Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Книга Руфь (Библия в стихах), глава четвёртая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вооз излагает своё намерение перед старейшинами Вифлеема и после отказа более близкого родственника покупает поле Ноемини; Руфь становится его женой и прабабушкой Давида.

  
  И солнце утром город осветило.
  У городских ворот
  под сенью пальм, укрывшись от светила,
  сидит Вооз и родственника ждёт.1
  И вот идёт Махлонов брат к воротам.
  Его к себе в тень пальм позвал Вооз,
  сказал ему: "Господь тебя принёс!
  Оставил я и поле и работу,
  хочу решить вопрос".
  
  И пригласил старейшин Вифлеема.
  Их десять человек.
  И родичу поведал про Ноеминь:
  "Я известить хочу тебя при всех:
  она вернулась к нам с полей Моава
  и в нашем городе сейчас живёт.
  Свою она часть поля продаёт.
  И если хочешь, выкупи по праву.
  К тебе оно пойдёт.
  
  Но, если выкупать не хочешь поле,
  скажи об этом мне.
  Никто тебя к покупке не неволит,
  не хочешь - оставайся в стороне.
  Ведь первым ты, как брат Елимелеха,
  имеешь право выкупить его.
  Но если ты не сделаешь сего,
  то в деле этом я добьюсь успеха -
  ведь с ним у нас родство.
  
  Тот радостно сказал: "Я выкупаю"!
  И вновь сказал Вооз:
  "Я думаю, закон ты твёрдо знаешь
  и к жизни ты относишься всерьёз.
  Ведь если у Ноемини ты поле
  решил купить, в удел его вернуть,
  то Руфь Моавитянку не забудь.
  Её участок ты по доброй воле
  купи, не обессудь.
  
  И должен ты по древнему закону
  умершего почтить
  принять вдову в свой дом, её взять в жёны,
  чтоб имя брата тем восстановить".
  "О нет! - воскликнул родственник, - не сетуй:
  не взял бы, даже если б захотел,
  чтоб не расстроить собственный удел.
  Я не приму - прими ты, раз на это
  желанье возымел".
  
  При совершенье сделок был обычай,
  чтоб подтвердить успех,
  один снимал сапог свой, и обычно
  второму отдавал его при всех.
  В Израиле так делали в то время.
  И родственник сказал: "Купи себе"!
  И снял сапог, - Ты царь в её судьбе.
  Я не смогу продолжить брата семя.
  Пусть всё идёт к тебе".
  
  Тогда сказал Вооз всему народу,
  старейшинам сказал:
  "Свидетели вы все, что мне свободу
  в покупке этой первый родич дал.
  Я у Ноемини беру законно
  сынов Елимелеховых поля
  и вот Елимелехова земля,
  ему принадлежавшая исконно,
  отныне вся моя.
  
  Беру я также Руфь Моавитянку -
  Махлонову вдову.
  Средь нас она давно израильтянка,
  её своей женою назову,
  дабы навек в Махлоновом уделе
  он оставался в памяти людской,
  чтоб ведал он меж братьями покой
  чтоб у ворот, в неведомом пределе,
  не пребывал с тоской.
  
  Тому вы все свидетели сегодня"! 2
  И тут же весь народ,
  что здесь собрался волею Господней,
  старейшины у городских ворот
  сказали: "Мы свидетели! Да будет
  тебе подругой милою жена.
  Пусть, как Рахиль Израилю она,
  как Лия для него пускай пребудет
  надёжна и верна.
  
  Приобретай богатство в Вифлееме,3
  в Ефрафе славен будь!
  И пусть Господь твоё облегчит бремя
  и к радости укажет верный путь.
  И пусть твой дом таким же будет славным.
  как Фареса, которого Фамарь,
  Иуде родила когда-то встарь.
  И пусть тебе Господь поможет в главном:
  пускай родится царь
  
  от семени, что этою весною
  Господь вам с Руфью даст"!4
  И сделалась она его женою.
  Родился мальчик - крепок и горласт.
  И женщины Ноемини сказали:
  "Благословен Господь, Его дела -
  наследника родная родила"!
  Они Овидом мальчика назвали.
  
  "Он будет светом в старости твоей.
  Ведь родила его
  сноха твоя, всех лучше сыновей,
  Ты для неё превыше ведь всего! -
  Так говорили женщины Ефрафы, -
  В Израиле да будет славен он -
  прекрасен видом, крепок и умён"!
  И мальчик был Ноеминью по праву
  воспитан и взращён
  
  Прошли года. Отцом стал Иессея
  родившийся Овид.
  А Иессей - отцом царя евреев.
  Ведь сын его - прославленный Давид...
  **************************************
  Примечания:
  1. Площадь у городских ворот - обычное в городах Востока место всех общественных собраний (Быт 19, сн. Пс 49:13), торговых сделок (Быт 23:10-13,16,18) и покупок (4 Цар 7:1), судебного разбирательства (Втор 16:18; 21:19), в частности, касательно левиратного брака - в случае отказа деверя от этого брака (Втор 25:7);
  2. Теперь Вооз уже свободно и со всей решительностью берет на себя обязательство как выкупа удела, так и брака с Руфью. "Достойны удивления в сказанном и благочестие и точность. Не нарушаю, говорит, закона тем, что беру в жену моавитянку; напротив того, исполняю божественный закон, чтобы память умершего сохранилась не угасшею" (блаж. Феодорит, с. 318). Впрочем, в последующих родословиях (ст. 21; 1 Пар 2:12; Мф 1:3; Лк 3:32), рожденный от брака Вооза и Руфи Овид называется сыном Вооза, а не Махлона: благочестие Вооза сделало его достойным занять место в родословной Давида и Иисуса Христа преимущественно пред Махлоном;
  3. Вифлеем (евр. Bet-lechem - "дом хлеба"), прежде (Быт 35:16,19; 48:7) называвшийся Ефрафа (евр. Ephratah - "плодоносная"), но и впоследствии сохранявший древнейшее название;
  4. Старейшины и народ не только свидетельствуют и подтверждают легальность объявленного Воозом брака, но и благословляют предстоящий брак с упоминанием дорогих всем евреям имен праматерей их Рахили и Лии (первой называется Рахиль, как любимая жена Иакова, ср. Быт 29:31, 48:7 и др Упоминание о Фаресе (ср. Быт 38:29; 46:12) тем более уместно, что с него начинается (ст. 18) родословие Воза;
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"