Кожемякин Михаил : другие произведения.

Выжившие с крейсера Hms "Хэмпшир", 1916

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Среди потерь крупных кораблей Королевского Флота Великобритании в Первой мировой войне гибель броненосного крейсера HMS "Хэмпшир" 5 июня 1916 г. была заметно болезненнее остальных благодаря VIP-пассажиру, которого он увлек вместе с собою на дно морское.

  Среди потерь крупных кораблей Королевского Флота Великобритании в Первой мировой войне гибель броненосного крейсера HMS "Хэмпшир" 5 июня 1916 г. была заметно болезненнее остальных благодаря VIP-пассажиру, которого он увлек вместе с собою на дно морское. Государственный секретарь по военным вопросам фельдмаршал лорд Китченер Хартумский, следовавший в Россию с важной дипломатической миссией, погиб вместе с кораблем. Это повергло британское общество в шоковое состояние, которое безымянный фронтовой сержант, узнавший в траншеях эту печальную новость, откровенно охарактеризовал: "Теперь мы проиграем войну".
  
  Гибель лорда Китченера на крейсере HMS "Хэмпшир". Британская пропагандистская иллюстрация, тем не менее, соответствующая показаниям ряда выживших моряков.
  Корабль изображен схематично: башни главного калибра на самом деле были одноорудийные. Подпись: "Я знаю, что погибну в море" относится к пророчеству, которое лорд Китченер получил от предсказателя Уильяма Хейро.
  
  Мрачные прогнозы сержанта не сбылись. Война не была проиграна, а лорд Китченер оказался по сути "отработанным материалом" империи, исчерпавшим свою полезность. Но степень его популярности в самых широких кругах британских подданных не стоит недооценивать. Китченер был отнюдь не безупречным тактиком и еще худшим стратегом, а военную славу стяжал в колониальных войнах в первую очередь бесчеловечными методами подавления сопротивления. Приказ: "Пленных не брать" и жуткие концентрационные лагеря для гражданского населения в Англо-Бурскую войну 1899-1902 г. - примеры его "полководческого гения". Чуть ли не единственная неоспоримая заслуга фельдмаршала состоит в идее формирования в годы Первой мировой войны т.н. "Новой армии" (New Army) Великобритании - массовых сухопутных сил, отвечавших ненасытной жажде "пушечного мяса" Западного фронта. Однако с подачи имперской пропаганды и благодаря собственному стилю в войне и в политике подтянутая фигура Горацио Герберта Китченера, украшенная пышными усами и многочисленными регалиями, олицетворяла для британцев дух и миф национальной военщины.
  
  
  Почтовая открытка с изображением броненосного крейсера HMS "Хэмпшир".
  
  За шумихой вокруг гибели на борту злополучного "Хэмпшира" этого персонажа почти незамеченной осталась трагедия потери 736 душ (именно так: souls, "души", принято было в Британии исчислять моряков) и заслуженного боевого корабля. После Ютландского сражения и иных неудачных выступлений Королевского Флота в морской войне 1914-16 гг. Британии было не привыкать терять крупные корабли и целые экипажи.
  "Война - не полигон (playground) для гуманизма", - в 1902 г. осадил критиков своих методов лорд Китченер; с этим не поспоришь. Но историю людей на войне это не исключает. Поэтому, несколько нарушая канву военно-исторических рассказов о гибели в бурном море близ скалистых Оркнейских островов крейсера HMS "Хэмпшир", предоставим слово немногим выжившим морякам - их человеческой истории о войне, о смерти и о товариществе.
  ***
  Очень кратко - о самом корабле. Броненосный крейсер HMS "Хэмпшир" класса "Девоншир" (один из шести братьев, вернее - систершипов) был заложен в 1902 г. на верфях сэра Армстронга Уитворта в Элсвике, известной кузнице Королевского Флота, и вступил в строй в 1905 г. Бронирование: броневой пояс, башни, барбеты, переборки - в основном примерно 130-150 мм, боевая рубка - 305 мм., палубы, часть броневого пояса - слабее. Основное вооружение - четыре 191-мм орудия в одноорудийных башнях по носу и корме, а также шесть 152-мм казематных орудий; плюс, разумеется, вспомогательный и "противоминоносный" калибр и два погруженных торпедных аппарата. Силовая установка - 21 тыс. "лошадок", "идеальная" скорость - 22 узла.
  
  Командовал крейсером c 14 мая 1915 г. по день его гибели капитан Герберт Джон Сэвилл, офицер со стажем командования кораблями классов броненосец и крейсер с 1908 г. Последние пополнение экипажу "Хэмпшира" прибыло на борт в Портсмуте в феврале 1916 г. "Когда воротимся мы в Портсмут.../ Но только в Портсмут воротиться/ Нам не придется никогда..." (цит.)
  Гордо демонстрируя британский "Юнион Джек", HMS "Хэмпшир" успел к началу Первой мировой походить по морям и океанам. В 1914 г. он без особого успеха участвовал в океанских операциях против немецких рейдеров, затем сопровождал конвой с австралийскими и новозеландскими войсками, отправлявшимися умирать за метрополию на Галлиполийском и Ближневосточном театрах военных действий, прошел модернизацию в Гибралтаре, в 1915 г. водил транспорты к далеким берегам Российской империи - в Белое море. Лорд Китченер успел "сплавать" на "Хэмпшире" в Египет, и его лордству на борту понравилось: "На этом корабле тихо", что возможно обусловило впоследствии роковой выбор крейсера для миссии в Россию.
  
  Групповая фотография офицерского состава HMS "Хэмпшир".
  Судя по гардемаринам с белыми петлицами в первом ряду, снято до последнего похода крейсера: в нем гардемарины не участвовали.
  
