Исправник : другие произведения.

Русская идея одним еврейским словом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И знаменитый и прекрасный АК, и Т-34, и индустриализация, и петровская вестернизация и русский космос, и русский атом, и вся русская история - есть история со-творения (совместного творения с Богом) империи из ничего.

  Русская идея одним еврейским словом
  
  
  
  
   Арракис сотворен Господом для укрепления верных.
   Ф.Герберт, "Дюна"
  
  
   Человек, как правило, устроен так, что хочет знать. Иногда и в ущерб себе. Я не исключение. Есть старый анекдот, о том, чем отличается философ от специалиста. Специалист - это тот, кто хочет знать все большее о все меньшем, пока не будет знать все ни о чем. А философ - это тот, кто хочет знать все меньшее о все большем, пока не будет знать ничего обо всем. В этой связи, мне всегда нравились философские концепции, выражаемые минимальным количеством письменных знаков. Весьма примечательна в этом отношении "Книга о пути и добродетели", она же Дао Дэ Цзин, прозванная позднейшими китайскими комментаторами - Пять тысяч слов молчания. И этими пятью тысячами слов-иероглифов, Старый Ребенок (таково было прозвище Лао Цзы) сумел передать парадигму своего народа, - комплекс воззрений, даже не всегда осознаваемых простыми людьми, на мир - от песчинки до вселенной. В общем, эти пять тысяч иероглифов - довольно тощая книжица, что делает честь ее автору. Полагаю, что не слишком погрешу против истины, если назову Дао Дэ Цзин китайской идеей, пусть даже КПК со мной не согласится, ввиду наличия у китайцев еще многих новых идей. Дао Дэ Цзин вмещает все.
  
   Помню, в романе Пелевина "Поколение "П", один из второстепенных персонажей, Вовчик Малой, по кличке Ницшеанец, ставил задачу главному герою - изложить вкратце русскую идею, именно так:
   "- Задача простая, - сказал Вовчик. - Напиши мне русскую идею размером примерно страниц на пять. И короткую версию на страницу. Чтоб чисто реально было изложено, без зауми. И чтобы я любого импортного пидора - бизнесмена там, певицу или кого угодно - мог по ней развести. Чтоб они не думали, что мы тут в России просто денег украли и стальную дверь поставили. Чтобы такую духовность чувствовали, бляди, как в сорок пятом под Сталинградом, понял?"
   Вот проникся я этой мыслью, и мне захотелось попробовать выразить русскую идею одним словом. Нет, пусть комментариев будет хоть сорок томов, но сам геном, семя, корень - одно слово. Почему и откуда вообще такой максимализм? Почему одно, а не, скажем, десять?
   Не знаю, может, сил не хватает на десять слов. Известно, со словами силы уходят. Но, согласитесь, ведь было бы здорово - одно слово и идея выражена. И потом,я тоже хочу знать все меньшее о все большем. А куда уж тут меньше? И куда уж тут больше?
   В самом деле, а могут ли вообще в русском языке быть такие слова? Кстати, вполне может быть, что и нет. Тут есть одна проблема - сродни необходимости набрать первую космическую скорость, чтобы вырваться из тенет земного притяжения и хотя бы выйти на стабильную орбиту. Естественный барьер. Есть такая жуткая штука - теорема Гёделя. Она, собака, гласит следующее: невозможно полное описание языка А средствами языка А. Поскольку концепции выражаются средствами языка, этот естественный барьер накладывает ограничение и на описание, и тем самым, на понимание концепций. Что означает, что мы самой природой обречены, как бы чуточку недопонимать любые представленные нам идеи. Вот почему гениальный Тютчев и писал:
  
   Умом Россию не понять...
   Аршином общим не измерить
   У ней особенная стать
   В Россию можно только верить
  
   и
  
   Как сердцу высказать себя?
   Другому как понять тебя?
   Поймет ли он, чем ты живешь?
   Мысль изреченная есть ложь.
  
   А даосы советовали: говори правду, но говори ее криво.
  
