Аннотация: Чтебник - основной жанр крупной сибирской прозы.
Базовая форма сибирской литературы - это, конечно, сказка (баюнная, узорочная, сновидческая), но максимальная форма - разумеется, не роман, а чтебник (сиб. "книга, полезная для чтения") - некое собрание разнообразных сочинений, раскрывающих знания, повествующих о практиках и опыте, излагающих авторские позиции, и объединенных единой сказочной историей.
Поскольку сказочная история - это история жизни души (отдельной или коллективной), ее функция в чтебнике - интеграция текста с душевной жизнью читателя: дабы через сопереживание героям он лучше воспринимал знание.
Понятно, что аккумулятором знания, точнее - информации является любой текст. В чтебнике автор аккумулирует информацию целенаправленно, ориентируясь на принцип пользы (тут играет сибирский прагматизм). С другой стороны, понятно, что польза может быть и метафизического свойства, но сибирская метафизика, в отличие от, по крайней мере, западных религий, не предполагает человеческих долженствований, а направлена на то, чтобы предоставить человеку новые возможности и научить его их грамотно осваивать. Первые чтебники во многом носили прикладной характер, будучи посвящены, например, строительству дома, охоте, рыбалке, искусству войны. Но за всем этим нельзя не заметить метафизический смысл, когда за очевидной и внешней человеческой деятельностью стоит далеко не всем очевидная жизнь души, и строительство, охота, война - осуществляются не только снаружи, но и внутри. На рубеже 19-20 веков чтебники стали приобретать откровенно метафизический характер, и прямо посвящались как разнообразным путешествиям по ту сторону реальности, так и, например, теме смерти, жизни после смерти. Если в в процессе создания классического чтебника авторская позиция заключается в том, чтобы максимально хорошо выполнить свою работу, то авторы-модернисты (до конца 20 века сибирская литература развивалась в диалоге с западной, - то есть, до тех пор, пока было с чем вести диалог) предпочитали ощущать себя посредниками-медиумами, не слишком ответственными за свой текст. Далее, под влиянием постмодернизма, авторы перестали претендовать на серьезный статус носителя полезного, важного знания, что привело к разнообразным играм и имитациям, но по сути демонстрировало глубокую драму личности, которая не уверена до конца в существовании у себя бессмертной души. При этом постмодернистские чтебники позволили исследовать разнообразные возможности работы с текстом, что, конечно, обогатило сибирскую литературу. В настоящее время принято считать, что автор чтебника делится не знанием, намеренно данным ему "свыше" (хотя включение в чтебник чисто прикладной информации все еще имеет место), а всего лишь собственным опытом (который, впрочем, тоже может включать "высокое" знание, но - добытое самостоятельно, а не врученное высокой волей с целью воспитать человечество). Тем не менее, такие книги продолжают представлять собой ценность для читателя, поскольку обязательным условием при создании чтебника (за исключением, может, постмодернистского периода) является личная авторская практика: то есть, автор, несомненно, погружался во все, о чем пишет - а значит, ему есть, чем поделиться.