Кожемякин Михаил : другие произведения.

Военно-морские "сипаи" Индии против Британской империи, 1946

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Перевод ряда англоязычных материалов о восстании моряков Королевского Индийского флота против британского владычества в Индии в 1956 г.

  Интересный материал коллеги sergiovillaggio Восстание индийского флота 1946 года побудил заняться переводом соответствующих фрагментов из некоторых англоязычных источников (список лит-ры см. в конце текста) об этом важнейшем эпизоде вооруженной борьбы народа британской Индии за независимость. На фоне общенациональной "ненасильственной революции" (сатьяграха), развернутой сторонниками Махатмы Ганди, выступление моряков Королевского Индийского флота стало ярким примером того, что среди индийцев и в ХХ в. было достаточно храбрецов, готовых сражаться за свободу с оружием в руках.
  Восстание индийских моряков, несмотря на то, что они вели борьбу за новую прогрессивную Индию, имело множество черт, которые ставят его в один ряд с мятежом отважных, но ретроградных сипаев в 1857-59 гг. Это отсутствие единого руководства и четкой идеологической базы, пассивная выжидательная тактика и зависимость от харизматических "внешних" лидеров. Поэтому восставшим индийским морякам не удалось реализовать потенциал национального освобождения Индии ее вооруженными силами, и все лавры в итоге достались "гимнософисту" Ганди, его поклонникам и, в гораздо меньшей мере, его союзникам.
  Но попытка Королевского Индийского флота была красива!
  
  Изображение событий восстания на Индийском Королевском флоте современным художником.
  Обложка монографии Pramod Kapoor. "1946. Last War of Independence. Royal Indian Navy Mutiny".
  ***
  Предыстория.
  Во время Второй мировой войны Королевский Индийский флот (Royal Indian Navy, RIN) быстро разросся с небольших военно-морских сил береговой обороны, состоявших преимущественно из шлюпов, до масштабов полноценного военно-морского флота. Это расширение произошло на временной основе, поскольку оперативные требования к флоту менялись в ходе войны. В этот период штаб флота был перенесен из Бомбея (совр. Мумбаи) в Нью-Дели, военно-морской флот приобрел разнообразный состав военных кораблей и десантных судов, а военно-морская инфраструктура в Британской Индии была расширена за счет модернизации верфей, новых учебных учреждений и другой вспомогательной инфраструктуры.
  
  Шлюп HMIS Sutlej, один из самых современных кораблей Индийского Королевского флота, выходит из гавани Гон-Конга, 1945.
  
  RIN сыграл важную роль в останавливании японского наступления на театре военных действий в Индийском океане. Индийские военно-морские силы участвовали в сопровождении конвоев союзников в Индийском океане, защите береговой линии Индии от морского вторжения и поддержке военных операций Союзников на побережье и на реках во время Бирманской кампании.
  
  
  Малый десантный корабль Индийского Королевского флота перевозит грузы и личный состав во время военной кампании в Бирме. Моряки на борту носят элементы сухопутной и военно-морской формы.
  
  Из-за войны вербовка новобранцев началась из "невоенных каст" общества (т.е. помимо традиционно дававших кадры колониальных армии и флота кшатриев и браминов), что значительно повысило социальную мобильность индийских матросов. Экипажи и подразделения были составлены из разных каст и социальных групп, из уроженцев разных регионов и приверженцев разных религий, в основном - выходцев из сельской местности. Некоторые матросы даже никогда не видели британцев до вербовки. Катастрофический рост цен на товары, голод и другие экономические трудности военного времени в конечном итоге вынудили многих бедняков вступать в растущие вооруженные силы британского доминиона. В течение 4-6 лет войны у новобранцев изменилось мышление. Они значительно выросли интеллектуально, были наслышаны о событиях во всем мире, в частности - об СССР и его героической борьбе с нацизмом, что значительно увеличило их симпатии к коммунистам.
  1406821542_0b6d.jpg
  Вот в таких бравых матросов превратил Индийский Королевский флот вчерашних босяков из бедных деревень.
  
  В 1945 году Королевский Индийский флот был в десять раз больше, чем в 1939 году. В период с 1942 по 1945 гг. лидеры Коммунистической партии Индии помогали в проведении массовой вербовки индийцев, особенно коммунистических активистов, в Британскую Индийскую армию и RIN для военных действий против нацистской Германии и милитаристской Японии. Однако, как только война закончилась, новобранцы-коммунисты решительно выступили против британского правительства.
  
  Демобилизация.
  Демобилизация Королевских ВМС Индии началась после окончания войны с Японией. Арендованные суда были возвращены, ряд береговых учреждений были закрыты, а моряки были сосредоточены в нескольких местах дислокации для их последующего увольнения со службы. Большая часть личного состава была сконцентрирована в военно-морских учреждениях в Бомбее, которые служили основной базой для RIN и, следовательно, были переполнены скучающими и недовольными моряками, ожидающими демобилизации.
  
  Личный состав RIN прибывает для демобилизации, Бомбей, 1946.
  
  Недовольство среди индийского личного состава было вызвано множеством причин, таких как тяжелые бытовые условия, презрительное обращение офицеров, неадекватная оплата и осознание безразличия высшего руководства Королевского флота. Несмотря на расширение личного состава военного времени, офицерский состав сформированного флота оставался преимущественно белым, и флот считался самым консервативной частью индийских вооруженных сил с точки зрения количества офицеров-индийцев. Высокая концентрация личного состава на нескольких базах и недовольство в его рядах в сочетании с напряженными межрасовыми отношениями и стремлением положить конец британскому правлению в Индии привели к нестабильной ситуации на флоте.
  В отличие от тесных отношений между Британской армией и Британской Индийской армией, Королевский Индийский флот не имел столь тесных связей с Королевским флотом Великобритании. Однако война привела к совместным действиям двух флотов под руководством Британского верховного командования а также к временным переводам специалистов и офицеров между двумя флотами. В британских военно-морских кругах преобладали представления о недостаточной компетентности индийцев, враждебность к движению за независимость Индии и предположения о продолжении британского присутствия в стране.
  
  Британские морские офицеры составляли большинство командного состава на индийских кораблях.
  
  Командующим Королевским Индийским флотом был контр-адмирал Джон Генри Годфри, при нем произошло преобразование RIN из небольшого флота береговой обороны в региональный флот. В послевоенный период он намеревался сохранить за RIN статус регионального военно-морского флота и планировал, чтобы он служил инструментом британских интересов в Индийском океане. Действуя в соответствии с этим проектом, Годфри предложил приобрести новые военные корабли у Британского Адмиралтейства и утверждал, что британские офицеры будут необходимы для продолжения функционирования флота, поскольку индийским офицерам не хватает необходимого опыта и подготовки.
  
  Позиция Индийского национального конгресса (ИНК).
  В период с ноября 1945 по февраль 1946 года в Индии произошло несколько восстаний. На заседании Всеиндийского комитета Индийского национального конгресса, ведущей силы в борьбе за независимость, в сентябре 1945 года была провозглашена позиция, согласно которой в случае любых конфронтаций дальнейшим путем должны быть переговоры и урегулирование. Это привело широкие массы к разочарованию в "соглашательской" политике ИНК и в конечном итоге вызвало рост народной поддержки революционного пути завоевания независимости Индии, который отстаивала Коммунистическая партия Индии.
  