   Так что, по его, по Геделя, выходит, что выразить русскую идею средствами русского языка вообще невозможно. Обидно. И Гедель этот самый как-то стал мне несимпатичен.
   Вот нависла над нами эта самая теорема. И, главное, что обидно, это же сила природы, ее, как стенку, в теннис не обыграешь.
   Хотя, вот тут как раз, кажется, и брезжит край рассвета! Есть человек, который обыграл стенку в теннис, - это Чак Норрис! Тогда я стал искать в мировой истории и современности, нет ли человека, который обыграл бы в теннис теорему Геделя. И вот такой человек нашелся. Им оказался Андрей Владимирович Сидерский, переводчик Кастанеды, автор аутентичной системы интегральной тренировки "Йога 23" и просто хороший человек. Этот человек, представьте, просто раздолбал Геделя, как Бог черепаху. Что, собственно, он сделал? Он выразил йогу через Кастанеду, а Кастанеду через йогу. И сразу стало все ясно с обоими. Потому что раньше, как было? Читаешь Кастанеду, и не понимаешь, а к чему все это? Увеличение личной силы? А что за сила такая? И когда хорошенькая девочка, морща лобик, спрашивает: йога? а для чего это?(А между прочим, до такого вопроса тоже еще надо дозреть). Ну и для чего это? Обеспечивать равномерный доступ крови во все органы тела? Мелковато это как-то, с точки зрения русской идеи. Хотя, конечно, тоже дело нужное.
   На самом деле, когда читаешь Сидерского, начитавшись перед этим Кастанеды, то понимаешь, что накапливая личную силу по заветам дона Хуана, ты перемещаешься приставными шагами по лестнице информационно-энергетических состояний, которые в теории йоги символизируются и достаточно подробно описываются чакрами (муладхара - состояние борьбы за жизнь, свадистана - состояние гарантированного существования, изобилия, манипура - состояние силы и организации и т.п.). При этом, лестница чакр некоторым образом совпадает по описанию с лестницей Иакова, имеющей место в христианском богословии, как способ служения Богу и поэтапного приближения к нему. Собственно, йога и система дона Хуана есть, с этой точки зрения, технологии получения и удержания энергии. Только йога представляется собой способ, так сказать, преимущественно земледельческий - выращивание энергии, а система дона Хуана - преимущественно охотничий, - добыча и присвоение энергии. Именно использование понятийного языка кастанедизма для описания йоги, и понятийного языка йоги для описания системы Кастанеды, по-видимому, позволило А.В.Сидерскому создать уникальную систему интегральной тренировки, сочетающей в себе лучшие стороны обоих методов. По крайней мере, так это выглядит.
   Какое отношение все это имеет к русской идее? А очень просто. И йога и кастанедовский психоделический стоицизм - это способ жизни, приподымающейся над выживанием и проживанием, жизни, так сказать, форсированной. Жизни, состоящей в перманентном подъеме по лестнице Иакова. Вверх, приставными шагами (с). Русская идея - тоже.
   И таким образом, мы пришли к необходимости и полезности попытки передачи русской идеи средствами иного языка. И таким языком является арамейский. Почему именно он? Библейский язык, евангелический. Язык, родивший смыслы христианства. Впрочем, евреи и русские явно объединены Богом в рамках какого-то общего жизненного проекта (притом, что у каждого народа есть свой), - русские спасли евреев от окончательного решения еврейского вопроса, многие евреи хорошо послужили русской науке, русскому оружию и русской школе. СССР содействовал созданию Израиля. И, как сказал один из персонажей С.Лема в романе "Голос неба" - весь мир - Освенцим, мы все - евреи.
   Вот, Охлобыстин сказал в своей доктрине 77, что русские - это, прежде всего, воины (то есть разрушители). А Тарковский сказал, что русские - это, прежде всего творцы (вы уйдете, а мы опять все построим). Кто прав? Да оба правы. Война - есть крайний способ осуществления политики и жизни вообще. Но русские - творцы в мирной жизни, творцы и на войне (что творят, бывает!). Но русская особинка не в самом по себе творении, но в специфике этого творения. Русский способ творения - из нифига сделать дофига. Помните этот анекдот, как американцы потратили миллионы на создание специальной ручки для космонавтов, пишущей в невесомости? А русские вооружили своих космонавтов графитовым карандашом. И так во многом, если не сказать во всем. И знаменитый и прекрасный АК, и Т-34, и индустриализация, и петровская вестернизация и русский космос, и русский атом, и вся русская история - есть история со-творения (совместного творения с Богом) империи из ничего.
   И именно такое творение есть творение божественное. В противовес творению человеческому - творению из обильных, награбленных в колониях, сертифицированных материалов. И вот здесь мы переходим собственно к этому арамейскому слову, которое в Библии, Книге Бытия, применяется в том месте, где Господь создает небо и землю, душу живую и человека. Это слово звучит "бара". Бара - создавать из ничего. Противоположность ему - асса. Создавать из чего-либо. Асса звучит лучше и напоминает о лезгинке. Но бара - более сильно по смыслу. Это и есть то слово, единственное, главное, генетическое слово русской идеи. Бара - создавать из ничего, строить на пустом месте, самую пустоту использовать как источник стройматериала и энергии. Бара - возможно, это звучит неблагозвучно для русского уха. Но разве не слышится в нем - барра! - победоносный клич римских легионов? Впрочем, это уже другой язык,другое слово и другая история.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"