Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

Почему боятся клоунов

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Секретные материалы", N 22, 2018 г.


Татьяна Алексеева

  

Почему боятся клоунов

  
   ХХ век стал временем возникновения и распространения самых разных страхов и фобий, порой весьма и весьма экзотических. В определенных кругах сейчас даже модно иметь какую-нибудь необычную фобию и упоминать о ней, чтобы привлечь к себе внимание. Хотя страхи от этого не становятся слабее и не перестают отравлять человеку жизнь. Особенно страхи, касающиеся совершенно безобидных предметов или явлений.
  
   Наиболее распространенной фобией, не связанной с действительно опасными вещами, в настоящее время является страх перед клоунами, или, как его называют по-научному, коулрофобия. Люди, которым не повезло "обзавестись" этим расстройством, реагируют на клоунов, а в тяжелых случаях даже на их изображения, как на нечто опасное. При виде артиста в клоунском наряде с пышным рыжим париком и с нарисованной на лице широкой улыбкой у них учащается пульс, скачет давление, начинают дрожать руки - словом, проявляются все признаки сильного испуга. Некоторые страдающие этой фобией при виде клоуна не могут держать себя в руках и убегают или забиваются в угол, а некоторые, наоборот, становятся агрессивными и пытаются защититься от актера, бросаются на него с кулаками.
   Не все психиатры признают коулрофобию отдельной болезнью - некоторые считают ее одним из проявлений других психических расстройств. В списке болезней Всемирной организации здравоохранения эта фобия не значится - но, возможно, в конце концов, ее туда внесут, так как страдающих ею людей с каждым годом становится все больше. По данным некоторых опросов, проводившихся в США, в настоящее время клоунов там боятся целых 80% населения. Правда, боязнь клоунов проявляется в разной степени - кто-то просто чувствует себя неуютно рядом с человеком в клоунском гриме, парике и костюме, кто-то нервничает сильнее, а кто-то и вовсе впадает в панику. Еще хуже ситуация с этой фобией выглядит в Европе. Например, когда в британском городе Шеффилде провели опрос среди пациентов одной детской больницы о том, хотели бы они изменить что-то в дизайне палат и коридоров, все без исключения дети высказались за то, чтобы убрать со стен изображения клоунов, а кроме того, еще и попросили, чтобы их не приходили развлекать артисты в клоунских костюмах. Всего в опросе участвовали 250 детей самого разного возраста, от 4 до 16 лет, и подобное единодушие в отношении к клоунам, мягко говоря, удивительно. Хотя не все участники опроса сказали, что клоуны их пугают - часть из них заявили, что им просто не нравятся такие развлечения, а изображения людей в ярком гриме кажутся некрасивыми. Но и тех, кто именно боялся клоунов, среди них тоже было немало.
  
   Слегка не похож - значит, враг!
  
