За спиной гулко хлопнула входная дверь, спугнув стайку воробьёв, кормившихся на крыльце военкомата. Вот и всё. Закончилась моя служба в Вооруженных Силах. Сдано удостоверение личности полковника, и теперь я военный пенсионер.
Только сейчас, стоя на пороге военкомата, ощутил себя вне Армии, которой отдал почти 32 года своей жизни. Мне 50 лет, и теперь у меня новая жизнь, которая и манит и страшит своей неизвестностью. Как она сложится, что ждёт меня впереди?.. Я не был войсковым офицером. Большую часть службы - 22 года из 32-х - я провёл на предприятиях Министерства обороны, получив большой опыт организации производства, руководства крупными коллективами рабочих и служащих. Думаю, что всё это мне пригодится в новой жизни...
Стоять холодно - на дворе середина января. Что делать, куда идти? Впервые за долгие годы ощущаю себя никому не нужным. Уже несколько раз ловил себя на мысли - как там дела на заводе? По инерции думаю о проблемах, занимавших мою голову в последнее время - что ещё сделать, чтобы спасти вверенный мне завод от развала и сохранить его коллектив? Пять лет мне это удавалось, но в конце концов я понял, что руководству страны сейчас не до Вооруженных Сил. Одно за другим закрываются крупнейшие предприятия бывшего СССР, и по большому счету никого это не волнует. Все заняты дележом собственности и приватизацией, а чем хуже дела на предприятии, тем легче его приватизировать. Бороться с этим бесполезно - отсутствие всякой перспективы для наших предприятий понимали и в Министерстве обороны. Просто нам, руководителям заводов, сказали: делайте всё, что хотите, в рамках закона, но предприятия и их коллективы надо сохранить до лучших времён.
Шло время, а надежды на улучшение ситуации только таяли. За отгруженную заводом продукцию Министерству платить было нечем. С одной стороны, мы выполняли заказы для воюющих в Чечне войск и понимали важность этой работы, а с другой - было непонятно, почему нет денег на оплату этой продукции. И чем больше мы выпускали наших изделий для армии, тем глубже проваливались в долговую яму.
Вопросы возврата заводу долгов стали вызывать раздражение у высшего руководства. Безнадёжность и бесперспективность ситуации с финансированием понимали все.
Вот в такой обстановке и созрело мое решение об уходе из армии. Как раз мне исполнилось 50 лет - возраст, при котором я мог уволиться на пенсию. Написал рапорт об увольнении. Многие думали, что я хочу, чтобы меня уговаривали остаться, выторговав для себя какие-то особые условия...
После нескольких бесед с руководством Главного автобронетанкового управления стало всем ясно - я действительно хочу уволиться из армии. Но увольнение затянулось - долго искали преемника на должность начальника Центрального завода. В конце концов, я сдал дела и должность одному из своих заместителей.
Перед увольнением было несколько предложений устроиться на работу с приличной зарплатой (более 2000 долларов), но поскольку мой уход из армии затянулся, эта должность оказалась занятой. Да и было понятно, что ждать четыре с половиной месяца моего увольнения никто не будет.
Спускаюсь по ступенькам военкомата и иду к станции метро. Кругом спешат люди, и никто не обращает на меня внимания. Поеду домой - надо подумать, что делать дальше. Ощущение такое, что я в этой огромной Москве никому не нужен.
Приезжаю домой. В квартире никого нет. Нелля на работе, Лёшка - в колледже, Нелина мама (моя тёща), видимо, ушла в магазин. Тоскливо. Ложусь на диван - надо осмыслить положение дел и принять какое-то решение. А думается совсем о другом - о детстве, о далёком уральском городке Челябинске-40, о том, как учился в школе, ушёл в армию на три года, а прослужил - 32.
Как давно и недавно всё это было. Раньше у меня совсем не было времени остановиться, оглянуться на своё прошлое, оценить (хотя и субъективно) прожитую жизнь.
И я стал вспоминать...
Глава первая. Урал
Восточный склон Уральского хребта - неповторимый по красоте край, на котором находится северная часть Челябинской области. Особое очарование этому райскому уголку природы придаёт сочетание невысоких, покрытых лесами гор, с огромным количеством озёр с чистейшей водой.
Здесь, в послевоенный период, за сравнительно короткий срок были построены и вступили в действие уникальные предприятия новой для страны и всего мира атомной промышленности.
