Народы Мира : другие произведения.

Романская группа на Балканах (Восточная Европа)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На Балканском полуострове проживают народы нескольких романских подгрупп: балкано-романской, итало-романской и далматинской, которая была промежуточным звеном между ними. К итало-романской относятся только малочисленные истриоты - жители отдельных сел на полуострове Истрия. Далматинцы подверглись славянизации и к 20 веку стали этнической группой хорватов. Их язык в настоящее время является вымершим. К балкано-романской подгруппе относятся румыны (дако-румыны), молдаване, истро-румыны, меглено-румыны и арумыны. Три последних народа очень малочисленны, не имеют этносознания и литературной формы своих языков. Часто арумынский, истро-румынский и меглено-румынский считаются диалектами румынского языка, но этой гипотезы придерживаются только румынские ученые и, в основном, из политических соображений. Румынские ученые также исключают славянский субстрат балкано-румынских языков и относят славянское влияние ко времени вторжения славян в 6-7 вв. Но реально, романизировались не только фракийцы, но и соседние славянские племена, жившие в Карпатах и на Днестре.


НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ. РОМАНСКАЯ ГРУППА.

   На Балканском полуострове проживают народы нескольких романских подгрупп: балкано-романской, итало-романской и далматинской, которая была промежуточным звеном между ними. К итало-романской относятся только малочисленные истриоты - жители отдельных сел на полуострове Истрия. Далматинцы подверглись славянизации и к 20 веку стали этнической группой хорватов. Их язык в настоящее время является вымершим. К балкано-романской подгруппе относятся румыны (дако-румыны), молдаване, истро-румыны, меглено-румыны и арумыны. Три последних народа очень малочисленны, не имеют этносознания и литературной формы своих языков. Часто арумынский, истро-румынский и меглено-румынский считаются диалектами румынского языка, но этой гипотезы придерживаются только румынские ученые и, в основном, из политических соображений. Румынские ученые также исключают славянский субстрат балкано-румынских языков и относят славянское влияние ко времени вторжения славян в 6-7 вв. Но реально, романизировались не только фракийцы, но и соседние славянские племена, жившие в Карпатах и на Днестре.
   Балкано-романские языки резко противостоят другим романским и выделяются в восточно-романскую общность. Это связано с тем, что Дакия и другие дунайские земли довольно поздно подверглись романизации (106 г. н.э.) и раньше других (чем Галлия, Иберия) обособились от Рима (275 г. н.э.). В отличие от предков французов, испанцев и итальянцев, предки румын не контактировали с германцами в такой степени, как западно-романские народы, а испытывали сильное славянское, греческое и, впоследствии, венгерское адстратное влияние. Латинский язык, принесенный легионерами, имел уже черты разговорного народного языка Римской Империи, предшественника итальянских диалектов, поэтому между современными балкано-романскими (румыно-молдавский, мегленитский, истро-румынский, аромунский) и итало-романскими (итальянский, сицилийский, истрийский, далматинский, неаполитано-калабрийский) наблюдаются общие черты, отсутствующие в других подгруппах романских языков - ретороманской (руманиш, энгади, фриульский, ладинский), тиррено-романской (сардинские и корсиканский), галло-романской (французский, валлонский, смешанный франко-провансальский) и иберо-романской (испанский, португальский, галисийский, провансальский <по последним исследованиям, этот "диалект" французского определен в эту подгруппу, некоторые ученые даже вычленяют каталанский и провансальский языки в пиренейско-романскую или лигурско-романскую подгруппу>, каталанский), гасконской (гасконский язык близок иберо- и франко-романским, но возник на особом субстрате).
Ученые выделяют два этапа развития балкано-романских языков.
Первый длился с 1 по 7 вв. н.э., когда происходило развитие дунайской латыни (romana comuna, romana primitiva, staromana, protoromana), образовавшейся в результате перехода местных фрако- и славяноязычных народов на латинский язык. 
На
карте распространения языков в 6 в. видно, что территория, занятая романизированными даками, была ограниченной - между Южными и Восточными Карпатами, и постепенно сокращалась за счет славянской экспансии. Более распространенным был далмато-романский язык романизированных иллирийцев.
Предположительно в 8 веке нашей эры начался распад
romana comuna на две зоны: северную и южную. Хотя некоторые ученые полагают, что единой дунайской латыни не существовало: языки и диалекты развивались автономно и независимо, и имеют общие черты лишь потому, что сформировались на однородном этническом субстрате. Северная граница распространения romana comuna лежала у Западных Карпат, южная - у Стара-Планины (Балкан).
Второй период (7-9 вв.) - время сильного венгерского и славянского влияния. Причем славянское влияние, как правило, болгарское. Югославские языки сохранили древнеславянские звукосочетания /тж/ и /дж/, а в болгарском они перешли в /ст/ и /зд/ (т.н. линия Е. Петровича - изоглоссы /ст/ и /зд/ - проходящая по границе Сербии и Болгарии, и разделяющая эти два языка). Многие славянские заимствования в балкано-румынских имеют именно болгарскую форму: "праща (рус.) - праста (болг.) - прача (сербскохорватское) - prastie (дако-рум.) - prast'e (истро-рум.)". Линия Константина Жиречека разделяет балканские языки на зоны греческого и латинского влияния, она проходит по хребту Стара-Планина. Балкано-романские языки, албанский, сербскохорватский, словенский входят в сферу влияния латыни, а болгарский (и его диалект - македонский - в зону греческого влияния).
   Процент совпадения фонетических систем романских языков с латинской (в таблице указаны не все фонемы, а только присутствующие не во всех языках).

