В один из холодных и мглистых дней, которыми так изобилует суровая погода Алеутских островов, в начале 1950 года смертельная тоска крошечного гарнизона авиабазы ВВС США на острове Шемья была прервана внезапной тревогой.
На этом маленьком островке вулканических пород, отвесно обрывавшемся со всех сторон в пенящиеся волны Берингова моря и Тихого океана, еще несколько лет назад кипела суетливая военная жизнь. Когда две великих тихоокеанских державы, Америка и Япония, яростно оспаривали друг у друга господство над регионом, на 3-километровую взлетно-посадочную полосу острова Шемья приземлялись тяжелые американские "Суперфортрессы" , наводившие на Японские острова безысходный ужас. Отсюда взлетали стремительные истребители, караваны транспортных самолетов и морские суда доставляли сотни тонн боевых материалов... Теперь все это лежало мертвым хламом обломков, усеявших бесплодную поверхность острова, или бесполезно гнило в ржавеющих ангарах. Местное население из нескольких десятков человек при всем желании не могло разворовать забытые горы полезного бесполезного армейского имущества. Даже радарную станцию командование недавно вывело на Аляску. Команда "эйрменов" , оставленная "для поддержания авиабазы", дичала от скуки.
Поэтому здешний начальник, майор Том Риордан по прозвищу "Текс" (которое носили в вооруженных силах США все уроженцы Техаса), волевым решением бросивший пить два дня назад, даже обрадовался дребезжащему звуку сирены.
- Наконец-то русские решили высадить десант, - пробормотал он, перетягивая утепленную куртку поясом с кобурой армейского "кольта" 45-го калибра. - Хоть развлечемся, постреляем... Напоследок!
Он вышел из штабного домика, и поземка сразу охватила ему ноги. Немногочисленный личный состав (некоторые заметно пошатывались - запасы виски на складах не контролировались) сбегался с оружием наготове и занимал позиции у взлетной полосы. Сквозь свист ветра долетал отдаленный рокот одного единственного авиационного двигателя.
- Сержант МакКластер, - огорченно гаркнул майор. - Стоило поднимать шум из-за единственного самолета?! Может, это почту с Аляски наконец привезли...
Ражий сержант отдал под козырек дрожащей рукой, на его широкой шотландской физиономии читалось выражение ужаса.
- Сэр, это не самолет, сэр! - пробормотал он. - Это чертов призрак... Когда он первый раз прошел над полосой, я запросил по радио радарщиков, они его не видят...
- Они и своей задницы не видят.
- Сэр, вы не понимаете! Я служил здесь в войну, тогда звено "Пэ-сороковых" вылетело на патрулирование и просто исчезло! Растворилось без вести... Ребята стали говорить: когда наступит конец света, они вернутся! Да смилуется над нами Господь, это они! Вернулись... Это призрак тех "Пэ-сорок"!
Майор Риордан от души залепил проклятому мистику "оплеуху имени генерала Паттона" :
- Ты допился до призраков, ублюдок! Обычный "Пэ-сороковой" не может зайти на посадку в таких метеоусловиях, вот и кружит над полосой. Я когда-то летал на таких... Интересно, откуда он тут взялся? Эй, парни, живо подсветите ему фальшфейерами!
"Эйрмены" бросились выполнять приказ. Им тоже было любопытно знать, кого это занесло на их заброшенный аэродром. Двое солдат вскочили в джип и помчались обозначить огнями край взлетной полосы, остальные разбежались цепочкой, и вскоре повсюду вспыхнули химические факелы. Рокот двигателя усилился: пилот невидимого пока Р-40 заметил огни и стал заходить на посадку.
"Полоса обледенела, - подумал майор Риордан. - Не занесло бы, не разбился..."
Вскоре он различил очертания истребителя. Летчик на снижении умело выровнял самолет, и касание земли прошло идеально. Очевидно, в кабине сидел опытный пилот. Риордан мимолетом позавидовал ему - сколько у него самого было в войну таких рискованных взлетов-посадок на Р-40, на островах, в Китае... Потом стало быстро падать зрение. Теперь вчерашний воздушный боец годился только спиваться на забытой Богом скале посреди соленой воды.
По характерным особенностям конструкции в бежавшем по ВПП Р-40 угадывалась модификация "Томагавк", та самая, на которой дрались в Китае легендарные "Летающие тигры" Клэра Шенно (ныне звездного генерала). Сейчас "Томагавки" уже использовали мало. Самолет был целиком выкрашен серебристой краской, какой обычно покрывают только брюхо. Никаких знаков различия на нем не было, если не считать непонятных иероглифов и надписи "China" на плоскостях и красочной эмблемы на фюзеляже - схематическое изображение крылатого кота с дерзко торчащими в стороны усами. Что-то она напомнила...
Р-40 "Томогавк" зарулил на площадку и остановился. "Текс" Риордан, окруженный толпой подчиненных, направился к самолету. На ходу он положил ладонь на рукоятку "кольта", скорее демонстрируя американскую позу хозяина, чем потому, что ожидал от неизвестного пилота агрессии.
Фонарь кабины "пришельца" скользнул назад. Из кабины на крыло выбрался коренастый человек в меховом летном комбинезоне русского образца, из-под которого выбивались края белого шелкового шарфа - своеобразного символа летного фасона со времен первых аппаратов тяжелее воздуха. Он сдвинул на лоб летные очки; черты лица и внимательные узкие глаза выдавали в нем азиата.
- Джап? - неуверенно спросил один из "эйрменов", настороженно поднимая карабин; солдатик был слишком молод, чтобы лично участвовать в войне, но образ врага запечатлелся и у него.
- Нет, джентльмены, я китаец, - спокойно ответил летчик на хорошем английском. - Я был вашим союзником, и сейчас прошу у ВВС США помощи.
- И, будь я проклят, ты ее получишь, старый боевой дружище!! - вдруг радостно воскликнул "Текс" Риордан. - Джао Да, маленький крутой китайский дьявол! Уже не думал тебя увидеть!
Китайский летчик проворно спрыгнул на землю, и они с командиром базы принялись трясти друг другу руки, хлопать по плечам и по загривкам, как принято у американцев выражать радость при встрече.
- "Текс", тебя не узнать в этом арктическом обмундировании! - широко улыбаясь, воскликнул китаец. - Не забыл, как летали вместе в 16-м "американо-китайском", в сорок четвертом?!
- Разве такое забудешь? Последний раз встречались в госпитале, где ты лечил обожженные руки... Честно говоря, я думал: ты не полетишь снова.
- Как видишь, "Текс", я снова летаю, и не собираюсь больше прекращать это дело.
- Прошу в мою квартиру, в тепло! - сказал он. - Расскажешь, какими ветрами тебя задуло в нашу дыру. Я тут решил завязать с выпивкой, но, если ты настаиваешь, бутылочка всегда найдется.
- Отнюдь не настаиваю, - скромно ответил китайский летчик. - Я только что от русских, они славные ребята, но напоили меня на год вперед. А вот от чашки горячего кофе я бы не отказался. И, конечно, все расскажу!
***
Переночевав на острове Шемья в жилом модуле, где было по-арктически жарко натоплено, заправив под завязку свой Кертисс Р-40 авиационным бензином и получив от боевого друга "Текса" Риордана маршрут полета до столицы Аляски Анкориджа (via аэродром Накнек), Джао Да сердечно простился с гарнизоном острова и вылетел навстречу своей американской мечте.
"Страна безграничных возможностей" в первые же часы после прилета в Анкоридж повернулась к Джао Да постной физиономией местного чиновника Службы иммиграции и натурализации. Он носил очки в толстой роговой оправе и тщательно зачесывал редкими волосенками лысину на макушке.
- Мистер Джао, вы не можете рассчитывать на статус беженца в США, - скучным голосом предупредил он.
Джао Да сразу стало тоскливо.
- Почему, сэр? Я бежал от расправы красных, прошу убежища в стране свободы и...
- ...И вы не можете получить это убежище, согласно Акту Фергюссона-Стэйтона от 1948 года, потому что не предъявили поручительство американского гражданина или группы граждан США о том, что по прибытии вам будут предоставлены жилье и работа, без нанесения ущерба кому-либо из американских граждан, - доходчиво объяснил чиновник; ему часто приходилось иметь дело с бестолковыми беглецами из-за "железного занавеса".
Джао Да облегченно вздохнул:
- Всего-то? Подождите, сэр, дайте мне связаться с моими боевыми товарищами-американцами, хоть с генералом Клэром Ли Шенно, и это поручительство будет лежать перед вами, уверяю...
- Уже поздно, вы пересекли границу Соединенных Штатов, - отрезал чиновник. - Вы должны были озаботиться получением поручительства до въезда в нашу страну.
- Считаете, это было осуществимо?!
- Это ваши проблемы, мистер.
Джао Да почувствовал, что его начинает охватывать ярость. Он научился преодолевать любые расстояния, перелетать через моря и горные хребты, с легкость проходить через завесу зенитного огня и воздушны патрули противника. Заслон бюрократической тупости оставался для него единственным непроницаемым препятствием.
- Прикажете мне залезть в кабину и лететь обратно в Китай? - зло процедил он.