  В 1916 г. HMS "Хэмпшир" был вызван к родным берегам и включен во 2-ю эскадру крейсеров Королевского Флота. В ее составе 31 мая 1916 г. крейсер принял участие в Ютландском сражении, о действиях британских кораблей в котором кайзер Вильгельм выразился безжалостно: "Был развеян миф Трафальгара". Конечно, сухорукий монарх Германии польстил своим морякам, которые ничего не достигли, кроме нанесения тяжелых потерь "проклятым ростбифам", но спор о победителе при Ютланде не окончен более 100 лет.
  Броненосный крейсер "Хэмпшир" в этом неоднозначном сражении скорее присутствовал, чем сражался. Он сделал всего несколько залпов с большой дистанции и погонял немецкую подлодку, которой, как впоследствии выяснилось, не было. Насколько сильно могут отличаться оценки роли корабля в бою из уст адмирала на флагмане, историка в архиве и моряка в глубине бронированных отсеков, свидетельствует рассказ о Ютландском бое одного из выживших с "Хэмпшира", кадрового старшего матроса (Leading Seaman), прослужившего 13 лет, 30-летнего уроженца Ирландии Уильяма Кэшмена. Он вспоминал: "Во вторник, 30 мая 1916 года, наступил Великий День, и мы получили приказ подготовиться к выходу в море с заданной скоростью и в известное время. Взгляды всех на борту были прикованы к остальным кораблям Флота, чтобы увидеть, готовятся ли они также. Да, они получили такие же приказы. Раздавались обычные случайные замечания, такие как: "Интересно, что произойдет на этот раз?" и "Встретим их, или нет?"; но теперь мы стали такими пессимистами, что ответов было мало.
  После того, как мы всю ночь бороздили соленый океан, утро застало нас с нашей крейсерской эскадрой в 15 милях впереди главных сил Флота; велась обычная работа, и не было никаких признаков близости величайшего сражения в современной войне, когда около 16:00 пришло сообщение о том, что эскадра адмирала Битти вступила в бой. Воцарилось сильное волнение, прозвучал сигнал: "По местам стоять", каждый занял свою позицию по боевому расписанию, и вскоре грохот орудий подтвердил это сообщение, и мы поняли, что наконец-то вступили в схватку с немцами.
  
  Британский Королевский Флот в Ютландском сражении. Худ. Уильям Лайонел Уайли.
  
  Я находился в недрах корабля, не очень приятное место во время боевых действий, но на своем посту я мог слышать все приказы, которые передавались от нашего артиллерийского офицера орудийным расчетам. Он указал дальность стрельбы наших орудий, что подсказало мне, что мы приближаемся к цели. Приказы теперь поступали очень быстро, затем внезапно раздалось: "Готовность", а затем: "Огонь", и наш первый снаряд попал в цель, которая оказалась немецким легким крейсером, уже сурово наказанным передовыми кораблями, и "Хэмпшир" имел удовольствие нанести ему последний удар (не подтверждено - М.К.). Едва мы оправились, как последовал сильнейший удар. Меня чуть не сбило с ног - мы во что-то врезались с ужасающей силой - это, как я потом узнал, была вражеская подводная лодка, которую заметили и, я бы сказал, эффективно протаранили ("Черная кошка в темной комнате, которой там опять же не было" - М.К.).
  Большинство кораблей были в сражении, и нам было приказано искать HMS "Уэрриор" (броненосный крейсер), который находился в отчаянном состоянии, поскольку во время боя был серьезно поврежден и выведен из строя. В конце концов его взял на буксир один из наших кораблей, но впоследствии его пришлось бросить на произвол судьбы (затонул 1 июня 1916 г., экипаж перешел на гидроавиатранспорт HMS Engadine).
  Я не собираюсь вдаваться в подробности Ютландской битвы, но могу добавить, что, по моему скромному мнению, окутавший нас туман был нашим злейшим врагом в тот незабываемый день.
  Мы вернулись в Скапа-Флоу утром в субботу, 3 июня 1916 года".
  
  Двое переживших гибель "Хэмпшира" - старший матрос Уильям Кэшмен, самый талантливый мемуарист, и старшина Уилфред Вессон (с трубкой), старший по званию среди спасшихся.
  
  А 5 июня "Хэмпшир" уже ждал последний поход. Выбор крейсера для отправки миссии лорда Китченера в Россию приписывают командующему Гранд Флитом адмиралу Джону Р. Джелико, но сам он дал этому кораблю емкую характеристику: "не лучший" и сослался на настояние Китченера. Под адмиральским "не лучший" можно понимать то, что военно-морская техника в начале ХХ в. развивалась очень быстро, и "Хэмпшир", проходивший под флагом всего 11 лет, уже не считался современным. Или недостаточно высокое качество командира и экипажа.
  Выжившие с крейсера "Хэмпшир" готовы поспорить со своим командующим. ""Хэмпшир" был и остается в памяти достаточно быстрым и достаточно мощным, чтобы справиться с любым надводным кораблем, который мог встретиться ему во время путешествия, для которого он только что был выбран", - заявляет старший матрос Уильям Кэшмен. Этот ирландец не только обладал бойким пером, но и был большим патриотом своего корабля. Основную часть своих воспоминаний он опубликовал в 1932 г. в газете Cork Examiner (Ирландия). Только встретить германский рейдер между Скапа-Флоу и Мурманском в 1916 г. было практически нереально, а вот мина или подлодка могли попасться. Попалась мина.
  ***
  О командировке лорда Китченера в Российскую империю известно достаточно, и одновременно немного. Очевидно, задача-максимум была гальванизировать участие царизма в войне; задача-минимум - текущие вопросы военного сотрудничества. Чтобы поддержать решимость Николая II и его окружения, в "багаже" следовало 10 млн фунтов стерлингов в золотых слитках. Явно не судьба британским крейсерам возить золото в Россию или из нее - невольно приходит ассоциация с потоплением 2 мая 1942 г. крейсера "Эдинбург" с 465 слитками советского золота на борту. С Китченером ехали несколько высокопоставленных офицеров, директор производства Министерства боеприпасов подполковник Лесли С. Робертсон (важно: чтобы преодолеть "снарядный голод" Российской имп. армии), а также прекрасно говоривший по-русски юный второй лейтенант Роберт Д. Макферсон из полка "Гордонских горцев" (переводчик), вышколенные слуги, личный шофер и охрана (сервису и безопасности в России его лордство не доверял) - всего 14 сухопутных душ.
  Пишет кадровый кочегар 1-го класса (Stoker 1st class) с крейсера "Хэмпшир" Уолтер Чарльз Фарнден, которому тогда было 24 года (воспоминания он выпустил через 22 года после гибели крейсера в мемуарной серии: The Great War, I Was There): "Чтобы доставить лорда Китченера на борт был подан миноносец HMS Oаk, но Китченер сначала отправился на флагман HMS Iron Duke, где провел ланч с адмиралом Джеллико, а потом прибыл к нам на адмиральской пинассе (так в тексте). Было приказано не глазеть, но все, кто мог, смотрели на знаменитого героя во все глаза, и только об этом были разговоры, пока не поступил приказ к отплытию".
  
  Лорд Китченер прощается с адмиралом Джеллико на борту линкора HMS Iron Duke, 5 июня 1916 г.
  Жить ему и его свите остается несколько часов...
  
  Считается, что на фотографии оригинальный автограф адм. Джеллико.
  
