"Одним из занятий в осенней сессии семинара Жизнь-Искусство было Лежание на Осенних Листьях. В теплый сентябрьский вечер, когда было уже темно, мы вышли в загородный парк, где ведущая фонариком указала каждому из нас неглубокую ямку, длинной в человеческий рост. Нужно было лечь туда и забросать себя листьями. В полной тишине мы лежали тогда, глядя в сияющее звездное небо, которого осенью становится как будто больше" (aedwin)
Запись первая
До Монастыря мы добрались во второй половине пасмурного июльского дня. Погода стояла осенняя. Пахло мокрыми листьями. Некоторые из них, маленькие и желтые, лежали на тропе. От места, где остановился автобус, идти было минут пятнадцать, и я порадовалась, что нам запретили брать много вещей. "Все равно вы от них откажетесь", - с оттенком пренебрежения сказал Монах, который собирал нас в городе за два дня до поездки. Еще нам запретили разговаривать друг с другом, кроме тех случаев, когда без слов обойтись нельзя. Два Монаха и водитель между собой обходились. Я бы поговорила насчет телепатии с парнем, сидящим рядом, но, во-первых, он сохранял подчеркнуто-отстраненный вид; а во-вторых, нас, шестнадцать человек отбирали достаточно жестко из сотен желающих. Принципов отбора я, правда, так и не поняла, но Монах потом сообщил, что в течение двух месяцев после сбора заявок за нами наблюдали на улицах и в публичных местах. Может быть, он утаивал правду. Я читала, что в экспериментах с людьми подобное практикуется. В любом случае, жить целый год в Монастыре на полном довольствии и участвовать в чем-то вроде длительного психологического семинара, было мечтой очень многих. Мне повезло. Каждый из шестнадцати это осознавал и, по крайней мере, пока не горел желанием нарушать несложные правила.
Заодно нас застраховали, а сам эксперимент проводился под эгидой известного университета, так что Монастырь не пугал. Странное же поведение Монахов можно было объяснять условиями игры.
Итак, выбравшись из автобуса, мы оказались в мокром лесу. Сосны, березы, кусты. Было довольно прохладно, но это, вместе с предвкушением Монастыря, бодрило. Мы, шестнадцать незнакомых друг с другом, держались обособленно. Нельзя разговаривать, да еще и стеснялись. Я заметила, что несколько человек, оказавшись на воздухе, посмотрели наверх - на верхушки сосен, на низкие тучи. Монахи в темных шерстяных хламидах с капюшонами выглядели здесь как персонажи фильма о средневековье. Старший (он был выше ростом и с более резкими чертами лица) махнул рукой, чтобы мы шли за ним. Сперва мы толпились, мешая друг другу идти, но ближе к Монастырю сумели выстроиться в цепочку. Второй Монах, замыкающий, не давал отставать.
Тропинка закончилась каменными и, похоже, старыми ступенями, ведущими в гору, которую раньше я не разглядела из-за деревьев. Впрочем, я и не думала, что здесь будут горы. Не слишком высокие. Вероятно, начало горной цепи. Я вообще не знала, где находится Монастырь. В официальных документах, кстати, он назывался университетским экспериментальным центром.
Деревья росли и здесь. Скоро сквозь них стали проглядывать стены, такие же старые, как ступени. Грубо обтесанные серые камни. Калитка оказалась деревянной. Кино продолжалось. Мощеный огромный двор и массивные, вроде средневековых, здания. Слева маячило что-то похожее на сад, и мне сразу стало интересно узнать, насколько он большой. Но спросить у суровых Монахов я не решилась.
- Можете пока положить вещи здесь, - сказал старший Монах, указав в центр двора.
Земля в лесу была мокрой после дождя, но камни выглядели довольно сухими. Запах мокрых деревьев стоял везде. Те из нас, у кого сумки были побольше, сняли их, и все встали в круг, но не особенно тесный. Мы разглядывали Монастырь. Монахи постояли с нами, будто чего-то ждали, а затем старший позвал за собой худого высокого парня в синей короткой куртке. С вещами. Второй монах остался караулить нас.
