Аннотация: О соблазнах, прощении, вере и послушании; Благодарный прокажённый самарянин и неблагодарные девять; "В тот день, когда Сын Человеческий явится" (Лк.17).
Раз Иисус, собрав друзей под вечер,
им начал объяснять:
"Бывает так, - сказал Он в этой встрече,
что начинают нас одолевать
соблазны, что на тяжкий грех толкают.
Но горе тем, кто повод подаёт,
кто этот грех за радость выдаёт,
через кого он в сердце проникает,
и душу достаёт.
Да было б лучше, было б меньше горя,
чтоб мельничный жернов
на шею привязав, столкнули в море
такого "мудреца" без лишних слов,
чем чтобы он на грех, забывши Бога,
кого-нибудь из слабых совратил!
Будь зорким! Если брат твой согрешил,
ты упрекни его и словом строгим
в ошибке убеди.
Раскается - прости его немедля.
И даже если он
семь раз на дню зло причинить сумеет,
немалый нанеся тебе урон,
но всякий раз покается смиренно -
прости ему содеянное зло:
его возможно в гневе понесло,
а разум возвратился постепенно
и зло его ушло".
Апостолы у Господа просили
умножить веру в них.
Он им ответил: "Разве вы забыли,
что видели в деяниях Моих?
Ведь если бы в душе несли вы веру
не более горчичного зерна,
то чудеса могла б творить она,
не зная ни препятствия, ни меры.
Для всех она одна.
Коль с верой вы б смоковнице сказали:
"исторгнись из земли",
перенестись ей в море приказали,
то в тот же миг увидеть бы могли,
что выполнено ваше пожеланье".1
Шли дни за днями, неразлучно с Ним
ученики шли в Иерусалим,
и набирались мудрости и знаний
с Учителем своим.
Между Самарией и Галилеей
Он шёл в один из дней.
И встретили Его в одном селенье,
и обратились с просьбою своей,
поодаль ставши, десять прокажённых.
"Помилуй нас, Наставник Иисус"! -
они вопили, чуя смерти вкус,
в парше и язвах страшных и зловонных.
Мольба из грешных уст
дошла до сердца доброго, большого.
Их Иисус послал
к священникам, чтоб те сказали слово.
Они пошли, и каждый увидал,
ещё вполне того не понимая,
что он очищен, словно вновь рождён.
Но лишь один из всех, кто исцелён
вернулся к Иисусу, и рыдая
отдал Ему поклон:
пал ниц к Его ногам и славил Бога,
за жизнь благодарил.
Другие девять шли своей дорогой,
а этот Самарянин старый был.
"Вас было десять и на самом деле
вас Бог от язв и лютой смерти спас! -
Так Иисус сказал, к нему склонясь, -
Где ж остальные девять? Неужели
никто из них Меня
благодарить за благо не вернётся
и Бога величать?
Неужто совесть в людях не проснётся -
как должное всё станут принимать?
Встань и иди. К тебе вернулась сила.
Да будет на душе твоей покой
и чистый небосвод над головой.
Тебя святая вера исцелила
Иди, Господь с тобой".2
И вот Его спросили фарисеи,
когда сюда придёт
и землю Царство Божие согреет,
и праведник блаженство обретёт.
"Оно уже грядёт, - Христос ответил, -
Незримо, незаметно для людей.
И ощутят его в душе своей
немало тех, кто будут жить на свете -
язычник и еврей.
И никогда никто сказать не сможет:
"Смотрите - вот оно"!
Оно лишь души ваши растревожит.
Его увидеть, людям не дано.
Затем к ученикам Он обратился:
"Настанет время и в тоске своей
вы захотите хоть один из дней,
когда Сын Человеческий явится
увидеть поскорей,
но не дано вам день увидеть этот.
И скажут вам: "Он здесь"!
Но не ищите вы Его по свету,
не верьте и оставьте всё, как есть.
Вот молния, сверкнувши, освещает
от края и до края небосвод.
Когда Сын Человеческий придёт,
подобно ей над миром воссияет.
Когда Он вновь придёт.
Но прежде предстоит Ему мученья
принять и пережить.
Его отвергнет это поколенье,
не станет по Его заветам жить.
Так было в старину, во время Ноя.
Так будет в этом мире и тогда,
когда с небес вернётся Он сюда.
И, как тогда, постигнет всё земное
вселенская беда.
Все ели, торговали и женились,
но Ной вошёл в ковчег,
и небеса над миром отворились:
потопа воды погубили всех.
Так было на земле во время Лота.
Все ели, пили, строили жильё,
и множили имущество своё
и, как всегда, планировали что-то,
покуда Бог даёт.
Но Лот однажды вышел из Содома,
и в этот день Господь
огнём и серой под раскаты грома
сгубил навеки города и плоть.
Когда Сын Человеческий вернётся,
с небес во всём величии сойдёт,
всё будет так же, знайте наперёд.
И суд над миром праведный начнётся
И зло погибель ждёт.
Кто будет в этот день на кровле дома,
не думай о вещах.
За ними не спеши в раскатах грома,
жди с именем Господним на устах.
Кого сей судный день застанет в поле,
пускай не возвращается домой,
пусть помнит случай с Лотовой женой:
она наперекор Господней воле
на дом взглянула свой.
Кто станет жизнь свою беречь всемерно,
тот в этот день умрёт.
Кто потеряет жизнь, заветам верный,
тот в Царстве Божьем вечность обретёт.
А из двоих, лежащих на постели,
один лишь к вечной жизни будет взят.
Другой, смертельным ужасом объят,
останется. В последней колыбели
его угаснет взгляд.
И двое в это время будут в поле,
но одного возьмут.
Другой из них погибнет Божьей волей.
Его судьба - навек остаться тут.
Две женщины в тот вечер будут рядом
молоть зерно. Одну Господь возьмёт,
другая волей Господа умрёт,
подругу, проводив последним взглядом.
Суд Божий всех найдёт".
Ученики Учителя спросили:
"Где разделят людей?
Ведь нас по свету Божьему, что пыли,
среди достойных прячется злодей"?
И Он ответил: "Это будет всюду,
где те, кто наказанье заслужил.
Орлы летят туда, где труп лежит.
И никого на свете не забудут
И правда воцарит"!
*****************************
Примечания:
1.Апостолы, очевидно, просят об усилении в них веры чудодейственной, которая им представлялась даром Божиим. Господь отвечает им, что это не особая какая-то вера, а высшее развитие обыкновенной веры. Если они будут иметь такую простую веру, то уже будут в состоянии творить чудеса;
2.Этот факт ев. Лука сообщает, очевидно, с тою целью, чтобы показать, что язычники - самарянин был близок к ним, по крайней мере, по своему происхождению - оказывались более способными оценить блага открывшегося Царства Божия, чем иудеи, которые давно уже были подготовляемы к принятию этого Царства;