  Старший матрос Уильям Кэшмен, хроникер-любитель своего крейсера, такого зрелища пропустить не мог: "Во второй половине дня лорд Китченер и его сотрудники поднялись на борт нашего корабля, и нам было поручено выполнить специальное задание, которое состояло в том, чтобы доставить лорда Китченера в неизвестный пункт назначения. Я лично видел, как лорд Китченер и его штаб поднялись на борт, поскольку я дежурил в артиллерийском отделении на верхней палубе именно в тот момент. В это время дул штормовой ветер с северо-северо-востока. Позже ветер сменился на северо-западный и усилится. Мы покинули гавань около 5 часов вечера в сопровождении двух эсминцев (HMS Unity и HMS Victor) в качестве эскорта по главному фарватеру Хона-Саунд, а затем направились на запад через Пентленд-Ферт. Затем мы взяли курс на север, чтобы обогнуть Оркнейские острова. Около 19:00 эсминцам пришлось покинуть нас, так как они не смогли идти в ногу с нами, когда мы столкнулись со всей силой шторма у Рора-Хед в Хое. Они вернулись в гавань, а мы продолжили путь самостоятельно".
  
  
  Эсминцы HMS Unity и HMS Victor. Не защитили, но не виноваты.
  
  Все уцелевшие моряки с "Хэмпшира" в один голос сообщают, что, хотя присутствие на борту делегации лорда Китченера не было секретом, о пункте назначения нижним чинам было неизвестно.
  По смене курса крейсера HMS "Хэмпшир", приведшей его к гибели, и причине ухода эсминцев, сократившей шансы экипажа на спасение (они могли бы попытаться подобрать оказавшихся в воде людей) дает исчерпывающую информацию сам адмирал Джеллико: "В течение дня погода в Скапе, которая утром была плохой, постепенно ухудшалась, и к полудню дул шторм с северо-востока. Первоначально предполагалось, что что "Хэмпширу" следует идти по маршруту, проходящему на север по восточному берегу Оркнейских островов, следуя по фарватеру, который регулярно проверялся минно-тральными судами в качестве обычной меры; но, поскольку северо-восточный штормовой ветер вызывал сильное волнение моря на этой стороне, о тралении мин не могло быть и речи, и было также очевидно, что эсминцы сопровождения не могут следовать со стороны моря на большой скорости. Я обсудил со своим штабом, какой маршрут, с западной или подветренной стороны, будет самым безопасным, и, наконец, решил, что "Хэмпшир" должен пройти недалеко от берега и идти по альтернативному маршруту дальше на запад возле маяка Суле Скерри.
  Мы выбрали этот маршрут, потому что при северо-восточном ветре там можно будет идти меньшим ходом, и эскорт эсминцев сможет лучше поспевать за "Хэмпширом". Я придерживался мнения, что ни один вражеский надводный корабль не занимался постановкой мин на этом маршруте из-за ограниченной протяженности часов темноты в этих северных широтах в это время года - едва ли более двух часов - и потому, что он постоянно патрулировался вспомогательными силами флота.
  Незадолго до 17:45 крейсер встретился с эсминцами у Тор-Несса и приказал им развить скорость 18 узлов. К этому моменту вечерний шторм не только усилился, но и сместился с северо-востока на север. Эсминцам, как только они оказались в открытом море, пришлось испытать величайшие трудности, чтобы не отставать от "Хэмпшира". Между 18:00 и 18:30 обмен сигналами дал понять, что ни один из эсминцев не может поддерживать скорость более 10 узлов в условиях усилившегося шторма, и, наконец, "Хэмпшир" подал сигнал: "Эсминцам возвращаются на базу". Этот приказ должным образом записан в журналах сигналов обоих кораблей, тем самым опровергая утверждение, сделанное в некоторых кругах, о том, что эскорт под свою ответственность покинул "Хэмпшир"".
  Неучтенным фактором стала германская подлодка U-75, которая в ночь на 28 мая 1916 г. по личному приказу командующего Кайзеровским флотом открытого моря адмирала Шеера прокралась мимо британской брандвахты на западную сторону Оркнейских островов и установила 22 мины в районе Марвик-Хед. Впоследствии она разделила участь "Хэмпшира" 14 декабря 1917 г., когда сама погибла на минах со всем экипажем. Не пережил войны, несмотря на новое назначение (на U-102), и командовавший в том походе капитан-лейтенант Курт Бейтцен: месть судьбы настигла его в 1918 г. - опять же мины, и так же на дно со всем экипажем. Но с U-75 уцелел лейтенант Микалаус Вайсфельт, проводивший фатальную минную постановку: его списали с подводного флота из-за тяжелой болезни глаз. Этого офицера также можно отнести к категории выживших при потоплении крейсера "Хэмпшир", только со стороны противника. После войны он дал показания, которые раскрывают всю силу трагической случайности во взрыве смертоносной мины 5 июня 1916 г.
  "Эти мины, установленные на глубине 7 метров, были рассчитаны, если повезет, на подрыв тяжелого транспортного судна и обычно не мешали работе вспомогательных судов, - показал бывший лейтенант Вайсфельт. - Они также не могли помешать проходу большого крейсера в течение большей части суток в любую погоду из-за колебаний минрепов приливными течениями. Лишь в плохую погоду и в ограниченный период времени при отсутствии подводного течения корабль с осадкой "Хэмпшира" мог столкнуться с этими минами. Эти условия возникли в результате ряда совпадений, тягостные последствия которых уже зафиксированы в истории".
  
  Единственная сохранившаяся фотография немецкой подлодки U-75, 1916 г.
  
  ***
  Британский сторожевой корабль, патрулировавший побережье крупнейшего из Оркнейских островов - Мейнленда, в 20:35 5 июня 1916 г. сообщил, что видит "боевой корабль/линкор (battleship) в огне" примерно в 1,5 милях от побережья, и в 20:45 повторил свое сообщение. Через 20 минут он сообщил, что корабль затонул.
  Современные военно-морские историки сошлись во мнении, что подрыв крейсера HMS "Хэмпшир" на одной из мин, установленных U-75, произошел около 19:40, однако в показаниях переживших его гибель моряков и немых свидетельствах погибших до сих пор существуют серьезные разночтения по времени.
  Старший матрос Уильям Кэшман, самый красноречивый из уцелевших, так описал момент взрыва: "В это время дул ураган, бушевало грозное море, все люки на нашем корабле были задраены, только один палубный люк был открыт для прохода на верхнюю палубу и обратно. Огромные волны омывали крейсер, но не было ни малейшей опасности, так как это был очень хороший корабль и вполне мореходный. Лорда Китченера в это время не было на верхней палубе, так как там было небезопасно и некомфортно. Однако все было в порядке, и в 20:50 (так в тексте) прозвучал рутинный сигнал боцманских дудок: "К гамакам стоять".
  Подавляющее большинство команды уже отдыхало в гамаках на жилых палубах, когда очень сильный взрыв произошел в передней части корабля, прилегающей к погребам боеприпасов носовых башен и переднему котельному отделению. Сильно изувечены были многие члены экипажа, находившиеся недалеко от места взрыва, у одного бедняги практически не осталось ни кусочка кожи. Освещение погасло, так как сила взрыва вывела из строя все электрооборудование и коммуникации, погрузив корабль в полную темноту, потому что все иллюминаторы и световые люки были закрыты и задраены".
  26-летний старший матрос Чарльз Уолтер Роджерсон, отличный специалист и корабельный отличник, 10 лет прослуживший на флоте, высказал предположение, что взрыв мины вызвал детонацию носовых погребов боеприпасов. Учитывая пожар на борту, большое количество погибших и раненых и очень быструю гибель "Хэмпшира" (он продержался на воде не более 15 минут) версия матроса выглядит вполне правдоподобной, хоть официально ее не подтвердили (и не опровергли). Напомню, что при Ютланде именно детонация артиллерийских боеприпасов отправила на дно несколько крупных британских кораблей.
  