  Беспорядки в британских войсках в Индии.
  "При условии, что войска выполнят свой долг, вооруженное восстание в Индии не будет неразрешимой проблемой. Однако, если индийская армия пойдет другим путем, картина будет совсем иной".
  (Ген. Гастингс Лайонел Исмей, 1-й барон Исмей)
  
  В период с 1943 по 1945 год в Королевском Индийском флоте произошло девять мятежей на борту отдельных кораблей.
  
  Утомленные вахтой матросы Индийского Королевского флота.
  
  В январе 1946 года британские летчики, дислоцированные в Индии, приняли участие в восстании Королевских ВВС 1946 года, в основном из-за медленных темпов их демобилизации, но также в некоторых случаях протестовали против возможного использования авиачастей для подавления движения за независимость. Тогдашний вице-король Индии лорд Уэйвелл отметил, что действия британских летчиков повлияли на мятежи как в Королевских Индийских ВВС, так и в RIN, заявив: "Я боюсь, что пример Королевских ВВС, которым сошло с рук то, что на самом деле являлось мятежом, в некоторой степени спровоцировал нынешнюю ситуацию."
  В начале февраля 1946 года вспыхнули мятежи в подразделении индийских пионеров, дислоцированном в Калькутте, провинция Бенгалия, а затем в центре подготовки связистов на авиабазе в Джаббулпуре в Центральных провинциях и Бераре. По словам главы Восточного командования генерала сэра Фрэнсиса Такера, недовольство британским колониальным правлением быстро росло в среде бюрократии и полиции, а также в вооруженных силах.
  
  HMIS* Talwar.
  *Индийский корабль Его величества; статус "кораблей" в британской военно-морской традиции носили и береговые крепости.
  261px-Released_IMG.jpg
  Обучение индийских флотских механиков в форте HMIS Talwar в годы войны.
  
  HMIS Talwar был береговым укреплением, где располагалась школа связистов, в Колабе, Бомбей. После окончания войны эта дислокация была одним из мест в Бомбее, где было развернуто большое количество ожидавших демобилизации рядовых. В казармах проживало около 1000 операторов связи, большинство из которых были представителями низшего среднего класса и среднего класса с техническим или высшим образованием (колледж), в отличие от обычных матросов, которые являлись в основном выходцами из крестьянства. В конце 1945 года, после задержки демобилизации, около 20 операторов вместе с дюжиной сочувствующих, озлобленных расовой дискриминацией, с которой они столкнулись во время службы, сформировали подпольную группу под самоназванием Azad Hind (Свободные индийцы) и начали планировать акции с целью подорвать командный авторитет старших офицеров.
  Первый инцидент произошел 1 декабря 1945 года, когда командиры RIN намеревались открыть HMIS Talwar для публики; утром группа совершила акт вандализма в помещении, забросала плац сожженными британскими флагами, выставила на видное место метлы и ведра и написала на башне и на стенах укрепления лозунги: "Вон из Индии!" и "Восстание сейчас!",. Старшие офицеры приказали убрать помещения до прибытия общественности и оставили акцию без дальнейших последствий. Слабый ответ придал смелости заговорщикам, которые продолжали подобные действия в течение следующих месяцев.
  Пассивность командования гарнизона была результатом циркуляра, выпущенного главнокомандующим сэром Клодом Окинлеком, в котором он информировал офицеров о необходимости поддерживать определенную степень терпимости в обращении с подчиненными, чтобы в случае независимости Индии британские интересы были обеспечены путем поддержания хороших отношений. Не имея возможности поймать заговорщиков и не получая приказа принимать строгие меры против подчиненных, командование HMIS Talwar прибегло к увеличению темпов демобилизации в надежде, что нарушители спокойствия будут вытеснены из вооруженных сил в ходе процесса увольнения со службы. В результате группа заговорщиков сократилась в размерах, но оставшиеся с энтузиазмом продолжали националистическую деятельность.
  2 февраля 1946 года сам Окинлек должен был присутствовать на мероприятии в HMIS Talwar, и офицеры, осведомленные о возможности подпольной акции, заранее наняли охрану, чтобы предотвратить любые саботажные действия. Несмотря на это, подпольная группа смогла расклеить плакаты и разрисовать лозунгами "Вон из Индии!" и "Да здравствует Индия!" стены трибуны, с которой главнокомандующий должен был приветствовать собравшихся. Акт вандализма был замечен до восхода солнца, и связист Балай Чандра Датт, ветеран войны с пятилетним стажем службы во флоте, был схвачен, когда убегал с места происшествия с плакатами и клеем в руках. Впоследствии его шкафчик для личных вещей был обыскан, и там была найдена коммунистическая и националистическая литература. Материалы был признаны крамольными; Датт был допрошен пятью старшими офицерами, включая контр-адмирала. Он взял на себя ответственность за все предыдущие акты вандализма и объявил о своем статусе политического заключенного. Терпению офицеров пришел конец, дерзкий связист получил несколько пощечин и был водворен в одиночную камеру на семнадцать дней, однако действия подпольной группы не ослабевали после его заключения.
  8 февраля 1946 года несколько рядовых военно-морского флота были отданы под трибунал за неподчинение, при этом командующий офицер Фредерик Кинг, по некоторым сведениям, допустил расистские высказывания, обозвав подсудимых "сукиными детьми", "батрацким отродьем" и "вылезшими из джунглей". Некоторые рядовые военно-морского флота подали официальные жалобы на командира. 17 февраля многие матросы в знак протеста начали отказываться от еды и передвижения строевым шагом. По сообщениям очевидцев, после этого Кинг во время утреннего построения использовал выражение "черные ублюдки" по адресу протестующих моряков. К 18 февраля рядовой состав экипажей боевых кораблей HMIS Sutlej и HMIS Jumna а также в казармах замка и форта в Бомбейской гавани последовал их примеру и начал отказываться от выполнения приказов в знак солидарности со связистами в форте HMIS Talwar.
  261px-Released_IMG.jpg
  В 12:30 18 февраля 1946 года поступило сообщение о том, что все рядовые Королевского Индийского флота в звании младше старшины (petty officer) в HMIS Talwar отказываются исполнять приказы командования. В конце концов рядовые взбунтовались, установили контроль над этим береговым укреплением и изгнали офицеров. В течение дня матросы-повстанцы перемещались по Бомбейской гавани с корабля на корабль, пытаясь убедить экипажи присоединиться к мятежу. Тем временем арестованному подпольщику Б.Ч. Датту, который провел несколько дней в одиночной камере, разрешили вернуться в казармы HMIS Talwar перед ожидаемым увольнением с военной службы. Позже он стал известен как один из главных зачинщиков мятежа.
  В течение дня к мятежу примкнули 22 корабля в гавани и 12 других береговых учреждений в Бомбее. В тот же день восстал персонал многих радиостанций RIN, в том числе таких удаленных, как Аден и Бахрейн; мятежники в HMIS Talwar использовали доступную радиоаппаратуру в школе связистов, чтобы установить с ними прямую связь.
  
