Milosjk O. J.
Фильм "Страна Оз". Непризнанный шедевр Василия Сигарева и Андрея Ильенкова. И Элли возвратится с Тотошкою домой?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
       Или мы поймём, осмыслим, станем честнее к себе и к другим, увидим правду и, поняв наконец всё правильно, преодолеем последствия своей наивности, глупости, пассивности, душевной черствости. А кто-то (быть может) вспомнит о совести... Сам вспомнит, или ему напомнят...

      Тогда (и только тогда) этот фильм станет нашей новой " Иронией судьбы", его мы станем смотреть в Новый год, вспоминая это время - или безвременье...
      Плача и смеясь. Но больше - плача...
      
      Или останемся Островом невезения, Страной дураков с Полем чудес в комплекте. Не захотим или не сможем ничего понять. Но без понимания невозможен вход в будущее - будет вечное бессмысленное блуждание от беды к беде, от негодяя к негодяю...
      Тогда не жить Лене Шабадиновой долго и счастливо. Такой мир не для таких как она. Слишком он для них страшен.

      В таком новом мире не останется места этому фильму, а значит, ни совести, ни любви там места точно не будет. А без совести и любви не сможет выжить ни Лена, ни наша бедная страна. Погибнет в кровавой огненной смуте. 

  Однажды, обычным осенним буднем 2016 года, помню как сейчас - среда, восемь вечера - ничего, как говорится, не предвещало, я со скуки включила телевизор. Случайно попала на канал ТНТ. Кто-то вчера его смотрел. А я ТНТ не люблю. Хотела переключить, но вдруг что-то меня остановило.

   Там шёл фильм. Очередная пошлая комедия. А что ещё покажут по каналу ТНТ? На экране были двое: мужчина и женщина. Лицо актёра известное. Не помню его фамилию. Вальяжный такой, мордастый, породистый, но слегка расползшийся с возрастом мужчина. То он интеллигентов играет, то героев мелодрам, то больших начальников. А девушка - неизвестная мне типовая блондинка в невзрачном сером пуховичке.
  Плачущий мужчина умолял девушку о чём-то, упрашивал, стоя на коленях. Она под его страстным напором пятилась и никак не решалась, будто в ступоре. Он жалобно причитал: "Леночка! Здесь невысоко! Умоляю, спасите меня!"

   От чего его надо спасать? Что он от неё хочет?
  Тут он живо начал выпихивать её с балкона - судя по виду за окном - минимум третий этаж, а скорее всего - четвертый. Зима.
  Девушка вяло сопротивлялась, но мужчина был настойчив. Вот он подхватывает ее, потом спускает, держа за руки, вниз. Девушка уже за пределами балкона. Она вскрикнула, оперлась ногами и ухватилась за какую-то конструкцию внизу.

  А этот тип вдруг резко меняет жалобную тональность на другую - начинает голосить истошным голосом:

  - Воры! Люди! Ко мне лезут! Воры!
  
  Я пока абсолютно не понимаю в чем тут дело, но в моей душе немедленно рождается возмущение действиями мерзавца.
  В этот миг я превращаюсь в первого зрителя первого в мире кинофильма, который, увидев на экране движущийся навстречу поезд, в ужасе бросается бежать, приняв иллюзию за реальность.
  Я тоже, как и он, сразу поверив в подлинность того, что творится на экране, преисполняюсь настолько сильного возмущения и сочувствия бедной девушке, что с этого момента начинаю безоглядно верить всему происходящему здесь - с головой погружаюсь в этот киношный мир.

  Теперь ничто на свете не может оторвать меня от этого фильма. Забыв обо всём, широко открыв глаза, сделав телевизор погромче, я смотрю дальше. Единственная моя цель: узнать, что здесь вообще происходит, кто эта девушка, и что с ней случилось?
  
  Потом мне приходила в голову мысль, что чувства от просмотра этого фильма могли быть немного другими, если бы я начала смотреть его с самого начала - как положено, а не с этой волнительной сцены. А может и не немного, а совсем другими?
  Но у доступной нам истории нет сослагательного наклонения. Что имеем, то имеем. Первое впечатление - импритинг - его уже не отменить. С первой же минуты я погрузилась в творящиеся на экране события, стала жить одной жизнью с главной героиней, затаив дыхание, следила за её приключениями до последнего кадра, не в силах оторваться от телевизора.
  

  Происходящее дальше действие пока никак не помогает мне найти ответы на вопросы, а только ещё больше заинтриговывает и заставляет сочувствовать героине.
  
  Девушка тихо сидит на балконе, а тот мордастый мужик спускает ей сверху на поводке небольшую беленькую собачонку в розовой курточке с капюшоном. Ещё и собака откуда-то взялась!
  Собачка жмется к девушке, а та продолжает сидеть, сжавшись в комочек. Наверное, от холода. Всё в том же ступоре.
  Тут на балкон выходит, видимо, из кухни, пожилая тётка в шерстяном платке и накинутом наспех пальто. Знакомое лицо. О, да это Инна Чурикова! Видит девушку и сразу начинает ей сочувствовать (ну прямо как я):

   - Как ты тут оказалась, бедняжка? Это они тебя тут заперли?

  Девушка едва кивает, молча. Она как замороженная.
  Но тётке и не нужна её реакция: тётка уже вовсю развивает бурную деятельность - помогает гостье подняться, ведёт на кухню, сажает за стол, накладывает ей пельменей.
  А та сидит, скованно глядя прямо перед собой.
   Чурикова деловито хозяйствует на кухне, параллельно ведя непринужденную беседу, пытаясь успокоить и ободрить бедняжку.
  Девушка действительно понемногу оттаивает, чувствует доброжелательный настрой хозяйки и начинает односложно отвечать ей.
  Сначала тётка спрашивает её о заработке. Девушка называет цифру:

  - Пятнадцать.