  Образцово-показательный ст. матрос Чарльз У. Роджерсон, который после гибели "Хэмпшира" был допущен пообщаться с прессой и рассказал все "как надо".
  
  Старший по званию среди спасшихся с крейсера, 33-летний старшина (Petty Officer) Уилфред Вессон, который одним из первых изложил подробности гибели корабля для основного британского официоза The Times спустя несколько дней после трагедии, взглядом профессионального флотского младшего командира зафиксировал несколько деталей. "Когда вахта находилась внизу у своих гамаков, готовясь лечь спать, произошел взрыв, - рассказал он. - Я в это время был в кают-компании. Когда произошел взрыв, сразу же погас весь свет, и по кают-компании пронесся ужасный сквозняк, срывая с офицеров фуражки. Пока я вместе с остальными ждал команды на гальфвердеке (полупалубе), из капитанской каюты вышел офицер вместе с лордом Китченером. Он крикнул: "Освободите место для лорда Китченера!" и люди посторонились, чтобы пропустить лорда Китченера, а корабельные морские пехотинцы образовали для него коридор". Показания других очевидцев уточняют, что фельдмаршала на верхнюю палубу провел офицер-артиллерист Хамфри Мэттьюс.
  Картину последних минут "Хэмпшира" дополняет в живописной литературной манере ирландец Уильям Кэшмен, несколько рисуясь, чтобы подчеркнуть свое храброе поведение: "Попробуйте представить себе ужасное положение сотен людей, находящихся между палубами, и корабль, который в тот момент погружался под самым опасным углом, при том, что только один трап был доступен, чтобы добраться до верхней палубы. Лорд Китченер в это время находился в своих апартаментах, в кормовой части корабля, и даже ему предстояло преодолеть некоторое расстояние среди плотной массы людей, чтобы добраться до трапа и попасть наружу. Я тоже находился между палубами, и силой взрыва меня ударило о стальную стойку. Я пытался добраться до резиденции лорда Китченера, но безуспешно из-за темноты и препятствий, встречавшихся на моем пути. Я тогда приказал: "Уступите дорогу лорду Китченеру", но так как он не прошел мимо меня, мне оставалось выполнить только один план, если это было возможно. Я поднялся по трапу с большим трудом, так как он был узок для такого большого количество людей, стремившихся выбраться на верхнюю палубу. Достигнув верхней палубы, я попытался открыть люки, но безуспешно из-за огромных волн, перекатывающихся через гибнущий корабль. Я увидел на палубе ужасное зрелище: мертвые и умирающие плавали повсюду, и у нас не было возможности оказать им помощь".
  По отрывочным свидетельствам очевидцев можно предположить, что после взрыва паники среди дисциплинированного экипажа "Хэмпшира" не было, моряки механически исполняли то, чему их учили на случай бедствия, сохраняя при этом субординацию и уважение к старшим по званию. О том, как им было страшно, запертым во чреве погибающего бронированного гиганта, в темноте и в дыму, среди криков раненых, косвенно упоминает корабельный мастер 1-го класса (Shipwright 1st Class) Уильям Чарльз Филлипс: "Корабль подбросил ужасный взрыв, сотрясший его от носа до кормы. Произошло что-то из ряда вон выходящее, и начавший распространяться повсюду удушливый дым свидетельствовали о том, что мы, вероятно, подорвались на мине. Сила взрыва погасила все электрическое освещение, и я никогда не забуду ту ужасную тряску во тьме и в дыму, которую пришлось пережить до этого проблеска света, проникавшего через единственный открытый люк" Несмотря на поздний час, "Хэмпшир" погибал в светлое время суток: в июне на этой широте дневной свет длится до 23:00 (GMT).
  Момент, когда командир крейсера капитан Сэвилл понял, что корабль не спасти, и отдал приказ эвакуировать экипаж и пассажиров, не зафиксирован никем из выживших, он был доведен им непосредственными командирами на их постах. Очевидно, это произошло очень быстро: "Хэмпшир" стремительно погружался носом, его корпус била ужасающая тряска, о которой упоминают почти все, электроэнергия отсутствовала, борьба за живучесть была бессмысленна.
  
  Последний поход и место подрыва крейсера HMS "Хэмпшир" на карте.
  
  ***
  Несмотря на отчаянное положение, была предпринята попытка вывезти "самого ценного человека" на борту крейсера - лорда Китченера.
  Со слов спасшихся моряков комиссией по расследованию обстоятельств трагедии был восстановлен последний путь фельдмаршала: "Когда матросы поднимались к единственному открытому из люков для эвакуации, появился лорд Китченер в сопровождении морского офицера; последний крикнул: "Дорогу лорду Китченеру", и они оба поднялись на квартердек, и впоследствии на квартердеке были замечены четыре армейских офицера, идущих на корму по левому борту".
  "Капитан Сэвилл считал своей главной задачей спасение лорда Китченера, - заявил газете The Times по горячим следам гибели "Хэмпшира" образцовый матрос Роджерсон, защищая посмертную репутацию своего командира. - Капитан звал его, чтобы он шел к шлюпке, но из-за шума ветра и столь громкого грохота моря он, по-видимому, не мог услышать". Далее старший матрос Роджерсон, по-видимому, самый "идеологически правильный" с точки зрения британской пропаганды, вкладывает свой камень в фундамент легенды о конце лорда Китченера: "Он затонул вместе с кораблем. Он не оставил корабль. Я видел, как Китченер хладнокровно ходил взад и вперед по палубе и разговаривал с двумя своими офицерами. Они нисколько не испугались". По-видимому, конец фельдмаршала разделили двое старших офицеров из его миссии. Третьим человеком в армейской форме, державшимся поблизости, английские авторы называют начальника охраны лорда Китченера сержанта 1-го класса Мэтью МакЛохлина. Этот ветеран Лондонской полиции честно исполнял свои обязанности до последнего.
  
  Сержант 1-го класса Мэтью МакЛохлин, верный телохранитель фельдмаршала Китченера.
  
