Мерзлякова Наталья Александровна : другие произведения.

Словарь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Словарь.
  А
  Ай-Эстэль соленое мертвое озеро в Виренэлле. Реки летом в тех краях часто пересыхают, озеро водой почти не снабжается, потому, говорят, вода в нем хуже морской. Говорят, потому что никто воды из озера не пробовал - из эльфов точно никто - считается, что она ядовита, как для тела, так и для души. Кроме того, у эльфов есть легенда, что при особом желании на гладкой поверхности Ай-Эстэля (отчего-то ни волн, ни даже ряби на озере не бывает) можно увидеть будущее. Само название переводится "На слезах" и в пояснениях не нуждается.
  Альед-ан-Рагнар залив Ярости. Залив на восточном побережье под Изумрудной скалой. Название, во-видимому, дано оттого, что в этих местах вода не бывает спокойной никогда и наблюдается самый высокий прибой по всему побережью Ксалларона.
  Альтинидия крупное государство в пятистах милях к западу от Перешейка. По сравнению с Империей страна просвещенная и цивилизованная и, по мнению Ордена, совершенно безбожная. Имеются сведения, будто бы в Альтинидии среди наиболее ученых мужей и могучих магов бытует мнение, будто бы Бога и вовсе нет. Никакого. Совершенно. Не знаю, как же объясняют те альтинидийцы происхождение мира и всего живого, но факт остается фактом - существование Бога они отрицают. Торговых и иных связей Империи с Альтинидией к моему времени уже лет триста как не существовало. Все альтинидийское - товары, книги, снадобья - находились под запретом и проникали в Империю через Вирессу контрабандой. Власть в Альтинидии находится в руках некоего Совета Сил или, как его еще называют, Семерки; в союз этот якобы входят наиболее сильные маги, каждый из которых наделен полномочиями в зависимости от характера собственных магических способностей. Не знаю, наверняка утверждать не могу, а вот то, что магия и маги в Альтинидии в большом почете - совершенно несомненно. Недаром же знаменитая Академия Волшебства - единственная в своем роде - находится именно там, в Каннолине - самом крупном городе страны. Столица же Альтинидии зовется бесхитростно - Альтина - и это, как ни странно, небольшой в сравнении с другими, город.
  Ариэл дерево, растущее, кажется, только в Таннериле и кое-где в Широколесье. Принадлежит к остаткам былой растительности Перешейка. Очень стройное, до тридцати футов в высоту, с пестрой черно-бело-коричневатой корой. Ветви располагаются не ниже, чем на десять-пятнадцать футов от земли. Листья широкие, плотные, глянцевые, темно-зеленые. Цветы невзрачные - бело-желтые кисточки. Живет долго, две-три тысячи лет.
  Архигнозис духовный сан, второй в Белой Триаде (см.). Отвечает за правильное трактование "Источника" и наиболее полно отражает назначение всего Белого Духовенства - искать знания о Боге. Не знаю, насколько реально выполнима такая задача, а только именно архигнозис создает все комментарии к священным книгам и только ему позволено таковые писания допускать (а чаще - не допускать) до широких масс верующих.
  Архистенезис духовный сан, высший в триаде Белого Духовенства (см.). Отвечает за духовный мир паствы в целом, за создание образца богоугодного поведения, внедрять которые станут другие. Архистенезис подчиняется лишь Леуконису и имеет почти неограниченные полномочия. Вместе с тем, кажется, наиболее мирный (за исключением архигнозиса) сан, не предполагающий контроля и разработки наказаний для тех, кто отступил от установленных моральных норм.
  Архистенос духовный сан, низший в Белой Триаде (см.). По большому счету, это тот же меритор, только лично никого не допрашивающий и при казнях как правило не присутствующий. Именно архистеносами придуманы все методы допросов и наказаний для еретиков, не просто придуманы, а согласованы с двумя высшими духовными рангами, дабы всякое наказание было, во-первых, богоугодным по форме, во-вторых, служило очищению души наказуемого. Не мне судить, но я уверен, что ни один архистенос не то, что не перенес бы и сотой доли придуманных им и его предшественниками средств совершенствования души, но и просто сошел с ума, воочию увидев процесс применения последних.
  Б
  Белоград столица Империи Вседержителя (см.). Крупный город в восточной части центральной Империи. Построен в красивой долине специально для первого Леукониса и по его проекту в 15 - 156 годах по имперскому летоисчислению. В Белограде сосредоточено все верховное духовенство и поэтому действуют некоторые специальные правила. Например, в центральную часть, к Храму Обретения Дара простых прихожан допускают несколько раз в год, по важнейшим праздникам или в каких-то чрезвычайных случаях. Торговля в Белограде чрезвычайно ограничена, в центральной части запрещена под страхом смертной казни. В Белограде нельзя появляться чужеземцам, покуда те открыто не примут веру имперцев. Живет город во многом благодаря паломникам - каждый в Империи мечтает хоть раз побывать в Белограде, посетить монастыри, известные на всю страну, поклониться мощам святых и, может быть, даже взглянуть на Леукониса. Монастырей в Белограде пять, кроме того, есть огромное количество храмов, духовные школы, три семинарии и единственный в Империи Богословский Университет. Вообще Белоград - город, живущий сам по себе, словно отдельно от Империи в целом; белоградцы редко покидают столицу, поскольку зачастую уверены - стоит им выйти за городские ворота, как на них сейчас же накинутся еретики, эльфы, колдуны, виртаны и начнут склонять к безбожию и неправедной жизни.
  Белое Духовенство (Белая Триада) верховный уровень в иерархии Ордена, уступающий лишь Леуконису (см.). Включает в себя три ступени: архистенос, архигнозис и архистенезис (см.), которые осуществляют всю богословскую работу в Ордене (заповеди, догмы, правила и устои - все это в ведении Белых Братьев). В целом весь уровень имеет целью познание Бога и угодных ему дел. Именно из Белой Триады выбирается новый Леуконис. В Белое же Духовенство может посвятить лишь сам Леуконис по согласию ныне существующей Триады, причем, как и Леуконис может быть только один, так и любой сан из трех существует в единственном числе.
  В
  Вала кустарник, растущий в Таннериле. Невысокий, не выше уровня груди среднего человека, со светло-зелеными резными листьями в виде розетки и красивыми розовыми цветами, собранными в зонтик точно в центре розетки. К концу лета листья краснеют, а цветы превращаются в розовые поначалу, а затем кораллово-красные блестящие ягоды.
  Варки народ, населяющий Перешеек севернее гор. Отчего они называют себя варками, не знает никто. Но факт остается фактом - народ этот утверждает, что к людям не имеет ни малейшего отношения, а является самостоятельной расой. Убей, не пойму, чем же они от людей отличаются. Характерно, правда, для них более мощное телосложение, высокий рост и отменное здоровье, но опять же, говорят, что это оттого, что всех, под сие определение не подходящих, в Варкланде попросту со скалы сбрасывают. Народ абсолютно неграмотный и тем не тяготящийся. Для ремесла их - а в абсолютном большинстве варки воины-наемники - грамотность совсем не обязательна. Насчет культуры и веры варков не известно ничего. Сами они не говорят, а в Варкланде мало кто бывал. Как бы то ни было, религиозным этот народ не назовешь. Любят погулять, выпить (в этом с ними даже гномам трудно тягаться) и подраться, но не одни варки это любят. В большинстве же своем - прямой, слегка безрассудный, бесстрашный и в чем-то простоватый народ.