  Та переспрашивает: - В день?

  - В месяц.

  На этот раз та удивляется и сочувствует бедняжке.
  Спрашивает, откуда девушка приехала, потом о заработке там.

  - Семь.

  - Ой, как мало! А что уехала?

  - Муж бил.

  - Ох, да, теперь это в порядке вещей... У меня у самой четверо боксёров.

   По ходу беседы становится ясно, что она, видимо, принимает гостью за проститутку, которую вызвал кто-то из её сыновей, а потом взял, да и запер на балконе. Почему-то она нисколько не удивляется такому развороту событий, ну заперли и заперли, а она вот спасла. Не в первый раз как-будто подобное происходит.

  Тут на сцене появляются один за одним её сыновья, и становится ясно, почему тётя ничему не удивляется.

  Первый. Это разжиревший обрюзгший, крупный мужик лет сорока, с мрачным выражением на помятой морде.
  Он недоволен матерью, недоволен фактом присутствия гостьи. Особенно недоволен тем, что мать кормит её пельменями - расточает семейное добро. Хотя из разговора уже понятно, что престарелая мать - кормилица семьи, а великовозрастные сыновья живут по большей части за её счёт.
  Мать говорит сыну, что девушка пришла покупать у неё косметику. Тот все равно недоволен.
  Мужик, в одних трусах, с голым жирным пузом, подходит к столу, свирепо смотрит на испуганную гостью, потом всей пятерней лезет в ее тарелку, зачерпывает и берет одну за одной пару пельменей. Сцена отвратительная.
  Девушку становится ещё больше жалко.

  Второй. По сравнению с первым довольно симпатичный, безобидный персонаж. Выглядит моложе лет на пять, но тоже с животиком. Он открывает дверь туалета, на двери плакат с рекламой партии ЛДПР. Слышится журчание. После отправления естественной надобности персонаж заглядывает на кухню, смотрит на девушку, говорит ей : " Я б тебе вдул!" и уходит. Из комнаты слышится голос: " Мам, а где торт? Принеси!"
  Мать кричит: "Несу! Вот он ваш торт."

  Беседа на кухне продолжается. Хозяйка предлагает девушке косметику: " Хорошая - чуть ли не Франция - Эйвон! Отец на пенсии, вот я и приторговываю тут - надо же эту ораву кормить."
   Приносит коробку, и гостья начинает смотреть. Наконец, выбирает маленькую упаковку теней.

  Но тут вбегает третий сын.
  Этот ещё совсем молодой. Лет двадцать пять, не больше.
  Он кричит на мать.

  - У меня танк угнали! Звони им!

  Мать не понимает.

  - Ну кому звонить?

  - Откуда я знаю, куда ты там звонишь! В интернет!
  - Позвони им, где мой танк!

  Парень в бешенстве, мать в растерянности отступает, а тот идёт на неё с явно агрессивными намерениями.
  Орёт при этом так, что стекла дрожат.
  Девушка как-то неудачно пытается за хозяйку заступиться.

  - Вы зачем так с матерью разговариваете?

  И тут же получает кулаком в лицо.
  Валится на пол.
  Пельмени тоже падают.
  Собачка съедает упавший пельмень.
  
  
  Типовой двор типового микрорайона, вокруг многоэтажки, во дворе притулился железный киоск. К нему подходит мужчина в чёрном коротком пальто и трикотажной шапке. Это Гоша Куценко. Он спрашивает у продавца:

  - Здесь Шабадинова у вас не работает? Шугутная такая?

  В окошке киоска показывается непрезентабельная личность - актёр Александр Баширов.

  - Мы одну такую шугутную вторые сутки ждём.

  - А вы её видели?

  - Она как йети. Никто не видел, но все знают.

  - Я у вас тут объявление повешу.

  - Вешай, только не на товар.

  - Эй, дай-ка просмотреть.

  - А что это у тебя собака бабская какая-то?

  - От жены осталась.

  - А что же она её с собой не взяла?

  - Умерла.

  - Вот и похоронил бы их вместе, как фараонов...

  Гоша Куценко хватает Баширова за грудки и даёт ему в морду.
  
  

  Девушка блондинка в сером пуховике и черной шапке медленно идёт по улице, держит на поводке собачку. Под глазом у неё здоровенный синяк.

  Дальше действие снова ускоряется. Она видит объявление. На нём крупный портрет собачки и номер телефона. Девушка срывает объявление. Достаёт телефон, но он не включается.
  Девушка заходит в продуктовый магазин, покупает хот-дог, половину съедает сама, половину отдаёт собачке. Потом она просит мобильник у продавщицы в магазине. Но та посылает её.
  Девушка просит идущего навстречу школьника.

  - Мальчик, дай телефон позвонить.

   Тот без звука даёт. Пока девушка разбирается, какие кнопки там нажимать, мальчик убегает. Она оглядываться, хочет спросить у него, что ей нажать. Но не успевает ничего спросить.

  Мальчик так же быстро прибегает обратно, а с ним вместе двое крепких полицейских. Они заламывают девушке руки и валят её на снег.
  

  Девушка сидит на лавке в "обезьяннике". На коленях у неё собачка. Под глазом синяк. В той же камере сидят две пышногрудые красотки, одна в красном костюме - Деда Мороза, другая в голубом - Снегурочки.
  Они начинают задираться к девушке.