Старший вернулся минут через пять и один. Теперь он взял с собой девушку с длинными пепельными волосами. Я догадалась, что скоро очередь дойдет и до меня. Было немного тревожно. Я уговаривала себя не волноваться. На минуту почудилось, что я попала в какой-то странный и очень красивый сон. Но снам свойственно распадаться, а я не хотела, чтобы эти стены и башни исчезли.
Через несколько человек Монах позвал меня. Мы прошли под небольшой аркой справа от сада, повернули налево, зашли в здание (я пока не поняла, сколько здесь зданий: территория Монастыря могла быть как огромной, так и довольно маленькой, с одним-единственным большим домом со сложной архитектурой), поднялись на второй этаж, прошли по коридору с высоким окном в конце. Нужная дверь оказалась в третьей четверти коридора, слева.
- Твоя комната, - Монах пригласил меня войти первой.
Комната показалась огромной - наверное, из-за высокого потолка и малого количества мебели. Кровать, комод. В полкомнаты - кофейного цвета ковер. Слева - открытая дверь, за которой просматривалась ванная.
Но главное - огромное окно, за которым виднелись сосны, скалы и кусочек неба.
Я не решилась ступить на ковер, остановилась посреди комнаты, между окном и входом.
- Подожди пока здесь, за тобой придут, - сказал Монах. Из вежливости я обернулась и кивнула. Он прикрыл за собой дверь. Я заметила защелку. Замка не было, - значит, снаружи комната не закрывается. Впрочем, у меня все равно нет ценных вещей.
Я очень хотела сбросить кроссовки и подойти к окну, но меня беспокоила еще одна вещь. Подождав, пока шагов Монаха не станет слышно, я выглянула в коридор.
Так и есть.
В этом коридоре действительно не было ни одной двери, кроме моей.
Запись вторая
Я сидела на подоконнике распахнутого окна, спиной к прохладному стеклу, над отвесной стеной, которая переходила в скалу. Некоторое время я пыталась понять расположение моей комнаты относительно того, что я уже видела в Монастыре, но тщетно. Потом вспомнила, как летними вечерами дома, одна, сидела вот так, высоко, над асфальтовой узкой дорогой, точно над пропастью. Воздух здесь был, конечно, лучше, и я заметила, что дышу глубже, чем в городе. Оно того стоило.
Послышались шаги. Я встала. Хотела затворить окно на всякий случай, но передумала: это же моя комната. В дверь постучали. В ответ на мое "войдите" появился младший монах. С подносом.
- Возьмите.
В отличие от старшего, он не говорил мне "ты". Наверное, это тоже было предусмотрено условиями.
Я взяла. Тарелка с едой, чашка с зеленым чаем. Вилка, салфетка. И наручные часы.
- Через двадцать минут собираемся в первом дворе. Найдете?
- Да, - кивнула я, испытывая неловкость, непонятно от чего. Вопросы всплыли потом, когда младший монах ушел. Например, куда девать посуду. И называется ли первым двор, где мы ждали, пока нас расселят. Но догонять его я не стала.
Сначала я поставила поднос на комод и села на кровать. Мешали ноги, к еде пришлось бы тянуться. Но при этом тарелка оказалась слишком горячей, чтобы взять ее на колени. Я огляделась в поисках видеокамеры. Впрочем, в договоре, кажется, говорилось об отсутствии видеонаблюдения. Я читала не слишком внимательно. Мне очень сюда хотелось.
Я сняла поднос с комода и поставила на ковер, а сама уселась рядом, поджав ноги. Хотелось вспомнить, как сидят японцы перед своими низкими столиками.
Теперь я наконец рассмотрела то, что мне принесли. Довольно большой кусок рыбы с рисом и овощами. Да, это не пансионат с обедом из трех блюд, но мне хватит. Серый поднос, белые очень простые тарелка и чашка. Часы, которые по размерам подойдут и мужчине, и женщине. Белый круглый циферблат. Широкий темно-серый ремешок. Цвета в монастыре было мало. Цвет - зеленый лес, синее небо - был за окном.
Посуду я оставила на комоде. Можно было ее помыть в ванной, но я понадеялась, что унесут и так.