Фонема

Порт.

Исп.

Франц.

Итал.

Румын.

Латин.

/ш/

+

-

+

-

+

-

/дж/

-

-

-

+

+

-

/ч/

-

+

-

+

+

-

/х/

-

+

-

-

+

+

/ц/

+

-

-

+

+

+

/ж/

+

-

+

-

+

-

носовые

+

-

+

-

-

-

40 %

70 %

30 %

60 %

40 %

==============================================================
ИТАЛО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================

   ї Истриоты (истрийцы).
До недавнего времени истриоты считались потомками романизированных ретов и включались в ретороманскую группу, а иногда считались этнической группой итальянцев. Некоторые ученые считали их потомками северных далматинцев. Сейчас, основываясь на оригинальных чертах внутренней структуры истриотского языка, принято рассматривать истриотов как отдельный народ, говорящий на языке, принадлежащем к итало-романской подгруппе. Истриоты являются потомками романизированных племен, живших на полуострове Истрия и прилегающих районах. Этими племенами могли быть с равной долей вероятности, как иллирийцы или венеты, так и реты (3-1 вв. до н.э.), говорившие на языке, близком к этрусскому. Не исключено, что в этнос истриотов влились славянские племена хорутан в середине I тыс. н.э.
В 1950-ых годах язык фиксировался только в 4 селах из 8 исторически истриотских - Ровине, Водняне, Бале и Галижано. В 1980-ых остатки речи засвидетельствованы только в Ровине и Водняне. Отмечено несколько говоров:
своеобразный диньянский, ровинский, галлезанский, пиранский и пульский (имеет значительный венетский субстрат), говор села Валле, фезанский говор. Из них "живыми" являются только первые два.
Всего истриотами себя считают менее 1 тыс. чел. на ю.з. побережье п-ова Истрия. Часто отождествляются с истро-румынами. Католики. Антропологически их можно отнести к т.н.
адриатическому типу (смешанному динарско-средиземноморскому). (см. хорваты).
Фрагмент текста на истриотском языке:
"Salve, o Regeina, mare de mi/aricuordia, veita, dulcisa e sparansa, salve: A Tei femo ricurso nui suspiremo, dulenduse, piurando in sta val da lagrame".
 