  - Эй, королевна, давно забичевала?

  Та не отвечает. Девицы хихикают.

  - Ой, смотри, да у неё все зубы целые!

   - Королевна! - снова зовут они её.

  Но та отворачивается.

  Потом девицы подсаживаются к ней близко на лавку. Одна из них достаёт фаллоимитатор чёрного цвета. Пытается приставить девушке к лицу. Успевает сказать другой: фоткай. Но девушка вдруг хватает снегурочку, валит и начинает её душить захватом руки.
  Та, в ужасе выкатив глаза, беспомощно барахтается. Другая никак не помогает подруге.
  Наконец, девушка отпускает снегурку. Та отползает в сторону. Теперь девицы сидят рядышком, скрючившись в скромных позах, испуганно глядя на сокамерницу.

  Та встаёт, подходит к ним.

  - Дайте телефон позвонить.

  Они без звука подают ей телефон.

  Девушка достаёт объявление, пытается набрать номер, но тут появляется полицейский, отбирает у неё телефон.

  Видимо, проходит сколько-то времени, Шабадинова дремлет на той же лавке с собачкой на коленях. В кадре появляется высокий мужчина в чёрном полупальто и трикотажной шапке. Гоша Куценко. Он радостно улыбается.

   - Шабадинова, что это ты чумазая такая? И Дюдя у тебя не гламурная какая-то.

  - Ты зачем, Шабадинова, у мальчика телефон отжала?

  - Я вам позвонить...

  - А проститутку зачем избила?

  - Я проститутку не била, я Снегурочку била.

  - А потом у неё телефон отжала. Ты их солишь что ли?

  - Я вам позвонить!
  
  
  Мужчина и девушка едут в такси на заднем сиденье. На коленях у девушки беленький пёсик в розовой курточке. Девушка смущённо молчит. Мужчина смотрит на них довольным взглядом, с нежностью.
  
  Чистый светлый подъезд нового хорошего дома. Мужчина распахивает дверь, приглашает девушку в квартиру.
  А та вдруг останавливается, смотрит на него и говорит:

  - Знаете, я наверное к вам не пойду.

  - Почему? Идите с Дюдей мыться. Вы грязные.

  - Я чистая!

  - Ну это, ты, Шабадинова, преувеличиваешь! Иди, видишь, Дюдя тебя просит... - собачка, и верно, выбегает из прихожей к девушке и смотрит на неё.

  - Я, наверное, домой, в Малую Лялю поеду. Займёте мне денег на билет?

  - Не займу!

  - Ну тогда я у Ирки займу.

  - Ну ладно, Шабадинова. Пойдём на балкон, покурим.

  - Так я же не курю!

  - Я покурю!

  Они стоят на балконе подъезда. Мужчина смотрит на девушку.

  - А чего ты, Шабадинова, в свою Малую Лялю поедешь?

  - Не прижилась здесь.

  - А чего приезжала?

  - Так.

  - И сколько ты тут была?

  - Неделю уже.

  - Да, неделя - это долго, да...

  - А чего ты, Шабадинова, не прижилась?

  - Жить не умею.

  - Да пошла ты в ж... - он отворачивается, явно расстроенный, не зная, что ещё сказать, недовольный её ответом.

  - Ну и пойду... - отвечает ему девушка. Серьёзно и грустно.

  И в этот момент происходит страшное. Внизу у подъезда стоит машина, вдруг ее крыша раздвигается, и оттуда выпускают ракеты - новогодний салют. Ракеты летят ввысь со свистом, и одна из них залетает на балкон, попадает прямо в голову девушке.
  Девушка, едва успев произнести эту фразу, начинает сползать по стенке. Из виска у неё течёт кровь.

  Мужчина хватает её за плечи, приподнимает, видит, что она валится, голова у неё вся в крови. Он подхватывает девушку на руки, бежит вниз.

  Звучит громкая музыка. Александр Серов. "Я люблю тебя до слёз..."

Под эту музыку мужчина с девушкой на руках бежит к машине. Орёт сидящим в ней хачикам:

  - Вы о.уели! Вы о.уели!

  Ему отвечают какие-то голоса с акцентом:

  - Мы салют делали, брат...

  Машина уезжает.

  Сначала он по инерции бежит ей вслед, но тут же опускается на дорогу, кладёт девушку на снег. Она несколько раз пытается приподнять голову, но он снова толкает её в грудь - валит на спину. Девушка больше не шевелится, она теряет сознание. Мужчина находит телефон и набирает номер.
  
  
  Новая сцена...
  Хлипкий бомжеватого вида ханурик напился и творит какую-то дичь в пивном ларьке - большом железном киоске. Он орёт жутким голосом:

  - Я Бастинда!

   А сам держит в руках раскаленный спиральный электронагреватель. Глаза у него безумные совершенно - то ли лунатит, то ли в приступе белой горячки.

  К нему подступает грузный мужик с бутылкой воды.

  - Бастинда! Ты боишься воды...- брызгает на него из бутылки.

  Тот рухнул на пол, как подкошенный.

  Но огонь от раскаленного нагревателя уже распространился.
  Киоск начинает гореть. Мужчина пытается потушить огонь - безуспешно.
  Киоск весь охвачен пламенем.
  Бастинда выскакивает из киоска, бормочет что-то невнятное и убегает.

  И вот уже на снегу жалкие обгоревшие остатки ларька.