  Захват Бомбейской гавани.
  19 февраля командующий Королевским Индийским флотом адмирал Джон Генри Годфри распространил сообщение по Всеиндийскому радио, в котором заявил, что для подавления мятежа будут использованы самые строгие меры, включая, если необходимо, уничтожение самого флота. Контр-адмирал Артур Руллион Рэттрей, заместитель командующего Королевским Индийским флотом и командующий силами в гавани Бомбея лично провел инспекцию, которая подтвердила, что беспорядки распространились крайне широко, и подразделения флота неподконтрольны ему. Военнослужащие индийских военно-морских сил стали называть себя "Индийским национальным флотом", отдавали честь британским офицерам левой рукой и игнорировали приказы британского начальства, однако пока воздерживались от насильственных действий. Впрочем, протестующие матросы предлагали британским офицерам и их женам кричать: "Да здравствует Индия"; те кричали. Рэттрей настаивал на переговорах с мятежниками, но Окинлек и Годфри оба были против этой идеи.
  1406821542_0b6d.jpg
  Индийские моряки в Бомбее поднимают на корабле флаг ИНК, пока еще вместе с британским.
  
  События в форте HMIS Talwar побудили моряков Королевского Индийского флота в Бомбее присоединиться к повстанцам по разным причинам: в надежде на начало революции с целью свержения британского владычества, из-за недовольства условиями службы и в знак военно-морского братства.
  В течение дня многие матросы вышли в город, вооруженные клюшками для гольфа и пожарными топорами, нарушая движение транспорта и иногда захватывая транспортные средства. Захваченные в гавани моторные катера прошли парадом вдоль берега, и толпы людей, собравшихся на пирсах, приветствовали их. В городе начались демонстрации и волнения. Повстанцы слили бензин из проезжавших грузовиков и подожгли трамвайный мост возле Музея принца Уэльского. Здание миссии связи США подверглось налету, а американский флаг, вывешенный внутри, был сорван и сожжен на улице. В отеле "Тадж-Махал" и в яхт-клубе повстанцы в течение всего дня угрожали находившимся там британцам оружием.
  german-prisoners-of-war-salute-a-french-officer-1915-at-a-french-prisoner-of-war-camp-at-dinan-painting-by-maurice-orange-P66TKW.jpg
  Восставшие матросы на улицах Бомбея, 19 февраля 1946.
  
  Утром 20 февраля 1946 года поступило сообщение о том, что Бомбейская гавань, включая все корабли и военно-морские учреждения, захвачена мятежниками. Восстание поддержали 45 военных кораблей, 10-12 береговых учреждений, 11 вспомогательных судов и четыре флотилии, насчитывающие около 10 000 военнослужащих. Портовые сооружения в Бомбее состояли из казарм форта и замка, центра связи, который контролировал весь поток сигналов для военно-морских сил в Бомбее, приемной станции Колаба и больничных учреждений Королевского Индийского флота, расположенных неподалеку в Сьюри. Среди военных кораблей были два легких эсминца (по др. классификации - шлюпы) - HMIS Narbada и HMIS Jumna, два старых шлюпа - HMIS Clive и HMIS Lawrence, один фрегат - HMIS Dhanush и четыре корвета - HMIS Гондвана (K348), HMIS Ассам (K306), HMIS Махратта (K395) и HMIS Sind (K274), а также канонерские лодки и военно-морские траулеры.
  
  
  Новый шлюп (легкий эсминец в инд. истор. лит-ре) HMIS Narbada и старый шлюп HMIS Lawrence, оба поддержали восстание Индийского Королевского флота.
  
  Единственным кораблем, не примкнувшим к мятежу в Бомбейской гавани, был фрегат HMIS Shamsher, "испытательный корабль" с индийскими офицерами. Командир HMIS Shamsher, лейтенант Кришнан, подал отвлекающий сигнал и вышел из гавани в 20:00 18 февраля 1946 года. Несмотря на протесты своего младшего лейтенанта Рустома Хушро Шапура Ганди, Кришнан не присоединился к восстанию, а также смог предотвратить мятеж экипажа под его командованием, произнеся "пламенную речь", в которой он использовал свою индийскую идентичность для поддержания субординации. Вооружившись пистолет-пулеметом, лейтенант Кришнан также пообещал "лично пристрелить и вышвырнуть за борт как дохлую собаку" каждого, кто ослушается его приказов, после чего он избил недовольных матросов палкой, и это оказало более действенный эффект на сохранение дисциплины.
  
  Нилаканта Кришнан, индийский командир шлюпа HMIS Shamsher, не поддержавший восстание флота и приведший свой экипаж к повиновению традиционными для кастовой Индии методами, тем не менее, сделал после обретения независимости блестящую карьеру, дослужился до звания вице-адмирала. Он выпустил интересные мемуары под названием "История моряка", в которых без пиитета отззывается о Махатме Ганди и других лидерах национальной борьбы.
  
  Восстание также охватило береговые учреждения флота в окрестностях Бомбея. Восстал форт HMIS Machlimar в Версове, где находилась противолодочная школа, которая была укомплектована 300 рядовыми. Форт HMIS Hamla в Марве, в котором располагались жилые помещения экипажей соединения десантных кораблей RIN, был захвачен 600 рядовыми. HMIS Kakauri, центр демобилизации, был захвачен более 1400 рядовыми, которые были там размещены. На острове Тромбей мятежники также захватили станцию беспроводной связи Махул и второй центр демобилизации HMIS Cheetah. HMIS Akbar в Колшете, учебный центре для рядовых военно-морской Специальной Службы, вмещавший до 3000 курсантов, был захвачен 500 рядовыми, проживавшими в его помещениях. HMIS Shivaji в Лонавале, представлявший собой учебное подразделение для механиков, был захвачен 800 рядовыми, а HMIS Feroze на Малабарских холмах, учебное заведение для офицеров запаса, которое было преобразовано в центр демобилизации офицеров, было захвачено 120 рядовыми.
  
  Забастовочный комитет и Хартия требований.
  Во второй половине дня 19 февраля мятежники в Бомбейской гавани собрались в дислокации HMIS Talwar, чтобы избрать Центральный забастовочный комитет флота (Naval Central Strike Committee, NCSC) из своих представителей и сформулировать Хартию требований. Военные корабли и береговые учреждения стали избирательными округами, от которых в комитет были направлены делегаты. Имена большинства членов комитета остаются неизвестными по сей день, и многие из них, как сообщают очевидцы, были моложе 25 лет. Из тех, кто известен, упоминаются старшина Мадан Сингх и связист М.С. Хан, которые были уполномочены комитетом вести неофициальные переговоры. Хартия требований была направлена британским властям и состояла из сочетания политических требований и требований улучшения условий службы.
  