Первенцем отечественного атомного производства, его лидером, по праву считается химический комбинат "Маяк", вступивший в строй в июне 1948 года в закрытом городе Челябинск-40, ныне Озёрск.
Именно здесь, в обстановке строжайшей секретности происходила наработка оружейного плутония. Город разместился на большом мысе южного берега озера Иртяш - это между небольшими городами Кыштым и Касли, у старой демидовской дороги, проходившей по восточному и южному берегам озера.
Город и комбинат строились невиданными темпами. Огромная территория была обнесена колючей проволокой в несколько рядов, по обе стороны которой были прорублены просеки шириной 50 метров. За 100 метров до просеки установлены таблички - "Стой. Проход запрещён! Стреляю без предупреждения!". Охрану запретной зоны осуществляла дивизия внутренних войск.
В конце сентября 1949 года, в возрасте трёх лет родители привезли меня в этот город. Мой отец - Константин Папиевич Милицин прошёл всю Великую Отечественную войну. До войны он работал связистом на Оренбургской железной дороге. С началом войны все железнодорожники получили бронь и в действующую армию не призывались. Несмотря на это, отец пошёл в военкомат и добился призыва и отправки на фронт. Воевал отец в войсках связи, участвовал в Курской битве, был награждён орденами и медалями. После войны он опять вернулся на железную дорогу, в Оренбург, так как был потомственным железнодорожником. Его отец - мой дед, тоже работал на железной дороге. А 9 августа 1946 года появился на свет я - Геннадий Константинович Милицин, от лица которого и написаны эти воспоминания.
Всё, что написано мной, является посвящением моим сыновьям - Вадиму и Алексею.
В начале 1949 года (мы в то время жили на Южном Урале в Оренбурге) отца, как члена ВКПб с 1943 года, вызвали в областной комитет партии на беседу с приехавшим из Москвы чиновником высшего ранга и предложили завербоваться на работу по своей специальности на завод в город Челябинск. Никаких подробностей не сообщали, но многозначительно подчёркивали важность этого предложения. Отец не соглашался, ссылаясь на то, что четыре года воевал, что только сейчас как-то устраивается жизнь, есть интересная работа на любимой железной дороге. Ссылался на то, что у него двое детей. Младшему, то есть мне, всего два года.
Но никакие доводы не убедили столичного чиновника. Он заявил, что если отец откажется, то его исключат из партии и, как следствие, - уволят с железной дороги.
Отцу ничего не оставалось делать, как дать согласие. С тяжёлым сердцем он пришёл домой и сказал моей маме, что надо уезжать. Сначала он должен будет уехать один, а через неопределённое время он заберёт всех нас на новое место. Куда ехать и как долго предстоит там жить - неизвестно.
Надо сказать, что после войны (да и во время её) все железнодорожники носили форму, похожую на военную, а Министерство путей сообщения (МПС) было полувоенной организацией. Отец имел звание капитана. Предстояло увольнение, причём отцу в категорической форме было запрещено объяснять причину ухода с железной дороги. Да он, собственно, и сам не знал, куда и для чего ему предстояло ехать.
Вскоре отец уехал, оставив мою маму, бабушку, сестру Ларису и меня одних. Мама работала, и на одну её зарплату акушерки существовала наша семья. Время было трудное. Мы все ждали возвращения отца, но вестей от него не было.
Как потом он рассказал, приехав в город Челябинск, он явился по указанному в предписании адресу. Его разместили в хорошей гостинице и предупредили, что скоро вызовут на беседу. Ждать пришлось недолго. Беседовавший с ним человек не представился, но видно было, что он чиновник высокого ранга, о чём можно было судить по орденским планкам на его пиджаке.
Отец очень надеялся, что он будет работать в самом Челябинске, в котором когда-то жили и его отец, и его дед, и родственники по линии матери. Но по ходу разговора нельзя было понять, куда его направят. В конце беседы ему приказали ждать решения.
На следующий день отец получил предписание выехать в г. Кыштым и явиться по указанному адресу. Приехав поездом к месту назначения, он был удивлён. Это было деревянное строение рядом с вокзалом, в котором собралось таких как он человек двадцать. Просмотрев внимательно документы отца, один из работников этого учреждения предупредил его, что через два часа вся эта группа прибывших поедет дальше на машине, и посоветовал теплее одеваться. Лежал снег, было морозно. У отца кроме шинели железнодорожника (уже без погон) одеть было нечего. Вскоре всю группу посадили в кузов прибывшего автомобиля с будкой (коломбиной) и повезли в неизвестном направлении.