  Мужчина, недавно тушивший пламя, стоит рядом, растерянно смотрит на развалины.
  Потом поворачивается и уходит прочь. Идёт, куда глаза глядят. Мимо мелькает утренний новогодний пустой город.
  А он идёт, идёт, сам не знает куда.

  Вдруг впереди перед ним разверзлись небеса.
  Нет, это внезапно треснула стена многоэтажного дома, и оттуда вдруг со страшным скрежетом выплывает деревянный нос огромного белоснежного парусного корабля, а на палубе этого корабля - высоко высоко - где-то в районе верхнего этажа многоэтажки стоит светловолосая красавица в ярко красном наряде шамаханской царевны. Летучий корабль?

  Мужчина, пораженный, задирает голову, смотрит на девушку. А она смотрит на него и вдруг спрашивает:

  - Вы не знаете, где находится улица Торфорезов?

  Но тут чей-то голос зовёт её будто издалека:

  - Шабадинова!

  Царевна оглядывается на голос, поворачивается туда. Огромный летучий корабль даёт задний ход. Со скрежетом его нос снова прячется в стене многоэтажки. Как не бывало.
  Мужчина в ступоре некоторое время обалдело смотрит туда, где он только что был.

  А девушка просыпается.

  Слышит, как мужской голос зовёт её. Открывает глаза.

  - Шабадинова... Помнишь меня? Я Роман. Дюдю помнишь?

  Лена окончательно очнулась. Она лежит в больничной палате. На голове повязка. А на груди у неё сидит Дюдя - пушистый беленький пёсик с острыми ушками и мохнатой мордочкой.

  - А помнишь, как ты мне жениться предлагала?

  Девушка отрицательно качает головой. Но вроде чуть улыбается.

  - Конечно, не помнишь, у тебя же полмозга вытекло.

  - А я про тебя песню сочинил, Шабадинова, - говорит Роман и начинает напевать.

  Тут она слышит женский голос.

  - Ленка, я тут! - у двери стоит крупная женщина, нижняя половина туловища у ней в гипсе, она машет девушке.

  - Смотри, мне гипсовые трусы сделали, чтоб не садилась.

  Роман поёт песню:
  
  Светлый дым, я растворяюсь с ним.
  В потоках воздуха, дыханием времени.
  Словно пар, мы в хороводе пар.
  Таких же ветреных кружим кружим...
  
  Ты ничего про жизнь не знала.
  И наконец то повезло,
  Как только дымкой стала.
  Узнала всех, познала всё...
  
  День превращается в тень.
  Ночь возвращается в день.
  Так забывается боль... любовь...
  
  И мне воскреснуть надо.
  И мне воскреснуть надо.
  Но лень, но лень, но лень, но лень, но лень...
  
  Смерти нет, припев есть и куплет.
  У странной песенки про эту жизнь.
  
  Так легко струиться высоко.
  С любимою душой, когда вы дым.
  
  Ты ничего про жизнь не знала.
  И наконец то повезло,
  Как только дымкой стала.
  Узнала всех, познала всё.
  
  Светлый дым, я разгоняюсь с ним
  До чистой скорости, до красоты на ты.
  Только жаль его спираль вуаль,
  В какой-то миг творит, твой дым невидимым.
  

  Дальше под эту музыку идут титры. Конец.
  

  Я так и не поняла, что это за девушка, кто она, кто такой Роман.
  Вот ведь, больше половины фильма посмотрела на одном дыхании, а так ничего толком не поняла. Но за это время прониклась таким сочувствием к главной героине, что смотрела не отрываясь, а на последних минутах даже всплакнула.
  Получилось у режиссёра зацепить мою душу.
  Название фильма я увидела, когда переключала каналы. Страна Оз.
  Сразу же бросилась в интернет искать этот фильм.
  Теперь я смотрела с самого начала и понимала всё.
  Посмотрела два раза подряд. Смеялась и плакала одновременно.
  Жаль было Ленку Шабадинову.

  Наивный потерянный ребёнок, которого мне всю дорогу хотелось спасти, защитить от сваливающихся на неё одна за другой бед. Только это сильное чувство заставляло меня приникнуть к экрану, терпеливо сносить весь творящийся там трэш - никогда раньше не любила артхаус. Героине будто тринадцать лет. И эту наивную девочку вдруг выпустили в жестокий мир - погрузили на самое дно - в самую клоаку. По сюжету она молоденькая. Двадцать лет, не больше.
  
  Единственная погрешность режиссера, вот где он отступил от стопроцентной точности попадания - возраст актрисы, выбранной на главную роль. Яна Троянова прекрасно играет здесь. Великолепно вошла в образ. Жаль только, возраст не скроешь. Молодо выглядит, но всё равно - не скроешь. А оттого - диссонанс.

  Поведение, которое вызывает жалость, сочувствие, если героине двадцать, если она почти подросток, рождает у зрителя другие чувства, когда героине по виду давно за тридцать. Скидку на молодость, наивность мозг зрителя делать уже отказывается. Остаётся - глупость. Простота, которая хуже воровства.
  Режиссёра можно понять. Яна Троянова - его жена. Может, и правда - никто не смог бы сыграть эту роль лучше неё. Но диссонанс никуда не денешь.
  