   Как же так вышло, что цирковые артисты, в задачу которых входит веселить зрителей, превратились в страшных монстров? Часть психологов считает, что страх перед человеком в таком специфическом гриме, как у клоунов, вызван так называемым эффектом "зловещей долины". Это психологический феномен, при котором людей больше всего пугают лица и фигуры, похожие на человеческие, но обладающие небольшими отличиями, немного выходящими за рамки нормы. Если отличия слишком сильны, это уже не страшно - такие лица и фигуры воспринимаются не как человеческие, а как принадлежащие животным или сказочным существам, которые и не должны быть похожи на людей. Но минимальные отличия заставляют нас сомневаться: то ли перед нами какой-то странный, возможно, больной, человек, то ли неизвестное существо, старающееся выдать себя за человека. Обе ситуации наше подсознание считает опасными, и в результате мы ощущаем неприятные эмоции - от легкого дискомфорта до панического ужаса.
   Эффект "зловещей долины" могут вызвать, например, человекоподобные роботы, манекены и - те самые клоуны, которым положено не пугать, а смешить нас. У клоунов нарисован слишком большой рот, они носят слишком большие накладные носы и слишком длинные ботинки - всего этого более чем достаточно, чтобы внешне они выглядели "не совсем людьми" и заставляли подсознание бить тревогу.
   Некоторые психологи, признавая этот эффект, считают, что он особенно усиливается у детей, потому что клоуны еще и ведут себя шумно, непривычно для ребенка и непредсказуемо. В обычной жизни малышей учат, что надо вести себя тихо и спокойно, а также, что нельзя разговаривать с незнакомцами - и вот к усвоившему эти правила ребенку приходит странный человек с огромным носом и ртом, который ведет себя "неправильно" и от которого родители не дают убежать. Ребенок не понимает в чем дело, почему привычный ему мир внезапно так сильно изменился - и, естественно, пугается. А его еще и стыдят за то, что он плачет и не хочет подойти поближе к дяде-клоуну. В результате воспоминание о встрече с клоуном становится травмирующим, и у ребенка развивается страх перед такими артистами, который сохраняется и во взрослой жизни.
   В этих теориях, без сомнения, есть рациональное зерно, но они не могут объяснить, почему коулрофобия широко распространилась только в конце ХХ века, и из-за этого выглядят не очень убедительно. Ведь артисты, раскрашивавшие себе лицо и смешившие зрителей, выступали еще в Древней Греции. И позже, практически во все века и во всех странах бывали выступления шутов, скоморохов, артистов бродячих цирков - однако приступов паники у тех, кто собирался посмотреть на них, что-то не наблюдалось. Можно, конечно, объяснить это тем, что такими случаями в прошлые века никто не занимался, но если бы они носили массовый характер, это точно было бы известно, и сами шуты со скоморохами поменяли бы свой "имидж", чтобы не отпугивать зрителей.
   Правда, сказать, что в прошлом люди вообще никогда не испытывали страха перед клоунами, все же нельзя. С такими случаями, например, сталкивался в своей практике психоаналитик Зигмунд Фрейд. "Клоуны всегда были связаны с опасностью и страхом, поскольку они доводят логику до абсурда, - писал он в одной из своих работ. - Они выводят наше понимание за пределы разума и делают это не только через шутки, но и через насмешки". Однако в начале и в середине ХХ века эта фобия не была широко распространена, иначе и Фрейд, и его последователи уделили бы ей больше внимания.
  
   Виноват Стивен Кинг?
  
   Более убедительным выглядит предположение, что коулрофобия так стремительно стала развиваться у людей в последние десятилетия из-за обилия фильмов ужасов, а также книг со злодеями-клоунами. Первой такой книгой, которая затем несколько раз была экранизирована, был роман Стивена Кинга "Оно", изданный в 1986 году. В нем на детей нападает некое инопланетное существо, принимающее самый разный облик, в том числе и клоунский, а одним из прототипов этого существа стал маньяк-убийца Джон Уэйн Гейси, убивший, как минимум, 33 человек - он жил в Чикаго и убивал людей именно в костюме клоуна. Его жертвами становились подростки и молодые парни, которых он под видом артиста заманивал к себе домой. Маньяка не могли поймать целых шесть лет, и когда в 1978 году это, наконец, случилось, его дело широко освещалось в американских новостях. Стивен Кинг тоже слышал об этом, и когда спустя пару лет он задумал роман о монстре, сочетающем в себе признаки разных злодеев, то вспомнил о Гейси и придал своему чудовищу клоунское обличье.
   После дела Гейси и выхода в свет романа "Оно" в американской культуре и распространился новый архетип - злой клоун. В других книгах, фильмах и комиксах тоже стали появляться отрицательные герои-клоуны. Особенно популярными такие персонажи стали после первой экранизации романа "Оно" в 1990 году, но были и другие фильмы, тоже поспособствовавшие распространению этого архетипа, например, "Из темноты", "Маска призрака" или "Карнавал душ".
   После выхода этих фильмов некоторые преступники стали подражать их персонажам и маньяку Гейси, нападая на людей в клоунских костюмах и гриме. Делалось это в том числе для того, чтобы никто из случайно увидевших их прохожих не смог потом описать их настоящее лицо.
   В результате число людей, боящихся клоунов, стало стремительно расти. Кого-то ограбил или попытался убить бандит в клоунском костюме, на кого-то слишком сильное впечатление произвел фильм ужасов с клоуном-злодеем - в обоих случаях у человека вполне может возникнуть фобия. Особенно, если он постоянно слышит с экрана телевизора или читает о том, что многие боятся клоунов и что это чуть ли не нормальная реакция на них.
   Американские ужастики были и остаются популярными и в Европе, так что там коулрофобия тоже стала довольно распространенным явлением.
  