- Во-первых, лететь никуда вы больше не сможете, потому что, согласно Акта Магнусона от 17 декабря 1943 года, вам, как китайцу, запрещается владение собственностью и предприятиями на территории США, - с убийственной вежливостью пояснил чиновник и величественным жестом поправил очки. - Ваш самолет конфискуется федеральными властями. А во-вторых, согласно упомянутого Акта, вам предоставляется право въехать в нашу великую страну в качестве обычного иммигранта со всеми вытекающими обязательствами: регистрация по месту пребывания, запрет на владение собственностью и предприятиями (я уже говорил вам об этом, мистер), запрет на пользование гражданскими правами на федеральном уровне и на уровне штатов. Как то правом голоса, избирательным правом, правом на ношение оружия и другими, регламентируемыми Конституцией США, отдельными законами и прецедентными нормами общего права...
Джао Да с силой стиснул кулаки, чтобы не наговорить надутому законнику дерзостей и не стать субъектом применения федерального права на экстрадицию.
- Из всего сказанного вами, сэр, я понял только одно: я теперь обычный нищий китаец, который занимает самую низшую позицию в вашей американской пищевой цепочке, - сказал он с горькой иронией.
- Вы правильно поняли, мистер Джао. Вот если бы на вас распространялось действие Закона о военных женах от 1945 года или Закона о военных невестах от 1946 года , вы бы могли претендовать на получение американского гражданства...
- Извините, сэр, но я не по этому делу!
***
Свои немногие доллары Джао Да потратил на поездку из Аляски в "континентальную часть" США, как говорили тут; хотя Аляска, по здравому разумению, находилась на том же континенте. В образе мысли здешней публики вообще было очень много парадоксов, летчик заметил это еще во время своей первой "военной" поездки в "величайшую демократию мира". С оговоркой - демократию для своих граждан, при чем исключительно белых. Для цветных граждан существовала демократия в варианте "light" , пресная, словно "Кока-Кола" под этой маркой, а для Джао Да и ему подобных - вовсе никакой. Джао Да на собственной шкуре постигал бесспорную истину: один янки - как правило, славный малый; янки в куче - обычно невыносимы; общество, созданное янки, удобоваримо только для них самих.
"Ничего, пасынки Линкольна, сохранившие память о нем только на банкнотах, я обязательно заберу у вас обратно свой самолет! - думал Джао Да, озирая в окно дешевого вагона "для цветных" монументальные красоты Северной Америки и разномастную, словно отряд ополченцев, архитектуру городов США. - Моего "Крылатого кота" не получили красные, не получат и империалисты!"
Но с каждым днем пребывания в Америке в это все меньше верилось. Сначала Джао Да очень рассчитывал на помощь боевых товарищей. Его независимой натуре претило быть должным или обязанным кому-то, еще более - обременять других своими заботами. Однако братство авиаторов предполагало, что помочь советом, подставить плечо - священный долг каждого, Джао Да сам столько раз поступал так... Несомненно, друзья по авиагруппе "Летающие тигры", по американо-китайскому соединению Клэра Ли Шенно с радостью помогли бы ему. Но тех из них, кого пощадила война, более суровая послевоенная жизнь разбросала по всем 48 штатам. Джао Да не удалось найти никого. Сам генерал Клэр Ли Шенно, которому теперь угрожали отставка и расследование Сенатского комитета по вопросу о его послевоенных авиационных и политических делах в Китае , переживал не лучшие времена и отсиживался где-то в глуши - неизвестно где.
Тогда Джао Да решил искать помощи у соотечественников, но кто он был для них? Еще один бедняга, потерпевший кораблекрушение на житейском море и прибитый волнами к этим берегам, один из сотен и сотен тысяч. Представительство Гоминьдана считало его дезертиром из Национальных ВВС, поклонники коммунистов - реакционером. Единственный, кто мог помочь по старой дружбе - майор Ен из военного атташата, с которым они неплохо проводили время во время "военного" визита Джао Да в США. Но Ен женился на американке и переехал на Гавайи. Доплыть туда представлялось проблематичным.
Пару месяцев спустя, в конец отчаявшийся и без единого цента в кармане, изрядно исколесив шоссейные и железные дороги Соединенных Штатов автостопом или зайцем, Джао Да оказался в роскошном и несчастливом "Городе ангелов" Лос-Анжелесе. Этот живописный мегаполис в Калифорнии на ласковом берегу Тихого океана на удивление гармонично сочетал в себе черты вычурного богатства и беспросветной нищеты. Не напрасно он носил печальное прозвище "всеамериканской столицы бездомных"! Джао Да уже думал, что ему придется пополнить ряды здешних бродяг, но владелец автомастерской в пригороде Сан-Фернандо предложил помятому азиату в летной куртке и несвежем шелковом шарфе работу у себя за три доллара в неделю и угол для ночевки. Убедившись, что у бывшего китайского летчика действительно золотые руки, и Джао Да может с первого взгляда идентифицировать и в кратчайшие сроки устранить любую автомобильную поломку, хозяин, скуповатый, но честный латиноамериканец, вскоре накинул своему помощнику еще пару долларов и стал угощать обедом - преимущественно огненной мексиканской фасолью. Жизнь в США начала подавать нашему герою первые признаки стабилизации, которые он мог считать таковыми только после всех пережитых невзгод.
И тут карма преподнесла Джао Да один из неожиданных сюрпризов, на которые всегда была к нему необычайно щедра. Однажды вечером двое громил в распахнутых гавайских рубашках и ковбойских шляпах, пригнавшие чинить свой побитый двухдверный "Форд 49" (сам по себе говоривший о дешевом апломбе его владельцев), принялись оскорбительно высмеивать летную куртку Джао Да с нашивками его прославленной 21-й истребительной эскадрильи и 16-го американо-китайского авиасоединения.
- Трусливый чинк нашел куртку на помойке, - гоготали парни, передавая друг другу бутылку дешевого бурбона. - Китаезы только и могли, что прятаться за нашими широкими спинами, пока мы проливали кровь на Тихом океане! А ну-ка снимай ее, кули, пока мы не надрали твою желтую задницу, как надрали ее джапам!
- Мистер, не мешайте мне чинить вашу тачку, - вежливо ответил Джао Да. - Вам простительно не знать об огромном вкладе моей страны в победу над японцами, и о многомиллионных жертвах Китая, потому что вы просидели всю войну в тылу, под юбкой у мамаши. Поэтому засуньте ваш язык себе в задницу.
В следующее мгновение ему пришлось увернуться от полетевшей ему в голову бутылки. Еще через миг в автомастерской началась неравная жестокая драка между одним китайцем и двумя здоровенными белыми бездельниками. Хозяин вызвал "копов" без задней мысли, он честно хотел не дать громилам искалечить своего лучшего работника. Однако местные блюстители порядка явно трактовали девиз: "служить и защищать" в модном американском расовом ключе. На запястьях Джао Да звонко щелкнули полицейские наручники, и он опомниться не успел, как, сложенный пополам и избитый, оказался на полу полицейского седана с эмблемой Департамента полиции Лос-Анжелеса. В это время "копы" обменивались дружескими рукопожатиями с громилами и угрожали хозяину "прикрыть мастерскую, где цветные не знают своего места".
Так Джао Да очутился в камере местного полицейского участка, или "полицейской станции", как здесь говорили. Она представляла собою немудрящую железную клетку с бетонным полом. Права человека в США были надежно защищены...
Его товарищами по несчастью оказались чернокожий парнишка с повадками мелкого гангстера, одетый под девку размалеванный гомосексуалист-латинос, и двое пьяных в хлам белых бродяг, в одном из которых по обрывкам заплетающихся речей, а больше по манере держаться угадывался ветеран войны (настоящий). Разделения арестантов на "белых" и "цветных" у здешних "копов" заведено не было. Вернее сказать, в клетку попадали только те "белые", которые стояли по социальному положению ниже "цветного".
Джао Да чувствовал себя крайне скверно физически и морально. "Вот и приехал в свою Америку возможностей, - мрачно думал он. - Возможностей оказалось сколько угодно: потерять самолет, жить на улице, получить по физиономии и загреметь в кутузку..."
Кулаки были разбиты. Во рту солонил вкус крови. Челюсть, заметно сместившаяся в сторону, болела и плохо слушалась, говорить получалось не совсем внятно. Ребра мучительно ныли - по ним прогулялись ботинками при задержании доблестные защитники законности штата Калифорния. Левый глаз закрывала огромная опухоль, внутри которой, казалось, сыпались искры.
- Досталось тебе, бро, - сочувственно сказал опустившийся и пьяный бывший солдат. - Подожди, кое-чем помогу.
Пошатываясь, он приблизился к Джао Да, вытащил из шва одежды обломок опасной бритвы, скрытой при обыске, и не дрожащей (к удивлению) рукой сделал два небольших надреза выше и ниже подбитого глаза. Умело нажал пальцами. По щеке тотчас заструилась кровь, но опухоль быстро спала, и глаз стал видеть.
- Знаешь, бро, сколько я раненых на Филиппинах починил? - промямлил самочинный лекарь, от которого разило виски и немытым телом. - И потом, когда МакАртур сбежал, и мы сдались , в плену у джапов тоже всех лечил! А ты кто, китаец? Уважаю! Вы, в отличие от нас, не сдались...
Ответа пьянчуга явно не требовал, и Джао Да только пожал ему руку. Говорить не хотелось. Он отвернулся к решетке, обхватил прутья ладонями и стал смотреть наружу. Поза, которую непроизвольно принимают все заключенные...
Молодой полицейский с длинным лошадиным лицом больно ударил летчика по разбитым костяшкам резиновой дубинкой и заливисто заржал:
- Свобода теперь не для тебя, чинк! Животному место в клетке, ха-ха!
Джао Да заметил, что американские полицейские вообще были очень смешливыми парнями. Они хохотали, когда хватали людей, хохотали, когда били их, хохотали, когда выкручивали руки... Наверное, это представлялось "копам" чертовски смешной забавой.
