Митасов Андрей Павлович :
другие произведения.
Металоция неведомого. Модуль А. Текст
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 1, последний от 20/02/2023.
© Copyright
Митасов Андрей Павлович
(
apm@tut.by
)
Размещен: 20/02/2023, изменен: 05/11/2024. 616k.
Статистика.
Эссе
:
Философия
,
Естествознание
,
Изобретательство
Металоция неведомого
Иллюстрации/приложения: 12 шт.
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Рекомендации по работе с текстом.
Крайнее обновление 05.11.2024.
Увидеть в капле океан!!
А мы плывём по океану жизни
И разум - стрелка компаса у нас.
Нам страсть есть ветер, шторма, брызги...
Любовь же - берег. И успокоений час.
Но, только осознав, что в КАПЛЕ - океана бесконечность,
Начнёшь ценить мгновения... По ним шагая в вечность...
Риф Хуснутдинов
01.03.2023 19:05
Посвящается Алисе,
поразившей меня совершенно неожиданным применением фразы
"звездочка-точка-звездочка".
Оглавление:
"Дружеский совет" Гурджиева.
Рекомендации по анализу текста.
Направления и градации обучения.
Анализ согласованности.
Генерация/формулировка вопросов/мыслей/гипотез.
Попытка понимания автора текста.
Пример попытки понимания автора текста.
Представление результатов анализа в базе знаний и "вахтенном журнале".
Фрагмент "вахтенного журнала" о рождении темы "Шифрограмма Бартини".
Использование ИИ-инструментов.
Обоснование выбора термина "Мета-Лоция".
Часть2. На пути от человеческого языка к языку ИИ-систем:
Первые шаги по освоению возможностей ГПТ-моделей.
Рекомендации по написанию текстов с помощью ГПТэшек.
О законе Ципфа-Мандельброта.
Больше статистик хороших и разных.
Первые практические опыты использования ИИ-системы Бинг.
Рекомендации по работе с диалоговыми ИИ-системам.
Наблюдения о написании собственных текстов.
Еще кое-что о написании собственных текстов.
И снова рекомендации по работе с диалоговыми ИИ-системам.
Об эмоциональных составляющих промпта.
"Тарабарские" языки, используемые ИИ-системами.
А что собственно считают текстом языковые модели?
Промежуточные выводы о соотношении текста для человека и LLM.
Информация к размышлению:
Наблюдения за "равномерностью" памяти языковой модели.
Как много точно помнит языковая модель?
Пример статистического "распознавания" текста.
Насколько работоспособно статистическое "предсказание" текста?
Советы авторам текстов от редактора Хабра.
Тексты ИИ-моделей пока более "плоские" чем авторские.
Эмбеддинги отдельных терминов VS эмбеддинги окружения.
Реальные перспективы промпт-инжениринга.
О нео6ходимости промпт-грамотности замолвите слово.
Теория, практика и "магия" промпт-инжениринга.
Вальсируя с ИИ.
Утилитарно-прагматично об "универсальном заклинании" промпт-инжениринга.
Об "особенностях" использования LLM при написании текстов.
Почему нужно учиться писать САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ тексты.
Еще одна рекомендация по написанию собственных текстов.
Иллюстрации:
Триптих "Путь текста" от "Модели Kandinsky 2.0".
Бригантина "Звездочка-Точка-Звездочка" от "Модели Kandinsky 2.1".
Бригантина "Звездочка-Точка-Звездочка" от "Модели Kandinsky 3.0".
Бригантина "Звездочка-Точка-Звездочка" от "Модели Kandinsky 3.1".
"Вальс, вальс, вальс" от Copilot.
=======
18.02.2023 12:26
"Дружеский совет" Гурджиева.
В оглавление.
Суббота. Можно и спокойно поработать.
Итак "охи и ахи" по поводу ChatGPT и его аналогов все не утихают,
хотя по-тихоньку приходит понимание, что реальный уровень этих
ИИ-технологий сильно отстает от желаемого и обещанного.