==============================================================
ДАЛМАТО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================

   ї Далматинцы.
Далмация - область на восточном побережье Адриатического моря, захватывающая горы Велебит и Динары. Название местности происходит от иллирийского "delm" - "овца". До н.э. здесь жили иллирийцы, которые в начале н.э. подверглись романизации, а вскоре их основная часть была славянизирована. До 7 в. н.э. на далмато-романском языке говорили почти на всей территории запада Балканского полуострова. Отдельные островки носителей далматинского языка сохранялись до конца 19 века на всем побережье Адриатики и островах. Достоверно известно о далматинской речи в городах: Велья (Крк), Оссеро, Арбе, Задар, Трогир, Сплит, Дубровник (Рагуза), Котар.
Говорить о едином "далматинском языке" нельзя - таким термином называют совокупность говоров, которые являлись результатом независимого развития латыни на восточном побережье Адриатики. Термин был предложен М. Бартоли в 1906 году, до этого в ходу было понятие "вельотский язык". Нельзя таким образом говорить о "далматинском народе".
Далматинские говоры имеют много общих элементов с балкано-романскими, но грамматика - итало-романская. Ученый К. Тальявини классифицирует эти говоры, как смешанные (или переходные) и тяготеющие к итало-романской подгруппе.
По ряду критериев
(произношение латинских букв "с" и "g" перед "i", структурные отличия) говоры делятся на 3 зоны: северная (вельотская) - просуществовала до конца 19 века на острове Крк (Велья); центральная - имела место в городе Задар в 11-15 вв.; южная (рагузанская) - говоры этой зоны использовались в 13-15 вв. в городах Рагуза и Котар.
Фрагмент текста на далмато-романском языке:
"?na krestom?tia da la langa neodalm?tika ku ?na deskripsi?n gramatik?l da la l?nga, ku ?na glos?ra, e ku des t?kstas, t?ti ku traduksi?nes in-a la langa engl?za".
В настоящее время входят в этнос хорватов и в большинстве своём славянизированы. 
Антропологически -
адриатический расовый тип (см. хорваты).

==============================================================
БАЛКАНО-РОМАНСКАЯ ПОДГРУППА
==============================================================
Северная общность