  Варкланд земли к северу от гор, Северное Загорье, населенные, само собой разумеется, варками. Местность, по словам немногих путешественников, на диво безрадостная, пустынная и дикая. Несколько больших равнин, разделенных невысокими полуразрушенными хребтами, заросшие низким кустарником да невысокой травой. Зимы в Варкланде холодные, снежные, лето короткое и нежаркое. Потому вырастить что-либо при таких условиях трудновато, и варки живут в основном охотой и рыбалкой. Выращивают, говорят, каких-то особых животных, вроде горных коз - для шерсти и пуха, особую породу мелких уток, строят дома из стволов вековых деревьев и вообще живут - не тужат.
  Вера конечно, является, личным делом каждого и я не хотел бы богохульствовать или петь хвалу, но коль скоро люди и эльфы разошлись по вине религиозных убеждений, то считаю правильным перечислить основные утверждения обеих сторон. Разбирайте сами, кто был прав.
  Первая догма религии людей гласит, что все люди грешны и грешны изначально. По собственной вине.
  Эльфы категорически отказываются признавать себя изначально виноватыми, и, напротив, убеждены, что изначально каждый - мало что не святой.
  Догма вторая утверждает, что за все преступления рано или поздно последует наказание, равно как дела благие обязательно, пусть не на земле, возблагодарятся. Соответственно, имеются ад и рай, для облегчения как первого, так и второго.
  Эльфы признают, что, может быть, люди после смерти и попадают к Низвергнутому, да только они на то люди и есть. А у эльфов путь иной - Свет. Свет - не ад и не рай, это Пустота, в которой нет ничего. Ни памяти, ни чувств, - ничего, наверное поэтому в Свет попадают все умершие эльфы, вне зависимости от своих прижизненных заслуг. По-моему, эльфы, прожив не одну тысячу лет, по-настоящему устают от мира и полный и абсолютный Покой - все, что им нужно.
  Третий догмат гласит, что, раз Бог много умнее, добрее, сильнее и так далее, нежели люди, то последним следует не только почитать, но и поклоняться Создателю.
  Эльфы откровенно считают последнее мнение полной чушью, кажется, оно не устраивает их более других. Вечные не желают поклоняться кому бы то ни было и заявляют, что поклонение Богу сродни сумасшествию, все равно, что бить поклоны и возносить курения родному отцу. Ни один отец, будь он в своем уме, подобного обращения как минимум не одобрит.
  Четвертая и последняя догма гласит о том, что земная жизнь - ничто по сравнению с жизнью по ту сторону мира и является лишь подготовкой для следующей вечности.
  Для эльфов это попросту не выполняется и не по их вине, т. к. посмертного бытия у эльфов быть не должно и земная жизнь - единственная и неповторимая - все, на что они могут надеяться.
  Имеются и различия помельче. К примеру, эльфов поражает игнорирование людьми Матери мира - Хаоса. Иной раз под Матерью мира понимается Природа, к которой Вечные относятся несравненно трепетнее смертных.
  По понятным причинам эльфы наотрез не признают храмов (Дворец Радуги вовсе не был священным местом - но местом почитаемым); их смешит способность людей называть Домом Бога то, что выстроили они сами, а настоящий Дом - весь мир вокруг - попирать ногами и презирать.
  Сильно различаются похоронные ритуалы. Эльфы никогда не хоронят погибших собратьев (разве что специально), чтобы избежать катастрофических последствий выплеска энергии в момент расставания души с телом. У них разработан специальный, очень сложный ритуал, полностью основанный на заклинаниях, который позволяет энергии тихо и мирно рассеяться, не причинив никому вреда. Тело же при этом попросту рассыпается на глазах. Надо ли говорить, что для людей подобное неприемлемо.
  И, наконец, самое смешное (или грустное) - в главном люди и эльфы сходятся. Мир, по мнению и тех и других, создан Богом - единым, могучим, заботливым и любящим Отцом.
  Виресса небольшое, а попросту сказать, маленькое государство к юго-западу от Империи. Окружено кольцом Охранных гор, совершенно непроходимых и неприступных. Может быть, еще поэтому, что не добирается до Вирессы ветер, климат там небывало жаркий. Рельеф также малопривлекательный - то горы, то равнины, то пустыни; побережье изрезано причудливо, со множеством бухт, мысов и заливчиков. По причине жары и сухости, а также большого числа населения, растительности почти что в Вирессе не осталось, лесов уж точно давно нет. Государство торговое, управляется идх-ашинаи ("верховный правитель" - наиболее точный перевод), сверх того, в каждой области (а таковых шесть) имеется свой ашинаи. Полномочия правителей практически безграничны, а верховного - безграничны без каких бы то ни было оговорок. Столица Алас-Амара, крупный порт на западе страны. Флаг - черная свившаяся пернатая змея на червонно-красном фоне. Герб - та же змея, но с изречением: "По тверди - ползи, в небе - летай; врага - рази, друзей - исцеляй".
  Виринелл южный, самый большой Предел эльфийского государства. Название переводится "ветер в траве" и очень точно отражает суть - Виринелл - это бесконечная ровная степь, поросшая бело-зелеными высокими травами. Так как находится Виринелл в центре Перешейка, и до него не добираются ветра с побережий, то лето там по-настоящему жаркое, солнечное, а зимы как таковой почти не бывает, - исконное население, эль-марди (см.) считали такой климат идеальным. Управлялся Виринелл королем - поначалу Ильданариданом, отцом Линтиса, затем самим Линтисом.
  Виртаны бродячие скоморохи, певцы, музыканты, инакомыслящие и прочий неспокойный люд, состоящий в основном из студентов-недоучек. Виртаны в Империи находились вне закона, но преследовались не так жестоко, как, к примеру, волшебники. Не в последнюю очередь потому, что кто-то из Ордена вовремя сообразил, что пронырливые парни, все видящие, все слышащие, обо всем знающие, могут сослужить немалую службу в деле борьбы с ересью и пороками.
  Г
  Габент духовный сан, второй из серой триады (см.). Имеет целью борьбу с ересью, маловерием, инакомыслием на местах, но такими полномочиями, как меритор не наделен, не имеет права самостоятельно и по собственной инициативе казнить или допрашивать с пристрастием, а лишь по приказу и дозволению высшего руководства. Задерживать же, следить, задавать вопросы может и должен.
  Гномы одна из четырех рас (если все же считать варков самостоятельной расой) нашего мира. Народ древний, древнее человеческого рода, но значительно моложе эльфов. Средние братья. Гномы отличаются невысоким (четыре-пять футов) ростом, очень крепким и могучим телосложением, большой силой и выносливостью. Бороды у мужчин растут замечательно хорошо и служат предметом гордости владельцев. Гном без бороды - все равно, что эльф с бородой. Смертны, но живут дольше людей, около трех с половиной сотен лет. Не выносят открытых пространств, не любят лесов, но боготворят горы. Народ подгорный, испокон веку живущий в необъятных пещерах Северных гор. Когда-то гномы жили не только там, а и под Восточными горами, и где-то далеко на юге, но с юга их вытеснили люди, а восток они не поделили с эль-фендони. В мое время у гномов осталось одно огромное государство, тянущееся на многие сотни миль под Пиками Судеб за пределы Империи, со столицей в Нахар-Золаире. Гномы - народ упорный, даже упертый, в большинстве порядочный и справедливый, но обидчивый и не терпящий никаких выпадов в собственную сторону. Занимаются они добычей разного рода руды, выплавлением стали (самой лучшей стали в мире), иных сплавов, ювелирным и кузнечным делом и изобретением и изготовлением различных механизмов, облегчающих жизнь и работу. Магию терпеть не могут, может быть, оттого, что сами к ней не способны, а вот эльфы - их всегдашние соседи и соперники способны даже слишком. С эльфами же всегда у гномов отношения были натянутые, расы эти плохо понимают и отчасти презирают друг друга. Когда-то и до войн доходило... С людьми и варками отношения в основном деловые и торговые, гномы чужаков не жалуют и в гости не зовут. Власть у гномов очень сильная, патриархальная монархия; есть что-то наподобие эльфийского Совета, но влияния на короля советники почти не имеют, выступают в роли именно что советчиков, помощников, дополнительных рук и ног. Семейные отношения у подгорных жителей также патриархальные, очень приличные и строгие. Вообще народ консервативный, немного скучноватый, любящий порядок и неспешное, обыкновенное течение событий.
