Кожемякин Михаил : другие произведения.

Легенды и традиции Ивана Купалы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Немного из истории и традиции празднования Ивана Купалы у славянских и балтийских народов. Написано по заказу газ. "Долгие Пруды", г. Долгопрудный.

  Ночь, когда цветет папоротник... Или любовь?
  
  На вопрос о том, цветет ли папоротник, биологи и влюбленные ответят различно. Но мы все-таки будем верить, что этот неприметный житель наших лесов и один из древнейших представителей фауны выпускает дивный по красоте цветок только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу. В этот, пожалуй, древнейший из оставшихся в нашем обиходе праздников любви, в котором затейливо переплелись языческие и христианские обряды, народные поверья и седые легенды.
  Праздник летнего солнцестояния, имеющий мифическое значение в традиции почти всех европейских народов, совпадает у православных христиан с днем Рождества Св. Иоанна Крестителя - 7 июня.
  История взаимоотношений народных традиций и официальной позиции церкви на Ивана Купалу изобилует нелегкими моментами. Издревле повелось, что у восточных славян и балтийских народов этот день был посвящен влюбленной паре и ее сверхъестественным покровителям. Даже в конце XIX в. известный русский писатель В. Крестовский отмечал: "Купальская ночь... есть ночь невозбранной, беззаветной любви и страсти для всей молодежи, которая... во все остальное время года отличается целомудрием... Колдуны и ведьмы тоже обнаруживают свою деятельность".
  В средневековой Руси обычаи и игры в ночь на Ивана Купалу считались греховными и запрещались церковью. Их приверженцам грозила расправа, что с поразительным правдоподобием запечатлено в знаменитом фильме А. Тарковского "Андрей Рублев". Однако верность простонародья купальским забавам оставалась постоянной в веках, словно сама любовь.
  Постепенно эта ночь, посвященная любви и юности, и грядущий день Рождества Иоанна Крестителя сблизились и нашли согласие, словно любящие сердца. Даже память не сохранила у славян прежнего языческого имени праздника, заменив его на простонародное именование Иоанна Крестителя - Иван или Янко Купала. Купала - от святой купели реки Иордан, в которой Иоанн Предтеча крестил новообращенных.
  Видный русский филолог и религиовед Н. Гальковский отмечал в начале ХХ в.: "В купальском празднике соединились два элемента: языческий и христианский".
  
  Как и где празднуют Ивана Купалу.
  
  Символично, что святая Иванова или Янова ночь объединяет традиции целого ряда славянских и балтийских народов. Общими для всех являются и символическое содержание праздника - ночь любви и радости, и некоторые традиции - например, прыжки парней и девушек через пылающий костер, выбор "суженых", обмен венками, гадания на любовь и романтические уединения парочек в поисках сказочного цвета папоротника. У всех Иван Купала привязан к воде - празднества происходят, как правило, на берегу водоема. И в этом тоже переплетаются древние народные поверья (мистическая сила водной стихии) и христианская традиция (иорданская купель Иоанна Предтечи). А целебные травы, собранные "на Иванову росу" и наутро освященные священником, везде считаются самыми полезными.
  Словом, огонь, вода и травы - обязательных участники праздника.
  У всех народов также принято молиться в купальскую ночь Св. Иоанну Крестителю за самых безгрешных - за детей.
  Однако Иван, Янко и Янис имеют и свои национальные особенности.
  - В РОССИИ, где праздник наиболее эклектичен, с удовольствием принимают обряды всех соседей, но есть и свои "фирменные" забавы. Например, в наследие от запрещения в средневековье языческих "огнищ", костер могут заменять кучей жгучей крапивы, в которую случайно "приземлиться" задом куда безопаснее. Наряду с папоротником, легендами в среднерусских лесах овеяна в эту ночь и липа, а незаменимый помощник в любовном заговоре - белый петух, которого, впрочем, уже не приносят в жертву. Освещают же влюбленным путь в поисках цвета папоротника появляющиеся на Ивана Купалу светлячки - "ивановские червячки".
  - БЕЛАРУСЬ, пожалуй, сохранила из древности самые богатые купальские традиции. В середине купальского костра там всегда устанавливают столб, увенчанный тележным колесом, на который, в свою очередь, кладут конский череп ("ведьму"), символизирующий силы зла, который надлежит сжечь. Сжигают и старые ненужные вещи (из которых нередко мастерят куклу) как символ очищения.
  Самую красивую девушку делают своего рода королевой праздника ("дзевко-купало"), и, пока веселый хоровод движется вокруг нее, она с завязанными глазами раздает подругам венки, символизирующие различную семейную долю.
  На Купалу белорусы не едят мяса, зато отдают должное целому набору купальских яств из яиц, кислого молока, круп.
  Купальские песнопения белорусов считаются фольклористами самыми богатыми и разнообразными.
  - В УКРАИНЕ увенчанные венками парни и девушки собираются праздновать Купалу к украшенному венками и лентами дереву - морене или черноклену, где все заранее приготовлено для игр, танцев и угощения. Обязательная участница праздника - соломенная кукла ("купала"), одетая в женскую сорочку и плат, увешанная бусами, монистами и другими девичьими украшениями. Прыжки через костер здесь сочетаются с совместными прыжками в воду: "Купало на Ивана!" В воду в конце праздника бросают и соломенную "купалу".
   Украинцы тоже много поют в купальскую ночь, и песни эти, передающиеся из поколения в поколение, могут рассказать немало о языке и поверьях наших предков.
  - ЛАТВИЙСКОГО Купалу зовут Янис, а для праздника там существует свое название - Лиго. Носить в ночь Лиго имя Янис с одной стороны почетно: все будут поздравлять, а с другой - накладно: Янис обязан угощать всех гостей пивом и сыром. Венки, которыми увенчивают латыши головы влюбленных, традиционно плетут из веток дуба.
  В языческие времена воинственные балтийские племена заключали в ночь Лиго перемирие, откладывали мечи и вместе шли веселиться. Но в беспримерном ожесточении войн новейшего времени места подобным сантиментам не осталось. Именно в Янову ночь 1944 г. произошел ожесточенный бой между латышами-разведчиками советской 43-й гвардейской стрелковой дивизии и латышскими эсесовцами. Эти события нашли отражение в популярном фильме А. Бренча "Долгая дорога в дюнах".
  Такая вот у латвийского Лиго непростая история...
  
  Отпраздновать Ивана Купалу в Подмосковье.
  
  Жители Московской области всегда умели не только трудиться и созидать, но и беззаботно веселиться во всю ширь своей щедрой души. Отметим: давая в этом добрый пример обремененным вечными заботами москвичам!
  В этом году в области появился дополнительный повод как следует отпраздновать Ивана Купалу. К нам переехал Ежегодный Молодежный Фестиваль "Иван Купала". 11 июля жизнеутверждающие и веселые купальские игрища состоятся на фестивальной площадке "Парк Хорлово".
  "Фестиваль "Иван Купала" - это веселая музыка и зажигательные танцы, реконструкция Купальских народных обычаев, обрядов и традиций, костры и различные огненные шоу, а также ярмарка, мастер-классы хэндмейда и блюда народной кухни," - приглашают всех желающих организаторы мероприятия.
  Вход - бесплатный, при одном условии: улыбка на лице и любовь в сердце!
  ______________________________________________________________Михаил Кожемякин

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"