|
|
||
(Заметки о национальной программе формирования позитивного самовосприятия населением страны)
Содержание:
Введение
Актуальность вопроса
Часть 1 "Идеология"
Цель
Особенности образа
Сущность идеологии
Кто мы такие - русские?
Страна и ее герои
Русские народы
Путь России
ЧАСТЬ 2 - "Технология"
Аудитория
Положительные и отрицательные стереотипы о России
Каналы трансляции
Проекты формирования позитивного "я"-образа
Заключение
--
Введение
Идея написания данных заметок возникла после прочтения некоторых сообщений на форуме "Кадрового резерва", в частности, печального наблюдения Аиды Семеновой о нелюбви к стране - заявления, которые ей часто приходится слышать от своих студентов; вопроса Светланы Карпенко о неудовлетворительном качестве программ современного телевидения и некоторых других комментариев.
Я благодарен участникам проекта, задавшим свои вопросы. Без них ответ, к которому я пришел, анализируя общественное сознание современной России, так и остался бы лишь моим личным знанием.
Очевидно, что низкая оценка своей страны (а, соответственно, самих себя), как следствие - неверие в возможности что-то изменить, принижение отечественных достижений, преклонение перед иностранными учителями и иностранными рецептами - это объективная национальная черта, присущая сегодня жителям России. Не будем вдаваться в рассуждения о причинах ее появления, просто констатируем ее наличие и поставим вопрос: что следует сделать, чтобы изменить мнение жителей страны о себе, сделать "я"-образ народа позитивнее?
В комментариях, к настоящему моменту прозвучавших на форуме "Кадрового резерва", ответа на этот вопрос не содержится. Единственное, что предлагается участниками обсуждения - начинать с себя, со своего ближайшего окружения. Однако, что конкретно следует понимать под "начнем с себя", непонятно.
Так случилось, что мой профессиональный опыт позволяет взглянуть на проблему формирования позитивного представления народа о себе с технической позиции. Ведь что есть позитивное представление? Это - определенное мнение, принятое людьми частично на эмоциональном, частично на рациональном уровнях сознания. С точки зрения технического решения задача формирования позитивного образа в глазах населения государства мало чем не отличается от задачи формирования позитивного образа о выводимой на рынок торговой марке или продукте. Применив соответствующие технологии, много лет работающие на рынке рекламы и pr, можно предложить систему мероприятий, разворачивание которых на протяжении нескольких лет позволит кардинально изменить самовосприятие народа, повысить уважение к себе, даст веру в собственные силы.
В первой части работы я пытаюсь сформулировать и обосновать содержание "я"-образа, необходимого современной России, во второй обозначаю последовательность и содержание мероприятий, необходимых для формирования данного "я"-образа.
Данные заметки ни в коей мере не претендует на полноту. Однако, даже будучи "написанными на коленке" они содержат ряд положений, пригодных для использования и способных обеспечить решение поставленной задачи.
Актуальность вопроса
Актуальность разработки комплексной программы действий по формированию положительного "я"-образа населения России не вызывает сомнений. Народ, как на уровне этноса, так и на уровне отдельного гражданина, не гордящийся собственной историй, воспринимающий себя, свою страну как недоразумение, обречен. Он становится некритичным к тезисам враждебной пропаганды, ощущает себя неудачником и историческим недоразумением, теряет мотивацию к созидательному труду, сводит на нет имеющиеся достижения, деградирует, легко расстается с ресурсами и территорией, лишается собственной культуры, заменяет более совершенные отечественные технологии на менее подходящие, но воспринимаемые как прогрессивные зарубежные.
Негативный "я"-образ - это болезнь, разрушающая этнос изнутри. Только последовательное формирование положительного "я"-образа у самых разных слоев населения способно поднять сопротивляемость нации негативным факторам экономического, политического, социального плана. Оно является необходимым условием развития нации.
ЧАСТЬ 1 - "Идеология"
Цель
Целью описанных ниже мероприятий является формирование следующего "я"-образа у жителей России:
Я - россиянин (русский) - человек, думающий на русском языке. Я живу в стране с многовековой историей, которой горжусь, герои которой (военные, ученые, исследователи, политические деятели) самых разных общественно-политических формаций благородны, сделали многое для страны, являются для меня примером для подражания. Мои предки - уникальный народ, соединивший в себе самые различные культуры и народности, - благодаря присущей им изобретательности, отваге, высоким стремлениям сумели построить самое большое государство в мире, несмотря на сложные природно-климатические условия, внутренние и внешние угрозы. Я - достойный потомок, а мои многочисленные потомки будут жить на этой земле, говорить на моем языке, им предстоит создать великую культуру, их свершения затмят все минувшие достижения. Про мой народ сложено много легенд, многие страны боятся моего народа и видят в нем конкурента, тем не менее, я готов учиться даже у злопыхателей, принося полезное из их опыта на свою землю и отбрасывая вредное и сиюминутное.