  Д
  Донатор духовный сан, низший из черной триады (см.). Выполняет в основном роль распространителя, сеятеля семян веры. Проповеди (самые лучшие проповедники всегда являются или были донаторами), организация миссионерства, посещений тюрем, больниц, отдаленных мест - все это задачи донаторов.
  Дидант духовный сан, низший из серой триады (см.). По сути дела, это тот же донатор, но мельче масштабом. Не организует, но непосредственно выполняет задачи распространения веры по странам и весям.
  Дэллирэ верховный главнокомандующий у эльфов. Должность, создаваемая лишь на время крупных военных событий и соответствующая маршалу или даже генералиссимусу в человеческой иерархии.
  Ж
  Живица достаточно широко распространенный в Таннериле кустарник с небольшими, с ноготь большого пальца листьями темно-зеленого цвета, плотными и покрытыми словно восковой пленкой. Высота кустов различна: от полутора футов до четырех. Цветет сильно и приятно пахнущими белыми мелкими цветами, собранными в зонтики. Ягоды синевато-черные, не ядовиты, но несъедобны, т. к. по вкусу больше всего напоминают кожу, смазанную дегтем. Листья можно есть, хоть на вкус они и горькие, но придают сил и заметно снижают усталость.
  З
  Звездогляд растение очень странное и редкое. Растет только в Таннериле, в самой глуши, куда редко пробиваются лучи солнца. Стебли тонкие, стелющиеся по земле, очень слабо зеленые; цветы белые, напоминают лютики, распускаются только по ночам. Растение целебное, но нужно уметь его применять. Я не умею.
  Звездный Год (см. Энолиар)
  Землемера растение, растущее исключительно в Таннериле и по степени странности не уступающее звездогляду. Растет, хотите - верьте, хотите - нет, под землей. Стебли бело-желтые, полупрозрачные, с первого взгляда напоминают корни. Цветет несколько дней в году, для чего выбрасывает наверх длинную трубку, усеянную мельчайшими розоватыми и синеватыми цветочками. Ни плодов, ни семян я ни разу не видел, хотя в травниках написано, что якобы развиваются они под землей и имеют вид черных круглых бляшек. Наверное, так и есть.
  И
  Игнарсиль магический камень в перстне власти, принадлежащем первому советнику. Служит средством общения на больших расстояниях, когда ни личный контакт, ни телепортация, ни телепатия невозможны. Игнарсиль дошел до недавних владельцев со времен столь далеких, что и сами эльфы путаются, кому он принадлежал изначально и кто его сотворил. Считается, что самые первые правители - толиннэ и что раньше подобных камней было больше, может быть, одиннадцать, по числу советников, но уцелел один-единственный. Игнарсиль - камень почти живой, почти одушевленный, может проявлять собственную волю (часто бывает, что обратную воле владельца), способен радоваться, грустить, уставать... Может и умереть. Вполне возможно, что именно эта участь и постигла последний из камней на пальце Филландира.
  Изумрудная скала высокая отвесная скала над Альед-на-Рагнаром, Заливом Ярости (см.). Имеет мутно-бирюзовый оттенок, отсюда и название. Ничем сама по себе не примечательная, она была известна всем эльфам, потому что именно под этой скалой нашел себе последний приют Феордал Безумный.
  Империя Вседержителя большое государство, занимающее практически весь материк в северном полушарии, за исключением крайнего юга, крайнего севера и Вирессы на западе. Возникла как объединение нескольких более мелких государств под властью Леукониса по религиозному принципу. В силу большой протяженности (с севера на юг тысяча триста миль, с запада на восток полторы тысячи) условия природы в Империи весьма различны: и горы, и равнины, и холмы, и леса, и пустыни, и реки с водопадами, и болота, и снега - все есть. Империя, несмотря на большие размеры, а, может быть, благодаря им, государство почти закрытое и оттого не слишком страдающее. Торговые отношения официально существуют с Вирессой (причем в центральной части иноземные купцы и показываться не имеют права), с Энналонгом, гномами; островитянам и варкам торговать нечем, альтинидийские и прочие товары под запретом. Самих альтинидийцев пускают, но крайне неохотно. Жителям Империи не рекомендуется покидать своего государства без крайней на то нужды и без соизволения Ордена. Вообще вся жизнь Империи регулируется "Источником" и тем, как сию книгу понимает Орден во главе с Леуконисом.
  "Источник" главная и практически единственная священная книга Империи (комментарии и жития святых не в счет). Кем был создан "Источник" - неизвестно, но человек тот был, несомненно, гением, а по мнению большинства верующих, не был человеком вовсе. "Источник" состоит из пяти частей: повествования о сотворении мира и жизни, рассказа о Боге, свода правил богоугодной жизни, Притч и Псалтыря. Каждый волен читать "Источник" по-своему или не читать его совсем - это сугубо мое мнение. Эльфы, например, считают "Источник" своеобразным средоточием накопленного за века человеческого опыта - не более и не менее; а ультимативную форму иных законов (не исполнишь - отправишься к Низвергнутому) объясняют недостаточным умом и малой сознательностью абсолютного большинства людей, мол, для таких объяснения бесполезны, что объясняй, что нет, все едино, а вот приказ под страхом ада исполнится поневоле. Не знаю. Не уверен. Если было бы так, как считают эльфы, не содержал бы "Источник" многих притч, что заставляют думать и не имеют единственного толкования, да и Псалтыря, наверное, не было бы. Не знаю. Читайте сами.
  К
  Календарь остановлюсь прежде всего на календаре эльфийском, как наверняка вам неизвестном. У эльфов имелся когда-то, до Переселения (см.) архаичный календарь, впоследствии вышедший из употребления. Не стану на нем задерживаться, скажу что было в нем четыре времени года по три месяца, а месяц содержал тридцать дней. Были дни, отделяющий сезоны друг от друга и не входящий ни в один из них, новый год начинался двумя (или тремя) "лишними" днями, а сам календарь был основан на движении солнца, так что точки равноденствия или солнцестояния означали смену одного времени года другим.
  Современный эльфийский календарь имеет такой вид.
  Весна:
  Дэйаварэн - 30 дней
  Эалинор - 32 дня (в високосные годы - 33), Новый год приходится на весеннеее равноденствие.
  Иналинор - 30 дней
  Лето:
  Варлинор - 30 дней
  Айларэн - 31 день, день летнего солнцестояния именуется Эльйанэ - Время Света.
  Сэйларэн - 30 дней
  Нейларэн - 30 дней
  Осень:
  Эниведар - 30 дней
  Йалаведар - 31 день, день осеннего равноденствия называется Временем Сил - Феор-йанэ.
