Фарбер Максим : другие произведения.

Эсхил. Орестейя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...Правы афинские старейшины, осуждающие убийство царя, -- права и царица. Месть за ребенка -- святое; однако смерть Агамемнона тоже должна быть отомщена - - и сын проливает кровь матери. В свою очередь, Ореста преследуют Эринии, он сходит с ума. Решает проблему Аполлон - - просто сказав: "будем считать, что он не виновен". В мире до-Перикловой Греции нет правых и неправых...

  
  Cover art by: [WomboDream]
  
  Ранняя греческая трагедия (архаическая, под самый финал гомеровской эпохи) - - совсем не то, что было в век классики. Если изящный и утонченный Еврипид гармонично "закольцовывает" историю страдальца Ореста (цепь убийств в его семье пошла от того, что сестру Ифигению принесли в жертву. Стало быть, достаточно найти И. в Тавриде, убедиться, что она жива, а слух о заклании был ложным - - и проклятие спадёт само собой)...
  ... То у Эсхила - - дисгармония и первозданный ужас. И. мертва; горе матери (Клитемнестры) понуждает её мстить.
  
  "Не позорною смерть его кажется мне;
  Вероломство ж мое -
  Не коварней удара, что милым нанес
  Семьянин - властелин,
  Мне из сердца исторгнув, отец-душегуб,
  Наш весенний побег, Ифигению-дочь!
  Коль добро то убийство, и это - добро.
  И в Аиде ему на живых не роптать:
  Что посеял - пожал;
  Претерпел, что содеял, - не боле".
  
  Хор не согласен?.. Хор возражает? Да: это -- диалектика (не марксистская. Но все же диалектика). Правы афинские старейшины, осуждающие убийство царя, -- права и царица. Месть за ребенка -- святое; однако смерть Агамемнона тоже д. б. отомщена - - и Орест проливает кровь матери. В свою очередь, Ореста преследуют Эринии (богини возмездия), он сходит с ума. Решает проблему Аполлон - - просто сказав: "будем считать, что он не виновен".
  Понимаете?.. В мире до-перикловской Греции, где нет правых и не правых (Агамемнон тоже отнюдь не кроткая овечка, - - какой бы лютой ни казалась со стороны царица К., а логика в её действиях есть! Парадоксальная логика, и все же...
  
  "Ифигении милой прилично, одной, -
  Целованием уст
  Бездыханных, дочерним приветом, отца
  Повстречать и приветить и, нежно обняв,
  Унести по волнам Ахерона."
  
  И все-таки в этой логике есть высшая справедливость: смерть всех сравняет. Убитого мужа Клитемнестра готова простить (вернее, просто не гневается на него). Живого -- нет. Всем плохо, всех жалко, - - и все заслужили Зевсову кару.
   - - так вот, как я уже говорил выше, в мире, где нет ни добра, ни зла "в чистом виде", единственное спасение от беспредела и первозданной анархии - - вот эти два слова: "будем считать". Примем, что так (а если на самом деле не так, и Орест сам - - та ещё сволочь, то... не станем об этом вспоминать, дабы не умножать скорбь).
  Вот этим-то и велик Эсхил. В отличие от двух других греческих трагиков, он изображает жизнь непредвзято - - сложной и несводимой к определённым парадигмам. (В переводах Апта и Иванова, однако, основной конфликт "Орестеи" больше напоминает стандартную борьбу добра со злом. Тем не менее, и по ним можно угадать обьективистский подход Эсхила). Ты грешен, юзернейм; прими это. Прими, что life is messy - - ведь мы живём лишь раз, и уж какая она есть, но другой не дано.
  
  Сорри за тавтологию и многословие. Написал, как мог; просто недавно перечитывал, вот и торкнуло...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"