Снова раздался раскатистый полицейский хохот. Двое рослых блюстителей порядка волокли к клетке очередного бедолагу. Тот изо всех сил упирался, а полицейский сержант с приплюснутым черепом питекантропа пинал его под зад ботиком и орал с ужасным ирландским акцентом:
- Давай, шевели задницей! Клетка заждалась... Иди, там у нас сегодня уже есть один "пилот"!
- Уберите руки, вшивые ублюдки! - кричал арестант и сопротивлялся изо всех сил. - Не знаете, с кем связались, идиоты! Я вас всех вышвырну из полиции на улицу!
От этих потешных угроз полицейские веселились еще больше.
Строптивый арестант привлек внимание Джао Да не криками, а своим необычным видом. Это был неплохо сложенный мужчина лет сорока или сорока пяти, на подвижном лице которого, несмотря на сильную небритость, выделялись элегантно подстриженные усики. Но, главное, он был одет в летный комбинезон и пилотскую куртку, при чем оба предмета одежды находились в таком плачевном состоянии, как будто их владелец неделю спал на асфальте.
"Копы", между тем, наконец втолкнули упрямца в клетку. Тот задиристо бросился обратно к двери:
- Верните мне мои деньги, вы, ворюги!
Полицейский сержант через решетку стукнул его дубинкой и заржал пуще прежнего:
- Твои деньги, оборванец? Подумай лучше, как будешь объяснять судье, откуда у никчемного сукина сына, вроде тебя, взялась такая сумма. Украл?
- Я не крал никогда. Отдайте мою шляпу, она счастливая, я в ней летал! - настаивал задира.
- Это пожалуйста! - сержант поднял с пола модную, но очень грязную шляпу-федору, смял ее сильным ударом кулака и запулил в камеру. - Носи на здоровье!
Новый арестант отряхнул ее и с достоинством водрузил к себе на голову:
- Теперь точно все будет хорошо.
Бывший солдат, которого спьяну тянуло сочувствовать всему миру, подал голос из своего угла:
- Что, летун, ты тоже оказался на мели после войны?
- Я - на мели?! - искренне удивился "летчик в шляпе". - Я могу купить и продать весь этот вонючий участок с потрохами! Моих миллионов больше, чем здесь блох, джентльмены. Позвольте представиться, - последовал кивок, исполненный самоуверенного изящества, словно на светском рауте. - Я Говард Хьюз , авиатор.
Тут настала пора разразиться смехом уже всем обитателям полицейской клетки.
- Ой, сдохну от смеха, - держался за живот пьянчуга-ветеран. - Ты Говард Хьюз?! В таком случае я - Ширли Темел !
Только Джао Да, внимательно посмотрел на новоприбывшего, сравнил его нервную физиономию с фотографиями в газетах и собственными воспоминаниями, и произнес не совсем внятно (мешала травма челюсти):
- Это действительно Говард Хьюз. Или его двойник.
Мистер Хьюз или его двойник ответил столь же внимательным взглядом и воскликнул, развеивая последние сомнения в своей личности:
- Я вас тоже знаю! Капитан Джао Да, китайский ас, если я не ошибаюсь? Мы с вами были представлены в сорок втором в Вашингтоне Ди-Си на приеме... Не важно у кого.
Они пожали друг другу руки на глазах у изумленных обитателей камеры. Те сразу перестали ржать. Полицейские продолжали смеяться, но до них дольше доходило.
- Мистер Хьюз, как вы оказались в столь бедственном положении? - спросил Джао Да; обстановка не располагала к пустым формулам вежливости.
- Видите ли, мистер Джао, наши газеты пишут, что я чокнутый идиот, - охотно объяснил эксцентричный миллионер-авиатор. - Это отчасти верно. Я отнюдь не идиот, но чокнутый. Изредка хочется отдохнуть от мира большого бизнеса и гламура, погрузиться, так сказать, на самое дно...
- По мне - лучше взлететь к самым звездам...
- Это тоже. Но сейчас у меня период погружения. Не беспокойтесь, мой адвокат обязательно отыщет меня и вытащит нас. В худшем случае, это дело нескольких часов... А вот, кажется, и он - я недооценил оперативность мистера Когана.
До слуха узников Департамента полиции Калифорнии донеслись раздраженные голоса. Кто-то с резким высоким тенором сердился и кричал. "Копы" сначала злобно порыкивали в ответ, но с каждой репликой их грубые голоса становились все жалобнее и, наконец, вовсе сошли на неубедительное блеяние. Затем в кутузку почти кубарем влетел давешний сержант-питекантроп, рожа которого приобрела выразительный серый оттенок. Следом, брезгливо подталкивая его тростью, вошел невысокий щегольски одетый джентльмен средних лет, брюнет с характерными семитскими чертами лица. Говард Хьюз приветливо кивнул ему и обернулся к товарищам по несчастью:
- Позвольте представить вам, друзья мои, Йосси Когана , самого пройдошливого адвоката на всем юге США. Он способен навести шороху не только в полицейской станции, но и на сенатских слушаниях.
Мистер Коган между тем упер трость в круглое брюхо сержанта (у остальных "копов" хватило ума предусмотрительно разбежаться и попрятаться) и по-хозяйски распорядился:
- Живо открывай свой зоопарк, Пэдди, если полицейский значок не надоел!
Сержант трясущимися руками начал возиться с замком, и мелкий лязг железа мешался со стуком зубов.
- Мис... Мистер Хьюз, сэр! - заикаясь, он пытался лопотать извинения. - Ужасная ошибка, сэр... Мы не узнали вас, сэр... Простите, сэр... Ради милосердия Божьего...
- Божье милосердие не для тупых безбожных "копов"! - адвокат Коган решительно оттолкнул бедолагу, отобрал у него ключи и, демонстрируя весьма вольную трактовку законов штата Калифорния, сам ловко отомкнул клетку.
- Выходите, ваше сиятельство, - саркастически ухмыляясь, обратился он к своему именитому клиенту, - Карета ждет у парадного подъезда!
И тотчас с чисто американской фамильярностью перешел на панибратский тон:
- Слушай, Хьюзи, когда ты прекратишь дурить? Я устал спасать твою грязную задницу из очередных историй...
- А зарплату получать не устал, Йосси? - в тон своему юристу ответил эксцентричный миллионер, после чего они обменялись приятельскими полу-объятиями.
- Выходите, друзья мои, вы тоже свободны! - Говард Хьюз широким жестом распахнул врата на волю перед остальными сидельцами. - Капитан Джао, вы первым, окажите честь.
- Благодарю, сэр, - Джао Да вежливо кивнул, и тотчас застонал от боли: разбитая челюсть превращала этот жест в подлинное страдание.
Полицейский сержант, немного собравшись с мыслями, попытался дрожащими руками загородить выход из клетки остальным арестантам:
- Эй, куда? Отпускать арестованных запрещено...
Говард Хьюз вдруг резко, без перехода, побагровел от гнева и залепил копу такую пощечину, что его черная фуражка слетела с плоского черепа и покатилась по заплеванному полу.
- Ты что-то тявкнул, ирландский терьер? - миллионер без всякого почтения к исполнительной власти сгреб сержанта за воротник и угрожающе притянул к себе. - Завтра ты со своей сукой и щенками будешь рыться в помойке! Там тебя и грохнут твои дружки, потому что никого из этого гребаного участка я на службе в полиции не оставлю. Слово Говарда Хьюза.
Сержант икнул и рыхло осыпался на пол. Перешагивая через его тушу и бормоча благодарности "доброму сэру", остальные сидельцы заторопились на свободу. Говард Хьюз, ничуть не брезгуя, удержал обоих бродяг, взял у адвоката две своих визитных карточки и вручил им:
- Как проспитесь, приходите в ближайший офис моей компании, джентльмены. Получите работу и место в хостеле для сотрудников.
Он щедро выдал обоим по мелкой купюре:
- Это на проезд, а не на выпивку, парни.
Чернокожий гангстер и накрашенный педераст тоже жадно потянули ладошки, но Говард Хьюз продемонстрировал рациональный подход к своим деньгам.
- Ничего не получите, - отрезал он. - Ты, "черный", свое украдешь, а ты, "голубой", заработаешь иным способом. Проваливайте.
- Пойду и я, - вежливо сказал Джао Да. - Был рад новой встрече с вами, мистер Хьюз. Вы выручили меня. Теперь мне пора.
- Постойте, мистер Джао, - Говард Хьюз удержал его с легкостью человека, привыкшего, что его волю всегда выполняют. - Я как раз хотел пригласить вас на завтрак. Как летчик летчика. Уверен, нам будет о чем поговорить. Заодно приведете себя в порядок. Конечно же, Йосси, ты составишь нам компанию? - обернулся он к адвокату, когда они выходили из потрясенного участка.
- Еще бы нет, - ворчливо заметил юрист. - Я тебе не шофер, Хьюзи, чтобы катать тебя домой, не получив даже чашки кофе. Вот добавишь мне горсть монет к зарплате, и я найму личного водилу. Он бы сейчас повез тебя с китайским героем в гасиенду на моем "лондо", а я б покатил на такси к девочкам. Охота мне пялиться на твою небритую рожу!
- Не обращайте внимания, мистер Джао, - засмеялся Говард Хьюз и вмиг стал из самоуверенного богача "своим парнем"; он вообще очень просто менял личины. - Йосси на самом деле редкостный добряк, но вечно всем недоволен. Работа такая.