  Вот эти пункты:
  Освобождение всех индийских политических заключенных;
  Безоговорочное освобождение всего личного состава Индийской национальной армии (коллаборационистского формирования, созданного японцами в 1942-45 гг. из индийских военнопленных-предателей под эгидой скандального националистического лидера Субхаса Чандра Бозе; в 1946 г. трое высших офицеров этой "армии" были приговорены к "пожизненной депортации", а более 11 тыс. ее участников находились в плену. Индийским обществом они воспринимались как "заблудившиеся борцы за свободу");
  Вывод всего индийского личного состава из Индонезии и Египта;
  Выселение британских граждан из Индии;
  Судебное преследование командиров и боцманов за жестокое обращение с экипажами;
  Освобождение всех задержанных моряков;
  Срочная демобилизация рядового состава и офицеров Королевского Индийского флота;
  Равенство в статусе с Королевским флотом в отношении заработной платы, семейных пособий и других льгот;
  Улучшение качества индийской кухни на службе;
  Отмена требований о возврате комплекта униформы после увольнения со службы;
  Улучшение обращения офицеров с подчиненными;
  Назначение индийских офицеров и интендантов.
  
  На военных кораблях и береговых сооружениях были спущены британские государственные и военно-морские флаги, и подняты флаги Индийского национального конгресса, Всеиндийской мусульманской лиги и Коммунистической партии Индии. Бомбейский комитет Коммунистической партии Индии объявил всеобщую забастовку, которую поддержали лидеры Социалистической партии Конгресса, социалистического объединения в составе Индийского национального конгресса. Однако местные подразделения Индийского национального конгресса и Всеиндийской мусульманской лиги с самого начала выступали против мятежа. Разочарованные и недовольные противодействием мятежу со стороны национального руководства, моряки спустили флаги Конгресса и Мусульманской лиги были, и только красные флаги оставались поднятыми.
  
  Предательство со стороны политических сил Индии.
  К сожалению, флотские мятежники, как и все вооруженные восстания, не получили никакой поддержки Индийского национального конгресса; более того, их действия даже подверглись осуждению.
  Махатма Ганди выступил с заявлением, в котором раскритиковал мятежников за восстание без какого-либо руководства со стороны его политической партии. Нетипично для себя, этот пропагандист добра и ненасилия охарактеризовал восставших моряков как "глупую кучку выученных британцами бедняков и школяров, которые все портят".
  Одним из немногих голосов в Конгрессе, поддержавших мятежников, была активистка женского движения Аруна Асаф Али, заявившая, что вооруженное восстание скорее объединит индуистов и мусульман на баррикадах. "Это наши храбрые парни, наши братцы, которые готовы за свободу жертвовать собой сейчас, пока мы заседаем", - заявила она перед руководством ИНК.
   0_Book-sketch-arrival-of-new-prisoners.jpg
  Махатма Ганди о восставших моряках: "Глупая кучка выученных британцами бедняков и школяров, которые все портят".
  Аруна Асаф Али: "Это наши храбрые парни, наши братцы".
  
  Мусульманская лига также осудила мятежников, утверждая, что беспорядки на улицах - не лучший способ справиться с недовольством, и сторонники независимой Индии должны действовать только конституционными методами.
  Одной из причин подобной позиции ведущих политических сил могло быть то, что спонтанные восстания, подобные этим, угрожали централизованной политической власти как Конгресса, так и Мусульманской лиги, и влияли на их отношения с британским правительством. Еще одна причина заключалась в том, что ни Конгресс, ни Мусульманская лига не были по-настоящему народными партиями, они по-прежнему оставались "клубами по интересам" высшего класса, высших каст, элиты, и такого рода массовые восстания представителей беднейших и низших средних слоев индийского общества вызывали у них дискомфорт.
  
  Народные возмущения на улицах Бомбея в поддержку моряков.
  
  Единственной политической партией, поддержавшей мятежников с Индийского Королевского флота, стала тогда Коммунистическая партия Индии, все остальные просто бросили моряков на произвол судьбы. Более того, позднее, когда мятежные матросы предстали перед военным трибуналом и были приговорены к тюремному заключению, они не встретили у политических лидеров сочувствия, и, что еще хуже, даже после обретения независимости они не получили поддержки ни от правительства Индии, ни от Пакистана.
  
  Контрудар британского Южного командования.
  20 февраля 1946 года Центральный забастовочный комитет флота рекомендовал некоторым рядовым поехать в город, чтобы заручиться выступлением населения в поддержку своих требований. Грузовики RIN, набитые моряками-повстанцами, въехали в коммерческие районы Бомбея, где доминировали европейцы. Матросы выкрикивали лозунги, призванные воодушевить индийцев, после чего произошли столкновения между мятежниками и европейцами, в т.ч. британскими военнослужащим. Сотрудники полиции, студенты и профсоюзные организации города провели забастовки в поддержку мятежников. Подразделения Королевских Индийских ВВС также оказались вовлечены в беспорядки на своей оперативной базе в Бомбее. Личный состав, включая пилотов, отказался выполнять транспортные полеты, связанные с переброской британских войск в город, и не выполнил приказ пролететь на бомбардировщиках над гаванью. Около 1200 повстанцев из числа военнослужащих ВВС начали шествие по городу вместе с матросами. К процессии присоединились бастующие служащие из гражданского персонала Военно-морских учреждений.
  Тем временем Исполнительный совет вице-короля Индии собрал совещание и принял решение твердо стоять на своем и принимать только безоговорочную капитуляцию восставших, отказываясь от любых переговоров с ними. Контр-адмирал Рэттрей отдал приказ вернуть всех рядовых в казармы к 15:30. Генералу Робу Локхарту, главе Южного командования, было поручено подавить мятеж. Королевские морские пехотинцы и 5-й Маграттский полк легкой пехоты (5th Mahratta Light Infantry) были развернуты в Бомбее, чтобы вытеснить мятежных матросов из города и вернуть их в казармы.
  
  Британские войска в Бомбее готовятся к контрудару.
  