Особенности образа
С точки зрения практической рекламы данный "я"-образ несколько отличается от классических мемов, которые ежедневно вдалбливаются потребителю.
Во-первых, предложенный нами "я"-образ очень большой. Согласитесь, "... - новое поколение выбирает", "... - бери от жизни все", "... - ведь ты этого достоин" - слоганы весьма простые для восприятия, легко запоминающиеся, а потому после определенного числа повторений быстро всплывающие как первая реакция потребителя на предложенный продукт. (Каждый из этих слоганов имеет свое наполнение, которое формируется на рациональном и эмоциональном уровнях восприятия; "рационально" рекламист доказывает потребителю, что именно рекламируемый бренд является объективно лучшим, "эмоционально" демонстрирует, как здорово получить брендовый товар, как классно стать одним из его "счастливых" обладателей.)
Второе отличие. Чтобы реклама любого продукта была успешной, необходимо на первых этапах формирования рекламной стратегии четко выделить целевую аудиторию, т.е. понять, где живет твой потребитель, где бывает, что читает, смотрит, слушает, какие у него существуют представления (стереотипы). Это во многом определит выбор наживки, на которую рекламист будет ловить покупателя. Несмотря на кажущуюся разнородность потребителей любого продукта, после проведения детального анализа обнаруживается, что даже при продвижении самого сложного товара приходится иметь дело лишь с несколькими группами потенциальных потребителей, охват которых обеспечивает 80% продаж. В ситуации с трансляцией "я"-образа число групп потенциальных "клиентов" вырастает колоссально! Аудиторией является вся страна - и бедные и богатые, и те, для кого "жемчуг мелок", и те, у кого дома свет дают по расписанию. Более того! Наша аудитория - это и бывшие соседи по СССР, и огромное число эмигрантов, покинувших страну в разные годы, живущих в самых различных условиях, достигнувших самых разных результатов. То есть целевая аудитория действительно крайне неоднородна и пугающе широка.
Впрочем, помимо описанных сложностей, есть и плюсы! Например, человек, принявший предложенный "я"-образ, не просто становится его носителем, он начинает изыскивать собственные средства для распространения этого образа среди своего окружения и привлечения новых сторонников. Вполне вероятно, что его аргументы, могут в некоторых случаях оказываться более эффективными, чем кабинетные аргументы разработчиков-теоретиков.
Итак, мы четко представляем цель, которую должны достигнуть. Рассмотрим, что скрывается за достаточно общим описанием идеологии, которую предлагается принять и распространить. Это значительно упростит определение тех мероприятий, которые необходимо предпринять.
Сущность идеологии
На форуме "Кадрового резерва" один из наиболее частых комментариев на означенные в начале статьи проблемы звучит как "давайте начинать с себя". Такой ответ совершенно неудовлетворителен.
- Что сделать, чтобы Удав нас не кушал? - Спрашивают кролики Сову.
- Начинайте с себя, - отвечает Сова. - Станьте удавами!
Довольные кролики уходят, потом возвращаются со вполне разумным техническим вопросом:
- А что сделать, чтобы стать удавами?
Сова не знает. Она же не занимается частностями, она разрабатывает концепцию!
"Начать с себя" означает принять для себя определенную идеологию, принять не формально "потому что принимают все", не мученически "так надо, хотя я не совсем в это верю", а принять полностью, рационально доказав для себя. Саму идеологическую формулу я изложил в параграфе "Цель", однако ввиду того, что некоторые позиции могут быть неправильно поняты, хочу дать их расширенное толкование.
Кто мы такие - русские?
Прежде всего, мы должны понять и попытаться принять, что все мы относимся к одному народу.
Я - россиянин (русский) - человек, думающий на русском языке.
Мне хочется называть этот народ русскими. К сожалению, сегодня на тех, кто употребляет применительно к себе слово "русский" часто смотрят косо - как же так - он сказал "русский", не попахивает ли это национализмом? Великодержавным шовинизмом?