***
Новенький "Кадиллак ДеВиль" адвоката, последний восторженный писк американского автопрома, представленный в 1949 году, подъехал к воротам резиденции эксцентричного миллионера-авиамагната. Расположенная в живописном элитном районе Хэнкок-парк, она действительно представляла собою гасиенду в испанском колониальном стиле, окруженную небольшим ухоженным садом. Сзади к ней примыкало аккуратное поле для гольфа. Сам дом был не очень большой, но нарядный и уютный. Джао Да с удивлением посмотрел на странного богача, который в это время сладко подремывал, привалившись к плечу ведшего машину адвоката. Джао Да нипочем не ушел из этого красивого домика бродяжничать, будь, разумеется, у него право жить здесь.
- Мистер китаец, - адвокат Коган, кажется, угадал мысли летчика. - Попозже сообщите мне адрес вашей нынешней конуры. Пошлю туда помощника за вашими вещами и бумагами.
- Благодарю, мистер еврей, - ответил Джао Да. - Не утруждайте себя. Я не намерен злоупотреблять гостеприимством любезного хозяина этого дома...
- Бросьте, - адвокат бесцеремонно пнул мирно посапывающего миллионера плечом. - Если Говард Хьюз обратил к вам внимание, значит - он уже имеет на вас планы. Это надолго, так что заходите на посадку, или как это у вас называется? Просыпайся, Хьюзи, приехали!
- Дом, милый дом! - Говард Хьюз с хрустом потянулся на сиденье. - Прошу пожаловать ко мне, джентльмены!
У порога хозяина и его гостей встретил вышколенный слуга-латиноамериканец.
- Педро, подберите господину капитану китайской авиации что-нибудь из моих вещей, - походя распорядился Говард Хьюз. - Его лохмотья можете выкинуть, но кожанку и шарф сохраните. И позвоните доктору Хименосу, пусть зайдет осмотреть боевые ранения нашего гостя.
- А вы, - миллионер повернулся к Джао Да. - Идите, смойте с себя запах тюрьмы.
- Только после вас, мистер Хьюз, - вежливо ответил Джао Да.
Эксцентричный авиамагнат расхохотался, как если бы его гость сказал что-то очень смешное.
- Идите, мойтесь спокойно, - сказал он. - В моем доме три ванных комнаты...
- Даже четыре, сэр, включая душевую для прислуги, - почтительно заметил слуга.
Час спустя вымывшийся начисто и переодевшийся в облегченный летный комбинезон из хлопковой ткани (камердинер предусмотрительно нашел для гостя нечто идеально соответствующее его статусу), Джао Да сидел вместе с хозяином за обильным, несмотря на ранний час, завтраком. Его ссадины и синяки были тщательно обработаны врачом, молчаливым седовласым испанцем, также составлявшим им компанию за столом. Доктор Хименос был
не из болтунов, но из неумолчной трескотни адвоката Йосси Когана, с аппетитом уплетавшего яичницу с беконом ("Кошрут для босяков!") Джао Да заключил, что пожилой медик бежал в США из Мадрида от диктатуры Франко. Джао Да тоже больше помалкивал - говорить с разбитой челюстью было трудно, жевать тоже, и он размачивал кусочки тоста в сладком кофе. Американцы любили пить бодрящий напиток из высоких больших чашек, намешав туда побольше сахару. Китайский летчик находил эту привычку очень удобной.
Говард Хьюз сам разливал кофе гостям и развлекал их беседой о превосходстве его авиакомпании TWA и ее главного аргумента - четырехмоторного трансконтинентального лайнера Локхид L-649 "Констеллейшн" - над "нечисто играющими жуликами" из "Пэн Ам". Как видно, конкуренция его любимого детища с "Пэн Американ" за рейсы через Атлантику в Европу была для авиамагната весьма злободневной темой.
- В сорок четвертом году мы с Джеком Фраем перегнали "Констеллейшн" из Бербенка в Вашингтона за каких-то шесть с небольшим часов с крейсерской скоростью 330 миль в час, - рассказывал мистер Хьюз, эмоционально жестикулируя вилкой с наколотой маслинкой. - Мы показали, какие расстояния способен покрывать наш четырехмоторный и трехкилевой гигант! Только война помешала нам тогда слетать в Париж или в Лондон. А что смогли противопоставить нам эти выскочки из "Пэн Ам"? Только передрали у военных дальний бомбер "Супер-крепость" и переделали его в свой уродливый тупорылый пассажировоз "Стратокрузер" . Наплевать, что у них там внутри двухэтажный салон, бар и винтовая лестница, как в отеле! Удивительно, что со всем этим дерьмом на борту их мастодонт вообще летает. Сравните его с нашим Локхидом "Констеллейшном" - вот где изящество, мощь, перспективы! Каждая линия конструкции идеальна, как у 50-ринговой гаванской сигары...
Джао Да ненавязчиво, но пристально следил за мимикой богатого и влиятельного собрата по пилотскому цеху. По тому, как мистер Хьюз время от времени бросал на своего китайского гостя столь же испытующие взгляды, было видно, что разговор о преимуществах авиалайнера своей компании он начал не без дальнего прицела. Джао Да боялся спугнуть удачу и ни на что заранее не рассчитывал, но надежда поднять в воздух дальне-магистральный воздушный корабль, покорить океан неба над океаном вод и доставить сотню пассажиров из Нового Света в Старый все больше овладевала его сердцем.
- Наше главное конкурентное преимущество перед унылыми воротилами из "Пэн Ам", это наши люди! - в голосе Говарда Хьюза зазвучали победные фанфары. - Весь летный состав я набираю лично, одобряю каждую кандидатуру капитана , второго пилота, бортмеханика, бортпроводника. Только те, кто по-настоящему влюблен в небо, могут сидеть за штурвалами наших "Констеллейшнов"! Не говоря про то, что мы нанимаем только самых опытных пилотов, а в кабинные экипажи - девушек с ножками не короче, чем от ушей, каждого ждет индивидуальный курс переподготовки. А что у них в "Пэн Ам"? Рекрутируют разных неудачников, приземленных военными после сорок пятого. А бортпроводницы у них какие страшные - их вытаскивают с панели в Большом Яблоке , не иначе!
- Рад был бы летать в ТWA вторым пилотом, - лаконично заметил Джао Да, выбитая челюсть не располагала к многословию. - Если вы китайцев принимаете.
- Приятно говорить с деловым человеком! - просиял авиамагнат. - Вы сами поняли, к чему я клоню, мистер Джао. Но такого прославленного аса с мировым именем я не могу сделать меньше, чем шеф-пилотом. Однако сначала я должен убедиться, так ли вы хороши, как о вас рассказывают. Я родня первопроходцам Дикого Запада, они никогда не покупали коня, прежде не испытав под седлом.
- Испытайте меня, мистер Хьюз, - Джао Да с уважением посмотрел на практичного миллионера.
- Поступим так, - Говард Хьюз обвел взглядом других собравшихся за столом, приглашая их в свидетели. - Я слышал, вам доводилось принимать вызов другого аса на бой, капитан Джао? Я продолжу эту рыцарскую традицию авиаторов, но в мирном небе. Вызываю вас на единоборство в пилотаже. Это искусство - не совсем то, что требуется от пилота трансатлантического лайнера, но хороший профессионал хорош во всем. К тому же мне давно хотелось попробовать сравняться с кем-то из известных военных пилотажников. Считайте это прихотью богатого человека, друг мой. Будьте уверены, если вы проиграете, ваш гонорар будет достоин нашего состязания. А если победите - вы выиграете кресло шеф-пилота TWA. Идет?
Миллионер протянул холеную крепкую руку, и Джао Да принял рукопожатие:
- Идет!
Собравшиеся, не исключая стоявшего у дверей камердинера и прислуживавшую за завтраком хорошенькую смуглую горничную, зааплодировали. Адвокат Йосси Коган даже лихо присвистнул, как настоящий янки.
- Выбор оружия за вами, мистер Джао, - входя в роль, продолжал Говард Хьюз; артистического таланта этому именитому кинопродюсеру было не занимать. - Вы вызванная на дуэль сторона.
- Мой выбор небогат, соглашусь на предложенную вами машину, - развел руками китайский летчик. - Мой самолет, на котором я прилетел в США, отобрали ваши власти на Аляске. Я китаец, и не могу иметь собственности в вашей стране.
- Я слышал о вашем небесном друге, и о занятной эмблеме, которую вы рисовали на фюзеляже, - заметил Говард Хьюз. - Считайте, что проблема с возвращением вашего верного кота с крыльями уже решена.
Джао Да, который любил помогать другим, но не любил быть обязан благодеяниям сильных мира сего, попытался возразить:
- Не стоит тратить на это ваши деньги, мистер Хьюз. Я бедный человек и не могу позволить себе ни такой долг, ни такой подарок.
- Кто сказал вам, что это будет стоить мне хотя бы пару долларов? - миллионер белозубо и самоуверенно засмеялся. - Слово Говарда Хьюза еще чего-то стоит в этой стране. Я оцениваю его примерно в миллион "баксов". Ваш истребитель стоит гораздо меньше. Вы получите его по праву... Не знаю, каких там законов напринимали эти ублюдки в Конгрессе и Сенате, но для любого честного американца частная собственность священна.
