беленький коровий череп с небольшими, но крепкими рогами. На рогах уже кто-то успел навесить разноцветные ленточки, преимущественно синие и жёлтые. На ветру ленточки колыхались подвешенными змеями. Обгорелый ствол лещины был расщеплен, из него вылущивали небольшие щепочки, отчего старая лещина казалась изувеченной, но живущей вопреки людям.
- Дикари! - возмутилась я, они думают, что громовица - дерево, пробитое молнией, защитит их, а чай из ее щепочек поможет от нервов.
- Все то же самое, что и тысячу лет назад - согласился раввин. - Но, я вижу, вы к черепам неравнодушны?
- Завела бы парочку под кроватью, да мама не велит. Еще Сальвадор Дали в дневниках признавался, что черепа, особенно слоновьи и носорожьи, здорово оживляют пейзаж. Но у него был знакомый махараджа, печально произнесла ведьмочка, а у меня махараджи нет....
Череп тоже стал змеиным атрибутом наряду с яйцом. Известная нам с детства сказка "Теремок", оказывается, восходит к архаичному мифу о том, как давным-давно группа животных, среди коих затесалась и змея, поселились в обглоданном черепе. Были случаи, когда хитрая змея откладывала яйца в полость брошенного черепа и маленькие змейчики выползали на свет прямо из глазниц.
По пути нам повстречались гущи папоротника, с головой скрывающие человека. Пройти их оказалось непросто. Еще змея охраняет цветущий папоротник, далее он видоизменялся в средство отпугивания змей. Так, словенцы района Верда в Иванов день рассыпают по дому и вокруг него папоротник, чтобы ядовитые змеи обошли их стороной .
Есть папоротник, называемый ужовник. Якобы ужи его не в силах переползти, если положить спорами вверх - щекотно.
- Не кажется ли странным деление папоротников по гендерному признаку? Грубые темные листья - мужские, нежные салатовые, с тонкой резьбой - женские. Они ведь тоже должны к архаичному мифу о страсти змея и змеицы отсылать. Венки опять же стараются сплести так, чтобы одна ветка мужского папоротника и одна женского. Я это хорошо знаю, признался раввин, я в детстве лето проводил у русской бабушки, в глухой деревушке севера европейской России и сам плел такие венки соседским девочкам. Это очень древний обычай, жаль, что сейчас он почти забыт....
А воды из Змийской Криницы никто не попробовал.
- Мы столь много болтали о змеях во всех подробностях, наверное, для того, чтобы выслушать что-то важное? - спросила я у раввина.
- Вас не обманешь. Подробности нужны, чтобы понять одну легенду, исток которой приходиться на злополучное начало 1720-х годов. В 1721 году в Ужгороде (Унгваре) инквизиция сожгла в пылающей яме красавицу Марию Рац. Девушка якобы держала дома 7 прирученных ужиков. Ужиков инквизиторы велели изрубить на 7 кусков, немедленно перемешать, но куски на их глазах приползли из последних сил к целебному источнику и мгновенно склеились, едва спрыснутые живой минеральной водой.
В тот же день в Ужгороде неожиданно сгорела дотла старинная церковь, очевидцы божились, будто из бушующего пламени выскочили золотые змейки, длинные и стройные. Их нельзя не сопоставить с карпатскими преданиями о летавицах и летавцах, мифических созданиях, когда-то имевших змеевидный облик, но со временем ставших все более похожими на людей. Из блестящей на солнце и парящей в облаках змеи летавица превратилась в красивую дикую деву, чьи золотистые распущенные локоны вьются, словно сотни малюсеньких новорожденных ужиков или веретениц.
А летавец - ее брат, огненный змей-вихрь. Летавица, ветреница встречаются в публикациях Ю. Яворского и В. Гнатюка. В закарпатских быличках летавица выступает в роли существа, грозящего материнской утробе, младенцам. Играет она и роль мифической любовницы, при этом она параллельна летавцу - огненному змею, вступающему в любовные отношения с женщинами (обычно не в своем облике, а превратившись в погибшего или ушедшего мужа).