  Иноведар - 30 дней
  Зима:
  Айаварэн - 31 день, зимний солнцеворот называется Временем (Ночью) Звезд - Лийанэ.
  Лиаварэн - 30 дней.
  Имперский календарь имел (а, может быть, и до сих пор имеет) по тридцать дней во всех месяцах, а пять оставшихся дней составляли Светлые Сутки. В високосные годы (не раз в четыре года, как у эльфов, а раз в восемь лет) их число увеличивалось до семи. Светлые Сутки празднуются всегда в мае, отчего-то посередине. Раньше, еще лет сто назад, после восемнадцатого мая следовало не девятнадцатое, а сначала пять или семь дней без дат и только после Светлых Суток май имел право на продолжение. Позже внесли изменения - теперь и Светлые Сутки имеют числа, а в мае, таким образом стало 35 или 37 дней. Каждый день из упомянутых Суток имеет свое название, в него проводятся особые службы и священные ритуалы, вспоминается та или иная часть истории обретения веры.
  День первый - День Скорби - вспоминается и оплакивается непривлекательное безбожное прошлое.
  День второй - День Преодоления - молитвы за тех, кто помогал преодолеть сопротивление язычников и вел народ к истинной вере.
  День третий - День Обретения Дара - самый главный праздник в Империи, в этот день устроен в память о снисхождении благодати на неведомого автора "Источника", в знак вечной признательности Богу за дарование путеводителя к вечности.
  День четвертый - День Восхваления - продолжение воздаяния хвалы Богу за истинную веру и само существование людей.
  День пятый - День Воздаяния - сей день устроен в качестве напоминания о неизбежности расплаты за все свои поступки: как добрые, так и дурные.
  В високосные годы прибавляется День Сомнений - он следует за Днем Скорби и напоминает о былых сомнениях имперцев в нужности знания единственного и истинного Бога, а также День Укрепления - он идет за Днем Восхваления и символизирует укрепление желания людей следовать заветам истинного Бога.
  Иных праздников в Империи не так уж и много, есть еще первое апреля, день Светлого Восшествия (бывшее весеннее равноденствие) - в память о восшествии "на престол" первого Леукониса. Ни начало нового года, ни иных дат, связанных с солнцем, не отмечают, считая их богохульными эльфийскими праздниками. Вместо них есть дни святых - едва ли не каждый второй день в году.
  Келлиад теплое море, омывающее западное побережье Империи и Вирессы и восточные берега Альтинидии, Энналонга и отчасти Сверкающих Берегов. Название так и переводится - "теплые воды".
  Конгестор духовный сан, верховный в Черной Триаде. Руководит всей жизнью какой-либо крупной области Империи. По реальной власти иные конгесторы стоят выше Белого Духовенства, ибо видят прихожан ежедневно, знают все чаяния и нужды паствы и отлично умеют управлять большими массами людей.
  Ксалларон огромный океан на востоке Империи. Омывает все восточное побережье северного материка и сливается с южным океаном в другом полушарии. Название переводится "безумный" и вполне соответствует бешеному нраву океана.
  Л
  Легент духовный сан, высший среди Серой Триады. По сути, легент - тот же конгестор, но меньшего масштаба. Собственный легент имеется в каждом городе и в крупных селах, деревни же приписаны каждая к своему городу и своему легенту.
  Леуконис высший духовный сан в Империи. Избирается после смерти старого Леукониса из Белой Триады, избирается пожизненно и наделяется неограниченной властью. Определяет всю жизнь в Империи, воле Леукониса никто перечить не может и никто не имеет права отменять его указов. Резиденция Леукониса находится в Белограде, напротив Храма Обретения Дара, в центральной части огромного, чуть меньше самого храма, здания. Первый Леуконис был избран в 395-м году по имперскому летоисчислению.
  М
  Мелон крупный город на побережье Келлиада, главный город Перешейка. Прежде принадлежал эльфам и носил имя Эйалос (см.). В Мелоне расположены: самый большой в Перешейке порт, духовная школа и семинария, несколько крупных монастырей. Главной достопримечательностью справедливо является Храм Вседержителя - огромное белое трехбашенное здание, оставшееся в наследство от прежних хозяев города. В храме находится и резиденция конгестора Перешейка.
  Меритор духовный сан, второй в Черной Триаде. Целью имеет борьбу с ересью и инакомыслием, маловерием и пороками - борьбу самую непосредственную и беспощадную. Мериторов боятся более кого бы то ни было из чинов Ордена и неспроста. Все аресты, все допросы, все казни и другие виды наказаний - все в ведении этих братьев, здесь им мало кто может перечить, поскольку главой своей мериторы имеют не только конгестора конкретной области, но архистеноса. Ежели меры, употребляемые мериторами, не выходят за рамки, указанные Белым Братом, никто, никакой конгестор ничего возразить не сможет.
  Меры длины по вполне понятным причинам привожу лишь эльфийские меры измерения расстояний. Имеются три основных: дир (два дюйма, половина вершка); дирот (двадцать дюймов, пять вершков, чуть более полутора футов); диригел (три с половиной мили).
  Н
  Неведомые Земли по скудным сведениям - большой остров далеко на востоке, за Архипелагом. Сведения эти еще довоенных времен, поскольку люди в Неведомых Землях не бывали, а знают о них со слов эльфов. Эльфы и сами бывали там пару раз, так что многого сообщить не могли. Что известно более менее достоверно - народ там (люди) чрезвычайно мирный и радушный, но природа суровая и климат нездоровый. И слава Богу, что нездоровый, иначе не быть бы тамошним жителям такими гостеприимными и не жить бы тихо и мирно, безо всяких непрошенных гостей.
  О
  Орден Вседержителя духовная организация, изначально задавшаяся целью искоренить ересь и укрепить веру, но в конце концов укрепившая собственную власть. Орден возник примерно в 380-м году по имперскому летоисчислению. Через полтораста лет, незадолго до войны с эльфами братья упразднили светскую власть, отныне Леуконис являлся не только предводителем церкви, но и всего государства, государство было признано неотделимым от церкви и Орден смело взял бразды правления в свои руки. После войны все убедились, что новая власть не может быть воспринята иначе, как безусловная. Отчасти потому что войну выиграли люди, отчасти потому что никто не хотел становиться на место эльфов и пробовать на себе силу и могущество Ордена. Орден состоит из нескольких иерархических ступеней.
  Низшая ступень - ученики, послушники, бесцветные. Не носят специальной одежды, не отличимы по виду от мирян. Послушание их - Поиск. Поиск пути к Богу, поиск Бога в душе.
  Ступень вторая - Серая Триада (см.). Носят рясы с широкими капюшонами пыльно-серого цвета, отсюда и название. Их послушание - Путь. Путь к Богу, путь к благодетели, путь к Небесам.
  Далее - Черная Триада. Одеяние чаще всего без капюшона, более широкое, чисто-черное. Их поприще - Труд. Труд на благо ближним, во славу Бога.
  Ступень четвертая - Белая Триада. Одежды снежно-белые, многорядные, головные уборы напоминают чем-то поварские колпаки. Поприще - Познание.
  Ступень пятая и последняя - Леуконис. Одежда полагается ему сверкающе-белая, просторная, очень какого-то сложного покроя. Головной убор в виде небольшой шапочки, поверх которой накидывается такое же белоснежное покрывало. Глава Ордена и всей Империи.
