Мезенцев Евгений Леонидович : другие произведения.

Группа саморазвития "Одинокие воины"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой любимый текст. Эпиграфы из Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый" очень в тему.


Џ 14 мая 1998, Йуг Тотль (Jug Totl)

Группа саморазвития "Одинокие воины"

   - Свобода? Господи, да что это такое? - спрашивала Одноглазка и смеялась. - Это когда ты в смятении и одиночестве бегаешь по всему комбинату, в десятый или в какой там уже раз увернувшись от ножа? Это и есть свобода?
   - Ты опять все подменяешь, - отвечал Затворник. - Это только поиски свободы. Я никогда не соглашусь с той инфернальной картиной мира, в которую ты веришь. Наверное, это у тебя оттого, что ты чувствуешь себя чужой в этой вселенной, созданной для нас.
   - А крысы верят, что она создана для нас. Я это не к тому, что я согласна с ними. Прав, конечно, ты, но только не до конца и не в самом главном. Ты говоришь, что эта вселенная создана для вас? Нет, она создана из-за вас, но не для вас. Понимаешь?

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   Данный текст имеет своей целью знакомство читающего с некоторыми идеями и принципами организации группы людей, цель существования (функционирования и развития) которой является саморазвитие людей ее составляющих. Такая группа реально не существует, но существует группа людей (по крайней мере один - автор этого текста) потенциально готовых к ее созданию.
   Основная идея достаточно проста - использование группового ресурса для саморазвития, но для ее пояснения я считаю необходимым привести ряд соображений.

1 Объективные условия современной жизни.

   - Все. Пора идти.
   - Куда?
   - В социум.
   Шестипалый вытаращил глаза.
   - Мы же собирались лезть через Стену Мира. Зачем нам социум?
   - А ты хоть знаешь, что такое социум? - спросил Затворник. - Это и есть приспособление для перелезания через Стену Мира.

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   Условия современной жизни, как я их вижу, проявляются прежде всего в увеличении неопределенности жизни. Термином неопределенность я выражаю общую тенденцию развития общественного процесса, которая, на мой взгляд, непосредственно очевидна для всех. Я попробую перечислить ряд явлений (список можно продолжать), которые о ней свидетельствуют.
  -- кризис традиционных общественных институтов (семьи, церкви, политических партий) некоммерческой направленности традиционно обеспечивающих проведение человеком свободного времени, коммерциализация или политизация их;
  -- интенсификация использования человеческих сил в коммерческих корпорациях, причем не физических, а морально-интеллектуальных, увеличение психологического давления (ситуация конкуренции);
  -- увеличение непсихических способов восстановления этих сил; химических - алкоголь, табак, наркотики, лекарства; физические упражнения не связанные с доктриной;
  -- увеличение предложения на рынке "техник развития", "лечения" и "духовности": психологические - психоанализ, современные психопрактики (гештальт-терапия, телесноориентированные техники, голотроп, свободное дыхание, NLP); религиозные - множество неортодоксальных христианских сект (свидетели иеговы, виссарионовцы, белые братья и т.д.), буддистские группы (очень многочисленные), индуистские (кришнаиты, шри рамана махариши, институт ведических знаний брама кумарис), суфийские (идрис шах), разные другие (гурджиевцы, ошовцы); непонятные по происхождению - духовные целители, контактеры, экстрасенсы и прочие;
  -- кризис искусств (доминирование попсы и элитирование классики).
   Пользуясь терминами Кастанеды можно было бы сказать о кризисе "личной силы" современного человека, пользуясь терминами Лао-Цзы - люди забыли о "Дао" и поэтому лишены "Дэ", пользуясь бытовым языком - жить стало тяжелее, пользуясь языком индусов - мы живем в Кали Югу, железный век упадка, христиане ждут конца света, политики и аналитики говорят о "системном кризисе".

2

   - Слушай, - заговорил Затворник, - вот ты все повторяешь - Господи, Господи... у вас там что, в Бога верят?
   - Черт его знает. Что-то такое есть, это точно. А что - никому не известно. Вот, например, почему темно становится? Хотя, конечно, можно и естественными причинами объяснить. А если про Бога думать, то ничего в жизни и не сделаешь...
   - А что, интересно, можно сделать в жизни? - спросил Затворник.
   - Как что? Чего глупые вопросы задавать - будто сам не знаешь. Каждый как может лезет к кормушке. Закон жизни.

