1. Историческими источниками (и основами) сибирской культуры являются, с одной стороны, культура коренных народов Сибири (шаманы еще живы!), с другой - культура переселенцев из европейской части России, причем сильно трансформированная условиями сибирской жизни - особенной природой с ее великой суровостью и великими возможностями, а также особым положением Сибири в России (прежде всего, в Российской Империи и Советском Союзе).
2. Благодаря этим источникам, определяются особенности сибирской культуры. А именно:
а) ориентация на мифологичность (в отличие от характерных для других современных культур ориентаций, например, на религиозность, патриотизм, гуманистические ценности, материальные ценности или интеллектуальность). Мифы, сказки, мистерии, в отличие от остального - перечисленного в скобках - всегда будут иметь искренний отклик у сибиряков
б) свобода как выбор из огромного количества возможностей. Сибиряк, с одной стороны, не ограничен традицией (которые в Сибири не слишком-то формируются), с другой - какими-то обязательными общественными ценностями, "моралью" (хотя это не означает аморальности. Сибиряки склонны вести, скорее здоровый (в т.ч. и душевно) образ жизни, чем "высокоморальный"). Но понятно, что свобода требует ответственности и развитой способности к самоопределению личности.
в) одиночество. Сибирь, конечно, бедна человеческими ресурсами в плане количества. Но сибирское одиночество - это не западное "одиночество в толпе". Это, скорее, уединение отшельника. Что позволяют большие сибирские пространства в прямом и переносном смысле. Также это означает тот факт, что в сибирской культуре единицей измерения является не группа, не сообщество, а личность (пассионарная). Но это не исключает простора для понимания, а наоборот, расширяет его. В отличие от группы, отдельная личность не ограничивает себя какими-то "нормами" культурного действия, но при этом имеет опыт, которым способна делиться. Таким образом, в Сибири нет особых оснований для острых и продолжительных конфликтов на культурном поле. С другой стороны, преимущества одиночества заставляют отдельных людей отстраиваться от любых компаний, - но это не уменьшает культурной ценности того, что делается в одиночку.
г) обращенность к природе.
Эти черты в совокупности являются определяющими для культурной деятельности именно сибирского типа, хотя на территории Сибири повсеместно встречается культурная деятельность подражательного характера. Которая, впрочем, не имеет большого успеха в случае подражания культуре российского центра; но вполне хорошо интегрируется в сибирскую культуру если происходит подражание европейским культурным образцам (например, организация университетов - научной и образовательной деятельности).
3. Историческое развитие сибирской культуры происходило, в основном, в рамках русской (хотя при этом присутствие Сибири существенно - и в культурном плане тоже - влияло на Россию, делая последнюю странной, загадочной, неизведанной, богатой и действительно большой страной), но находилось в конфликте с русско-имперской централизованной культурной парадигмой, предполагающей обязательную иерархию культурной деятельности, организованную по принципу "центр - периферия" (т.е. когда все лучшие культурные силы собираются в центр, результаты их деятельности объявляются образцом и распространяются по всей периферии, включая Сибирь. Собственно, сибирская культура могла существовать только в качестве "очагов" ( в основном в крупных городах с развитым образовательным комплексом)). В последние десятилетия этот конфликт обострился, создавая невозможные условия для воспроизводства в Сибири культурных образцов столично-имперского происхождения (в силу недостатка ресурсов) и неудобство в восприятии столичного продукта, чье содержание идет вразрез с самой сибирской жизнью. Соответственно, назрела необходимость для сибирского культурного возрождения.
4. Поскольку основным злом современной культуры, исходящей из имперского центра является упрощение и уплощение культурной деятельности вследствие обязательной ориентации культурного продукта на продажу (желательно массовую), сибирской культуре прежде всего следует отказаться от необходимости коммерческого эффекта. Т.е. фактически отчетливо разделять культурную и коммерческую деятельность. Коммерческая деятельность может быть развлекательной, но нельзя ее называть культурой в высоком смысле и пытаться подменить ею всю культуру вообще.
5. Другими принципами современной сибирской культурной деятельности могут стать:
а) готовность браться за крупные и масштабные проекты. Следует думать не о том, получится ли что-то вообще, а о том, что нужно сделать, чтобы получилось.
б) стремление к постоянному обучению на культурном поле, особенно - в своей сфере в плане совершенствования мастерства.
в) развитие культурных связей для расширения своих возможностей. В идеале - в форме содружества проектов (как личных, так и групповых) и путем проведения фестивалей (как ситуаций, провоцирующих вдохновение).
г) готовность к самостоятельности вплоть до готовности вести (и отвечать за) весь проект в одиночку.
6. Особое внимание в развитии современной сибирской культуры следует уделять ее воплощению в интернете. С тем учетом, что интернет позволяет любому человеку заниматься масштабными некоммерческими проектами, легко устанавливать нужные связи, учиться и обмениваться опытом.
7. Предпочтительные (т.к. наиболее естественные) массовые формы современной сибирской культуры - это культура праздников и народных проектов (коллективного творчества), но отнюдь не массового потребления.