Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга Иудифи, глава десятая

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иудифь идет в ассирийский стан; Иудифь у Олоферна.

  Вот Иудифь окончила молитву,
  спустилась в дом и позвала служанку.
  Её порыв, походка и осанка,
  как у бойца перед грядущей битвой.
  Ах, этот дом! Она в нём проводила
  все праздники свои и все субботы.
  С Манассией делила все заботы,
  когда ещё был жив и весел милый.
  И вместе с мужем знала здесь она
  счастливые, простые времена. 1
  
  Она опять сняла с себя вретище,
  и на пол сбросила вдовства одежды.
  Явилась вновь прекрасной, как и прежде,
  без серых одеяний полунищих.
  Омыла тело чистою водою
  и умастилась драгоценным миром,
  и причесалась, словно перед пиром,
  повязкой повязавшись золотою.
  Одежды дней веселья своего
  надела в довершение того.
  
  В сандалии свои обула ноги,
  что бледной розой засияли в коже. 2
  Запястья, серьги, кольца, перстни тоже
  надела перед трудною дорогой.
  И яркою своею красотою
  она сияет солнцем в синем небе.
  Теперь любой мужчина, кто б он не был,
  невольно залюбуется такою.
  В ней столько жизни, в ней такая стать -
  царице царства мощного подстать!
  
  И мех вина взяла она с собою,
  сосуд с янтарным маслом из оливы,
  сушёные плоды: изюм и сливы,
  и чистые хлеба, и куль с мукою.
  Припасы на служанку возложила.
  Потом вдвоём присели отдохнуть
  И, отдохнув, из дома вышли в путь,
  прося у Бога мужества и силы.
  И позади последний поворот.
  старейшины их ждали у ворот.
  
  Вот Иудифь увидели мужчины.
  Её краса старейшин поразила.
  Она их потрясла и удивила.
  И были для того у них причины.
  Ведь Иудифь под полною луною
  прекрасна, словно юная богиня.
  Такой её не видели доныне,
  как здесь, под лунной дымкой золотою.
  И Озия красавице сказал:
  "Мы молим, чтоб Господь тебе воздал
  
  в делах твоих своё благоволенье,
  чтоб благодатью сохранил своею
  на радость нам - народу Иудеев,
  для Иерусалима возвышенья.
  Она же молча поклонилась Богу,
  потом за город выйти захотела.
  Сказала: "Знайте, я иду для дела
  и верю - Бог укажет мне дорогу".
  Ворота отворили перед ней.
  И вышла со служанкою своей.
  
  А мужи городские всё смотрели
  за нею вслед, пока с горы сходила,
  пока долиной горной проходила
  терять её из вида не хотели.
  Но вот мелькнуло платье золотое
  в последний раз на круче под горою,
  и скрыто с глаз обманчивой игрою,
  что лунный свет ведёт ночной порою.
  И всё. Ушла. Но, что её там ждёт?
  Погибнет ли? Иль славу обретёт?
  
  Луна ушла, и ночь черна, как сажа.
  Иудифь идёт со спутницей своею.
  И вот возникла прямо перед нею
  Ассириян передовая стража.
  Они её спросили: чья? Откуда?
  Куда идёт полночною порою?
  Она сказала: "Ничего не скрою.
  Я дочь Евреев и бегу оттуда.
  В нагорной Ветилуе был мой дом.
  Но жить мне невозможно в доме том.
  
  На истребленье преданы Евреи.
  Конец моей земли я сердцем чую.
  И к вашему вождю теперь иду я,
  чтоб возвестить, о прошлом не жалея,
  каким путём легко ему с войсками
  проникнуть к нам, в нагорные пределы,
  чтоб не достали ни праща и стрелы,
  чтоб вы не рисковали головами.
  Страною овладеет господин,
  а из мужей не сгинет ни один.
  