См., например, "Остап Бендер из мира нейросетей: как ChatGPT играет в шахматы"
(автор VasiliyST)
https://habr.com/ru/post/716216/
Но и расслабляться сильно не стоит, есть и другие мнения
см., например, "Настоящая личность ЧатЖПТ,
или что будет с человечеством после поробощения"
https://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/694636-nastojaschaja-lichnost-chatzhpt-ili-chto-budet-s-chelovechestvom-posle-poroboschenija.html
Источник: Олег Макаренко: Место для дискуссий.
https://olegmakarenko.ru/2636554.html
Но это скорее "прикол", а вот эта статья заставляет призадуматься
"ChatGPT как инструмент проверки своих размышлений"
(автор KasDim)
https://habr.com/ru/post/718094/
В любом случае стоит признать, что выиграть "гонку с ИИ",
можно только "по своим правилам", не за счет количества перерабатываемой
и тем более просматриваемой информации,
а за счет глубины/качества обработки ЛЮБОЙ информации.
То есть "брать не числом, а умением".
Вот относительно того как это легче/логичнее/профессиональнее делать
при обработке текстов и стоит немного по-рассуждать и что-то порекомендовать.
Хочется надеяться, что кто-то найдет в этих рекомендациях
что-то для себя полезное или просто интересное.
Начну пожалуй с одной достаточно длинной, но интересной цитаты
из предисловия к книге "Все и вся" Георгия Гурджиева
http://www.6lib.ru/books/vse_i_vsa-39602.html
\\\ ДРУЖЕСКИЙ СОВЕТ
\\\ (экспромтом написанный автором
\\\ при передаче этой книги, уже готовой к изданию, в типографию)
\\\ На основании многочисленных выводов и заключений,
\\\ сделанных мною во время экспериментальных изысканий,
\\\ касающихся продуктивности восприятия современными людьми
\\\ новых впечатлений из того, что они слышали и читают,
\\\ а также на основании идеи одного изречения народной мудрости,
\\\ дошедшего до наших дней с очень древних времен,
\\\ которое я только что вспомнил и которое гласит:
\\\ <Всякая молитва может быть услышана Высшими Силами,
\\\ и может быть получен соответствующий ответ,
\\\ только если она произносится трижды:
\\\ в первый раз - о благоденствии или за упокой души своих родителей,
\\\ во второй раз - о благоденствии своего ближнего,
\\\ и только в третий раз - о самом себе>,
\\\ я считаю необходимым дать на первой странице этой,
\\\ вполне готовой к изданию книги следующий совет:
\\\ <Читайте каждое из моих письменных изложений трижды:
\\\ в первый раз - хотя бы так,
\\\ как вы уже привыкли механически читать все свои современные книги и газеты,
\\\ во второй раз - как если бы вы читали вслух другому человеку,
\\\ и только в третий раз - постарайтесь понять суть моих писаний>.
\\\ Только тогда вы сможете рассчитывать на создание своего собственного,
\\\ присущего только вам,
\\\ беспристрастного суждения о моих писаниях.
\\\ И только тогда может осуществиться моя надежда,
\\\ что вы извлечете для себя,
\\\ соответственно своему пониманию,
\\\ ту особую пользу,
\\\ которую я ожидаю и которую я желаю вам всем своим существом.
=======
Рекомендации по анализу текста.
В оглавление.
После осмысления этой цитаты самостоятельно, можно сразу же попробовать
сформулировать то, что можно "извлечь для себя, соответственно своему пониманию"
и с учетом "краевых" и "граничных" условий,
особенно ограниченности ресурса времени.
Во-первых, относительно многократного прочтения -
вещь как видимо, нужная, полезная, и в ряде случаев неизбежная.
Особенно когда уже точно не помнишь, работал ли с данным конкретным текстом
или его вариантом, и, самое главное, когда сам или твое "миропонимание",
существенно изменились. Просто так "зачитывать до дыр" без изменения,
так сказать, "точки сборки", т.е. своего подхода, накопленных знаний,
уровня понимания, и просто текущих задач, наверно, особого смысла не имеет.
Исключение, конечно, состовляют те тексты, которые читаешь, чтобы снова
и снова, погрузиться в так полюбившийся мир автора, или насладиться
его внутренней поэзией, музыкой, ритмом, образами или героями.