  Забастовочный комитет посоветовал мятежникам воздержаться от участия в боевых действиях с армейскими частями в городе, и матросы, не решавшиеся вступать в конфронтацию с полицией и армией, к вечеру отступили в гавань. Однако войска воспользовались этим, оттеснив мятежников обратно в их казармы. Ответом со стороны повстанцев стали предупредительные выстрелы из пулеметов и винтовок которые загремели недалеко от гавани, чтобы предотвратить дальнейшее продвижение армии. Матросы Индийского королевского флота заняли позиции, они были хорошо вооружены стрелковым оружием и обеспечены боеприпасами, имевшимися на военных кораблях, в оружейках и на складах боеприпасов в военно-морских учреждениях. Военные корабли в гавани были вооружены 40-мм зенитными установками "Бофорс" и 4-дюймовыми орудиями главного калибра, которые были направлены на наступающие британские войска. Легкие эсминцы (новые шлюпы) HMIS Narbada and HMIS Jumna заняли позиции, наставив свои орудия на нефтехранилище и другие военные объекты на береговой линии Бомбея.
  Вечером адмирал Годфри прибыл в Бомбей после того, как его доставили самолетом из штаб-квартиры в Нью-Дели. Армия окружила гавань и военно-морской район. Военные сообщили журналу "Свободная пресса", что правительство пытается ввести блокаду и прекратить поставки продовольствия мятежному флоту. При этом Годфри предложил удовлетворить одно из требований восставших моряков, а именно улучшение качества питания, что, как свидетельствуют современники, дезориентировало мятежников. В то же время организация Parel Mahila Sangh, связанная с коммунистами, организовала продовольственную помощь морякам, которая доставлялась в гавань рыбаками и работниками бомбейских фабрик.
  21 февраля 1946 года адмирал Джон Генри Годфри выступил по Всеиндийскому радио с заявлением, в котором пригрозил мятежникам полным уничтожением, если они немедленно не объявят о капитуляции. Он совещался с первым морским лордом (начальником штаба ВМС) сэром Эндрю Каннингемом, который рекомендовал быстрое подавление мятежа, чтобы предотвратить его перерастание в более крупный военный конфликт. Британская флотилия Королевского флота, состоящая из крейсера HMS Glasgow, трех фрегатов и пяти эсминцев, была вызвана из Сингапура. Эскадрилья бомбардировщиков Королевских ВВС пролетела над гаванью в качестве демонстрации силы.
  Королевским морским пехотинцам было приказано вновь занять казармы замка. В ряде мест мятежные индийские моряки вступили в перестрелку с подразделениями британской армии. Мятежники также попытались снова проникнуть в город, но армия успешно отразила эту попытку, не дав им ворваться в Бомбей. Тем не менее, адмирал Годфри направил сообщение британскому Адмиралтейству с просьбой о срочной помощи и заявил, что мятежники обладают возможностями захватить город. Тем временем матросы, сосредоточенные в гавани, перестрелялись из винтовок с наступающими британскими войсками 5-го Маграттского полка легкой пехоты Махратты. По британским войскам, приближающимся к казармам, также были произведены залпы из орудий главного калибра военных кораблей RIN.
  Однако около 16:00 стрельба с военных кораблей была прекращена в соответствии с инструкциями Забастовочного комитета, и рядовой состав Индийского Королевского флота отступил из казарм. Морские пехотинцы вечером ворвались в казармы, захватили склад боеприпасов и перекрыли все входы и выходы из помещений. После того, как морские пехотинцы закрепились в гавани, Центральный забастовочный комитет перешел с береговой базы HMIS Talwar на самый современный эсминец HMIS Narbada.
  Тем временем личный состав Королевских ВВС Индии из лагерей Андхери и Колаба поднял восстание и присоединился к рядовым военно-морского флота. С белыми флагами, забрызганными кровью, около 1000 летчиков заняли Морскую дорогу Бомбея. Этот контингент выдвинул свой собственный набор требований, в общем повторяющих Хартию требований, и включил пункт о стандартизации системы оплаты в Королевских военно-воздушных силах (RAF). Личный состав Королевских Индийских ВВС в районе Сиона также начал забастовку в поддержку мятежников.
  
  Пилоты Королевских Индийских ВВС, поддержавшие восстание моряков в Бомбее.
  
  Гражданские беспорядки в Бомбее.
  22 февраля 1946 года британское подкрепление в составе батальонов Эссекского полка, полка Королевы и Пограничного полка, а также 146-го полка Королевского бронетанкового корпуса (Essex Regiment, Queen's Regiment, Border Regiment, 146th Regiment of the Royal Armoured Corps) прибыло в Бомбей из Пуны, провинция Бомбей.
  
  Британский бронеавтомобиль 146-го бронетанкового полка в Бомбее.
  
  За этим последовало быстрое прибытие противотанковой батареи из Полевого полка Королевской артиллерии (Field Regiment of the Royal Artillery), дислоцированного в Джаббалпуре. В городе был введен комендантский час. Опасаясь более широкого, вдохновленного коммунистами, восстания в стране, правительство решило расправиться с агитаторами. В ходе беспорядков погибло до 236 человек и тысячи получили ранения, хотя эти цифры включают погибших в результате всплеска насилия в обществе, вызванного мятежом.
  POWsketchjadu.jpg
  Арест полицией моряка-повстанца в Бомбее.
  
  23 февраля 1946 года Центральный забастовочный комитет Индийского Королевского флота во избежание дальнейшей гибели людей решил прекратить восстание и потребовал, чтобы все военные корабли подняли черные флаги капитуляции.
  
  Восстание на HMIS Hindustan и в Карачи.
  Известие о мятеже в дислокации HMIS Talwar в Бомбее достигло военно-морской базы в Карачи 19 февраля 1946 года. Во второй половине дня военные моряки из береговых учреждений HMIS Bahadur, HMIS Himalaya и HMIS Monze через военную профсоюзную организацию Ассоциацию матросов в Карачи созвали собрание на пляже острова Манора. Общее собрание пришло к единогласному решению начать агитацию 21 февраля с шествия в знак протеста против британского правления и поддержки единства между Индийским национальным конгрессом и Всеиндийской мусульманской лигой. Демонстрацию планировалось начать от причала Кеамари на материке и провести через город Карачи.
  
  HMIS Hindustan. Как некоторые индийские авторы увидели в нем "крейсер" - пусть остается на их совести. Это шлюп британской постройки 1929-30 гг.
  
  Однако 20 февраля 1946 года, прежде чем могла состояться запланированная процессия, дюжина рядовых военно-морского флота на старом крейсере HMIS Hindustan (от переводчика: по более распространенной классификации это шлюп; вероятно, корабли Индийского Королевского флота имели какую-то "альтернативную" классификацию согласно выполняемым задачам, как иначе объяснить то, что некоторые шлюпы у индийских авторов именуются "легкими эсминцами" и даже "крейсерами") в знак протеста против дискриминации, с которой они столкнулись, сошли с корабля и отказались возвращаться, если некоторые офицеры не будут переведены. В течение дня эта группа начала увеличиваться, поскольку к ним присоединились матросы из дислокации HMIS Himalaya и из других береговых учреждений. Группа двинулась в район Кеамари с лозунгами "Да здравствует революция", и "Свободу Индостану", по пути призывая работников коммерческих учреждений начать всеобщую забастовку. В конечном итоге моряки повели марш к железнодорожному вокзалу, заявляя, что они намерены идти на Дели. Тем временем личным составом военно-морской базы было созвано второе совещание, на котором быстро было принято решение отказаться от запланированной агитации и поддержать акцию мятежных матросов в городе. Члены Ассоциации матросов в Карачи организовали мобильные группы для того, чтобы стены зданий на военно-морской базе и в городе были украшены плакатами и расписаны воодушевляющими лозунгами, такими как: "Мы будем жить как свободная нация" и "Тираны, ваши дни закончились".
  
  Захват острова Манора.
  
  Карта Карачи (1911) с островом Манора, гаванью Карачи и военно-морским округом Кеамари.
  