***
Цену слову Говарда Хьюза Джао Да узнал, когда через несколько дней тест-пилот компании TWA перегнал на аэродром в Бербанке из Анкориджа его старый верный Кертисс Р-40. К счастью, тамошние аэродромные службы не начали разбирать истребитель на запчасти, чего Джао Да всерьез опасался. Р-40 почти вышли в США из употребления, поэтому "Крылатый кот" преспокойно перестоял очередную разлуку в ангаре. Кто-то из аляскинских шутников-механиков даже пририсовал ему к усатой пасти толстенную сигару и добавил малиновой краской тлеющий огонек. Джао Да усмехнулся и решил оставить сигару на своей эмблеме. Он тоже любил сигары, хоть нечасто мог их себе позволить.
Впрочем, в дни, проведенные в гостях на гасиенде Говарда Хьюза, китайский летчик мог курить сигары столько душе угодно, равно как и наслаждаться всеми достоинствами комфортной жизни богатого человека. Только природная скромность удерживала его от излишеств.
Сам эксцентричный авиамагнат активно занялся подготовкой к предстоящему воздушному соревнованию. Он вообще был крайне увлекающейся натурой, но, как делового и успешного человека, его отличало умение подходить к каждому увлечению основательно и успешно доводить его до конца.
- Мистер Джао, я перебрал несколько вариантов "оружия" для нашего с вами мирного поединка в небе, - сказал мистер Хьюз. - Меня интересует только равное состязание с вашим "Томагавком". Поэтому я сразу отклонил варианты и нового двухмоторного прототипа разведчика XF-11, заведомо более мощного (к тому же я здорово разбился и обгорел на одном таком в сорок шестом году!), и устаревшего биплана Боинг-100, на котором я сразу уступлю вам. По здравому размышлению, я нашел наиболее соответствующим по классу и характеристикам вашему истребителю еще один из моих самолетов, хорошо забытый, но отнюдь не худший. Сейчас авиатехники TWA готовят к полету мой гоночный Хьюз Н-1, на котором я славно оспаривал первенство в небе в тридцатых годах ...
- Это тот красавец, которого прозвали "Летящей пулей", мистер Хьюз? - поинтересовался Джао Да.
- Именно тот, мистер Джао. "Летящая пуля" против "Летающего кота".
Несмотря на то, что Говард Хьюз легко сходился с людьми и нередко держался запанибрата и с равными, и с низшими по положению, с Джао Да они продолжали общаться с подчеркнутой и даже вычурной корректностью. Миллионеру импонировала игра в воздушных рыцарей, таковы были ее правила.
- Я оцениваю возможности "Пули" как примерно равные вашему "Тамогавку", - продолжал богатейший пилот или летающий богач. - Ваш истребитель тяжелее, 6 тысяч фунтов против трех с половиной у меня, но это дает вам преимущество на пикировании. Кроме того, русский движок, который установлен у вас вместо слабосильного "Эллисона", в комплекте с русским же винтом дают вам заведомое преимущество над "Праттом-Уитни", поставленном на моей "Пуле". Однажды, благодаря высокооктановому бензину и тюнингу, сделанному одним авантюристом, я разогнал свой движок с 750 "лошадок" до тысячи, но тогда он заглох, и, не попадись мне свекольное поле, я разбился бы к чертям! Больше я так экспериментировать не буду, и ваше "сердце" в нашем поединке намного сильнее. Также вы будете быстрее меня на крейсерской скорости, а я немного обойду вас на максимальной, имея 306 узлов против ваших 290. Зато ваш "Томогавк" маневреннее на виражах благодаря большей мощности, а моя "Пуля" обгонит вас в скороподъемности из-за меньшей нагрузки на крыло... Условия в целом равные, не находите, мистер Джао?
- Более чем, мистер Хьюз, - Джао Да ответил джентльменским полупоклоном. А про себя подумал: как ни так, для пилотажного состязания целевой гоночный спортивный самолет Говарда Хьюза подходит лучше, чем серийный строевой истребитель Джао Да. Как принято в большом бизнесе, мистер Хьюз, сохраняя видимость честной игры, жульничает в важных мелочах. Джао Да был отнюдь не уверен в исходе поединка, тем более знал своего оппонента как одного из самых искусных и отчаянных летунов Нового Света. Однако проиграть американцу, возможно, будет даже выгоднее. Должности шеф-пилота TWA Джао Да тогда не видать, зато не станут завидовать другие летчики авиакомпании, а уж на кресло второго пилота Джао Да вполне может рассчитывать.
Но не таков был китайский летчик Джао Да, чтобы вступить в воздушный поединок, не надеясь найти свой особенный путь к победе.
- За честный воздушный матч! - предложил тост мистер Хьюз и поднял бокал с лимонадом; он вообще не пил ничего крепче молока, по крайней мере, в своей резиденции.
- За победу! - ответил Джао Да и хитровато улыбнулся. Он уже видел свой путь.
***
- Леди и джентльмены, добрые граждане Калифорнии! - ловко изображая возбуждение и заражая ажиотажем аудиторию, вел репортаж с аэродрома в Бербанке журналист местной радиостанции. - Только сегодня, только у нас в Калифорнии! Состязание двух непревзойденных асов неба! Американский орел против китайского дракона! Блистательный, звездный Говард Хьюз, который известен вам не меньше, чем того заслуживает, против героя воздушной войны в Китае Джао Да, известного меньше, чем заслуживает он. Прямо сейчас, дамы и господа, я вижу их обоих! Они идут к своим самолетам и по-дружески беседуют. На мистере Хьюзе его знаменитая счастливая шляпа, которая приносила ему воздушные рекорды. На мистере Джао кожанка с эмблемой легендарных "Воздушных тигров", в рядах которых он воевал... Они плотно окружены репортерами. Эй, ублюдки, подвиньте ваши задницы, пропустите меня, чертовы идиоты!!! Мистер Хьюз, мистер Джао, скажите несколько слов нашим слушателям, гражданам Калифорнии. Что вы думаете о предстоящем состязании?
- Это будет настоящее воздушное шоу, круче, чем в моем фильме "Ангелы ада"! - ослепительно улыбнулся Говард Хьюз. - Мой соперник - настоящий рыцарь неба, но сегодня я уверен в победе. За меня небо Америки!
- Главное не побеждать, а участвовать, - скромно заметил Джао Да.
- Леди и джентльмены, вы можете слышать рев заведенных авиационных моторов! - репортер тоже заводил свою аудиторию, - Пилоты уже в кабинах. Я вижу, как они застегивают шлемы. Говард Хьюз будет защищать честь Америки и ее лучшего штата Калифорния на знаменитом самолете-рекордсмене "Летящая пуля", который мы не видели в небе уже много лет... Он сверкает, как молния, весь окрашенный в серебро! Самолет мистера Хьюза прекрасен, как сеньорита, танцующая фламенко, и стремителен, как гремучая змея. Мистер Джао выступает на старом фронтовом истребителе Кертисс Р-40, на таких сражались "Летающие тигры", сейчас нормальные люди на них уже не летают... Но в руках прославленного аса эта машина еще себя покажет! Самолеты наших воздушных ковбоев, рыцарей в доспехах из дюралюминия, идут на разбег... Набирают скорость... Отрываются от полосы... Они взмывают в синее небо Калифорнии парой, принятым у военных пилотов построением. Говард Хьюз, организатор и хозяин состязания, идет ведущим, наш китайский гость - ведомым. Они разлетаются в стороны, леди и джентльмены, они выполняют боевой разворот и мчатся друг на друга в опасную лобовую атаку! На земле у всех захватило дух... Черт побери, обосраться можно!!! Это было быстрее, чем я мог рассказать вам. Оба прославленных летчика избежали столкновения с изяществом, с которым Ава Гарднер уклоняется от свидания! Говард Хьюз поднырнул под самолет противника с ловкостью боевого пилота, а мистер Джао выполнил элегантную полубочку, уйдя с курса соперника.
Самолеты наших героев снова расходятся, леди и джентльмены, они повторят атаку? Нет, кажется, пришло время индивидуальной программы. Говард Хьюз прямо сейчас на моих глазах выполняет каскад головокружительных фигур высшего пилотажа. Из мертвой петли он уходит в штопор, выправляет полет у самой земли и, словно повторяя очертания холмов нашей прекрасной Калифорнии, делает рискованную змейку на предельно низкой высоте. Вы слышите восторженные голоса зрителей, они приветствуют мистера Хьюза, нашу знаменитость. Они аплодируют, свистят и топают от восторга. Мистер Джао летает кругами и наблюдает за маневрами своего американского соперника. Интересно, что сможет изобразить он после этого? Бьюсь об заклад ста долларов, парни, он уже проиграл!
Но что задумал наш китайский гость? Он не считает свое дело потерянным. Его "Пэ-сороковой" перешел в резкий набор высоты. Он забирается все выше и выше... Визуально определить сложно, но, сейчас, наверное, достиг тысяч 15 футов. Это не предел, Кертисс "Томогавк" может сделать и вдвое больше... Если только в наборе высоты не "оборвется" движок... А у мистера Джао он не оборвется - у него стоит мотор русского производства, он гарантирует качество работы надежно, как русская водка - похмелье! Самолет нашего китайского гостя уже скрылся из вида, зрители напрасно задирают головы. Что он задумал? Пока китайскому асу требуется еще несколько минут, чтобы достичь предельного потолка, мы прервемся на рекламу...