- Чета летавца и летавицы, - заметил раввин, - напоминают мне, еврейские предания о гигантской рыбе Левьятине (в распространенной транскрипции - Левиафан), они парные, но он и она никогда не встретятся, иначе породят чудищ. Что левьятин - это кит, не должно смущать: помните, в Междуречье змея, и рыба, и ящер - один знак? Как, кстати, на иврите будет "ящерица"?
- Летайя - подсказали волонтеры.
- Летайя не летает, но есть же летучие драконы - мирные ящурки...
- Итак, две змеи, брат и сестра, нарушают запреты небес, Дети от таких странных связей - необычные. Особо кровожадные, слишком крупные, или, наоборот, карлики. Это уже я говорил. Но могло быть и хуже - вампиры.
Вампир просто так не появляется, его жизнь связана с родительским проклятием за попрание "табу".
- Скажем, те же правители Румынии, из лона которых вышел всем известный граф Дракула, в народе считались нарушителями древнего правила - не заключать родственные браки. Но европейская аристократия, прикрываясь политическими выгодами, веками вела к алтарю кузена с кузиной. Естественно, это ударяло по их потомкам - наследственные болезни, связанные с кровью, уродства, слабоумие....
- Вампиры простые, не коронованные - тоже дети нарушителей. Им важно родиться от живой матери, но от мертвого отца. (Сейчас, конечно, это возможно и без превращений). Дети вдовы, которая продолжает жить с покойным. Но "дети вдовы" - это уже отсылает к масонскому мифу об Адонираме или Хираме, сыне вдовы и первом Мастере, убитом, но продолжающим передавать свою волю из могилы (куст акации зацвел и указал место тайного погребения). Обратите внимание: в сказках и легендах герои не умирают насовсем. Взять ту же историю с Марией Рац. Напуганные свидетели уверяли, что даже после казни Мария будет насылать своих ужиков на города и веси. Сама она, спаленная до пепла костей, обернется белой волчицей, чтобы наблюдать за языками пламени (есть малоизвестный персонаж славянского фольклора, Змей Огненный Волк, оборотень, сохранившегося у белорусов и сербов), а надежной защитой от оборотня служит топор, коим разрубили змею и не помыли.
- Кстати, в Талмуде встречается указание, что, если во время молитвы приползла змея, даже если она уже ногу обвивает и пасть разевает, трогать ее нельзя - разъяснил нам раввин.
- Теперь начинаю догадываться, отчего сложилась присказка вроде "евреи со змеями братья, еврейки лягушкам сестры".
- Хм, а у нас так про ведьм говорят - что они сестры змеиные.
- Все равно обидно, даже если признать, что змейки красивые - обиделась Яфина. - Но откуда растут ноги у дурного обычая наделять другие народы демоническими чертами?
Предыстория - в "11" (http://www.proza.ru/2010/12/04/940), если не читали, то коротко - о любви двух одиноких эгоистов, Алии и Олексы.
Нетопыри размахались - к вёдру.
.... Олекса змий бархатный, словно лосиная шкура, не снятая, нет, та, что на живом лосе, нежненький, словно крылышко молоденькой летучки, прозрачное до жилок и хрупких косточек. Косточки, кстати, едва не стали поводом нашей разлуки. Приходит ко мне дама (бывшая графиня Батори, из тех самых Батори, откуда и Стефан Баторий, и кровожадная Аржбета Батори, ученица Дракулы), кладет на столик тонкую книжечку в истрепанной бумажной обложке цвета оберточной бумаги, в которую при советской власти сыр российский заворачивали.
- Полюбуйтесь, говорит, что ваш Олекса разлюбезный в 1994-м году выпустил! Мало того, что непрофессионализм налицо, так еще и допущены антироссийские заявления! Читайте!
Книжечка историческая, краеведческая, о роде Вишневецких, галицко-волынской масонерии, тайнах заброшенных замков и ущербе, нанесенном этим разнещасным замкам советской властью. Бумага серая, шрифт неважный, текст разбавлен ссылками на малоизвестных польских историков, причем перевод сделан на глаз, да и видно, что на редактуру в друкарне решили плюнуть, пойти кофейничать с бубликами, а потом совсем забыли.
- Ну и что, говорю, это первый его драник, что в том дурного? Видно, как он этой темой увлечен, хотя, конечно, редактуры три-четыре не помешали б.