  Похожее чувство у меня было, когда я смотрела английский мини-сериал 1995 года "Гордость и предубеждение". Все актёры там прекрасно играли, костюмы и декорации соответствовали эпохе. Характеры актёров, их внешние типажи подобраны режиссёром правильно, в полном соответствии с ролью. Но обе девушки, Джейн и Элизабет, выглядели солидными матронами - на тридцать лет, а то и старше. И это портило всё впечатление.
  Ну не может Дарси страстно влюбиться в одну из этих крупных дам почти бальзаковского возраста. Тяжеловаты они уже, пожалуй, их поезд давно ушёл. Где твои семнадцать лет? - хочется спросить у Лиззи. Глазки смотрят с тяжёлым прищуром, оценивающе, слишком уж по взрослому, будто эта дамочка уже своей дочери жениха побогаче подыскивает, а не себе. Нет, не то.
  

  А фильм хорош.
  Сценарист талантлив, а может быть, даже гениален.
  Режиссёр великолепен. Актерский состав безупречен. Ни одной нотки фальши. Несмотря на жуткий сюжет - это даже артхаусом сложно назвать, это нечто, не имеющее цензурного названия.
  И вот среди невероятных наслоений говна сияет чистым белым светом основная линия - двое потерявшихся в этом мире людей встречают друг друга, теряют, но потом снова находят. И веришь, что на этот раз - навсегда.

  Все эти коричневые вонючие кучи вокруг, они нужны только для одного - оттенить. Показать, что любовь и человечность существуют, они не умрут никогда. Ничто - никакая пошлость и зло, не смогут их погубить.

  Любви слишком мало в этом мире. Люди, жалкие наши обыватели, забыли про неё, они упоенно жрут и срут, потеряв всякую совесть. Забыв о главном.
   Но любовь - есть.
  

  Как бы я восприняла этот фильм, если бы увидела его в кинотеатре, сразу крупным планом с громким звуком, да с самого начала, да с незапиканным матом, - не знаю. На ТНТ мат аккуратно запикали, смотрела, считай, с середины, а в интернете потом досмотрела на маленьком экранчике с тихим звуком полную версию.

  Внезапный толчок в грудь - прямо в сердце, сразу и навсегда. Такой реакции добился режиссёр как минимум от одного зрителя - от меня. В тот момент, когда я увидела первые кадры, я раз и навсегда влюбилась в этот странный фильм, в его сумасшедшего сценариста и безумного режиссёра.

  Я знаю, какие претензии предъявляют некоторые зрители-чистоплюи этому фильму. Что, мол, совсем нетипичную картину авторы нарисовали. Где они, мол, столько говна собрать умудрились? Не бывает такого в жизни.
  Очернители нашей действительности, быть может, не настолько еще прекрасной, но вполне приличной. Негодяи. Инагенты, наверное. (Ой, я, кажется, забегаю вперёд. Сейчас же только 2016 год!)

  У меня не возникло подобных претензий к картине. Вся эта очерненная действительность и населяющие её омерзительные персонажи, мелькавшие на экране, во время просмотра фильма проходили перед моими глазами как некая данность. Тем более, что снято без единой ноты фальши, как-то сразу веришь. Я ведь не по наслышке знаю, что эти личности и порождаемые ими явления где-то у нас существуют. Каждое. Они не выдумка. Пусть не в моём близком окружении, а в криминальных сводках или в рассказах родных и знакомых, или даже в моей личной биографии - встречала я некоторых из них, встречала даже и кое-кого померзопакостней. Увы, приходилось. Более того, согласно моему опыту, самые мерзкие из персонажей выглядят часто внешне не просто прилично - а прямо-таки идеально. Если не знакомиться с ними поближе. В богатой и гламурной обстановке, интеллигентные с виду, благообразные люди. Они не позволяют себе обсценной лексики, даже грубых слов, они выше этого. Они, пожалуй, сами поучат тебя правилам хорошего тона и поведения. И учат, не стесняются! Вот только дела они творят мерзкие - ложь, обман, коррупция, воровство, клевета, устранение неудобных и неугодных любыми нечестными способами. Дела их приносят обществу и людям много зла.

  Поэтому я смотрела фильм, как человек, сразу поверивший в реальность происходящего, а потому с первой и до последней минуты сочувствующий главной героине. Все время просмотра меня не волновало ничего, кроме желания ей помочь и как-то защитить бедняжку. Пусть в большинстве её бед Ленку саму можно было бы обвинить - в неприятности она влипала по наивности, её подвели неумение общаться с окружающими, пассивность, доверчивость, глупость.
  Но тем более - мне сразу захотелось оградить столь неприспособленного к жизни человека от бед, защитить его. Это было очень болезненное ощущение, реальная боль в сердце. Даже странно, что явно абсурдные сцены - по утверждению ярых критиков картины в нашей действительности невозможные, вызвали у меня столь сильные чувства. Так, наверное, разрывалось бы сердце у матери дочери-недотёпы - когда ты бессильно наблюдаешь со стороны, что с ней происходит, а помочь ничем не можешь.

  Яне Трояновой, несмотря на возраст, удалось создать этот образ - наивной, порядочной, неискушенной, тормозной и замкнутой, не умеющей жить героини.
  Но ей должно быть не больше двадцати, тогда всё объяснимо.
  Жаль, что Яне во время съёмок было почти сорок;

  Скажете, сочувствую, потому что сама на героиню где-то похожа? Наверное, да.
  По крайней мере, знаю похожих на неё людей. И знаю, что с ними происходило в действительности.
  