Внизу, когда я пришла, было человек восемь. Видимо, все решили, что первый двор - это здесь. Разговаривать нам пока никто не разрешал, и, хотя монахи отсутствовали, мы только изредка кидали друг на друга короткие равнодушные взгляды, и снова смотрели кто вдаль, кто вверх на башни, кто на собственные ноги и камни под ногами. Что-то было в этом молчании. Во всяком случае, я не имела настоящих причин, чтобы с кем-то заводить разговор, даже и без запретов.
Хорошо, что нас расселили по одному.
Понемногу собирались и остальные. Появился старший Монах, посмотрел на всех вскользь и недовольно уставился на идущих к нам опоздавших: стройного рыжего парня в короткой кожаной куртке и пепельноволосую девушку, похожую на эльфийскую королевну. Девушка торопилась; парень, наоборот, не спешил, шел едва ли не вразвалочку. Монах, однако, не сказал ему ни слова.
Зато он не дождался, пока парень остановится рядом с нами, и жестом пригласил всех за собой. Рыжему пришлось резко сменить траекторию. Он усмехнулся, но не зло, а так, будто ему понравился ход Монаха. Мы обогнули большое здание справа, и, пройдя мимо узких и длинных построек - каменные бараки? - оказались в другом, круглом дворе. Его форму подчеркивали камни, уложенные концентрическими кольцами. Больше мне ничего не удалось рассмотреть, потому что Монах шел быстро. В здании, которое снаружи походило на церковь, а внутри - на дом для приемов, мы поднялись по широким ступеням и очутились в зале, в котором кругом стояли двенадцать кожаных тяжелых кресел. Между креслами напротив дверей был проем, в котором находилась вполне университетская кафедра. Или церковная? Впрочем, неважно. Мозаика во всю стену за кафедрой выглядела куда интереснее. И какие же здесь были высокие потолки! Кто-то прошептал, что не хватает круглого стола, кто-то хихикнул в ответ на это. Монах прервал несанкционированный контакт приказом всем сесть. Кто-то закрыл двери за нашими спинами. Я подумала, что надо будет потом придти сюда в одиночестве, чтобы как следует рассмотреть мозаику: в ней сплелись несколько сюжетов, напоминающих картины Босха. Из кресла смотреть туда было не очень удобно. К тому же Монах явно хотел, чтобы внимание сосредоточилось на нем.
- Сейчас я вам расскажу о правилах здешней жизни. Вы расселены по разным концам Монастыря. Вы будете много времени проводить в одиночестве. Здесь есть библиотека, но доступ туда пока запрещен. Помните, что вы подписали контракты, и не беспокойтесь понапрасну. Если вы захотите писать, то бумагу и ручки можно взять здесь.
Он кивнул в угол на стол, где действительно лежали высокие стопки бумаги.
- Ручки, цветные карандаши и фломастеры находятся в ящиках. Этот зал всегда будет открыт.
Темноволосая смуглая девушка подняла руку. Монах покачал головой.
- Постарайтесь не задавать вопросы, пока вас не попросят это сделать. У вас будет все, что нужно. Можно выходить за пределы Монастыря и гулять поодиночке. В окрестностях безопасно, только не уходите слишком далеко. Еду для начала вам будут приносить в ваши комнаты. Спать можете в любое время, за исключением времени сборов. Сбор по удару колокола. Один удар означает сбор в первом дворе, два удара - в круглом. Вам должно быть это понятно.
- А если три? - громко спросил рыжий парень.
- Вопрос не принимается, - отрезал Монах, и сделал паузу. Все посмотрели на рыжего, тот, кажется, смутился.
- Что ты сейчас чувствуешь? - поинтересовался Монах.
- Ничего, - пожал плечами парень и покраснел.
- Ответь мысленно. Этого достаточно.
Монах оставил парня в покое, и продолжил:
- Иногда вас будут просить собираться в определенное время. Надеюсь, все догадались надеть часы. Разговаривать без необходимости, по-прежнему, нельзя. Подумайте, прежде чем говорить. Дальше. Любая открытая дверь означает возможность войти. Это касается и ваших комнат. Они запираются изнутри, если вам нужно, и не запираются снаружи. Это сделано прежде всего, чтобы в комнатах вы поддерживали порядок. Ваши вещи никто не тронет. Кроме того, вам могут что-нибудь принести. Следующее. В свободное от сборов время вы можете делать все, что хочется, если это не запрещено правилами. Вас никто не будет принуждать, но, возможно, наши общие занятия дадут вам повод для каких-то действий в одиночестве. Чем мы будем заниматься, я заранее рассказывать не буду, но предупреждаю, что план довольно гибкий и зависит от того, как вы себя поведете. Важный момент: постарайтесь друг другу не навязываться. Точно так же, как с использованием слов: не находитесь в пределах видимости друг друга в свободное время без крайней необходимости. Вот, пожалуй, все основное...