   ї Румыны (romana) и молдаване (moldova).
Потомки романизированных фракийских племен (даки, геты, трибалы, мезы, бессы и др.). Римское владычество было недолгим и выразилось лишь в замене фракийских диалектов дунайской латынью (romana comuna). Фракийские племена (около 200 этнонимов) были очень многочисленны, хотя и жили на не очень большой территории: на Нижнем Дунае (мёзы и трибалы - к югу; даки и геты - к северу), Южных и Восточных Карпатах (бессы), юго-востоке Балканского полуострова (одрисы и фракийцы), незначительная часть вместе с родственными фригийцами - на с.з. Малой Азии (мисийцы). По некоторым версиям, причерноморские киммерийцы и тавры были смешанным адыго-фракийским народом. Основные упоминания о фракийцах относятся к 6-3 вв. до н.э. Существовала культурная разница между северными и южными фракийцами. Более продвинутыми были даки и геты. Раб Спартак был фракийцем. Фракийцем также был легендарный Гордий ("гордиев узел"). В 5 в. существовало мощное государство Одрисов. Во 2 в. до н.э. на Дунай проникли кельты. С дако-гетами контактировали язиги и роксоланы - иранские племена. В 1 в. до н.э. гет Буребиста объединил дако-гетские земли в государство, попутно завоевав часть альпийских земель. Притязания дако-гетов на Мёзию, принадлежащую Риму привели к разрушению Дакии в 106 году н.э. Тогда же был разрушен город Сармизегетуса (нынче Грэдиштя-Мунчелулуй) - столица Дакии. В первые века н.э. дако-геты подверглись романизации. Они жили на небольшой территории к северу от Дуная. В 275 Дакия была захвачена готами. С 4 в. н.э. в Добрудже обосновались скифы. В 6 веке на Дунай начали проникать славяне, а затем - новая волна кочевников (булгар). Но они занимали места на реке Тиса и горах Стара-Планина, минуя валашские земли. В этот же период началось валашское освоение рек Прут и Днестр (т.н. Бессарабии - по имени фракийского племени бессов), и ассимиляция местного славянского населения (уличей и тиверцев). Германский элемент выразился в присутствии готов, бастарнов, скиров, тайфалов. В 9 веке в Карпатах появились венгры, они осели в Паннонии, а часть из них захватила Трансильванию, где жили валахи. Тесное соседство с венграми привело к появлению в языке валахов многих венгерских заимствований. В 1500 году уже существовали княжества Валахия (в Южных Карпатах) и Молдавия (к западу и востоку от реки Прут) с населением, говорившем на дако-румынских диалектах. В Новое время, в Трансильванию стали проникать германские переселенцы, которые занимались горняцким делом.
Язык: румыны и молдаване используют одну и ту же литературную форму дако-румынского языка, который зовется в каждом конкретном случае по-разному (в Молдавии - молдавским, в Румынии - румынским, в научной литературе - дако-румынским).
Количество общей лексики у румынского с другими языками романской группы: с итальянским - 77 %, с с французским - 75 %, сардинским - 74 %, с каталонским - 73 %, с рето-романскими - 72 %, с португальским - 72 %, с испанским - 71 %.
Диалекты дако-румынского языка:
банатский диалект (ю.з. Румынии)
кришанский диалект (с.з. Румынии) - имеет много говоров.
мунтянский (валашский) диалект - литературный (Южные Карпаты, Добруджа, юг Румынии по Дунаю, Болгария, автономия Воеводина в составе Сербии).
молдавский диалект (с.в. Румыния, Молдова, Буковина - Черновицкая область Украины, север Добруджи)
    - буковинский вариант (граница Украины и Румынии)
    - молдавский вариант (литературная форма близка литературной форме румынского языка, отличается лишь графическим отображением) - различают северо-западные, северо-восточные, центральные и юго-западные говоры. 40 % слов имеют славянские корни.
марамурешский диалект (север Румынии, Восточные Карпаты)
трансильванский диалект (группа говоров между Восточными и Западными Карпатами)
переходные диалекты: добруджанский, баяшский (на нем в основном говорят цыгане, проживающие в Румынии, этот диалект развился из банатского с сильным влиянием венгерского и цыганского), олтеншский (Нижняя Валахия)
Фонетические особенности румынского языка: различение латинских /?/ и /?/, переход "an > Нn" перед гласным и согласным, а также "am + согласный > Нm" (за исключением слов славянского происхождения), возникновение нового морфологического чередования гласных (tot - "весь", toat? - "вся"). Противопоставление палатализованных и непалатализованных согласных; специфичен переход интервокального "l > r"; наблюдается лабиализация "qu > р, qu > b". Особое развитие имеют сочетания согласных с последующим /i/, например "t + i > ? [ц]"; "d+ i > dz > z". Типологически румынский язык имеет много общего с другими языками Балканского полуострова: утрата инфинитива, описательная форма будущего времени, наличие постпозитивного артикля; формы числа и рода существительных, прилагательных, местоимений, система спряжения сохраняют, в основном, морфологические черты народной латыни. Числительные от 11 до 19 образуются по славянской модели. В лексике много славянских и греческих заимствований. Письменные памятники на румынском языке известны с 16 в. (переводы старославянских церковных текстов и деловых документов). Формирование литературного румынского языка произошло в 19 в. Кириллическая графика в 19 в. была заменена латинским алфавитом. В молдавском языке-диалекте она сохранилась.
Религия: молдаване - православные, румыны - православные и католики.
Окончания фамилий: молдаване <Пеленягрэ, Ротару> (-рэ, -ру), румыны <Колонеску, Денусяну, Пушкариу, Тородан, Капидан> (-еску, -яну, -иу, -ан).
Антропология изучена недостаточно хорошо. 
Известно, что молдаване Молдавии в большинстве своем относятся к т.н.
прутскому кластеру северо-понтийского типа, который часто называется нижнедунайским. Более подробная статья об этих типах -- в разделах про славян.
Буковинские молдаване вместе с гуцулами и большей частью румын (35 % - центр, север) относятся к
динарскому расовому типу. Это потомки даков, иллирийского народа, в какой-то исторический период времени перешедшего на язык фракийской группы.
Южные и восточные румыны (25 %) вместе с северными болгарами объединяются в
нижнедунайский расовый тип, который сочетает в себе черты динарского и понтийского, но при этом нижнедунайцы незначительно отличаются от представителей адриатического типа (динарско-средиземноморский микс) и византийского. По мнению Бунака, нижнедунайский тип - это особая ветвь европеоидной расы: форма черепа - средиземноморская (понтийская), черты лица и телосложение - динарские. 
Альпийский
тип в Румынии встречается повсеместно в пропорции 10 % - потомки кельтских поселенцев. 
В центральных районах Румынии не редки представители
нордического типа (3 % - в Трансильвании). 
В северо-восточной части Румынии и в Молдавии представлены
восточно-европейские элементы (20 % общего числа румын). 
В пограничных динарско-восточно-европейских и динарско-нордических областях встречаются представители
норикского типа (7 %).  
Северные и западные румыны выше и брахикефальнее (указатель - 84-87 против 80) южных румын и молдаван. Размер головы варьируется не сильно: самая большая голова у западных румын, смешанных с венграми, и у молдаван в зоне контакта с гагаузами. Пигментация у нижнедунайцев очень темная, волосяной покров развитый.
Понтийский компонет нижнедунайского типа (основного расового типа фракийцев) можно вывести, как из контактов фракийцев с выходцами из Малой Азии или Северного Кавказа (в частности, ашуйской группы), так и из того, что фракийцы представляют собой смешение
древнего дунайского типа (к которому принадлежали индоевропейцы западной ветви) с динарцами. Антропологические характеристики древних дунайцев (официально - тип средиземноморской ветви) были следующими: низкий рост, высокое лицо, широкий нос, мезокефалия.
  