Бывшая графиня красным накладным ногтем обвела наугад несколько фраз, отчего строки покраснели. Там говорилось о российской инвазии - слово "оккупация", родственное французскому "окупасьон" (это в том числе и приятное времяпровождение), Олекса терпеть не мог.
- У нас инвазией, отвечаю, называется, когда глиста глотают. Чтоб похудеть.
Тем более, обрадовалась дама, видите, как он вас оскорбил! Неужели после всего этого вы с ним дружить будете и совместное исследование продолжите?!
- Буду, созналась я, буду. Такие фразы ничего не меняют.
- Это не все, что хотела рассказать. Олекса, оказывается, еще и черный колдун. Да, да, я в этом толк знаю. Думаете, почему с ним столь быстро сдружились?
- Мы переписывались несколько лет.
- Причем тут переписка? Олекса приворожил вас по старинному польскому рецепту. Хотите, поделюсь? И, не дождавшись ответа, вытащила книгу.
"Коли хочешь, чтобы тебя любая девушка полюбила - поймай нетопыря, накрой глиняным горшком (горшок должен быть не купленным за деньги, то есть или украденным, или лично сделанным). В полночь положи его в муравейник; на следующую ночь забери скелет - в нем найдешь вилы и грабельки. Притянешь девушку грабельками - и будет у тебя возлюбленная; если хочешь, чтоб был у тебя добрый приятель, - выбери парня и его притяни грабельками. А коли немилая сердцу станет изводить тебя ненужной любовью - ее оттолкни вилами, и она отвернется от тебя. Если кто будет набиваться к тебе в друзья недостойный и негодный - отпихни его вилами, и оттолкнешь навсегда. Так благодаря кости нетопыря окружишь себя любовью и дружбой"
- Нетопырей у нас навалом, а горшок керамический он у меня выклянчил с кафедры. В нем папоротник в воде стоял, потом высох и горшок красивый, кустарной лепки, пустовал. Говорил, будто ему кактус пересаживать надо - уверяла бывшая графиня. Но нет у него никаких кактусов! Он вообще никогда растений дома не держал, зачем, говорит, когда им на земле удобнее.
- Так вы коллега его? Тогда ясно. Зависть.
- Мне ваш Олекса даром не нужен - скривилась дама, я за справедливость борюсь. Нетопыря вам не жаль, съеденного в муравейнике? Советую поинтересоваться - что зашито в уголке пиджака внизу, помните, у него есть древний пиджак в черно-серую мельчайшую клеточку? Внизу, слева. Пощупайте и убедитесь! Поймите, если б то были честные ухаживания, попытки привлечь внимание! Кроме того, он дилетант! Всю жизнь занимался староболгарским языком, который никому не нужен был и в советское время, а уж сейчас подавно, ему обидно, вот и подался в "масонщики", пыжится, хочет доказать сам не зная чего...
- Кости нетопыря я проверю. Закроем этот разговор.
- Проверьте непременно!
- Но если выяснится, что Олекса съел вместо нетопыря молодую ласточку...
- А что тоже привораживает? - оживилась бывшая графиня Батори.
- Ага, пошутила я, кто целиком ласточку скушает, с перьями и косточками, и даже клюв ее разгрызет, тому счастье в любви будет! (надеюсь, графиня ласточек не ест)
Бывшая графиня ушла, а я подумала, что все это глупости и даже если кости зашиты в нижнем уголке пиджака, это ничего, ровным счетом ничего не меняет. Слишком мы с ним сдружились, слишком.
... Моя рука опустилась в нишу между подкладкой этого злополучного пиджака и поношенной шерстяной тканью. Слева? Слева. Ничего не было.
- Олекса! А где нетопырьи косточки? Те, что ты зашил?
- Алия, я отродясь такой дурью не занимался! Про рецепт знаю, но не пытался губить бедную мышку!
- Может, ты их в коробочку переложил?
- Нету у меня никаких коробочек!
- Значит, ты их выкинул. Или в стенку вмуровал на удачу.
- Разбей стенку, проверь.
- Знаю. Ты их вшил в другой пиджак.
- Посмотри.
Олекса распахнул шкаф.