  И слушали её Ассирияне,
  дивились красоте её безмерной,
  и так сказали: "Ты дорогой верной
  спустилась с гор в предутреннем тумане.
  Спасла ты душу тем, что к господину
  придти с таким известьем поспешила.
  Его благодеяние и милость
  получишь в судьбоносную годину.
  Всю правду от него ты не таи,
  и выскажи ему слова твои.
  
  Ступай к его шатру, что под горою
  сияет, словно яхонт драгоценный.
  Тебя проводят наши сокровенно.
  Там будете предутренней порою.
  Ей дали сто мужей в сопровожденье,
  отправили её служанку с нею -
  прекрасною находкою своею,
  надёжно оградив от вожделенья.
  Весть о красавице, как ветром пламя,
  мгновенно разнесло промеж шатрами.
  
  Вот Иудифь перед шатром великим
  стоит, пока о ней не возвестили.
  Сбежавшись отовсюду, окружили
  её мужи из кланов разноликих.
  Они красе дивились лучезарной.
  Затем сынам Израиля дивились
  и мыслями тревожными делились:
  "Израиль недоступный и коварный.
  Когда народ таких имеет жён,
  не может он легко быть побежден!
  
  Мужей в живых оставить неразумно
  Без жалости избить и состраданья.
  Оставшиеся будут в состоянье
  перехитрить всю землю планом умным". 3
  Меж тем, служители полог открыли,
  и Иудифь в благоуханный сумрак
  ввели шатра, и этим ранним утром
  об этом Олоферну доложили.
  В своей постели он лежал тогда,
  не ведая, что близится беда.
  
  Шатёр был разделён на два отсека.
  За занавесом спальня Олоферна.
  В переднем зале стражи - самых верных
  четыре неприметных человека.
  Весь занавес богато изукрашен:
  пурпур, и злато, камни изумруды.
  Богатые ковры лежат повсюду
  и свет ночной ещё не весь погашен.
  И Олоферн вошёл в передний зал.
  Зажечь ещё две лампы приказал.
  
  Иудифь ему представилась смиренно.
  Её красе все в зале поразились..
  Она же Олоферну поклонилась,
  и тихо опустилась на колени. 4
  ***********************************
   1.т. е. вошла из того "шатра", который она сделала для себя на кровле дома своего, для уединения после потери мужа.Такие шатры, или иначе "горницы" для уединенной сокровенной молитвы и Богомыслия часто упоминаются в других местах Библии и были, очевидно, принадлежностью всех благочестивых израильских домов
   2.Обула ноги свои в сандалии, - как одно из средств к обольщению Олоферна. Дома она обходилась и без них, но на этот случай они, естественно, имели особенное значение, дополняя красоту ее убора и силу очаровательности.
   3.Перехитрить всю землю - κατασοφίσασθαι πα̃σαν τὴν γη̃ν - Vetus Latinus possidere totam terram. Древний латинский текст поясняет точнее смысл греческого, выражаясь: "оставшиеся возмогут занять (possidere) всю землю". Однако такое пояснение отнимает у подлинника весьма характерный оттенок мысли. В выражении "перехитрить" подчеркивается особо выдающееся свойство иудейского народа, делавшее его, с точки зрения врага, труднопобедимою силой: это - свойство его ума, разумность, сила духа, достаточное представление, коих могли дать очаровавшие всех речи Иудифи. Здесь, таким образом, еще раз подтверждается, что для победы над иудеями недостаточно численного превосходства и физической силы (мысль Ахиора): для этого нужно особенное искусство - "хитрость" - высшая работа ума и вообще сил духовных, которых так много на стороне иудеев, что и побежденные их же оружием - они могут вывернуться из затруднения и решающее значение победы удержать за собою...
   4.Иудеи вообще избегали подобных выражений почтения простым смертным, тем более язычникам, считая подобное чествование приличествующим лишь Иегове - Богу. Здесь Иудифь, как и Есфирь перед Артаксерксом, сделала исключение из этого правила.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"