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   В зависимости от различных (личных) обстоятельств (случайных как правило) некоторые люди иногда начинают судорожно чего-то делать. Христиане спасаться, буддисты искать просветление, посещающие психопрактиков - решать проблемы или развиваться, бороться за свои права, вступать в политические партии или еще что-нибудь. Я не оцениваю это ни как отрицательное, ни как положительное это происходит и кому-то помогает. У меня есть ряд соображений по которым эти способы саморазвития мне не нравятся. Я ищу людей думающих похожим образом вместе с которыми мы могли бы организовать жизнь (эпизодическую, но регулярную) группы людей в соответствии с рядом принципов, которые я изложу после разбора других способов саморазвития (это слово может кому-то показаться неудачным, можно предлагать варианты - поиск свободы, самосовершенствование, жизнь со смыслом, сознательная жизнь).

3 Критика существующих способов

   - Всегда поражался, - тихо сказал Шестипалому Затворник, - как здесь все мудро устроено. Те, кто стоит ближе к кормушке-поилке, счастливы в основном потому, что все время помнят о желающих попасть на их место. А те, кто всю жизнь ждет, когда между стоящими впереди появится щелочка, счастливы потому, что им есть на что надеяться в жизни. Это ведь и есть гармония и единство.
   - Что ж, не нравится? - спросил сбоку чей-то голос.
   - Не, не нравится, - ответил Затворник.
   - А что конкретно не нравится?
   - Да все.

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   На мой взгляд современная жизнь человека стоит на трех китах - власти, деньгах и сексе. Я не выражаю тем самым какую-либо оценку, я лишь фиксирую определенные феномены, которые стандартизируют (структурируют) жизнь человеческих сообществ (Кастанеда называет это синтаксическими командами, психологи шаблонами и стереотипами, буддисты и индусы - кармой, христиане - грехом). Природе человека свойственно стремление к свободе от известного (у одного из духовных "лидеров" есть книга с таким названием, Кришнамурти кажется) и любые безусловные (или внешние) требования способны вызвать протест. В любых мне известных группах действуют эти силы. Секс (неявный) окрашивает любые взаимодействия в разнополых группах. Деньги определяют практически все несемейные отношения. И отношения власти (в максимально общем смысле, то есть авторитет, статус, превосходство любого рода) определяют вообще все отношения. Так вот эти три (власть, деньги, секс) и задают структуру, определяющую понятность (ограниченность, известность) человеческой жизни и очень часто именно эта ограниченность делает невозможность абсолютной свободы (и даже просто свободы, иногда). Именно это обстоятельство определяет стремление человека к чему-то еще (развитию, спасению, поиску свободы, истины, любви), определяет его "сны о чем-то большем". Это не означает мою безусловную борьбу против них (власть, деньги, секс), но означает, что за их проявлением необходимо четко следить. Также я считаю, что их влияние затрудняет использование для саморазвития (что и является преодолением ограничений или поиском свободы) традиционно организованных (порой специально для этих целей) групп.

4 Предложения по новой организации группы саморазвития

   Единственное, что знал Затворник, - это то, что полет осуществляется с помощью рук, а что он собой представляет, было неясно. Затворник считал, что это особый способ мгновенного перемещения в пространстве, при котором нужно представить себе то место, куда хочешь попасть, а потом дать рукам мысленную команду перенести туда все тело. Целые дни он проводил в созерцании, пытаясь перенестись хоть на несколько шагов, но ничего не выходило.