Он задумался. Трудно было предположить, кем этот старший Монах был в мирской жизни. Может, он родился в Монастыре? А может ли здесь кто-то родиться?
- Еще хочу добавить, что вы должны быть осторожны в отношении своего здоровья. Первую помощь мы, конечно, окажем, и врач приедет довольно быстро, но контракт на этом прервется и вы отправитесь домой. А теперь последнее на сегодня. Здесь, в боковой комнате, - он показал, где, - есть монастырская одежда. Вы можете подобрать себе одежду и обувь по размеру. Но одеваться так необязательно. Да, когда все вместе пойдете выбирать себе одежду, постарайтесь друг другу не мешать. Попробуйте действовать как одно целое. Как одно существо, если вы это понимаете. Многоголовое, многорукое и многоногое.
Он сделал паузу, чтобы мы оценили шутку. И правда, многие заулыбались.
- Оно не путается в своих ногах? - спросила худенькая девушка с короткой стрижкой. Девушка, похожая на мальчика. Похоже, она решила, что сейчас можно задать вопрос. И не ошиблась.
- Это зависит от вас, - улыбнулся Монах. - Дайте этому существу жить нормально. Неважно, как вы к нему относитесь. Если вы не станете ему мешать, то оно не будет мешать и вам.
- У меня есть вопрос, - сказала я.
- Нет, - отказался Монах. Я сглотнула неприятное ощущение. Возникла мысль, что своими словами я - пока неясно как - помешала тому общему существу. Я вздохнула: как же все это сложно. Часть людей встала и потянулась к боковой двери за одеждой. В суете Монах взглянул на меня с интересом. Или мне так показалось. Но во всяком случае равновесие восстановилось. И я пошла за одеждой тоже.
Запись третья
Вообще-то мне хотелось постоять у мозаики и не суетиться вместе со всеми (впрочем, некоторые сразу ушли из зала), но я пошла за вещами. Разочарована я не была. В этом гардеробе или кладовке нашлись штаны и рубашки, хламиды как у монахов, кожаные ремни, а главное - кожаные, очень удобные ботинки на шнуровке. Я, правда, еще не ходила летом в ботинках, но когда-нибудь надо было попробовать. К ботинкам прилагались длинные хлопковые носки (новые, лежали на полке в огромных количествах). Одежда, разумеется, отличалась от того, что носили сейчас - да и последние лет сто - в городах, но у нее имелся свой стиль. Опять же качество. Я примерила то, для чего не требовалось раздеваться, и с охапкой вещей отправилась к себе. С такими же охапками из зала вышли еще человек десять. Я подумала, что не встретила здесь пока ни одного зеркала.
А в комнате не оказалось лампы. Только в ванной можно было включить свет. Я наконец закрыла окно (к моему возвращению стало довольно холодно) и попробовала разглядеть в стекле свое отражение в новой одежде. Получалось нечто смутное, почти призрак. Стоило пойти погулять и осмотреться, но пошел дождь. Я не была уверена, что монашеская шерстяная хламида под ним не промокнет, да и настроение вдруг резко упало. Поэтому я легла на кровать и закрыла глаза.
Когда я очнулась, было совсем темно. На комоде лежали три больших яблока, свет пасмурного ночного неба делал их серыми. Переодеваясь, я забыла запереться. Посуду унесли еще когда мы были в зале.
Несмотря на позднее время, я все же пошла пройтись. Монастырь молчал как скала. Ветви деревьев, которые росли в дворике перед входом, чуть шевелились; мокро шуршали листья. Было темно, только над дверью горела тусклая лампочка. Осторожно я пошла в те места, где была: в такой тьме немудрено заблудиться, а кричать и звать на помощь потом было бы неприятно, так же как и прошататься всю ночь. Неяркие лампочки горели на углах, у дверей, над калиткой. Почему-то монахи не устроили нам экскурсию, хотя времени было достаточно. Сейчас Монастырь вряд ли был виден издалека. Впрочем, лес и горы загораживали его и днем. Я вспомнила, как однажды ночью мы ехали по трассе, среди полей, а вдалеке светился, словно театр, православный монастырь. Подсветка для туристов, вторжение в пейзаж. В заснеженных полях это выглядело нелепо.