  Острова большой, очень раздробленный архипелаг неподалеку от восточных берегов Перешейка в Ксаллароне. Насчитывает около пятидесяти островов покрупнее и не менее полутора сотен крошечных. Северные острова необитаемы, а на южных живут дикари - невысокого роста, с красновато-смуглой кожей люди, совершенно чуждые цивилизации. Ни государств, ни городов, ни письменности, ни торговли нет, они и одежды почти не носят. Землю аборигены не обрабатывают, скот не разводят, а живут охотой, рыбной ловлей и собиранием в лесах чего уж найдут. Орден регулярно отправляет миссионеров на Острова, но, кажется, большого успеха экспедиции не имеют. Людей есть островитяне отучились, с братьями не связываются, но и Вседержителем интересуются в той мере, чтобы их оставили в покое и не мешали тайком справлять свои, иной раз, говорят неприятные и кровавые ритуалы. Есть, конечно, исключения; некоторые туземцы, особенно туземки, смешивались с прибывающими из Империи, принимали нашу веру и жили потом в Империи, ничем от нас особо не отличаясь.
  П
  Переселение немногие знают, что Перешеек вовсе не является родиной эльфов, а был он лишь вынужденным пристанищем в трудные времена. Родина вечных находится где-то на юге материка, откуда их давным-давно вытеснили люди. Переселенем же эльфы называли именно последний шаг, за которым последовало заселение Перешейка, тогда безлюдного. Переселение заняло примерно шестьсот лет, оно то ускорялось, то совсем останавливалось, эльфы покидать привычные места не торопились лишь непосредственная угроза сильно увеличивших численность людей заставила их переместиться окончательно. С переселенем связана, наверное, первая кровопролитная и жестокая война двух народов. Тогда победа осталась за эльфами, люди не проникли за ними на север и на некоторое время оставили в покое. Окончилось Переселение примерно лет тысячу восемьсот назад, для эльфов началась новая эпоха. Они назвали свою новую родину Эль-Эрил ("Земля эльфов"), поделили ее на пять частей, выбрали новых правителей и в конце концов переименовали собственные ветви, согласно выбранному каждым кланом местожительством.
  Перешеек северная область Империи протяженностью около трехсот миль с севера на юг и стольких же с востока на запад. Перешейком названа неспроста, это наиболее узкое место на всем материке, омываемая Келлиадом с запада и Ксаллароном на востоке. С севера Перешеек ограничивают Северные горы, за которыми уже начинается Варкланд. Климат переменчивый в силу различных условий на таком небольшом, казалось бы, расстоянии. На востоке прохладно, ветрено и часты дожди, однако Восточные горы сохраняют погоду центра теплой и даже жаркой; на западе тепло и сыро по причине множества теплых течений на Келлиаде. Когда-то Перешеек был очень лесистым, до моего времени сохранилось два крупных леса Таннерил и Широколесье, остальные повывели. Для центральной части характерны холмистые равнины, на юге - степь.
  Р
  С
  Сверкающие Берега государство, лежащее на дальнем западе от Империи, по десятку вытянувшихся в гряду островов. Сами жители страны в Империи не бывают, но ювелирные изделия доходят через Вирессу. Государство это не имеет, кажется, ничего для продажи кроме драгоценных камней, что находят по островам в огромном количестве; да еще и в теплом море водятся кораллы и жемчужные раковины... Местность скалистая, земли пахотной почти нет, живности немного - вот и торгуют местные драгоценностями, причем чаще камнями, так как сами делают украшения не слишком хорошо. Говорят, что власть там клановая, единого правителя нет, каждый гнет что пожелает, что, разумеется, очень на руку вирессийцам; князьки местные, наверное, позабыли за усобицами, что камни - это не воздух и вода в море и когда-нибудь кончатся.
  Серое Духовенство (Серая Триада) низший уровень в иерархии Ордена и самый многочисленный. Единственные из братьев, кто еще может порвать с монашеством и уйти в мир, коли пожелает. Послушание их Путь, а первую очередь - для себя самих, а уж потом для мирских. Если серый брат рьяно берется за дело, то может быть посвящен в черное духовенство, но тогда ему о мире придется забыть.
  Синдэлла дерево, встречающееся в Таннериле и кое-где в Широколесье. Высокое, со светло-серой, очень гладкой, по виду напоминающей полированный камень, корой. Листья напоминают листья клевера, только несравненно больше, светло-зеленые. Цветы мелкие, у мужских растений белые, пушистые шарики, у женских - ядовито-желтые кисточки. Плоды - сухие треугольнички с "крылышками". О древесине надо сказать особо - яркая, медово-желтая, плотная, но хорошо обрабатывающаяся, она идеально подходит для различного рода деревянных изделий. А музыкальные инструменты эльфы только из синдэллы и делали.
  Совет форма власти у эльфов, имеющая не меньшее влияние, чем правители - толиннэ. Советников всегда одиннадцать (священное число эльфов), все вместе они собираются редко, для решения каких-то чрезвычайно важных или сложных вопросов. Для иных ситуаций собирать весь совет нет нужды. Особо выделяются три первых советника - они всегда назначаются особо, назначаются только правителями и уже не имеют права покинуть Совет. Полномочия советника первого вплотную подходят к возможностям толиннэ, а в чем-то и превосходят их. По крайней мере, Игнарсилем владеют не толиннэ, а именно первый советник.
  Т
  Таннерил в переводе с эльфийского означает "Лесной край", что как нельзя более соответствует действительности. Лес на севере центральной части Перешейка, центр эльфийского государства. Ранее занимал едва ли не половину центра Перешейка, после Последней Битвы у эльфов остался почти округлых очертаний кусок чуть менее сотни миль в поперечнике. Изначально жили в Таннериле по преимуществу эль-айдани да еще толиннэ с советниками, но по мере завоевания Эль-Эрила людьми эльфы переселялись в лес. В конце концов он только у них и остался. В Таннериле есть много такого, чего нет в других лесах - не говорю о Толонесфеде, я о растениях и животных. Наверное, росли подобные растения раньше по всему Перешейку, но впервые увидел я их только в Таннериле. То же самое и о зверях и птицах, я многих не видал ни разу, ну да я и вообще плохо их разбираю, тем более, что они не ждут, пока я их рассмотрю - не похож, видимо, я на эльфа. Отдельного управления у Таннерила не было, зачем бы, если здесь жили толиннэ и если Арилэй была когда-то правительницей эль-айдани.
  Тир-ан-Аривэльд Город Белоснежной Пены, столица Эль-Фендона, большой порт на берегу Ксалларона - последний город, отбитый людьми у эльфов. Построен эль-фендони в 75 - 267 годах Эпохи Переселения. Считался самым красивым среди всех пяти городов Эль-Эрила. Назван так, по нескольким причинам - во-первых, городская стена была сложена из белого мрамора, во-вторых - неподалеку океан, где белая пена - явление более чем обычное, ну и в-третьих, постройка и расцветка города имитировала поднимающийся морской вал: нижний город, вблизи океана имел темную окраску, чем выше, тем светлее становились дома и мостовые, а королевский дворец вновь же был белоснежным. Полностью разрушен людьми в конце лета 352-го года Эпохи Скорби, спустя 2554 года после постройки.