Во-вторых, и это более практично сразу по многим параметрам,
при любом прочтении стараться пытаться мыслить одновременно.
как минимум, в трех плоскостях/направлениях/измерениях.
Первое - это проверка соответствия данного материала тому, что уже известно,
от родителей, учителей, учебников, новостей и.д.
Второе - формулировка вопросов/мыслей/гипотез, которые возникают при прочтении,
и, которые хотелось бы тут же обсудить с друзьями/коллегами, с самим автором,
и даже только с самим собой (и такое бывает).
Третье, и, наверное, самое трудное, но, одновременно, и самое практичное,
попытаться понять стиль, логику, мысли, мировоззрение автора.
У каждого направления свои задачи и свои методы.
Первое направление обеспечивает информацией, подтверждением/опровержением,
каких-то уже "устоявшихся" представлений, так сказать, "отдел контроля
строительных блоков/материалов".
Второе - обеспечивает новыми мыслями/идеями/гипотезами, т.е подготавливает
"строительную площадку" для восприятия/построения чего-то нового.
Третье - новыми приемами/способами/структурой мышления, т.е обеспечивает
"строительными механизмами" для выстраивания желаемой "конструкции",
но не только, и не столько в этом дело. Это отдельная тема/вопрос,
который постараюсь осветить чуть ниже.
Ну и четвертое направление, которое собственно всегда присутствует,
при работе с любым текстом - это та задача, которую решаешь самыми различными
способами, и ради которой, собственно и взялся работать с данным текстом.
Разумеется, этими направлениями, можно не ограничиваться,
у каждого есть своя собственная, только ему свойственная "фишка",
"метод", "кочка зрения". Но для начала и этого может быть достаточно.
Со временем появится и еще что-то. Но с чего-то все же надо начинать.
Собственно такая "многомерность" внимания, а вслед за ним и мышления,
и есть тот способ обеспечения такого качества восприятия/обработки текста,
который пока не доступен ИИ, во всяком случае, пока не начнется
применение многомерных "моделей обучения".
Тут главное понимание того, что активизируя собственное "внимание",
мы тем самым включаем в работу наши "встроенные алгоритмы обучения",
а они пока на несколько порядков эффективнее применяемых в ИИ,
для обучения "себя любимого" "многомерному мышлению",
т.е. уходу от "одномерного логического базиса" куда-то "дальше и выше",
в нужном только Вам направлении.
Тут особо нет ничего сложного, хотя требует и определенных усилий и времени,
но это регулируется самостоятельно, по желанию, "самочувствию", результатам
и т.п. Важно только понимать, процессом обучения такому "многомерию"
можно управлять. Например, по схеме предлагаемой ниже.
У каждого, конечно, может быть своя любимая форма/порядок обучения,
и если он вполне осознаваем и результативен, то вполне может быть применим.
В этом вопросе, наверно, особых "канонов" нет,
но и особого разнообразия тоже. Есть, в общем два подхода,
один основан на "понимании", другой на "запоминании" и куча промежуточных
или комбинированных.
Процесс обучения, который выстроен от "понимания", естественно,
обычно более быстр, но труднее и, самое главное, не гарантирован,
в силу большей "привязки" к индивидуальным "особенностям" обучаемого.
Процесс обучения, который построен на "запоминании" обычно дольше,
но он более гарантирован, что обеспечивает его применение в самых
разных областях. Поэтому и в данном случае предлагается такой подход.
Ну а что кому больше подходит. если пробовать обучаться азам
"многомерного" внимания/мышления, пусть решает для себя сам.
=======
Направления и градации обучения.
В оглавление.
Предлагаемый подход обучения включает в себя несколько этапов,
некоторые из них можно считать "каноническими",
и по ним достаточно много справочной литературы.
Первый этап - "на правильность действий".
Тут вроде из самого названия все понятно,
только нужно решить по каким критериям оценивать эту "правильность".
Тут могут быть и контрольные вопросы, и таблицы связности,
ну и контрольные примеры/задачи. Кому что привычнее.
Второй этап - "на быстроту".