Исторически сибирское искусство, по причине российской колонизации, не смогло развиться как самостоятельное явление. Хотя сибирский опыт всегда отражался в местной музыке, живописи, литературе, основные формы и даже принципы все же заимствовались у искусства Запада и российских столиц. Противоречие непосредственного опыта и привнесенных извне методов привело к тому, что искусство сибиряков на фоне общей мировой культуры выглядело достаточно слабым, несмотря на отдельные яркие выплески. Почти невозможно было говорить о какой-то сибирской школе в сфере искусства, о большом сибирском стиле. Другое дело, что сибирский опыт сам по себе оставил свой след в культуре российской и мировой, но это тема для отдельного исследования.
Сегодня ситуация изменилась. Проблема, которая была поставлена перед новым поколением художников, литераторов, музыкантов, заключалась в том, чтобы вывести разобщенные культурные традиции сибирских народов на уровень единой и зрелой сибирской культуры, исследовать опыт сибиряков, все еще не осмысленный, изгнанный в глубины коллективного бессознательного на несколько столетий. В результате были выделены объединяющие принципы, характерные для сибирской ментальности, о которых можно прочитать, например, в моей статье "Тезисы о сибирской культуре". Главным, конечно, является свобода, что обусловлено огромными сибирскими территориями со всем богатством сложных возможностей и отсутствием необходимости в жестком жизненном кодексе. В характере сибиряков этот принцип породил такие черты, как самостоятельность и индивидуализм. В сибирском искусстве свобода - это принцип множественных реальностей, большинство из которых доступно в течение человеческой жизни только сознанию, но - тем не менее - доступно. Такая картина мира, с широкими перспективами для путешествий, имеет аналоги в традиционном для Сибири шаманском мировоззрении. Таким образом, человек искусства в Сибири - это нечто вроде шамана, который отправляется в иные миры за знанием и, возможно, за помощью для своего народа.
Соответственно, как процесс создания объектов искусства, так и процесс их восприятия сибиряками связан с измененными состояниями сознания, в которых душе субъекта предназначена главная роль. Это, с одной стороны, исключает консьюмеризм: искусство не предназначено для удовлетворения элементарных потребностей; это, скорее возможность, шанс на большее, на инициацию, которую, конечно, далеко не каждый может пройти. С другой стороны, связь сибирского искусства с полноценно трансовыми состояниями, дает большие перспективы для коллективных действий в этой сфере, фактически - для формирования коллективных практик как созидания, так и восприятия. Или, скажем, для использования объектов искусства в качестве ворот в иные миры.
В будущем в Сибири возможно появления искусства религиозной направленности, например, на основе манихейства, но пока такие образцы, и тем более - тенденции - выделить трудно.
В настоящее время можно говорить о двух характерных формах сибирского искусства: это сибирский фолк (музыка, танец) и сибирская волшебная сказка. Далее: http://svoydomeg.ru/dzenn/chtebniki/sibart