  Как вам, например, такой сюжет, ребята:

  Девушка восемнадцати лет встречает мужчину тридцати лет. Он не женится на ней, но делает ей ребёнка. Она рожает. Живёт с ним "гражданским" браком в его доме с его матерью. Он небольшой начальничек какого-то там отдела в каком-то там водоканале или жилпромхозе, горгазе - не помню. Деньги в принципе есть (насколько большие, не знаю, но это не важно). Есть у него и машина, и стабильный заработок. Мало того, отец девушки, давно разведенный с ее матерью, работает начальником РЭСа в электрических сетях на севере, имеет там неплохой заработок и регулярно шлёт дочери приличные деньги, которых ей вполне хватило бы на содержание себя и ребёнка.
  Но "гражданский муж" начинает над своей "гражданской женой" издеваться, а его мать помогает ему в этом.

  Во первых, он отнимает у неё всё деньги, которые ей присылает отец. Кстати, дело происходит в начале 2000х годов. Карточек ещё нет, смартфонов у большинства ещё нет, мобильники есть пока далеко не у всех. Стационарные телефоны пока в приоритете.

  Во вторых, он начинает избивать её.

  В третьих, кормят её в этом доме один раз в день. А она кормит грудью новорожденного ребёнка.

  Только через полгода "жена" решается сбежать от "мужа" домой к матери. Почему не сразу? Да потому, что мать её давно живёт бурной личной жизнью, дочь в этой жизни явно лишняя. Мама меняет любовников как перчатки. Когда у дочери появляется ухажер, мать с радостью выпихивает дочь ему в объятия.

  А молоденькая дочка стесняется вернуться к матери и рассказать ей и всем вокруг, что у неё с новоявленным "мужем" такая жизнь. Ей, понимаете ли, стыдно. Она, видишь ли, мечтала выйти замуж, родить ребенка, жить прилично, как все. И когда "муж" начинает творить с ней этот ужас, некоторое время она скрывает это ото всех, делает вид, что всё у неё нормально.
  Потом не выдерживает издевательств и уходит.

  Как родственники узнают, что с ней что-то не в порядке? Да очень просто - она похожа на выпускницу Освенцима в 1945 году. На неё без слёз не взглянешь. Ещё бы - кормила полгода ребёнка, а сама ела очень мало и плохо.

  Еще через три месяца она начинает кашлять. В поликлинике ей делают рентген, анализы и выявляют активную форму туберкулёза.

  Её мать и почти годовалая дочь, с которыми она живёт в одной трехкомнатной квартире, здоровы. Но болен туберкулезом очередной любовник матери, который, оказывается, недавно вышел из тюрьмы. Хорошо питающиеся, крепкие мать и её внучка не заразились от него, а ослабленная недоеданием дочь сразу подхватила инфекцию.

  После того, как это выясняется, мать порывает с любовником, уделяет большее внимание дочери и внучке. Дочь полгода лежит в больнице, получает противотуберкулезную терапию. Ее мать сидит с внучкой.

  Дочь выходит из больницы, начинает заниматься работой: сначала она развозит продукцию местной фабрики по московским точкам. Делает это вручную, мотаясь на метро с тяжеленной сумой-баулом по всей Москве. Работа слишком тяжёлая - как у грузчика. К тому же, время мелких пеших оптовиков -коробейников постепенно уходит. Потому она переходит к работе вахтой в Москве. Две недели через две. Это гораздо легче, а заработок не меньше.

  Её бывший сожитель через несколько лет погибает в ДТП. Она продолжает в одиночку воспитывать дочь, живёт с матерью и мотается на работу в Москву.
  Так продолжается до совершеннолетия дочери. Дочка поступает в престижный вуз на платное отделение. Ну что не сделаешь ради любимого ребёнка? Женщина сначала оплачивала ей учёбу в местном вузе, потом продолжение обучения в Москве. Сейчас её дочь почти закончила учёбу и уже неплохо зарабатывает.
  Замуж выходить эта женщина с тех пор боялась. После первого неудачного опыта она всю жизнь боялась мужчин. Так и прожила одна. А вот мать её за это время ещё раз вышла замуж, успела овдоветь и получить наследство. Её отец тоже женился с тех пор дважды, ещё одного ребёнка завёл. Жили они оба полной жизнью, ни в чём себе не отказывали. А их наивное, несмелое, простоватое и замкнутое дитятко не умело жить.
  Так и не научилась.
  Работала всю жизнь, дочку воспитывала.

  "Все неловкие люди за несчастных обычно известные..."

  Но она ведь никакая не несчастная. Даже счастлива материнским счастьем. Она, если не такая как все, то как очень многие. Таких женщин в России - тьма. И не глупая, хоть и шибко умной не назовёшь. И порядочная. И чистоплотная. И работящая. Правда, несмелая, замкнутая, скромная. И жить не умеет - а это значит, - лёгкая добыча любого подлеца.
  Просто её родители всегда жили своей бурной личной жизнью. Было им не до родной дочери. Выпустили её в жизнь: иди, доча, живи самостоятельно. Ты уже большая, чай. Восемнадцать тебе уже.
  Она и пошла.
   Прожила, как смогла.
  Образования ей мама с папой не дали. Так, воспитатель детского садика. А после туберкулеза не смогла работать по этой специальности. Да, наверное, и к лучшему - заработок там - слёзы. Уж лучше вахтой.
  Зато в доченьку любимую вложила всю душу. Не пожалела ничего, что имела, чтобы её выучить, дать ей то, что сама от родителей не получила.

  Я рассказала историю своей родственницы. Но если бы у меня была одна такая история! Нет, подобных ей много.