Мы снова здесь, леди и джентльмены, с аэродрома Бербанк, Калифорния, где соревнуются в пилотаже два непревзойденных мастера, Говард Хьюз и Джао Да. Черт побери рекламу, друзья, она мешает не вам одним!!! Пока вы слушали нудятину про ореховую пасту и детскую присыпку, в небе над нами разворачивалась сенсация! Мистер Джао Да прошел над нами на предельной высоте, на которую Пэ-сороковые обычно не забирались... По большому счету, его даже не было видно, только чертовски красивый конденсационный след за его самолетом, белый, как хлопок, будь он проклят! Для двоечников объясню доходчиво: конденсационный след - это частички сконденсированной влаги, которые возникают за движущимся самолетом на большой высоте, где холоднее, чем в холодильнике у вашей мамаши. Самолет мистера Джао Да проделал на высоте ряд маневров и этим самым конденсационным следом начертил в небе двойное сердце, весьма похоже. Это изображение на небе не рассеялось и сейчас, фотокорреспонденты снимают его. Сегодня редкий случай, когда я говорю вам - покупайте завтра утренние газеты, вы впервые увидите в них что-то интересное. Теперь победа Говарда Хьюза в состязании не выглядит столь уж очевидной...
Но вот, леди и джентльмены, самолеты наших героев заходят на посадку... Говард Хьюз и Джао Да снова идут в построении пары, как бы говоря нам, что они теперь в одной команде. Мы прервемся на очередную дурацкую рекламу, а я в это время попытаюсь раскидать коллег и пробиться к рыцарям неба на интервью...
Джао Да корректно держался в стороне, предоставив Говарду Хьюзу явиться перед возбужденной толпой репортеров первым. Служба безопасности аэродрома едва сдерживала визжащих от усердия журналистов. Борзописцы щелками фотоаппаратами, лезли друг другу на головы, ругались и дрались, чтобы первым задать вопрос героям дня. Вот же беспокойное ремесло, думал Джао Да. Будь он репортером - спокойно стоял бы в сторонке и слушал, что спросят другие, и что ответит знаменитость. Все важные вопросы будут заданы и без него, зато потом он первым успевал бы передать материал в редакцию.
- Мистер Хьюз... - орал краснорожий малый в растерзанном галстуке, пролезая у конкурента под мышкой. - Проклятый осел, иди к черту!.. Это я не вам. Кто победил сегодня, мистер Хьюз?
- В равной игре мы разошлись с равным счетом, - великодушно ответил эксцентричный авиамагнат. - Однако я предоставлю оценку поединка моему гостю, отличному пилоту из отличной страны!
Внимание корреспондентов обратилось к Джао Да. Остроносая мисс в сбитой шляпке отчаянно процарапывалась к нему длинными наманикюренными ногтями, истошно вереща:
- Ты, педик, а ну пусти меня!
- Вообще-то я люблю женщин, мадам, но вас вовсе не держу, - с достоинством ответил Джао Да, вызвав истерический взрыв хохота журналистской братии.
- Ах, это я не вам... Не лезь, мать твою!! Мистер Джао, эти романтические сердечки, вы адресовали их какой-то счастливой девушке в Калифорнии, не так ли? Уйди, убью, долбаный сукин сын!!!
Джао Да выдержал театральную паузу, в течение которой горластая журналистка все-таки сдала передовые позиции нескольким коллегам-мужчинам.
- Мы, китайцы, порой вкладываем в узнаваемые символы несколько иной смысл, нежели принято у вас, - ответил он, принимая вид философа. - Эти знаки означали: мое сердце навсегда благодарно сердцам всех достойных людей в вашей стране, у которых я нашел помощь, когда в ней нуждался, или дружбу в годы войны. Недаром самая уважаемая мною награда США - "Пурпурное сердце", я имел честь носить ее.
Затем Джао Да широко шагнул к Говарду Хьюзу и они, крепко пожали друг другу руки и некоторое время стояли, не размыкая рукопожатия, позволяя репортерам наснимать достаточно кадров.
- Мистер Джао, добро пожаловать в клуб, - негромко заметил летчик-миллионер просто летчику. - Вы впечатлили меня не только мастерством пилота, но и вашими словами. Вы приняты в воздушную семью TWA. Формальности пусть вас не беспокоят.
***
1950 год, начинавшийся для Джао Да как год полной неопределенности и невзгод, завершился для него сказочным открытием Америки возможностей. Преображение из отверженного полубродяги-беженца, перебивающегося случайными заработками, в пилота трансатлантических лайнеров процветающей авиакомпании казалось сошедшим в его жизнь с лучащихся в ночи огромных экранов автокинотеатров... Между прочим, еще одного фантастического изобретения здешней индустрии развлечений. Но это было реальностью! Подобно билетам в первый ряд на красочный мюзикл о торжестве американской мечты, в кармане пилота TWA Джао Да появились синяя книжечка с разлапистым гербовым орлом - паспорт гражданина США, даже с отметкой "no fee" , упрощавший многократное пересечение границы, а также федеральная лицензия коммерческого пилота. Американское гражданство было оформлено стараниями хитроумного юриста Йосси Когана - на удивление быстро и легко. Джао Да втайне надеялся, что адвокат не провел его под действие пресловутых законов "о военных женах" или "военных невестах". Пилотская сертификация в США по сути была синекурой - по распоряжению Совета по гражданской авиации, главного органа здешних воздушных отцов-мудрецов, ее мог осуществить любой гражданский пилот-инструктор. Однако в авиакомпании Trans World Airlines, или ТWA, или "авиакомпании Говарда Хьюза", как ее часто здесь называли (хотя формально миллионеру принадлежало только 25% акций), к квалификации пилотов относились серьезно. Желанную карточку лицензии Джао Да получил только пройдя подготовку для полетов на легендарном Локхиде "Констеллейшн" у самых опытных инструкторов. Подготовка заняла четыре месяца и была весьма основательной. Сначала следовал фундаментальный теоретический курс, затем - обучение на тренажерах, после этого - практические занятия на земле и в небе на свободных от рейсов легендарных Локхидах "Констеллейшн" модификации L-649. Эти огромные авиалайнеры пилоты TWA называли нежно: "Кони". Джао Да, словно курсант, прилежно исполнял все задания небесных педагогов, зная, насколько пилотирование четырехмоторной пассажирской машины отличается от привычного ему истребителя. Более того, он переживал один из столь редких в его жизни периодов гармонии между небом и душой, проще говоря - счастья. Джао Да казалось, что с плеч сброшены полтора десятка лет войны и скитаний, и он вновь вернулся в свою юность, когда он только постигал летную науку в авиашколе Урумчи. Жаль, что его не видит сейчас дорогой русский друг Коля Ли Си-Цин, он бы порадовался за своего выученника. И позавидовал бы прекрасному и совершенному воздушному кораблю, на котором Джао Да предстояло летать через океан.
А "Констеллейшн"-"Кони" действительно была женственно прекрасна, по-королевски величественна, и представляла собою подлинное чудо передовой американской технической мысли. Неудивительно, что Говард Хьюз говорил о своем детище почти стихами. Уникальный круглый профиль фюзеляжа, действительно напоминавшего самую изысканную гаванскую сигару, был выбран проектировщиками из 12 возможных вариантов, которые были разработаны и проверены. Он обеспечивал отличные аэродинамические характеристики и позволил сделать кабину полностью герметичной. Кабина надежно обеспечивала комфортные условия для 80 пассажиров и 5 членов экипажа при полете на высоте 20 000 футов в 90% возможных погодных условий. Комбинация насосов, линий подачи, уплотнений, устройств нагрева и охлаждения воздуха обеспечивали наддув кабины и поддержание в ней нормальных условий. Рассказывали: чтобы убедиться в правильности сборки первого фюзеляжа, его испытали в специальной барокамере, сделанной из большой масляной цистерны. При этом были достигнуты давление и температура, соответствующие условиям полета на высоте 55 000 футов.
Боевой друг Джао Да, "Крылатый кот" Кертисс Р-40 "Томагавк", мог развивать скорость 357 миль в час (в Америке совершенно не использовали метрическую систему, приходилось на лету переучиваться на мили, узлы и футы) на высоте 15 000 футов. "Кони" была рассчитана на полет с крейсерской скоростью 360 миль в час на высоте 20 000 футов, а рабочий потолок составлял 35 000 футов! И это при том, что гигантские размеры этой королевы небес впечатляли: размах ее серебристых крыльев составлял 123 фута, длина фюзеляжа - 95 футов 1 дюйм. Верхушка "фирменного" цельнометаллического тройного киля возвышалась над землей на 23 фута 8 дюймов, общая площадь крыльев составляла 1 650 квадратных футов, а максимальный взлетный вес - 68 000 фунтов.
Тройное вертикальное хвостовое оперение способствовало повышению устойчивости "Кони" даже при отказе одного или двух двигателей. Но пилоты-инструкторы уверяли, что с отличным техобслуживанием и превосходным персоналом TWA такое не случалось никогда. Четыре двигателя "Райт" R-3350 вращали трехлопастные винты "Хамильтон-Стандарт Гидроматик" 33E60. Для полетов на большой высоте эти винты были оснащены спиртовой противообледенительной системой, а обтекаемые капоты "движков" были настоящим образцом аэродинамического искусства. При этом на замену двигателя при необходимости у бригады опытных механиков уходило не более 45 минут.
"Кони" была удивительно покладиста и легка в управлении; "послушная девочка" - говорили пилоты TWA. Гидравлические усилители обеспечили небольшие усилия на всех органах управления самолетом. На самолете было две гидросистемы: первая управляла поверхностями управления - закрылками Фаулера, рулями высоты и направления и так далее; вторая - тормозами основных колес шасси, поворотом колес передней опоры, выпуском-уборкой основных опор шасси и закрылков. Управление каждым двигателем осуществлялось с помощью трех рычагов - нормального газа, смешанной тяги и главного управления. При этом управлять рычагами мог как любой из пилотов, так и бортмеханик. А когда экипаж считал обстановку подходящей для краткого отдыха, необходимого на длительных дальнемагистральных рейсах, автопилот Сперри-3 мог поддерживать заданные направление и высоту полета. Кроме того, имелись все приборы, необходимые для полетов вслепую.
