Большинство из нас хотя бы изредка жалуется на человеческую неблагодарность. Кто-то еще в детстве попытался помочь родителям в уборке квартиры, но в ответ вместо похвалы получил подробный перечень того, что он сделал неправильно и что забыл сделать. Кто-то в студенческие времена давал сокурсникам-прогульщикам переписывать пропущенные ими лекции, но когда такая же помощь понадобилась ему самому, получил отказ. Кто-то сутками сидел на работе во время авралов, но так и не дождался от начальства премии или отгула. А уж услышать "спасибо!" за помощь в разных мелочах сейчас и вовсе почти нереально - лишь немногие вспоминают о том, что в таких случаях принято благодарить.
Одни, убедившись, что ждать благодарности за свои добрые дела не стоит, прекращают бескорыстно помогать людям и призывают вести себя так же всех остальных. Другие продолжают отзываться на просьбы о помощи, не надеясь получить что-то хорошее в ответ, но при этом грустят о несправедливости мира. Но в любом случае, ни у кого нет сомнений в том, что мир устроен именно неправильно, раз уж добрые дела в нем почти никогда не вознаграждаются...
Но так ли уж несправедлива наша жизнь по отношению к желающим делать добро? В психологии известен эксперимент, поставленный над тремя большими группами детей, которых привели в три разные комнаты, где было много листов бумаги, цветных карандашей, мелков и красок. Там детям предложили порисовать - сколько угодно, все, что они захотят изобразить. При этом первой группе сказали, что, когда рисунки будут готовы, все маленькие художники получат в награду конфеты, а двум другим группам не обещали ничего. Все дети с удовольствием принялись рисовать, а затем, когда рисунки были готовы, организаторы эксперимента наградили конфетами и первую группу, которой они были обещаны, и вторую, для которой сладости стали неожиданным приятным сюрпризом. Третьей же группе никаких вкусностей не дали.
На другой день детей привели в те же три комнаты, где снова было все необходимое для рисования. Но про конфеты никому из участников эксперимента на этот раз ничего не сказали. В результате первая группа детей рисовать не стала: стараться без вознаграждения малышам не хотелось. Вторая группа принялась за рисунки с еще большим энтузиазмом, чем накануне: дети надеялись, что потом их снова угостят. А третья группа рисовала так же, как и накануне - с удовольствием, с интересом, не думая ни о чем, кроме самих рисунков. В итоге конфет за рисунки не получил никто.
Третий день начинался так же, как и второй. Детям снова предлагали рисовать и снова не обещали никаких призов. Две первые группы сидели среди изобилия красок, карандашей, мелков и фломастеров и ничего не делали, разочарованные и обиженные на не пожелавших дать им сладкого взрослых. А третья группа, ни разу не попробовавшая конфет во время эксперимента, продолжала творить.
Вывод психологов из этого эксперимента гласит, что на детей не всегда положительно действует поощрение за сделанную работу. Но его результат вполне можно обобщить и на взрослых людей, которые когда-то тоже были маленькими детьми. Взрослые тоже легко привыкают получать вознаграждение за хорошие дела и могут перестать их делать, если награды вдруг прекратятся. Зато, если они изначально не ждали никаких поощрений и благодарностей, они будут творить добро всегда. Независимо от того, услышат в ответ слово "спасибо!" или нет.
Впрочем, нельзя сказать, что при этом их добрые дела останутся вообще без награды. Ведь дети из третьей группы в эксперименте вовсе не чувствовали себя несчастными и обделенными. Они получили за свои рисунки самый лучший приз, которого были лишены две другие группы - радость от самого процесса творчества.