  Скорее всего, Китченер действительно не пытался спастись. Интересная история сопровождает обстоятельства конца этого человека: в 1894 году известный английский предсказатель Уильям У. Хейро заявил лорду: "Я вижу катастрофу на море на шестьдесят шестом году вашей жизни". На момент командировки в Россию морем Китченеру исполнилось 65 лет...
  Впрочем, самый молодой из уцелевших моряков с "Хэмпшира", 19-летний матрос Добровольного Резерва Флота(Able Seaman, Royal Naval Volunteer Reserve) Ричард Симпсон нарисовал менее героическую картину. Он упрямо утверждал, что после взрыва "старый Китченер выглядел как лунатик и позволял себя увлекать сопровождавшим офицерам", а затем он видел "мокрую фигуру, похожую на фельдмаршала" в одной из спущенных с борта шлюпок, которая утонула. Смелый парень из портовых пролетариев, несмотря на жесткое давление командования, не изменил своих показаний до самой смерти - а погиб он на потопленном транспорте SS Thames в августе 1917 г.
  ***
  
  Гибель крейсера HMS "Хэмпшир" в представлении современного английского художника. Изображение с обложки юбилейного сборника HMS Hampshire: A Century of Myths and Mysteries Unravelled, выпущенного в 2016 г.
  
  Ситуация со спущенными с крейсера шлюпками, в одной из которых мог утонуть лорд Китченер, не ясна, как и многие аспекты гибели корабля. Наблюдатели с берега Мейнленда заметили на воде четыре шлюпки, среди которых мог быть и капитанский гиг; не исключено, что они приняли за шлюпки спасательные плоты.
  Старшина Вессон, старший по званию из спасшихся, на протяжении почти всей агонии "Хэмпшира" находился на верхней палубе, помогая открывать задраенные люки, чтобы выпустить людей из отсеков. С пунктуальностью старательного младшего командира он сообщил: "Шлюпки не могли быть спущены на воду должным образом со шлюпбалок, поскольку после взрыва была отключена электроэнергия, и лебедки не работали, что вынудило экипаж занять места в шлюпках согласно расписанию эвакуации, обрезать найтовы и ждать, пока их смоет в море по мере того, как погружался корабль. Но, отплывая от корабля, я видел, как корма "Хэмпшира" высоко поднялась над водой, а потом он перевернулся, увлекая за собой людей на шлюпках в водоворотах". "Ниспровергатель легенды Китченера" молодой матрос Симпсон, которому чудом удалось выброситься в море с вздыбившегося корпуса гибнущего крейсера, добавляет жутких подробностей: "Палуба круто поднялась, и шлюпки с людьми покатились вниз, разбиваясь о надстройки и механизмы".
  Кочегар 1-го класса Фарнден, один из двух литературных мемуаристов среди выживших, утверждает, что по крайней мере одну шлюпку все-таки пытались спустить: "На одну шлюпку, которую опускали вручную, обрушилась огромная волна, которая разбила ее о борт судна, сбросив в воду от 50 до 60 человек".
  Впоследствии одна опрокинутая шлюпка, опознанная по эмблеме крейсера "Хэмпшир" на носу - розе Тюдоров - была подобрана спасательными судами, вторую прибило к берегу в бухте Турсо на шотландском побережье. Выживших на них не было, со шлюпок никто не уцелел.
  Все 12 моряков, которым повезло пережить потопление HMS "Хэмпшир", спаслись на плотах системы Керли, либо отплыв на них до погружения корабля в пучину, либо будучи подобраны товарищами из волн. Эти спасательные средства, представлявшие собой пробковый или капковый корпус овальной формы и сетку, на которую следовало опираться, матросы презрительно называли "чудовищными спасательными кругами" и поговаривали, что они "убили больше людей, чем спасли". Тем не менее, для моряков "Хэмпшира", оказавшихся в воде, а температура воды у Оркнейских островов даже в летнее время зябкая, они стали последним шансом. На крейсере имелось всего три таких плота, и, как выяснилось, все их прибило к берегу и уцелевшие оказались на каждом из них.
  
  Плот Керли. Рисунок выжившего благодаря ему моряка следующей мировой войны - Второй.
  
  Старшина Вессон, так мужественно державшийся поначалу, не стал дожидаться выхода всех товарищей из внутренних отсеков. Он запрыгнул на отходивший первым плот No1. Там провели перекличку и насчитали 43 человека. "Из командного состава здесь были офицер-артиллерист (Gunner, не ясно, кто из трех артиллерийских офицеров), помощник казначея (Assistant Paymaster, Марк Ньюджент) и старший плотник (Carpenter, Джордж Т. Стеллард), все они потом погибли, когда плот выбросило на камни", - сообщает Вессон.
  А вот кочегар Фарнден стойко помог спускать на воду плоты No1 и No2 и позволил себе попытать счастья только на последнем, No3.
  На последнем плоту оказался также красноречивый ирландец Кэшмен. В своих воспоминаниях он ярко нарисовал последние мгновения любимого корабля и отчаянную борьбу запоздавшего спасательного средства со зловещей "воронкой": "В конце концов меня выбросило с быстро тонущего корабля за борт, и я с помощью малознакомых, но близких в тот миг товарищей сумел взобраться на плот. На корабле было три таких плота, и именно они помогли спастись двенадцати выжившим. Мой плот поначалу удерживал на поверхности около 50 человек, и мы стали свидетелями последних сцен трагедии. Обреченный корабль быстро тонул носом вперед и в последний момент встал перпендикулярно уровню моря, затем сильно погрузился, перевернулся и скрылся под волнами, унеся с собой лорда Китченера. Мое путешествие на плоту грозило оказаться коротким, так как могучий водоворот, созданный тонущим кораблем, едва не унес в пучину плот с его невольным экипажем из потерпевших кораблекрушение моряков. Мы изо всех сил гребли всем, чем могли, чтобы отдалиться от жуткой гибели в темной глубине. Однако этого не произошло, и плоты (всего три) наконец отошли от места вечного успокоения старого доброго "Хэмпшира", который так долго и надежно был для нас домом и нашим оружием".
  """
  Подрыв броненосного крейсера HMS "Хэмпшир" на немецкой мине и его гибель были замечены патрульным судном, наблюдательными постами на побережье Оркнейских островов и местными жителями. Несмотря на штормовую погоду, радиосвязь и телеграф 5 июня 1916 г. работали нормально, командующий Гранд Флитом адмирал Джеллико и британское Адмиралтейство были оповещены о катастрофе в режиме реального времени. Сразу же была начата спасательная операция, разумеется, с надеждой эвакуировать лорда Китченера - харизматичный военачальник для воюющей страны значил по крайней мере не меньше, чем экипаж крупного боевого корабля.
  
  Картина современника, изображающая крейсер HMS "Хэмпшир" то ли при подрыве на мине, то ли просто в шторм.
  