Кабина, в которой помещался экипаж, была на "Кони" очень просторной, особенно для человека, привыкшего к спартанским условиям истребителя. Пилоты ТWA шутили: "Если другие компании строят самолет, а затем запихивают в него экипаж, то у нас сначала берут экипаж, а потом обстраивают вокруг него самолет". Остекление из 7 обширных панелей делало воздушный обзор превосходным. Хотя имелись и свои сложности. Расположение командира корабля слева, а второго пилота справа было причиной того, что большая часть приборов была не видна для обоих пилотов сразу. Это делало совершенно необходимым отличное взаимопонимание и командную работу между ними. Бортинженер имел свою собственную приборную доску, расположенную позади пилотов, и был неотъемлемой частью экипажа, часто управляя тягой двигателей и контролируя различные системы самолета. Позади пилотов в кабине располагался вспомогательный отсек, часть которого занимали стеллажи с радиооборудованием, а остальная часть могла использоваться под служебный багаж, либо для резервного экипажа.
Однако, если экипаж - это мозг и руки трансатлантического авиалайнера, то его желанными, но взыскательными гостями были от 60 до 80 пассажиров каждого рейса, наслаждавшиеся комфортом и отдыхом в салоне. К их услугам были просторные кресла, расположенные так, чтобы в полете можно было удобно вытянуть затекшие ноги, откинуть спинку и отдохнуть лежа. Всегда под рукой у каждого находились индивидуальная лампочка, вентилятор и кнопка вызова борт-проводника, готового исполнить любой каприз, включенный в стоимость недешевого билета. Между пассажирскими салонами располагался шикарный лаунж-бар с обитыми золотистой кожей диванами, созданный по проекту известного итальянского дизайнера Марио Замперелли. В интерьере пассажирской кабины использовались перфорированные магниевые листы для отделки потолка, служившие так же в роли вентиляционных решеток. Боковые панели отделывались пропитанной ацетатом тканью, в качестве пола использовались фанерные листы, покрытые фибертечем. Многие панели в салоне были легкосъемными для обеспечения доступа к оборудованию при техническом обслуживании. Кроме салона с пассажирскими креслами, "коктейльной точки" и обширного багажного отсека, к услугам гостей воздушной волшебницы "Кони" также были кухня, на которой распоряжались двое обворожительных бортпроводниц, и два туалета, сияющие чистотой и благоухающие ароматизаторами. В полете пассажирам регулярно подавались изысканные горячие блюда, разнообразные закуски, до которых американская публика была особенна охоча, а также прохладительные, горячие и горячительные напитки на любой вкус.
Словом, "Кони" была потрясающим воображение самолетом, и Джао Да испытывал к ней нечто вроде романтической, но серьезной влюбленности. Порой ему даже казалось, что его старый боевой друг Кертисс Р-40 "Томагавк", дремавший под надежным присмотром механиков мистера Хьюза в ангаре на аэродроме Бербанка, будет ревновать его к грандиозной небесной красавице. Чтобы порадовать крылатого товарища чувством полета, а заодно и себя исполнением фигур высшего пилотажа (которые на пассажирском авиалайнере невозможны по известным причинам), Джао Да в свои редкие выходные пару раз добирался туда из Нью-Йорка, где проходила его подготовка. Между Большим Яблоком и Городом Ангелов лежала вся континентальная часть США. Но на помощь приходила родная авиакомпания, выписывавшая своему будущему пилоту корпоративный билет "туда и обратно" на транс-американский рейс на борту вечного небесного труженика Дугласа DC-3. Предупрежденные телеграммой, авиатехники к приезду "гостя, пользующегося расположением самого мистера Хьюза", выводили подготовленный к полету Кертисс Р-40 "Томагавк" с эмблемой "Крылатого кота" к взлетной полосе. Джао Да оставалось только надеть парашют, шлемофон, залезть в кабину и окунуться в родную небесную стихию...
***
Во время одного из таких полетов Джао Да довелось убедиться, что, несмотря на высокий профессионализм местных механиков, с советской авиатехникой у них не всегда складывались отношения, и даже она могла дать сбой. Впрочем, не "оборвись" внезапно при выходе из петли Нестерова где-то над лазурным побережьем Санта-Моника Города Ангелов советский двигатель, установленный на истребителе Джао Да, одна восходящая звездочка Голливуда спокойно продолжила бы позировать для фотосессии на фоне океана...
- Смотрите, смотрите, самолет будет садиться прямо на шоссе! - в изумлении воскликнула молоденькая кудрявая блондинка (крашеная) с приметной родинкой на левой щечке и всплеснула округлыми ручками в роковом красном маникюре. - Кажется, у него отказал мотор, я не слышу шума...
- Мэрилин, детка, не крутись, прокляни тебя Бог ! - заругался модный фотограф в гавайской рубахе. - Опять испортила мне кадр! Пленка стоит кучу монет...
Однако профессиональная привычка фиксировать на камеру все, что могло представлять "сенсацию", пересилила. Фотограф обратил объектив своего мощного Kodak 35 RF с встроенным дальномером в сторону терпящего бедствие воздушного судна.
- Расшибется к черту, сукин сын, или хотя бы раздавит пару машин на шоссе, - пробормотал ловец фотографической удачи, азартно перегоняя жвачку за щекой. - А мне повезет заснять этот момент для местной прессы.
- Нет, не надо! - подпрыгивая на каблучках, закричала блондиночка, у которой было чувствительное сердце, и перспектива авиакатастрофы заставляла его трепетать. - Садитесь осторожнее, мистер пилот!
- Заткнись, Норма Джин , мешаешь! - огрызнулся фотограф, не отрываясь от объектива.
- Может сесть удачно, если автомобилисты разъедутся, а пилот справится на пробеге с изгибом Пасифик Коуста , - заметил, наблюдая за уверенной глиссадой самолета, помощник фотографа; в войну он служил в авиации. - Но кто здесь летает на таком хламе? Это старина "Томагавк", как у того чудака из Китая, что соревновался с мистером Хьюзом...
- Ах, я знаю, я знаю, это тот самый китайский летчик! - возбужденно захлопала в ладоши молодая актриска.
Серебристый Кертисс Р-40 "Томагавк" с яркой эмблемой на фюзеляже плавно коснулся своими шасси покрытия автобана. К счастью, гидравлическую систему выпуска шасси на истребителе этой модели при отказе двигателя можно было привести в действие с помощью ручного насоса, и пилот предусмотрительно сделал это. Водители автомобилей, а их на Тихоокеанском шоссе было всегда полно, отчаянно засигналили, как будто воздушный участник дорожного движения мог так же маневрировать на дороге. Истошно завизжали тормоза, раздался звук столкновения, скрежет металла и звон бьющегося стекла - несколько засмотревшихся на посадку шоферов въехали друг в друга. А самолет просто катился вперед, пока его двигала инерция. Летчик предусмотрительно выбрал для вынужденной посадки самый прямой участок шоссе, и теперь всеми силами старался остановить бег своей машины, выпустив закрылки и отклонив до предела рули высоты, чтобы увеличить лобовое сопротивление.
- Тормозите же, сэр, скорее тормозите! - кричала молодая актриса, как будто пилот мог услышать ее призыв.
- Вот дерьмо, не разбился, - фотограф разочарованно выплюнул жвачку. - Ладно, я хоть посадку заснял, и как столкнулись эти идиоты... Билли, заводи машину! Поехали пилота поснимаем.
- И я, и я с вами, мальчики! - вскричала актриска и легко запрыгнула на заднее сиденье фотографского "Такера Торпедо". - Я хочу фотографию на крыле у этого храбреца!
Выкатившись на обочину Тихоокеанского шоссе, "Крылатый кот" несколько секунд балансировал на стойках основных шасси, то отрывая хвостовое колесо от земли, то снова плюхаясь на него, как будто раздумывал - позорно клюнуть носом или гордо устоять. Врожденный гонор истребителя взял верх, и Кертисс Р-40 остановился, величаво подняв к небу свой недвижимый винт. Джао Да расстегнул ремни безопасности, отстегнул парашют, уныло выбрался из кабины и начал разбираться с пострадавшими от его посадки водителями.
- Кто оплатит мне мятый бампер, мистер? - орал раскрасневшийся от злости парень в галстуке.
- Я полагаю, страховая компания, - спокойно отвечал Джао Да.
- Сладчайший Иисус, мне придется делать ринопластику! - рыдала дама средних лет, прижимая к ушибленному лицу окровавленный кружевной платочек. - Из-за вашего дурацкого самолета я, кажется, сломала нос о руль... Вы должны мне заплатить, сэр!
Здесь Джао Да без споров извлек из портмоне несколько крупных купюр и с извинениями отдал пострадавшей. Своей вины в происшествии он не видел, но женская красота - это абсолютная величина, ее необходимо восстановить.
- А вы, сэр, - обратился он к "галстуку", - лучше отвезли бы леди в больницу, как настоящий джентльмен. Пусть там займутся ее очаровательным носиком.
Когда на обочине лихо затормозил серебристо-голубой "Такер Торпедо", летчик угрюмо окинул его взглядом, ища видимые повреждения. "Очередные янки хотят пару долларов за ущерб", - мрачно подумал он.
Внезапное появление молоденькой светловолосой красотки, которая порывисто выскочила из автомобиля и, стуча каблучками, устремилась к Джао Да с восторженной улыбкой, оказалось приятной неожиданностью.