Мало кто помнит, что "русский" - это прилагательное, принятое в 15-16 веках как самоназвание людей, проживавших на территории Московского государства. Слово "русский" сменило этническое наименование "русин", которое со времени собирания России вокруг Москвы использовалось уже для обозначения населения юго-запада - тех, кто позднее стал украинцами (малороссами) и белорусами. Параллельно с "русским" долго ходил другой появившийся чуть раньше термин - "москаль", несший политическую составляющую. Выходит, что термин "русский" территориален!
Русский - это не тот, кто может похвастаться чистотой крови (покажите мне хоть парочку таких), русский - это этнос, совокупность постоянно перемешивающихся на территории русских земель генотипов - татар, армян, евреев, немцев, бурятов и т.д. и т.п. Это житель России, человек, который думает на русском языке.
В девяностые годы прошлого века, чтобы различить русских как национальность и русских как жителей России, Борис Ельцин начал использовать емкое слово "россиянин". Кто такой Россиянин? Если рассуждать логически, это человек, проживающий в Московском государстве, то есть в землях, собранных вокруг Москвы! Получается, что этимологически россиянин - это тот же ... русский! Но поскольку "русский" - слово, имеющее за собой длинную и великую историю собирания земель в одно великое государство, мне предпочтительнее именно оно. И когда мой детский товарищ татарин Ринат полушутливо говорил: "Что, тут кто-то против нас - русских", мне его высказывания нисколько не резали слух.
Говоря о том, что мы относимся к одному народу, я хочу обратить внимание на следующую деталь. Длительное время в России культивировалось - всячески подчеркивалось, поддерживалось и распространялось существование непримиримых противоречий между социальными слоями. О причинах этого явления здесь говорить не место, в результате же его распространения на бытовом уровне действительно возникла разобщенность между работниками умственного и физического труда, между государственными служащими и сферой обслуживания, между приезжими и коренными жителями местности, между родственниками и не родственниками, друзьями и незнакомцами... Часто, когда человек говорит: "Ну почему же мы такие необразованные, некультурные, головотяпистые и т.п.", он имеет в виду: "Ну почему же вы все (кроме меня и еще парочки нормальных) такие..."
Это огромная проблема! Возьмите сколь угодно большую группу русских, вывезите ее за пределы России в любую страну мира и спустя несколько десятилетий группа полностью ассимилируется! История ХХ века доказала этот тезис на практике! Стотысячные - даже миллионные диаспоры эмигрантов забывают язык к третьему поколению, культуру ко второму! Процесс многократно повторялся в Китае, Иране, Франции, Турции, Канаде, Мексике, США... Его не могли замедлить даже новые вливания русских - более того - пришельцы, появлявшиеся с разницей в десять-двадцать лет, уже воспринимались эмигрантами предыдущей волны как чужаки!
Один из камней в фундамент новой России, основа на которой разовьется любовь к своему народу - это понимание того, что русский - человек твоей нации - это не только географический россиянин или иммигрант. Это представитель любого социального слоя, человек любого уровня образования, характера, привычек. Он (как и ты) - тот, кто даст будущие великие поколения русских.
Кто является для меня чужаком и никогда не станет русским? Только дегенерат. Человек, опустившийся и потерявший искру человеческого. Наркоман - человек, все устремления которого посвящены одной цели - поиску новой дозы. Такие люди, как ни горько сознавать это тем, кто знал их жизнерадостными, добрыми и веселыми, уже мертвы. От них не родятся новые великие поколения, они посеют только новую боль и страдания. Данное положение многим может показаться спорным. Я не настаиваю на его принятии другими людьми. Это - только мое личное мнение.
Страна и ее герои
Объективное свойство новых политических режимов - отрицание достижений предшественников. Чтобы доказать свое право на трон, захвативший власть новый строй (династия, правитель) должен создать в глазах народа негативное представление о предшественнике, выступить в роли спасителя, разрушающего "весь мир насилья...до основанья", чтобы затем... Чтобы затем столкнуться с неразрешимым и губительным для духа нации противоречием. Ведь если предыдущий режим был преступен, то и обслуживали его преступники. Значит, отцами, дедами, прадедами гордиться нельзя! Значит, их поступки бессмысленны, а победы вредны! "Подумаешь, они спасли Россию, а может, лучше было не спасать?" - эти слова пролетарского поэта молодежь девяностых перефразировала в столь широко распространившееся по стране обидное: "Ты, дед, Берлин брал? Не брал бы, мы бы сейчас чешское пиво пили!" Не имея опоры в прошлом, не имея перед глазами постоянного напоминания о великих предках - исследователях, полководцах, ученых, изобретателях, чиновниках; о деяниях великих и самоотверженности малых, мы оказываемся среди постоянно мечущихся недовольных "этой страной" "Рашкой" манкуртов, стыдящихся своих корней, а потому заполняющих внутреннюю пустоту новыми героями, заботливо предложенными нашими не-друзьями.
