|
|
||
- Подпишитесь на газетку!
- Зачем? У меня Интернет есть!
- А в туалет с клавиатурой что ли ходить будете?
старый и глупый анекдот
Как только появились первые информационные ресурсы Интернета, футурологи предрекли: Интернет изменит облик печатных изданий; новостная информация переместится в сеть, за газетами и журналами останется аналитика. Наиболее радикально настроенные личности и вовсе за бумагой будущего не видели, потирали руки, готовились к похоронам бумажных СМИ. Как показала Всемирная история Интернета, газеты и журналы умирать не собираются, а Интернет стал им не конкурентом, а скорее превратился в новую среду для распространения. Печатать на обложке собственный веб-адрес для издания уже давно хороший тон.
Несколько чисел к размышлению: сейчас, по данным Министерства печати, в России зарегистрировано 38.060 печатных и 6.715 электронных СМИ, в 2002 в Рунет пришло 267 СМИ. Выглядит это очень даже неплохо, особенно если учесть, что на конец прошлого года активная аудитория российского Интернета (те, кто проводит в сети не менее часа в неделю) составляла около двух миллионов человек. (По данным информационно-аналитического портала www.sostav.ru.)
Размещать или не размещать материалы в сети, каждый решает сам. "МК на Алтае" (www.ab.ru/~mkaltay/) поэкспериментировал с электронной версией меньше года с июня 2000 по март 2001, после чего руководство пришло к выводу о том, что при нынешнем уровне развития Интернета держать собственный сайт невыгодно. А вот "Алтайская Правда" (www.ap.altairegion.ru/), издание по определению ориентированное на малоактивных пользователей Интернета, придя в паутину в декабре 2000, с сетью не расстается и поныне. Такие разные Интернет-судьбы.
В большинстве случаев для издания вопрос стоит не в том, строить Интернет-представительство или нет, а в том, как грамотно использовать вебресурс. Классическим стал пример газеты "Вечерний Новосибирск" (www.vn.ru/). Рассказывает программный специалист Института развития прессы Александр Ларьяновский:
- Пример, конечно, не очень хороший с этической стороны, тем не менее, он достаточно иллюстративен. Когда в октябре 2001 украинскими ПВО был сбит Ту-154, не совсем легальным способом по личным каналам мы получили список пассажиров самолета. Мы тут же опубликовали список у себя на сайте, но это было только полдела. Вторая задача состояла в том, чтобы эту информацию точечно разместить на популярных российских сайтах, что мы и сделали. Цитируемость газеты мгновенно выросла в сотни - тысячи раз. В аэропорту к нашим ребятам стали подбегать журналисты с одним вопросом: "Где взяли список?" А ребята еще сами ничего понять не могут, звонят в редакцию, в редакции судорожно соображают, заходят на сайт, видят там объявление, после чего объясняют: ничего не комментируйте, отвечайте всем: "Места знать надо".
Впрочем, к счастью для простых граждан, подобные информационные поводы случаются нечасто. Тем не менее, именно информационные взрывы являются одним из ключевых факторов повышения популярности Интернет-СМИ. Об этом говорил аналитик Интернет-холдинга "Рамблер" Леонид Делицын на прошедшем в марте VII Российском Интернет-форуме. Во время информационных взрывов Интернет-аудитория новостных СМИ вырастает в 3-4 раза. По мнению Делицына, взрывы происходят каждые 11- 13 месяцев. В цепочке теракты в Нью-Йорке 11 сентября 2001, захват заложников 24 ноября 2002 в Москве. Следующий взрыв должен прийтись на декабрьские выборы в Думу. (В эту концепцию не совсем укладывается война в Ираке, вызвавшая рост посещаемости новостных лент Рунета в два раза, в мире количество посетителей Интернета выросло на 30 %.)
Информационные взрывы на руку в основном лентам новостей. Сайты газет, а тем более сайты журналов вряд ли получают от них много пользы. Зачем же Интернет газете? Традиционные аргументы - не нужно тратиться на типографии, платить службе доставке, легко вносить исправления в готовый материал - не могут перевесить одно единственное суждение: пользователи Интернета в большинстве своем не готовы платить за электронные издания, а Интернет-реклама не способна покрыть затраты на поддержания сайтов. Единственное приходящее на ум логичное объяснение причин появления новых СМИ в глобальной паутине: если уж развития Интернет-СМИ не остановить, надо к этому движению попытаться примкнуть, а еще лучше его возглавить, глядишь через несколько лет Интернет-газета станет окупаемой, тогда и вложенные средства вернутся.
НЕКОТОРЫЕ ССЫЛКИ:
Местные ресурсы:
www.altapress.ru - газеты издательского дома "Алтапресс"
www.ap.altairegion.ru - "Алтайская Правда"
www.mterra.ru - проект студентов АГУ
www.amic.ru - лента краевых новостей
Про Интернет:
www.internet.ru - ежедневные новости и обзоры про Интернет и IT
www.compulenta.ru - лента компьютерных новостей
www.ixbt.com - еще одна лента новостей IT
www.computerra.ru - журнал "Компьютера": новости и архив бумажных номеров
www.iworld.ru - журнал "Мир Интернет": новости и очень плохо обновляющийся архив бумажных номеров
www.webplanet.ru - новости, обзоры, не только на околокомпьютерные темы
Прочее:
www.russian-advertisement.com - крупнейшая русскоязычная газета в США
www.inopressa.ru - дайджест статей о России из зарубежных изданий, превод на русский язык + ссылка на оригинал
www.znanie-sila.ru - неизвестное об известном: новости науки, курьезы
www.weekend.ru - развлекательный журнал из тех, что в глянцевой обложке
http://vokrugsmeha.ru - дайджест анекдотов и афоризмов, карикатур из архивов Литературной газеты, Крокодила
www.russ.ru - Русский Журнал: статьи об искусстве, политике, сети Интернет
www.smi.ru - ежедневные обзоры материалов сетевых СМИ
www.lgz.ru/ - Литературная газета, www.aif.ru - Аргументы и Факты, www.kp.ru - Комсомольская правда, www.mk.ru - Московский Комсомолец, www.gazeta.ru - Газета, www.rg.ru - Российская Газета, www.izvestia.ru - Известия, www.ng.ru - Независимая Газета
Милосердов Максим
Кстати, с началом военных действий в Ираке в Рунете был открыт специальный ресурс www.iraqwar.ru, вызвавший большой интерес со стороны англоязычных стран.