   ї Истро-румыны
Иногда отождествляются с истриотами. Ведут происхождение от романоязычных пастухов (мавровлахов, морлаков, чичей, ускоков), кочевавших с 10 по 14 вв. по Югославии и переселившихся в 15-16 вв. из Северной Далмации в Истрию, Словению, Каринтию. Они откололись от восточных дако-румын, романизированных гетов (Добруджа), до венгерского вторжения и их язык не имеет венгерских заимствований. В истро-румынском также сохранились сочетания /cl-/ и /gl-/, которые в дако-румынском они перешли в /k/ и /g/. После закрепления на острове Истрия они адсорбировали новых переселенцев - арумын и банатцев. Многие были ассимилированы славянами, на что указывают многочисленные параллели между истро-румынским и сербскохорватским.
До 19 века они жили т.ж. в Триесте и на о. Крк.
Язык представляет собой совокупность говоров, не имеющих наддиалектной формы. 65 % слов заимствованы из латинского языка, морфология близка сербскохорватской, ранние славянские заимствования почти все из болгарского. Истро-румынский считается смешанным славяно-романским языком.
• ж
еянский (северный) говор - горы на с.в. Истрии
южные говоры (Носело, Сукодру, Бэрдо, Летай)
сушневицкий говор
Адриатический расовый тип
(высокий рост, относительно светлая пигментация волос и глаз, высокий выступающий нос, узкое лицо, суб- и брахикефалия, пропорциональное тело). (см. хорваты). Около 1 млн. человек в нескольких селах восточной части полуострова Истрия в Словении. Католики.

Южно-дунайская общность

   ї Аромуны (арумыны, куцовлахи, влехи, цинцары, каракачаны, македо-румыны).
Аромунами называют группу племен, говорящих на говорах, объединенных на основе структурных признаков и не имеющих наддиалектной формы. Упоминаются с 10 в. н.э. В 13-14 вв. в Эпире существовали арумынские государственные образования.
Существуют переходные мегленитско-арумынские говоры, что указывает на близкое происхождение этих народов.
• пиндцы (самые многочисленные) - Салоники, Пинд, Македония.
   
- субэтнос жителей горы Олимп
• грамостяне - граница Албании и Греции. После разрушения села Грамосте в 18 веке турками, они расселились в Македонии и на ю.з. Балкан.
• фаршероты - село Фрашери в Албании, откуда они расселились на восток и Эпир, Македонию и Салоники
   