Поэтому, когда я говорю о восприятии себя как человека, живущего в стране с многовековой историей, которой горжусь, герои которой (военные, ученые, исследователи, политические деятели) самых разных общественно-политических формаций благородны, сделали многое для страны, являются для меня примером для подражания, я имею в виду в большей степени даже не изучение великих дел государства - побед и открытий, а извлечение из архивов биографий реальных исторических деятелей, создания на их основе героев для современной России.
Русские исследователи первыми приходили туда, куда не ступала нога европейца. Это ли не повод для гордости? Мы были первыми в космосе? Хорошо. Но мы были первыми и в Антарктиде! Мы строили поселения на Аляске, в Калифорнии! Исследовали северные и южные моря. Мы победили в Бородино? Полно! Было множество более ярких побед с полным разгромом противника и с минимальными потерями со стороны русских. Наши правители, если верить учебникам истории, сплошь кровавы и бездарны? Что ж, на столь высоком посту сложно избежать ошибок, но почему же для объективности не вспомнить и про их благородные дела, случаи из жизни, показывающие их совсем другими людьми.
У народа должны быть свои герои - не виртуальные штирлицы, товарищи суховы, фандорины, а реальные люди разных эпох и идеологий, имеющие общую любовь к Родине и многое лично сделавшие для своей страны.
Русские народы
Мои предки - уникальный народ, соединивший в себе самые различные культуры и народности, - благодаря присущей им изобретательности, отваге, высоким стремлениям сумели построить самое большое государство в мире, несмотря на сложные природно-климатические условия, внутренние и внешние угрозы. Я - достойный потомок...
Для иллюстрации этого положения хочу напомнить о том, что русские - это не просто генетическая общность. На протяжении веков бок о бок с потомками русичей в разных областях нашей огромной страны жили народы-симбиотиты. Славяне, тюрки и финно-угры Евразии, а также народы-политические беженцы, вливавшиеся в наш этнос на протяжении веков, - это сегодняшние русские, татары, башкиры, чуваши, марийцы, мордва, удмурты и т.д. Взаимодействие, совместное заселение нашими предками территорий современной России дало возможность сформироваться супер-этносу, твердо заявившему о себе как о самом сильном народе мира в начале девятнадцатого века; а затем - в середине двадцатого века - разделившим мировую арену с другим, столь же сложным супер-этносом. И даже сегодня, несмотря на поражение в борьбе двух сверхдержав, несмотря на презрение и неуважение к себе наш народ имеет потенциал для развития.
Путь России
Не раз звучала мысль, что цель истории России состоит в том, чтобы показать другим народам, как жить нельзя. Парадоксально (хотя и объяснимо), что эта мысль нередко появлялась даже в не самые плохие для страны годы! Но до тех пор, пока она внедрена в массовое сознание, перспективы нет! Зачем преодолевать трудности, воспитывать детей, если завтра придут китайцы/ арабы/ американцы? Если мы обречены съежиться, потерять всё и вся, если само существование наше - какая-то досадная ошибка? На фоне этой самоубийственной мысли сам факт, что когда-то мы занимали одну шестую часть суши, контролировали еще полмира и переигрывали США, начинает казаться ложью! Как такое могло быть? Неправда это! Историческая подделка! Абсурд! Но ведь с материальными свидетельствами объективной реальности не поспоришь! Так может быть, это мысль о горестном закате России - подделка? Может быть, народ, объединивший такие земли, добившийся столь великих результатов, еще способен дать миру новую созидательную идеологию и показать новый творческий путь научных и духовных побед?
Давайте же искать этот путь и действовать так, как действовали наши пращуры, от которых мы открестились, а сейчас вдруг вспомнили! С любовью к Родине, с самоотверженностью, братскими чувствами к другим русским вне зависимости от их образования и социального положения. Ведь наши многочисленные потомки будут жить на этой земле, говорить на моем языке, им предстоит создать великую культуру, их свершения затмят все минувшие достижения.
ЧАСТЬ 2 - "Технология"
Прежде всего хочу отметить самые общие вводные данные, которые следует держать в памяти при анализе и разработке проектов, направленных на формирование позитивного "я"-образа народом.