  "Патрульные корабли и эсминцы сразу же направились к месту, и патрули на автомобилях были посланы вдоль побережья на поиски, - докладывал адмирал Джеллико в Лондон. - Но до сих пор найдены только несколько тел и перевернувшаяся шлюпка. Поскольку весь берег был обыскан со стороны моря, я очень опасаюсь, что надежды на то, что кто-нибудь останется в живых, мало. Никаких сообщений еще не получено от поисковой группы на берегу".
  Кроме того, гражданские рыбаки и яхтсмены пытались выйти на поиски выживших моряков на своих маленьких суденышках, но гарнизон Оркнейских островов выставил возле пирсов оцепление с примкнутыми штыками, чтобы люди не подвергали себя опасности в бурном море. Словом, "Хэмпшир" не был брошен на произвол судьбы, необходимые меры для спасения людей были приняты своевременно, но сложные погодные условия и быстрая гибель корабля сделали их бесполезными.
  Тем морякам, кто успел покинуть обреченный корабль перед затоплением, пришлось уповать только на судьбу и на свои силы. Выжившие с крейсера "Хэмпшир" подробно описывают страшные часы борьбы за жизнь, проведенные на спасательных плотах в ледяной воде, среди огромных волн и сгустившейся ночной тьмы.
  Старший матрос Уильям Кэшмэн, наделенный самым основательным литературным талантом, вновь многословнее других: "Нас отнесло далеко в море, так как у нас не было средств для продвижения наших маленьких судов к берегу, а наши легкие весла, типа тех, которыми гребут на индийских каноэ, были вырваны из рук и унесены от нас бушующим морем. Только представьте себе наши мысли в тот момент о близких, оставшихся дома, с которыми многим из нас было не суждено встретиться никогда. Многие умерли от холода и изнеможения, только четверо на моем плоту выжили. Я приписываю свое спасение хладнокровию и сильному сердцу, потому что никогда не волнуюсь в затруднительном положении, стараюсь понять ситуацию и извлечь максимум пользы из плохого дела. У нас не было никакой защиты от холода и ветра; была только сеть из сплетенных канатов, на которой можно было стоять, она была прикреплена к корпусу овальной формы - вот, собственно, и весь плот. Я провел на этом плоту около двенадцати часов, и наконец нас погнало волнами к Оркнейским островам. Практически на любой части их побережья высятся нагромождения огромных скал, и утомленному моряку будет очень трудно выбраться в безопасное место.
  Из всей корабельной команды (почти восемьсот душ) в живых осталось только двенадцать человек, чья воля к жизни и выносливость могли противостоять стихии в эту ужасную ночь. Наши силы были на исходе, мы содрогались от ударов ветра и волн, было очень холодно. Когда наш плот достиг берега, трое других выживших довольно легко выбрались, так как находились в его передней части. Я был в середине и окружен мертвыми товарищами, мне было очень трудно избавиться от их смертельных объятий. Плот снова уносило в море, когда огромной волной меня смыло с него, так что, как видите, меня сначала смыло с корабля на плот, с плота меня вынесло в воду, а живые друзья заметили меня и помогли выбраться на берег. Тогда я поднялся на огромную скалу и поднял тревогу, и островитяне доставили моих товарищей в безопасное место". Вместе с ним взобраться наверх удалось старшине Уилфреду Вессону, который сумел четко сообщить, сколько аварийных плавсредств с "Хэмпшира" остались на плаву после гибели корабля, и стало ясно, что спасать больше некого.
  
  Ст. матрос Уильям Кэшмен (стоит), старшина Уилфред Вессон (сидит, справа) и двое их товарищей в день своего спасения на ферме, давшей им приют.
  
  Старший матрос Кэшмен и старшина Вессон находились на плоту No1, который носило по волнам дольше всего. Плоты No2 и No3 прибило к берегу раньше, через пять часов после катастрофы, однако и на них удалось уцелеть немногим. Корабельный мастер 1-го класса Уильям Чарльз Филлипс вспоминал, что "прошло около дух часов, когда эффект холода стал действовать... Наступила ночь, и люди теперь умирали очень быстро".
  Вот слова старшего матроса Чарльза Уолтера Роджерсона, одного из немногих выживших: "Я был на одном из плотов, и мы провели ужасные пять часов в воде. Море было настолько бурным, и волны обрушивалось на нас с такой силой, что многие погибли от их ударов. Другие умерли от страшного холода. Я совсем оцепенел. Нас охватило почти непреодолимое желание спать, и, чтобы бороться с ним, мы хлопали друг друга по спинам, потому что ни один человек, который заснул, никогда больше не просыпался. Когда люди умирали, это выглядело так, как будто они собирались спать. Один матрос пять часов простоял на плоту и умер стоя, а вокруг него лежали мертвые. Другой товарищ умер у меня на руках. Когда мы подошли к берегу, ситуация ухудшилась. Ветер дул в сторону берега, и ярость моря с огромной силой швырнула наш плот о скалы. Многие были убиты о камни, а плот трижды переворачивался. Я не совсем понимаю, как я выбрался на берег. Все ощущения к тому времени покинули меня".
  
  Побережье Оркнейских островов в районе затопления крейсера "Хэмпшир".
  Выглядит устрашающе и безнадежно, особенно снизу.
  
  Надо отдать должное морякам с "Хэмпшира" - самым стойким чувством перед лицом смерти у них оказалось товарищество. История о том, как двое приятелей-кочегаров, один из которых не умел плавать вовсе, а другой был "неуверенным пловцом", помогли друг-другу добраться до берега с опрокинувшегося плота, и так и не поняли - кто кого спас, могла бы показаться забавной, если бы не монументальный трагический фон.
  Мемуарист гибели "Хэмпшира" "номер два", кочегар 1-го класса Уолтер Чарльз Фарнден так описывает этот эпизод: "Я оказался на камне, торчащем из воды в 12 футах от берега, где еще предстояло карабкаться на скалы. Вроде бы несерьезное расстояние, но я совсем не умел плавать. Но удерживаться было все труднее, и я решил преодолеть "пролив" одним броском, на счастье, Фредди Симс, который был со мной на одном плоту, поддержал меня". Теперь слово самому Фредерику Лоту Симсу, также кочегару 1-го класса и самому большому долгожителю с "Хэмпшира" (1895-1991): "Я не был уверенным пловцом... Мой друг Фарнден по прозвищу "Лофти" помог мне выбраться на берег и мы вместе начали карабкаться на утесы".
  
  Кочегары 1-го кл. Уолтер Фарнден и Фредерик Симс.
  