- субэтнос мюзекеров на побережье Адриатики а Албании
• москопольцы - село Москополье было разрушено албанцами, в 18 веке они выехали в Македонию и Салоники
Ученые М. Караджиу и Мариоцяну делят аромунские говоры на
F-диалекты (фаршеротский и мюзекерский) и A-диалекты (все остальные).
По классификации Т. Папахаджи и Т. Купидаиу различают:
северные говоры: - фаршеротский и мюзекерский; - москопольский; - говоры, близкие меглено-румынскому языку (1. бяла-де-суе и бяла-де-жос, 2. гопеш и муловиште)
южные говоры: - пиндский, - грамостянский, - олимпский
Ученый Т. Капидан полагает, что пиндские арумыны - романизированные арумынами албанцы. По другой версии, пиндцы - потомки даков и бессов (Бессарабия), переселившихся, сначала под давлением восточных славян на реку Сава (приток Дуная) в Боснии, а потом - на юг, в Эпир и Македонию.
Численность: 1,5 млн. чел.; из них 60 тыс. - в Албании, 50 тыс. - в Пинде (Греция), остальные - в Болгарии, Сербии, Македонии. Слабое этническое самосознание, нет стремления к созданию автономий. Делятся на племенные ветви -
рамури и тульпии, которые не всегда совпадают с диалектным членением. По религии - православные.
Антропологически выделяются пиндцы - альпийский тип, остальные арумыны - нижнедунайского и византийского типов.
   ї Меглено-румыны (меглениты).
Под термином меглениты подразумевают племена, говорящие на совокупности говоров, близких структурно. Название предложено Г. Вейгандом.
• северные говоры (Македония)
• центральные говоры (Греция: Люмницы, Купы, Ошини, Барислава, Лундзини). Лундзинский отличается переходом /ц/ в /с/.
• цернарекинский говор (близок нескольким говорам аромунского).
Были открыты довольно поздно ученым Вейгандом, который заметил, что говоры области Меглен в Македонии представляют собой отдельную ветвь балкано-романских языков. Он также предположил, что меглениты - потомки валахов, которые в 12 веке участвовали в создании Болгаро-Валашского государства. В качестве альтернативы лингвист предлагал версию, согласно которой меглениты - потоки романизированных печенегов (10 в.). О. Денусяну считал мегленитов потомками дако-румынских колонистов. Свою теорию он подкреплял лингвистическими исследованиями, которые показывали, что дако-румынский и мегленитский языки противостоят арумынскому. Очевидно, что меглениты испытали греческое влияние, но сохранили структуру числительных, как в латинском. В дако-румынском и арумынском числительные строятся по славянской модели.
Сходства мегленитского и дако-румынского, их различие с арумынским.
Двадцать:
daozots (меглен.) - douazeci (дако-рум.) - yingits (арум.) - (сравни франц. vingts) и т.п.
   меглен.
   дако-рум.
   арум.
   русс.
   antsileg
   arzint
   drum
   floari
   friguri
   frik
   kriel
   lek
   mos
   nas
   pimint
   skimp
   timp
   trimet
   utsit
   vink
   inteleg
   argint
   drum
   floare
   friguri
   frig
   crier
   leac
   mos
   nas
   pamint
   schimb
   timp
   trimet
   ucid
   inving
   (prindu, duk'escu)
   (asime)
   (kale)
   (lilitse)
   (hiavro)
   (coare)
   (moduo, minte)
   (yatrie)
   (aus)
   (nare)
   (loc)
   (aleksesku)
   (k'ero, an)
   (pitrek)
   (vatom)
   (nik'isesku)
   интеллект
   серебро
   дорога
   сливки
   лихорадка
   мороз
   голова (?)
   снадобье
  
нос
  
вахта
   время
  
   бить
   Через некоторое время Денусяну изменил точку зрения и пришел к выводу, что меглениты - выходцы с запада Румынии, из Бихора, откуда были вытеснены венграми.
Параллельно существовала теория С. Пушкариу и Т. Капидана. Они считали мегленитов потомками романизированных мёзов и трибалов, живших южнее Дуная. И приводили свои лингвистические схождения и расхождения между дако-румынским, с одной стороны, и с другой - мегленитским и арумынским.
В настоящее время принято считать мегленитов потомками романизированных мёзов, живших к югу от Дуная, единым этномассивом с арумынами. Предки арумын покинули Дунай в 10-11 вв., а предки мегленитов ушли позже - в 13 веке. Меглениты восприняли ряд черт из болгарского языка, которых нет в арумынском. В частности, переход /
a, i/ в /o/ появился в болгарском с 12 века.
Численность - 20 тысяч человек в Греции к северо-востоку от Салоник и в Македонии. Религия - православные. Антропология -
византийский тип (см. греки).
   Alexice Schneider (c) 2003-2006
www.randevu-zip.narod.ru
www.randevu.nm.ru
randevu@nm.ru
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"