Аудитория
Нашей целевой аудиторией является население всей России - люди разного уровня образования, живущие в различных условиях жизни, редко знающие специфику жизни за пределами своей профессиональной деятельности. По подготовленности к восприятию информации аудитория делится на меньшинство, не имеющее укоренившихся оценок, и большинство, уже принявшее какие-то мнения и оценки, строящее свою жизнь в соответствие с ними. Значительная и стратегически важная для нас часть аудитории - подрастающее поколение - молодежь, только формирующая свои представления о собственном народе.
В первом приближении можно выделить следующие крупные целевые группы:
- Население Москвы
- Население европейской части России
- Население Сибири
- Население Дальнего Востока
- Население Кавказа
- Население национальных республик
Также нашей аудиторией является население стран бывшего СССР (уважение соседей - важный политический ресурс); население прочих стран мира, взаимодействующих с Россией в каких-либо экономических или политических проектах.
Здесь возможно выделение следующих групп:
- Население азиатских республик СССР
- Прибалтика
- Иммигранты в США
- Иммигранты в странах Латинской Америки
- Иммигранты в странах Европы
- Коренное население Европы
- Коренное население США
- Коренное население стран Латинской Америки
- Коренное население стран Африки
- Коренное население стран Ближнего востока
- Коренное население Индии
- Коренное население Центральной Азии
Подчеркнем: целевые группы даже внутри одной страны - России - это достаточно неоднородная среда. Поэтому необходима разработка отдельных кампаний для каждой целевой аудитории. При практической работе придется определить единый набор проектов, охватывающий аудиторию в различных целевых группах, а также специфические проекты, учитывающие сложившуюся местную специфику.
В данных записках рассматриваются только мероприятия, общие для всех целевых групп. Проекты для иммигрантов, жителей республик СССР, иностранцев не рассматриваются.
Положительные и отрицательные стереотипы о России
При проведении классической рекламной кампании любого продукта для достижения высоких результатов следует учитывать т.н. "отрицательные" стереотипы (мнения, затрудняющие восприятие предложенного образа) и т.н. "положительные" стереотипы (мнения, способствующие восприятию предложенного образа). Задача разработчика рекламной кампании - выявить имеющиеся у целевой аудитории стереотипы с тем, чтобы поддержать положительные и опровергнуть стереотипы отрицательные (или доказать их несущественность).
В нашем случае в основном мы имеем дело с отрицательными стереотипами, такими как:
Россия - самая плохая страна в мире;
Россия - противоположность цивилизованному миру;
У нас все плохо, всегда было плохо, не может быть хорошо;
Мы ленивые, ничего не умеем делать;
Мы - пьяницы;
У нас нет культуры;
Русские поголовно рабы;
Русские поголовно бандиты;
Русский работник - плохой работник;
Нам мало чем можно гордиться в нашей истории
И.т.д.
Имеется ряд положительных стереотипов, которых, впрочем, меньше:
Мы изобретательны;
У нас хорошая система образования;
Мы привычны к трудностям;
Мы - богатая страна.
Следует отметить, что для каждой целевой группы набор положительных и отрицательных стереотипов является различным. Например, культивация стереотипа "Россия - сильная и грозная страна" возможна в государствах Средней Азии и Ближнего востока. В среде же англоязычного населения США напротив важно нивелировать существующий в стране стереотип о жестокости и воинственности русских и силы надо направить на внедрение мнения о России как о гостеприимном и добром народе.
В случае работы с населением собственной страны необходимо опираться на положительные стереотипы, вытесняя стереотипы отрицательные.
Каналы трансляции
Общение с целевой аудиторией происходит через существующие каналы трансляции. При выборе приоритетных каналов следует исходить из ответа на следующие вопросы:
1) Где мы хотим, чтобы о нас говорили хорошо?
2) Где мы хотим, чтобы о нас не говорили плохо?
Очевидно, что мы хотим транслировать положительный "я"-образ (т.е. финансировать проекты, несущие этот образ) на следующих каналах.
Школа (Уроки литературы, истории, обществоведения).
Молодежная тусовка (клубы, кафе, рестораны, радиостанции, представители молодежной музыкальной культуры).
Телевидение (фильмы, сериалы, программы новостей).
Интернет (развлекательные порталы).
Кино (отечественные и западные фильмы).
Популярная литература.
Носители мнений (музыканты, актеры, писатели).
Это вводные данные, которые могут быть далее уточнены. Но и в таком виде их достаточно, чтобы предложить конкретные проекты по формированию позитивного "я"-образа.
Проекты формирования позитивного "я"-образа
Данную группу проектов следует рассматривать как систему взаимосвязанных мероприятий.