  Вот что бывает в реальной жизни с такими, как Лена Шабадинова. Я-то знаю.
  Я ведь её сразу узнала, как только на экране увидела.
  Точное попадание в образ.
  Поэтому и плакала в конце фильма - от радости за неё. Что теперь у Лены всё будет хорошо, она встретила своего сказочного принца. Это фильм со счастливым финалом. Лучшая мелодрама, которую я смотрела когда-либо в своей жизни.

  Спасибо вам, дорогой сценарист "Страны Оз" Андрей Ильенков .
   Вы - гений романтической мелодрамы (по крайней мере - этой!). Вы, конечно, не Брагинский, вы - намного лучше. Добрый фей более крутого уровня. Брагинский эту тему, пожалуй, не потянул бы - не осилил бы такую кучу навоза превратить в чудесную сказку о жизни и о любви, от которой слезы на глазах.
  Спасибо режиссеру - Рязанову нашей эпохи Василию Сигареву. Какая эпоха на дворе - такие в ней и Рязановы.
  (Кстати, помните, что Рязанов стал снимать с конца 80х? Вот именно.)
  Снимаю шляпу перед вашим талантом.
  Я ведь ничего о вас не знаю, кроме этой картины ничего больше не видела и не читала. Но одной ей вы навсегда прославили в веках свои имена.
  
  
  Тут есть ещё один не совсем на поверхности лежащий пласт - фильм скорее примет близко к сердцу тот, кто оставался в большом городе в полном одиночестве, кто знает не по наслышке, что это значит - потерять близкого, любимого человека, или тот, кто хоть раз оказывался в ситуации, когда не имеешь никакой поддержки - ты один, и тебе не у кого попросить помощи, не к кому обратиться.

  Случайно в Новый год встречаются два одиноких, потерянных человека. Один из них потерял смысл жизни, потерял любовь, и не знает теперь, что ему делать со своей жизнью, а другой - потерявшийся в большом городе одинокий наивный ребёнок, нуждающийся в помощи. Девушка не просит её, но у ней будто крупными буквами на лбу написано - Помоги мне!
  И тот, у кого на сердце зияет рана от потери любимой, в этом случае невероятно чуток - он сразу видит и слышит её безмолвный призыв, он хочет помочь. Он чувствует то, что не могут, наверное, увидеть и почувствовать другие, он хочет обрести новый смысл и новую любовь. В заботе об этом смешном, наивном ребёнке найти себя, залечить свои раны.

  Я знаю, красота - в глазах смотрящего.
  Один увидит здесь грязь, мат, говно, трэш и чернуху. Больше ничего. Не увидит и не захочет даже смотреть. Я не знаю, что мне сказать такому человеку. И есть ли смысл с ним говорить?

  А я увидела то, что увидела. Боль в сердце, тоска по любви, есть одинокий человек, остро нуждающийся в помощи, и есть другой, несчастный одинокий человек, который хочет вновь обрести любовь, обрести новый смысл и новую жизнь.
  
  

  У этого фильма ведь есть и другой, не явный план.

  Действительно, в нашей стране таких Лен - пруд пруди. Миллионы. Живут они потихоньку. Обманывают их, издеваются над ними работодатели, начальники, сожители и случайные знакомые. Не приспособлены эти Лены к современной действительности - слишком наивны, пассивны и честны для неё. Грех такой простофилей не воспользоваться тем или иным способом.
  Идут они по жизни, пытаясь делать вид, что всё нормально, воспринимая окружающий их трэш, как данность, почти привыкнув к нему, как к норме. Они упорно пытаются цепляться за нормальность, даже там, где нормальности уже и следа не осталось. Сохраняют при этом внутреннюю чистоту, порядочность и любовь к близким, о которых заботятся, и лишь в этом находят смысл жизни.
  
  Можно сказать, что Шабадинова - в некотором смысле собирательный образ российской женщины. Собирательный образ целой страны, которая идёт-бредёт, сама не зная куда...

  Русь, куда несёшься ты? Дай ответ! Не даёт ответа...

  Идёт она, попадает из засады в засаду, из беды в беду.
  Подлец на мерзавце сидит и говнюком погоняет... И даже тот, кто мог бы ей помочь и никогда не обидит, и он - дурной на всю голову...
  
  Особенно иронично смотрятся эпизоды, когда Шабадиновой хочет помочь - предлагает подвезти мэр города (настоящий! - кстати, и сыграл в этом эпизоде реальный мэр города Екатеринбурга), а она отказывает ему, боясь второй раз нарваться на сумасшедшего наркомана, только что чуть её не угробившего.
  Или как Лена наотрез отказывается зайти в квартиру к доброму порядочному Роману, который искал её по всему городу, вызволил из клетки изолятора, а до этого она легко доверяется первому встречному мерзавцу, имевшему респектабельный вид.
  Встретила хорошего человека, но не распознала, не поверила ему, зато без звука, сразу, доверилась и подчинилась сладкоречивому подлецу...

  Вообще, это отдельная тема, почему так происходит, и как связаны между собой эти явления. А они связаны, безусловно!
  Когда миллионы наивных людей разных возрастных и социальных групп не доверяют порядочным людям, смотрят косо, как на подозрительных, чужих, и в то же время легко доверяют мошенникам, отдают им все свои деньги и даже больше - залезают ради них в огромные кредиты.
  И одновременно, в нашем обществе не находят опоры, не пользуются популярностью у народа по настоящему талантливые фильмы, книги, песни и их авторы, зато процветает и находит своего широкого почитателя вопиющая пошлость, посредственность - в том числе прикормленные властью ничтожные лизоблюды.