  Утром 21 февраля 1946 года на острове Манора начались беспорядки. Военный корабль HMIS Hindustan, пришвартованный в гавани Карачи, был захвачен рядовыми матросами в полночь, офицеры были принуждены действовать по указаниям экипажа и боевой корабль был пришвартован к острову Манора. В течение нескольких часов после мятежа на HMIS Hindustan расположенные на острове учебное заведение HMIS Bahadur, радиолокационная школа HMIS Chamak и артиллерийская школа HMIS Himalaya были захвачены примерно 1500 матросами. Британские офицеры в дислокации HMIS Bahadur во время восстания застрелили одного из рядовых, и его пропитанная кровью рубашка стала флагом мятежников. Другой военный корабль в гавани, траулер HMIS Travancore, также был захвачен матросами.
  К мятежу на военно-морских объектах в Маноре присоединились местные жители. К утру мятежники переправились в район Кеамари на гражданских и военных моторных катерах с причала укрепления HMIIS Himalaya. Некоторые из матросов были перехвачены по пути британскими патрульными катерами, которые открыли по ним огонь. Двое рядовых на катерах погибли и несколько были ранены в этом столкновении. Но британские морские патрули отступили, когда шлюп (самопровозглашенный "крейсер") HMIS Hindustan начал обстреливать их из своих двенадцатифунтовых орудий.
  Тем временем в Карачи для оказания помощи британскому гарнизону были переброшены подразделения 44-й индийской воздушно-десантной дивизии, шотландского полка Black Watch и батарея Королевского артиллерийского полка. Согласно неподтвержденным сведениям, многие индийские полки отказались стрелять в мятежников. Армия в основном полагалась на британские части во время мятежа и последовавших за ним гражданских беспорядков в городе.
  Власти в Карачи находились в тесном контакте со своими коллегами в Бомбее и намеревались предотвратить имевшее место в последнем сотрудничество между военно-морскими мятежниками и гражданскими лицами, которое, как считали в правительстве, и привело к "критической ситуации". Полиция, наряду с британскими войсками, выставила вооруженные автоматами Томпсона блок-посты на мостах, соединяющих район Кеамари с остальной частью города. Эти кордоны не позволили мятежникам войти в город, и сотни рядовых были задержаны в районе Кеамари в течение дня. Местные рабочие на верфях присоединились к матросам и провели демонстрации с лозунгами, призывающими к революции.
  Вечером мятежники в Кеамари договорились о местах встречи с рабочими и лодочниками и вернулись на остров. Ночью участники восстания провели несколько собраний на острове, чтобы обсудить план действий на следующий день. Около 11:00 вечера радиолокационная школа HMIS Chamak приняла информацию от HMIS Himalaya, артиллерийской школы и пристани на острове, что шлюп HMIS Hindustan получил ультиматум от властей сдаться к 10:00 утра. HMIS Hindustan был единственным военным кораблем в этом районе и контролировал проход в гавань Карачи. Утром 22 февраля 1946 года коммодор Кертис, командующий британскими силами в гавани, в 8:30 поднялся на борт корабля и провел переговоры, пытаясь убедить рядовой состав сдаться и обеспечить "безопасное прохождение" всем судам к 9:00 утра. Сроки ультиматума были впоследствии скорректированы с учетом отлива, который поставил военный корабль у берега в стратегически невыгодное положение по отношению к войскам на суше.
  Переговоры оказались безрезультатны, и ультиматум был проигнорирован. Коммодор Кертис заметил, что матросы на HMIS Hindustan готовились комплектовать боеприпасами артиллерийское вооружение корабля. Подхлестнутые таким развитием событий, британские войска продвинулись через район Кеамари и попытались взять HMIS Hindustan на абордаж. По тем, кто находился на палубе корабля, с расстояния был открыт снайперский огонь. Мятежники открыли ответный огонь из 20-мм пушек "Эрликон", в бою ими также использовались крупнокалиберные пулеметы, установленные на борту корабля. Два четырехдюймовых орудия корабля также были приведены в боевую готовность, но из-за отлива их сектор обстрела был ограничен. В качестве ответной меры британская полевая артиллерия обстреляла корабль из минометов и полевых орудий, включая 75-миллиметровые гаубицы. Военный корабль HMIS Hindustan воздержался от ответного огня главным калибром, чтобы избежать поражения гражданских целей в городе из-за плохой видимости. Когда шлюп HMIS Hindustan пытался покинуть гавань, одна из его орудийных установок главного калибра получила прямое попадание и взорвалась, что привело к пожару на борту корабля. Под влиянием этого в 10:55 мятежники на борту HMIS Hindustan сдались, и бой таким образом закончился.
  Утром британская армия обнародовала предупреждение, в котором говорилось, что любое гражданское лицо, приближающееся на милю HMIS Hindustan, будет застрелено на месте. Это задержало переправу мятежников с острова Манора в Кеамари, поскольку значительно сократило число лодочников, готовых им помочь. К тому времени, когда некоторым матросам удалось переправиться, противостояние британских сил с HMIS Hindustan закончилось, и они были встречены британскими войсками, которые продвинулись в район Кеамари и полностью заняли его. Тем временем британские десантники захватили береговые учреждения на острове. Батальону полка Black Watch также было приказано вернуть под контроль остров Манора, и он, согласно докладу Разведывательного бюро Министерству внутренних дел, в 9:50 утра захватил артиллерийскую школу. В отчете далее говорилось, что потери во время этих столкновений составили 7 рядовых Королевского Индийского флота и 15 десантников, раненых на острове. Оставшиеся восставшие матросы оказались в ловушке у причала на Маноре, после того, как не смогли перебраться в Кеамари и при возвращении столкнулись с шотландцами из Black Watch. Всего в ходе подавления восстания моряков в Карачи погибли, по разным данным, от 7 до 13 матросов Королевского Индийского флота и 1 офицер, около 34 человек получили ранения и 476 моряков были арестованы за участие в мятеже.
  