  Первыми людьми, пришедшими помощь мокрым, продрогшим, израненным об острые камни морякам с погибшего корабля были мирные жители Оркнейских островов (хотя, как известно, многие из них не считают себя британцами и веками относятся к англичанам как к непрошенным гостям). Все спасшиеся с крейсера HMS "Хэмпшир" в один голос отмечают их доброту и искреннее участие. Ирландец по рождению и писатель по призванию старший матрос Уильям Кэшмен (как выяснилось позже, англичан он тоже не любил, но "идеальных", с которыми не служил вместе) не скупится на похвалы островитянам: "Жители фермерского дома были очень добры и порядочны по отношению к нам и немедленно выполняли наши многочисленные желания и требования. Нам сразу были поданы сухая одежда, одеяла, горячая еда и питье, виски и табак сколько захотим, хотя семейство фермеров было небогато. Почти мальчишка Симпсон, тоже артиллерист (Кэшмен служил на крейсере в орудийном расчете), не мог согреться и сильно дрожал, тогда молодая девушка крепко поцеловала его - дрожать перестал сразу".
  
  Гостеприимство оркнейского населения "оценили" и британские военные власти: вскоре на острове Мейнленд военная полиция и морская пехота начали обыски, пытаясь выловить "дезертиров с "Хэмпшира" - якобы неучтенных спасшихся моряков, которые решили "бросить собачью королевскую службу" и скрывались с помощью островитян. Были ли таковые на самом деле - неизвестно, ни один из них не был пойман и никак не дал о себе знать после войны.
  Шаткие веревочные палубы плотиков системы Керли навсегда разделили экипаж крейсера HMS "Хэмпшир" на живых и мертвых. "Два других плота с нашего корабля были выброшены на берег Оркнейских островов в нескольких милях от моего плота, - сообщает старший матрос Кэшмен. - На этих двух плотах осталось восемь выживших, а на моем - четверо, всего двенадцать человек. Я был единственным уцелевшим ирландцем, остальные были выходцами из Англии, Шотландии и Уэльса. Долгое время после катастрофы, я не мог спать и жил на границе кошмара, ибо знал, что за несколько мгновений сна я снова переживу ужасы той катастрофы. Такова история гибели "Хэмпшира", самого печального происшествия в моей жизни".
  ***
  HMS "Хэмпшир" погиб всего в 1,5 милях от берега, поэтому море нехотя вернуло суше десятки мертвых тел. Многие из них были облачены в спасательные жилеты, которые, однако, не помогли им.
  В Первую мировую войну Королевский Флот Великобритании был обеспечен спасательными жилетами системы Бодди (Boddy life preserver vest), принятыми в 1912 г.
  
  Спасательные жилеты Бодди на американском офицере и даме-пассажирке на корабле в Атлантике в годы Первой мировой.
  
  Однако многим членам экипажа "Хэмпшира", падавшим в море с большой высоты, когда корма огромного корабля встала почти вертикально, они не спасли жизнь, а "помогли" с нею расстаться. Экспертиза тел показала, что у многих были тяжелые травмы шейных позвонков, причиненные жесткими воротниками спасжилетов при ударе о воду.
  Несколько моряков, отличные пловцы, все же сумели победить волны и добраться до берега вплавь - в этом случае спасжилеты сработали по назначению. Однако близость бесприютного побережья Оркнейских островов оказалась для них лишь миражом спасения. Пловцов ждали острые прибрежные камни, о которые их с убийственной силой ударяло волнами, а дальше вырастала стена скал. В принципе, по ним можно было взобраться, но это было легко для здорового туриста, а не для обессиленного борьбой со стихией моряка, потерпевшего кораблекрушение. Тела от 70 до 80 погибших застряли в камнях у побережья; когда их извлекли из моря, оказалось, что у многих сорваны все ногти, а руки чудовищно изрезаны и изломаны - они погибли, пытаясь выбраться и срываясь обратно...
  Исполняющий обязанности старшины кочегаров (Acting Stoker Petty Officer) Уильям Кейк, физически очень сильный и смелый парень, сумел доплыть и даже выползти на берег с изуродованными руками. Он еще смог назвать себя офицеру из спасательной команды, но по пути в госпиталь сердце остановилось от переохлаждения.
  
  Старшина кочегаров Уильям Кейк - преодолел волны и умер на суше...
  Надпись на фуражке - с прежнего места службы.
  
  Троих матросов, из последних сил боровшихся с волнами среди камней, выдернули из прибоя спешно посланные на побережье морские пехотинцы местного гарнизона. Однако все трое получили настолько тяжелые травмы и были настолько переохлаждены, что скончались в течение нескольких часов. С учетом этих трагических случаев спасения невыживших и сложилась ошибочная цифра уцелевших с "Хэмпшира", кое где упоминаемая по сей день - 16 человек.
  Всего после гибели "Хэмпшира" были обнаружены тела 124 погибших, большинство - у побережья острова Мейнленд, нескольких вынесло на пляжи материковой Шотландии, остальных подобрали в море спасательные суда. Среди них было двое сухопутных офицеров из миссии лорда Китченера - подполковник О.А. ФицДжеральд, личный военный секретарь фельдмаршала, и хорошо знавший русский язык переводчик юный 2-й лейтенант Роберт МакФерсон. Оба мертвых офицера были в полной форме, при сапогах и портупеях - они либо не захотели, либо не успели попытаться спастись. А вот из всего офицерского состава "Хэмпшира" было обнаружено только тело лейтенанта Хамфри Мэттьюса, того самого, который после взрыва выводил лорда Китченера на верхнюю палубу. Лейтенанта вынесло на берег бухты Турсо в Шотландии, он был в спасательном жилете, предусмотрительно надетом под пальто (считается, что так теплее в воде), остановившиеся часы на его запястье показывали время: 20:02. Британская пресса тщательно освещала историю обнаружения погибших, страну не оставляла надежда на то, что найдут лорда Китченера - в первые дни чудом выжившего (упорно циркулировали подобные слухи), потом его труп. Тщетно: Китченер утонул без следа.
  
  Побережье Оркнейских островов после гибели крейсера "Хэмпшир". Художника выяснить не удалось, но одна из самых трогательных и сильных картин, посвященных этому событию.
  
  "Военно-морское кладбище Лайнесс на острове Хой служит местом последнего упокоения тех наших товарищей, которые не выдержали ужасных испытаний в борьбе с морем и были выброшены им на берег мертвыми", - грустно отмечает последнюю стоянку экипажа крейсера "Хэмпшир" хроникер и свидетель его гибели старший матрос Кэшмен.
  Скромные памятники погибшим выполнены на два имени каждый, неизвестные значатся под традиционной эпитафией: "Британский моряк Великой войны, известный только Богу".
  
  Отдельно был похоронен подполковник ФицДжеральд из делегации Китченера - на кладбище Истборн (Оклиндж).
  Траурная церемония по лорду Китченеру состоялась в лондонском соборе Св.Павла 13 июня 1916 г. в отсутствие бренных останков покойного, но при большом стечении публики.
  