Цель:
Снятие негативных стереотипов о собственной никчемности, убогости и т.п. Создание чувства гордости за людей, живших в России. Формирование образов положительных героев, через которые произойдет принятие новой идеологии.
Проект "Банк героев"
Проект рассчитан на 10 - 20 лет.
Содержание:
1. Формирование пула патриотических историков, знающих тонкости различных периодов российской истории, изучающих биографии реальных исторических деятелей (политиков, ученых, чиновников, путешественников, исследователей) и т.п.
2. Заказ пулу на подготовку:
- биографий героев (ученых, исследователей, военных, политических деятелей, купцов, предпринимателей и т.п.), развенчивающих своей жизнью негативные стереотипы о русском пьянстве, глупости, варварстве, лени, слабости, никчемности и т.п.;
- статей и научно-популярных произведений о малоизвестных фактах отечественной истории, выполняющих ту же функцию;
- материалов справочного характера, описывающих эпоху, в которой жил выбранный герой (карты, статьи о быте, событиях зарубежной истории, тенденциях экономики, политики; литературе, моде и т.п.)
- копий оригинальных материалов (первоисточников), посвященных герою (архивных писем, приказов, заметок и статей, литературных произведений, ранее написанных о герое).
3. Размещение обозначенных материалов в открытом (доступном через Интернет) банке данных (далее - Исторический портал).
Первые ожидаемые результаты:
К концу первого года проекта появление базы данных о людях, могущих быть достойными героями для подражания, доказывающих своей жизнью положительные национальные черты, присущие народу.
Далее ожидается пополнение и расширение базы. При реализации следующих проектов - стабильный рост числа обращений к Историческому порталу.
Примечания:
* Важно избежать излишней гигантомании. Лучше избрать героем исследования путешественника или губернатора, работавшего в какой-нибудь окраинной губернии, чем императора этой эпохи.
** Не следует бояться того, что героями могут оказаться люди самых разных политических взглядов и убеждений. Напротив! Это надо приветствовать, ведь политические различия только подчеркнут главное качество героев - любовь к своей земле.
*** Важно избегать отбора по генетическому национальному признаку. (Т.е. Багратион в данном случае столь же русский, сколь и Кутузов.)
Проект "Банк авторов"
Проект рассчитан на 10-15 лет. Начинает реализовываться с некоторой задержкой (не более одного года) по отношению к проекту "Банк героев".
Содержание:
1. Формирование пула имеющих хороший стиль авторов-беллетристов (как из уже пишущих на историческую тему, так и из числа молодежи).
2. Заказ на создание ими произведений о героях из базы Исторического портала (а также о вымышленных персонажах, соприкасающихся с героями). Произведения могут быть любых жанров. Главный критерий - они должны быть интересными и захватывающими, нести позитивный заряд. В качестве консультантов привлекаются историки-участники проекта "Банк героев".
3. Повсеместная поддержка публикации на бумаге, а также свободного распространения через Интернет созданных произведений. Продвижение самих авторов (через интервью, встречи и т.п.)., продвижение Исторического портала и его авторов.
Первые ожидаемые результаты:
К концу первого года проекта появление первых произведений беллетристики для широкого круга читателей, выходящих большими тиражами, снимающих существующие отрицательные стереотипы у читателей, создающих чувство гордости за свой народ, дающих читателю героев для подражания, примеры решения сложных жизненных проблем. Далее - ежегодное увеличение числа таких произведений. Накопление базы произведений, могущих быть использованными для написания сценариев кинофильмов, теле- и радиосериалов, пьес и т.п.
По мере развития проекта "Банк героев", проект "Банк авторов" станет полностью самостоятельным. У молодых патриотически-настроенных авторов, воспитанных на волне интереса к героям страны, будет существовать внутренняя мотивация для самостоятельной работы, а также будут необходимые инструменты для ее ведения.
Примечания:
* Важно добиться понимания того, что в создаваемых произведениях нам не нужны политические прокламации; не нужны стереотипы о борьбе единственного доброго и светлого героя с мерзким и зловонным окружением. Нам нужны реальные люди, действующие в близких к реальным исторических условиях, благородные, талантливые, отчаянные, сомневающиеся, совершающие ошибки, раскаивающиеся и при всем этом достойные быть героями - объектами для подражания, людьми, перед которыми самому стыдно быть сволочью.
** Важно обеспечить принятие авторами идеологии, описанной в первой части настоящей записки, готовность смотреть на мир открытыми глазами, мыслить и искать, не опираясь на существующие негативные стереотипы.