Закончился Кыштым, дорога виляя проходила по лесному массиву. Внезапно впереди возникло одноэтажное строение, от которого в обе стороны шли ряды колючей проволоки. Около строения стояло человек 5-6 солдат и офицеров в белых полушубках с винтовками, которые тщательно осматривали тяжело груженый автомобиль.
Всех прибывших выгрузили из машины, построили, проверили по списку. Простояли на морозе минут сорок, но никто не роптал. Поражало большое количество всевозможных предупредительных табличек, которые грозили всем нарушителям установленного режима стрельбой без предупреждения.
Наконец вышел старший лейтенант внутренних войск и начал проверять документы, сверяя их по списку.
Когда закончилась эта процедура, всех провели через открытые ворота и посадили в кузов всё той же грузовой машины. Опять долго ехали по лесной дороге, которая в некоторых мечтах представляла из себя лежнёвку из брёвен.
Наконец, въехали в какой-то посёлок, где строились деревянные и кирпичные дома. Строительство шло кругом. Поражало то, что строительные площадки были обнесены забором из колючей проволоки с охраной, а внутри работали заключенные. Многие из сидевших в кузове были встревожены. Ведь они могли пополнить ряды заключенных - в те времена это было очень просто.
Но вот машина остановилась около новенького двухэтажного здания. Всех опять построили, собрали документы и велели ждать. Ну, а дальше - опять беседы, опять ожидание. Наконец отцу сказали, что его направляют в хозяйство Алексеева и ехать туда придётся ещё 15 километров...
Опять дорога прорезает густой сосновый лес. Слева угадывалось большое озеро, за ним виднелись заводские трубы. От озера поднимался пар. Наконец, машина, сделав несколько поворотов, въехала в какой-то посёлок, в котором кругом шло строительство домов.
Так мой отец попал в Челябинск-40, а точнее - в посёлок N2 "Татыш", по названию одноимённой железнодорожной станции, находящейся по другую сторону зоны. Рабочий посёлок состоял из нескольких двухэтажных домов, да типовых коттеджей, бараков и землянок.
В посёлке было два магазина - хлебный и "смешанный", они располагались в деревянных постройках. А рядом с ними и недалеко от колючей проволоки (зоны) возвышалась водонапорная башня, которая действует и по сей день. Отопление домов осуществлялось от трёх паровозов, стоящих рядом с железной дорогой, по пути из посёлка на завод.
Первоначально посёлок назывался "Солнечный", но позднее это название не прижилось, и он стал называться "Татыш". Улицы его именовались "линиями", или попросту шли под номерами. Застраиваться Татыш начал с проспекта имени Ленина, позже переименованного в проспект Мира.
Первые деревянные бараки возвели на улице Первомайской, каменные дома выросли на улицах Южная, Маяковского, Трудящихся. Улица Трудящихся протянулась через весь Татыш. В первом в городе родильном доме появилась на свет ни одна тысяча горожан. Моя мама проработала в нём 15 лет.
Вот в этом самом посёлке нам и предстояло прожить 16 лет. Жизнь в закрытой зоне исключала общение с теми, кто находился за её пределами. Это - ограничение человека в его личных потребностях. Так оно и было. До 1954 года на секретном объекте и местности, его окружающей, лежала печать строжайшей государственной тайны. Подавляющее большинство населения даже во время отпуска не могло выехать за пределы закрытой зоны. За это была положена денежная компенсация, а сами отпуска оплачивались в полуторном размере. Если кому-то удавалось выехать из зоны на короткое время, то на КПП (контрольно-пропускном пункте) его тщательно проверяли, просматривая каждую вещь. О приезде в зону родственников не могло быть и речи.
За соблюдением установленного порядка строго следила режимная служба, возглавляемая генерал-лейтенантом И.М.Ткаченко. Власть его была неограниченной. Подчинялся он только лично Лаврентию Берия. Здесь ничего не слышали об арестах, о врагах народа. Тем не менее, тяжёлая рука Ткаченко чувствовалась в городе постоянно. Он мог отменить решение любого должностного лица, в том числе - и директора комбината.