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   Мои представления о человеке сводятся к следующим положениям:
      -- Сущностью человека является его свобода. Свобода означает следующее - а) человек может определять и преодолевать свои границы; б) человек различает два выхода в любой ситуации: преодолевать собственные границы или их удерживать; б) постоянно выбирая (и реализуя) один из них человек осуществляет свою свободу.
      -- Человек неустранимо одинок и в конце его ждет смерть, то есть неизвестное (или абсолютная граница);
      -- Для человека имеет смысл стремиться к абсолютной свободе (хотя что это такое - неизвестно, и неизвестно достижима ли она). Бытие человека в этом стремлении есть саморазвитие.
      -- Все сказанное о человеке верно и для группы людей.
      -- Участие в бытии саморазвивающейся группы дает шанс на саморазвитие человека (но лишь шанс в силу положения 2).
   Исходя из вышесказанного наличие в новой группе авторитета, гуру, вождя, лидера есть ограничение мешающее саморазвитию других членов группы (это все тонкие виды власти). То же самое верно для денег и секса и для любых других неявных ограничений определяющих повседневную жизнь (я не привожу подробную аргументацию, но основное - у группы не должно быть границ, определенных не ей самой, см. 1а). Но это совсем не означает, что эта ситуация сохранится при дальнейшем развитии группы (тоже 1а). Основной принцип - возможно все что угодно, если группа об этом договорится и отсутствие априорных доктринальных принципов.
   Фактически речь идет о развитии группового сознания посредством: а) строго соблюдения только тех правил, которые группой принимаются методом консенсуса (согласия всех), то есть априорным выкладыванием границ действия (то есть правил) и их удерживанием в действии; б) запрет совершения действий уже имеющихся в сознании (подсознании) членов группы (для начала деньги, власть, секс); в) постоянной рефлексии смысла употребления правил и их динамики. Также совершаются групповые действия (в каком виде непонятно). Вообще конкретные предложения о жизни группы должны обсуждаться самой группой. Я только хочу сказать, что ее занятия должны в корне отличаться от обычных занятий групп людей (пьянство, пустые разговоры, поглощение пищи, секс, наркотики) во всяком случая не осознавая (всей группой) этих (и любых других) действий с последующей рефлексией (эмоциональной, рассудочной, мыслительной и всяческой другой) группа не должна ничего делать. Еще точнее все что человек намеревается сделать с собой (все вышеприведенное относится к развитию сознания) он пытается сделать с группой. То есть если мы будем искать абсолютную свободу, то группа должна искать абсолютную свободу, если мы захотим саморазвиваться то необходимо развивать группу и так далее. Очевидно, что начало функционирования группы начнется именно с выяснения всех этих тонкостей (это будет что-то внутриутробного развития, точнее той фазы развития жизни когда впервые из амебы появилось многоклеточное существо), потом будет торжественно объявлено о начале существования многочеловека и он некоторое время будет расти, умнеть, взрослеть и так постепенно появится новый тип существа - многочеловек. Я все чаще думаю, что общество людей станет в будущем обществом многочелов (полигомов), причем люди составляющие его не навсегда закрепляются в нем и могут менять группу или даже существовать в одиночестве (либо всегда, либо в одиночестве). Именно, прообразом полигома являются некоторые религиозные общины, семьи, профессиональные команды и так далее, самое главное чтобы полигом приобрел независимый модус существования (независимый от причин своего существования). Возможно, что это невозможно. Хотя некоторые феномены в развитии игрового движения говорят о вероятности такого развития событий.
   Несомненно, что существование человека в составе полигома изменит его (человека) сущность. Я считаю, что это будут хорошие изменения, если существование человека будет возможным и вне полигома. Более того, это требование необходимо очень жестко удерживать, так как существование человека лишь как элемента полигома в начальной фазе развития полигомов недопустимо в силу полного отсутствия в реальности человеческой цивилизации реальных мест для полигомов, возможно даже, что они будут запрещены. Человек никак не должен быть зависеть от полигома (и полигом от человека, впрочем об этом он будет говорить сам) и их отношения необходимо должны определять положением 2 о сущности человека (структурно-функционально эти положения описывают и сущность полигома). Именно поэтому предлагаемое название для группы - "одинокие волки". Более того, в идеале, один человек должен входить одновременно в несколько полигомов (как один полигом состоит из нескольких человек). Понятие группы (коллектива) в социальной психологии близко к понятию полигома, но и сильно отличается. В основном тем, что обладает сознанием.

5 Призыв и возможные действия.

   - А ты уверен, что так можно научиться летать?
   - Нет. Не уверен. Наоборот, я подозреваю, что это бесполезное занятие.
   - А зачем тогда оно нужно? Если ты сам знаешь, что это бесполезно?
   - Как тебе сказать. Потому что кроме этого я знаю много других вещей, и одна из них вот какая: если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь, в чем разница?

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   Если Вам (читателю) все напечатанное выше покажется совершенным бредом, но он Вас заинтересовал,
   Если Вам что-то из напечатанного показалось верным и что-то нет,
   Если все что здесь написано полностью совпадает с вашими многолетними поисками и мучительными раздумьями,
   То, Вы можете поругаться со мной, поспорить со мной, принять участие в организации жизни группы, но в пределах вышеизложенного.

6 Гипотетико-утопическое описание.