  Толиннэ верховные правители у эльфов. Дожность эта избираема, но избирается раз и навсегда. Толиннэ могут стать наиболее мудрые и уважаемые правители отдельных ветвей, как это и случилось после Переселения и гибели прежних толиннэ. Толиннэ всегда двое, всегда мужчина и женщина, которые не могут быть связаны никакими отношениями, кроме деловых. Единственные среди властителей, вынужденные соблюдать некоторые правила, касающиеся внешнего вида. Одеждой может служить только схаэнди и только ярко-белого цвета, имеется и что-то наподобие короны человеческих монархов - легкие, по виду серебряные (но в действительности изготовленные из некоего неведомого металла) обручи-венцы, служащие в первую очередь для облегчения многих магических действий, а уж потом означающие символ власти. Были еще жезлы - не те, что изображают на старинных человеческих гравюрах, не огромные витые палки с набалдашниками, - а прозрачные небольшие (почти ровно фут длиной) округлые цилиндры с навершиями из самоцветов. Сам я жезлов не видел - то ли их толиннэ взяли с собой, то ли уничтожили, но предполагаю колоссальную силу, таившуюся в них. Почти уверен, что все мощные заклинания, что действуют до сих пор и улетучиваться не намерены, произведены не без помощи жезлов. Само же слово "толиннэ" и переводится "тот, кто правит".
  Толонес самое необычное дерево, что я когда-либо видел. Росло, видимо, по всему Перешейку, но сохранилось в Таннериле, да в единичном экземпляре в Широколесье. И очень жаль, дерево полезное. Размеры его способны поразить даже врожденного идиота и совершенного слепца. В высоту толонес может достигать более четырехсот футов, а в поперечнике ствола не менее тридцати. В Таннериле растут не равномерно по всему лесу, а сосредоточены в юго-восточной части. Листья большие, в две крупные мужские ладони, отчетливо звездчатой формы и бывают самых разнообразных оттенков: от светло-зеленого до темно-коричневого в зависимости от возраста листа. Опадают листья по одному или несколько штук, достигнув старости; изредка принимаются опадать и вполне зрелые или даже молодые, зеленые листья, что служит очень тревожным признаком. Толонес словно бы предупреждает о надвигающейся опасности. Вообще, создается впечатление, что дерево это почти разумно, только что говорить и ходить не умеет. По крайней мере, чужую болезнь оно чувствует сразу и немедленно принимается лечить - всегда успешно. Стоит только прислониться к стволу - а дальнейшее толонес сделает сам. При душевных травмах толонес, кажется, единственное спасение и только раз не помогли целебные деревья - Феордалу, который так и остался безумным. Благодаря огромным размерам, толонесы могли бы служить неплохим жильем, да только не служили. Эльфы слишком уважали эти деревья, чтобы использовать в качестве дома. Исключение - Толонесфед.
  Толонесфед в Ордене считалось священным местом эльфов, но в действительности Толонесфед - все равно что ратуша где-нибудь в Вирессе или резиденция Леукониса в Белограде. Представляет собой неописуемое зрелище - пять толонесов, сросшихся вершинами. Не знаю, сами ли толоннесы срослись, заставили ли их специально, но эффект от того не меняется. Само слово "Толонесфед" и означает "пять толонесов". Внутри абсолютно все устроено с помощью магии: стены, потолки и полы, лестницы, освещение и другое. Только мебель настоящая да книги в библиотеке. Ни окон, ни дверей в Толонесфеде нет, они могут устраиваться почти где угодно по желанию и при определенном навыке. Направление коридоров тоже можно изменять, но у меня выходит плохо.
  Ф
  Фардон (Фор-Адон) в переводе с эльфийского Тайный Город. Действительно, довольно хорошо спрятан в небольшой долине среди Северных гор. Первый среди всех городов на севере и вообще в Перешейке (построен в 17 - 102 годах Эпохи Переселения). Прежнее население составляли почти сплошь эль-хилари, в первом году Эпохи Скорби после долгого сопротивления эльфы город оставили. Люди же не стали разрушать ничего, а просто поселились в опустевшем городе, даже не изменив практически его названия. Со временем Фардон превратился в оплот Ордена и оставался таковым до завоевания Эйалоса (см.). Но и после переселения верхушки Ордена в Мелон Фардон не утратил славы защитника веры и по праву звался северной столицей Перешейка.
  Фархил (Фор-Эхел-Фенхил) Город, смотрящий на восток - в переводе с эльфийского. Небольшой город сорока милями восточнее и южнее Фардона. Основан в 146 - 263 годах Эпохи Переселения, завоеван людьми в 16-м году Эпохи Скорби.
  Фарнед (Фор-Эхел-Эдан) Город, смотрящий на запад. Брат-близнец Фор-Эхел-Фенхила, построенный и завоеваный в те же года. Так же как и двойник, выполнял в основном сторожевую роль при Фор-Адоне.
  Ч
  Черное Духовенство (Черная Триада) следующий за Серым Духовенством уровень в иерархии Ордена. Поприще - Труд. Носят в знак нелегкой своей работы чисто-черные одежды, не имеют права заводить семью и возвращаться в мир. Обладающий наибольшей реальной властью уровень, держащий в руках всю Империю.
  Э
  Эйалос столица Эль-Эдана, порт на Келлиде, основанный в 300 - 405 годах Эпохи Переселения. В строительстве принимали участие не только эль-эдани, а представители всех ветвей, за исключением, может быть, эль-айдани. Достопримечательностью считался Дворец Радуги (не храм!), выполнявший неизвестное мне предназначение. Возможно, только эстетическое. Достоинства архитектуры города в целом не обсуждались, поскольку в Эйалосе всегда жили не только эльфы, и каждый народ строил, как хотел и делал в своем квартале то, что считал нужным и красивым. Завоеван в 302 - 307 годах Эпохи Скорби и оставлен захватчиками (и жителями) почти без изменений. Кто именно так в корне поменял название и откуда его взял - не ведаю, но для чего - догадываюсь.
  Эль-айдани одна из ветвей эльфов (кланов, если по-человечески), наиболее малочисленная и загадочная. "Эль-айдани" - имя новое, переводится как "центральные", а старое название "таннэлли" означало "лесные", что намного ближе к действительности. Эль-айдани в самом деле всегда жили в лесах, не строили домов и обходились деревьями. По натуре страшные домоседы, хуже разве что гномы, да и то не все. В Перешеек переселились последними, под давлением людей, да и то, как я понял, их едва уговорила Арилэй. Ближе других ветвей к ним находятся эль-марди, с которыми, несмотря на различия в нравах, лесные всегда поддерживали самые теплые отношения. Внешность у эль-айдани, наверное, самая нечеловеческая из всех эльфов. Если эль-хилари еще можно принять за человека, то лесного эльфа - никогда. Цвет волос может быть самым невероятным: белоснежный, серебристый, платиновый, цвет... не знаю... звездный, что ли... Есть и вполне человеческие оттенки - пепельный, например, но всегда волосы светлые и холодных тонов. Глаза, в противоположность волосам, всегда темные, но не черные - темно-синие, фиолетовые, фиалковые, темно-бирюзовые - словом, у людей таких оттенков не бывает. Ресницы и брови тоже всегда темные, а если нет, то стало быть, перед вами не чистокровный эль-айдани, а смесь. Бывает это очень часто, чистокровных лесных эльфов почти не осталось, может быть, потому, что Таннерил представлял собою проходной двор, а еще потому, что упомянутые странные признаки быстро при смешивании теряются. Еще из удивительных свойств следует упомянуть чрезвычайную чувствительность эль-айдани к энергетическим всплескам, очень хорошие телепатические способности, но как следствие - повышенную хрупкость энергетического поля и душевного равновесия.