   Наши люди пока держатся
  
   В перестроечное время эта фобия добралась и до России, однако у нас она все же встречается не очень часто. Старшие поколения в нашей стране еще помнят Юрий Никулина и Олега Попова, и само слово "клоун" у них ассоциируется именно с ними, а не с героями ужастиков. А тем, кто помоложе, в детстве, скорее всего, показывали советские мультфильмы, в том числе и те, где есть положительные герои-клоуны. Так что даже самые горячие российские любители фильмов ужасов в клоунах обычно видят веселых артистов, а не злодеев.
   Это подтверждают и люди, работающие в цирке. Например, сын Юрия Никулина Максим Никулин, директор Цирка на Цветном бульваре в Москве.
   - О коулрофобии я слышал, но не встречал людей, которые бы боялись клоунов, - сказал он в одном интервью. - Уж точно человек с этим не рождается. А если все же боится, значит, его неправильно воспитывали. Как можно пугать клоуном? Я не психиатр, но думаю, лечить надо тех, кто этим занимается.
   Правда, в последнее время число страдающих коулрофобией стало увеличиваться и в нашей стране. Опросы среди русскоязычных пользователей интернета, показывают, что такой страх есть примерно у половины. И хотя не все принимавшие участие в опросах, живут в России - среди них было и много уехавших на Запад и "впитавших в себя" местную культуру - их результаты все же выглядят довольно пессимистично. Неужели и у нас скоро многие будут шарахаться от артистов, развлекающих детей во время праздников, и за километр обходить цирки?
  
   Добрые клоуны против злых
  
   Перед показом в России очередной экранизации романа "Оно", сами клоуны тоже начали беспокоиться о том, что западные ужастики могут плохо повлиять на их имидж. В день российской премьеры этого фильма петербургские клоуны из театра "Комик-трест" устроили пикет перед зданием Законодательного Собрания - они требовали запретить "Оно" в нашей стране, объясняя это тем, что кинокартина дискредитирует их профессию, внушает людям, в том числе детям, страх перед ней. "Мы - не Оно" было написано на плакатах митингующих.
   Петербургских цирковых артистов поддержали и коллеги из других городов, например, директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский, назвавший показ "Оно" в России "интервенцией, призванной внести вирус в нашу культуру". Да и западные клоуны, видя, как герой романа и фильма "Оно" набирает популярность, тоже начали бить тревогу.
   - Для нашей профессии все это очень плохо - она умирает, - признался американский цирковой артист Гилфорд Адамс, выступающий под псевдонимом клоун Джилли. - И нам, тем, кто занимается клоунадой на профессиональной основе, остается мириться с фактом, что сейчас модно не любить клоунов. Очень обидно, что это отпугивает молодых зрителей от искусства, которое уж в любом случае трогательнее и интереснее Ким Кардашьян.
   Запрета фильма российские клоуны так и не добились. Хотя если бы даже им это удалось, это только подогрело бы интерес к ужастику и его стали бы смотреть в интернете не только любители этого жанра, но и просто любопытные люди, интересующиеся всем запретным. При этом не факт, что это привело бы к массовому распространению коулрофобии - во всяком случае, пока у тех, кто видел "Оно", ее как будто бы не наблюдается. Что, похоже, лишний раз подтверждает, что запугать нашего зрителя ужастиками все-таки непросто.
  
   Доктор, это лечится?
  
   Тем не менее, некоторые люди все-таки боятся клоунов, и это может здорово портить им жизнь. Можно, конечно, не ходить в цирк или на детские праздники, где, скорее всего, будут работать артисты-клоуны, но для тех, у кого есть маленькие дети, это будет серьезным неудобством. Кроме того, артисты в клоунском гриме и костюмах нередко работают в крупных супермаркетах, проводя рекламные акции, и там их может встретить абсолютно любой покупатель. Да и просто на улице иногда проходят разные мероприятия с участием клоунов. А за границей клоуны могут работать в команде аниматоров, развлекающих постояльцев отеля. И что делать страдающему коулрофобией - безвылазно сидеть дома, чтобы уж точно не столкнуться с предметом своего страха? Причем даже это не обязательно сделает его жизнь спокойной, потому что люди, страдающие той или иной фобией, часто видят предмет своего страха в кошмарных снах.
   К счастью, боязнь клоунов, как и любую другую фобию, можно вылечить или хотя бы намного уменьшить, чтобы она не особо мешала человеку вести нормальную жизнь. Причем в тех случаях, когда человеку просто не нравятся выступления клоунов, когда они не кажутся ему смешными или даже раздражают его, речь о фобии не идет - это просто означает, что такие представления не в его вкусе. Избавляться от коулрофобии стоит, только если человеку именно страшно или хотя бы неуютно находиться рядом с клоунами. В легких случаях, если страх перед клоунами не доходит до панического, обычно бывает достаточно беседы с психотерапевтом. Во время такой беседы выясняются причины, по которым человек боится, и в некоторых случаях этого оказывается достаточно, чтобы страх прошел. Если же это не помогло, человека начинают постепенно "приучать" к виду клоунов - сначала ему дают рассматривать фотографии артистов в клоунском гриме, потом показывают видеозаписи с ними. И все это время психотерапевт с клиентом еще и просто разговаривают о том, что клоун - это обычная творческая профессия, такая же нужная, как и любая другая, приносящая людям много пользы и интересная. Вопреки распространенному мнению, что иррациональный страх нельзя убрать при помощи логических рассуждений, это далеко не так. Рассуждения тоже помогают в не очень тяжелых случаях, если сочетаются с другими методами лечения.
   В конце концов - как правило, после нескольких таких сеансов - наступает момент, когда изображения клоунов уже не кажутся пациенту страшными, и тогда ему предлагают встретиться с человеком в клоунском костюме и гриме. Если предыдущее лечение шло гладко, такая встреча уже не вызывает проблем, и в дальнейшем человек относится к клоунам, как минимум, нейтрально, а бывает, что и с симпатией. Хотя может случиться и так, что просмотр картинок, снимков и видео придется повторить еще один или несколько раз.
   Таким способом можно избавиться и от многих других страхов - перед пауками, змеями, птицами и так далее. А в самых тяжелых случаях, если беседы и постепенное привыкание к тому, что вызывает страх, не срабатывает, к пациентам можно применить гипноз.
   Если клоунов боится ребенок, действовать надо по-другому. Лучше всего, конечно, заранее позаботиться о том, чтобы такая фобия вообще не появилась. А для этого нужно, чтобы первая встреча с клоуном не стала для ребенка неприятной неожиданностью - то есть, достаточно будет, собираясь пойти с ним в цирк, просто рассказать ему, что там будут артисты в ярком гриме и костюмах, которые смешат людей. Не помешает и показать ему перед этим какие-нибудь видеозаписи с выступлениями клоунов, чтобы он знал, чего примерно ожидать в цирке от артистов этого жанра. Клоуны нередко пугают детей именно своей непредсказуемостью, тем, что они могут внезапно расхохотаться, упасть или вытащить кого-нибудь на сцену и заставить делать какие-нибудь странные вещи - и если юный зритель будет ко всему этому готов, никаких страхов у него в цирке не разовьется.
   Однако что делать, если ребенка уже напугал какой-нибудь особенно активный артист-клоун или он посмотрел фильм ужасов с клоуном-убийцей? Детям легче избавляться от страхов в игре, так что для них можно придумать сказочную историю, в которой добрый клоун спасал бы каких-нибудь других персонажей или помогал бы им бороться с разными трудностями. Идеальный вариант - сочинить сказку о мальчике или девочке, которые похожи на самого напуганного малыша и которые подружились с добрым клоуном. Можно разыграть эту сказку в лицах, используя игрушечного клоуна и куклу, "похожую" на ребенка, причем ребенок по ходу дела может сам придумывать новые подробности истории. И если эти игры понравятся ребенку, можно показать ему, как "обычный" человек становится клоуном - одевается в клоунский костюм и разрисовывает себе лицо. Или нарядить клоуном самого ребенка.
   Такие методы помогают, и если малыш боится артистов в костюмах любых других сказочных персонажей - хоть западных Человека-Паука или Супермена, хоть наших "родных" Деда Мороза или Бабы Яги.
   Если же человек страдает коулрофобией, а до врача пока еще не дошел, то успокоиться при встрече с артистами-клоунами ему поможет дыхательная гимнастика: быстрый вдох и медленный выдох. Кроме того, паническая атака прекращается, если дышать в сложенные перед собой "лодочкой" ладони или в пакет. Ребенка же, который расплакался при виде клоуна, достаточно просто увести от него подальше, а потом чем-нибудь отвлечь.
  

СПб, 2018


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"