Возвращаясь, я постаралась печатать шаги в коридоре отчетливо и уверенно, точно Монах.
Запись четвертая
На другой день после завтрака (хорошо приготовленная овсянка и чай) нас собрали в круглом дворе. Человек семь были в местной одежде, что делало нас похожими, как чистые листы бумаги. Не хватало разве что однообразных очень коротких стрижек, когда разница в цвете волос становится почти незаметной.
- Ваша задача, - сказал старший Монах, - двигаться так, как вам хочется. Или как сможете. Я не скажу вам, сколько это будет продолжаться. Главное - вы все время должны находиться в движении. Вы можете стоять на месте и двигать только руками, или всем телом, но лучше, если вы будете ходить, не останавливаясь. Идти вы можете куда угодно. Но только одно условие...
К нему подошел младший монах со стопкой темно-серых предметов.
- Маски, - с заметным удовольствием произнес старший. - Вы должны надеть маски.
Он взял одну и показал. Она напомнала маску фехтовальщика, только была сплошной, а не сетчатой.
- Как видите, в ней нет прорезей для глаз, а это значит, что вы ничего не сможете видеть. От повязок мы отказались, поскольку в этом случае люди склонны жульничать. Маска пористая, так что дышать вам будет легко.
Младший начал раздачу.
- Напоминаю, что если вы получите серьезную травму, то покинете Монастырь навсегда. То же самое - в отношении неадекватного поведения. Так что не буйствуйте.
Старший усмехнулся, вероятно, представив чье-нибудь буйство. Например, по причине нервного срыва. В замкнутом пространстве вроде Монастыря такое было вполне возможно... где-нибудь через месяц. Пока все вели себя довольно послушно, но, похоже, у монахов, особенно у старшего, имелся кое-какой опыт в решении подобных проблем.
Я взяла маску. Она была на широкой резинке.
- Одевайте.
Мы послушались. Я немного покрутила головой, привыкая. Действительно, ничего не видать. По краям маска прилегала довольно плотно, в середине - свободнее. Не давила. Дышалось нормально. Я никогда раньше таких не встречала, и не представляла, для чего они могли бы использоваться еще.
- Двигайтесь. Идите.
Это напоминало некое издевательство, но психологические эксперименты и даже тренинги бывают похлеще. Во всяком случае, мы подписались выполнять все, что скажут, а монахи, со своей стороны, пообещали не причинять нам вреда. Я неуверенно качнулась... пошла, выставив согнутые в локтях руки ладонями вперед. Иногда я натыкалась на чей-то рукав или бок, и сразу же меняла направление. Мне не хотелось ни к кому прикасаться.
- Перестаньте топтаться на одном месте, - раздался голос Монаха.
Пришлось подчиниться. Я прекратила сворачивать, только - как мне казалось - огибала препятствия, и продолжала двигаться в выбранном направлении. Пятнадцать шагов. Двадцать. Тридцать. Я считала их, чтобы было спокойнее. По идее, я уже должна была наткнуться на какую-нибудь стену. Куда же я иду?
Мучительно хотелось подсмотреть. Маска мне этого не давала.
Кто-то ойкнул, видимо, столкнувшись с другим.
- Постарайтесь сдерживать лишние звуки! - сердито сказал Монах. - Если вам так уж хочется кричать, сделайте это мысленно.
Рядом с моим ухом раздалось недовольное бормотание: "А они небось забавляются, на нас глядючи!" Я неприязненно отстранилась. Пошла в сторону, противоположную бормотанию. Мне хотелось оказаться там, где невозможно на кого-нибудь натнуться.
Что-то быстро пронеслось мимо, напомнив хищную птицу. Даже со свистом. Но это было больше, чем птица. Человек. Интересно, кто это себе позволяет?