  Фельдмаршала "на покой" провожают.
  
  Население колоний Великобритании, не забывшее жесткую кровавую руку Китченера Хартумского и его многочисленные злодеяния, облегченно вздохнуло и от души пожелало покойному... "ни дна, ни покрышки", или что там говорят по такому поводу в Южной Африке, Египте, Индии?
  ***
  12 уцелевших моряков из экипажа погибшего крейсера были спустя сутки доставлены госпитальным судном на базу Гранд Флита в Скапа Флоу, однако на больничных койках не задержались. Нескольким из них, включая старшего по званию старшину Вессона и "благонадежного" матроса Роджерсона было позволено пообщаться с прессой. Также было сделано групповое фото выживших, облетевшее газеты и журналы Великобритании.
  
  Одиннадцать из двенадцати выживших.
  
  Кое-кто сразу же "накосячил", по крайней мере с официальной служебной точки зрения. Молодой матрос Симпсон без санкции командования рассказал журналистам версию о далеко не геройском поведении фельдмаршала Китченера в последние минуты жизни. Образцовый матрос Рождерсон оказался не таким уж образцовым, и в первый же день в Скапа Флоу сходил в самоволку из госпиталя, чтобы отправить матери телеграмму о том, что он жив, нарушив тем самым приказ о неразглашении. Ее текст сразу же опубликовала местная пресса; так Британия впервые узнала, что экипаж крейсера не весь пошел на дно за лордом Китченером. Тогда Роджерсону этот недисциплинированный шаг сыновней любви простился, однако Королевский Флот ничего не забыл.
  Война продолжалась, и переживших гибель крейсера "Хэмпшир" моряков разослали по новым местам службы. Преимущественно - по небольшим военным и вспомогательным кораблям, чтобы своими страшными рассказами они не деморализовали крупные боевые экипажи.
  Вольнодумный матрос Ричард Симпсон погиб в августе 1917 г. на транспорте SS Thames - геройски, бросившись в затопляемый отсек в поисках товарища; ему едва исполнилось 20 лет.
  Кочегар 1-го класса Уолтер Чарльз Фарнден уже по окончании Первой мировой войны снова пережил гибель своего корабля, и снова - подрывом на мине. Тральщик HMS Gentian, на котором он служил, участвовал в британской интервенции против Советской России, и 22 августа налетел на мину в Финском заливе. Фарнден в своих воспоминаниях заметил, что у него тогда хватило присутствия духа мрачно пошутить: "Всегда так со мной! (The story of my life)", а все происходящее после огромной трагедии "Хэмпшира" казалось каким-то "ненастоящим".
  В 1919-м же году образцового старшего матроса Роджерсона догнало наказание за телеграмму матери до снятия с выживших "обета молчания". Он был разжалован и уволен с флота "без почестей". Наверное, было очень обидно получить такое унижение после всего, через что он прошел на службе Британской короне. Чарльз Уолтер Роджерсон уехал в Новую Зеландию и погиб там в 1923 г., в возрасте 33 лет - есть свидетельство, что в пьяной драке...
  Большинство других уцелевших жили долго, и зачастую - очень ярко, словно пытаясь заполнить недописанные судьбой истории своих товарищей.
  "Литературная звезда" "Хэмпшира" старший матрос Уильям Кэшмен продолжил службу в Королевском флоте, дослужился до звания старшины, однако во время Ирландской национально-освободительной революции попал в военную тюрьму по подозрению в связях с "мятежными фениями". Заговорщиком он не был, но все же был добрым ирландцем и сочувствовал борьбе своих соотечественников. Будучи освобожден и даже оправдан, Кэшмен ушел из Королевского Флота, вернулся в родную и теперь независимую Ирландию. Он работал моряком торгового флота, морским полицейским, тренером по гребному спорту и по футболу, школьным учителем... И много писал в различные ирландские издания - и на английском, и на гэльском языках. Как писатель, он больше всего запомнился историей о гибели "Хэмпшира".
  Во Второй мировой войне участвовали по меньшей мере двое из выживших с крейсера. Бывший кочегар Уолтер Фарнден, будучи служащим железной дороги и имея право на бронь, в 1940 г. снова вступил добровольцем в Королевский Флот - море позвало. О службе уже старшины Фарндена сохранились только отрывочные известия, но его биографы полагают, что он участвовал в проводке полярных конвоев с военными грузами для СССР в Архангельск, не исключено - что в роковом PQ-17. Оставив неплохие воспоминания о последнем походе "Хэмпшира", написать о Второй мировой войне Фарнден так и не собрался. А бывшего матроса Джона Роберта Боумена война застала на Мальте, где он работал по найму на военно-морской базе. Во время итало-германской блокады острова и массированных бомбардировок 1940-43 гг. он служил младшим офицером в зенитной батарее Мальтийской Королевской Артиллерии. Сегодня его боевые награды двух войн хранятся в Военном музее Ла Валетты.
  
  Автографы двенадцати уцелевших с HMS "Хэмпшир".
  
  Двенадцати морякам с крейсера HMS "Хэмпшир" повезло. Они уцелели. И жили в большинстве своем достойно. Как умели достойно смотреть в глаза смерти в штормовом море близ Оркнейских островов 5 июня 1916 г.
  Можно ли сказать такое о фельдмаршале лорде Китченере Хартумском - вопрос спорный.
  _____________________________________________Михаил Кожемякин.
  
  Источники:
  - John Rushworth Jellicoe. The crisis of the naval war.
  - John Rushworth Jellicoe. The grand fleet; 1914-1916; its creation, development and work.
  - George H. Cassar. Kitchener's War: British Strategy from 1914 to 1916 (2004).
  - Michael Geelan. The Death of Lord Kitchener (Fifty Great Disasters and Tragedies that Shoked the World).
  - Lieutenant H. S. Mazet (U.S. Marine Corps Reserve). The Truth of the Hampshire Affair. U.S. Naval Institute.
  - Make Way for Lord Kitchener! The Loss of His Majesty"s Ship Hampshire on 5 June 1916. Part One - The Times Account; Part Two - Walter Charles Farnden, a Survivor"s Story (West Sussex & the Great War Project).
  - HMS Hampshire, Lord Kitchener and the Aghada Connection (https://www.saltyhistorian.com/).
  - HMS "HAMPSHIRE" - 12 SURVIVORS 5 JUNE 1916 (http://hms.hampshire.org).
  - "Kitchener of Khartoum" and HMS Hampshire : 5 June 1916 (https://www.westernfrontassociation.com/).
  - A Policeman on board: When Lord Kitchener drowned 6 June 1916 (https://www.westernfrontassociation.com/).
  - Джон Джелико - Подводная опасность. Государственное военное издательство НКО СССР, 1937. - Владимир Контровский. Тайна гибели крейсера "Хэмпшир".

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"