  Гражданские беспорядки в Карачи.
  Движение и связь между Кеамари и Карачи были прекращены размещением военного и полицейского кордона с 21 февраля. Значительная часть населения города была сосредоточена вблизи портов, и Кеамари, в частности, был густонаселенным районом с сильной концентрацией рабочего класса. Гражданская жизнь была серьезно нарушена из-за развертывания войск и размещения кордонов. По городу распространялись преувеличенные рассказы о событиях, и гражданское население, которое симпатизировало мятежникам, было возбуждено растущими опасениями по поводу военного присутствия.
  22 февраля 1946 года в Карачи были видны вспышки выстрелов и слышны звуки перестрелки во время противостояния между восставшими моряками и британскими войсками. Район порта был наводнен военными машинами, некоторые из которых подверглись актам вандализма со стороны гражданских лиц. Толпа осыпала оскорблениями индийскую военную полицию, а британские войска, военные грузовики и делегаты связи на нескольких маршрутах были забросаны камнями. Мятежные матросы сдались, но в городе начались гражданские беспорядки. Протесты, которые поднялись спонтанно в предыдущие дни, стали более организованными с участием студентов и местных лидеров. Вечером Коммунистическая партия Индии провела открытое собрание в парке Карачи Идгах, на котором присутствовало около 1000 человек под председательством Собхо Джанчандани.[77] По мнению властей, на этой ассамблее были произнесены "опасные и провокационные антибританские речи". Совещание завершилось решением объявить общегородскую "хартал" (перевод "всеобщей забастовки" на язык урду) на следующий день.
  23 февраля 1946 года в Карачи наблюдалась полная остановка деловой жизни: были закрыты склады и магазины, бастовали трамвайные рабочие, а студенты колледжей и школ проводили демонстрации на улицах. Власти арестовали трех видных коммунистических лидеров в городе, а окружной магистрат ввел в округе Карачи "ограничение по статье 144", запрещающее собрания более трех человек. Однако полиция была неэффективна из-за низкого морального духа и случаев сговора между полицейскими и гражданскими агитаторами. В течение дня все больше и больше людей присоединялись к массовым демонстрациям и собраниям. Многие из бастующих рядовых, которые были идентифицированы как лидеры, были арестованы властями и впоследствии отправлены в военный лагерь для военнопленных в Малире в пустыне Тар.
  Коммунистическая партия Индии провела в городе демонстрацию из 30 000 человек. В полдень в парке Идгах собралась многотысячная толпа, к которой присоединилась процессия, возглавляемая Коммунистической партией. В конечном итоге в парке были развернуты полицейские силы, однако после нескольких попыток разогнать толпу они были отражены протестующими. Парк Идгах стал центром сопротивления в Карачи.
  
  Раненые демонстранты в Карачи после столкновения с полицией, 23 февраля 1946.
  
  Правительство призвало к развертыванию вооруженных сил в городе, и толпа в парке, столкнувшись с прибытием британских войск, разбилась на более мелкие группы. Войска заняли парк во второй половине дня, но небольшие группы протестующих продолжали атаковать правительственные учреждения, почтовые отделения, полицейские участки и единственный в городе принадлежащий европейцам банк Grindlays. Почтовое отделение было сожжено дотла. Одна группа попыталась захватить муниципальное здание, но была рассеяна полицией, которая арестовала 11 молодых людей, в том числе местного лидера Коммунистической партии. Толпы нападали на англо-индийцев, европейцев, а иногда и на индийских правительственных служащих, с них срывали шляпы и галстуки, которые затем сжигали. К вечеру британские войска двинулись по улицам, нередко открывая огонь, чтобы разогнать протестующих. Но толпы, которые в основном состояли из студентов и представителей рабочего класса, рассеялись только ночью, когда люди устали и разошлись по домам.
  24 февраля 1946 года британские вооруженные силы в городе успешно ввели комендантский час. В последующие дни беспорядки утихли, и к концу 26 февраля военное присутствие было прекращено. Оценки жертв в Карачи основаны только на официальных данных: 4-8 убитых и 33 раненых "в результате стрельбы полиции в целях самообороны"; 53 полицейских также получили ранения.
  prisoners-wwi-german-som me-painting-1.jpg
  Жертвы подавления мятежа в Карачи, утро 24 февраля 1946. Даже если предположить, что вместе собраны и погибшие моряки, и гражданские, здесь явно больше, чем объявляли британцы.
  
  Другие восстания и инциденты.
  20 февраля 1946 года с помощью радио- и телеграфных сообщений из Школы связи и Центра связи в Бомбее мятеж распространился на все подстанции связи Королевского Индийского флота в Индии, расположенные в Мадрасе, Кочине, Визагапатаме, Джамнагаре, Калькутте и Дели. Повстанцы также запросили помощи у Королевских Индийских ВВС (RIAF) и Королевского корпуса обслуживания индийской армии (Royal Indian Army Service Corps, RIASC). Во время мятежа припасы со складов RIASC были раскрадены военнослужащими и продавались потом на черном рынке. В штаб-квартире Индийского Королевского флота в Нью-Дели (HMIS India) около 80 связистов отказались выполнять команды и забаррикадировались на своей станции.
  22 февраля 1946 года в нескольких городах, помимо Бомбея и Карачи, таких как Мадрас, Калькутта и Нью-Дели, начались крупномасштабные волнения среди гражданского населения. Мародерство было широко распространено и направлено против правительственных учреждений, обнищавшие люди разграбили склады продовольствия, ювелирные магазины и банки. По сообщениям полиции, в беспорядках также были замешаны криминальные элементы, известные как goonda.
  
  Андаманское море.
  
  Шлюп HMIS Kistna, флагман флотилии тральщиков, взбунтовавшейся в Андаманском море.
  
  Флотилия тральщиков Королевских ВМС Индии во главе с флагманским военным кораблем HMIS Kistna находилась в Андаманском море. Во флотилию входили также шесть других кораблей, а именно: HMIS Hongkong, HMIS Bengal (J243), HMIS Rohilkhand (J180), HMIS Deccan (J129), HMIS Baluchistan (J182) and HMIS Bihar (J247). На флагмане HMIS Kistna получили известие о мятеж в Бомбее во время завтрака 20 февраля 1946 года. Командующий флотилией обратился к личному составу в 16:00, выразив сочувствие "законным стремлениям" повстанцев, но подчеркнув при этом важность поддержания порядка и дисциплины. На следующий день дальнейшие известия о ходе восстания усилили напряженность между офицерами и рядовым составом, и среди моряков начали распространяться слухи. Не имея прямой связи с мятежниками и доступа к новостям в печати, рядовые в основном информировались о мятеже офицерами и не могли понять ситуацию в Бомбее.
  23 февраля 1946 года экипажи всех семи кораблей флотилии тральщиков прекратили несение службы и объявили забастовку. Командир флотилии вышел из положения оригинальным способом - объявил ответную забастовку офицеров и старшин, после чего все управление кораблями было прекращено, жизнеобеспечение прервано и флотилия легла в дрейф. Чтобы избежать катастрофических последствий, экипажи пошли на переговоры, и служба в итоге была возобновлена с условием: "до возвращения на базу".
  
  Вспомогательное судно SS Kathiawar.
  
  Вспомогательное судно SS Kathiawar, неприкаянный "летучий голландец" восстания на Индийском Королевском флоте.
  
  Адмирал Годфри выступил с заявлением по Всеиндийскому радио, приведя в пример береговое учреждение HMIS Valsura в Джамнагаре за то, что оно осталось верными и угрожало уничтожением флота, если мятежники не сдадутся.
  У побережья штата Морви транспортное судно SS Kathiawar вышло в море 21 февраля 1946 года. После получения радиопередачи с просьбой о помощи с военного корабля HMIS Hindustan в Карачи, судно было захвачено 120 рядовыми, находившимися на борту. Впоследствии корабль был перенаправлен в Карачи, но HMIS Hindustan сдался до того, как повстанцы на SS Kathiawar смогли достичь своего назначения, что побудило их перенаправить судно в Бомбей. Мятеж там, однако, также был подавлен к тому времени, когда они достигли порта. Матросы-повстанцы покинули судно на шлюпках, пристали к берегу в нескольких различных местах и рассеялись, чтобы избежать преследования властей.
  