Я наконец дотопала до стены, пошла вдоль нее, как слепец, ощупывая руками прохладные неровные камни и боясь оторваться. А что я буду делать, если стена кончится?
Кто-то тяжело врезался в меня. Я вывернулась, но потеряла стену. Пускай.
Я шла, ничего не видя, и мне было все равно. Шла я, точно на эшафот, иногда сворачивая, петляя. Судя по звукам, я еще была среди остальных.
Трудно сказать, сколько мое блуждание продолжалось. Я потеряла ощущение времени. Я отдалась движению, несмотря на свою неуклюжесть. Опустить руки я не решилась, зато нашла поток - такой, что уже не могла остановиться сама. Наверное, я могла бы ходить так до вечера.
Наши подошвы глухо отбивали сложный ритм по камням.
Потом кто-то мягко взял меня за плечо и повел. Тело подчинилось ему легко. Он был властен и одновременно знал, как мной управлять, чтобы не вызвать сопротивления.
- Осторожно, ступеньки.
Я ненадолго замешкалась, а потом принялась подниматься, поддерживаемая ведущим с одной стороны, а с другой - ведя пальцами по стене.
Когда лестница кончилась, мы прошли еще немного. Затем он остановил меня руками за плечи, снял мою маску, протянул из-за спины.
- Не оглядывайся.
А я уже почему-то знала, что оглядываться нельзя. Мы стояли на возвышении, вроде галереи или балкона. Передо мной был каменный барьер толщиной сантиметров двадцать и высотой мне до диафрагмы. Внизу, в круглом дворе, неловко двигались люди в масках.
- Минут десять постой, потом спускайся. Оденешь маску и продолжишь с остальными.
Я почувствовала, как он отступил... и пропал. Я не слышала, как он уходил. Возможно, за мной была дверь, которую он закрыл очень тихо.
Я думала, что это старший Монах, который вдруг начал обращаться со мной неожиданно бережно - судя по прикосновениям и интонации. Но тут же увидела обоих монахов внизу. По-прежнему в шерстяных темных хламидах, подпоясанных ремнями, они двигались вместе со всеми. Капюшоны не сразу дали разглядеть маски. А когда я разглядела - то удивилась: даже видящий, что вокруг происходит, не мог бы так уверенно и быстро двигаться в толпе. Их траектории, в отличие от остальных, создавали стремительный сложный рисунок; руки монахов взлетали и опускались в запутанных, но гладких движениях, напоминающих об иероглифах. Если б монахи двигались одни в темноте и оставляли светящийся след, это было бы очень красиво.
Остальные, в сравнении с ними, напоминали каменные глыбы, которых заставили двигаться. Нелепо выставленные ладони. Неуверенно поднимаются и опускаются ноги. Неотчетливость, ломкость, зажатость. При этом люди, привыкнув к маскам, двигались, в общем-то, обычно. Я ведь, практически, не встречала людей, которые двигаются свободно и одновременно точно. Даже танцоры. Ведь, в отличие от артистов, у монахов вряд ли был предварительный план движения. Ведь если действовать в хаотичной толпе, согласно плану, синяков не оберешься.
Мне стало тяжело. Наверное, эта тяжесть, которую я сейчас осознала, мешала мне двигаться, как монахам. И страх, что меня ненароком ударят. Я понимала, что надо выдержать много ударов, чтоб получить такую свободу движений, но не могла представить монахов, которые в процессе обучения несколько месяцев только и делают, что набивают себе синяки и шишки. Может, есть какой-то безопасный способ? Научиться чувствовать пространство и предметы в нем с закрытыми глазами. Или секрет спонтанного танца монахов в том, что их движение не прерывается ни на миг, поэтому пространство само открывается навстречу, заранее зная, что именно сюда будет сделан следующий шаг, и убирая препятствия?
В задумчивости я спустилась, одела маску, и попыталась скользить, одновременно крутя руками. Чуть не упала. А в следующий момент едва избежала удара со стороны столь же неловкого существа, как я. Похоже, нас отправляли наверх по очереди, и не мне одной пришла мысль поэкспериментировать.
Я замедлила темп. Мне почудилось, что я вижу кругом, как движутся человекообразные тени. Они едва выделялись на темном фоне. Ориентироваться по ним я не решилась. Не была уверена, что они совпадают с реальностью.