  Бедная, бедная Лена. Неужели так и суждено тебе идти в этом бреду, не различая правду и ложь, добро и зло, не имея цели, точнее, стремясь к какой-то странной, кем-то заданной, но отнюдь не нужной тебе цели - на улицу Торфорезов, которую ты никогда не видела, и век бы тебе её не видеть и не знать, что там творится...

  Ты пройдешь по улицам новогоднего города, находящегося в самом центре России, соберёшь все несчастные случаи, все возможные происшествия, случившееся в этом городе в новогодние праздники и отмеченные в журналах работниками диспетчерских служб 03 и 02, встретишь всех негодяев и придурков этого города и покорно примешь от них наказание за свою наивность, примешь без звука - как данность, как судьбу.

  Миллионы настоящих, а не выдуманных Лен - типовых блондинок, в таких же типовых черных шапках и серых пуховичках в сотнях таких же городов с точно такой же типовой застройкой каждый день бредут с утра на работу, за которую получают невозможные, смешные гроши от ушлого, непорядочного - типового хозяина типового российского бизнеса или от не менее ушлого типового представителя государства.
   Каждый день миллионы таких Лен скопом обманывают, используют, кидают, делают из них дур и приносят в жертву своим интересам. Да и зачем ещё нужны эти Лены, как ни для того, чтобы их использовать и выбросить потом за ненадобностью? Ведь дуры же! Тем более, что сами Лены часто даже не замечают того, что с ними творят, порой явную подлость и беззаконие воспринимают уже за норму.
  Такова она - новая ненормальная нормальность нашего общества, и фильм об этом тоже - он как-бы намекает. Так жирно и пахуче намекает, что трудно не понять намёк. Видимо, поэтому и не в чести сейчас этот фильм. Слишком хорошо намёк поняли те, кто, может, и не попал в кадр в качестве персонажа, но являются творцами омерзительной реальности, показанной в данном фильме, и прекрасно сознают это.

   А Лена весь фильм стремится попасть на улицу Торфорезов, на которой находится место её новой работы - пивной киоск. Её повторяющиеся неумелые попытки выяснить у окружающих, где находится эта улица, вызывают уже гомерический хохот. И ведь никто из них не хочет ей эту тайну раскрыть. Она же всю дорогу, несмотря ни на что, честно стремится к поставленной цели.

  Или нет никакой цели? Есть только путь...

   Так ведь, Лен?
  И сколько тебе в голову должно попасть новогодних ракет, чтобы ты, наконец, свернула с этого бессмысленного пути и пошла другим?

  Клин клином вышибают. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

  Хочется верить, что так оно и будет.

  Иначе нет у нас будущего.

  Или мы поймём, осмыслим, станем честнее к себе и к другим, увидим правду и, поняв наконец всё правильно, преодолеем последствия своей наивности, глупости, пассивности, душевной черствости. А кто-то (быть может) вспомнит о совести... Сам вспомнит, или ему напомнят...

  Тогда (и только тогда!) этот фильм станет нашей новой " Иронией судьбы", его мы станем смотреть в Новый год, вспоминая это время - или безвременье...
  Плача и смеясь. Но больше - плача...
  
  Или останемся Островом невезения, Страной дураков с Полем чудес в комплекте. Не захотим или не сможем ничего понять. Но без понимания невозможен вход в будущее - нам останется вечное бессмысленное блуждание от беды к беде, от негодяя к негодяю...
  Тогда не жить Лене Шабадиновой долго и счастливо. Такой мир не для таких как она. Слишком он для них страшен.

  В таком новом мире не останется места этому фильму, а значит, ни совести, ни любви там места точно не будет. А без совести и любви не сможет выжить ни Лена, ни наша бедная страна. Погибнет в кровавой огненной смуте.

  
  
  Рожденные в года глухие
  Пути не помнят своего.
  Мы - дети страшных лет России -
  Забыть не в силах ничего.
  
  Испепеляющие годы!
  Безумья ль в вас, надежды ль весть?
  От дней войны, от дней свободы -
  Кровавый отсвет в лицах есть.
  
  Есть немота - то гул набата
  Заставил заградить уста.
  В сердцах, восторженных когда-то,
  Есть роковая пустота.
  
  И пусть над нашим смертным ложем
  Взовьется с криком воронье,-
  Те, кто достойней, Боже, Боже,
  Да узрят царствие твое!
  
  (Александр Блок 1914 год)

  В 1914 или в 2014 эти слова звучали несколько странно для большинства,
  Но вот спустя десять лет? Или пятнадцать? Тридцать?

  Истинному таланту, человеку с открытым сердцем и чистой душой, открывается иногда то, что другие не видят. Или в упор не желают видеть - так точней.
  Истинный же гений и не хочет, а пророчит.
  Пророчества его пугают, отвращают, вызывают яростное отторжение у обывателя, который хочет лишь сладко жрать и спать в своей уютной норке, чтоб никто ему не мешал.
  Но судьба зло смеётся над обывателем, ломает его уютную жизнь, безжалостно бросает в топку истории, топит его жалкое суденышко в бурном водовороте мировых потрясений.

   Жили в начале двадцатого века два поэта. Один поэт - хваткий сибарит, пел про ананасы в шампанском и был в те годы общепризнанным гением - гламурным соловьем эпохи, другой поэт - неловкий чудак, бредил мрачными и странными образами, его понимали и принимали немногие. Один из них сразу уехал на дачу в Финляндию, второй записался добровольцем на фронт.
  Но кто-то, кто видел и мыслил чуть дальше, сразу назвал великим этого второго, а первого без всякой жалости выкинул на свалку истории...
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"