   Затворник тихо засмеялся, сделал несколько шагов по направлению к далекому социуму, повернулся к нему задом и стал с силой шаркать ногами так, что за его спиной вскоре повисло целое облако, состоящее из остатков еды, опилок и пыли. При этом он оглядывался, махал руками и что-то бормотал.
   - Чего это ты? - с некоторым испугом спросил Шестипалый, когда Затворник, тяжело дыша, вернулся.
   - Это жест, - ответил Затворник. - Такая форма искусства. Читаешь стихотворение и производишь соответствующее ему действие.
   - А какое ты сейчас прочел стихотворение?
   - Такое, - сказал Затворник.
   Иногда я грущу,
   глядя на тех, кого я покинул.
   Иногда я смеюсь,
   и тогда между нами
   вздымается желтый туман.

"Затворник и Шестипалый", Виктор Пелевин.

   Некоторые запреты.
      -- Запрещено при "встречах" (в каковые моменты только и существует полигом) использовать информацию из внешней среды (то есть описывать ситуации не связанные с существованием группы).
      -- Запрещено на встречах заниматься тем, что обычно делают люди вместе (совместный прием пищи и наркотиков, обсуждение событий на которые не будешь влиять, играть в игры "я").
   Существование группы.
   Основной формой существования группы является "встреча" группы во время которой происходит все что не запрещено, могут также проводится индивидуальные действия для членов группы, но тогда они должны как-то влиять на группу (либо планироваться ей, либо анализироваться).
   Необходимо фиксировать развитие (или изменения) группы, но запрещено это же для членов группы (это исключительно личное дело каждого). В практических целях предпочтительно (это может стать запретом группы) придерживаться принципа "стирания личной истории". История группы должна, наоборот, быть в центре внимания всех. Группа не предназначена для обсуждения личных проблем каждого, каждый остается "одиноким воином" и не использует других членов группы для своих личных целей вне групповых отношений, рекомендуется воздерживаться от контактов членов группы между собой по вопросам не относящимся к жизни в группе (что предотвратит развитие группы по схеме опосредования внегрупповых отношений), в идеале внегрупповые отношения отсутствуют.
  
   Добавление от 16 ноября 1999 года.
   Принципиальные возражения из опыта 4-й игры ЦОД (4-6 ноября 1999).
   Вышеизложенные соображения появления полигома полностью неверны (фаза рождения-организации не возможна как рациональное действие), но основания остаются. Рациональная рефлексия может разрушить единство. Рефлексия допустима лишь как способ отношения со внешним миром (необходимо рефлектировать действия целого во внешних ситуациях). Акт появления целого есть необъяснимое (по-принципу) и рефлектироваться может в принципе бесконечное множество, самоопределение содержания целого происходит лишь по необходимости.
   Принципиальные темы (возможные типы рациональных содержаний).
   Образование (как рефлектируемые переходы от внутреннего содержания к внешним действиям) себя через образование целого. Преодоление этим противоречия между внешне полагаемыми формами (социально-статусные отношения) и внутренним уже коллективным содержанием (Дао) игры и пост-игровых ситуаций.
   Соотношение спонтанного и мыслительного, мышление тоже спонтанно и есть (в силу этого) способ жизни человеческого. Спонтанность как первичное (онтологически), об этом дзен (в реконструкции Уотса), даосизм, адвайта веданта, онтологические конструкции Нагарджуны. Основная ошибка рационалистов - полагание предельных онтологий, или их рефлексия, это разрушает спонтанность (в смысле недеяния Дао) и жизненность. Но использовать это положение (в его рациональной форме) как основание тоже ошибка. Основной недостаток мышления (не преодолимый и это проблематизируется восточно-ориентированными авторами) в его наличном существовании как вторичного относительно материала сознания. Преодолевается диалектическим разумом как Дао мышления.
   Манипулирование как игра богатства, а не как ущербность прагматизма. Здесь можно поймать проблематику и способ преодоления бессодержательности социальных форм.
   Добавление от 10 июня 2000 года.
   Все неверно. Онтологически первичным может быть только отношение Субъектов (личностей, высших Я, ипостасей) причем определенное отношение - Любовь. Без Бога не имеет смысла. Здесь диалектика конкретной онтологии опытной по происхождению и апофатической по методу и метарассуждений не имеющих конкретного смысла без таких онтологий участников.
   Добавление от 21 ноября 2001 года.
   Все неверно. Я возвращаюсь к исходной концепции.
   Добавление от 6 июня 2002 года.
   Неважно все это .
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"