  Эль-марди южные эльфы (так переводится название), самая многочисленная ветвь эльфов. В Перешейке жили на юге, в Виринелле, отсюда и название; исконное же имя "нэрилли", что значит "солнечные". Имя верно по трем причинам. Во-первых, волосы у эль-марди всегда яркого, теплого оттенка (от светло-соломенного до густо-медового) с золотистым отливом (принято говорить, "с золотистым", а на самом деле золото во много раз уступает по красоте и блеску локонам эль-марди, цвет вот именно что солнечный); во-вторых, эль-марди любят тепло и яркое солнце над головой, дождь и холод ненавидят всей душой; и, в-третьих, нрав у них такой же веселый и беззаботный, как у солнечного зайчика на стекле. Среди эльфов считались самыми красивыми - это правда, особенно что касается эльфиек. Судите сами: уже упомянутые солнечные локоны, огромные ярко-голубые или синие глаза, идеальные черты лица и стройное, изящное телосложение при достаточно невысоком росте. Для женщин - в самый раз, мужчины же эль-марди по всем вышеупомянутым причинам гномами, например, и за мужчин не считались. Это не совсем верно, эль-марди же не виноваты в том, что им досталось от предков, бороды они отрастить не в состоянии, да и с красотой своей поделать ничего не могут (и не хотят). Эль-марди кроме того считались самыми хорошими певцами и музыкантами, приближались к ним только эль-айдани; городов эль-марди не строили отродясь, вполне обходились легко собирающимися шатрами, которые при случае можно быстро переместить. До Переселения всеми эль-марди правил король Лиэн-Линдил (это прозвище, конечно, настоящее имя его не употреблялось), а Виринеллом, где жила примерно пятая часть народа - его сын, Ильданаридан. После гибели Лиэн-Линдила власть перешла к его сыну, а затем и ко внуку. Отличительные черты свои эль-марди при смешивании также легко теряют, а все-таки не так, как эль-айдани.
  Эль-Фендон Восточный Предел Эль-Эрила, вдоль побережья Ксалларона. Столицей был Тир-ан-Аривэльд, правителем - отец Филландира, король Альдарон. Самый, казалось бы, неподходящий для житья край, очень нравился эль-фендони (см.). Океан, то и дело гонящий штормовой ветер, почти непереставающие дожди, прохладная и сырая погода даже летом, вечные облака, горы, камни, скалы... - все это, однако, как нельзя более соответствует эль-фендони, населению Восточного Предела. Единственный Предел, что после завоевания остался неосвоенным, невозделанным и необжитым людьми.
  Эль-фендони одна из ветвей эльфов. Исконное название "вэрилли" переводится плохо, получается что-то вроде "блюдущие честь", новое же название означает всего-то "восточные". Очень странная и непохожая на других эльфов ветвь. Отчего-то терпеть не могут людей, хотя сами на смертных похожи более всех своих собратьев. Не внешне, нет, но по нраву. Очень решительные, рисковые, подчас безрассудные и отчаянные, ничуть не боящиеся смерти и готовые совершать безумства не хуже людей. Любят все новое, неизведанное, опасное и труднодостижимое; наоборот, терпеть не могут скуку, праздность и спокойную жизнь без риска. Ну чем не люди! Наверное поэтому во время неспокойной жизни в Перешейке большинство эль-фендони (как мужчины, так и женщины) были воинами. Внешность также примечательна: иссиня-черные волосы, черные глаза и очень бледная кожа - людям такое сочетание, мягко говоря, не нравилось. Заострение ушной раковины выражено было лучше, чем у других ветвей, да и глаза были отчетливо миндалевидные. Словом, хищники, самые настоящие хищники, если судить по виду. Рост для эль-фендони свойственен высокий, не ниже шести футов для мужчин. Все черты очень устойчивы и при смешанном браке, если один из родителей был эль-фендони, то дети, как правило, были похожи на него.
  Эльфы Старшие братья, самый древний, самый первый народ из всех, существующих в нашем мире, да и, наверное, во вселенной. Народ в высшей степени интересный и необыкновенный, не в покор людям будет сказано.
  Начнем с внешности. Отчего-то, если бы спросить первого попавшегося в мое время об эльфах, он ответил бы, что у них острые уши. Это странно. Это все равно, что на вопрос "Чем отличается монах от мирского?" ответить - "Фасоном нижних портов". Ответ верный, но дурной. Мало ли чем еще, более существенным отличаются монахи, так еще и под рясу к ним надо заглянуть... То же и с эльфами. В первую очередь бросаются в глаза не уши, скрытые как и у всех нормальных, не лысых существ, под волосами, в крайнем случае под капюшоном или шляпой, а... глаза, простите за дурной слог. Глаза у эльфов необычные: они больше человеческих относительно лица, чуть светятся в темноте (поэтому эльфы хорошо видят ночью и в сумраке леса), имеют миндалевидную форму и немного оттянуты к вискам (особенно это заметно у эль-фендони) - в общем, посмотрите на кошачьи глаза, и вы поймете, о чем я; кроме того, они бывают зачастую очень чистых и глубоких тонов, не встречающихся у людей (синие глаза у эльфов предполагают именно синий цвет, а не еле голубоватый, как у людей); наконец - глаза эти имеют неописуемое выражение, невыразимое никакими словами, это нужно видеть, и это неприятно - на молодом лице глаза старого мудреца.
  Затем, цвет кожи у эльфов всегда бледнее, нежели у людей, эльфы очень плохо загорают - даже эль-марди под палящими лучами оставались белокожими. Эльфы почти не краснеют, это не следствие того, что им не бывает совестно - нет, просто жилы кровеносные располагаются глубже и кровь не окрашивает лицо. Наконец, само выражение лица тоже неописуемое. На вид почти всем эльфам можно было бы дать не более двадцати пяти, если бы не их неподвижное, с очень бедной мимикой лицо. У двадцатилетних таких лиц не бывает, смею заверить, не бывает и у пятидесятилетних - вообще у людей не бывает. Ну и уши, столь любимые многими - да, у эльфов ушная раковина заостряется кверху, и заметно заостряется, но сами уши ничуть не больше человеческих, потому, чтобы отличить эльфа по ушам, нужно быть ох, каким глазастым.
  Отличаются эльфы по речи - не в том смысле, что имеют свой язык, а по интонациям. Как бы хорошо эльф ни говорил по-имперски, слышно, то он не человек вовсе. Интонации такие появляются у людей в торжественные моменты, когда хочется говорить стихами, а эльфы так говорят всегда.
  Далее - у эльфов не семь энергетических каналов - источников, как у людей, а девять. Потому и способны все эльфы на такое, что из людей доступно только волшебникам да святым. Старшие братья свободно общаются при помощи мыслей (те же слова, но непроизносимые вслух) или образами ("картинки", эмоции, впечатления - без слов вообще); почти все умеют телепортироваться, очень хорошо чувствуют эмоциональный фон как природы, так и разумных существ, обладают отменной интуицией на грани ясновидения. Однако, очень чувствительны в тому же эмоциональному фону (люди знали что делали, когда пришли в Таннерил с султанами из эльфийских волос на шлемах), потому же не переносят перемещений и переселений - привыкают к энергетике своей родины и любой другой край родиной считают с натяжкой.
  Главное отличие эльфов от любого иного, разумеется, не во внешности. Хотите - верьте, хотите - нет, но эльфы бессмертны. Не умирают. Не стареют. Точнее, умереть могут, но что для того требуется, никто из современных мне Вечных не знал. Наверное, нужно совсем устать от жизни - захотеть уйти, отдохнуть, хотя вполне уверенным быть не могу. Дело в том, что все эльфы, что жили в Перешейке - молодежь, едва три тысячи лет. Толиннэ было почти по семь, но и это - даже не зрелость. Дожить до ощутимых лет и почувствовать себя вечными нашим эльфам было не суждено.
