Кожемякин Михаил : другие произведения.

35-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья советских Ввс в Египте, 1970-72 гг

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    35-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (в некоторых документах также именовалась 35-й отд. истребительной авиаэскадрильей) входила в состав советской авиационной группы, направленной в Египет (Объединенную Арабскую Республику, ОАР, как он назывался до 1971 г.; с 1971 - Арабская Республика Египет, АРЕ) по просьбе президента этой страны Гамаля Абделя Насера в ходе так называемой Войны на истощение с Израилем.

  35-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья (в некоторых документах также именовалась 35-й отд. истребительной авиаэскадрильей) входила в состав советской авиационной группы, направленной в Египет (Объединенную Арабскую Республику, ОАР, как он назывался до 1971 г.; с 1971 - Арабская Республика Египет, АРЕ) по просьбе президента этой страны Гамаля Абделя Насера в ходе так называемой Войны на истощение с Израилем.
  Организационно эскадрилья была включена в состав 108-й истребительной авиационной бригады ВВС Египта.
  
  35-я отдельная авиаэскадрилья базировалась на аэродроме Джанаклис (Jiyanklis), 40 км южнее Александрии (30°49'32.88"N 30°11'23.18"E). В ее распоряжении имелась также взлетно-посадочная полоса Катамия (Katamia) на побережье Суэцкого залива, которая использовалась, как "аэродром подскока" для организации воздушных засад, и представляла собой участок шоссе, расширенный до 21 метра.
  Эскадрилья имела задачу прикрывать ВМФ на побережье Средиземного моря и промышленные объекты северной части Египта от Порт-Саида до Мерса-Матрух и на юг до Каира.
  
  В составе 35-й авиаэскадрильи было 30 истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21РФ, личный состав насчитывал 42 летчика. Все самолеты несли опознавательные знаки ВВС Египта, а пилоты, пребывание которых в ОАР (АРЕ) сохранялось в тщательном секрете, были переобмундированы в египетскую униформу. Вне службы они носили гражданскую одежду и представлялись при необходимости "гражданскими специалистами".
  
  Модификация истребителя МиГ-21МФ, разработанная для поставки на экспорт, несла 4 ракеты воздух-воздух Р-3С, встроенную 23-мм пушку ГШ-23Л, дополнительные топливные баки: 2 крыльевых по 480 л или 1 подфюзеляжный на 480 л или 800 л. Перед боем баки сбрасывались.
  
  
  МиГ-21РФ являлся разведывательной версией МиГ-21МФ. Кстати, Египет был единственным иностранным государством, получившим от СССР этот уникальный самолет.
  
  Командиром эскадрильи первого состава являлся полковник Юрий Васильевич Настенко (впоследствии генерал-лейтенант ВВС). Он занимал эту должность до декабря 1970 г.
  
  Затем его обязанности исполнял полковник Мирошниченко Анатолий Иванович, находившийся в должности до апреля 1971 г., когда первый состав летчиков и технического персонала убыл на Родину, и из СССР прибыли "сменщики". Фотографии полковника Мирошниченко, к сожалению, найти не удалось.
  
  Вторым составом эскадрильи (апрель 1971 - май 1972) командовал подполковник Анатолий Ласкаржевский.
  
  Ему принадлежит выражение, ставшее неофициальным девизом эскадрильи: "Мы - невидимая эскадрилья". Имел ли он в виду секретный характер присутствия в Египте советских военных, или мастерство пилотов 35-й при выполнении разведывательных полетов - остается только догадываться.
  
  Лётчик капитан Новосельцев Виктор Сергеевич и его "боевой конь" МиГ-21МФ (бортовой No 8341). (из личного архива М.В. Новосельцевой):
  
  
  
  Боевые товарищи капитаны Конюшин В.И. и Новосельцев В.С. у МиГ-21МФ (бортовой No 8341) в долговременном укрытии (из личного архива М.В. Новосельцевой):
  
  
  
  Летчик Новосельцев В.С. с техниками и египетским солдатом-часовым (из личного архива М.В. Новосельцевой):
  novoselcev8341_3.jpg
  
  Летчики 35-ф ОРАЭ в образе "руссо туристо" в Александрии (из личного архива М.В. Новосельцевой):
  novoselcev5.jpg
  