- О, сэр, я видела вашу блестящую посадку, это было так смело, - певуче воскликнула девушка. - Примите мое восхищение!
Джао Да галантно поклонился - в Америке он быстро восстановил навыки хорошего тона.
- Ты тот китаец, который сделал в небе Говарда Хьюза! - разбитной малый с дорогим фотоаппаратом, который вылез из машины следом, сразу узнал Джао Да. - А ну-ка фото для завтрашних газет, улыбочку! Предупреждаю, авторские права мои, гонораром не поделюсь, но могу угостить виски в баре.
Он защелкал фотоаппаратом. Джао Да картинно облокотился на плоскость самолета - ему было не привыкать фотографироваться для прессы. Между тем блондинка обежала самолет кругом и обратилась к летчику с обворожительной улыбкой:
- Сэр, позвольте и мне сфотографироваться на крыле вашего истребителя!
- Да, конечно, - ответил Джао Да, подал девушке руку и подсадил ее на плоскость.
Она ловко удержалась там на своих точеных каблуках и быстро приняла несколько модельных поз, одну грациознее другой. Фотограф опять сноровисто защелкал своим аппаратом.
- Сэр, вы бы не могли запустить пропеллер? - с милой наивностью попросила летчика красавица. - Воздухом так элегантно надует подол моего платья!
- Увы, мисс, сейчас это невозможно, - развел руками Джао Да. - Я был вынужден превратиться из летчика в вашего реквизитора именно потому, что у меня отказал мотор.
Девушка обиженно надула пухлые губки:
- Какая жалость! А вы знаете, меня зовут почти так же, как авиационный мотор - я Мэрилин ! Мэрилин Монро. Вообще-то это сценический псевдоним.
- Я рад встрече с вами, мисс, и поражен вашими знаниями в авиации, - галантно ответил Джао Да. - Вообще-то на моем "Пэ-сороковом" должен стоять мотор, название которого больше напоминает другое женское имя - "Эллисон", но его заменили на более надежный русский двигатель. Который тоже оказался не безупречен. В отличие от вас, мисс Мэрилин Монро!
Годы спустя, встречая постеры знаменитых голливудских кинокартин, с которых смотрела манерная красавица с платиновыми локонами и неотразимой родинкой на щеке, Джао Да вспоминал задорный стук ее туфелек по плоскости своего истребителя и их мимолетное, но приятное знакомство.
***
Успешно сдав экзамен строгим инструкторам TWA ("Мы проверяем в два раза въедливей, чем федералы!" - честно предупредили они), Джао Да с началом 1951 года получил кресло капитана "Констеллейшна", совершавшего трансатлантические перелеты между Нью-Йорком и Парижем. Его небесный корабль, как и подобает настоящей красавице, носил имя собственное: "Звезда Франции", написанное по-английски и по-французски под кабиной пилота. Серебристо-белая окраска с узнаваемой двойной красной полосой TWA, протянувшейся от носа до киля, которую в гражданской авиации почему-то принято было называть "ливреей", делала его особенно красивым. В принципе, все "Кони" были похожи, как сестры-близнецы, но Джао Да казалось: его - особенная!
Красив особенной строгой и мужественной джентльменской красотой был и сам Джао Да в своей новенькой, сшитой по индивидуальной мерке форме авиакомпании. Двубортный китель цвета маренго с блестящими пуговицами и пилотскими "крылышками" на груди, модная мягкая фуражка того же цвета с золотистой эмблемой TWA - стилизованный самолетик, облетающий земной шар. Как капитану, Джао Да полагались золотистые веточки на козырьке и четыре ряда галуна на обшлагах. Чтобы не шокировать расовую, чопорную и агрессивную Америку видом своих азиатских раскосых глаз, он полюбил носить темные очки с зеркальным блеском.
Квартировал Джао Да теперь в удобном двухкомнатном номере отеля недалеко от международного аэропорта Нью-Йорка, который снимала ему авиакомпания. Жалованье в TWA было отличное, такое, что китайский летчик впервые в жизни стал считать себя состоятельным человем. В принципе, можно было обзавестись собственным жильем, автомобилем, прочими фетишами американского благополучия... Но полеты над Атлантикой, самолет, работа, экипаж, авиакомпания занимали практически все мысли и время, не оставляя места для обывательских мелочей. Даже по Нью-Йорку с его монументальными небоскребами и бандитскими трущобами, праздно шатающейся блестящей публикой и бешеным автомобильным траффиком, негритянскими джазами и ночными клубами, Джао Да в свои выходные бродил с отстраненным интересом, то и дело мысленно возвращаясь в небо.
Каждый полет до Парижа и обратно занимал около 17 часов. Если над Атлантикой приходилось облетать зоны неблагоприятной воздушной обстановки, он мог затянуться и до 19, и до 20 часов. После такого перелета экипажу полагалось несколько дней отдыха, которые у летчиков и бортпроводников TWA было принято проводить вместе, в веселых, но не очень бурных развлечениях. Все понимали, скоро снова в небо, и надо быть в форме! Ребята в экипаже подобрались хорошие, а для янки и вовсе - отличные. Второй пилот и бортинженер оба летали в войну в ВВС США, один - транспортником, другой - бомбардировщиком. Они счастливо не отличались расовыми и социальными фанабериями, столь свойственными американцам, и быстро подружились с Джао Да. В экипаже китайского летчика называли на свой манер: "Джи". Бортпроводницы были настоящими красавицами, даже - чересчур красавицами, если женская красота вообще бывает избыточной. Но в общении они оказались милыми и приятными девчонками. Что еще надо для дружбы? А романы между сотрудниками в TWA категорически не приветствовались.
Однако, как только Джао Да несколько "влетался" в рутину авиарейсов, о любви стало настоятельно напоминать самая обстановка Парижа, прелестного и легкомысленного, вечно молодого и древнего, очень мало пострадавшего и еще меньше изменившегося за пережитые годы недавней войны и германской оккупации. Маленькая француженка Софи, с которой они провели несколько дней счастливой страсти во время командировки в Вашингтон в 1942 году, принялась настойчиво навещать душу китайского летчика. Как живая, она приходила в его номер в парижском отеле, когда он возвращался с прогулки по бульварам или с посиделок в ресторане с экипажем. Казалось, откроешь дверь - и вот она, устроилась перед туалетным зеркалом, расчесывает свои пышные каштановые локоны, улыбается так нежно и немного игриво... На душе становилось тепло и грустно от сладостного предчувствия. Но стоило щелкнуть выключателем, вспыхивал электрический свет, и милый призрак исчезал.
Джао Да ничего не слышал о Софи со дня их расставания. Он даже не знал, жива ли юная резистантка, или давно шагнула в ряды тех французов, которые, не сумев спасти честь своей опозоренной страны, безупречно спасли собственную честь, погибнув за прекрасную Францию. Он даже не знал ее фамилии. Просто - Софи из городка Тюль. Маловато, чтобы найти одну маленькую девушку в многомиллионной стране...
Однажды, размягченный чудесной музыкой и терпким красным вином в вечернем ресторанчике на бульваре Распай, Джао Да решился рассказать о своей Софи ребятам из экипажа. Парни заржали, и, как положено настоящим янки, принялись хлопать его по спине и отпускать сальные шуточки. Бортпроводницы, наоборот, смотрели сочувственно, оперев кукольные головки на точеные ручки, и в их огромных голливудских глазах появился так хорошо знакомый Джао Да женственный туман. Отсмеявшись, бортмеханик с американо-библейски именем Джесайя, который был рационально мыслящим малым (профессия обязывала), дал ценный совет:
- Послушай, Джи, обратись к лягушатникам в их министерство обороны. Если она воевала, и даже представляла их Резстанс у нас в Вашингтоне Ди-Си, там о ней помогут навести справки.
***
На следующее утро, облачившись в полную форму пилота TWA и приняв солидный вид, Джао Да явился к двухэтажному желтостенному особняку на улице Сен-Доминик в VII округе Парижа, где размещалось оборонное ведомство Франции. Военных каждой страны отличает какая-то особая, с первого взгляда заметная характерная черта. Джао Да, проведший в двух армиях Китая больше полутора десятков лет, отлично знал это. У французов это была элегантная вальяжность. Война может подождать, пока министерство обороны смакует кофе с круассанами, что-то вроде этого. Потратив кучу времени на обивание служебных порогов, за каждым из которых ничего не знали, ни за что не отвечали и явно не желали работать, китайский летчик наконец оказался в помещении генерального секретариата по административным вопросам, ведавшего в том числе кадрами.
Импозантный майор с идеальным пробором лениво выслушал Джао Да и покосился в сторону. За соседним столом сидела хорошенькая девушка-секретарь, которая как раз изящно потянулась и закинула ножку на ножку.
- Как я могу принять ваш запрос, когда вы даже не знаете фамилии вашей подруги? - майор развел руками в белоснежных манжетах. - Обратитесь... куда-нибудь еще, месье. Нас не утруждайте. Мы не можем ничего сделать.
- Послушайте, господин майор, - Джао Да начал сердиться. - Я уже битый час слушаю ваше французское "не можем ничего сделать"! Неужели так много девушек по имени Софи были направлены в США как представительницы Сопротивления в 1942 году и приняты в Белом доме?
- Это уже по линии министерства иностранных дел, месье, обратитесь туда! - француз обрадовался возможности отделаться от посетителя.
Но рассеянно прислушивавшаяся к их разговору девушка за соседним столом посмотрела на интересного азиата в летной форме с искренним участием и сказала майору: