Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна : другие произведения.

"Люди дождя" на островках гениальности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья опубликована в газете "Секретные материалы", N 24, 2018 г.


Татьяна Алексеева

  

Люди дождя на островках гениальности

  
   Принято считать, что если человек родился с какой-либо мешающей ему нормально жить особенностью, если природа чего-то не додала ему, она обязательно компенсировала это чем-то другим, какой-нибудь необычной способностью. На самом деле так, к сожалению, бывает далеко не всегда, однако примеры такой компенсации все-таки существуют, и один из самых ярких таких примеров - синдром саванта.
  
   Это психическое расстройство называют самым загадочным. До сих пор неизвестно, как оно возникает, точнее, почему в некоторых случаях недостаток умственного развития в одной области вызывает бурное развитие в другой, а в некоторых ничего подобного не происходит. Известен только результат синдрома саванта: человек, у которого он выявлен, как правило, не приспособлен к обычной жизни и выглядит умственно отсталым, но при этом талантлив и даже гениален в какой-нибудь отдельной сфере жизни. Ту область, в которой проявляются его необычные способности, так и называют - "островок гениальности". И такие "островки" бывают самыми разными: савант может, например, обладать феноменальной памятью, или производить в уме сложнейшие математические расчеты, или создавать удивительные произведения искусства. Проявление таких способностей всегда производит на обычных людей сильное впечатление, и казалось бы, многим психиатрам должно быть интересно изучать именно это отклонение, но на самом деле ученые не так уж много занимаются синдромом саванта.
   Причина этого кроется в том, что, по историческим меркам, этот синдром вообще стали рассматривать, как отдельную болезнь, совсем недавно - только в конце XVIII века. До этого савантов, как и людей с другими психическими отклонениями, просто изолировали от всех остальных, и у них не было возможности проявить свои необычные способности. У людей, которые присматривали за сумасшедшими, чаще всего не было ни времени, ни желания находить к каждому из них индивидуальный подход, и если среди их подопечных оказывался савант, они вряд ли обращали внимание на то, что он говорил или делал. Конечно, кто-то из врачей или их помощников мог прислушиваться к этим необычным пациентам и с любопытством относиться к их способности умножать большие числа или угадывать дни недели в любом году. Но никто из них явно не придавал этому большого значения, поскольку ни один из медиков прошлого не оставил каких-либо записей о савантах.
  
   Сколько секунд в нашей жизни?
  
   Впервые о савантах заговорили, как о необычных больных, в 1783 году, когда в немецком научном журнале "Гноти Саутоне" вышла статья, в которой описывался пациент психиатрической больницы по имени Джедедиаи Бакстон. Этот человек был совершенно беспомощным в бытовых вопросах, он не мог научиться самостоятельно есть и одеваться, но при этом обладал удивительной памятью. Ему ничего не стоило запомнить и дословно повторить целую книгу или длинный список никак не связанных между собой слов, хотя при этом он не понимал смысла того, что повторяет. Авторы этой статьи не высказывали предположений о том, как такое возможно, они только описали интересный случай из своей практики, но благодаря им, люди с подобными отклонениями заинтересовали других психиатров. А Бакстон, сам того не зная, вошел в историю, как первый человек с синдромом саванта, официально признанный наукой.
   Материалами своих немецких коллег заинтересовался американский психиатр Бенджамин Раш. Он стал наблюдать за пациентами в лечебницах США и обнаружил в одной из них похожего больного Томаса Фуллера, умеющего делать в уме любые манипуляции с числами. Фуллер с легкостью складывал, умножал и возводил в степень самые разные, в том числе и очень большие числа. Любой подсчет занимал у него всего несколько секунд, и было видно, что ему нравятся такие упражнения. Однажды Раш поставил перед ним особенно сложную, как казалось психиатру, задачу: спросил, сколько секунд прожил человек, которому 70 лет, 17 дней и 12 часов. Задача и правда оказалась трудной - Томас задумался на целых полторы минуты! А затем выдал ответ - тринадцатизначное число. Раш, записав его и обложившись бумагой и счетами, принялся проверять ответ пациента, но внезапно Фуллер остановил его и с виноватым видом сказал, что ошибся - не учел високосные годы. После чего он сразу же дал другой ответ - совершенно правильный, в чем врач убедился через полчаса, исписав стопку бумаги.
   При этом ни о чем другом, кроме цифр и чисел, Томас Фуллер почти не разговаривал - он просто не понимал, о чем идет речь, если его спрашивали об обычной жизни, о других людях или о погоде. Память у этого человека тоже работала крайне необычно: он очень плохо запоминал имена людей, названия вещей или еще какие-нибудь понятия, но мог без запинки повторить любой произвольный ряд чисел, даже услышанный много лет назад.
   Статьи Бенджамина Раша, посвященные Фуллеру, тоже привлекли внимание его коллег к таким необычным пациентам, но подробно исследовать этот феномен в то время было сложно, так как подобные больные встречались очень редко. Всерьез психиатры занялись этим синдромом только спустя сто лет.
   В 1887 году в Лондонском медицинском обществе выступил с лекцией психиатр Джон Лэнгтон Даун, к тому времени уже тридцать лет работавший с людьми, имеющими разные психические отклонения. Он рассказывал о своих исследованиях в этой области, в том числе и об изучении десяти пациентов, у которых наряду с умственной отсталостью и очень низким коэффициентом интеллекта имелись способности, которым позавидовали бы ученые. Все они могли похвастаться феноменальной памятью, а также еще каким-нибудь талантом: один сочинял музыку, другой, как и Томас Фуллер, превосходно считал, третий мог без часов с точностью до минуты сказать, сколько сейчас времени...
   Доктор Даун выделил таких больных в отдельную категорию, так как они принципиально отличались от остальных людей с умственной отсталостью. В своей лекции он называл их "учеными больными" - так и появился термин "синдром саванта", от латинского слова "савант", означающего "ученый", "человек науки". Психиатр отметил также, что способности к музыке, математике или еще каким-нибудь наукам у таких людей можно развить еще сильнее. Правда, только в том случае, если врач найдет к пациенту индивидуальный подход и будет заниматься с ним именно в той форме и в таком темпе, которые подходят этому конкретному человеку.
   Так было положено начало изучению синдрома саванта. В ХХ веке научный мир уже всерьез интересовался этим явлением, и с савантами занимались психиатры во многих странах, но исследований все равно было немного, так как подобные пациенты встречались слишком редко. В наше время диагноз "синдром саванта" поставлен пятидесяти людям, а всего за всю историю психиатрии он был примерно у сотни пациентов. Хотя их наверняка было больше, просто в прошлые века эта особенность не диагностировалась.
   Большинство савантов - мужчины, у женщин это заболевание встречается совсем редко. Чаще синдром саванта является врожденным, но известны случаи, когда он развивался у человека после тяжелой черепно-мозговой травмы или болезни, воздействующей на мозг, например, после эпилептического припадка. Врожденный савантизм примерно в половине случаев сопровождается еще и аутизмом или каким-нибудь другим психическим расстройством, иногда серьезным, иногда в легкой форме.
  
   Савант в кино и в жизни
  
   Несмотря на то, что саванты встречаются крайне редко, именно это психическое расстройство можно назвать самым известным среди широкой аудитории. Этому поспособствовали, в первую очередь, два оскароносных американских художественных фильма, главными героями в которых были как раз люди с синдромом саванта - "Человек дождя", вышедший на экраны в 1988 году, и "Форрест Гамп", снятый по одноименному роману Уинстона Грума в 1994-м. В обеих картинах саванты показаны вполне достоверно, без приукрашиваний. Что и не удивительно - режиссеры и актеры, играющие этих героев, перед съемками очень тщательно изучили этот синдром. Особенно старательно к делу подошел актер Дастин Хоффман, исполнивший роль "Человека дождя" Рэймонда. Для того, чтобы вжиться в образ своего героя, он провел много времени, общаясь с савантом Кимом Пиком и позже, на съемках, копировал его поведение и манеру речи, так что Пика можно в определенном смысле назвать прототипом Рэймонда.
   Ким Пик, человек с феноменальной памятью, после выхода в свет фильма "Человек дождя" прославился на весь мир. Несмотря на то, что этот мужчина не умел делать некоторые простые вещи в быту, ни у кого, кто его знал, язык не поворачивался назвать его умственно отсталым. Он родился 11 ноября 1951 года в Солт-Лейк-Сити, и у него было сразу несколько врожденных пороков мозга. Каждая из этих проблем сама по себе, и тем более, все они вместе, должны были привести к тому, что у ребенка вообще не разовьется интеллект, не говоря уже об одаренности в каком-либо деле. Но в действительности все оказалось не так плохо, как говорили медики. Киму был всего год и четыре месяца, когда он научился читать, и с тех пор он читал всю свою жизнь, практически не переставая - каждую свободную минуту у него в руках была книга или газета. В три года мальчик уже прекрасно понимал написанное, а когда ему попадалось незнакомое слово, находил его в словаре, которым он уже тоже умел пользоваться.
   Книжные полки в доме Пиков выглядели странно: часть книг стояла нормально, а часть была перевернута вверх ногами. Это Ким переворачивал прочитанные книги, чтобы точно знать, что он уже читал, а что нет. Хотя память у него была превосходная - он помнил наизусть все, что прочел, и конечно же, помнил названия прочитанных книг. Просто с перевернутыми книгами ему было удобнее ориентироваться в домашней библиотеке.
   Отец Кима Фрэн Пик попытался устроить мальчика в обычную школу, но туда его не взяли, а о школах для детей с особенностями развития в те времена никто еще и не слышал. Тогда Фрэн решил учить сына самостоятельно и стал преподавать ему все общеобразовательные предметы. Это было не так уж сложно: Ким сам читал все учебники и лишь время от времени обращался к отцу за разъяснениями каких-нибудь непонятных моментов. Он быстро научился считать, однако способности производить в уме сложные вычисления, которая встречается у других савантов, у него не было. Его "островком гениальности" было чтение: Пик-младший с каждым днем учился читать все быстрее, ему ничего не стоило прочесть текст, перевернув книгу вверх ногами или глядя на страницу сбоку, и он навсегда запоминал каждую прочитанную строчку. Единственной трудностью, с которой он сталкивался при чтении, были иносказания - их савант не понимал. Он знал наизусть все пословицы и поговорки, но не мог объяснить их смысл и считал их чем-то бесполезным. Но при этом Ким чаще всего понимал юмор и мог сам придумать какую-нибудь шутку, хотя для савантов это довольно большая редкость.
   В 14 лет Ким Пик знал всю школьную программу, и его отец попытался договориться о том, чтобы он сдал экзамены и получил сертификат о школьном образовании. Но и в этом власти штата Юта, в котором жили Пики, ему отказали, заявив, что ментальный инвалид получить образование не может.
   До 18 лет Ким жил с отцом, посвящая почти все свое время книгам, а потом устроился работать бухгалтером в общину мормонов. Работа не отнимала у него много времени, и он продолжал читать, а также изучать карты США и других стран. Ему достаточно было один раз рассмотреть карту какого-нибудь штата, чтобы запомнить ее и без труда давать советы, как проехать из одного города в другой.
   Так Ким жил до 1984 года, когда его пригласили в Техас, на конференцию, устроенную людьми с психическими расстройствами. Там он познакомился с писателем Барри Морроу, который, находясь под впечатлением от его удивительных способностей, написал сценарий для фильма "Человек дождя". Дальше были съемки фильма, на которых Ким Пик был главным консультантом. Фрэн Пик поначалу опасался, что из его сына сделают марионетку и что режиссер, сценарист и остальные занятые на съемках люди прославятся за его счет, и пытался отговорить Кима помогать Морроу и Дастину Хоффману. Но Ким все-таки согласился показать им все свои способности, и вскоре выяснилось, что Фрэн волновался напрасно. Его сын понимал, что делает, и вел себя, как здравомыслящий человек, а порой даже оказывался более чутким, чем авторы фильма и актеры. Например, когда режиссер Барри Левинсон и Дастин Хоффман решили отвести Кима в казино, чтобы он, как его персонаж по сценарию, выиграл бы там в карты, благодаря своей памяти, савант наотрез отказался это делать. Как ни уговаривали его режиссер с актером, он отвечал им, что обманывать других игроков неэтично.
   После выхода в свет фильма "Человек дождя" Ким Пик побывал в множестве городов США, встречаясь со зрителями и рассказывая им о себе. Он снова подал запрос на получение сертификата об образовании - и на этот раз ему тут же согласились его выдать. Впрочем, любимым делом Пика по-прежнему оставалось чтение, а в последние годы жизни к этому занятию прибавилась еще и игра на фортепиано. Несмотря на то, что ему сложно было делать разные манипуляции руками - он, например, так и не научился застегивать пуговицы - Ким захотел выучиться играть после того, как прочитал много книг о композиторах. И ему это удалось. Играл он тоже по памяти - ему достаточно было один раз заглянуть в ноты, чтобы навсегда запомнить музыкальную пьесу.
  
   Художники, музыканты, полиглоты...
  
   Ким Пик - далеко не единственный человек с синдромом саванта, который смог относительно неплохо приспособиться к жизни среди обычных людей. Сумели найти свое место в жизни и другие обладающие этой особенностью мужчины и женщины. Например, англичанин Дэниел Таммет, умеющий феноменально быстро считать, знающий больше десяти языков и способный выучить новый иностранный язык за неделю, руководит интернет-сайтом, на котором можно дистанционно изучать разные науки, венгерка Генриетта Файчак пишет стихи и прозу, а еще один британец Стивен Уилтшир составляет карты и рисует картины.
   Еще более удивительна история шотландского художника-саванта Ричарда Воуро, у которого были еще и очень большие проблемы со зрением. Ричард не разговаривал до одиннадцати лет, но начал рисовать, когда ему было всего лишь около двух лет, а в шесть создавал удивительные пейзажи мелом на доске. Примерно в то же время у него обнаружили катаракту на обоих глазах. Операция по ее удалению прошла неудачно, и ребенок почти полностью ослеп - он мог лишь отличить свет от темноты, и официально всю жизнь считался слепым.
   И все это не помешало Воуро продолжить рисовать. Как ему это удавалось, можно только догадываться, потому что сам он был не в состоянии что-либо объяснить. Вероятно, он был способен точно запомнить, где провел линии на листе бумаги - зафиксировать это в памяти таким образом, чтобы "видеть" нарисованное в мыслях. Он изображал пейзажи, которые видел раньше, до операции - они тоже навсегда сохранились в его феноменальной памяти.
   К семнадцати годам Ричард научился общаться с людьми, и отец помог ему открыть выставку его картин. Нашлись сотни желающих купить произведения слепого саванта, и благодаря этому художник смог жить безбедной жизнью.
   А наиболее одаренным савантом считается француженка Эллен Бордо, слепая от рождения женщина-музыкант. Если обычно у таких людей есть только один или два "островка гениальности", то у нее их целых три. Во-первых, Эллен помнит и может воспроизвести все мелодии, которые когда-либо слышала, во-вторых, она способна ориентироваться в помещениях и не натыкаться на предметы, несмотря на то, что ничего не видит, а в-третьих, с точностью до минуты определяет время, хотя никогда не видела часов. Чувство времени, никогда не обманывающее Бордо, развилось у нее в детстве. Девочка боялась телефонных звонков, и ее мать решила постепенно приучить ее пользоваться телефоном. Для начала она показала дочери, как звонить в службу точного времени, и Эллен, проделав это несколько раз, стала каким-то образом чувствовать, сколько времени в данный момент. С тех пор она ни разу не пользовалась этой телефонной службой, но время всегда угадывает правильно.
   Журналисты несколько раз пытались доказать, что Бордо преувеличивает свои музыкальные способности, и устраивали ей проверки: ей включали начало какой-нибудь малоизвестной мелодии и просили продолжить. Каждый раз Эллен сразу же подхватывала мелодию, и скептикам так и не удалось найти музыкальную пьесу, которую она бы не помнила наизусть.
   Эллен Бордо было очень сложно общаться с людьми, особенно малознакомыми, однако она все-таки научилась этому. Но немало среди савантов и тех, кто слишком сильно зациклен на своем "островке гениальности" и почти не реагирует на окружающий мир и на других людей. Если не мешать им заниматься любимым делом, они будут посвящать ему все время, отвлекаясь только на еду и сон. Выглядят они при этом довольными и даже счастливыми.
   Можно ли хотя бы частично адаптировать к обычной жизни таких полностью "ушедших в себя" людей - вопрос для психиатров будущего. И если это в принципе возможно, то больше всего врачам помогут в этом те саванты, которые могут общаться с людьми и рассказывают о том, как они воспринимают мир.

СПб, 2018


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"