  Офицеры эскадрильи на отдыхе у Красного моря (из личного архива М.В. Новосельцевой):
  novoselcev_2_zvena.jpg
  
  Группа авиатехников. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-1972 (из личного архива Б.А. Кириллова):
  novoselcev_2_zvena.jpg
  
  Группа по авиавооружению 35-й ОРАЭ. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова)
  35oae_01.jpg
  
  Личный состав 35-й эскадрильи на экскурсии Гизе. Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова):
  
  
  На канале рядом с авиабазой ловились хорошие сомы. Авиабаза "Джанаклиз". Египет, 1971-19720 (из личного архива В.В. Данилова):
  35oae_03.jpg
  
  В саду им. президента Насера. Авиабаза "Джанкализ". Египет, 1971-1972 (из личного архива В.В. Данилова):
  35oae_04.jpg
  
  Летчики 35-й ОРАЭ выполнили в Египте сотни боевых и учебно-тренировочных вылетов. Не раз приходилось встречаться с воздушным противником - самолетами ВВС Израиля.
  На счету эскадрильи - самый удачный воздушный бой советских пилотов за время пребывания авиагруппы в Египте в 1970-72 гг.
  Это был классический случай успешной воздушной засады, тактический прием, часто применявшийся сражавшимися в небе над Суэцом сторонами.
  25 июня 1970 г. пара МиГ-21, пилотируемых капитанами Николаем Крапивиным и Николаем Сальником, используя малую высоту, скрытно подошла к группе штурмовиков "Скайхок" A-4E, шедшей на Исмаилию (по израильским данным - уже возвращавшейся с задания), и поразила один из них ракетой Р-3С.
  
  Первоначально двум Николаям засчитали полную воздушную победу, но впоследствии выяснилось, что подбитый штурмовик все-таки сумел дотянуть до аэродрома Рефидим и сесть "на вынужденную".
  Другой вопрос, был ли он после этого восстановлен?
  
  Однако 2 августа 1970 г., после печально знаменитого воздушного сражения между советскими и израильскими летчиками 30.07.1970, вступил в силу запрет командующего ВВС СССР маршала П.Кутахова на полеты в зоне Суэца, и встречи с израильтянами в небе практически прекратились.
  
  За время "египетской командировки" погибли четверо летчиков 35-й ОРАЭ, по двое в первом и втором составах.
  
  Первый состав эскадрильи:
  Заместитель командира эскадрильи капитан Александр Василенко разбился при выполнении тренировочного полёта на сложный пилотаж на предельно-малой высоте в 1970 г.
  О нем, к сожалению, известно только то, что он окончил Качинское ВВАУЛ в 1967 году.
  Фотографии капитана Василенко найти не удалось.
  
  Старший летчик капитан Дмитраш Борис Афанасьевич погиб при выполнении учебно-боевого вылета 16 июля 1970 года.
  35oae_04.jpg
  Он родился 26.05.1941 в селе Чернотичи Сосницкого р-на Черниговской области Украинской ССР. Окончил Черниговское ВАУЛ в 1964 г. По окончанию учебы был направлен для прохождения службы в Вазиани (Закавказский военный округ).
  Похоронен на родине - в селе Чернотичи.
  
  Второй состав эскадрильи.
  Капитан Филиппенко Николай Александрович погиб в сентябре 1971 г.
  
  Обстоятельства его гибели выяснить не удалось, однако они, скорее всего, не связаны с авиакатастрофой.
  Он окончил Качинское ВВАУЛ в 1967 году.
  
  Капитан Константин Логвиненко погиб в ходе тренировочного полета при отработке воздушного боя. Точную дату его гибели выяснить не удалось, как и найти его фото.
  По неподтвержденной версии он был сыном советского аса Великой Отечественной войны Героя Советского Союза Н.П.Логвиненко.
  
  Личный состав 35-й ОРАЭ вернулся на Родину в мае-июне 1972 г., а ее самолеты были переданы ВВС АРЕ и продолжали нести службу в небе Ближнего Востоке еще много лет.
  _________________________________________________Михаил Кожемякин.
   Использованы фотоматериалы сайта: http://old.hubara-rus.ru/index.html

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"