Поздно вечером, когда я легла и закрыла глаза, тени опять стали двигаться передо мной.
Запись пятая
После многочасового хождения, мне ничего не хотелось делать, и я снова проболталась до ночи у себя. Пыталась рисовать и смотрела в окно. Похоже, сказывалась накопившаяся еще в городе усталость. Если б нам не запретили разговаривать, то уже собралась бы компания и организовала поиски пива. Образовавшиеся парочки вели бы долгие разговоры. А так... Не объясняться же с помощью жестов и глупых рож? Это выглядело бы ничуть не лучше, чем неуклюжее хождение в масках. Оставались, правда, бумага и ручки, но, опять же, сесть рядом и переписываться казалось мне детским занятием. Единственное, что представлялось достойным, так это написать письмо. Но я не знала, что написать незнакомцу, - так, чтобы письмо меня захватило. Все здесь выглядели, в общем-то, довольно интересными. Мы уже перешагнули границу студенческого возраста, набрались жизненного опыта и умели держать дистанцию. Из-за желаемой дистанции, а также из убеждения, что люди занимаются друг другом, когда им больше нечем заняться, я не хотела первой идти на контакт. Конечно, если бы кто-то ко мне постучался, и, вопреки запрету, завел разговор, я бы не сопротивлялась. Но никто не приходил.
Я проснулась в темноте. На подоконник капала вода. Он блестел. Я подумала, что вновь забыла закрыть дверь, повернула голову, и увидела такой же мокрый блеск на полу. Пятно мокрого блеска.
Я встала и подошла к нему. Потрогала босой ногой. Сухо. Тут я заметила еще одно такое же пятно возле входной двери. Будто след. Я потянула за ручку. Открыто.
Просто дома был автоматический замок - щелк, и ты под защитой.
Прежде, чем закрыться, я выглянула в коридор. Цепочка редких световых пятен уводила в сторону лестницы.
Не мое дело.
Я села на кровать. Явственно билось сердце. Ритм ударов. Ритм пятен. Сложно было сказать, каким способом достигался такой световой эффект. Если б луна светила в окно, была бы сплошная дорожка, размытая ближе к стенам и постепенно тающая к концу.
Задумчиво я глядела на два обманчиво мокрых пятна в моей комнате. Потом поднялась и высунулась в коридор еще раз. Цепочка пятен начиналась немного раньше, чем моя дверь. Они выглядели естественно и спокойно, несмотря на непроясненность причины, их породившей.
Я оделась, и, запрещая себе их считать, быстро вышла на улицу. На ступеньках тоже лежала парочка. Деревянный, до блеска натертый пол. Но не до такого же блеска! На потолке никаких дыр не просматривалось.
На улице пятен не было. Правда, небольшая лужа под деревом блестела очень похоже. Из-за фонаря. Я отошла в место потемнее и посмотрела на небо. За рваными краями туч угадывалось нечто светлое. Действительно, луна.
Возвращаться мне не хотелось.
Деловым быстрым шагом я дошла до калитки, открыла, спустилась... ступенек на пять. Потрогала, сухо ли. Села.
Камень высох, значит, на подоконник капало не с неба, а с крыши.
Четкое изображение Монастыря и происходящего в нем во мне не выстраивалось. Что я здесь делаю? Я не знаю. Знать - это прерогатива тех, кто проводит эксперимент. А мне, подопытному животному, можно не беспокоиться. В любом случае, исследование таких масштабов должно иметь большой смысл, и можно гордиться тем, что я в нем участвую.
Я сидела еще минут сорок, пока окончательно не успокоилась. Потом пошла спать. Пятна исчезли.
Запись шестая
Колокол разбудил в восемь утра. Сегодня все были в монастырской одежде, но на некоторых она смотрелась чужой. Парень с усталым лицом смахнул светлую челку со лба.
Нами занялся младший монах. Попросил встать в шахматном порядке.
- Сейчас я вам покажу основу движения.
Он двигался так. Переносил вес тела на одну ногу, делал шаг свободной другой, перекатывался всей тяжестью, только потом перемещал первую. Сначала останавливался, чтобы мы могли отследить. Потом перестал прерываться, и движение превратилось в одну извилистую линию с возвышениями и впадинами.