  Годы для эльфов текут совсем не так, как для людей. Точного соответствия человеческому возрасту подобрать сложно, особенно за двухтысячелетним рубежом - могу сказать, что до столетнего возраста эльф напоминает десятилетнего, максимум, ребенка, а совершеннолетним становится, прожив ровно тысячу лет.
  В Перешейке эльфы, в силу своей краткой жизни, были избавлены от самого страшного бремени своего народа - усталости от жизни, неизменяемости в вечно меняющемся мире. Люди боятся смерти и слагают легенды о рае, где жизнь вечна, а эльфам грезится, что они могут изменяться со всей природой, а не смотреть на перемены со стороны и равнодушно привыкать к ним. И еще одно бремя эльфов - дети. Точнее, практически полное их отсутствие. Людям приходится зачастую изобретать удивительные и неприличные способы избежания зачатия, а эльфы все бы отдали, лишь бы иметь возможность так легко и просто заводить детей. Малое число потомков выливается едва ли не в преклонение перед собственными чадами. Только на востоке да кое-где на севере существовала система воспитания, отдаленно напоминающая человеческую, с запретами и ограничениями, обыкновенно же эльфы ничего детям своим не запрещали и баловали последних как только могли.
  О вере эльфов сказано в соответствующей статье, мне остается добавить только, что Старшие Братья очень уважали Природу (только так, с большой буквы, писалось это слово по-эльфийски) - до такой степени, что не имели ни малейшего представления о сельском хозяйстве. По их мнению, земледелие и разведение домашней птицы и скота не что иное, как утонченное глумление над всем живым на свете. Единственным исключением были лошади, да и то они были не домашние, а почти дикие, отзывавшиеся, как ни странно, на зов, если нужно.
  В общем, народ удивительный, но вместе с тем - я сомневаюсь, что где-нибудь и когда-нибудь смогут эльфы и люди жить долгое время в мире и взаимной приязни. Слишком много отличий, слишком много недоверия и подозрений, слишком много зависти... Эльфам без людей лучше, да и нам без них, признаюсь честно - тоже.
  Эль-Хилар Северный Предел эльфийского государства. Столицей был Фор-Адон, к юго-востоку находился Фор-Эхел-Фенхил, к юго-западу - Фор-Эхел-Эдан. Первым отвоеван у эльфов людьми и полностью занят и обжит. Для природы характерны ближе к югу холмы, затем плоскогорья и, наконец - крутые неприступные скалы Пиков Судеб. Внизу, в долине, достаточно тепло летом, в горах же снег и летом не тает. Множество очень чистых озер, есть несколько небольших болот, чередующихся то с кустарником, то с лесками. Исконное население - эль-хилари. Управлялся своеобразным наместником - Форгилем, по сути, ничем не отличающимся от короля. Наместником же Форгиль именовался, потому что эль-хилари считали своим настоящим королем Эльдара, толиннэ.
  Эль-хилари ветвь эльфийского народа, "северные эльфы". Настоящее название "феорли" - можно перевести как "сильные и стойкие". Очень симпатичный по душевным качествам народ - спокойный, выдержанный, не такой вспыльчивый и непоседливый, как эль-фендони, не такой потусторонний, как эль-айдани, не легкомысленный наподобие эль-марди или эль-эдани; уверенный в себе, но не лезущий в амбиции. Внешне более всех эльфов напоминают людей - волосы темные, глаза светлые, от голубоватых до сероватых, рост чуть выше среднего человеческого. Черты эти также сохраняются хорошо, во многих последующих поколениях.
  Эль-Эдан Эльфийский Запад, Западный Предел вдоль берегов Келлиада. Столицей был Эйалос, но эльфы жили не только в главном городе, но и в нескольких поселениях по побережью. Климат Эль-Эдана теплый, солнечный, несколько сырой, но не такой жаркий, как в Виринелле - наверное, самый удачный климат во всем Перешейке. Может быть, поэтому и, конечно, по всегдашнему радушию эль-эдани на западе жил кто угодно кроме эльфов - и люди, и варки, и даже гномы. Страсть западных эльфов к равноправию проявлялась и во власти - Эль-Эдан управлялся не одним наследственным правителем, как другие пределы, а выбранным Главой Совета (точнее, выбранной, потому что во главе Совета отчего-то всегда находились женщины).
  Эль-эдани вторая по многочисленности после эль-марди ветвь. Для внешности очень характерны бирюзовые или всевозможных оттенков зеленого (но не ярко-зеленые) глаза, каштановые, слегка вьющиеся волосы. Это - исключение, у всех других эльфов волосы абсолютно прямые, шелковые. Чем-то похожи нравом на эль-марди, такие же непосредственные, веселые и озорные, но более склонные к наукам; очень радушные и терпимые по отношению к любым расам и народам - их исконное название "келлиани" означает "добрые, гостеприимные". Черты эти, как внешние, так и внутренние, могли довольно быстро потеряться при смешении, но когда-нибудь обязательно всплывали - не в детях, так во внуках.
  Энналонг государство, расположенное на крайнем юге Келлиада, почти у экватора. Состоит из одного крупного острова и нескольких десятков меньших. Жители обладают очень смуглой, темно-коричневой, мало не черной кожей и очень сильно вьющимися волосами. Власть - абсолютная монархия с доверенными наместниками на островах. Народ Энналонга достаточно заносчив и высокомерен, однако в то же время благоразумен для того, чтобы не связываться с Орденом. Торгуют в основном редкостями и диковинками - пряностями, редкими самоцветами и кораллами, дорогим деревом, тканями, благовониями и очень мощными зельями - от смертельных ядов до целительных снадобий. Религия предполагает достаточно обширный пантеон с одним, самым сильным Богом во главе и, как я слышал, поклонение умершим предкам.
  Энолиар Звездный год. Насчитывает около двадцати шести тысяч лет и делится на двенадцать месяцев, примерно по 2150 лет каждый. Если при годе обыкновенном меняется положение солнца, то здесь меняется положение звезд, они, оказывается, движутся по небосводу и звездные карты могут устаревать. Вот что значит долго жить - сколько всего увидишь! Также мировая ось смещается в сторону, меняется климат, начинаются войны, моры, губительные природные явления и, наконец, при завершении каждого Энолиара открывается межмировой портал, закрытый в обыкновенное время - Врата Энолиара.
  Эрихэл магический шар-визор, предназначенный для наблюдения за кем-либо на просторах не только Эль-Эрила или Империи, но и всего мира. А если учесть, что "Эрихэл" переводится как "видящий вселенную", то можно предположить, какие открываются перед наблюдателем возможности. Вот именно - возможности, на уровне несбыточных надежд, особенно для меня. Толиннэ неспроста оставили Эрихэл без присмотра - с собой брать тяжело и невыгодно, да и все равно кто попало воспользоваться визором не сможет. Дело в том, что Эрихэл - изобретение не теперешних толиннэ, им такое мастерство не под силу, и даже не предыдущих правителей, а верно тех, самых первых, поэтому хозяевам Толонесфеда капризный шар служил не в полную силу, а мне, например, и вовсе отказывается что-либо показывать. Внешне Эрихэл - тяжелая, будто бы темного хрусталя сфера около двух футов в поперечнике. Единственное, чего мне удалось от него добиться - заставить подняться над столом, далее мои способности не простираются.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"