Милосердов Максим : другие произведения.

Интернет на страже потребителей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Дайте, пожалуйста, жалобную книгу

ИЛИ

Интернет на страже прав потребителя

Все мы потребители. Всем нам приходится покупать дачи, квартиры, машины, телевизоры и компьютеры. Не всем? Ну, во всяком случае, с покупкой хлеба, молока и колбасы сталкивается каждый. Для кого-то есть особое удовольствие в том, чтобы если вдруг случится купить некачественный товар, поспорить с продавцом, доказать свою правоту... Большинство перспектива спора с тетенькой, стоящей за прилавком, смущает настолько, что обиженные покупатели, столкнувшись с нарушением их потребительских прав, понуро уходят из магазина, обещая себе больше сюда не возвращаться.

Что поделаешь, хотя с каждым годом появляется все больше и больше современных торговых точек c вежливыми продавцами, повсеместное искоренение хамства и некачественного обслуживания пока недостижимо. Может быть, это наследие того длительного периода нашей истории, когда в сознании продавца не существовало понятия "клиент", а был только образ покупателя, которого приходится обслуживать.

Закон о защите прав потребителя появился в России только в 1992, впрочем, вскоре после своего рождения он стал одним из наиболее часто применяемых. Общественный интерес к новому закону оказался столь высок, что многие газеты и журналы обзавелись рубриками, такими как "Уголок Потребителя" или "Комментарии юриста". Глобальная сеть не осталась в стороне от актуальной темы. Энтузиасты занялись созданием потребительских сайтов, на которые выкладывались черные списки и коллекции жалоб покупателей. Сейчас на уровне Госторгинспекции активно обсуждается идея создания специализированного федерального сайта для потребителей. Идея хорошая, но для того, чтобы было меньше неприятных моментов в общении покупателя и продавца, нужно, прежде всего, чтобы сам покупатель стал грамотнее, лучше представлял свои права, а также права и обязанности того человека, который стоит за прилавком.

Выходит, покупателей надо учить. А учить лучше так, чтобы было интересно, например, в игре. Примерно так решил автор игрового проекта "Потребительские игры" Антон Попов (www.probuy.ru). Он придумал виртуальных персонажей Егора Покупцова и Марину Хозяйкину. Флеш технологии подарили героям жизнь. Сегодня Егор и Марина стоят в очередях, покупают продукты и одежду, учатся отстаивать свои права в виртуальных игровых ситуациях, очень напоминающих ситуации из реальной жизни. Через Интернет нам удалось пообщаться с Антоном.

М.М.: Антон, ваши флеш-герои, это ответ Масяне?

Антон Попов: Что касается сравнений и аналогий, то если считать технологию создания достаточной для сравнения, то да, параллель с Масяней есть. Однако и по задачам, и по реализации Покупцов и Хозяйкина совершенно непохожи на Масяню и Хрюнделя. Это разные герои. Миссия нашего сайта обучать, развивая. Мы даем возможность человеку поиграть и в такой легкой форме изучить свои права потребителя. От игровых сайтов мы отличаемся тем, что если игры отвлекают человека, развлекают его, но полезной информации, обычно не дают, то у нас пользователь получает какие-то знания. Если сравнивать нас с потребительскими сайтами, то, как правило, последние переполнены негативными отзывами и черными списками: люди жалуются, у них возникают отрицательные эмоции. Мы же даем положительный заряд.

М.М.: Как возникла идея сайта?

А.П.: Идея получила развитие из проекта "Спутник потребителя", который я начал делать еще в 1997 году в Саратове. В прошлом году, собрав новую команду аниматоров, мы превратили гипертекстовую игру "Стань потребителем" в интерактивный сериал "Неутомимые потребители". Задача сериала показать забавные стороны скучных правил, совместить развлечения с познавательным процессом, интересно объяснить совершенно занудные, но при том весьма полезные вещи. Над первой серией работало пятнадцать человек из семи городов России и Украины. В результате получился полноценный мультфильм продолжительностью более восьми с половиной минут. Но если обычный мультик подразумевает пассивный просмотр, то у нас зритель выбирает, как должны повести себя герои. Можно поэкспериментировать: пройти игру несколько раз, различными способами.

М.М.: Насколько проект оказался востребованным в российском Интернете?

А.П.: Востребованность в каком плане вас интересует? Я думаю, в пользу проекта говорит то, что в первую серию сыграло уже более семнадцати тысяч уникальных пользователей он-лайн, было свыше четырех тысяч скачиваний офф-лайн версии. Общее время, которое провели потребители, играя в наши мультики, превышает двести тридцать тысяч минут. Неплохой результат. Вообще же, как показывают исследования Interactive Digital Software Association, 42% завсегдатаев игровых сайтов - люди старше 35 лет, 30% - игроки от 18 до 35 лет. На этих людей мы и ориентируемся - на тех, кто закончил институт, сам зарабатывает, но не всегда знает, как избежать досадных потребительских ошибок. Ну а если говорить о планах и перспективах, о будущем наших героев, то они самые радужные. Сегодня есть немало потребительских проектов, с которым мы можем создать хорошие альянсы. Поле деятельности очень широкое. Сейчас, например, я веду переговоры с конфедерацией обществ потребителей о том, чтобы снять серию образовательных роликов, которые будут и в Интернете, и, возможно, будут включены в школьную программу по основам потребительских знаний. Так что, пока и продавцы и потребители по разные стороны прилавков, проект востребован. Когда наступит мир, и мы к этому стремимся, иначе бы не делали этот проект, тогда займемся чем-нибудь другим.

Помимо игры на сайте www.probuy.ru можно скачать "потребительские обои для рабочего стола", пользующиеся большой популярностью у посетителей. Скачав обои, вы узнаете, что обозначают различные маркировочные значки, сколько граммов в чайной ложке, как не испортить одежду при стирке или глажке и многое другое. Недавно на сайте заработал раздел "Потребник", в котором содержится прикладная информация по различным мерам и весам. Здесь можно перевести килограммы в фунты, литры в штофы, метры в футы, аршины, пяди, вершки, сажени и даже попугаи.

Несколько полезных потребительских ссылок:

www.spros.ru - электронная версия журнала "Спрос", плюс "Горячая линия" - ответы на вопросы потребителей; плюс клуб по интересам - возможность поделиться своими успехами в деле защиты прав потребителя с другими посетителями.

www.potrebitel.ru - сайт журнала-каталога "Потребитель": статьи-обзоры по видео-, аудио-, фототехнике, парфюмерии, лекарствах и т.д.

www.potrebitel.org.ua - украинский аналог "Потребителя": новости, обзоры товаров, юридическая консультация.

www.opsos.ru - ссылки на ресурсы по защите прав потребителя, информация для пользователей мобильных телефонов.

www.aferizm.ru - сайт об аферистах и мошенниках, основных способах обмана при купле-продаже недвижимости, автомобилей, аренде, трудоустройстве.

www.museum.ru/museum/swindler/ - музей мошенничества: рассказы о различных случаях надувательства.

Максим Милосердов


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"