Проект "Герой в эфире"
Проект рассчитан на 10-15 лет. Начинает реализовываться с некоторой задержкой (не более одного года) по отношению к проекту "Банк авторов".
Содержание:
1. Формирование пула режиссеров, умеющих снимать красиво и зрелищно и разделяющих обозначенную идеологию.
2. Производство телесериалов, кинофильмов, мультфильмов по мотивам произведений, созданных в ходе проекта "Банк авторов", или иных, отвечающих критериям, предложенным для проекта "Банк авторов".
3. Широкий показ данных произведений по телевидению, в кинотеатрах. Создание условий свободного (пиратского) распространения произведений в Интернете, на дисках (вплоть до выкладывания в Интернете новых серий сериала до выхода их в эфир). Продажа прав трансляции произведений спутниковым каналам, вещающим на территории стран СССР и иных государств, по низким ценам. Продвижение авторов произведений (интервью, сюжеты, приглашения на модные "тусовки" и т.п.).
Первые ожидаемые результаты:
К концу первого года проекта выход на экраны произведений, снимающих отрицательные стереотипы. Появление героев для подражания. Уменьшение доли традиционных сериалов про простых и ничтожных людей. Принятие зрителем описанной идеологии на эмоциональном уровне.
Примечания:
* Главная опасность - излишнее давление на авторов, цензура, боязнь сказать лишнее. Нам не нужны фильмы-агитки. Нам нужны интересные и яркие фильмы, как бы невзначай подчеркивающие положительные черты России, несущие общий позитивный заряд, мотивирующие на большие дела.
Проект "Герои в СМИ"
Проект рассчитан на 5-10 лет. Начинает реализовываться с некоторой задержкой (не более одного года) по отношению к проекту "Банк героев".
Содержание:
1. Создание всероссийской телевикторины по типу "Умники и умницы". Темой каждой передачи становится конкретная эпоха, конкретный исторический персонаж. Викторина рассчитана на школьников 9-11 классов. Финалы и полуфиналы проходят в Москве. Победитель зачисляется в ведущий российский ВУЗ без экзаменов.
2. Создание небольших телефильмов, рассказывающих о героях из "Банка героев".
3. Размещение в Интернете на популярных сайтах, а также в "желтой прессе" упрощенных для восприятия реальных исторических фактов (и исторических анекдотов), содержание которых разбивает отрицательные стереотипы о русских и способствует формированию положительных.
4. Размещение в указанных выше источниках сравнительной фактографии, подчеркивающей трудолюбие, духовность, силы русского народа.
Первые ожидаемые результаты:
К концу первого-второго года проекта появление новой прослойки молодежи, с большим уважением относящейся к самой себе, своей стране, распространяющей свои убеждения среди сверстников. Далее - расширение этой прослойки, снятие отрицательных стереотипов.
Примечания:
* При наличии свободного распространения информации желтая пресса будет самостоятельно без подсказки размещать у себя указанные материалы.
Проект "Героическая игротека"
Проект рассчитан на 5-10 лет. Начинает реализовываться с некоторой задержкой (не более одного года) по отношению к проекту "Банк героев".
Содержание:
1. Разработка компьютерных игр по мотивам достижений Росси. Пример: стратегии "Освоение Калифорнии", "Освоение Антарктиды", "Воинская слава", шуттер "Штурм Измаила", квест "Леонов в открытом космосе", "Путешествие по средневековой России" и т.п.
2. Выпуск игр в широкое обращение, рекламная поддержка игр.
3. Далее - выпуск игр по книгам, фильмам, созданным в ходе проектов "Банк авторов", "Герой в эфире".
Первые ожидаемые результаты:
К концу второго года проекта повышение интереса к неизвестным фактам истории. Формирование конкуренции традиционным играм, лишь убивающим время игрока, формирование положительного эмоционального фона для восприятия положительных стереотипов, вытеснение из сознания некоторых отрицательных стереотипов путем их высмеивания, развенчания.
Примечания:
*Вполне вероятен выход данного проекта на полную самоокупаемость.
Проект "Российский хит"
Проект рассчитан на 5-10 лет.
Содержание:
Запись песен-хитов (не менее двух в год), касающихся России, ее жителей, подтверждающих позитивные стереотипы, повышающих самовосприятие населением страны, нацеливающих на общественно-полезную деятельность. Примеры песен, удовлетворяющих данным требованиям - "Я рожден в Советском Союзе" Олега Газманова, "Солдаты" Леонида Агутина. Важно, чтобы песня была именно хитом, т.е. обладала "цепляющей", запоминающейся мелодией
Первые ожидаемые результаты:
Формирование положительного образа страны и народа на эмоциональном уровне.