  Мадрас.
  19 февраля 1946 года около 150 рядовых Индийского Королевского флота подняли мятеж на береговой базе и военно-морской базе HMIS Adyar в Мадрасе. Мятежники прошли по улицам города, выкрикивая лозунги, и напали на британских офицеров, которые пытались помешать им.
  1600 человек личного состава флота, включая королевских инженеров-электриков и механиков в дислокации Авади объявили о своем решении отказаться от исполнения приказов и начать всеобщую забастовку.
  25 февраля 1946 года город Мадрас был полностью закрыт в результате всеобщей забастовки.
  
  Пенджаб.
  22 февраля 1946 года на базах RIAF в Пенджабе произошла массовая всеобщая забастовка. По всей провинции прошла серия демонстраций на базарах с предупреждениями правительству о недопустимости стрельбы по индийцам и требованиями освобождения солдат Индийской национальной армии (коллаборационистского формирования, созданного японцами в 1942-45 гг.).
  
  Калькутта.
  22 февраля 1946 года экипаж фрегата HMIS Hughly (K330) начал отказываться исполнять приказы в знак протеста против насильственного подавления мятежа в Бомбее и Карачи (от переводчика: существуют серьезные сомнения в этом факте. Действительно, канадский фрегат Waskesiu (К330) был продан Индии в 1947 г. и получил название Hughly/Hооghly, но тогда он не мог участвовать в восстании 1946 г.). Коммунистическая партия Индии объявила всеобщую забастовку в городе, и в последующие дни около 100 000 рабочих приняли участие в массовых демонстрациях и митингах.
  25 февраля 1946 года британские войска окружили фрегат HMIS Hughly, находившийся в гавани Калькутты, взошли на борт и уволокли непокорных матросов в тюрьму. Всеобщая забастовка в городе закончилась на следующий день.
  
  Визагапатнам.
  22 февраля 1946 года британские войска арестовали 306 мятежников без применения силы.
  
  Последствия.
  Между 25 и 26 февраля 1946 года остальные мятежники сдались под гарантии Индийского национального конгресса и Всеиндийской мусульманской лиги, что никто из них не будет подвергнут преследованиям. Тем не менее, тысячи военнослужащих Королевского Индийского флота были арестованы и заключены в лагеря, где они содержались в тяжелых условиях в течение следующих месяцев при молчаливом одобрении национальных политических лидеров и вопреки условию капитуляции, которое защищало их от наказаний.
  Британскими властями были приняты меры предосторожности против возможности второй вспышки мятежа. С индийских военных кораблей были сняты механизмы и приборы, позволявшие вести стрельбу, британские офицеры хранили стрелковое оружие под замком, а на борту кораблей и в береговых учреждениях были размещены в качестве охраны армейские подразделения. Британские адмиралы, несмотря на мятеж, не желали уступать контроль и сохраняли уверенность том, что Королевский Индийский флот действует как инструмент британских интересов в Индийском океане.
  Но в британских правительственных кругах уверенность в лояльности и надежности Королевского Индийского флота была поколеблена. Мятеж омрачил репутацию адмирала Джона Генри Годфри как командующего индийским флотом. Он был обвинен в потере контроля над флотом во время мятежа. Годфри взял на себя ответственность за неспособность предотвратить и сдержать восстание, которое поставило под угрозу безопасность Великобритании в Индийском океане. Хотя он не был привлечен к ответственности в ходе каких-либо официальных военно-морских разбирательств и продолжал служить в Британском Адмиралтействе, его неофициально упрекали в том, что он "никуда не годится как командующий офицер".
  23 марта 1946 года вице-адмирал Джеффри Одли Майлз сменил Годфри на посту флаг-офицера, командующего Королевским Индийским флотом. С июня 1941 по март 1943 года Майлз служил главой британской военно-морской миссии в Москве и отвечал за координацию британских военно-морских операций с советским флотом. Дипломатический опыт Майлза, следовательно, привел Адмиралтейство к пониманию того, что он лучше всего подходит для устранения последствий мятежа.
  Майлз поддержал прежний взгляд на ближайшую и долгосрочную перспективу флота. Он продолжал назначать на командные посты британских морских офицеров, и никаких изменений в иерархии командования не последовало. Майлз лично посетил все береговые учреждения, оплатил аренду небольших военных кораблей и отправил более крупные военные корабли на учения в море на постоянной основе. График несения службы был составлен более напряженным, чтобы отвлечь внимание рядовых флота "от политики" и свести к минимуму их контакты с гражданским населением. Военные корабли во время учений оставались разоруженными, а стрелковое оружие - недоступным для экипажей. Никаких дальнейших беспорядков на флоте не произошло, и Майлзу, по крайней мере частично, удалось восстановить уверенность правительства в надежности Королевского Индийского флота.
  После обретения независимости Индией и Пакистаном военно-морской флот был разделен на две части, но британские офицеры остались на руководящих должностях в двух военно-морских силах - Королевских ВМС Индии (позже переименованных в ВМС Индии) и Королевских ВМС Пакистана (позже переименованных в ВМС Пакистана). Вице-адмирал Уильям Эдвард Парри стал командующим ВМС Индии. Ни один из арестованных и уволенных после восстания 1946 г. моряков не был помилован или восстановлен ни в одном из флотов.
  
  Нью-Дели, памятник участникам восстания на Индийском Королевском флоте, 1946.
  
  Позже британцы утверждали, что восстание на флоте, хотя и не было инициировано Коммунистической партией Индии, было вдохновлено ее литературой, и поэтому его участники являются "перманентно деструктивными элементами". Индийское и пакистанское руководство разделяло этот подход. За участниками восстания моряков в 1946 г. в индийской политической и общественной элите надолго закрепилось прозвище navy chandala ("флотские чандала"), т.е. их ассоциировали с представителями касты неприкасаемых. Однако бывшие моряки-повстанцы пользовались большим авторитетом в рабочем классе и в народе в целом.
  _______________________________________________________Перевод с англ. яз.
  
  ЛИТЕРАТУРА:
  1. Bhagwatkar, V.M. "The RIN Mutiny of Bombay - February, 1946". Proceedings of the Indian History Congress (1976).
  2. Bose, Biswanath. Rin Mutiny, 1946: Reference and Guide for All. Northern Book Centre (1988).
  3. Ratnakar Sadasyula. "Royal Naval Ratings Mutiny - A Lesser Known Chapter Of Bharat"s Freedom Struggle". HinduPost, February 18, 2019.
  4. Chandra, Bipan; Mukherjee, Mridula; Mukherjee, Aditya; Panikkar, K.N.; Mahajan. "India's struggle for independence, 1857-1947". Penguin UK (2000).
  5. Davies, Andrew. "Transnational connections and anti-colonial radicalism in the Royal Indian Navy mutiny, 1946". Global Networks. John Wiley & Sons (2019).
  6. Krishnan, Arjun. A Sailor's story. Punya Publications (2014). 7. West, Nigel. "Historical Dictionary of Naval Intelligence". Rowman & Littlefield (2010).

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"