- Щупай, щупай. Когда-нибудь ты мне поверишь. Когда-нибудь ты меня полюбишь. И мы поедем в горы, в замок Шенбронов, на вскрытие одного изумительного склепа. Ты ведь любишь склепы?
... Перед поездкой к склепам мне приснился повторяющийся сон.
Маленький закарпатский городок у самой границы, где непременно есть ратуша с часами, магнолии и райские яблони, из чьих мелких яблочек варят варенье, похожее на варенье из коричневки. Вокруг расстилаются старые буки, на склонах гор заросли одичалого барбариса и можжевельника, перемешанные с необыкновенно пушистыми ёлочками, бьют родники, усаженные турьим языком, щитниками и безщитниками , а на высокой водонапорной башне, обыгрывающей мотивы неоготики, свили гнездо благородные аисты. Размах их крыльев наводит на еретическую мысль о родстве с вымершими птеродактилями и птерозаврами, или с громадным красавцем кецалькоатлем, чей пористый скелет с клювастым черепом и громадным, почти медвежьим, глазом, пылится в музее палеонтологии.
Деревянная сереющая церковь мармарошской готики с чешуйчатой крышей стоит в зарослях высоких алых мальв, отцветших черешен и розового каштана. Ночь. Вокруг нее разбросаны большие мшистые камни, на них лучше не садиться - сыро, холодно, между камнями пробиваются вытянутые стебли ирисов и нарциссов. В церкви открыты резные врата, сквозь окна виден огонь свечей. Внутри - аккуратный черный гроб на подмостках, обложенный со всех сторон цветками тех же алых мальв, и с двумя рушниками красно-черной вышивки по краям. В гробу лежит молоденькая черноволосая девушка, внешне она совсем не кажется умершей, а только уснувшей. Ее лицо бледно, большие карие глаза плотно закрыты, но ногти не синеют, нос не запал. Я рассматриваю ее вышитую сорочку, лылык красный, лылык черный, один держит когтем на конце крыла другого.
Стоят лылыкы почему-то вверх головой, на тощих лапках, хотя всем известно, что нормальная летучка вверх головой долго не простоит. Глаза лылыков вышиты мельчайшим бисером, у черного - красные, у красного-черные. Крылья обозначены гладью аккуратно, со всеми складками и засорениями, а из пасти торчат миниатюрные кончики клыков. Несмотря на клыки и когти, лылыкы вышиты добродушные, с подобием улыбки. Они живые. Они непременно проснутся и вспорхнут опылять алые мальвы, неуверенно размахивая узкими крыльями и корча смешные рожи, стоит только нежным язычкам соприкоснуться со сладким цветочным нектаром.
Во сне темно, но темнота летняя, не кромешная, не пугающая, глаза к ней медленно привыкают. Тишина. Ждешь кошмара. Ждешь монстров. Ждешь, что она поднимется из гроба и погонится за тобой. Свечи горят, от них в сырую прохладу церкви проникает едкий жар, легкий ветерок колышет лепестки сорванных мальв, задевает черные тонкие волосы покойницы, но та не просыпается. Я знаю, она не мертвая, она спит, но разбудит ее - в другом сне - капля расплавленного воска, случайно упавшего со свечи на белую руку. Мне и жутковато, и любопытно - чего ждать, если девушка очнется? Станет ли она, прокусив мою шею, жадно слизывать свежую кровь и сукровицу, или попытается удушить этими белыми ручками?! А вдруг прелестная покойница решит засунуть в гроб меня?!
Я хожу вокруг гроба и думаю - небижчики не бегают, небижчики смирные.... Черт их знает, в этом сне смирные, в новом - вурдалаки! Вспоминаю, что вурдалаков на самом деле нет, это оговорка Пушкина, прочитавшего сербское "волкодлак" - волк-оборотень. Зачем меня сюда поставили? Почему нельзя уйти? Больше всего пугает то, что свеча может догореть и тогда капельки обжигающего воска упадут на ее руки.
В церковь залетает старый общипанный пугач, садится на край гроба и нагло смотрит своими расширенными глазами. Девушка радостно приподымается, смотрит на пугача и говорит голосом бывшей графини Батори:
- Прилетел, пугаченьку? А что стало с твоими крылышками?