Проект "Генеалогия"
Проект рассчитан на 5-10 лет.
Содержание:
1. Упрощение доступа населения страны к архивам (метрикам), книгам записи гражданских состояний с целью упрощения составления собственного генеалогического древа.
2. Оцифровка архивов и их вынесение в свободный доступ в Интернет.
3. Поддержка Интернет-проектов, помогающих в создании генеалогического древа, поиске родственников и однофамильцев.
4. Проведение pr-мероприятий по формированию моды на знание генеалогии своей семьи.
Первые ожидаемые результаты:
Формирования у жителей страны интереса к своему роду, ощущения богатства и длительности истории рода, повышение информированности о достойных предках.
Проект "Бытовая фактология"
Проект рассчитан на 3-5 лет.
Содержание:
1. Создание открытой базы коротких фактов о России (географии, городах, исторических фактах, современных и исторических деятелях). Рекомендация производителям о размещении фактов на неиспользуемых носителях. Например, на внутренней поверхности обертки конфет, шоколада, упаковке иной пищевой продукции, на коробках спичек, на пластиковых пакетах и т.п.
2. Подготовка информационных справок о малоизвестных ярких делах российских общественных деятелей. Рекомендации крупным рестораторам об открытии ресторанов в честь данных событий.
Пример от В. Мединского. Ресторан "Серебряный рубль". Открыт в память о помощи Николая I вдове офицера и ее сыну, подобранных императором зимней ночью в Санкт-Петербурге; серебряный рубль, врученный вдове, послужил на следующий день пропуском для мальчика во дворец, о дальнейшем образовании ребенка позаботилась государственная казна, выросший мальчик стал блистательным военным.
3. Выпуск филателистской продукции (например, серии марок "Образы России"), выпуск в дополнение к открыткам с видами городов России сувенирных фактографических открыток о людях, работавших в этих городах, внесших вклад в их развитие.
4. Создание всероссийского молодежного журнала (выходящего как на бумаге, так и в Интернете) (по типу существовавших ранее "Костра" и "Пионера"), включающего постоянную рубрику о современных ученых, исследователях, а также о героях прошлого.
5. Выпуск игрушек по отечественным мотивам (наборы солдатиков, гусаров, витязей, конструкторы "Лего" - русские города, памятники, славянские ладьи, кочи, пушки и т.п., пластилин с фотографией лепных крепостей и русских солдат и т.п.)
6. Поощрение клубов исторической реконструкции, особенно тех, которые уже существуют в России и занимаются созданием образов древних русских городов. Освещение фестивалей клубов, работы клубов, методическая и материальная поддержка.
На этом перечне пока остановлюсь. В заключение хочу обозначить еще несколько проектов, реализация которых обязательно необходима в будущем, но которые больше работают на формирование положительного образа России среди жителей иностранных государств.
Проект "Пророссийская пресса" - покупка пакетов акций зарубежных газет для распространения пророссийских материалов.
Проект "Русский герой в Голливуде" - частичное финансирование режиссеров снимаемых фильмов в обмен на неиспользование в них отрицательного образа русского (пьяного мафиози), использование положительных образов русского.
Проект "Русский герой в "Индия-кино" - частичное финансирование режиссеров снимаемых фильмов в обмен на включения в них положительных образов русского.
Заключение
В современном мире, когда обмен информацией многократно ускорился, а число кажущихся доступными соблазнов выросло многократно, формирование позитивной идеологии, положительного "я"-образа народом и его отдельными представителями стало жизненно-необходимым.
Широкое распространение представленной в данной записке идеологии через реализацию специальных проектов для населения России, иммиграции, а также формирование и распространение положительных стереотипов о России и русском народе в других странах мира будет способствовать преодолению многих негативных тенденций, имеющих место сегодня в общественно-политической жизни; росту уважения у жителей России к своей земле, к своему народу. В конечном счете, это позволит сформировать позитивный "я"-образ у жителей страны, увеличит сопротивляемость народа, повысит мотивацию на созидательный труд, послужит основой для формирования национальной идеи, укрепит нацию.
Использование системы проектов, направленных на создание позитивного "я"-образа делает задачу его формирования реальной. Разумеется, предложенные решения не являются единственным и достаточным лекарством для возрождения страны! Также необходимо проведение большого числа мероприятий, направленных на повышение уровня культуры, образования, распространения этических норм и т.д. Тем не менее, формирование позитивного "я"-образа является одной из важнейших задач, результатом решения которой станет создание основы для духовного развития России.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"